МАТЕРИАЛЫ II МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РОСМЕДОБР (18-21 ОКТЯБРЯ 2023 г., МОСКВА). ОКОНЧАНИЕ. Часть 1.

Разработка и реализация программы ординатуры нового образца по специальности "Сердечно-сосудистая хирургия" в НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева

Биниашвили М.Б., Купряшов А.А., Ле Т.Г., Бокерия Л.А. Голухова Е.З.

ФГБУ "НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева" Минздрава России, Москва, Российская Федерация

Резюме. На сегодняшний день разработка программы ординатуры по специальности 31.08.63 "Сердечно-сосудистая хирургия" базируется на двух основных документах: профессиональном стандарте врача-специалиста и федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Перед каждым медицинским образовательным учреждением ставится задача разработать программу, подстраивающуюся под требования меняющегося законодательства и обеспечивающую высокий уровень подготовки квалифицированного специалиста.

Цель и задачи. Разработка и внедрение программы ординатуры нового образца с нормативным сроком обучения 3 года в соответствии с ФГОС 2021 г. и Профессиональным стандартом врача - ​сердечно-сосудистого хирурга.

Материал и методы. Новый ФГОС был принят в 2021 г. Его отличия заключаются в увеличении объема ординатуры до 180 з. е. (до 3 лет), возможной направленности образовательной программы, иных требованиях к результатам освоения программы ординатуры, а также предусмотренных условиях для проведения внешнего или внутреннего контроля качества.

С 2022 г. в Институте подготовки кадров высшей квалификации и профессионального образования ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России началась подготовка кадров в ординатуре в соответствии с новой программой обучения по специальности 31.08.63. "Сердечно-сосудистая хирургия". Обучение разделено на 2 уровня подготовки: первый преимущественно направлен на освоение универсальных и общих профессиональных компетенций (первой общей трудовой функции), а второй - ​на освоение универсальных профессиональных компетенций, предусмотренных второй основной трудовой функцией, а также на симуляционное обучение. Представлены 4 направленности (профиля) образовательной программы: хирургия врожденных пороков сердца; хирургия приобретенных пороков клапанов сердца и ишемической болезни сердца; хирургическая и интервенционная аритмология; сосудистая хирургия. На контактную работу по освоению профильных дисциплин специальности отводится 2/3 общего объема времени. В учебный план программы ординатуры в Блок 2 Раздел "Практика" включен экспериментальный "Симуляционный курс - ​моделирование кардиохирургических вмешательств на биологических объектах" (объем - ​6 з. е.), а также "Научно-исследовательская практика" в объеме 3 з. е.

Проведен анализ учебной нагрузки на ординаторов, их удовлетворенность обучению, обобщенных показателей успеваемости.

Результаты. Отмечено увеличение доли аудиторной работы, что значительно повышает уровень теоретических знаний по широкому спектру вопросов.

За счет внедрения симуляционных циклов отмечен положительный тренд в отношении мануальных навыков. Предпринятые нововведения положительно отразились на показателях удовлетворенности обучением ординаторов. Однако отмечается необходимость расширения материально-технической базы симуляционных курсов для совершенствования мануальных навыков.

Заключение. Предусмотренная проектом ФГОС 2021 г. 3-летняя ординатура по специальности 31.08.63. "Сердечно-сосудистая хирургия" включает блок производственной клинической практики, которая будет формировать у выпускника все профессиональные компетенции, установленные программой ординатуры.

Программа ординатуры нового образца имеет несомненные преимущества перед ранее существовавшей образовательной программой.



Интегрированная программа "Ординатура-аспирантура: опыт реализации Сибирского государственного университета"

Тимофеева Ю.Н.

ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, Томск, Российская Федерация

Резюме. С 2020 г. в ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России реализуется интегрированная программа "Ординатура-аспирантура". В ее рамках осуществляется система планомерной подготовки ординаторов к научно-исследовательской деятельности, в том числе для последующего обучения в аспирантуре. Результаты реализации программы, оценка эффективности и перспективы интеграции науки и образования в ординатуре СибГМУ могут быть применимы в медицинских университетах и научно-исследовательских организациях РФ.

В настоящее время в России остро стоит вопрос вовлечения молодых врачей к научно-исследовательской деятельности. Указанная проблема актуальна для многих стран.

Не только в медицине, но и во всех отраслях наук в России на протяжении нескольких лет наблюдалась тенденция к снижению количества защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук. Несмотря на то что в 2022 г. тенденция к росту защит возобновилась, во многих научных и образовательных организациях, а среди них в ряде медицинских университетов, ситуация с низким уровнем заинтересованности в научной деятельности молодых ученых сохраняется.

Самым проработанным и эффективным способом подготовки кандидатской диссертации является аспирантура, однако, согласно статистическим данным, эффективность аспирантуры (выпуск аспирантов с защитой) стремительно падает.

В целях борьбы с проблемой низкой вовлеченности молодых специалистов в науку и для повышения эффективности подготовки научных кадров в сфере здравоохранения в 2020 г. в ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России была внедрена интегрированная программа "Ординатура-аспирантура".

В рамках указанной программы реализуется система планомерной подготовки ординаторов к научно-исследовательской деятельности, в том числе для последующего обучения в аспирантуре ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России. Любому ординатору доступна возможность освоить часть программы аспирантуры и тем самым приобрести научный задел для поступления в аспирантуру, т. е. сократить в дальнейшем время подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

В период обучения по интегрированной программе ординатору определяется тема научно-исследовательской работы, подбирается научный руководитель, предоставляется возможность изучения методологических дисциплин, раскрывающих принципы клинических и фундаментальных исследований, а также приобретения практических навыков работы с источниками и научной литературой. Показателем эффективности осваиваемой программы является публикационная активность выпускника - ​количество статей и объем набранного материала для написания диссертации.

Программа реализуется с 2020 г. В 2020 г. на программу зачислено 25 ординаторов, в 2021 г. - 35, в 2022 г. - ​55 человек.

Программа вызвала интерес у обучающихся всех реализуемых в университете специальностей ординатуры. По большинству из них установлена преемственность программ аспирантуры. На сегодняшний день 90 человек вовлечены и активно принимают участие в интегрированной программе, что составляет ~10% от общего количества обучающихся в ординатуре, в то время как до 2020 г. лишь порядка 2-3% ординаторов проявляли научную активность.

В 2022 г. из первого выпуска (25 человек), поступивших в 2020 г. и окончивших ординатуру по истечению 2 лет, остались в ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, продолжая написание диссертации, 18 человек, в науке в целом - ​20 выпускников (2 человека обучаются в аспирантуре других учреждений).

Таким образом, промежуточные результаты оценки системы интеграции образовательных программ ординатуры и аспирантуры, а в широком смысле - ​науки и образования в университете, показывают эффективность решения проблемы низкой вовлеченности обучающихся в научно-исследовательскую деятельность и в перспективе предполагают повышение эффективности аспирантуры.



Опыт разработки и применения оригинальных симуляторов сердечно-сосудистой хирургии для обучения и аккредитации в ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России

Черных Н.А., Шилкин Д.Н., Биниашвили М.Б., Волков С.С.

ФГБУ "НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева" Минздрава России, Москва, Российская Федерация

Резюме. Симуляционные технологии в сердечно-сосудистой хирургии активно применяются для обучения и аккредитации специалистов во всем мире. Центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева обладает одним из самых больших опытов в данном разделе симуляционной медицины в нашей стране и готов поделиться им с профессиональным сообществом. В докладе затронут один и важнейших аспектов этой темы: разработка и применение симуляторов для обучения и аккредитации.

Цель - ​представить опыт разработки и применения оригинальных симуляторов сердечно-сосудистой хирургии для обучения и аккредитации.

Материал и методы. С 2019 г. на базе Института подготовки кадров высшей квалификации и профессионального образования ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева" Минздрава России (далее - ​центр Бакулева) сотрудниками методического аккредитационно-симуляционного центра (МАСЦ) разработаны 3 типа симуляторов для сердечно-сосудистой хирургии: 1) симулятор для отработки базовых навыков выполнения операций на сердце в условиях искусственного кровообращения; 2) симулятор для отработки навыка канюляции и подключения аппарата экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) у детей; 3) станция для отработки навыков сосудистого шва.

В процессе изготовления симуляторов 70% их компонентов были разработаны и созданы методами компьютерного моделирования и 3D-печати; электронные и механические узлы, а также программы управления насосных агрегатов были спроектированы и созданы самостоятельно инженерной группой специалистов МАСЦ с применением технологий Arduino и AI (искусственный интеллект).

Результаты. С 9 апреля 2021 г. по 2 августа 2023 г. симуляторы были успешно апробированы в рамках программы обучения в ординатуре, а также на практико-ориентированном этапе аккредитации с участием в общей сложности 452 учащихся. Результаты применения показали высокую эргономичность, надежность и экономичность разработанных симуляторов. Ежедневные занятия на симуляторах в 2023 г. позволили улучшить уровень практических навыков обучающихся и увеличить процент сдачи аккредитации с первой попытки с 76 до 98%, а также позволили сэкономить Центру на закупке дорогостоящих аналогов иностранного производства.

Заключение. Первый опыт разработки и применения оригинальных симуляторов сердечно-сосудистой хирургии в центре Бакулева для обучения и аккредитации молодых специалистов можно признать успешным, однако требуется их дальнейшая оптимизация и апробация в других учебных медицинских центрах.



