ЭЛЕКТРОННАЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ АНАТОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Резюме

Актуальность. Современная медицина относится к интенсивно развивающимся областям экономики. Вектор движения направлен на достижение качественно нового уровня, который обозначается как "5П медицина". Базисом 5П медицины являются фундаментальные медико-биологические научные исследования. Они требуют специалистов, сочетающих в себе способность и юридически подтвержденное право лечить больных и готовность проводить медицинские исследования на молекулярно-генетическом уровне. Это врачи со специализацией "Лечебное дело" по профилю "Фундаментальная медицина". Анатомические компетенции являются частью их профессиональных компетенций. Большое значение имеет объективная, надежная, релевантная оценка уровня анатомических компетенций.

Цель работы - ​изучение возможностей электронной балльно-рейтинговой системы как инструмента оценки анатомических компетенций студентов медицинского вуза.

Материал и методы. Изучались электронные документы текущей и промежуточной аттестации по дисциплине "Анатомия человека" (профиль "Фундаментальная медицина", специальность "Лечебное дело"); использовались методы сравнения, анализа, синтеза описательной статистики, корреляционного анализа, проверки гипотез.

Результаты. Все студенты, завершившие изучение анатомии человека, имели среднесеместровый рейтинг не менее 70%. Это доказывает факт приобретения анатомических компетенций. Среднее значение и медиана среднесеместрового рейтинга составляют 87,29 и 87,75% соответственно. Это указывает на то, что уровень анатомических компетенций определяется как отличный или близкий к отличному. Так, 94% студентов получили на экзамене положительную оценку и таким образом актуализировали сформированные анатомические компетенции. Из них 61,7% студентов имели одинаковые показатели среднесеместрового, экзаменационного и итогового рейтингов. Лишь 14,9% студентов на экзамене показали более высокий результат, чем в процессе текущего обучения, из них 10,6% повысили свой итоговый рейтинг. Эти данные свидетельствуют о релевантности и надежности выбранного методического и содержательного подхода к оцениванию анатомических компетенций.

Выводы. 1. Критерием приобретения анатомических компетенций служит среднесеместровый рейтинг не менее 70%. 2. Уровень сформированных анатомических компетенций (количественная оценка) определяется значениями среднесеместрового рейтинга. 3. Критерием актуализации сформированных анатомических компетенций является положительный экзаменационный рейтинг (выполнение не менее 70%). 4. Уровень актуальных анатомических компетенций (количественная оценка) определяется значениями итогового рейтинга. 5. Электронная балльно-рейтинговая система может использоваться как инструмент для качественной и количественной оценки анатомических компетенций.

Научная новизна. Сформирован взгляд на балльно-рейтинговую систему как на возможный объективный инструмент оценки профессиональных компетенций.

Практическая значимость. Предложен инструмент для качественной и количественной оценки анатомических компетенций, который может быть использован для оценки профессиональных компетенций в других предметных областях. Результаты исследования будут полезны для количественной оценки степени сложности различных разделов дисциплины "Анатомия человека".

Ключевые слова:анатомия человека; балльно-рейтинговая система; анатомические компетенции; оценка компетенций

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Тихонова Т.А. Электронная балльно-рейтинговая система как инструмент оценки анатомических компетенций студентов медицинского университета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 1. С. 38-55. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-1-38-55

Современная медицина относится к интенсивно развивающимся областям экономики. Вектор движения направлен на достижение качественно нового уровня, который обозначается как "5П медицина" [1]. В основе концепции лежат 5 положений, название каждого из которых начинается на букву "П":

· предиктивная (предсказательная, предупредительная) медицина, которая позволяет прогнозировать вероятность заболевания. Врач реализует эту возможность на основе современных методов диагностики [2];

· превентивная (профилактическая) медицина, направленная на предупреждение развития заболевания. Профилактика дает возможность предотвратить развитие многих серьезных патологий, например опухолей [3], инсультов [4];

· партисипативная (пациентоориентированная) медицина, требующая активного участия пациента в борьбе с болезнью вместе с врачом [5];

· персонализированная медицина ориентирована на лечение заболевания именно у данного больного с опорой на таргетную терапию [6];

· прецизионная (от франц. précision - ​точность) медицина, обеспечивающая высокую точность оказания медицинской помощи на основе интеграции молекулярно-генетических и информационных технологий. Для этого необходима соответствующая инфраструктура [7].

