МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РОСМЕДОБР (18-21 ОКТЯБРЯ 2023 г., МОСКВА). ОКОНЧАНИЕ. Часть 2.

Вызовы современности в медицинском образовании

Маль Г.С.

ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, Курск, Российская Федерация

Резюме. Работа раскрывает реализацию междисциплинарного формата в образовательной деятельности при реализации основных образовательных программ в высшей медицинской школе. Автор дает характеристику внедрения междисциплинарного формата в новом аспекте, а также функций междисциплинарного формата в высшем медицинском образовании. Особое внимание уделено компетентностному развитию будущих специалистов на целостном уровне.

Для улучшения образования в сфере качества в областях медицинской профессиональной подготовки в настоящее время в интенсивном режиме проводится поиск новых форматов. В условиях отрыва педагогической науки образовательная среда испытывает ряд интенсивных перемен методического, организационного, технологического и содержательного плана. Системное реформирование не позволяет возвращаться на позиции, проявившие и зарекомендовавшие себя положительно в XX в. при возрастающем уровне интенсивности инновационных процессов. Становление на путь инновационного развития способствует повышению жизнеспособности образовательной системы по причине того, что успешность работы здравоохранения зависит от значительных ресурсов самой системы образования. Таким образом, обозначается проблема, как интегрировать в современные образовательные системы традиционные форматы образования.

Цель - ​рассмотреть для компетентностной модели обучения вопрос реализации междисциплинарного формата в медицинской высшей школе.

Методы. Изучены данные литературы в открытом доступе, рассматривающие проблему реализации междисциплинарного формата в высшем образовании.

Результаты. Федеральный государственный образовательный стандарт, ориентир на компетентностную направленность, наращивание масштабности работы студентов на самостоятельном уровне требует пересматривать форматы моделей образовательной деятельности. Поиск выхода из данной ситуации заключается в развитии интеграционных процессов в высшем образовании.

Подготовка выпускников в рамках компетентностной модели обучения рассматривается в качестве подготовленного человека осуществлять профессиональную деятельность с точки зрения междисциплинарной интеграции.

В ФГОС ВО и проекте нового варианта федерального образовательного стандарта высшего образования по программе специалитета "Лечебное дело" компетенции рассматриваются как комплексные в своей реализации. Учебные дисциплины и практики в рамках учебных планов направлены на обретение студентами профессиональных знаний, умений и практических навыков.

Компетенции, которые подразделяются на профессиональные, общекультурные и общепрофессиональные, реализуются образовательными организациями, занимающимися образовательными программами высшего образования. При определении этапности в процессе освоения компетенций необходима структурная иерархия. В качестве одного из этапов можно рассмотреть планирование учебного процесса.

В период освоения студентами знаний, умений и практических навыков в соответствии с учебными планами происходит параллельное овладение компетенций изучаемых дисциплин путем планирования. Каждая учебная дисциплина занимает определенное место по учебному плану для соответствующего уровня подготовки студентов. Деканы факультетов вместе с заведующими кафедрами осуществляют данное планирование.

К следующему этапу планирования относится составление рабочих программ практических подготовок и учебных дисциплин. Данная процедура проводится в самостоятельном режиме научно-педагогическим коллективом кафедр. При разработке подобных рабочих программ следует учитывать современные рекомендации профессиональных медицинских сообществ для будущих актуальных работодателей во время работы с выпускниками. Сотрудники кафедр должны активно вовлекаться в разработку рабочих программ соответствующих дисциплин.

Вопрос реализации междисциплинарного формата в высшей школе формирует следующие его функции.

Интегративная функция является основной. В данном случае при рассмотрении функций междисциплинарного формата интегративность выступает в виде феномена, который выполняет объединяющую роль по формированию целостной картины разрозненных знаний и компонентов компетенций.

Формирующая функция имеет большие возможности в процессе образования. Рассматриваемая функция формирует профессиональный потенциал обучающихся и развивает мировоззрение, способствует развитию культурных взглядов.

Интегративно-моделирующая функция в образовательном процессе направлена на создание представлений о процессах подготовки и сущности профессии как модели. Моделирование актуализировано на формирование эффективной системы построения иерархии целей компетентностной модели целостного уровня.

Заключение. В современных условиях стоит признать направленность общего типа на обретение личностью развития целостного компетентностного уровня при подготовке специальности "Лечебное дело". Особенностью профессиональной подготовки является междисциплинарный формат преподавательской работы. Обладая соответствующими уровнями компетенций, выпускаемые специалисты должны обладать знаниями и прак­тическими навыками по изученным учебным дисциплинам, а также выполнять трудовые обязанности по профессиональным стандартам в междисциплинарном формате.



Совершенствование системы непрерывной профессиональной подготовки руководителей сестринскими кадрами в Республике Беларусь

Денисова С.В., Сачек М.М.

ГУО "Белорусская медицинская академия последипломного образования", Минск, Республика Беларусь

Резюме. В настоящее время в решении задач по обеспечению доступности и повышению качества медицинской помощи населению весомая роль принадлежит специалистам со средним медицинским образованием. Подготовка высококвалифицированных и компетентных руководителей сестринскими кадрами - ​важнейшее требование последипломной подготовки медицинских сестер-руководителей, которая осуществляется на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГУО "Белорусская медицинская академия последипломного образования".

Непрерывное профессиональное образование руководителей сестринскими кадрами выступает первым и основополагающим ресурсом для построения новой устойчивой системы здравоохранения Республики Беларусь.

В сфере медицинского образования деятельность медицинских учреждений образования направлена на обеспечение высокого уровня знаний, формирование компетенций, в полной мере отвечающих потребностям практического здравоохранения.

Цель - ​анализ образовательных программ подготовки для создания компетентностно-ориентированной модели руководителя сестринскими кадрами, изучение социологического портрета руководителя сестринскими кадрами и совершенствования существующей системы подготовки.

Методы: статистический, социологический, аналитический.

Материалы. В настоящее время в республике должности главных медицинских сестер занимают 561 человек.

Новыми нормативными правовыми актами определена возрастающая роль главной медицинской сестры как руководителя сестринскими кадрами. В номенклатуру служащих медицинских работников с высшим медицинским образованием внесена должность главная медицинская сестра. Эта должность в настоящее время отнесена к организационному профилю, что повлекло изменение уровня последипломной подготовки руководителей сестринскими кадрами.

Изменились и требования к занятию данной должности. Обязательными квалификационными требованиями являются диплом о высшем образовании по специальности "Сестринское дело". К сожалению, в настоящее время современным требованиям к занятию данной должности соответствуют только 6,3% главных медицинских сестер от занятых должностей в республике.

Качество оказания медицинской помощи не может быть выше качества медицинского образования. Только при активном сотрудничестве системы здравоохранения и системы образования возможна качественная подготовка специалистов для практического здравоохранения. Поэтому совершенствование непрерывной профессиональной подготовки главных медицинских сестер как руководителей самой многочисленной составляющей системы здравоохранения нашей страны - ​важнейшее требование современного времени.

Чтобы соответствовать современным требованиям системы здравоохранения, система непрерывного дополнительного образования должна быть объективно нацелена на формирование профессиональных компетенций у специалиста как личности и субъекта организации здравоохранения, стремящегося к постоянному совершенствованию.

В настоящее время занятие должности главной медицинской сестры в организациях здравоохранения республики осуществляется без системной подготовки. По данным анкетирования 62 руководителей сестринскими кадрами на данную должность назначены претенденты с должности старшей медицинской сестры в 52% случаев, с должности медицинская сестра - ​в 38% случаев, с должности преподаватель медицинского колледжа - ​в 3% случаев, с должности помощник врача - ​в 7% случаев. Переподготовка главных медицинских сестер по организационному профилю в республике не осуществляется.

В настоящее время основным источником получения новых знаний по вопросам управления для главных медицинских сестер является формальное обучение на курсах повышения квалификации 1 раз в 5 лет, однако этого крайне недостаточно.