Возможности применения эмулятора радиологической информационной системы в образовательном процессе для формирования профессиональных компетенций ординаторов по лучевой диагностике

Коробов А.В., Волкова О.Е., Федяинова Н.В., Бузычкин С.В.

АНО ДПО "Институт повышения квалификации медицинских кадров", Воронеж, Российская Федерация

Резюме. Авторы раскрывают возможности и перспективные направления применения в медицинском образовании цифрового инструмента, эмулирующего рабочий процесс врача-рентгенолога, при подготовке ординаторов специальности 31.08.09 "Рентгенология".

Актуальность. В течение последнего десятилетия практически во всех регионах РФ наблюдается динамика увеличения количества цифровых аппаратов лучевой диагностики. Однако применение высокотехнологичного медицинского оборудования само по себе не гарантирует ни высокого качества проведения и описания исследования, ни удобства для пациента и медицинского персонала, потому что способы работы с информацией о пациенте на различных этапах ее обработки администраторами, рентгенолаборантами, врачами-клиницистами и врачами-рентгенологами не всегда адекватны тем широким возможностям диагностики, которые предоставляют современные магнитно-резонансные (МРТ) и компьютерные томографы (КТ). Избавиться от ручного труда и ввода данных о пациенте сразу в несколько информационных систем, а также снизить риск человеческого фактора медицинским организациям удается за счет внедрения специализированных цифровых инструментов - ​радиологических информационных систем (РИС).

РИС применяются и в государственных, и в частных медицинских организациях. Они помогают упорядочить процесс проведения исследований, ускорить подготовку протокола, централизовать хранение описаний, эффективно организовать динамическое наблюдение пациентов.

Практико-ориентированный подход в медицинском образовании позволяет подготовить ординаторов к реальным условиям работы, предоставив им возможность описания исследований в условиях, аналогичных клиникам и диагностическим центрам, и обеспечив формирование необходимых профессиональных компетенций за счет выполнения практических задач.

Цель - ​разработка технологического решения, эмулирующего рабочее место врача-рентгенолога, для ускоренного формирования профессиональных компетенций в области лучевой диагностики за счет анализа и интерпретации реальных МРТ- и КТ-исследований.

Методы. Анализ, классификация и практическое моделирование.

Результаты. Разработан цифровой инструмент эмуляции рабочего процесса рентгенолога - ​программное обеспечение "Эмулятор радиологической информационной системы". На эмулятор получено свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023664477 от 05.07.2023. Сайт эмулятора размещен в открытом доступе в сети Интернет по адресу edu-ris.ru.

В основе эмулятора заложена радиологическая информационная система iRIS, используемая сотнями врачей-рентгенологов, при помощи которой уже описано более 3 млн МРТ- и КТ-исследований. iRIS прошла конкурс Российского фонда развития информационных технологий и была поддержана грантом фонда, направленным на расширение функцио­нальных возможностей системы. В 2023 г. iRIS внесена в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД (реестровая запись № 17564 от 17.05.2023).

База данных для эмулятора включает специально отобранные клинические образцы (в частности, исследования, выполненные на МРТ различных вендоров с разными значениями напряженности магнитного поля - ​1 и 1,5 Тесла) и протоколы исследований, выполненные врачами-практиками, а также образцы отчетов систем искусственного интеллекта, выполняющих поддержку принятия врачебных решений.

В эмуляторе используются умные шаблоны для формирования протокола исследования, применяется МКБ‑10, для работы с файлами исследования доступен встроенный просмотрщик файлов DICOM.

В соответствии с ФГОС специальности 31.08.09 "Рентгенология" выпускник должен быть готов к интерпретации результатов рентгенологических исследований, в том числе КТ и МРТ.

Применение "эмулятора РИС" в учебном процессе способствует освоению профессиональных компетенций в диагностической деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным. Как следствие, можно рассматривать следующие варианты его использования:

1. На лекционных занятиях в качестве демонстрационной базы клинических исследований для изучения основ интерпретации МРТ- и КТ-изображений, для определения патологических изменений.

2. На практических занятиях в качестве инструмента формирования умений анализа МРТ- и КТ-изображений, составления протоколов по набору определенных исследований из РИС.

3. В ходе производственной практики в качестве освоения автоматизированного рабочего места врача-рентгенолога, формирования навыков интерпретации результатов МРТ- и КТ-исследований, составления протоколов с применением системы поддержки принятия врачебных решений.

Полезный эффект от использования "эмулятора РИС" заключается в том, что в процессе обучения ординаторы получают возможность:

ознакомиться с информационной системой, содержащей DICOM-исследования с интересными клиническими случаями;

самостоятельно выполнить описание МРТ- или КТ-исследования;

увидеть, как система поддержки принятия врачебных решений, функционирующая на основе технологий искусственного интеллекта, формирует отчеты для врача.

Заключение. У работающих с эмулятором ординаторов формируются навыки владения программным обеспечением, которое используется на рабочем месте врачей-рентгенологов в современных клиниках и диагностических центрах, что способствует успешному трудоустройству по специальности.



Формирование индивидуальных образовательных траекторий в подготовке бакалавров сестринского дела

Галиулина О.В.

ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, Тюмень, Российская Федерация

Резюме. В обучении по направлению подготовки бакалавриат "Сестринское дело" используется новый образовательный контур - ​индивидуальные образовательные техно­логии, позволяющие формировать у будущих выпускников надпрофессиональные компетенции. Такое обучение трансформирует выпускников в специалистов, владеющих набором компетенций командной работы, правильных коммуникаций, способных к саморазвитию в меняющихся условиях, а следовательно, к профессиональной деятельности за пределами профессиональных границ.

Цель - ​определить механизмы формирования индивидуальных образовательных траекторий у обучающихся по направлению подготовки 34.03.01 "Сестринское дело".

Материал и методы. Анализ образовательной среды подготовки бакалавров сестринского дела.

Для решения глобальных трендов современного здравоохранения с пациентоцентричной ориентацией требуются не только профессионалы, обладающие необходимым набором компетенций, но и специалисты, владеющие надпрофессиональными компетен­циям, которые являются ключевым системным фактором в комплексном развитии предоставления медицинских услуг.

Индивидуализация подготовки бакалавров сестринского дела позволяет осваивать дополнительные надпрофессиональные компетенции, которые дополняют и расширяют заявленные во ФГОС компетенции, что является отличительной чертой современного специалиста здравоохранения, ориентированного на биопсихосоциальные аспекты и особенности человека.

Сравнивая компетенции, которые формируют профессиональные навыки современного медицинского работника, следует отметить, что не все надпрофессиональные компетенции, формирующие специалиста, отражены в действующем образовательном стандарте, а следовательно, необходимо формировать их у будущих выпускников в виде индивидуальной образовательной траектории начиная с I курса, собственно, готовить под потребности работодателей и ориентировать на потребности пациента. В настоящее время в Тюменском ГМУ для направления "Сестринское дело" (бакалавриат) реализуются такие профили индивидуальных образовательных траекторий, как "Клиническая сестринская практика", "Организационно-управленческая деятельность", "Психолого-педагогическая деятельность".

Следует отметить, что по образовательной программе индивидуальную траекторию обучения с освоением надпрофессиональных компетенций реализуют дисциплины вариа­тивного компонента, факультативные дисциплины, причем они формируются самостоятельно участниками образовательного процесса, т. е. самими обучающимися.

Уже с I курса начинается формирование, например, такой надпрофессиональной компетенции, как "Клиентоориентированность" в рамках дисциплины Б1.В.ДВ.01.03 "Коммуникативные умения", на II курсе данную компетенцию усиливает дисциплина Б1.В.ДВ.02.02 "Теория управления", дисциплины вариативной части III курса практико-ориентированы и посвящены работе с пациентами в школах здоровья, медико-социальной реабилитации, школьной медицине, во время прохождения которых происходит процесс обучения бакалавров общению с пациентами, завершающий этап формирования рассматриваемой компетенции осуществляется на IV курсе на дисциплинах Б1.В.ДВ.05.03 "Психология управления" и Б1.В.ДВ.06.03 "Педагогика и психология профессиональной деятельности", причем эти дисциплины изучаются в разных семестрах. Закрепляются полученные знания, умения и навыки применения данной компетенции уже в профессиональной среде медицинской организации при прохождении производственной практики.

Например, такая компетенция, как "Умение управлять проектами и процессами", формируется при освоении дисциплины базового компонента образовательной программы Б1.О.41 "Менеджмент в сестринском деле" в разделе самостоятельной работы обуча­ющихся. Проектную деятельность студенты осуществляют на выпускном курсе (7-8 семестры) в объеме 48 ч, из них 10 ч выделены на контактную внеаудиторную работу с преподавателем в виде консультаций по разработке проекта и 6 ч на его защиту. Тематику проектов обучающиеся выбирают самостоятельно, для работы над проектом им предлагаются методические материалы. Разрабатываемые студентами проекты имеют практическое значение для профессиональной деятельности, например: "Применение графических планшетов в государственном автономном учреждении здравоохранения"; "Академия паллиативной помощи"; "Ранняя диагностика саркопении" и др.

Компетенция "Бережливое производство", отсутствующая во ФГОС, успешно реализуется в разделе факультативных дисциплин - дисциплина "Бережливые технологии в здравоохранении", изучение спланировано на выпускном курсе в объеме 36 ч, следует отметить, что данная дисциплина востребована у обучающихся.

