Кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии - база преподавания клинической анатомии и освоения практических навыков в медицинском вузе

Резюме

В статье приведены материалы о преподавании топографической и клинической анатомии в отечественных и зарубежных вузах. Дано определение клинической анатомии как учебно-научной дисцип­лины. Рассмотрены организационные и методические подходы к преподаванию клинической анатомии на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии. Показано значение клинической анатомии для освоения практических умений и форми­рования элементов профессиональной компетенции на разных этапах обучения. Высказаны предложения по совершенствованию методики обучения, подготовке и повышению квалификации пре­подавателей.

Ключевые слова:• Топографическая и клиническая анатомия • Практические навыки • Методика преподавания

Реформирование высшего образования предусматривает пересмотр учебных планов и содержания программ различных дисциплин, что, безусловно, необходимо. Вместе с тем намечаемые нововведения не должны привести к глобальному пересмотру лучших традиций российской высшей школы. С особым вниманием следует относиться к высшему медицинскому образованию, которое богато получившими международное признание научными и педагогическими школами, сохранившими лучшие достижения прошлого и успешно развивающими современные на правления.

В учебных планах для медицинских ву зов предлагается подвергнуть существенным изменениям в первую очередь базовые и ме дико-биологические дисциплины первых 3 лет обучения, к которым относятся анатомия человека, а также оперативная хирургия и то пографическая анатомия. В частности, обсуждаются переименование анатомии человека в некую медицинскую анатомию, объединение анатомии (нормальной) с анатомией топогра фической под общим названием "клиническая анатомия" и другие изменения. 

Необходимость преподавания клинической анатомии обсуждается давно, причем одним из главных аргументов предлагаемых изменений и переименований является ссылка на опыт западноевропейских и американских школ. В начале 2008 г. мы проанализировали опыт отечественных и зарубежных вузов и попытались определить понятие клинической анатомии, уяснить ее цели и уточнить методы обучения (Большаков О.П., 2008).

В трактовке термина "клиническая анатомия" нет единого мнения. В западноевропейской и американской литературе долгое время он использовался как эквивалент анатомии патологической. Лишь в конце 80-х гг. ХХ в. сформировалось определение клинической анатомии как прикладного раздела общей анатомии. В 1987 г. в США была организована Американская ассоциация клинических анатомов, начал выходить специальный журнал "Clinical Anatomy". В Европе клиническая анатомия оформилась в са мостоятельную учебно-научную дисциплину на I Европейском конгрессе клинических анатомов, прошедшем в Брюсселе в 1991 г.

В российских медицинских школах уже к середине XVIII в. определился прикладной характер анатомии, изучение которой было ориентировано на помощь врачам и хирургам (Чистович Я.А., 1870). Окончательное становление топографической (хирургической) анатомии произошло в 1846 г. благодаря Н.И. Пиро гову, впервые объединившему эту дисциплину с оперативной хирургией. Н.И. Пирогов организовал в Санкт-Петербургской императорской медико-хирургической академии Институт прикладной (практической) анатомии, на базе которого проводились практические занятия студентов и врачей по оперативной хирургии на трупах в тесном сочетании с прикладным изучением хирургической анатомии. В 1865 г. в Медико-хирургической академии была открыта первая двуединая кафедра оператив ной хирургии и топографической анатомии. К этому времени сформировалось и опреде ление сущности топографической анатомии в первую очередь как дисциплины хирургической (Пирогов Н.И., 1881). Более широкую трактовку предложил Й. Гиртль (1887): "Если топографическая анатомия... с анатомической точки зрения обсуждает значение операций и поставляет для них нормы, то она называется хирургической анатомией. Название это лучше было бы заменить прикладной анатомией, потому что она не менее полезна для медицины, как для хирургии- Она составляет систематическое собрание всех применений науки к практике и, таким образом, анатомию практикующего врача".

Во второй половине XIX в. кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии появились во всех российских медицинских университетах и быстро заняли достойное место в системе подготовки врачей-хирургов. Эту позицию большинство кафедр сохраняют до настоящего времени. Сведения об основных достижениях кафедральных коллективов в научно-исследовательской и педагогической работе приведены в обзорных статьях, опуб ликованных в 2001 и 2008 гг. (Большаков О.П., 2001; 2008).

В 1976 г. по инициативе проф. С.С. Михайлова была создана секция топографоанатомов в составе Всероссийского общества анатомов, гистологов и эмбриологов. В 1997 г. эта секция по предложению группы ученых во главе с про фессором И.И. Каганом была преобразована в Российскую ассоциацию клинических анатомов, в которую вошли работники всех кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии, а также заинтересованные предста вители клинических кафедр. Российской ассоциацией клинических анатомов и ее первым президентом профессором И.И. Каганом сделано очень многое для установления взаимо понимания между клиническими анатомами западных стран и топографоанатомами России (Kagan I.I., 2002).

К настоящему времени упрочилось пред ставление о том, что клиническая анатомия - это основное исторически сложившееся на правление топографической анатомии, кото рое, в свою очередь, является крупнейшим разделом прикладной анатомии.

