РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Резюме

Трансформация образовательного процесса в рамках повышения квалификации медицинских работников, обусловленная достижениями научно-технического прогресса, требует анализа существующих проблем и поиска новых организационных подходов для его совершенствования. Применение принципов социального диалога и социального партнерства в образовании медицинских работников ранее не проводилось.

Материал и методы. Анализ уровня социального партнерства в реализации образовательного процесса повышения квалификации врачей-специалистов был выполнен на примере Гомельской области, Республика Беларусь. Параметры анализа были заимствованы из авторского метода Т.П. Грибоедовой (2008). Были проанализированы: направленность взаимодействия, целевая группа, субъекты, мотивы реализации взаимодействия, виды дея­тельности в рамках реализации образовательного процесса, организационные формы взаимодействия, включенность (вовлеченность) сторон, используемые ресурсы, длительность взаимоотношений, нормативная правовая база, характер взаимодействия. Дизайн исследования - ​социальное проектирование.

Результаты и обсуждение. В результате проведенных исследований выявлен средний уровень взаимодействия между субъектами образовательного процесса повышения квалификации медицинских работников, основными проблемами которого являются недостаточный уровень субъектности участников, отсутствие единого видения миссии и конечной цели, приводящее к недоучету планирующих действий, недостаточное правовое регулирование инновационных методов образовательного процесса.

Заключение. Применение принципов социального диалога и социального партнерства в дополнительном образовании взрослых медицинских работников позволит улучшить результаты образовательной деятельности без привлечения дополнительных ресурсов и повысить удовлетворенность участников.

Ключевые слова:дополнительное образование взрослых; образовательные программы повышения квалификации; непрерывное медицинское образование; социальное партнерство; социальный диалог

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Галиновская Н.В., Мельник В.А., Шутько Н.В., Вась­кова Е.М. Роль социального партнерства в повышении квалификации медицинских работников // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 1. С. 57-70. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-1-57-70

В процессе своего развития медицинское образование прошло длинный путь от непосредственной устной передачи знаний до цифровой трансформации медицинского образования. Технологический прогресс, продолжающийся по настоящее время, привел к существенному накоплению объема знаний и обновлению их более чем наполовину в течение каждых 5 лет. Учитывая эти аспекты, повышение квалификации медицинского работника является крайне важной составляющей его профессиональной деятельности, повышающей эффективность работы, а возможность ее реализации определяет доступность предоставления образовательных услуг [1].

Однако в процессе трансформации медицинских знаний произошло и смещение парадигмы реализации образовательного процесса [2]. В последние десятилетия партнерские взаимоотношения субъектов образовательного процесса стали рассматривать как объект исследования. При этом социальное взаимодействие предполагает взаимовлияние субъектов или социальных групп, их воздействие друг на друга в ходе реализации пересекающихся или общих интересов [2].

С такой позиции реализацию образовательного процесса в системе дополнительного образования взрослых (ДОВ) можно рассматривать как воздействие одного субъекта на другой, параллельные отношения или взаимодействие в зависимости от силы, характера воздействия, понимания миссии и цели происходящего, заинтересованности в достижении результата.

Между тем субъекты взаимодействия не всегда и не в полной мере осознают, что являются частью чего-то большего, а их очерченный предмет деятельности представ­ляет некоторую составляющую достижения конечного результата.

Воспользовавшись опытом наших коллег из Российской Федерации, по аналогии с базовым образованием мы определили для себя несколько уровней взаимодействия в сфере ДОВ.

Формальный. При этом субъекты взаимодействия, в нашем случае учреждения здравоохранения (УЗ) и учреждения образования (УО), принадлежат двум различным сообществам: среде медицинской деятельности и среде образовательного процесса; между сферами не наблюдается непосредственного контакта, нет понимания проблем в различных сообществах, к обучающемуся предъявляются разные требования.

Потребительский. При этом стороны взаимодействия стремятся минимизировать свой вклад материальных и прочих ресурсов в развитие объекта (обучающегося) с одновременным желанием получить максимальную выгоду от другой стороны, сопровождающимся негативными ожиданиями.

Благотворительный. Одна из сторон безвозмездно вносит свой вклад в развитие объекта, не получая выгоды от проявленного альтруизма; взаимодействие, как правило, выгодно только одной из сторон, быстро истощается.

Спонсорский. Модифицированный вариант благотворительного уровня, при котором одна из сторон ожидает проявления доброй воли с противоположной стороны, а другая, предпринимая преимущественно финансовые усилия, снимает с себя ответственность за результаты взаимодействия.