В настоящее время в Республике Беларусь получило развитие неформальное дополнительное образование для руководителей сестринскими кадрами, которое представлено в новом образовательном проекте БелМАПО.

Руководители организаций здравоохранения республики хотят видеть главных медицинских сестер специалистами, готовыми принимать управленческие решения, с желанием развиваться, ценящими свою профессию.

Предлагаемое решение данного вопроса - ​проведение внутреннего аудита на рабочем месте с целью проектирования дальнейшего профессионального развития главной медицинской сестры по индивидуальной образовательной траектории, так как потребность организаций здравоохранения различного уровня оказания медицинской помощи в грамотных и эрудированных специалистах возрастает с каждым днем.

Совершенствование системы непрерывной профессиональной подготовки руководителей сестринскими кадрами Республики Беларусь позволит данной категории специалистов прочно занимать лидирующие позиции среди управленцев и повысить статус главной медицинской сестры в системе здравоохранения Республики Беларусь.



Дифференцированный подход к созданию современной модели непрерывного профессионального развития главных медицинских сестер Республики Беларусь

Денисова С.В., Сачек М.М.

ГУО "Белорусская медицинская академия последипломного образования", Минск, Республика Беларусь

Резюме. В решении задач по обеспечению доступности и повышению качества медицинской помощи населению РБ весомая роль принадлежит специалистам со средним медицинским образованием.

Совершенствование системы подготовки главных медицинских сестер (ГМС) - ​важнейшее требование подготовки данной категории специалистов. Приоритетным направлением непрерывного профессионального образования ГМС является формирование базовых и дополнительных компетенций с учетом уровня организации здравоохранения, в которых работают данные специалисты.

Сестринские кадры являются фундаментом любой системы здравоохранения. В докладе Всемирной организации здравоохранения "Состояние сестринского дела в мире" (2020 г.) подчеркнута ценность вклада специалистов со средним медицинским образованием в охрану здоровья и подтверждено, что вложение средств в развитие сестринского дела - ​благо для общества. Отмечено, что государства должны вкладывать средства в масштабное ускорение подготовки новых медицинских сестер, создание для них рабочих мест и укрепление их лидерской роли. Без сестринского и акушерского персонала, как и без других категорий медицинских работников, страны не смогут выполнить задачу по обеспечению доступной и качественной медицинской помощи, достигнуть целей в области устойчивого развития. При этом образование медицинских работников выступает первым и основополагающим ресурсом для построения новой устойчивой системы здравоохранения. Качество оказания медицинской помощи не может быть выше качества полученного образования.

Рассматривая вопросы кадровой подготовки специалистов в рамках реализации Концепции развития сестринской службы в Республике Беларусь на 2021-2025 гг., особенно актуален дифференцированный подход в подготовке руководителя сестринскими кадрами нового типа. Модернизация существующей модели подготовки руководителей сестринскими кадрами предполагает формирование профессионала-личности, который приобретает знания и умения, присущие настоящей профессиональной деятельности. Особую актуальность такой подход приобретает в современном русле пациент-ориентированной медицины.

В Республике Беларусь медицинская помощь населению оказывается в организациях здравоохранения различных уровней: амбулаторно-поликлинических, организациях здравоохранения районного и областного уровня, в республиканских научно-практических центрах. Дифференцированный подход в подготовке руководителей сестринскими кадрами особенно актуален в настоящий момент.

Приоритетным направлением непрерывного образования главных медицинских сестер является формирование базовых (профессиональных) и дополнительных (надпрофессиональных) компетенций с учетом уровня организации здравоохранения, в которых работают данные специалисты.

Одним из путей решения данного вопроса является совершенствование существующей системы непрерывной подготовки руководителей сестринскими кадрами и активное внедрение в образовательный процесс специалист-ориентированного обучения.

Цель работы - ​определение необходимости дифференцированного подхода к модернизации существующей модели профессиональной подготовки ГМС, которая позволит сформировать необходимые профессиональные и надпрофессиональные компетенции, последовательное развитие и профессиональный рост руководителей сестринскими кадрами организации здравоохранения любого уровня. Подготовка компетентных организаторов сестринского дела - ​важнейшее требование подготовки ГМС, которая находится в центре внимания профессорско-преподавательского состава кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО. Для реализации данного направления для руководителей сестринского дела организован новый образовательный проект, состоящий из 3 интерактивных модулей: Школа ГМС - ​ежемесячный вебинар в режиме онлайн, Школа медицинской сестры-организатора - ​рубрика в специализированном журнале и информационный блок для ГМС в телеграм-канале. В настоящее время идет активная работа по созданию новых курсов повышения квалификации по реализации командной работы: "Главный врач - ​главная медицинская сестра", "Главная медицинская сестра - ​заместитель главного врача по медицинской части".

Новые образовательные проекты формируют у руководителей сестринского дела дифференцированные профессиональные компетенции:

· развитие индивидуальных дополнительных компетенций с учетом уровня организации здравоохранения;

· поддержание традиций отечественного здравоохранения;

· стимулирование инноваций, творческого подхода у работников при решении практических задач;

· формирование и выстраивание активных связей между командами и отдельными работниками;

· последовательное развитие и профессиональный рост руководителей организации здравоохранения.

Решение современных задач непрерывного образования руководителей сестринскими кадрами предполагает постоянное практико-ориентированное обучение данных специа­листов не только в медицинских образовательных учреждениях с учетом необходимых компетенций, но и постоянное самообразование, участие в образовательных проектах, позволяющих получать новые знания и синтезировать профессиональные навыки и умения для выполнения главных задач системы здравоохранения Республики Беларусь.



Опыт применения технологии деловой игры в обучении бакалавров сестринскому делу в педиатрии

Сагадеева Е.М., Лапик С.В.

ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, Тюмень, Российская Федерация

Резюме. Недостаток в формировании у студентов компетенций коммуникативных навыков и ситуационной клинической тактики может быть компенсирован за счет применения деловой игры при отсутствии достаточного общения с пациентами.

Актуальность. Изменение системы обучение студентов с ограничением контактов с пациентами привело к снижению уровня коммуникативных умений студентов (компетентности). Привлечение к образовательному процессу тьюторов ограничено аттестационными мероприятиями.

Цель - ​оценить практико-ориентированность применения в процессе освоения клинических дисциплин технологии деловой игры.

Результаты. Сестринское дело в педиатрии - ​дисциплина, при освоении которой необходимо приобретение компетенций в коммуникации не с одним взрослым пациентом, а с несовершеннолетними различных возрастных групп и их родственниками (законными представителями), т. е. со взрослыми людьми. При отсутствии непосредственного контакта на практических занятиях использована технология деловой игры. Каждому обучаемому дается задание подготовить сценарий тактики поведения и общения определенного участника клинического процесса (ребенка-пациента, окружения, команды медицинских работников) в рамках определенной клинической ситуации. При разработке ролей преподаватель выступает как консультант, в процессе игры - ​как модератор.

Каждым обучаемым разрабатывается роль без обсуждения с другими участниками деловой игры. При подготовке ролей студенты используют свои знания и умения по коммуникации, полученные в процессе освоения дисциплины "Коммуникативные навыки", "Основы сестринского дела", на ознакомительной педагогической практике, клинических симуляционных и производственных практиках, а также опыте социального и семейного общения. Роли распределяются по желанию студентов с учетом индивидуальных знаний, умений и владений.

Отсутствие общения обучаемых в процессе подготовки ролей обеспечивает эффект неожиданности поведения участников деловой игры, имитирующей реальные возможности развития сценария лечебно-диагностического процесса, которые требуют индивидуального решения и в клинических условиях. В представлении обучаемыми любой роли не может быть отрицательных оценок, поскольку при разработке ее сценария представляются знания студентов, а ошибочные действия выявляются в процессе деловой игры другими ее участниками и требуют оперативных решений, а также модерации со стороны преподавателя.