Многие исследователи также добавляют, что медицина должна быть позитивной, подчеркивая, что для успешного лечения важны не только высокие технологии, но и психологическое состояние пациента [8].

В основе прогресса практической медицины всегда лежали научные достижения в медико-биологической области знаний. Практическое применение отдельных элементов 5П медицины происходит с давних времен. Однако только современные научные исследования на молекулярном уровне и цифровизация медицинской науки и здравоохранения способны привести к реализации всех принципов 5П медицины. Основой являются фундаментальные медико-биологические науки [9]. Развитие физики, химии, биологии, кибернетики логично привело к появлению медицинской биохимии, медицинской биофизики, медицинской кибернетики, молекулярной фармакологии, молекулярной биологии, молекулярной генетики, фармакогенетики, иммунологии, иммуногенетики, биотехнологии. Дальнейшее развитие этих направлений сделало возможным появление геномики, транскриптомики, протеомики, метаболономики, биоинформатики, фармакогеномики - ​индикаторов медицинской науки XXI в. Они служат основой для прикладных медицинских разработок [10]. В практическом здравоохранении прочно закрепились экстракорпоральное оплодо­творение, таргетная терапия, иммунотерапия. Создаются новые лекарственные средства на основе обнаружения генных маркеров и компьютерного моделирования, метаболической инженерии [11]. Ключевым процессом служит переход от информатизации к цифровизации медицины [12]. В результате создаются системы искусственного интеллекта, помогающие врачу в диагностике, лечении, выборе лекарственных средств [13]. Развивается телемедицина [14]. Набирают силу исследования по генной терапии. Интенсификация научных медицинских исследований требует подготовки врачей-исследователей, способных формировать дизайн и реализовывать на практике омиксные молекулярные технологии, разрабатывать и внедрять медицинские информационные системы поддержки принятия клинических решений. Таких специалистов, имеющих квалификацию "врач-биохимик", "врач-биофизик", "врач-кибернетик", выпускает медико-биологический факультет ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Они соединяют глубокое знание естественно-научных и медицинских дисциплин, ведут медико-биологические исследования, вносят значительный вклад в медицинскую науку и практическое здравоохранение, но не могут лечить больных. Современный этап развития медицины оказался более требовательным: возникла необходимость иметь специалистов, сочетающих способность и юридически подтвержденное право лечить больных и готовность проводить медицинские исследования на молекулярно-генетическом уровне. Такими характеристиками обладают врачи, закончившие университет по специальности "Лечебное дело", профиль "Фундаментальная медицина". Их образовательная программа интегрировала классическое клиническое и фундаментальное естественно-научное образование. Глубокая подготовка по высшей математике, теории вероятности и математической статистике, физике, химии, биологии позволяет изучать базовые дисциплины медицинского вуза: анатомию человека, гистологию, физиологию, биохимию, микробиологию на качественно ином уровне. Они служат основой для освоения классических медицинских дисциплин: терапии, хирургии, инфекционных болезней и дисциплин новой эпохи: молекулярной биологии, клинической биоинформатики, молекулярной иммунологии, медицинской генетики, молекулярной онкологии, молекулярной эндокринологии и целого ряда других, значимых для современного врача-исследователя дисциплин. Впервые фундаментальное медицинское образование врачи стали получать в МГУ на факультете фундаментальной медицины. В настоящее время врачей-исследователей также готовит медико-биологический факультет ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России как имеющий большой опыт по обучению студентов медицинской биохимии, медицинской биофизике, медицинской кибернетике.