Кооперативный. Распределение сфер ответственности сторон по отношению к воздействию на объект без обоюдного понимания целей, задач, ценностей и конечного результата.

Сотрудничество. Взаимодействие сторон при реализации образовательного процесса осуществляется эпизодически, вырабатывается общее видение конечного результата, представления о средствах достижения цели, однако при реализации взаимодействия каждый сотрудник выполняет конкретную задачу, результаты не корректируются.

Инвестиционный тип. Одна из сторон является заказчиком, формируя требования, предъявляемые к другой стороне, при этом обеспечивая материальные и иные возможности обеспечения условий обучения; строго определены требования к конечному результату, возможно заключение договора или контракта с внесением условий и меры ответственности при их невыполнении. Представленный тип взаимодействия в настоящее время наиболее полно характеризует систему ДОВ медицинских работников.

Партнерский. Социальное партнерство сторон при взаимодействии, формирование согласованного видения и общих целей, поддержание диалога в процессе реализации образовательного процесса на взаимовыгодных условиях, совместное осуществление корректирующих действий. Подобное взаимодействие может быть усилено привлечением дополнительных ресурсов. Обязательными условиями реализации партнерских взаимоотношений в образовательном процессе являются: равноправие сторон, комплиментарность, добровольность, доверие, заинтересованность обеих сторон, действия в рамках правового поля.

Чертами, присущими социальному партнерству в образовании, по нашему мнению, являются: согласованная целенаправленная деятельность взаимодействующих субъектов; единое направление деятельности; активный диалог; равноправие; взаимная выгода от достижения результата.

Партнерство в сфере повышения квалификации медицинских работников, а именно врачей-специалистов, является частным случаем социального взаимодействия УО с представителями различных социальных групп (заказчиков кадров), имеющих определенные интересы в сфере образования в виде повышения качества оказываемых услуг, и которое строится на основе диалога.

Настоящая работа будет посвящена поиску путей совершенствования системы повышения квалификации врачей-специа­листов в Республике Беларусь.

Цель - ​определение вклада социального партнерства в эффективность современной системы ДОВ в Республике Беларусь.

Задачи исследования. 1. Проанализировать современное состояние профессионального медицинского образования Республики Беларусь и его связь с квалификационной характеристикой медицинских работников. 2. Провести анализ взаимодействия сторон при реализации образовательных программ повышения квалификации в рамках дополнительного образования взрослых. 3. Сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию системы дополнительного образования взрослых.

Материал и методы

Контекст. Система непрерывного профессионального медицинского образования в Республике Беларусь сопровождает медицинского работника не протяжении всей карьерной траектории. После окончания интернатуры врач-специалист может приступить к самостоятельной работе в должности соответствующего врача-специалиста [4] либо повышать свою квалификацию посредством освоения содержания образовательной программы клинической ординатуры [5] или образовательной программы повышения квалификации (ОППК) [6, 7].

Кодексом об образовании Республики Беларусь (РБ) в редакции 2022 г. (раздел XV, глава 52 "Система дополнительного образования взрослых") [3] для формирования необходимых компетенций при реализации профессиональной деятельности и получения дополнительной квалификации врачом-специалистом предусмотрено отдельное направление образования.

Согласно Кодексу РБ об образовании задачами ДОВ являются:

· профессиональное совершенствование, получение новых знаний и освоение новых навыков, необходимых в реализации повседневной деятельности, - ​при освое­нии образовательных программ (ОП) ОППК руководящих работников и специалистов здравоохранения;

· присвоение необходимой квалификации - ​ОП переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;

· освоение новых методов диагностики, лечения, реабилитации и абилитации, новых технологий, конкретных навыков, обучение работе с высокотехнологичным оборудованием - ​ОП стажировки руководящих работников и специалистов;

· углубление знаний и приобретение практических профессиональных навыков специалистами, претендующими на занятие должностей служащих, для назначения на которые законодательными актами предусмотрено прохождение специальной подготовки, - ​ОП специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей служащих;

· получение новых знаний, удовлетворение познавательных потребностей - ​ОП обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучаю­щих курсов) [3, 7].

Объем необходимого профессионального совершенствования для занятия определенной должности врача-специалиста или руководителя, согласно постановлению Минздрава РБ от 27.05.2021 № 61 "О номенклатуре должностей служащих медицинских, фармацевтические работников и профилях медицинских, фармацевтических специальностей" [8] определяется постановлением Минздрава РБ от 31.05.2021 № 72 "О требованиях к занятию должностей служащих медицинских, фармацевтичес­ких работников" [4]. Этим постановлением допускается занятие должности врачом-специалистом в рамках одного профиля специальности после освоения содержания ОППК объемом от 80 до 160 ч. При освоении навыков ультра­звуковой диагностики или функциональной диагностики в рамках своей специальности врач-специалист проходит повышение квалификации в объеме 80-320 ч, после чего ему предоставляется право выполнения соответсвующих исследований и формирования заключения по его результатам [8].