В соответствии потребностям регионального здравоохранения Тюменский ГМУ гибко реагирует в подготовке бакалавров сестринского дела к профессиональной деятельности с применением различных методов и методик, а также в зависимости от требований, предъявляемых к этим специалистам, встраивая в образовательный процесс индивидуальные треки развития и надпрофессиональные компетенции.

Таким образом, мы готовим выпускников с высоким уровнем профессиональных и надпрофессиональных компетенций, с исследовательским мышлением и развитыми лидерскими качествами. Они готовы работать в условиях неопределенности и быстро меняющегося мира, а также к действиям за пределами профессиональных границ. Бакалавры сестринского дела - ​это гармонично развитые личности, способные к саморазвитию и развитию новых видов профессиональной деятельности.



Показатели качества жизни обучающихся на различных этапах формирования профессиональных компетенций врача

Лисовский О.В., Лисица И.А., Близнякова Д.С., Панкратова П.А.

ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Резюме. Динамика учебной нагрузки отражается на качестве жизни детей и подростков. Своевременное выявление и коррекция нарушений позволяют сохранить здоровье обучающихся и обеспечить преемственность освоения дисциплин. В работе приведен анализ показателей качества жизни подростков школы и медицинского вуза. Выявлено преобладание изменений психического компонента качества жизни среди учащихся 9-х классов и выпускников при сдаче практических этапов аттестации.

Актуальность. Качество жизни отражает здоровье детей и подростков, а также возможности адаптации при изменяющихся условиях образовательной среде. Следует учитывать динамику учебной нагрузки и психологические ресурсы обучающихся на каждом этапе освоения практических компетенций. От выбора профессии в школе до получения специальности в ординатуре все компоненты здоровья отражают этапы принятия решений и кризисные периоды.

Физические компоненты сопровождаются формированием соматоформных заболеваний, психические - ​нервными нарушениями. Виды реагирования на стресс и повышение ответственности на каждом этапе обучения влияют на мотивацию и возможности преодолевать трудности, а как следствие, на качественное освоение специальности. В диагностике нарушений широко используется методика оценки пищевого поведения, оценка качества жизни, шкала тревоги и депрессии и другие. Важным аспектом является не только свое­временное выявление и коррекция нарушений, но и адаптация учебных нагрузок, а также преемственность освоения дисциплин по вертикали обучения.

Цель - ​провести анализ показателей качества жизни при обучении подростков и возможности их диагностики.

Материал и методы. В исследование включены ученики общеобразовательной школы Санкт-Петербурга с 8-го по 11-й классы (всего 152 человека) и обучающиеся медицинского вуза I, III и VI курсов (всего 515 студентов).

Использовалась шкала оценки качества жизни (SF‑36) и шкала оценки тревоги и депрессии (HADS). Проведена оценка валидности опросника и результатов тестирования. Тест Бартлетта на сферичность позволил отклонить гипотезу о случайном сочетании выбора ответов респондентами. Проведены стандартизация и обобщение индивидуальных шкал качества жизни в два компонента: "Физический компонент здоровья" и "Психический компонент здоровья".

Результаты. Среди лиц женского пола компоненты здоровья имели более существенную вариацию и низкие медианные значения, хотя это различие для физического компонента оказалось статистически незначимо. Однако для психического компонента здоровья различия в медианах значимы на уровне 10% (t= -1,3312).

Следует отметить, что среди студентов выявлена тенденция к востребованному трудо­устройству в медицинские организации. Так, на I курсе работали 4,9% студентов, а к IV - ​66%. При этом 25,1% студентов VI курса не работали до окончания вуза. Средние значения компонентов здоровья по наличию работы, в том числе в медицинском учреждении, не различались.

Рассчитаны коэффициенты парной корреляции и их значимость для компонентов здоровья. Так, выявлена обратная связь психического компонента здоровья с курсом (p<0,001) и прямая (слабая) связь с ростом (p<0,048). При оценке тревожно-депрессивных проявлений выявлены максимальные значения по шкале тревоги, а не по шкале депрессии, что подтвердилось проведением парного теста по равенству средних (критерий для зависимых выборок Стьюдента и Вилкоксона).

При анализе групп школьников по классам выявлено, что средний балл по шкалам тревоги и депрессии от класса к классу увеличивался.

В ходе использования дисперсионного анализа отмечены существенные различия по шкале депрессии между учениками 9-х и старших классов, при этом в 10 и 11-х классах различий не выявлено. По шкале тревоги выявлены существенные различия только между 9 и 11-м классом.

При оценке тревоги среди студентов выявлено повышение уровней на I и на VI курсах с благоприятным улучшением в середине обучения. Максимальные проявления тревожно-депрессивных проявлений отмечены на VI курсе при достоверном высоком показателе депрессии выпускников.

Следует отметить, что наивысший всплеск тревоги и депрессии выявлен в период практических этапов аттестации. У студенток выявлены статистически достоверные высокие показатели на уровне значимости 10%.

Выводы. 1. Во время обучения в школе и медицинском вузе преобладают изменения психического компонента качества жизни. 2. В школьном периоде подростки подвержены кризису выбора при высоком уровне ответственности, что сопровождается максимальными проявлениями тревоги в 9-м классе, что можно считать критическим этапом обучения. 3. Выпускники медицинских вузов наиболее подвержены депрессии при практических этапах итоговой аттестации, что следует учитывать при подготовке.



Анализ субъективной оценки качества жизни студентов-мигрантов из Индии, получающих высшее медицинское образование в Российской Федерации

Драндрова Е.Г., Павлова С.И., Найак Ш.Ч.

ФГБОУ ВО "ЧГУ им. И.Н. Ульянова", Чебоксары, Российская Федерация

Резюме. В статье проведен анализ субъективной оценки качества жизни студентов из Индии, получающих высшее медицинское образование в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова, Россия. Для оценка использовался краткий опросник Всемирной организации здравоохранения WHOQOL-BREF. По результатам анкетирования выявлено, что иммиграционный стресс более выражен у студентов I курса, а студенты V курса более подвержены учебному стрессу, что влияет на качество их жизни.

Актуальность. Федеральный проект "Экспорт образования" ставит перед вузами задачу увеличения к 2024 г. численности иностранных граждан, получающих высшее образование в Российской Федерации, до 425 тыс. человек. На сегодняшний день в ФГБОУ ВО "ЧГУ им. И.Н. Ульянова" обучается около 3000 иностранных студентов, 80% из них осваивают образовательные программы на медицинском факультете, более 1000 студентов-медиков являются англофонами. Глобализация образования вовлекает российские вузы в единое мировое образовательное пространство, способствуя внедрению инновационных методов обучения, делает высшее образование более доступным для иностранцев. Однако переезд обучающегося в другую страну неизбежно порождает проблему стресса, влияя на качество жизни и здоровье студентов-мигрантов.

Цель - ​изучение качества жизни индийских студентов медицинского факультета ФГБОУ ВО "ЧГУ им. И.Н. Ульянова".

Методы. Обследована сплошная выборка индийских студентов I и V курсов медицинского факультета, осваивающих образовательную программу по специальности "Лечебное дело" на языке-посреднике (на английском языке). Исследование проводилось в феврале 2023 г. (на I курсе - ​в первые 2 мес обучения, на V курсе - ​в начале 10-го семестра, вне периода экзаменационных сессий). Для субъективной оценки качества жизни проведено анкетирование с использованием краткого опросника Всемирной организации здравоохранения WHOQOL-BREF. Данный опросник состоит из 26 вопросов. Первые два вопроса имеют обобщающий характер и касаются субъективной оценки качества жизни в целом и удовлетворенности состоянием своего здоровья. Остальные вопросы оценивают 4 группы факторов: физическое и психологическое благополучие, самовосприятие, микросоциальная поддержка и социальное благополучие. Статическая обработка включала общепринятые методы описательной статистики: вычисление абсолютных и относительных величин, ошибки репрезентативности, значимости различий по критерию Стьюдента для относительных величин с достоверностью р<0,05-0,001.

Результаты. По результатам ответов на вопросы, касающиеся общей оценки качества жизни и удовлетворенности состоянием здоровья, было выявлено, что в обеих исследуемых группах обучающихся I и V курсов большинство студентов удовлетворены качеством жизни. Значимых различий в удовлетворенности физическим и психологическим благополучием также не выявлено (p=0,444). Расчетный показатель составил 66,2±1,4% для студентов I курса и 66,7±3,5% для студентов V курса. При анализе ответов на вопросы, касающиеся самовосприятия, нами выявлены достоверные различия среди исследуемых групп: уровень удовлетворенности составил 66,3±1,6 против 47,0±2,9% (p=0,000) соответственно в группах студентов I и V курсов. Среди девушек обеих групп наблюдались более низкие показатели по сравнению с юношами. Так, среди девушек V курса итоговый результат оказался равен 37,0±5,5%, тогда как у юношей данной группы тот же показатель составил 51,5±3,2% (p=0,021). При анализе сферы микросоциальной поддержки в обеих исследуемых группах получены схожие результаты (p=0,412). Итоговый показатель удовлетворенности этой сферой жизни в группе студентов I курса составил 62,5±1,9%, а в группе студентов V курса - ​61,5±3,6%. В целом, большинство студентов (67% первокурсников и 73% студентов V курса) удовлетворены личными взаимоотношениями. По результатам исследования сферы социального благополучия более высокие результаты были получены при опросе студентов V курса: удовлетворенность составила 63,0±1,4% в группе студентов I курса и 65,1±3,4% в группе 5-курсников (p=0,288). Наименьший результат был выявлен в группе девушек I курса - ​58,8±2,3%. Так, на вопрос о доступности информации, необходимой в повседневной жизни, 17% первокурсников ответили негативно, причем среди девушек данной группы ответ составил 25%.