Заключение. Сравнительная оценка результатов традиционных методик обучения (обсуждения теоретических вопросов, решения ситуационных задач, тестированной оценки знаний) и деловой игры показала преимущество последней не только по текущей и рубежной успеваемости студентов, но и по выживаемости знаний через один год и на итоговой аттестации студентов бакалавриата по сестринскому делу. Кроме того, в результате деловой игры успешно формируются коммуникативные умения и ситуационное мышление. Мы рекомендуем использование образовательной технологии деловой игры при изучении сестринского дела в клинических дисциплинах для студентов-бакалавров.



Совершенствование методики обучения коммуникативным навыкам в подготовке врача общей практики

Мельник В.А., Громыко Н.Л.

УО ГомГМУ, Гомель, Республика Беларусь

Резюме. В статье представлен опыт использования методики "Стандартизированный пациент" при обучении студентов выпускного курса.

К ключевым компетенциям врача-профессионала относятся способность устанавливать контакт с пациентом, выстраивать доверительные отношения, что является залогом успешного лечения. Следовать рекомендациям врача можно только при полном доверии пациента, и соответственно, в таком случае достижим благоприятный результат лечения. Взаимоотношения с родственниками пациента, вовлечение их в активный процесс выздоровления также возможно при эффективной коммуникации "врач-пациент".

В Гомельском государственном медицинском университете в рамках реализации образовательной программы "Лечебное дело" изучается дисциплина "Профессиональные коммуникации в медицине". В рамках изучения данной дисциплины на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с курсом факультета повышения квалификации и переподготовки студенты учатся проявлять эмпатию и понимать потребности пациента, изучают стили взаимодействия "врач-пациент" в зависимости от различных психотипов. Принципиальным отличием от привычных способов обучения является отработка практических навыков общения на базе учебного центра практической подготовки и симуляционного обучения.

После изучения теоретических основ проводится объективный структурированный клинический экзамен с использованием методики "Стандартизированный пациент". Разработаны сценарии клинических случаев, инструкции для студента и пациента, чек-листы, подготовлено материальное оснащение станций, обеспечена видео- и аудиофиксация, проведено обучение стандартизированного пациента. В роли стандартизированных пациентов выступают актеры Гомельского городского молодежного театра.

Для будущих врачей общей практики были разработаны клинические сценарии по темам: пациент с недооценкой тяжести своего заболевания; пациент, погруженный в болезнь; пациент с недоверием к врачу; пациент-фантазер; пациент "патологический жалобщик" и др. Все студенты получают одинаковые задания, выполнение которых оценивается несколькими преподавателями. Студентам предоставляется возможность попробовать свои силы в качестве врача общей практики на приеме в амбулаторно-поликлиническом учреждении, применить свои знания на практике, убедить пациента в необходимости следовать рекомендациям. Дополнительно к этому преподаватели кафедры общественного здоровья и здравоохранения проводят тренинги и мастер-классы, на которых показывают, как эффективно общаться с пациентом в самых сложных ситуациях.

С 2021 г. в Гомельском государственном медицинском университете данная методика реализуется среди студентов VI курса, обучающихся по профилю субординатуры "Общая врачебная практика", "Терапия". Анализ получаемой обратной связи от студентов показывает высокую эффективность и востребованность методики "Стандартизированный пациент".



Управление образовательными программами подготовки кадров в области здравоохранения в Республике Казахстан

Ибрагимова А.Г.

РГКП Южно-Казахстанская медицинская академия, Шымкент, Республика Казахстан

Резюме. В условиях академической свободы университетов страны управление образовательными программами на всех уровнях подготовки кадров требует внедрения инновационных форм и технологий. На основе проектной деятельности в Республике Казахстан сформирована уникальная модель, осуществляющая методическую, научно-образовательную и экспертную деятельность в области подготовки кадров, объединившая в своей структуре основных стейкхолдеров образовательных программ медицинского и фармацевтического образования.

В Республике Казахстан внедрена инновационная форма управления образовательными программами высшего, послевузовского и дополнительного образования. На базе ведущего университета создается Учебно-методическое объединение Республиканского учебно-методического совета (УМО РУМС) с широкой разветвленной сетью групп управления проектами (ГУП) по отдельным направлениям подготовки кадров и/или специальностям, деятельность которых основана на применении методов проектного управления. В систему управления вовлекается широкий круг стейкхолдеров образовательных программ: представителей уполномоченных органов в области здравоохранения и образования, преподавательского состава с большим опытом методической, научной работы и экспертной оценки программ обучения, представителей медицинских организаций науки, профессиональных ассоциаций, независимых аккредитационных агентств, центров независимой экзаменации.

Ведущим университетом в области медицинского образования в Казахстане является Национальный медицинский университет, на базе которого организована работа УМО РУМС по направлению "Здравоохранение". Основные задачи объединения - ​определение стратегий и моделей развития медицинского образования, соответствие содержания образовательных программ требованиям национальной и отраслевой рамки квалификаций, требованиям профессиональных стандартов; определение и выполнение требований по обеспечению качества образовательных программ и формирование эффективной внутренней и внешней системы обеспечения качества медицинского образования.

На базе УМО РУМС сформировано 8 ГУП: терапевтического, хирургического, педиатрического, стоматологического, фармацевтического профиля, сестринского дела, неотложной помощи, онкологии, ядерной медицины и травматологии, специалистов общественного здоровья и иных специалистов здравоохранения. На ГУП возлагается ответственность за повышение качества подготовки по отдельным направлениям здравоохранения, формированию и развитию независимой оценки профессиональных квалификаций выпускников программ и действующих специалистов, мониторинг обеспечения образовательных программ кадровыми ресурсами, формирование единой базы учебной литературы, в том числе электронной, и обеспечение другими ресурсами программ обучения.

По отдельным специальностям в области здравоохранения в 8 ГУП сформированы 58 комитетов, в сферу деятельности которых входят разработка образовательных программ, координация реализации программ обучения, экспертиза содержания профессиональных стандартов, клинических протоколов, стандартов оказания медицинской помощи, контрольно-измерительных средств независимой экзаменации и др.

В составе ГУП программ фармацевтической подготовки сформированы 3 комитета: по управлению качеством в фармации, менеджмент в фармации и клинической фармации. Членами комитетов являются представители 7 медицинских университетов страны, 4 медицинских факультетов многопрофильных университетов, осуществляющих подготовку фармацевтических кадров, 3 профессиональных ассоциаций, 2 медицинских организаций клинического профиля.

Координационная работа ГУП в Управлении образовательными программами фармацевтической подготовки кадров направлена на обеспечение тесного взаимодействия университетов и факультетов страны в эффективной реализации и повышении качества образовательных программ. Анализ и трансферт современных тенденций и технологий развития фармацевтического образования и интеграция в мировое образовательное и научное пространство через тесные связи с образовательными, профессиональными организациями является основным направлением деятельности ГУП.

ГУП занимает активную позицию и участие в вопросах реформирования системы здравоохранения, пересмотр моделей и программ подготовки медицинских и фармацевтических кадров. Сложная, но эффективная структура Управления образовательными программами на страновом уровне имеет сильные стороны в виде успешной коллаборации университетов, интеграции содержаний программ подготовки, успешной академической мобильности обучающихся и преподавателей, обмен опытом и знаниями в самых передовых областях медицинского и фармацевтического образования, тесная связь и общие интересы рынка труда с университетами страны.



Опыт использования симуляционных технологий как основы развития профессиональной компетентности врача-специалиста

Удовика Н.А.

Луганский республиканский центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Луганской Народной Республики, Луганск, Российская Федерация

Резюме. Представлен опыт использования симуляционных технологий в процессе освоения студентами дисциплины "Акушерство и гинекология" на специалитете в разрезе подготовки врача общей практики. На примере изучения симптомов "аномальные маточные кровотечения" и "анемия" продемонстрирована методика виртуальной ролевой курации условной пациентки с оформлением видеофильма. В процессе этого студенты учатся работать в команде; отрабатывать вербальные навыки, клиническое мышление; формировать креативность.

