В процессе своего развития медицинское образование прошло длинный путь от непосредственной устной передачи знаний до цифровой трансформации медицинского образования. Технологический прогресс, продолжающийся по настоящее время, привел к существенному накоплению объема знаний и обновлению их более чем наполовину в течение каждых 5 лет. Учитывая эти аспекты, повышение квалификации медицинского работника является крайне важной составляющей его профессиональной деятельности, повышающей эффективность работы, а возможность ее реализации определяет доступность предоставления образовательных услуг [1].
Однако в процессе трансформации медицинских знаний произошло и смещение парадигмы реализации образовательного процесса [2]. В последние десятилетия партнерские взаимоотношения субъектов образовательного процесса стали рассматривать как объект исследования. При этом социальное взаимодействие предполагает взаимовлияние субъектов или социальных групп, их воздействие друг на друга в ходе реализации пересекающихся или общих интересов [2].
С такой позиции реализацию образовательного процесса в системе дополнительного образования взрослых (ДОВ) можно рассматривать как воздействие одного субъекта на другой, параллельные отношения или взаимодействие в зависимости от силы, характера воздействия, понимания миссии и цели происходящего, заинтересованности в достижении результата.
Между тем субъекты взаимодействия не всегда и не в полной мере осознают, что являются частью чего-то большего, а их очерченный предмет деятельности представляет некоторую составляющую достижения конечного результата.
Воспользовавшись опытом наших коллег из Российской Федерации, по аналогии с базовым образованием мы определили для себя несколько уровней взаимодействия в сфере ДОВ.
Формальный. При этом субъекты взаимодействия, в нашем случае учреждения здравоохранения (УЗ) и учреждения образования (УО), принадлежат двум различным сообществам: среде медицинской деятельности и среде образовательного процесса; между сферами не наблюдается непосредственного контакта, нет понимания проблем в различных сообществах, к обучающемуся предъявляются разные требования.
Потребительский. При этом стороны взаимодействия стремятся минимизировать свой вклад материальных и прочих ресурсов в развитие объекта (обучающегося) с одновременным желанием получить максимальную выгоду от другой стороны, сопровождающимся негативными ожиданиями.
Благотворительный. Одна из сторон безвозмездно вносит свой вклад в развитие объекта, не получая выгоды от проявленного альтруизма; взаимодействие, как правило, выгодно только одной из сторон, быстро истощается.
Спонсорский. Модифицированный вариант благотворительного уровня, при котором одна из сторон ожидает проявления доброй воли с противоположной стороны, а другая, предпринимая преимущественно финансовые усилия, снимает с себя ответственность за результаты взаимодействия.
Кооперативный. Распределение сфер ответственности сторон по отношению к воздействию на объект без обоюдного понимания целей, задач, ценностей и конечного результата.
Сотрудничество. Взаимодействие сторон при реализации образовательного процесса осуществляется эпизодически, вырабатывается общее видение конечного результата, представления о средствах достижения цели, однако при реализации взаимодействия каждый сотрудник выполняет конкретную задачу, результаты не корректируются.
Инвестиционный тип. Одна из сторон является заказчиком, формируя требования, предъявляемые к другой стороне, при этом обеспечивая материальные и иные возможности обеспечения условий обучения; строго определены требования к конечному результату, возможно заключение договора или контракта с внесением условий и меры ответственности при их невыполнении. Представленный тип взаимодействия в настоящее время наиболее полно характеризует систему ДОВ медицинских работников.
Партнерский. Социальное партнерство сторон при взаимодействии, формирование согласованного видения и общих целей, поддержание диалога в процессе реализации образовательного процесса на взаимовыгодных условиях, совместное осуществление корректирующих действий. Подобное взаимодействие может быть усилено привлечением дополнительных ресурсов. Обязательными условиями реализации партнерских взаимоотношений в образовательном процессе являются: равноправие сторон, комплиментарность, добровольность, доверие, заинтересованность обеих сторон, действия в рамках правового поля.
Чертами, присущими социальному партнерству в образовании, по нашему мнению, являются: согласованная целенаправленная деятельность взаимодействующих субъектов; единое направление деятельности; активный диалог; равноправие; взаимная выгода от достижения результата.
Партнерство в сфере повышения квалификации медицинских работников, а именно врачей-специалистов, является частным случаем социального взаимодействия УО с представителями различных социальных групп (заказчиков кадров), имеющих определенные интересы в сфере образования в виде повышения качества оказываемых услуг, и которое строится на основе диалога.
Настоящая работа будет посвящена поиску путей совершенствования системы повышения квалификации врачей-специалистов в Республике Беларусь.
Цель - определение вклада социального партнерства в эффективность современной системы ДОВ в Республике Беларусь.
Задачи исследования. 1. Проанализировать современное состояние профессионального медицинского образования Республики Беларусь и его связь с квалификационной характеристикой медицинских работников. 2. Провести анализ взаимодействия сторон при реализации образовательных программ повышения квалификации в рамках дополнительного образования взрослых. 3. Сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию системы дополнительного образования взрослых.