Заключение. Показатели учебной миграции в последние годы неуклонно растут. Задачей вузов, осуществляющих экспорт образовательных услуг, является не только улучшение качества образования, но и разработка комплекса мер для улучшения адаптации студентов в новых условиях жизни и, как следствие, повышения их академической успеваемости. Данное исследование позволило изучить стресс-факторы, связанные с переездом в другую страну и переходом от среднего образования к высшему. Нами выявлено, что иммиграционный стресс более выражен у студентов I курса, а студенты V курса более подвержены учебному стрессу.

Во ФГБОУ ВО "ЧГУ им. И.Н. Ульянова" существуют меры поддержки иностранных обучающихся с момента их приезда в Российскую Федерацию и на протяжении всего процесса обучения. Однако углубленное изучение проблем, ухудшающих качество жизни студентов-мигрантов, поможет усовершенствовать данные методы и сделать процесс получения медицинского образования в России максимально физически и психологически комфортным.



Инклюзивная экосистема в клиническом обучении

Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б.

НАО "Медицинский университет Караганды", Караганда, Республика Казахстан

Резюме. Авторы описывают методику обучения лиц с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях симуляционного центра, которые нуждаются в психолого-педагогической поддержке при освоении навыков оказания неотложной помощи, требующих когнитивные и физические усилия во время работы с манекенами. Образовательная экосистема симуляционного обучения позволяет создать необходимые условия для полноценного обучения и освоения необходимых компетенций лицами с ООП через сочетание командной и тьюторской работы.

В Казахстане основной проблемой медицинского образования является отсутствие адаптированных программ обучения для лиц с особыми образовательными потребностями (ООП), где обучение рассчитано на здоровых, выносливых и терпеливых студентов. Как показывает практика, ~1% студентов с ООП осваивают программу с физическим и когнитивным усилием из-за наличия врожденных или приобретенных патологий. В НАО "Медицинском университете Караганды" (НАО МУК) обучается 7338 студентов, их них 65 (0,8%) лица с ООП, которые физически неспособны оказывать неотложную медицинскую помощь, но вполне могут применить навыки управления критической ситуацией. Учитывая трудности выполнения практических навыков в обучении, возникла необходимость создания образовательной инклюзивной экосистемы на базе симуляционного центра НАО МУК для лиц с ООП.

Цель - ​оценка условий обучения в симуляционном центре, созданных для лиц с ООП, путем развития экосистемы образовательного процесса в МУК.

Материалы качественного исследования - ​анализ результатов практических занятий по видеозаписям и методики организации учебного процесса на основе применения группового подхода обучения. В методику обучения входит программа "Тьюторство", цель которой - ​взаимопомощь студентам в освоении практических навыков во внеурочное время. Посредством данной программы развивается методика поддержки студентов с ООП через развитие лидерских качеств и навыков эффективного управления командой при оказании медицинской помощи. Для оценки условий обучения в центре были анализированы результаты обратной связи и анкетирования обучающихся.

Данная методика впервые была применена для обучения студентов V курса специальности "Общая медицина" по дисциплине "Симуляционный курс по неотложным состояниям", в которой обучаются лица с ООП. Всего было 6 студентов с ООП, которые учились в 6 разных группах с различными патологиями, включая заболевания опорно-двигательного аппарата. Новая методика обучения основана на создании оптимально благоприятного климата для лиц с ООП при изучении практических навыков на симуляционном оборудовании. Тренер выявляет студентов с ООП, предварительно проводит работу с обучающимися в соответствии с принципами психолого-педагогической поддержки лиц с ООП с согласованием всеми участниками учебного процесса, а затем проводит занятие с применением групповых методов обучения. При работе со студентами группа делится на подгруппы по 3-4 человека для обучения навыкам оказания неотложной помощи, где студент с ООП становится лидером группы и управляет всей командой во время клинического сценария. Данный подход обучения студентов с ООП позволяет продемонстрировать лидерские качества обучающегося, который играет ключевую роль, при этом качество оказания неотложной помощи зависит от действий всей команды и от способности управлять командой. Во время обучения у лиц с ООП снижается психологическая нагрузка, отсутствует чувство неполноценности и ограниченности при выполнении навыка, повышается самооценка в клиническом обучении. Положительные отзывы одногруппников при успешном выполнении клинического сценария повышают приверженность и интерес к будущей профессии, стимулируют самомотивацию и отражают важность каждого участника группы, при этом не акцентируется внимание на проблемах студентов с ООП. По завершению обучения в классе студенты с ООП имеют возможность дополнительно тренировать навыки под руководством тьютора в рамках самостоятельной работы. По результатам обратной связи студентов посредством анонимного анкетирования, в котором приняли участие 150 студентов V курса специальности "Общая медицина", установлено, что у >80% опрошенных респондентов во время обучения в симуляционном центре желание стать врачом усилилось, 75% опрошенных студентов имеют положительное мнение об условиях обучения в центре и считают, что созданные условия и методика обучения помогают им лучше овладеть навыками, они не боялись сделать что-нибудь неправильно. 60% опрошенных респондентов думают, что обучения в центре помогло им лучше всего освоить навыки командной работы - ​они не боялись причинить вред пациенту, взаимная оценка каждого члена команды была справедливой и объективной. Лица с ООП имели возможность продемонстрировать свои знания и навыки оказания неотложной помощи без физического контакта с тренажерами, а за счет управленческих качеств.

Таким образом, данные методы обучения благоприятно воздействуют и способствуют активному участию и раскрытию способностей студентов с ООП. Положительное влияние показала групповая работа со студентами, во время которой лицо с ООП становится главным членом команды и эффективно применяет лидерские качества. Студенты отмечают, что данная методика способствует их всестороннему развитию, тьюторы оказывают всестороннюю поддержку лицам с ООП без намека на имеющиеся проблемы.



Использование цифровых технологий для преподавания дисциплин морфологического профиля: опыт НМИЦ им. В.А. Алмазова

Сивухина Е.В., Кухарчик Г.А., Пармон Е.В.

Институт медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федераци

Резюме. Работа посвящена актуальной проблеме цифровизации образования. Представлен опыт Института медицинского образования. Обсуждаются особенности использования новых технологий с применением "Anatomage 8.0.2" для реализации новой учебной программы "Цифровая клиническая морфология" у студентов VI курса лечебного факультета. Делается акцент на обязательном включении методов визуализации и 3D-моделирования в образовательные программы для подготовки врача, который будет работать в цифровой медицине.

Актуальность. В настоящее время выпускник лечебного факультета должен обладать глубокими знаниями и владеть большим количеством самых разнообразных навыков и умений. Сегодня у студентов медицинских вузов нет сложностей с получением информации по той или иной учебной дисциплине. Тем не менее высокий темп развития технологий и все нарастающий объем информации привели к тому, что приобретенные всего несколько лет назад знания, навыки и умения быстро теряют свою актуальность, а порой и вовсе забываются. Прежде всего это относится к фундаментальным, доклиническим дисциплинам, включающим анатомию с гистологией. Традиционно эти курсы особенно сложны для восприятия и достаточно объемны. Опасность состоит в том, что при отсутствии способности выпускника лечебного факультета применить полученные ранее знания в своей медицинской деятельности они так и останутся невостребованными и не будут способствовать развитию высокого профессионализма.

Цель работы - ​показать результаты перехода с аналоговой формы передачи информации на цифровую, внедряемые для преподавания морфологических дисциплин, а также возможности их применения в подготовке врача.

Результаты и обсуждение. В основе действующего ФГОС 3++ лежит компетентностно-ориентированная модель обучения, включающая целый набор определенных компетенций (знаний, умений и навыков), предполагающая умение активно использовать полученные профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Медицинское образование консервативно, однако необходимость изменения подходов к методикам обучения с широким внедрением цифровых технологий в учебный процесс общепризнано в профессиональном сообществе. Цифровизация образования подразумевает его изменение с учетом научно-технического прогресса. В отношении морфологических дисциплин речь идет главным образом об использовании цифровых 3D-моделей тела человека и изображений микропрепаратов, что позволяет оптимально подготовить обучающихся к дальнейшей работе с современными методами медицинской визуализации - ​УЗИ, КТ, МРТ и цифровой патологией.

Визуализация обозначает представление какой-либо информации в удобном для зрительного восприятия и анализа виде. При изучении курса гистологии в ИМО Центра Алмазова студенты, кроме самостоятельной работы с гистологическими препаратами на световом микроскопе, активно овладевают дополнительным навыком работы с оцифрованными микропрепаратами.

В настоящее время наиболее технически продвинутой системой объемной визуализации организма человека является Anatomage - ​инновационный образовательный продукт, содержащий цифровые изображения 4 тел обоего пола в реальную величину, с максимальной точностью сохранивших реальные цвет, форму и структуру. Этот сенсорный стол, с одной стороны, обеспечивает детальную визуализацию тела человека на макро- и микроскопическом уровне, а с другой - ​может выполнять функции обучающего пособия, радиологической рабочей станции и средства для просмотра клинических случаев.