Перед системой медицинского образования Луганской Народной Республики остро встает вопрос о содержании, структуре и технологиях подготовки специалистов, способных соответствовать требованиям современности. Это связано как с объективными условиями (незавершенность вооруженного конфликта, снижение конкурентоспособности в системе здравоохранения, рутинность процесса освоения дисциплин), так и субъективными причинами (личностно-психологические и физиологические особенности современного студента - ​имеет очень быстрый доступ к информации, что блокирует развитие навыков к поиску, синтезу и анализу, клиническому мышлению). Современные программы подготовки врача-специалиста предусматривают такие знания, умения и навыки, которые позволяют выпускнику медицинского университета после успешной сдачи аккредитации практиковать в системе здравоохранения на первичном уровне (амбулатория, поликлиника). Так как все предметы и учебные дисциплины перенасыщены материалом, возникает вопрос: может ли современный студент одинаково глубоко освоить все дисциплины специалитета? Тогда закономерен следующий вопрос: в каком же объеме получаемые студентом знания, умения и навыки, в частности из раздела дисциплины "Акушерство и гинекология", понадобятся для практики врача-специалиста первичного звена?

Цель. Нами представлен собственный опыт использования современных симуляционных технологий в процессе освоения дисциплины "Акушерство и гинекология" на примере изучения симптома "аномальные маточные кровотечения (АМК)".

Материал и методы. Анемия и ее проявления - ​наиболее частая патология для врача-специалиста первичного звена. Причины ее развития студентами активно изучаются при освоении многих дисциплин. Однако у женщин после 18 лет ведущая причина анемии - ​АМК, а ведущие нозологии - ​полип, аденомиоз, лейомиома, аденокарцинома матки. Теоретические знания студент получает традиционно (лекции, домашние задания, тестирования, решение задач). В то же время доступность реального пациента сегодня ограничена. Поэтому для освоения навыков и умений диагностики причин АМК нами предложена методика виртуальной ролевой курации условной пациентки с оформлением видеофильма. Для этого группа студентов делится на подгруппы (команды). Каждая подгруппа получает задание в виде легенды, например: "Женщина 42 лет обратилась в амбулаторию с жалобами на слабость, одышку при физической работе, шум в ушах, а также обильные менструации и рост живота".

Задача - ​диагностика патологии уже на первичном звене, не направляя пациентку сразу к узкому специалисту, в частности к акушеру-гинекологу.

Результаты и обсуждение. Каждой команде студентов предстоит разработать маршрутизацию (логистику, путь к диагнозу) путем проведения курации; продемонстрировать топический диагноз (рисунок, схема, лепка из пластилина, пошив из тканей и др.); элементарно объяснить патогенез заболевания и его основных симптомов; логически поискать пути коррекции (лечение, профилактика, реабилитация). Студенты команды делятся на "пациентов" и "врачей" и разрабатывают сценарий своей виртуальной клинической ситуации. Согласно сценарию "врачи" опрашивают условную пациентку (собирают жалобы, изучают анамнезы); оценивают общее состояние (демонстрация физикальных методов исследования, интерпретация лабораторных и инструментальных данных); реально проводят гинекологический осмотр на фантомах (симуляторах) (оценка status localis) и самое важное - ​записывают видеоролик с оформлением целостного фильма, чтобы потом проработать ошибки.

Для построения диагноза студенты сначала рисуют матку (базовые знания анатомии); потом рисуют болезни в матке- (новые знания на дисциплине); готовят несложные макеты (еще один путь к освоению вопроса); используя и стандартные несложные симуляторы. Пример полученного диагноза: Железодефицитная анемия средней степени тяжести вследствие хронических АМК по причине интрамуральной миомы матки. Патогенез: миометрий из-за узла сильно растянут, сократительная способность из-за этого снижена. Что делать? Удалить (уменьшить) узел, мышце станет легче сокращаться и АМК ликвидируются. В результате анемия пропадет, наступит выздоровление. Врач-специалист общей практики должен уметь пациентке с анемией на фоне АМК объяснить, что коррекция анемии терапевтом без лечения симптомной миомы матки не перспективна!

В процессе предложенного творческого подхода к освоению дисциплины студенты учатся работать в команде (слышать друг друга); отрабатывать вербальные навыки (речь); формировать ответственность к сбору информации и анализу данных; студентами также демонстрируется концентрация внимания, активность и клиническое мышление. Работа в команде позволяет видеть лидеров мысли и организаторов (будущие руководители); формировать креативность, инициативность и нестандартность мышления (идеи). Таким образом, включение симуляционных технологий в процесс освоения дисциплин на специалитете является необходимым элементом формирования основ профессионализма и профессиональных компетенций.



Практика организации корпоративного обучения персонала медицинских микропредприятий на примере стоматологических клиник г. Краснодара

Доманцевич О.Г., Доманцевич А.А.

ООО "Технологизация", Краснодар, Российская Федерация

Резюме. Одной из проблем медицинских микропредприятий, в частности стоматологических клиник, является организация бизнес-процесса обучения персонала. В данной статье представлен опыт работы Межотраслевого учебно-методического центра ООО "Технологизация" со стоматологическими клиниками г. Краснодара (на примере ООО "Оникс-Дент") на основе экосистемной модели корпоративного университета.

Актуальность темы обусловлена тем, что медицинская организация, представляющая собой микропредприятие, не может самостоятельно реализовывать бизнес-процесс обучения персонала. Обычно главный врач, который по совместительству является и руководителем, в частности стоматологии, осуществляет врачебный прием. Одновременно выполнять разные бизнес-роли (сотрудника/руководителя) проблематично. В связи с этим обучение персонала нуждается в современных конструктивных подходах: управленческих, материальных, временных и т. д.

Цель исследования - ​описание и совершенствование способов организации корпоративного обучения на примере стоматологии ООО "Оникс-Дент". В рамках данной темы были сформулированы следующие конкретные задачи: выполнить анализ организации корпоративного обучения в ООО "Оникс-Дент"; разработать предложения по совершенствованию организации корпоративного обучения персонала в ООО "Оникс-Дент"; дать оценку эффективности предложенных мероприятий. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по теме исследования, классификация, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, методы сбора информации. Исследование выполнено с позиций деятельностного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.), системно-мыследеятельностного подхода (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий). Теории и концепции, которые были необходимы для решения проблемы: концепция корпоративного обучения как элемента непрерывного профессионального образования и системы образования взрослых (Ж. Делор, Р. Льюис, и др.); концепции, раскрывающие сущностные черты корпоративного обучения (Д. Хинричс, Н.И. Шаталова); концепция самообучающейся организации (К. Арджирис, П. Сенге, Т. Бойдел,); концепция преобразующего обучения (Д. Мезиров). Для подготовки рекомендаций по совершенствованию организации корпоративного обучения использовались подходы: системный, процессный, экосистемный, событийный, компетентностный.

Результаты исследования описывают эффективную практику организации корпоративного обучения персонала медицинских микропредприятий на примере стоматологической клиники ООО "Оникс-Дент" г. Краснодара. В частности, перед администрацией ООО "Оникс-Дент" стояла задача зарегистрировать весь медицинский персонал на портале НМФО и организовать эффективное обучение.

По вопросу организации обучения на портале НМФО были обозначены следующие проблемы: 1. Не все сотрудники обладают цифровыми компетенциями. 2. Нежелание некоторых врачей-стоматологов переходить на новую модель непрерывного медицинского образования. 3. Нежелание некоторых врачей-стоматологов посещать обязательные образовательные мероприятия. 4. Несоблюдение регламента участия в образовательных мероприятиях. 5. Самостоятельный выбор медицинским персоналом тематики курсов повышения квалификации не всегда соответствовал актуальным проблемам врача и (или) стратегическим потребностям стоматологической клиники ООО "Оникс-Дент". 6. Не было ясного представления о модели корпоративного обучения: от миссии до взаимосвязи с ключевыми проблемами, бизнес-процессами стоматологической клиники ООО "Оникс-Дент". 7. Не было опыта эффективного адресного взаимодействия с образовательными организациями в рамках НМФО. 8. Не было опыта организации корпоративного обучения. 9. Не создана в ООО "Оникс-Дент" система наставничества, в частности и по вопросам обучения на портале НМФО.