Дисциплина "Анатомия человека" является неотъемлемой частью высшего медицинского образования [15]. Студенты медико-биологического факультета, осваивающие фундаментальную медицину, изучают анатомию человека с позиций своего будущего профессионального предназначения. Знания по анатомии человека важны сами по себе и потому, что являются опорной точкой для освоения других медико-биологических дисциплин. Изучение клинических дисциплин также требует анатомических знаний. Известное высказывание врача и ученого Е.О. Мухина: "Врач - ​не анатом не только бесполезен, но и вреден" справедливо и сейчас.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - ​специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело (ФГОС 3++), утвержденного Приказом министра образования и науки Российской Федерации от 12.08.2020 № 988, лежит компетентностный подход. ФГОС 3++ определяет универсальные, общепрофессиональные и обязательные профессиональные компетенции врача.

Анатомические компетенции являются составной частью общепрофессиональных и обязательных профессиональных компетенций врача.

Анатомические компетенции - ​совокупность анатомических знаний, умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих способность и готовность осуществлять успешную профессиональную (медицинскую) деятельность и осваивать другие медико-биологические и клинические дисциплины.

Акцент делается на практический компонент - ​умение самостоятельно излагать услышанное, увиденное на лекциях и практических занятиях, прочитанное в учебных пособиях, описывать и демонстрировать анатомические структуры на биологическом материале. Следующим этапом является формирование устойчивых навыков выполнять вышеизложенное.

Свидетельством сформированности любой компетенции служит способность и готовность успешно применять знания, умения, навыки и личностные качества в новых условиях. Поэтому на практических занятиях моделируются различные, близкие к реальным условия для проверки сформированности анатомических компетенций.

Мониторинг учебной активности каждого студента в течение семестра позволяет преподавателю увидеть большой вклад личностных качеств в сформированность анатомических компетенций.

Часто студенты, имеющие одни и те же потенциальные возможности в отношении знаний, умений и навыков, но различающиеся по личностным качествам, достигают разного уровня сформированности анатомических компетенций.

Анатомические компетенции необходимы для формирования:

· общепрофессиональной компетенции‑5 (ОПК‑5): способен оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для решения профессиональных задач;

· обязательной профессиональной компетенции‑2 (ПК‑2): способен проводить обследования пациента с целью установления диагноза.

Индикатором достижения (ИД) ОПК‑5 является ИД‑2: уметь оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для интерпретации результатов клинико-лабораторной, инструментальной и функциональной диагностики при решении профессиональных задач.

Индикатором достижения ПК‑2 является ИД‑1: проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).

В рабочей программе по дисциплине "Анатомия человека" конкретизируется, какие анатомические знания, умения и навыки должен иметь студент для реализации ИД‑2 и ИД‑1, а следовательно, для сформированности компетенций ОПК‑5 и ПК‑2.

Анатомические компетенции требуются для изучения огромного числа медико-биологических и клинических дисциплин, таких как патологическая анатомия; нормальная физиология; патофизиология; топографическая анатомия и оперативная хирургия; общая хирургия; минимально инвазивная абдоминальная хирургия; анестезиология, реанимация, интенсивная терапия; неврология, нейрохирургия; медицинская генетика; гистология; иммунология, аллергология; пропедевтика внутренних болезней; терапия; лучевая диагностика; лучевая терапия; гинекология; минимально инвазивная гинекология; молекулярная кардиология; оториноларингология; офтальмология; молекулярная онкология; травматология и ортопедия; урология; минимально инвазивная урология; фтизиатрия; молекулярная эндокринология; коморбидные состояния.

Учитывая эти аспекты, необходимо научиться адекватно оценивать факт наличия и уровень сформированных анатомических компетенций.

Цель - изучение возможностей электронной балльно-рейтинговой системы как инструмента оценки анатомических компетенций студентов медицинского вуза.

Задачи исследования:

· определить критерии приобретения анатомических компетенций (качественная оценка);

· определить критерии уровня сформированных анатомических компетенций (количественная оценка);

· определить критерии актуализации сформированных анатомических компетенций.