Для ряда специальностей: врач-кардио­хирург, врач-нейрохирург и врач - ​рентгено­эндоваскулярный хирург - ​предусмотрена система профессиональной подготовки.

При смене профиля специальности или специальности в рамках одного профиля, для изменения которых не предусмотрена возможность повышения квалификации, врач-специалист осваивает содержание ОП переподготовки [8]. Содержание ОП переподготовки разрабатывается коллективом профильных специалистов и утверждается Минобром РБ [9-12]. Таким образом, на уровне формирования единых представлений о конечной цели и задачах образовательного процесса в системе ДОВ реализуется принцип социального партнерства независимых субъектов.

Длительность ОП переподготовки определяется примерным учебным планом и формой реализации ОП [6, 9-12]. На 01.01.2023 г. этот период при очной форме получения образования составляет 4 мес; в случае возможности реализации образовательного процесса в заочной форме получения образования срок обучения увеличивается до 1 года.

Обязательным условием занятия должности "Руководитель организации здравоохранения" является освоение содержания ОП переподготовки по специальности "Организация здравоохранения" [4].

Таким образом, в настоящее время в РБ сложилась завершенная система непрерывного медицинского образования, сопровождающая медицинского работника с высшим образованием на протяжении всей трудовой деятельности и позволяющая обеспечить достаточный уровень знаний и компетенций для оказания медицинской помощи населению на должном уровне.

Однако по мере трансформации представлений о функциях, выполняемых врачом-специалистом, изменения образовательного процесса не всегда соответствуют ожиданиям практического здравоохранения. Вследствие этого конечный результат может удовлетворять требованиям одного из взаимодействующих субъектов и быть недостаточным для второго.

Для оценки уровня социального партнерства в реализации ОППК системы медицинского ДОВ мы использовали методику, предложенную Т.П. Грибоедовой для анализа базового образования [2].

При выполнении работы анализировались следующие параметры взаимодействия: направленность, целевая группа, субъекты, мотивы реализации взаимодействия, виды деятельности в рамках реализации образовательного процесса, организационные формы взаимодействия, включенность (вовлеченность) сторон, используемые ресурсы, длительность взаимоотношений, нормативная правовая база, характер взаимодействия.

Применимо к конкретным условиям Гомельского региона для каждого параметра определялись уровни взаимодействия, существующие в настоящее время при реализации образовательного процесса ОППК врачей-специалистов.

В исследовании мы ориентировались на нормативные правовые акты республиканского уровня, Кодекс об образовании РБ [3], локальные нормативные правовые акты.

Дизайн исследования - ​социальное проектирование.

Объектом исследования настоящей работы стало взаимоотношение сторон при реализации ОППК в рамках ДОВ на примере Гомельской области РБ.

Предметом исследования были аспекты взаимоотношений объектов и субъектов в процессе реализации ОППК в рамках ДОВ.

Результаты

При анализе современного состояния взаимоотношений субъектов: заказчика кадров и исполнителя - ​при реализации образовательного процесса в рамках ОППК нами была выявлена тенденция к их развитию от среднего уровня к высокому (полученные данные представлены нами в таблице).

Обсуждение

Анализируя представленные в таблице данные, можно увидеть, что в настоящее время в системе реализации образовательного процесса ДОВ в части ОППК уровень взаимоотношений между субъектами можно оценить как средний с постепенным переходом в высокий.

В настоящее время стратегическое планирование образовательного процесса проводится на межведомственном уровне с участием субъектов взаимодействия, однако отмечается некоторое смещение интересов в сторону потребностей практического здравоохранения. За последние годы существенно повысился уровень субъектности участников образовательного процесса с переходом от регионального уровня к республиканскому, что позволяет включить компонент плановости и привлечения дополнительных межрегиональных ресурсов. Однако не всегда объекты самого взаимодействия имеют четкое представление о своей роли в достижении конечного результата, а субъекты взаимодействия могут недооценивать мотивацию объектов.

Не всегда при реализации образовательного процесса ДОВ в его планировании принимают участие непрямые субъекты, такие как иные ведомства, косвенно заинтересованные в результатах образовательного процесса, что приводит к необходимости апостериорного управления в период реализации плана ОППК, недопониманию объектами взаимодействия целевых установок и к сложностям организационного характера. Примером такого влияния может быть необходимость обучения врачей-специалистов навыкам абилитации, субъектом которого является Министерство труда и социальной защиты.