Заключение. Проведенный анализ организации корпоративного обучения в ООО "Оникс-Дент" показал, что в исследуемый организации развивается такая форма, как корпоративный университет. Данная структура является матричной, выходящей за границы стоматологической клиники. Корпоративный университет ООО "Оникс-Дент" - ​продолжение Корпоративного университета "Кондор", он создан на основе договора о сотрудничестве между ООО "Оникс-Дент" и ООО "Технологизация". В данном случае следует говорить о создании образовательной экосистемы: обучение персонала стоматологической клиники осуществляется через эффективную организацию взаимодействия разных организаций с привлечением экспертов из разных областей. В частности, организуется работа по системе менеджмента качества с целью формирования вовлеченности персонала в профессиональное развитие, вовлеченности в управление организацией.

Таким образом, наблюдается тенденция, характерная для ведущих отечественных корпоративных университетов. Перспективными направлениями корпоративного обучения, по которым работает Корпоративный университет ООО "Оникс-Дент" являются обучение персонала на портале НМФО (лицензионное требование); внутреннее обучение по контролю качества медицинской деятельности; внутренне обучение по новым компетенциям: работа в команде, критическое мышление, клиентоориентированность и др.; формирование вовлеченности персонала в управление организацией через событийные мероприятия; развитие системы наставничества; использование смешанного (гибридного) обучения; отработка навыков работы с образовательной платформой (например, в СДО ООО "Технологизация").



Роль лекций в современном медицинском образовании

Громыко Н.Л., Мельник В.А.

УО ГомГМУ, Гомель, Республика Беларусь

Резюме. В статье представлены результаты обратной связи от студентов в отношении традиционной подачи лекционного материала, показаны положительные и отрицательные стороны лекций, по мнению медицинского студенчества.

Лекция - ​традиционный, давно применяемый и устоявшийся метод обучения, использование которого до недавнего времени не вызывало сомнений. Однако наступление эпидемически неблагоприятного периода и последовавшего в связи с этим перехода на дистанционные формы обучения привело к критическому осмыслению способов подачи лекционного материала и поиску новых.

Замена традиционных лекций видеозаписями учебных материалов и презентациями позволяет студенту в удобное для него время изучить материал, повторить просмотр при необходимости. Однако при этом следует отметить недостаточность обратной связи "студент-преподаватель" при таком типе лекции и необходимость строгой самодисциплины и самоконтроля для обучающегося.

Важная составляющая часть учебного процесса - ​личность преподавателя. Традиционная лекция, а также видеолекция позволяют сохранить этот компонент в отличие от стандартного размещения презентаций лекций. Современные технологии позволяют использовать различные визуальные материалы, что повышает информативность, наглядность лекции. Видео лектора создает эффект присутствия и сближает его со студентами. Если при этом использовать интерактивный компонент, то это значительно повышает качество подачи материала.

С целью получения обратной связи от студентов и выяснения их отношения к традиционным лекциям было поведено анкетирование 1517 студентов I-VI курса, обучающихся по специальности "Лечебное дело" в Гомельском государственном медицинском университете. Вопросы были разделены на блоки: 1 часть - ​общая удовлетворенность лекциями, 2 - ​практическое применение лекционного материала на занятиях, 3 - ​техническое оснащение процесса представления лекций. Также студентам было предложено высказать свое мнение по поводу дистанционного формата лекций и видеолекций.

Результаты были проанализированы в зависимости от курса обучения. Наиболее критически настроены были студенты старших курсов - ​60-63% студентов высказали неудовлетворенность лекциями. Студенты младших курсов значимо чаще использовали лекционный материал для подготовки к занятиям по сравнению со старшими курсами. Недостатком лекций также стало строго фиксированное время их прочтения, что не всегда совпадало с временем проведения занятий по данной дисциплине. Также в качестве негативного компонента студенты отметили совпадение материала в лекциях с информацией в учебно-методических комплексах, предложенных на образовательном портале университета.

Высказанные критические замечания в сторону традиционных лекций со стороны студентов всех курсов закономерно должны были привести к рекомендациям использовать видеолекции. Однако результат анкетирования показал, что только 20% студентов выступают за такой формат подачи материала. Современные студенты готовы самостоятельно осваивать новые объемы информации на основании методических рекомендаций кафедр, а наиболее приемлемый для себя формат лекций они видят в качестве мастер-классов, обсуждения клинических случаев с возможностью интерактивного компонента.

Таким образом, успех современной лекции и уровень усвоения знаний студентами определяется не только высоким научным качеством ее чтения, но и тем, как организовано взаимодействие преподавателя и студентов.



Дистанционное обучение медицинских студентов в период пандемии: опыт COVID‑19

Санькова М.В., Николенко В.Н., Оганесян М.В., Вовкогон А.Д., Ризаева Н.А., Саньков С.В.

ФГАОУ ВО Первый ММГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация

Резюме. Своевременный перевод образовательного процесса медицинского вуза в дистанционный формат в период пандемии инфекционных заболеваний является не только хорошим профилактическим мероприятием, предупреждающим рост заболеваемости среди населения, но и значимым фактором, корректирующим психовегетативное состояние первокурсников, влияющим на их работоспособность и качество образовательного процесса.

Введение. Стремительно быстрое распространение SARS-COV‑2, появление новых более контагиозных штаммов и волнообразное течение этой инфекции сопровождаются существенными изменениями уклада жизни и материального статуса миллионов людей. Это в сочетании с беспокойством за близких людей, постоянной необходимостью применять средства индивидуальной защиты и потоком негативной информации может стать значимым фактором риска возникновения психовегетативных расстройств в условиях текущей пандемии. Москва стабильно остается антилидером среди остальных регионов России по количеству заболевших новой коронавирусной инфекцией, что может обусловливать возникновение более выраженных стрессовых реакций среди жителей мегаполиса. Одной из наиболее уязвимых групп населения в сложившейся ситуации являются первокурсники медицинских вузов, у которых проблемы, связанные с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, накладываются на трудности адаптации к специфике новой образовательной среды. Показано, что актуальное психоэмоциональное состояние студентов влияет на результативность их образовательного процесса. Вынужденный переход на дистанционное образование сопровождался дополнительными трудностями, связанными с адаптацией молодых людей к работе в онлайн-формате.

Цель работы - ​оценить влияние дистанционного обучения на психовегетативное состояние первокурсников медицинского вуза в период пандемии SARS-COV‑2.

Материал и методы. В исследовании участвовали 328 первокурсников Сеченовского Университета, средний возраст которых составлял 17,9±1,1 года. Оценка психоэмоционального состояния до и после перехода на дистанционное обучение включала определение уровня реактивной тревожности согласно шкале Спилбергера-Ханина и диагностику выраженности депрессивных нарушений согласно тесту-опроснику А.Т. Бека. Специально разработанная анкета позволяла фиксировать наличие вегетативных расстройств синдрома дезадаптации и степень их выраженности. Качество жизни студентов изучалось с помощью шкалы "Лестница Кантрила". Работа полностью соответствовало требованиям локального этического комитета Сеченовского Университета. Статистическая обработка данных осуществлялась в компьютерной программе Microsoft Excel 2010. Достоверность динамики количественных переменных проверялась t-критерием Стьюдента.