Материал и методы
Контекст. Система непрерывного профессионального медицинского образования в Республике Беларусь сопровождает медицинского работника не протяжении всей карьерной траектории. После окончания интернатуры врач-специалист может приступить к самостоятельной работе в должности соответствующего врача-специалиста [4] либо повышать свою квалификацию посредством освоения содержания образовательной программы клинической ординатуры [5] или образовательной программы повышения квалификации (ОППК) [6, 7].
Кодексом об образовании Республики Беларусь (РБ) в редакции 2022 г. (раздел XV, глава 52 "Система дополнительного образования взрослых") [3] для формирования необходимых компетенций при реализации профессиональной деятельности и получения дополнительной квалификации врачом-специалистом предусмотрено отдельное направление образования.
Согласно Кодексу РБ об образовании задачами ДОВ являются:
· профессиональное совершенствование, получение новых знаний и освоение новых навыков, необходимых в реализации повседневной деятельности, - при освоении образовательных программ (ОП) ОППК руководящих работников и специалистов здравоохранения;
· присвоение необходимой квалификации - ОП переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;
· освоение новых методов диагностики, лечения, реабилитации и абилитации, новых технологий, конкретных навыков, обучение работе с высокотехнологичным оборудованием - ОП стажировки руководящих работников и специалистов;
· углубление знаний и приобретение практических профессиональных навыков специалистами, претендующими на занятие должностей служащих, для назначения на которые законодательными актами предусмотрено прохождение специальной подготовки, - ОП специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей служащих;
· получение новых знаний, удовлетворение познавательных потребностей - ОП обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) [3, 7].
Объем необходимого профессионального совершенствования для занятия определенной должности врача-специалиста или руководителя, согласно постановлению Минздрава РБ от 27.05.2021 № 61 "О номенклатуре должностей служащих медицинских, фармацевтические работников и профилях медицинских, фармацевтических специальностей" [8] определяется постановлением Минздрава РБ от 31.05.2021 № 72 "О требованиях к занятию должностей служащих медицинских, фармацевтических работников" [4]. Этим постановлением допускается занятие должности врачом-специалистом в рамках одного профиля специальности после освоения содержания ОППК объемом от 80 до 160 ч. При освоении навыков ультразвуковой диагностики или функциональной диагностики в рамках своей специальности врач-специалист проходит повышение квалификации в объеме 80-320 ч, после чего ему предоставляется право выполнения соответсвующих исследований и формирования заключения по его результатам [8].
Для ряда специальностей: врач-кардиохирург, врач-нейрохирург и врач - рентгеноэндоваскулярный хирург - предусмотрена система профессиональной подготовки.
При смене профиля специальности или специальности в рамках одного профиля, для изменения которых не предусмотрена возможность повышения квалификации, врач-специалист осваивает содержание ОП переподготовки [8]. Содержание ОП переподготовки разрабатывается коллективом профильных специалистов и утверждается Минобром РБ [9-12]. Таким образом, на уровне формирования единых представлений о конечной цели и задачах образовательного процесса в системе ДОВ реализуется принцип социального партнерства независимых субъектов.
Длительность ОП переподготовки определяется примерным учебным планом и формой реализации ОП [6, 9-12]. На 01.01.2023 г. этот период при очной форме получения образования составляет 4 мес; в случае возможности реализации образовательного процесса в заочной форме получения образования срок обучения увеличивается до 1 года.
Обязательным условием занятия должности "Руководитель организации здравоохранения" является освоение содержания ОП переподготовки по специальности "Организация здравоохранения" [4].
Таким образом, в настоящее время в РБ сложилась завершенная система непрерывного медицинского образования, сопровождающая медицинского работника с высшим образованием на протяжении всей трудовой деятельности и позволяющая обеспечить достаточный уровень знаний и компетенций для оказания медицинской помощи населению на должном уровне.
Однако по мере трансформации представлений о функциях, выполняемых врачом-специалистом, изменения образовательного процесса не всегда соответствуют ожиданиям практического здравоохранения. Вследствие этого конечный результат может удовлетворять требованиям одного из взаимодействующих субъектов и быть недостаточным для второго.
Для оценки уровня социального партнерства в реализации ОППК системы медицинского ДОВ мы использовали методику, предложенную Т.П. Грибоедовой для анализа базового образования [2].
При выполнении работы анализировались следующие параметры взаимодействия: направленность, целевая группа, субъекты, мотивы реализации взаимодействия, виды деятельности в рамках реализации образовательного процесса, организационные формы взаимодействия, включенность (вовлеченность) сторон, используемые ресурсы, длительность взаимоотношений, нормативная правовая база, характер взаимодействия.
Применимо к конкретным условиям Гомельского региона для каждого параметра определялись уровни взаимодействия, существующие в настоящее время при реализации образовательного процесса ОППК врачей-специалистов.
В исследовании мы ориентировались на нормативные правовые акты республиканского уровня, Кодекс об образовании РБ [3], локальные нормативные правовые акты.
Дизайн исследования - социальное проектирование.
Объектом исследования настоящей работы стало взаимоотношение сторон при реализации ОППК в рамках ДОВ на примере Гомельской области РБ.