Материал и методы

Изучались электронные документы, отражающие результаты обучения студентов медико-биологического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России (профиль "Фундаментальная медицина", специальность "Лечебное дело") по дисциплине "Анатомия человека" за 3 семестра. Год набора студентов - ​2021 г., всего 55 студентов. Источник документов: информационно-образовательный комплекс (ИОК) ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России. Исследовались следующие документы:

· журналы текущей успеваемости I, II и III семестров, отражающие семестровые рейтинги студентов;

· аттестационные ведомости;

· экзаменационные журналы;

· экзаменационные ведомости.

Для статистической обработки результатов использовались методы описательной статистики, корреляционного анализа, проверки гипотез, сравнения, анализа и синтеза.

Результаты

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит компетентностный подход [16]. Цель образовательного процесса при изучении дисциплины "Анатомия человека" - ​формирование анатомических компетенций. Мы определяем компетенцию как совокупность знаний, умений и навыков и личностных качеств, а также способность и готовность успешно применить их на практике, что согласуется с мнением многих исследователей [17]. Анатомия человека изучается в течение трех семестров. Практическое занятие продолжительностью 3 академических часа проходит 1 раз в неделю, лекция продолжительностью 2 ч - ​1 раз в неделю. На практическом занятии осваиваются тео­ретические знания и приобретаются прак­тические умения и навыки в соответствии с темой занятия. Тематический план каждого семестра включает 3 модуля. В состав модуля входят лекции и практические занятия, объединенные единой тематикой, а также коллоквиум - ​итоговое контрольное занятия по данному модулю. После I и II семестров предусмотрен зачет, после III - ​аттестация и затем экзамен.

Формирование анатомических компетенций представляет собой процесс, состоящий из структурно и содержательно очерченных этапов. На каждом этапе обучения необходимо установить факт сформированности у студента определенной анатомической компетенции и ее количественный уровень. Это позволяет сделать количественная оценка элементов анатомических компетенций. Практическое занятие включает 2 вида работ: комбинированный (устно-письменный опрос), на котором проверяются теоретические знания, и практическая задача (проверка практических умений). Коллоквиум содержит три вида работ: опрос устный, опрос письменный, практическая задача. Анатомические компетенции по фрагменту дисциплины "Анатомия человека", границы которого определены темой занятия, считаются сформированными, если выполнение по каждому виду работ составляет не менее 70%. Степень сформированности компетенции определялась диапазоном полученных баллов (табл. 1).

В конце I и II семестров студент по итогам работы получает зачет. Если семестровый рейтинг составляет менее 70%, зачет не ставится, анатомические компетенции, соответствующие тематике практических занятий данного семестра, считаются несформированными. Студента отправляют на пересдачу. В конце III семестра, когда завершается изучение дисциплины "Анатомия человека", необходимо получить аттестацию. Студент аттестовывается, если рейтинг каждого из практических занятий III семестра составляет не менее 70% и имеются зачеты по I и II семестрам.

К экзамену допускаются студенты, имеющие аттестацию по дисциплине. Экзамен по анатомии человека проводится в традиционной форме. Студент берет экзаменационный билет, содержащий 3 вопроса: 1-й - ​включает остеологию, миологию, синдесмологию и артрологию; 2-й - ​нервную систему; 3-й - ​частную анатомию. Каждый вопрос содержит теоретический и практический компоненты, которые оцениваются отдельно. Для оценивания используются те же методические подходы, которые применяются при оценке выполнения практического занятия. Полученные баллы вносятся преподавателем в экзаменационный журнал ИОК. Экзамен сдан, если экзаменационный рейтинг составляет не менее 70%, в противном случае студент получает неудовлетворительную оценку, среднесеместровый рейтинг не учитывается, студент отправляется на пересдачу экзамена. Экзаменационный журнал содержит также семестровые и среднесеместровый рейтинги. Итоговая оценка по дисциплине "Анатомия человека" при сдаче экзамена формируется на основе экзаменационного и среднесеместрового рейтинга: вклад среднесеместрового рейтинга составляет 70%, вклад экзаменационного рейтинга - ​30%. Учет среднесеместрового рейтинга в итоговой оценке промежуточной аттестации позволяет отразить вклад каждого этапа в формирование итоговых анатомических компетенций студента.