Результаты. Показано, что своевременный перевод образовательного процесса первокурсников медицинского вуза в дистанционный формат в период роста заболеваемости SARS-COV‑2 сопровождался улучшением их психоэмоционального состояния. Так, отмечалось существенное снижение среднего показателя реактивной тревожности с 51,9±5,7 баллов, свидетельствующих о наличии высокого уровня тревоги, до 40,9±4,4 баллов (p>0,05), соответствующих нарушениям умеренной степени. Достоверно уменьшалась выраженность депрессивных расстройств (12,7±1,4), суммарный показатель которых при переходе на онлайн-обучение нормализовался и составлял 8,9±1,2 баллов (p>0,05). Выявленная положительная динамика психоэмоционального состояния первокурсников прежде всего была связана с устранением факторов риска инфицирования SARS-COV‑2 и трудностей постоянного использования средств индивидуальной защиты и антисептиков. У студентов появилась возможность получать знания в комфортной домашней обстановке, самостоятельно организовывать свое рабочее время, применять современные технологии и осваивать новые навыки. При этом отмечалась коррекция вегетосоматических расстройств, в первую очередь таких акцентуированных черт, как раздражительность, пессимизм и самообвинение. В сфере соматических дисфункций достоверно снизилась утомляемость, улучшились качество сна и работоспособность, что отразилось на повышении показателя качества жизни первокурсников с 6,9±0,7 до 8,6±0,8 соответственно (p>0,05).

Заключение. Своевременный перевод образовательного процесса медицинского вуза в дистанционный формат в период пандемии инфекционных заболеваний является не только хорошим профилактическим мероприятием, предупреждающим рост заболеваемости среди населения, но и значимым фактором, корректирующим психовегетативное состояние первокурсников, влияющим на их работоспособность и качество образовательного процесса.



Анализ обратной связи ординаторов первого и второго года обучения по итогам прохождения симуляционных курсов на базе Аккредитационно-симуляционного центра

Рипп Т.М., Петрова Е.С., Рипп Е.Г., Зверев А.С., Руденко О.А.

ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Резюме. В статье приведен анализ обратной связи ординаторов первого и второго года обучения по итогам прохождения симуляционных курсов на базе Аккредитационно-симуляционного центра. В опросе приняли участие 197 ординаторов первого и 359 ординаторов второго года обучения. Анкетирование осуществлялось добровольно, с помощью цифровой формы. По результатам опроса можно сделать вывод, что подавляющее большинство курсантов высоко оценивает качество симуляционных курсов.

Симуляционные образовательные технологии являются неотъемлемой частью современного процесса подготовки специалистов. Симуляционный курс позволяет связать теоретические знания с практической деятельностью, сформировать и усовершенствовать навык в процессе непосредственного предметного взаимодействия с материалами и оборудованием. Проведение тренингов в ходе симуляции при создании реалистичного клинического сценария позволяет обучающимся (курсантам) развивать как специализированные, так и нетехнические, так называемые мягкие навыки (soft skills) - ​командное взаимодействие, эффективное взаимодействие с пациентом, способность к абстрактному клиническому мышлению.

ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России реализует симуляционные курсы для студентов и ординаторов первого и второго года обучения на базе Аккредитационно-симуляционного центра Института медицинского образования (АСЦ). В 2022 г. 1228 студентов Лечебного факультета и ординаторов первого и второго года прошли обучение по программам "Общеврачебные навыки" и "Неотложная медицинская помощь". Важным этапом тренинга является сбор обратной связи курсантов.

Цель - ​проведение сравнительного анализа обратной связи ординаторов первого и второго года обучения, прошедших симуляционные курсы на базе АСЦ ИМО ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова".

Материал и методы. Обратная связь с обучающимися осуществлялась в виде анонимного анкетирования по основным показателям:

· оценка качества преподавания;

· дружелюбность (комфортность) образовательной среды;

· предложения по совершенствованию курсов.

В опросе приняли участие 197 ординаторов первого и 359 ординаторов второго года обучения. Анкетирование осуществлялось добровольно, с помощью цифровой формы, доступ к которой курсанты получали через любой доступный гаджет после завершения симуляционного курса. Полученные данные позволяют проанализировать опыт, полученный курсантами в процессе занятия, и в дальнейшем разработать меры для повышения общей эффективности обучения, целевой ориентированности занятий и степени соответствия учебного материала запросам обучающихся.

Основные методы статистического анализа данных включали описательную статистику, данные выражены в виде процентного распределения признаков.

При проведении опроса соблюдались условия полной анонимности опрашиваемых: личные данные респондентов не регистрировали, участники имели возможность проходить опрос индивидуально, используя любые доступные гаджеты, анализ ответов респондентов проводился не менее чем через неделю после опроса, с целью исключения возможности сопоставления ответов с конкретным респондентом.

Результаты. Показатель "Оценка качества преподавания": в 2023 г. 82% курсантов оценили общее качество образования на 5 баллов, 15% - ​на 4 балла, 3% - ​на 3 балла. Данные свидетельствуют о выраженной положительной оценке обучающимися качества преподавания в ходе симуляционного курса.

Показатель "Дружелюбность образовательной среды": обучающимся предлагалось оценить необходимость увеличения/уменьшения площади образовательных пространств АСЦ. В 2022 г. за расширение площади проголосовали 14,6%, в 2023 г. - 23,3%. Можно предположить, что увеличение показателя связано с объективным ростом числа обучающихся.

В ходе оценки показателя "Предложения по совершенствованию курсов" курсантам предлагалось ответить на вопрос, нужно ли увеличить/уменьшить количество часов занятий либо количество часов занятий является достаточным. В 2022 г. 46,1% курсантов посчитали количество часов занятий достаточным, 49,1% высказались за увеличение количества занятий. В 2023 г. эти показатели составили соответственно 56 и 41,4%. За уменьшение курса проголосовали 4,7 и 1,6%.

Заключение. В результате анализа анкет обратной связи за 2022 и 2023 гг. можно сделать вывод, что подавляющее большинство ординаторов первого и второго года обучения высоко оценивает качество симуляционных курсов, реализуемых на базе Аккредитационно-симуляционного центра Института медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России. Со стороны курсантов наблюдается рост запроса на увеличение площадей АСЦ. В целом, курсанты считают количество часов симуляционных занятий достаточным, при этом при сравнении показателей 2022 и 2023 гг. можно отметить увеличение показателя удовлетворенности количеством часов с одновременным снижением запроса на уменьшение часов и стабильно высоким запросом на увеличение часов, что может свидетельствовать о нормализации времени занятий, оптимизации количества образовательного материала и общем совершенствовании симуляционного образовательного процесса, а также о постоянно растущем интересе курсантов к симуляционному обучению.



Какие симуляционные курсы интересны молодым специалистам? Актуальные образовательные запросы ординаторов второго года обучения

Рипп Е.Г., Духовный Ю.С., Рипп Т.М., Зверев А.С., Сорокина Н.А.

ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Резюме. В статье приведен анализ заинтересованности ординаторов второго года обучения в дополнительных симуляционных курсах. В исследовании приняло участие 359 ординаторов второго года обучения (28 специальностей), прошедших симуляционные курсы в Аккредитационно-симуляционном центре Института медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России. Проведенный анализ выявил высокий запрос на дополнительные симуляционные занятия по специальным навыкам в среде ординаторов II курса.

В симуляционном обучении понимание того, чему хотят обучаться молодые специалисты посредством симуляции, позволяет адаптировать имеющиеся возможности образовательной организации к потребностям курсантов. Интерес вызывает анализ запросов ординаторов второго года обучения, как молодых специалистов, готовых к началу полностью самостоятельного карьерного пути.

Цель - ​определить, какие дополнительные симуляционные курсы являются актуальными для ординаторов второго года обучения.

Материал и методы. Аккредитационно-симуляционный центр (АСЦ) Института медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им В.А. Алмазова" Минздрава России проводит симуляционные курсы для ординаторов первого и второго года обучения по программам "Общеврачебные навыки" и "Неотложная медицинская помощь". Для сохранения актуальности курса в АСЦ ведется ежегодный мониторинг запросов обучающихся, осуществляемый с помощью электронных анкет.