Предметом исследования были аспекты взаимоотношений объектов и субъектов в процессе реализации ОППК в рамках ДОВ.
Результаты
При анализе современного состояния взаимоотношений субъектов: заказчика кадров и исполнителя - при реализации образовательного процесса в рамках ОППК нами была выявлена тенденция к их развитию от среднего уровня к высокому (полученные данные представлены нами в таблице).
Обсуждение
Анализируя представленные в таблице данные, можно увидеть, что в настоящее время в системе реализации образовательного процесса ДОВ в части ОППК уровень взаимоотношений между субъектами можно оценить как средний с постепенным переходом в высокий.
В настоящее время стратегическое планирование образовательного процесса проводится на межведомственном уровне с участием субъектов взаимодействия, однако отмечается некоторое смещение интересов в сторону потребностей практического здравоохранения. За последние годы существенно повысился уровень субъектности участников образовательного процесса с переходом от регионального уровня к республиканскому, что позволяет включить компонент плановости и привлечения дополнительных межрегиональных ресурсов. Однако не всегда объекты самого взаимодействия имеют четкое представление о своей роли в достижении конечного результата, а субъекты взаимодействия могут недооценивать мотивацию объектов.
Не всегда при реализации образовательного процесса ДОВ в его планировании принимают участие непрямые субъекты, такие как иные ведомства, косвенно заинтересованные в результатах образовательного процесса, что приводит к необходимости апостериорного управления в период реализации плана ОППК, недопониманию объектами взаимодействия целевых установок и к сложностям организационного характера. Примером такого влияния может быть необходимость обучения врачей-специалистов навыкам абилитации, субъектом которого является Министерство труда и социальной защиты.
Повышение уровня субъектности позволит изменить взгляд на целевые группы реализации ОППК, расширив их до конечного потребителя образовательных услуг, таких как пациенты и граждане РБ, что должно привести к смещению интересов участников в сторону получения конкретного профессионального результата.
В прямом соответствии с предыдущим принципом будут находиться виды деятельности субъектов. В нынешнем положении участники образовательного процесса имеют несколько разрозненные представления о результатах образовательной деятельности, отражением которых являются ведомственные нормативные правовые акты, отдельные для Минздрава РБ [13] и Минобра РБ [14]. Для оптимизации образовательного процесса необходимо смещение парадигмы в сторону формирования единой миссии целостного процесса ОППК и единого результата действия.
В свою очередь, появление новых форм образовательного процесса, таких как онлайн-обучение, чат-бот, онлайн-тренажер, не имеет пока достаточного нормативного правового подкрепления, в связи с чем их широкое использование в государственной системе образования может быть затруднено, а традиционные средства научно-методического обеспечения образовательного процесса не выдерживают конкуренции. Так, например, от момента создания печатной версии учебно-методического пособия до его издания проходит около года, а за это время зачастую изменяются регламентирующие нормативные правовые акты и некоторые представления о заболеваниях. Сама же ОППК имеет срок реализации не более 2 лет, что снижает мотивацию ППС по формированию печатной версии учебно-методических изданий. В свою очередь, нормативное обеспечение электронных учебников нуждается в дополнении.
С нашей точки зрения, уровень включенности сторон-участников образовательного процесса ДОВ в настоящее время соответствует среднему уровню и стремится к высокому. Постепенно происходит взаимопроникновение объектов взаимодействия в сферы прямой зоны ответственности субъектов, что приводит к лучшему пониманию процесса взаимодействия и к собственной роли в нем. Так, представители ППС активно привлекаются к реализации лечебно-диагностического и реабилитационного процесса, а врачи-специалисты имеют возможность совмещения основной деятельности с образовательной. Однако должностные обязанности ППС не всегда позволяют в должной мере совмещать преподавательскую деятельность и лечебно-диагностический процесс, особенно в направлении высокотехнологичных манипуляций.
Вступление в силу новой редакции Кодекса об образовании 2022 г. пересмотра предусматривает возможности образования в сфере ДОВ в иных странах, обладающих уникальным опытом или технологиями, как в очной, так и заочной форме получения образования [3].
Однако зачастую планирование ОППК на срок до одного года происходит без учета кадровой составляющей УО и смещено в сторону потребностей ГУЗО. Планирование обучения врача-специалиста из числа ППС позволило бы в последующем повысить качество образовательного процесса и системно улучшить в конечном итоге оказание медицинской помощи.
За последнее время существенную трансформацию претерпела и сама база нормативных правовых актов, регулирующих отношения в реализации ОППК ДОВ. Идет непрерывный процесс совершенствования, позволяющий расширить формы и методы педагогической деятельности и повысить ее практикоориентированность. О проблемах печатных изданий при реализации ОППК мы говорили выше.
Большие перспективы открывает сетевой характер взаимодействия на международном уровне [15].
Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция смещения уровня взаимодействия в системе ДОВ в сторону высокого, что будет соответствовать "партнерскому" уровню. Социальный диалог между группами-субъектами реализуется посредством совещаний, создания рабочих групп по разработке нормативных правовых актов, диалоговых площадок. Все это в конечном итоге приведет к повышению качества образовательного процесса и, как следствие, к укреплению демографической безопасности.