Целями клинической анатомии как научной и учебной дисциплины служат установление закономерностей строения и расположения органов, имеющих значение для медицинской практики, объяснение симптомов и синдромов, обусловленных анатомическими особенностями  locus morbi при терапевтических, неврологических, акушерско-гинекологических и других заболеваниях, а также обоснование и разработка оптимальных хирургических доступов и приемов, выполняемых с использованием новейших медицинских технологий. Только при таком подходе возможны обеспечение осознанных и обоснованных врачебных действий, критический анализ существующих и разработка новых методов диагностики и лечения. Преподавание клинической анатомии (клиническая трактовка анатомических фак тов) не может быть сведено к наиболее часто используемой формуле: "это имеет значение". Необходимы четкое обоснование и раскрытие положения: "данный (клинический) факт обусловлен-". Следовательно, обучающиеся уже должны быть знакомы с основными нозологическими формами, их симптоматикой и семиотикой. Поэтому оптимальным сроком обучения данной дисциплине следует считать 6-7-й семестры, когда студенты полностью освоили базовый курс анатомии человека и приступили к изучению клинических дисциплин - общей хирургии, пропедевтики внутренних болезней, факультетской хирургии и терапии.

Российская медицинская высшая школа располагает надежной и хорошо устоявшейся базой для обучения клинической анатомии на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии. Методической основой преподавания на кафедрах оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии является самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя на трупах и лабораторных животных. В конце XX - начале XXI вв. методические возможности кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии значительно расширились. Формирование приборно-графической анатомии, появление голографических моделей, развитие компьютерных технологий и видеосистем, сонографии, ядерно-магнитно-резонансных исследований позволили демонстрировать строение различных областей человеческого тела в ином ракурсе, чем в натуральном "анатомическом варианте" (Большаков О.П., 2002). Это дало возможность обучать студентов сопоставлению клинических данных с классическим строени ем тела, идентифицировать детали строения органотканевых структур и определять наличие патологических отклонений. Информационные технологии получают все большее распространение в методологии учебного процесса. Однако эти методы должны базироваться на уже сформировавшихся представлениях, приобретенных при эвристическом изучении реальных анатомических объектов. Такой подход не только позволяет овладевать практическими умениями в условиях максимального приближения к воздействию врача на живые ткани, но и способствует воспитанию уважительного отношения к учебному материалу, а в дальнейшем прививает гуманистические идеалы врачебной деятельности. Занятия на биологических объектах в учебной операционной целесообразно организовывать как деловую игру, распределяя между студентами роли хирурга, ассистентов и операционной сестры. При этом активное участие остальных студентов обеспечивается привлечением их в качестве консультантов или оппонентов членам бригады и ротацией студентов, выполняющих учебную задачу. Принцип ролевой игры повышает ответственность учащихся за выполняемые действия, а также приучает их к правилам взаимодействия в составе хирургической бригады. 

Многолетний опыт работы на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии убеждает в том, что осознанное восприятие клинической анатомии возможно только при условии ее изучения в сочетании с практикой - моделируемыми на биологических объектах врачебными манипуляциями и простейшими операциями. Применение технических средств значительно повышает мотивацию и заинтересованность студентов в изучении предмета. 

В последние годы высказывается много критических замечаний по поводу использования биологического материала и препарирования для преподавания топографической и, особенно, клинической анатомии, равно как и проведения операций на лабораторных животных в качестве метода обучения. Раздаются призывы к полной замене традиционных учебных пособий (трупов и препаратов, лабораторных животных) на электронные видеоматериалы и компьютерные модели-симуляторы. В качестве аргументов приводятся этические, правовые и финансовые доводы, а также ставшие уже привычными для отечественных полемистов ссылки "на передовой опыт" западноевропейских и американских школ по успешному использованию новых электронных видеопособий и компьютерных тренажеров. В настоящее время эти призывы привели к тому, что можно опасаться запрета на использование трупного материала и лабораторных животных в учебных и научных целях. На самом деле этические и правовые проблемы могут быть решены при правильной организации работы (Боль шаков О.П., 2002). К тому же в западных странах пик увлечения виртуальными анатомией и хирургией уже прошел. По данным обзора T. Collins и соавт. (1994), к концу 1990-х гг. 97% из 142 кафедр различных высших медицинских школ США и Канады признали анатомическое препарирование основным видом лабораторной практики и только 3% продолжали изучение "анатомии без трупов". К аналогичным заключениям пришли D. Heilings (2002) и R. Elizondo-Omafia и соавт. (2005), подчеркнув при этом, что студенты оттачивают мастерство и приобретают практические познания, толь ко используя "традиционный ресурс" в анатомических лабораториях. 

В российских вузах кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии в последние годы приобрели особое значение. Они стали своеобразным полигоном для отработки практических умений, которые когда-то усваивались в период производственной практики. Последняя в настоящее время нередко стала носить ознакомительный характер в силу ряда юридических, этических и коммерческих ог раничений. Поскольку в соответствии с приказом Минздрава России от 20.08.2007 № 553 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 337 “О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации”" обучающиеся (клинические ординаторы, аспиранты, студенты) могут быть допущены к оказанию помощи больному только после "освоения практических навыков", их перечень на кафедрах оперативной хирургии и топографической анатомии может и должен быть дополнен манипуляция ми, овладение которыми необходимо не только будущему хирургу, но и врачу общей практики (топографо-анатомические обоснования и техника пункции и катетеризации вен, трахеостомии, интубации и др.).