Это также дает возможность снизить влияние субъективного фактора и обеспечить более справедливое оценивание. Элементы такого влияния усиливаются также благодаря тому, что обучение в разных семестрах обеспечивают разные преподаватели. Экзамен также принимают разные преподаватели.

Проблема обоснованности принципов оценивания в высшем медицинском образовании актуальна и обсуждается с разных позиций. Важен справедливый и адекватный подход, понятный студентам и преподавателям, согласованный между обеими сторонами на основе ясных и открытых параметров.

Электронная регистрация результатов обучения и использование методов математической статистики позволяет осуществлять мониторинг текущего процесса обучения на протяжении всего периода. Результаты обучения студентов по специальности "Лечебное дело" профиль "Фундаментальная медицина" представлены в табл. 2.

Данные, представленные в табл. 2, показывают, что во всех трех семестрах у студентов сформированы соответствующие анатомические компетенции по изучаемым разделам анатомии человека, и уровень их высокий. В I семестре половина всех студентов имели рейтинг более 89,83%. Это показывает, что анатомические компетенции по трем модулям: "Остеология", "Артросиндесмология", "Общая и частная миология", сформированы на уровне "отлично".

Во II семестре значения медианы и среднего значения семестрового рейтинга несколько ниже, чем в I семестре, что обусловлено освоением более сложных трех следующих модулей дисциплины: "Центральная нервная система"; "Проводящие пути нервной системы. Автономная нервная система"; "Периферическая нервная система". Тем не менее у половины студентов анатомические компетенции по указанным модулям сформированы на уровне "хорошо" и "отлично". Если учесть, что медиана и среднее значение семестрового рейтинга II семестра практически совпадают, можно сказать, что у большинства студентов имеются анатомические компетенции с уровнем "хорошо" и более.

Уровень сформированных анатомических компетенций в III семестре по модулям "Система циркуляции. Система органов кроветворения и иммунной защиты"; "Эндокринный аппарат. Пищеварительная и дыхательная системы"; "Выделительная, мужская и женская половые системы" у половины студентов оценивается как отличный или близкий к отличному, о чем свидетельствуют данные табл. 2.

Среднее значение и медиана среднесеместрового рейтинга составляют 87,29 и 87,75% соответственно. Это указывает на то, что анатомические компетенции у студентов, обучающихся по специальности "Лечебное дело" профиль "Фундаментальная медицина", сформированы, их уровень определяется как отличный или близкий к отличному.

Таким образом, аттестация студентов по дисциплине "Анатомия человека" служит подтверждением наличия анатомических компетенций. Количественная оценка (среднесеместровый рейтинг) показывает уровень сформированности анатомических компетенций.

Формирование профессиональных компетенций является лишь первым шагом. Утверждать, что студент обладает определенной компетенцией, можно только после проверки готовности и способности применить сформированные компетенции в новых условиях. Судить об этом следует по результату деятельности. Моделью для тестирования является экзамен. Он в наибольшей степени воспроизводит реальную жизненную ситуацию: здесь присутствуют элемент неожиданности, ограничение времени для принятия решений, взаимодействие с более опытным специалистом-преподавателем. Студент должен подтвердить практические навыки с обязательным грамотным теоретическим обоснованием своих действий. Необходимо проявить целый ряд личностных качеств: целеустремленность, упорство, умение управлять эмоциями, концентрировать внимание, напрягать память, применять логику рассуждений. Процентные соотношения итоговых оценок по дисциплине "Анатомия человека" по 5-балльной системе представлены на рис. 1.

Отметим, что 94% студентов получили на экзамене положительную оценку и таким образом подтвердили наличие анатомических компетенций. Из них у 80,8% студентов уровень сформированных анатомических компетенций (среднесеместровый рейтинг) и уровень подтвержденных анатомических компетенций были одинаковыми; 61,7% студентов имели одни и те же показатели среднесеместрового, экзаменационного и итогового рейтингов. Эти данные свидетельствуют о релевантности и надежности выбранного методического и содержательного подхода к оцениванию анатомических компетенций.