В ИМО НМИЦ им. В.А. Алмазова разработана учебная программа новой дисциплины для студентов VI курса лечебного факультета - ​"Цифровая клиническая морфология", относящаяся к вариативной части учебного плана - ​дисциплинам по выбору по направленности "Клиническая медицина". Основная цель при освоении этого курса состоит в формировании целостного представления о строении, функциях и топографии органов и систем на макро- и микроскопическом уровне для интерпретации результатов современных диагностических технологий визуализации тела человека.

Для этого студентам необходимо овладеть практическими навыками в определении местоположения органов и систем, сосудов и нервов, послойном расположении тканей в разных областях тела с использованием анатомического стола Anatomage TableEDU 8.0.2; усвоить взаимосвязь и взаиморасположение органов в отдельных областях тела человека, сопоставляя анатомические срезы с соответствующими изображениями, полученными с помощью методов медицинской визуализации, и в конечном итоге сформировать навыки синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей на макро- и микроскопическом уровне. Реализация данной дисциплины именно в конце обучения преследует цель освежения и дополнения фундаментальных знаний о строении тела человека, полученных на начальных курсах, и в большей степени их практическое применение. Эта компетенция будет крайне востребована при обучении в ординатуре и при работе в учреждениях практического здравоохранения.

Заключение. Таким образом, современные методы визуализации и 3D-моделирования дополняют и расширяют традиционные методы обучения, становясь обязательной частью образовательной программы в медицинском вузе. Использование данных технологий в учебном процессе повышает информативность и наглядность преподавания морфологических дисциплины, способствуя достижению конечной цели - ​подготовить врача, который будет работать в цифровой медицине.



О профессиональном образовании врачей-офтальмологов на примере ФГАУ "НМИЦ “МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова”" Минздрава России

Кислицына Н.М., Голубева О.В.

ФГАУ "НМИЦ “МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова”" Минздрава России, Москва, Российская Федерация

Резюме. Тесная связь между офтальмохирургией, экспериментальной деятельностью и теоретической основой глазных болезней во все времена поддерживалась основателем МНТК "Микрохирургия глаза" академиком С.Н. Федоровым. Это позволило вырастить из узкоспециализированной кафедры целый научно-технический комплекс. В настоящее время наше учреждение является национальным медицинским исследовательским центром, где продолжается совершенствование образовательного процесса для врачей-офтальмологов.

Актуальность. Времена обучения в медицинском вузе многим врачам запомнились серьезным разрывом между процессом учебы на кафедре и практической медициной - ​возможность общения была лишь с единичными пациентами. Однако без полноценного погружения в клинику практически невозможно научиться искусству врачевания. Разрушить барьер удалось известному врачу-офтальмологу Святославу Николаевичу Федорову. С 1968 г. тесная связь между офтальмохирургией, экспериментальной деятельностью и теоретической основой глазных болезней поддерживалась С.Н. Федоровым и его соратниками в стенах кафедры Московского медицинского стоматологического института. Широкий спектр научных направлений и исследований, которые проводились на кафедре, позволили в 1980 г. преобразовать научно-исследовательскую лабораторию в Московский НИИ "Микрохирургии глаза", а в 1986 г. создать МНТК "Микрохирургия глаза". Активная заинтересованность врачей в освоении новых методик, разработанных в институте, стала катализатором поиска официальной формы распространения педагогического процесса. Для этого был создан научно-педагогический центр (НПЦ), который состоял из сектора ординатуры и аспирантуры и сектора краткосрочного тематического образования. В 2000 г. с целью обучения офтальмохирургии был открыт первый в Европе стационарный тренажерный операционный зал хирургии катаракты, в 2003 г. создан учебный зал витреоретинальной хирургии.

Цель - ​на примере ФГАУ "НМИЦ “МНТК "Микрохирургия глаза" им. акад. С.Н. Федорова”" Минздрава России продемонстрировать преемственность и важность взаимодействия образовательных и лечебных подразделений в становлении и развитии врача-офтальмолога.

Результаты и обсуждение. В 2020 г. НПЦ перешел в новый статус, став Институтом непрерывного профессионального образования (ИНПО). Приказом генерального директора МНТК "Микрохирургия глаза" директором ИНПО назначена врач-офтальмолог отдела витреоретинальной хирургии и диабета глаза, канд. мед. наук Н.М. Кислицына.

Для реализации всех образовательных задач, заложенных академиком С.Н. Федоровым, в состав ИНПО входит кафедра глазных болезней, учебно-методический отдел с сектором дополнительного профессионального образования (ДПО) и сектором ординатуры и аспирантуры, методический аккредитационно-симуляционный центр (МАСЦ) с Wetlab. На кафедре работают 16 сотрудников профессорско-преподавательского состава: 6 профессоров, 8 доцентов, 3 преподавателя. Из них 12 человек имеют ученую степень д-р мед. наук и 4 канд. мед. наук, 13 человек являются практикующими хирургами, все сотрудники ведут научную деятельность в рамках работы отделов.

Сектор ординатуры и аспирантуры проводит ежегодный набор и выпуск обучающихся по специальности "Офтальмология": 35-50 докторов зачисляются в ординатуру, для развития научной составляющей профессии 12-15 человек поступают в аспирантуру. У обучающихся появляется уникальная возможность открыть для себя офтальмологию с разных сторон, ведь многие ее направления находятся на стыке других востребованных специальностей: трансплантологии, онкологии, радиологии и др.

Наши молодые врачи являются соавторами патентов на изобретения и полезные модели. Окончание ординатуры по офтальмологии открывает двери для профессионального роста в смежные специальности после курсов профессиональной переподготовки. В дальнейшем эстафетная палочка профессионального образования переходит к сектору ДПО. Для поддержания профессионального уровня и развития новых компетенций в течение учебного года проводится порядка трех десятков циклов повышения квалификации по основным и редким направлениям специальности. Наибольшую популярность приобрели курсы по офтальмопластике, лазерной хирургии и обретению базовых навыков хирургии катаракты.

Контингент обучающихся охватывает профессионалов всех уровней - ​это и врачи-офтальмологи, и научные сотрудники профильных учреждений, и профессорско-преподавательский состав кафедр офтальмологии медицинских вузов. Теоретическая и практическая подготовка по всем программам образовательной деятельности проводится сотрудниками Института непрерывного профессионального образования с привлечением высококвалифицированных врачей и научных сотрудников МНТК.

Учитывая произошедшие изменения в сфере образования и здравоохранения, в 2021 г. был открыт МАСЦ. Главная задача центра - ​обеспечить проведение процедуры первичной специализированной аккредитации по специальности "Офтальмология" и "Медицинская оптика". За 2,5 года работы нашего центра порядка 230 выпускников прошли аккредитацию по данным специальностям. Помимо стандартного оснащения, МАСЦ имеет катарактальную и витреоретинальную хирургические аудитории Wetlab, оснащенные симуляционной установкой EyeSi.

Заключение. ФГАУ "НМИЦ “МНТК "Микрохирургия глаза"” им. акад. С.Н. Федорова" Минздрава России продолжает добрые традиции школы С.Н. Федорова по обучению офтальмологов. Формат обучения на кафедре постепенно расширился до организации собственного института профессионального образования. Время показало, что интеграция клинической практики и научной базы необходима.



Опыт применения электронного учебно-методического комплекса в формировании профессиональных компетенций по лучевой диагностике ординаторов специальности 31.08.09 "Рентгенология"

Федяинова Н.В., Коробов А.В., Хирьянова И.С.

АНО ДПО "Институт повышения квалификации медицинских кадров", Воронеж, Российская Федерация

Резюме. Активное внедрение в практическое здравоохранение новых медицинских технологий привлекает внимание методистов к разработке оптимальных учебно-методических комплексов (УМК) для освоения ординаторами специальности 31.08.09 "Рентгенология" профессиональных компетенций в процессе обучения в вузе. В тезисах авторы на основе практического опыта описывают результат внедрения электронного УМК в образовательный процесс ординаторов в качестве дистанционной поддержки по дисциплинам лучевой диагностики.

Актуальность. Быстрое развитие новых медицинских технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта, радиологических информационных систем и необходимость их внедрения в практическое здравоохранение требует от врачей первичного звена постоянного совершенствования своих знаний и умений. Во многих лечебных учреждениях РФ происходит концентрация рентгеновских, компьютерно-томографических, магнитно-резонансных аппаратов в одном отделении. Врач-рентгенолог в настоящее время должен быть разносторонне образованным специалистом, одинаково хорошо владеющим различными методами медицинской визуализации.

Цель - ​разработка электронного дистанционного УМК для формирования профессиональных компетенций ординаторов в области лучевой диагностики (анализ и интерпретация результатов лучевых исследований) для более точной постановки диагноза и укорочения времени диагностического процесса в клинической практике.

Методы. Моделирование, педагогический эксперимент.

Результаты. Разработанный электронный УМК предназначен для дистанционной поддержки обучения ординаторов по дисциплинам "Основы магнитно-резонансной томо­графии", "Лучевая диагностика заболеваний позвоночника, спинного, головного мозга", "Лучевая диагностика костно-суставной системы", "Лучевая диагностика заболеваний внутренних органов" и ориентирован на повышение уровня теоретической и практической подготовки по магнитно-резонансной и компьютерной томографии.