Нет сомнений, что работа кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии требует дальнейшего совершенствования и значительной модернизации. В первую очередь это касается содержания учебной программы, которая не обновлялась с 2006 г. Она является общей для 3 факультетов (лечебного, стоматологического и педиатрического). Кафедры разных медицинских вузов при составлении рабочих программ часто вынуждены руководствоваться конкретными условиями (обеспеченностью учебным материалом, специальными инструментами, наглядными пособиями и др.), что отнюдь не способствует унификации преподавания в разных регионах страны. Кроме того, на содержании рабочих программ нередко сказывается стремление уложить в прокрустово ложе отведенных учебным планом часов максимум перечисленных в типовой программе вопросов. Это приводит к перегрузке студентов, вынужденных запоминать большое число второстепенных деталей в ущерб ознакомлению с новыми хирургическими технологиями и усвоению необходимых практических умений, в конечном итоге - к ослаблению общеврачебной подготовки.

Несмотря на то что в настоящее время медицинские вузы выпускают только врачей широкого профиля по специальностям "Лечебное дело", "Стоматология", "Педиатрия", вопрос о профилизации преподавания оперативной хирургии и топографической (а тем более клинической) анатомии как одной из базовых дисциплин невольно возникает уже при организации преподавания на 3-4-м курсах. Это обусловлено как значительной разницей в количестве учебных часов, так и существенными различиями целевых установок, предъявляемых государственными образовательными стандартами. В связи с этим необходима разработка своей рабочей программы для каждого факультета. При составлении программ необходимо учесть различные целевые установки на разных уровнях (этапах) обучения.

Основные задачи в программе базового курса в 6-7-м семестрах - научить студента обращению с живыми тканями, остановке кровотечения, дать представление о некоторых операциях, необходимых врачу при оказании помощи в экстремальных ситуациях (трахеостомия, экстренная ампутация, временное протезирование магистрального сосуда) или в отделениях интенсивной терапии (пункция и доступ к подключичной вене и артерии, пункция плевры, закрытие раневого пневмоторакса, принципы торако- и лапароскопии и др.).

На старших курсах в рамках часов вариативной части учебного плана, а также в программах элективных курсов должны быть предусмотрены некоторые типовые операции в их наиболее простых вариантах с учетом интересов студентов, планирующих в перспективе специализацию по хирургии.

Наконец, наиболее широкий круг оперативных вмешательств при обязательном их сочетании с углубленным изучением топографической (клинической) анатомии соответствующих областей должен быть предусмотрен для клинических ординаторов и аспирантов (хирургов, акушеров-гинекологов и др.). Программы последипломного обучения должны быть лабильными, индивидуализированными, учитывать основное направление подготовки врачей в каждой группе и отражать современные достижения медицинской техники и возможности хирургических технологий (Большаков О.П., 2010; Симбирцев С.А., 2010). В связи с этим Центральной методической комиссии по оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии совместно с комиссиями других заинтересованных дисциплин ("Хирур гия", "Стоматология", "Педиатрия") необходимо рассмотреть вопрос о разработке отдельных программ для каждого факультета. Программы должны носить целевой характер, включать вопросы как по топографической анатомии, так и по оперативной технике, знание которых на этапе базовой подготовки необходимо врачу любой специальности либо в плане фундаментальной общеобразовательной подготовки (оз накомление в лекционном курсе с новейшими достижениями современной хирургии в лечении заболеваний различных органов и систем), либо для освоения определенных практических умений (приемы оказания помощи в экстремальных условиях или в отделениях интенсивной терапии).

Одним из важных условий успешного обучения клинической анатомии и соответствующим современным требованиям практическим умениям (врачебным манипуляциям) является уровень материально-технического оснащения кафедр. Трудно представить формирование у студентов элементарной профессиональной компетентности при отсутствии тренажеров и аппаратов, обеспечивающих ознакомление с методами использования и возможностями эндовидеоскопических, микрохирургических и других современных технологий (Большаков О.П., 2011).

Особого внимания заслуживают подготовка и повышение квалификации преподавателей. Необходим прием аспирантов на кафедры по специальности "Оперативная хирургия и клиническая анатомия" с возможностью защиты диссертации по 2 специальностям: "Хирургия" и "Анатомия человека". Подготовка кадров по оперативной хирургии и клинической анатомии требует разработки отдельной программы, принципиально отличающейся от курса по анатомии человека. При формировании планов повышения квалификации преподавателей необходимо не только учитывать потребность в совершенствовании педагогического мастерства, но и не забывать о расширении знаний по клинической хирургии. От опыта и мастерства преподавателя зависят интерес студента к изучаемому предмету, его активность на занятиях, стремление к самостоятельному расширению и углублению знаний.

Список литературы опубликован на сайте www.medobr.ru.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»