Отметим, что 14,9% студентов, подтвердивших факт наличия анатомических компетенций, показали на экзамене более низкий результат, чем в течение периода обучения, но их итоговый рейтинг остался таким же, как среднесеместровый. Однако 14,8% студентов на экзамене имели более высокий результат, чем в процессе текущего обучения, из них 10,6% повысили свой итоговый рейтинг. Одновременно 8,5% студентов продемонстрировали более низкий результат на экзамене, следствием чего стало снижение итогового рейтинга. Таким образом, 23,4% студентов не смогли актуализировать сформированные анатомические компетенции на таком же уровне, как во время практических занятий. Более высокий результат, чем в семестрах, у одних студентов и более низкий результат, чем в семестрах, у других студентов заставляют еще раз обратить внимание на то, что компетенция не является простой суммой знаний, умений, навыков. Важным компонентом в ней являются личностные качества. Трудолюбие, сила воли, характер, стремление к достижению цели, уверенность в своих силах, способность преодолеть волнение, сконцентрироваться вместе с серьезной предэкзаменационной подготовкой позволяют максимально раскрыть свой потенциал. Это смогли сделать те, кто был близок, но не достиг во время текущего обучения более высокого уровня компетенций.

Обсуждение

Дисциплина "Анатомия человека" является атрибутом высшего медицинского образования. Это флагманская дисциплина, с которой начинается погружение в медицину. Студенты-первокурсники, впервые надев белый медицинский халат на занятиях по анатомии, начинают ощущать свою причастность к медицинскому сообществу. Одновременно происходит столкновение с трудностями. Г.А. Иваненко и соавт. [18] обращают внимание на то, что студенты I курса, которые все еще привержены стилю школьного обучения, не могут адаптироваться к необходимости изучить за короткое время большие массивы сложного материала, пытаются заучивать его, не проникая в смысл, и поэтому не могут осмысленно отвечать на вопросы преподавателя. С этими утверждениями согласны и другие авторы [19, 20]. При этом исследователи отмечают, что кафедры анатомии в медицинских вузах должны предпринять целый ряд разнонаправленных усилий для изменения ситуации:

· первое направление включает модификацию учебного процесса: повышение наглядности, привлечение студентов к препарированию биологического материала, к работе в студенческом научном кружке;

· второе направление содержит действия, повышающие учебную мотивацию, понимание цели обучения, ценности анатомических знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

В.Н. Николенко и соавт. [20] предлагают для повышения эффективности обучения анатомии стимулировать интерес к предмету, использовать новые стратегии обучения, такие как проблемно ориентированное обучение, и современные педагогические технологии, такие как кейс-технология, в центре которой в медицинском образовании стоят ситуационные задачи. Следует согласиться с авторами приведенных исследований в отношении трудностей, которые испытывают при изучении анатомии студенты I курса. Однако большинство студентов, овладевающих фундаментальной медициной, хорошо подготовлены к учебе в медицинском вузе, обладают высоким интеллектом и личностными качествами, позволяющими справляться с трудностями первого года обучения. Тем не менее перед преподавателями, работающими с этими студентами, стоит задача так видоизменить содержание и порядок проведения практических занятий по анатомии, чтобы привнести в классическую анатомию элементы современных научных анатомических знаний, подготовить их к восприятию медицинских дисциплин XXI в.

Студенты также осознают значимость знаний по анатомии. В работе И.Е. Золина и соавт. [21], использовавшего метод анкетирования для оценки мотивации в отношении профессиональной ориентации, 42% студентов отметили анатомию человека как дисциплину, объем занятий по которой они хотели бы расширить, и 46% - ​как дисциплину, безусловно, необходимую будущему врачу. В работе Н.А. Ризаевой и соавт. [22], исследовавших мотивации студентов Сеченовского Университета при изучении анатомии человека, отмечено, что 93% опрошенных считают знания по анатомии человека жизненно необходимыми для будущего врача, несмотря на трудности, которые они испытывают при изучении предмета.