Повышение уровня субъектности позволит изменить взгляд на целевые группы реализации ОППК, расширив их до конечного потребителя образовательных услуг, таких как пациенты и граждане РБ, что должно привести к смещению интересов участников в сторону получения конкретного профессионального результата.

В прямом соответствии с предыдущим принципом будут находиться виды деятельности субъектов. В нынешнем положении участники образовательного процесса имеют несколько разрозненные представления о результатах образовательной деятельности, отражением которых являются ведомственные нормативные правовые акты, отдельные для Минздрава РБ [13] и Минобра РБ [14]. Для оптимизации образовательного процесса необходимо смещение парадигмы в сторону формирования единой миссии целостного процесса ОППК и единого результата действия.

В свою очередь, появление новых форм образовательного процесса, таких как онлайн-обучение, чат-бот, онлайн-тренажер, не имеет пока достаточного нормативного правового подкрепления, в связи с чем их широкое использование в государственной системе образования может быть затруднено, а традиционные средства научно-методического обеспечения образовательного процесса не выдерживают конкуренции. Так, например, от момента создания печатной версии учебно-методического пособия до его издания проходит около года, а за это время зачастую изменяются регламентирующие нормативные правовые акты и некоторые представления о заболеваниях. Сама же ОППК имеет срок реализации не более 2 лет, что снижает мотивацию ППС по формированию печатной версии учебно-методических изданий. В свою очередь, нормативное обеспечение электронных учебников нуждается в дополнении.

С нашей точки зрения, уровень включенности сторон-участников образовательного процесса ДОВ в настоящее время соответствует среднему уровню и стремится к высокому. Постепенно происходит взаимопроникновение объектов взаимодействия в сферы прямой зоны ответственности субъектов, что приводит к лучшему пониманию процесса взаимодействия и к собственной роли в нем. Так, представители ППС активно привлекаются к реализации лечебно-диагностического и реабилитационного процесса, а врачи-специалисты имеют возможность совмещения основной деятельности с образовательной. Однако должностные обязанности ППС не всегда позволяют в должной мере совмещать преподавательскую деятельность и лечебно-диагностический процесс, особенно в направлении высокотехнологичных манипуляций.

Вступление в силу новой редакции Кодекса об образовании 2022 г. пересмотра предусматривает возможности образования в сфере ДОВ в иных странах, обладающих уникальным опытом или технологиями, как в очной, так и заочной форме получения образования [3].

Однако зачастую планирование ОППК на срок до одного года происходит без учета кадровой составляющей УО и смещено в сторону потребностей ГУЗО. Планирование обучения врача-специалиста из числа ППС позволило бы в последующем повысить качество образовательного процесса и системно улучшить в конечном итоге оказание медицинской помощи.

За последнее время существенную трансформацию претерпела и сама база нормативных правовых актов, регулирующих отношения в реализации ОППК ДОВ. Идет непрерывный процесс совершенствования, позволяющий расширить формы и методы педагогической деятельности и повысить ее практикоориентированность. О проблемах печатных изданий при реализации ОППК мы говорили выше.

Большие перспективы открывает сетевой характер взаимодействия на международном уровне [15].

Таким образом, в настоящее время наблюдается тенденция смещения уровня взаимодействия в системе ДОВ в сторону высокого, что будет соответствовать "партнерскому" уровню. Социальный диалог между группами-субъектами реализуется посредством совещаний, создания рабочих групп по разработке нормативных правовых актов, диалоговых площадок. Все это в конечном итоге приведет к повышению качества образовательного процесса и, как следствие, к укреплению демографической безопасности.

Предложения по формированию эффективного партнерства в сфере дополнительного образования взрослых

В соответствии с проведенным анализом уровня отношений в системе ДОВ в рамках ОППК нами были сформулированы следующие предложения по их оптимизации:

· на этапе стратегического планирования необходима активизация диалога с повышением субъектности взаимодействия для включения в процесс всех заинтересованных сторон, прямо или косвенно зависимых от результата реализации ОППК;

· при составлении плана образовательного процесса на определенный период необходимо учитывать мотивы сторон взаимодействия с определением цели участия каждой из них, стремясь при этом к равноправию, с учетом кадрового потенциала и имеющихся ресурсов;

· при разработке стратегических и тактических целей необходимо осознание участниками процесса своей роли в достижении конечного результата;

· для соответствия изменяющимся условиям образовательного процесса требуются дополнения ряда нормативных правовых актов, регулирующих возможности его реализации:

· при планировании необходимо учитывать допустимые риски и возможные отклонения в реализации плана ОППК, гипотетические дополнения и изменения состава и наполняемости ОППК;

· при планировании новых форм образовательной деятельности или новых ОППК предлагается предусмотреть возможность использования сетевой формы взаимодействия для обучения целевой группы или повышения квалификации сотрудников из числа ППС в очном формате;

· реализация ОППК должна сопровождаться получением обратной связи не только на уровне объектов, но и на уровне субъектов взаимодействия с последующим анализом достижения целей и внесением корректив;

· равноправный диалог обеих сторон взаимодействия будет способствовать закреплению сферы полномочий и ответственности в рамках единого целеполагания.

Заключение

Сложившаяся в настоящее время система непрерывного медицинского образования в РБ с использованием информационных компьютерных технологий и сетевого взаимодействия обеспечивает подготовку врачей-специалистов с применением многоцентрового мирового опыта и обменом знаниями. Применение современных образовательных технологий как объединяющая надстройка может играть роль в структурировании поступающей информации и регулировании ее трансляции, а медицинские университеты служат ее агрегаторами. Использование современных методик образовательного процесса снижает стоимость обучения, одновременно повышая его информационную и практическую составляющую. Внедрение каждого сложного или высокотехнологичного метода медицинской помощи в РБ также проходит этап дополнительного образования врачей-специалистов.

Между тем оптимизация взаимоотношений между субъектами образовательного процесса при его реализации в сфере ДОВ позволит уже на этапе планирования исключить прогнозируемые риски невыполнения поставленных целей и задач за счет лучшего понимания участниками собственной роли, равноправному распределению ответственности и разноуровневых перспектив ресурсных возможностей.

Таким образом, ДОВ является динамично изменяющейся системой, функционирующей на основе взаимовыгодного сотрудничества, стремящегося к партнерству посредством использования социального диалога.

Литература

1.Langins M., Borgermans L. Повышение уровня компетентности медицинских кадров в целях организации согласованного/комплексного предоставления медицинских услуг [Электронный ресурс]. Рабочий документ, 15 сентября. ВОЗ, Европейское региональное бюро. URL: https://iris.who.int/handle/10665/363163 (дата обращения 24.10.2023).

2.Грибоедова Т.П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 11. С. 50-60.

3.Кодекс об образовании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 13.01.2011, № 243-З: принят Палатой представителей 02.12.2010 г.: одобр. Советом Респ. 22.12.2010: в ред. Закона Респ. Беларусь от 14.01.2022, № 154-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

4.О требованиях к занятию должностей служащих медицинских, фармацевтических работников [Электронный ресурс]: постановление Министерства здравоохр. Респ. Беларусь, 31.05.2021, № 72: в ред. постановления Министерства здравоохр. Респ. Беларусь от 01.02.2023, № 21 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

5.О вопросах постдипломной подготовки врачей-специалистов [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохр. Респ. Беларусь, 03.09.2021, № 1055 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

6.О вопросах организации образовательного процесса [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 01.09.2022, № 574 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

7.Об утверждении Инструкции о порядке организации повышения квалификации и переподготовки работников системы здравоохранения [Электронный ресурс]: постановление Министерства здравоохр. Респ. Беларусь, 11.08.2004, № 31 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

8.О номенклатуре должностей служащих медицинских, фармацевтические работников и профилях медицинских, фармацевтических специальностей [Электронный ресурс]: постановление Министерства здравоохр. Респ. Беларусь, 27.05.2021, № 61 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Национальный центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

9.О вопросах реализации образовательных программ [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31.08.2022, № 572 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

10. Об утверждении Инструкции об общих требованиях к учебным планам, учебным программам, учебно-тематическим планам, на основании которых осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, о порядке их разработки и утверждения [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 09.11.2009, № 70 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

11. Об утверждении образовательных стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов по специальностям переподготовки [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 30.04.2020, № 69 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

12. Об утверждении Примерных норм времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования Респ. Беларусь, 24.11.1999, № 699 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

13. О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения [Электронный ресурс]: постановление Министерства здравоохр. Респ. Беларусь, 28.05.2021, № 70: в ред. постановления Министерства здравоохр. Респ. Беларусь, 21.02.2023, № 36 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

14. О повышении квалификации и образовательных мероприятиях [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохр. Респ. Беларусь, 22.09.2022, № 1271 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

15. О сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ по направлению образования "Здравоохранение" [Электронный ресурс]: приказ Министерства здравоохр. Респ. Беларусь, 30.01.2023, № 119 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2023.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»