Содержание УМК наряду с теоретическим обучением ординаторов предусматривает достаточное количество заданий на формирование базовых практических умений и навыков интерпретации КТ и МРТ, оформления протоколов КТ- и МРТ-исследований с заключением о предполагаемом диагнозе, необходимом комплексе уточняющих лучевых и других инструментальных исследований.

УМК размещается на Образовательном портале АНО ДПО "ИПКМК" в системе дистанционного обучения Moodle и включает интерактивные лекции с встроенным автоматическим контролем усвоения теоретического материала, видеоматериалы по проведению анализа КТ- и МРТ-исследований, пошаговые алгоритмы проведения диагностики, примеры оформления протоколов исследований, кейсы с разбором клинических случаев, наборы ситуационных задач и анонимизированных архивов исследований.

Текущая и итоговая аттестация ординаторов проводится в форме компьютерного тестирования и позволяет организовать объективную оценку знаний. Разработан большой банк тестовых заданий, который обеспечивает индивидуальную верификационную выборку заданий для итоговой аттестации.

Обучение ординаторов с помощью данного УМК хорошо интегрируется с выполнением практических заданий в эмуляторе радиологической информационной системы (эмулятор РИС), позволяющим максимально приблизить процесс освоения практических умений к реальным условиям будущей профессиональной деятельности.

В 2023 г. электронный УМК прошел успешную апробацию без эмулятора РИС, внедрен в образовательный процесс обучения ординаторов специальности 31.08.09 "Рентгенология" в ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко Минздрава России (г. Воронеж) и ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" Минздрава России (г. Москва).

Обучение прошли 38 ординаторов. При этом успеваемость составила 97,4%, качество обучения - ​66,3%. 16 (42,1%) ординаторов показали высокий уровень усвоения диагностических методик и интерпретации КТ и МРТ.

Заключение. Созданный электронный УМК в СДО Moodle способствует формированию профессиональных компетенций ординаторов по анализу и интерпретации КТ и МРТ, написанию и оформлению протоколов на основе анонимизированных архивов реальных лучевых исследований. Для повышения качества обучения предполагается продолжение педагогического эксперимента с внедрением в образовательный процесс эмулятора РИС вместе с электронным УМК.



Информированность студентов-медиков о цифровых технологиях в обучении

Ветлужская М.В., Абрамова А.А., Тарзиманова А.И., Подзолков В.И.

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация

Резюме. В работе представлены данные об уровне общей цифровой грамотности студентов-медиков III курса и их опыте применения цифровых инструментов и технологий в процессе обучения в медицинском вузе.

Цифровая трансформация системы образования - ​один из ключевых показателей национального проекта "Образование". Однако данные о готовности российских студентов-медиков к использованию цифровых технологий в их образовательном процессе крайне ограничены.

Цель исследования - ​изучение информированности студентов-медиков о цифровых технологиях и готовности к их использованию.

Материал и методы. В исследование приняли участие 243 студента III курса Института клинической медицины ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова в возрасте от 19 до 30 лет (средний возраст - ​20,5±1,42 года), 54 (22,2%) мужчины и 189 (77,8%) женщин, подписавших информированное согласие и проходивших онлайн-анкетирование в апреле 2023 г. Онлайн-анкета включала демографические показатели, опросник для оценки цифровой грамотности DigCompSAT, опросник для оценки опыта применения цифровых технологий. Для выявления ключевых слов и категорий при ответе на открытые вопросы использовался анализ облака тегов. Статистическая обработка данных проведена в программе Statistica 8.0.

Результаты. Большинство студентов, включенных в исследование (70,4%), в целом были удовлетворены обучением в вузе. Отличную успеваемость по всем предметам имели 20,2% участников, оценки "хорошо" и "отлично" - ​47,3%. 27,2% респондентов ответили, что у них есть удовлетворительные оценки, 5,3% - ​неудовлетворительные. Среднее время использования интернета превышало 20 ч в неделю у 75% опрошенных, составило 11-20 ч и <11 ч у 20 и 5% участников соответственно.

Большинство студентов (68%) имели базовый уровень общей цифровой грамотности. На вопрос "Что такое цифровые технологии?" смогли ответить 56,7% участников, при этом в облаке тегов доминировали слова "технологии", "информации", "электронном", "данных", "хранения". Все студенты имели опыт использования цифровых инструментов в процессе обучения. В тройку лидеров вошли видеолекции, онлайн-курсы и сервисы коммуникации с преподавателем, с которыми были знакомы 81,9; 72,1 и 62,6% опрошенных соответственно. Наименее используемыми цифровыми инструментами и технологиями оказались онлайн-квесты, дополненная реальность и искусственный интеллект, опыт применения которых был у 19,3; 17,7 и 13,6% студентов соответственно. Среди цифровых инструментов наиболее эффективными (по мнению респондентов) при изучении клинических дисциплин 87,7% опрошенных назвали видеолекции, 78,6% - ​онлайн-курсы, 70,8% - ​чат-боты с решением клинических задач. К наименее эффективным инструментам и технологиям 41,6% студентов отнесли онлайн-доски, 33,7% - ​онлайн-викторины, 31,3% - ​дополненную реальность.

Заключение. Большинство респондентов проводят в интернете >20 ч в неделю, что, по данным литературы, коррелирует с более высоким уровнем базовых цифровых компетенций. При этом уровень цифровой грамотности студентов сопоставим с показателями российской популяции в целом. Большинство респондентов имеют низкий уровень информированности о современных цифровых инструментах и возможностях их применения в медицинском образовании.



Развитие методического компонента в образовательной среде Казанского государственного медицинского университета

Утеева Э.Н., Рябова Т.В.

ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" Минздрава России, Казань, Российская Федерация

Резюме. Цель - ​изучить процесс развития методического компонента, формирующего дружелюбную образовательную среду Казанского ГМУ.

Методы. Проведение педагогического эксперимента.

Результаты. Адресное методическое обеспечение формирует социальные и культурные нормы поведения, мотивирует участников образовательного процесса и улучшает социально-психологический климат в коллективе.

Заключение. Развитие методического компонента обеспечивает оптимальные условия для адаптации участников образовательного процесса.

Образовательная среда представляет собой систему интегральных компонентов, к которым относятся пространственный, социальный, коммуникативный, образовательный, психологический, личностный, смысловой, мотивационный и методический.

Дружелюбная образовательная среда Казанского государственного медицинского университета (КазГМУ) включает аспекты эффективного преподавания и соучастия со стороны как профессорско-преподавательского состава, так и обучающихся; создание безопасной и защищающей атмосферы в процессе получения медицинского образования.

Цель исследования - ​выявление и развитие методического компонента, формирующего дружелюбную образовательную среду КазГМУ. Методический компонент включает методическое сопровождение обучающихся и обучающих Казанского государственного медицинского университета, представленное методическими разработками и дистанционными курсами на образовательном портале.

Методы. Проведение педагогического эксперимента. Исследование опиралось на анализ психолого-педагогических источников; анкетирование и беседы обучающихся и обучающих; разработку и внедрение методических пособий и дистанционных курсов; систематизацию и обобщение экспериментальных данных.

Результаты. Ежегодно первокурсники с целью успешной адаптации к обучению получают методическую разработку "В помощь первокурснику". В ней представлены историческая справка, схема-навигация по университету, выдержки из этического кодекса обучающихся медицине, фармации и социальной работе, информация о медицинских осмотрах, военно-учетном столе, общежитиях, образовательном портале, формах учебных занятий, текущем контроле и промежуточной аттестации, балльно-рейтинговой системе и порядке ликвидации текущей задолженности и академической задолженности, системе поддержки студентов, студенческом научном обществе, совете обучающихся по качеству образования, профкоме обучающихся, информационной среде, медицинском обеспечении, творческих коллективах и традициях университета.

С целью эффективной адаптации новых преподавателей к профессиональной деятельности в КазГМУ разработан дистанционный курс "Профессиональная адаптация преподавателей: нормативные, институциональные и педагогические основания образовательной деятельности". Архитектоника дистанционного курса представлена 7 модулями: "Базовый", "Нормативно-правовые компетенции", "Педагогические компетенции", "Психологические компетенции", "Инклюзивные компетенции", "Цифровые компетенции", "Методические компетенции". Модули состоят из видеолекций, презентаций, оценочных средств, методических разработок и полезных ссылок. Лекторы - ​преподаватели и сотрудники КазГМУ, Казанского федерального университета и др. Объем курса - ​36 ч. Целевая аудитория - ​новые сотрудники КазГМУ и лица, избранные по конкурсу на должности заведующего кафедрой, декана.

В методическом руководстве и дистанционном курсе "Эффективная адаптация ординаторов: стратегия, действия, результат" представлены рекомендации по действиям руководителей отделений ЛПУ и наставников для организации адаптации ординаторов первого года обучения в наиболее короткие сроки. Приводятся выгоды для лечебного учреждения и ординаторов в случае успешной адаптации. Указаны критерии успешной профессиональной идентичности ординаторов, приведены техники профилактики эмоционального выгорания ординаторов и поддержания психического здоровья, перечислены меры социальной поддержки ординаторов, разработаны вопросы для самоконтроля и представлена анкета "Оценка деятельности ординатора в период адаптации".