В исследовании приняло участие 359 ординаторов второго года обучения (28 специальностей), прошедших симуляционные курсы в АСЦ ИМО ФГБУ "НМИЦ им В.А. Алмазова" Минздрава России (занятия по базовой и расширенной сердечно-легочной реанимации, экстренной медицинской помощи, тренинги специальных навыков и занятия по коммуникативным навыкам). Курсантам было предложен вопрос: "Исходя из полученного опыта, в каких дополнительных симуляционных тренингах Вы нуждаетесь?". Опрос проведен с января по июль 2023 г.

Основные методы статистического анализа данных включали описательную статистику, данные выражены в виде процентного распределения признаков. Соблюдались условия полной анонимности опрашиваемых: личные данные не регистрировались, участники проходили опрос индивидуально, используя доступные гаджеты, анализ ответов проводился не менее чем через сутки после завершения опроса.

Результаты. Орфография и пунктуация респондентов в приведенных ниже данных сохранены.

37% курсантов при заполнении анкеты дали вариации ответа "не нуждаюсь в дополнительных занятиях".

28% респондентов выразили значительную заинтересованность в посещении дополнительных симуляционных курсов по специальным навыкам. В качестве примеров курсанты приводят "занятия по гистероскопии и гистерорезектоскопии" (специальность "Акушерство и гинекология"), "постановка центрального катетера под УЗ-навигацией, блокады центральных и периферических нервов", "экстренные ситуации в анестезиологии, нейроаксиальные блокады, внутрикостный доступ" (специальность "Анестезиология-реаниматология"), "люмбальная пункция" (специальность "Нейрохирургия"), "особенности введения контрастного препарата (для фистулографии)" (специальность "Рентгенология"), "больше занятий на ангиоменторе" (специальность "Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение"), "сосудистый шов" (специальность "Сердечно-сосудистая хирургия"), "занятия по цитоскопии, нефростомии" (специальность "Урология"), "хирургические навыки" (специальность "Хирургия").

Лишь 19% участников обозначают запрос на посещение дополнительных занятий по экстренной медицинской помощи ("дополнительная отработка ЭМП (особенно алгоритм ABCDE)", "мне полезно было бы посетить занятия по экстренной медицинской помощи для лучшего развития навыка", "больше времени провести на ЭМП").

Только 10% респондентов заинтересованы в дополнительных симуляционных курсах по базовой сердечно-легочной реанимации ("базовую СЛР для отработки возможных ситуаций в жизни", "хотелось бы еще раз посетить занятия по СЛР"). 6% курсантов считают нужным пройти дополнительное обучение расширенной сердечно-легочной реанимации ("больше занятий на расширенной СЛР", "раз в полгода/год расширенную и базовую СЛР").

Небольшой процент ординаторов (3%) выразили желание посетить дополнительные занятия по коммуникативным навыкам, включающие практическую тренировку с симулированным пациентом ("психологические тренинги (улучшение навыков общения с пациентами, пострадавшими, их родственниками и с коллегами)", "разбор конфликтных ситуаций с пациентами", "больше занятий и разъяснений по сбору жалоб и консультациям"). 2 и 1% респондентов соответственно считают важным посетить симуляционные занятия по УЗД и лапароскопическим навыкам ("дополнительные занятия по практическим навыкам в лапароскопии", "занятия по УЗД в интенсивной терапии").

Заключение. В процессе анализа ответов курсантов можно заключить, что запрос на дополнительные симуляционные занятия достаточно высок. В первую очередь курсантам интересно посещение курсов по специальным навыкам. Можно предположить, что ординаторы придают значимость оттачиванию конкретных навыков для своей будущей практической деятельности и желают иметь больше возможностей для их развития.

Незначительный процент ординаторов, желающих пройти дополнительный симуляционный тренинг по экстренной медицинской помощи, а также по базовой и расширенной сердечно-легочной реанимации, может свидетельствовать о удовлетворении потребности обучающихся в дополнительной отработке алгоритмов действий, а также о высокой степени соответствия учебного плана нуждам курсантов.



Роль компетенций в обучении медицинских работников в сфере информационных технологий

Хлямов С.В.

ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, Курск, Российская Федерация

Резюме. В статье представлены информационные технологии (ИТ) в системе здравоохранения, активно развивающиеся и совершенствующиеся. Компетентностно-ориентированное обучение в технологическом подходе представляет собой высокий потенциал для усовершенствования и модернизации медицинского образования. Таким образом, образование в сфере медицины учитывает потребности пациентов, мнения общественности и экспертных сообществ в здравоохранительной системе.

Потребность в грамотности использования цифровой медицины актуальна в современном мире ввиду активации новых цифровых технологий. Она вынуждает приобретать особую практику, предполагающую квалифицированную компетентность. Образование в медицине движется по пути внедрения цифрового обучения в преподавательскую деятельность.

Цифровой, или дистанционный, способ обучения применяет электронные технологии и средства массовой информации для содействия и коррекции процесса просвещения методом реализации и интеграции всеобщего цифрового контента. Цифровая подготовка к занятиям дает студентам наиболее простой и действенный подход к многочисленным данным. Однако, скачок от рутинного к цифровому обучению не реализуется без определенных трудностей. Увеличивающиеся временные ограничения и спрос на постоянной основе предъявляются как к обучающимся, так и к обучающим, вынуждая специалистов по своему профилю реализовывать актуальные подходы к персонализированному способу в преподавании.

Новые цифровые методики гарантируют податливость и активность в урегулировании профессиональных направленностей в медицинской области знаний. Внедрение мобильных приспособлений Web 2.0, Web 3.0 и Web 4.0 и безграничный выбор социальных сетей дают возможность реализовать персональную направленность в образовательной среде. Стоит отметить, что цифровое обучение более производительно в комбинации с рутинным подходом.

Цифровое обучение основано на предоставлении виртуальной среды обучения с доступом к мультимедийным данным программ образования, базируясь на онлайн взаимодействии и автоматизированной системе оценивания. Для подачи знаний и обмена данными выступают информационные технологии (ИТ). Организация интернет-конференций предоставляет синхронную область для цифрового обучения с возможностью работы общепринятых учебных аудиторий. Актуальная преподавательская деятельность реформировалась на базировании интенсивных методов просвещения.

Цель - ​поднять вопросы, связанные с реализацией ИТ в сети непрерывного медицинского образования.

Материал и методы. На базе единого подхода реализовано изучение данных литературы по сложности введения технологического подхода в обучение медицинского персонала компетентности.

Результаты. Для создания и внедрения методик цифрового просвещения и тренировки преподавателей с улучшением цифровой грамотности встает вопрос о необходимости увеличения финансирования для реализации ИТ в области медицинского знания.

Продуктивность продвижения ИКТ взаимосвязана с продуманным выстраиванием долгосрочной стратегии, отвечающей за потребности обучаемых и социально-экономической среды. Формирование и внедрение всеобщей базы цифрового просвещения в сфере непрерывного профессионального образования работников медицинской направленности создает траекторию сохранения здоровья общественности.

Использование образования с интегрированием ИКТ построено в синхронном и асинхронном порядке кооперации с обучающимися. Синхронный порядок дает интерактивность во время разбора основных проблем по тематическому плану в тот момент, когда асинхронный порядок задействует ресурсы глобальной сети. Синхронный порядок создает прямую и обратную коммуникацию, а асинхронный - ​отсроченную.

Дистанционные лекции, виртуальные пациенты, цифровые лаборатории предстают как многочисленные формы синхронизации просвещения. Уникальный и логичный подход с воплощением методов активного обучения на базе ИТ пролонгирует сопричастность в учебном процессе обучающихся.

Дополнительные небольшие задания после лекций увеличивают возможность к обратной связи. Используемые инструменты видеоигр находятся в доступе в режиме онлайн для более детального изучения материала через интеграцию тематических задач. Данные ресурсы предоставляют возможность модернизировать процесс размышления, способствуют ускоренной ответной реакции и решению нетрадиционных проблем. Виртуальные пациенты откроют возможность задавать нужные вопросы и разъяснять итоговые результаты. Обучающиеся накапливают опыт формулировки диагноза, базируясь на сборе анамнеза и получают возможность назначать план лечебных мероприятий. Обширно используемые ресурсы социальных сетей предоставляют позитивные моменты для образования в сфере медицинской деятельности в обмене опытом, наставничестве и совместном решении проблем в сложных ситуациях.

Заключение. Обучение медицинского персонала компетентности в сфере медицинского просвещения представляет динамичный процесс и интегрирует ориентированный подход к практике. Цифровой, или дистанционный, способ обучения выступает наиболее продуктивным в направлении развития у обучающихся желания совершенствоваться в профессиональном самообразовании. Методика оценивания понимания учебных данных на удаленных ресурсах, реализуемая в сфере просветительских направленностей на базе компетенций, уделяет особое внимание прогрессу в развитии профессионального опыта работников медицинской сферы.



Образовательный контент: как определить потребности студентов?

Лисица И.А., Лисовский О.В., Гавщук М.В., Прудникова М.Д.

ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Резюме. Приведены данные анкетирования, касающиеся основных типов восприятия информации студентами, а также динамика отношения студентов к видам образовательного контента при обучении на I курсе медицинского вуза.

Актуальность. Обучение на I курсе медицинского вуза для студентов значительно отличается от школьного. Особое значение это имеет в условиях возвращения образования от дистанционной к очной форме при нормализации санитарно-противоэпидемического режима. Дистанционное обучение старшеклассников негативно сказывается на их адаптации при поступлении в медицинский вуз. Необходимость сохранения внимания при подготовке и проведении практических занятий обусловливает лучшее формирование запрограммированных федеральными государственными профессиональными стандартами и профессиональными стандартами компетенций обучающимися. Большую роль в мотивации студентов имеет формат и содержание образовательного контента. Изменение индивидуальных потребностей обучающихся определяет необходимость в оптимизации учебных источников.

Цель исследования - ​проанализировать ведущие репрезентативные системы обучающихся I курса медицинского вуза и определить приоритетные формы образовательного контента.

Материал и методы. С помощью методик "Диагностика доминирующей перцептивной модальности" С. Ефремцева и "Определение ведущего источника восприятия" определены ведущие модальности восприятия студентов I курса, обучающихся в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете в 2022/2023 учебном году. По данным анкетирования определены основные источники информации для подготовки к практическим занятиям в курсе "Общий уход за больными" и их динамика в начале и конце учебного года.

Результаты. Эпидемиологическая неопределенность привела к изменению тактики ведения практических занятий. На кафедре общей медицинской практики СПбГПМУ, учитывая высокий риск перехода на обучение с применением дистанционных образовательных технологий, дополнительно подготовлены стандартизированные иллюстрированные обучающие презентации с указанием пошаговых алгоритмов выполнения манипуляций для проведения онлайн-занятий. Изучены анонимные данные 315 студентов I курса, обучающихся в медицинском вузе. Средний возраст студентов составил 18,4 года. Определены ведущие репрезентативные модальности: "Визуал" - ​97 (30,8%) респондентов, "Дигитал" - ​70 (22,2%), "Кинестетик" - ​64 (20,32%), "Аудиал" - ​56 (17,78%), "смешанный тип" - ​28 (8,9%) студентов. Учитывая отсутствие доминирующей группы, проанализировано предпочтение студентов I курса к различным типам учебных источников по 5-балльной шкале. Получены следующие средние значения по приоритетам использования контента при подготовке к практическим занятиям: "учебники" - ​2,69 балла, "методические пособия, выпускаемые сотрудниками кафедры" - ​3,47 балла, "обучающие презентации, выпускаемые сотрудниками кафедры" - ​4,36 балла, "обучающие видеофильмы" - ​3,47 балла, "стандартизированные алгоритмы выполнения манипуляций" - ​4,23 балла, "конспекты занятий предыдущих лет" - ​3,37 балла. Таким образом, большие баллы получили алгоритмы выполнения занятий и презентации, концентрированно содержащие актуальную информацию по темам. В конце второго семестра после проведения учебной и производственной практики в медицинских организациях, повторно проведен сравнительных анализ предпочтений в образовательных ресурсах, получены средние данные: "учебники" - ​3,33 балла, "методические пособия, выпускаемые сотрудниками кафедры" - ​3,99 балла, "обучающие презентации, выпускаемые сотрудниками кафедры" - ​4,26 балла, "обучающие видеофильмы" - ​3,75 балла, "алгоритмы выполнения манипуляций" - ​4,26 балла, "конспекты занятий" - ​3,79 балла. Таким образом, динамика изменений использования контента несущественная.

Заключение. Студенты I курса, обучавшиеся в старшей школе дистанционно, слабо адаптированы к программе и интенсивности обучения на I курсе медицинского вуза, что определяет дополнительные воспитательные обязанности профессорско-преподавательского состава. Отсутствие ведущей репрезентативной модальности у большинства студентов определяет необходимость поиска и реализации разностороннего образовательного контента для повышения мотивации и эффективности обучения. В ходе анкетирования выявлено снижение авторитета традиционных форм источников информации и повышение интереса к структурированным презентациям и алгоритмам.



Карьерные ожидания будущих российских врачей-стоматологов

Ханиев А.А.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Российская Федерация

Резюме. На сегодняшний день не проводилось исследований карьерных ожиданий в Российской Федерации врачей-стоматологов. Важно понимать карьерные ожидания будущих выпускников стоматологов, потому что человеческие ресурсы должны быть использованы для максимально эффективной работы системы здравоохранения.

Образовательная и кадровая политика в здравоохранения должна учитывать множество факторов, тенденций и прогнозируемых потребностей в кадрах как в качественном, так и в количественном отношении, мотивационного выбора профессии врача, качество образования, профессиональных карьерных планов и ожиданий.

На сегодняшний день нет исследований карьерных ожиданий в Российской Федерации врачей-стоматологов, которая в настоящее время сталкивается с ростом стоматологической рабочей силы и значительным расширением стоматологического образования. В этой связи представляется актуальным исследование карьерных ожиданий будущих стоматологов в Российской Федерации для принятия решений в отношении человеческих ресурсов.

Цели - ​изучить карьерные ожидания будущих врачей-стоматологов.

Материал и методы. Социологическое исследование с использованием количественной методологии.

Результаты и обсуждение. Основной контингент респондентов - ​это женщины в возрасте 17-20 и 21-25 лет; г. Москва является основным местом, где учились или учатся опрошенные респонденты, далее следуют региональные города с населением до 500 тыс. человек и региональные города с населением от 500 тыс. до 1 млн человек. Основные направления после обучения в специалитете - ​это хирургия и челюстно-лицевая хирургия, терапия, ортопедия. На вопрос о трудности найти работу после обучения респонденты ответили, что с небольшими усилиями найдут работу. В первые 3 года после окончания университета респонденты согласны на заработную плату в 50-70 тыс. рублей, а через 5 лет после окончания университета, респонденты ожидают высокую заработную плату более 250 тыс. Если после окончания вуза или ординатуры респонденты не смогут сразу устроиться на работу врачом-стоматологом, они готовы ассистировать опытным врачам-стоматологам, повышать свой профессиональный уровень, визуализируя непосредственно практическую работу и навыки коммуницирования с пациентами. Трудоустройство по своей специальности является важной составляющей профессиональной карьеры врача-стоматолога, способствующей удовлетворенности работой и личной жизнью, более высокой оплате труда, что в конечном виде приводит к повышению стандартов здравоохранения.

Заключение. Карьерные планы и ожидания студентов-стоматологов следует учитывать при планировании будущих стоматологических кадров в Российской Федерации.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»