Таким образом, с помощью методических разработок и дистанционных курсов осуществляется освоение социальных и культурных норм поведения субъектов образовательного процесса: студентов, ординаторов и их наставников, молодых и новых преподавателей; применяется личностно-ориентированный подход, происходит мотивирование обучающихся и обучаемых к непрерывному профессионально-личностному саморазвитию и самообразованию; развитие ценностного отношения к выбранной профессии; улучшение социально-психологического климата в коллективе; адресное методическое обеспечение и т. п.

Заключение. В формировании дружелюбной образовательной среды КазГМУ важную роль играет методический компонент, развитие которого обеспечивает оптимальные условия для быстрой и эффективной адаптации обучающихся и обучающих к образовательному процессу.



Эффективная адаптация ординаторов первого года обучения: стратегия, действия, результат

Рябова Т.В.

ФГБОУ ВО "Казанский ГМУ" Минздрава России, Казань, Российская Федерация

Резюме. При обучении в ординатуре врачи сталкиваются с новыми для себя процессами, что сопровождается стрессом.

Цель - ​выявить факторы, влияющие на успешную адаптацию ординаторов.

Методы. В исследовании участвовали 369 ординаторов первого года обучения. Использовалась анкета, состоящая из 27 вопросов.

Результаты. 48,2% опрошенных показали удовлетворенность своим обучением.

Заключение. Предлагаются стратегия, действия, рекомендации по организации успешной адаптации с первых дней ординатуры.

Принципиальное отличие ординатуры от предшествующих уровней высшего образования - ​получение профессиональных компетенций и развитие профессиональной идентичности. Молодые специалисты с первых дней обучения в ординатуре сталкиваются с новыми для себя процессами (график обучения, взаимодействие с сотрудниками и пациентами, документооборотом и др.), что сопровождается конфликтом между их ожиданиями и реальной ситуацией, приводит к стрессу, эмоциональному выгоранию и даже к уходу из профессии.

Цель исследования - ​выявление факторов и условий, обусловливающих успешную адаптацию ординаторов в первые месяцы обучения, способствующих развитию профессиональной идентичности, эффективной интеграции в рабочие процессы, необходимых личностных качеств.

Методы. С сентября по октябрь 2022 г. было опрошено 369 ординаторов первого года, проходящих обучение в КазГМУ, К(П)ФУ, КГМА, в возрасте от 22 до 36 лет. Использовалась разработанная авторами оригинальная анкета, содержащая 27 вопросов. Заполнение анкеты было анонимным и проводилось с использованием технологии интернет-опроса через Yandex Forms. Статистический анализ и визуализация полученных данных были выполнены с использованием программы StatTech v. 3.0.9.

Результаты. Удовлетворенность обучением рассматривалась как один из показателей успешной адаптации ординаторов. По итогам первого и второго месяцев обучения в ординатуре 48,2% опрошенных показали удовлетворенность своим обучением.

Были выявлены статистически значимые различия при оценке уровня удовлетворенности своим обучением в ординатуре в первые месяцы в зависимости от получения точных распоряжений (инструкций) по своей практической работе в отделении. Так, группа респондентов, получивших такие распоряжения в полном объеме, существенно чаще отмечала удовлетворенность обучением в ординатуре (61,7%) по сравнению с теми, кто получил неполные инструкции (46,2-57,6%) или вообще их не получал (27,3%). В отличие от периодичности встреч с наставником от учреждения, периодичность встреч с куратором важна для ординаторов. Максимальная удовлетворенность обучением обнаружена у 82 (46,9%) ординаторов, которые встречались с куратором от кафедры ежедневно, у 37 (21,1%) человек, которые встречались раз в неделю. Недостаточно удовлетворены обучением оказались те 50 (27,2%) ординаторов, кто встречался ежедневно, 24,5% раз в неделю, 21,7% каждые несколько дней, различия статически достоверны.

Заключение. Полученные результаты показали, что условием успешной адаптации ординаторов является стратегия постоянного совместного взаимодействия субъектов: лечебных учреждений, медицинского университета и ординаторов, что в совокупности обеспечивает качество подготовки специалистов.

К факторам и условиям успешной профессиональной адаптации в социально психологической сфере относятся: благоприятный социально-психологический климат на кафедре и в медицинском учреждении; высокий уровень удовлетворенности ординаторами своей деятельностью; демократический стиль руководства ординаторами, исключающий проявления негативных отношений со стороны сотрудников кафедры, лечебного учреждения (администрации учреждения, врачей, среднего медперсонала, пациентов и их родственников, ординаторов второго года обучения); социально-психологическое воздействие на ординатора со стороны руководителей учреждений, заведующих кафедрами, отделениями, кураторов, наставников; участие ординаторов в деятельности кафедры, научных исследованиях, проведении необходимых инвазивных вмешательств и др.

В психологической сфере этими факторами являются: развитые "мягкие навыки", такие как коммуникативная компетентность, навыки межкультурного взаимодействия и др.; позитивное отношение к обучению; самостоятельный, осознанный выбор специальности; личностное совершенствование, понимание своих ценностей, самореализация; мотивация к обучению и др.

Руководителям отделений следует предоставить временной период, необходимый для оформления документов; провести обязательную первую встречу в ходе которой рассказать о роли медицинского учреждения в системе здравоохранения региона, о структуре учреждения и составе администрации; представить администрацию и сотрудников медицинского учреждения; обеспечить наличие наставника, закрепленного за каждым ординатором и наличие точных распоряжений (инструкций, заданий) наставников по практической работе ординаторов в отделении; обеспечить наличие рабочего места ординатора, в том числе закрепленного за ординатором компьютера, индивидуального шкафчика для одежды, трудоустройство на 0,25 ставки (по возможности) и пр.



Оценка потребности ординаторов первого года обучения в количестве занятий в симуляционном центре

Рипп Т.М., Ильянова И.Н., Петрова Е.С., Духовный Ю.С., Зверев А.С., Руденко О.А., Воробьева Е.Г., Постаногов Р.А., Рипп Е.Г.

ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Резюме. В статье приведен анализ оценки потребности ординаторов первого года обучения в количестве занятий, проводимых на базе симуляционного центра. Цель исследования - ​изучение мнения курсантов о необходимости расширения программы симуляционного курса. Оценка проводилась по разработанной сотрудниками центра анкете. По результатам анкетирования выявлено наличие потребности ординаторов первого года обучения в расширении учебной программы и увеличении количества занятий.

Наиболее распространенная модель постдипломного обучения в симуляционном центре предполагает освоение навыков клиническим ординатором на уровне, который требуется продемонстрировать в ходе первичной специализированной аккредитации. Это подтверждают учебные планы по программе ординатуры медицинских университетов, в которых модуль "Обучающий симуляционный курс" часто реализуется на втором году обучения. Таким образом, складывается тенденция использования симуляционного курса в ординатуре исключительно как инструмента подготовки к аккредитации специалиста. Однако уже с первого года обучения практика клинического ординатора предполагает ежедневное взаимодействие с пациентом, поэтому обучение ординаторов в симуляционном центре со второго года ординатуры нарушает основные принципы современного обучения, где медицинская симуляция, это, как правило, доклинический этап, реализуемый с целью увеличения безопасности пациентов. Аккредитационно-симуляционный центр Института медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России является одним из обучающих центров, внедривших симуляционный курс подготовки специалиста в учебные планы ординаторов первого и второго года обучения.

Цель пилотного исследования - ​изучение мнения клинических ординаторов первого года обучения о потребности в расширении программы симуляционного курса.

Материал и методы. В пилотное одноцентровое проспективное исследование со слепым анализом данных были включены 197 клинических ординаторов первого года обучения, в возрасте от 23 до 35 лет (средний возраст - ​24,5 года), прошедших обучение в симуляционном центре (36 ч занятий в группах из 10-12 человек) по темам "Общемедицинские диагностические и лечебные манипуляции", "Алгоритм осмотра пациента в критическом состоянии (ABCDE)", "Организация медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и управление командой в критической ситуации (CRM"), "Экстренная медицинская помощь при внезапной смерти - ​расширенная СЛР (ALS)", "Диагностика и экстренная медицинская помощь при шоке".

Ординаторы в период с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. ответили на вопросы добровольного анонимного анкетирования с последующим слепым анализом данных. Оценка проводилась по разработанной сотрудниками аккредитационно-симуляционного центра анкете, оценивающей желаемую продолжительность симуляционного курса по каждому из учебных модулей программы первого года обучения. Для расчета показателей использовались стандартные методы статистической обработки данных в MS Excel 2019.

Результаты. Несмотря на то что в симуляционном центре ординаторы первого года обучаются 1836 ч, на каждую группу курсантов приходится 36 ч занятий для освоения общеврачебных навыков. Тем не менее даже для освоения данного курса, не включающего специальные навыки, половина клинических ординаторов (49,1%) хотела бы увеличить продолжительность симуляционного курса, 46,2% опрошенных указали, что хотели бы оставить продолжительность симуляционного курса без изменений, и только 0,6% ответили, что хотели бы уменьшить пребывание на симуляционном курсе. Из предложенных модулей раздела "Общеврачебные навыки" 67,9% ординаторов отметили необходимость увеличения занятий по расширенной сердечно-легочной реанимации и половина опрошенных (50,6%) нуждалась в увеличении занятий по алгоритму оказания неотложной помощи (АВCDE). По таким модулям, как первая неотложная помощь, базовая сердечно-легочная реанимация, верхние дыхательные пути, большинство опрошенных ответили, что хотели бы оставить количество занятий по данным модулям без изменений, что соответствует 63,8; 70 и 67,9%.

Заключение. Ограничения исследования - ​одноцентровое, на основании анкет небольшой выборки участников одного года обучения (пилотное исследование). По результатам анкетирования выявлено наличие потребности ординаторов первого года обучения в расширении учебной программы, проводимой в симуляционном центре, и увеличении количества занятий по программам неотложной помощи и расширенной сердечно-легочной реанимации, что будет учтено при распределении часов занятий в 2023 г. Очевидно, что обратная связь позволяет быстро ориентироваться в потребностях обучающихся для формирования программ ординатуры, но необходимо более масштабное изучение мнения обучающихся в ординатуре будущих квалифицированных специалистов в медицине.



Использование клинических кейсов, основанных на медицинских ошибках в методологии "виртуальный пациент"

Нурпеисова Р.Г.

Медицинский университет Астаны, Астана, Республика Казахстан

Резюме. Нами предложены клинические кейсы с медицинскими ошибками как одна из инновационных методов обучения в медицинском образовании, выделены основные медицинские ошибки, которые часто присутствуют в практическом здравоохранении.

Внедрение в образовательный процесс современного инновационного метода обучения - ​методологии "виртуальный пациент", основанного на виртуальных кейсах - ​историях болезней (реальных пациентов). Обучение с использованием виртуальных кейсов позволит будущим врачам избежать самых распространенных медицинских ошибок в условиях безопасной среды до их взаимодействия с реальными пациентами. У обучающихся важно сформировать навыки работы в команде, умение аргументировать свою точку зрения, иметь собственное суждение, используя знания, основанные на данных доказательной медицины и современной науки.

В Медицинском университете Астаны идет работа по созданию базы клинических кейсов, основанных на медицинских ошибках, для оценки компетенции обучающихся. При создании данных кейсов использовались следующие медицинские ошибки: бравада/робость - ​когда врачи переоценивают свой уровень квалификации или не соответствуют ему; недостаточность навыков - ​если у клинициста нет необходимого набора навыков для качественного выполнения своей роли в результате плохого обучения или его отсутствия, из-за атрофии навыков, плохой работы в команде. Эта ошибка напоминает ошибку плохой коммуникации, у врачей хватает навыков и персонала, чтобы удовлетворить клинические потребности, но работа плохо организована, не те специалисты решают неправильные задачи, что приводит к неправильному ведению пациента. Незнание - ​у врача недостаточно знаний, чтобы решить клиническую проблему; халатность (лень): делать все правильно не обременительно, но иногда требует усилий, при этом врач часто одобряет тот диагноз или путь, который требует меньших усилий, даже если ситуация требует более активных действий; ошибки медицинской сортировки: врачи должны уметь эффективно расставлять приоритеты между задачами и обязанностями так, чтобы срочное было сделано сначала и чтобы самые тяжелые пациенты были обслужены вначале, следует отметить, что ошибки медицинской сортировки тоже будут вредить лечению; фиксация/потеря видения происходит, когда врач рано приходит к какому-то заключению в ходе обследования пациента; системная ошибка не предполагает непосредственного участия конкретного врача, но у врача есть важная роль - ​предупреждение медицинского учреждения (или системы) о возможных ошибках в организации работы; игра вероятностей - ​эта ошибка происходит, когда врач игнорирует маловероятную причину заболевания, потому что она маловероятна; плохая коммуникация - ​корень этой ошибки не в том, что в команде недостаточно информации, а в том, что эта информации вовремя не доводится до того, кто принимает решения. При написании клинического кейса с медицинскими ошибками описывается клиническая ситуация в условиях поликлиники или приемного покоя стационара, куда поступает пациент с определенной патологией.

Обучаемый в кейсе находится в роли врача или резидента, к которому обращается пациент. Виртуальные кейсы делятся на бранчевые и линейные. Бранчевый - ​это кейс с несколькими опциями по диагностике или лечению, предлагаемыми для выбора обучающимся, содержащий медицинские ошибки. Эти опции и есть разветвления, среди которых студент выбирает одно. Все опции должны быть равнозначны и одинаково интересны для выбора студентами, должны содержать действия. Линейные кейсы, основанные на медицинских ошибках, содержат одну ветвь, по которой проходят студенты. Структура клинического кейса представлена жалобами, анамнезом заболевания и жизни, результатами объективного осмотра пациента.

Информация о пациенте выдается дробно, частями, чтобы дать студенту возможность на каждом этапе провести дифференциальную диагностику заболеваний, имеющих схожую клинику. При этом в кейсе рекомендуется добавлять информацию, не относящуюся к возникшей проблеме у пациента, чтобы расширить диагностический поиск заболеваний. На этапе приемного покоя или амбулаторного приема пациента обучаемый выбирает опции по диагностике и лечению нозологии. Эти опции могут содержать методы исследования или способы оказания помощи пациенту при поступлении в клинику. Опций должно быть не менее 3-4 на каждом пути разветвления, они должны быть равнозначными для выбора, содержать описание лабораторных, инструментальных методов исследования или название препаратов для лечения заболеваний, схожих по клиническим проявлениям.

Таким образом, использование клинических кейсов с медицинскими ошибками в образовательном процессе помогает развивать профессиональную идентичность, которая является необходимым условием подготовки выпускников медицинских вузов к работе врачом. Кроме того, следует отметить, что такие компетенции, как критическое мышление, саморефлексия, самонаправленное обучение, коммуникация и умение решать проблемы, влияют на процесс развития, через который студенты-медики формируют свою профессиональную идентичность.



Сторителлинг как способ формирования коммуникативных навыков у студентов педиатрического факультета

Краева Н.В., Макарова В.И.

ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России, Архангельск, Российская Федерация

Резюме. Представлен опыт использования сторителлинга с целью формирования навыка общения участкового педиатра с пациентами и их родителями с соблюдением принципов этики и деонтологии. Большинство обучающихся (84,62%) положительно оценили работу с практическим заданием в формате сторителлинга. Сформулированы преимущества такого типа заданий в медицинском образовании.

Актуальность. Одним из условий успешной профессиональной деятельности врача и устойчивости к эмоциональному выгоранию является владение в совершенстве коммуникативными навыками. Принимая во внимание особенности познавательной сферы современных студентов, учитывая необходимость сделать учебный процесс более привлекательным, эмоционально насыщенным и эффективным, мы решили использовать современную педагогическую технику. Сторителлинг - ​методика, построенная на использовании обучающих историй с определенной структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации. Данный вид педагогического общения относится к технологиям мягкого воздействия на аудиторию, позволяет вызвать эмоциональную связь с героем, интерес к теме обсуждения через образное восприятие и ассоциации.

Цель - ​представить опыт использования сторителлинга для формирования коммуникативных навыков у обучающихся педиатрического факультета ФГБОУ ВО "Северный государственный медицинский университет" Минздрава России (СГМУ).

Материал и методы. С конца 2020 г. по настоящее время на кафедре пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии СГМУ активно реализуется массовый открытый онлайн-курс (МООК) "Введение в педиатрию с этикой и деонтологией", созданный в рамках гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

МООК включен в качестве обязательной самостоятельной работы в рабочую программу дисциплины "Основы формирования здоровья детей" для студентов педиатрического факультета СГМУ. Структура курса включает 5 модулей, каждый из них состоит из теоретической части, практического задания и тестового контроля. В одном из модулей в качестве практического задания с целью закрепления полученного ранее теоретического материала используется сторителлинг "Дневник участкового педиатра".

Главный герой - ​участковый педиатр, который рассказывает несколько историй из своей практики. После каждой истории оформлено тестовое задание с подробным описанием различных вариантов, как должен поступить участковый педиатр в представленной ситуации. Каждый вариант ответа комментируется от лица участкового педиатра в положительном или отрицательном значении.

Алгоритм работы обучающегося с практическим заданием в формате сторителлинга: знакомство с описанной профессиональной ситуацией, выбор варианта дальнейших действий участкового педиатра, анализ комментария главного героя в зависимости от выбранной коммуникативной тактики.

Результаты. Проанализировано 878 анкет обратной связи обучающихся, успешно окончивших изучение МООК "Введение в педиатрию с этикой и деонтологией". Подавляющее большинство (84,6%) положительно оценили работу с Дневником участкового педиатра. Респонденты отмечали, что благодаря этому практическому заданию почувствовали интерес не только к дальнейшему обучению в медицинском вузе, но и к ежедневной работе участкового педиатра. Несколько студентов выразили желание оформлять аналогичный дневник историй после начала своей практической деятельности. Показалось сложным или не понравилось задание "Дневник участкового педиатра" 2,5% студентов.

Заключение. Сторителлинг позволяет смоделировать различные профессиональные ситуации и продемонстрировать, каким образом теоретические знания реализуются в ежедневной практической деятельности врача. Преимуществами сторителлинга в медицинском образовании считаем возможность студентов получить опыт в безопасном пространстве, увеличить заинтересованность в будущей специальности и сформировать навыки выбора правильной коммуникативной тактики при общении с пациентами и их родителями в различных профессиональных ситуациях.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»