Практические и теоретически знания анатомии человека необходимы для сдачи итоговой аттестации и первичной аккредитации, которыми завершается обучение в медицинском вузе в России. В США для получения медицинской лицензии необходимо сдать экзамен по медицинскому лицензированному United States Medical Licensing Examination (USMLE). Он подтверждает высокий уровень знаний врача, очень сложный, включает 3 этапа. На I этапе оценивается способность применять знания фундаментальных наук, в том числе и анатомии ("Gross anatomy"), для объяснения механизмов физиологических и патологических процессов [23].

Существует широкий диапазон определений понятия "компетенция" [24]. Каждая компетенция имеет свою структуру и включает целый ряд компонентов. Врач должен обладать профессиональными, коммуникативными, прогностическими компетенциями. В практической врачебной деятельности особенно важна профессиональная клиническая компетентность. За рубежом создан Комитет по клинической компетентности (CCC), который производит оценку программ, специальностей, специалистов в высшем медицинском образовании и используется как обязательный инструмент аккредитации [25]. В качестве метода оценки клинической компетентности применяется предложенный еще в 1975 г. Р. Харденом объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) [26]. З.З. Балкизов и соавт. [27] описали структуру, преимущества и недостатки ОСКЭ. В России концептуальные принципы ОСКЭ положены в основу II этапа первичной аккредитации будущих врачей. В ОСКЭ моделируются клинические ситуации, с которыми врач может встретиться в будущей профессиональной деятельности, что позволяет выпускнику продемонстрировать, а аккредитационной комиссии удостовериться в наличии клинических компетенций. Аналогичный подход используется нами на кафедре морфологии института анатомии и морфологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова для проверки анатомических компетенций. Это позволяет убедиться не только в наличии у студента знаний, умений и навыков по анатомии человека, но и в способности и готовности успешно применить их в новых условиях и таким образом подтвердить свои анатомические компетенции. Можно полагать, что анатомические компетенции будут значимыми в прецизионной медицине и совместно со знаниями молекулярных механизмов заболеваний помогут студентам, осваивающим фундаментальную медицину, обеспечить в будущем точные, целенаправленные действия в борьбе с конкретным заболеванием. Высшее медицинское образование, нацеленное на изучение фундаментальных основ, позволит сформировать поколение врачей, способных оказывать научно обоснованную медицинскую помощь [28]. В исследовании Е.Ю. Васильевой и соавт. [29] оценивалась коммуникативная компетентность будущих врачей, которая наряду с профессиональной клинической компетентностью во многом определяет результат врачебной деятельности. С.А. Тарасова и соавт. [30] исследовали прогностические компетенции врача, выделяя в их структуре мотивационный, когнитивный, технологический и рефлексивный компоненты. На практических занятиях по анатомии человека преподаватели кафедры морфологии стремятся к развитию у студентов коммуникативных компетенций, которые необходимы как при работе с пациентами в клинике, так и в научно-исследовательских коллективах. На клинических примерах, требующих использования анатомических компетенций, развиваются прогностические компетенции. Для успешного формирования у студентов медицинского вуза различных видов компетенций преподаватель должен обладать педагогическими компетенциями [31]. Ему необходимо анализировать свою педагогическую деятельность, совершенствовать профессиональные знания и навыки, развивать новые, в том числе информационно-компьютерные, умения, модифицировать, дополнять и адаптировать имеющиеся компетенции к требованиям современного медицинского образования [32].

Объективные свидетельства наличия различных медицинских компетенций выпускников медицинских вузов, практикующих врачей необходимы для процедур подтверждения профессионального статуса. Учитывая этот факт, востребованы научная разработка и практическая апробация инструментов оценки компетенций. В научном сообществе медицинских преподавателей в мире такие исследования ведутся давно [33]. В России анализ компетенции как предмета оценки также актуален [34]. Главной проблемой, которую отмечает большинство авторов публикаций, является отсутствие объективной, понятной, надежной и удобной методики оценивания компетенций. Вследствие этого вузы используют собственные разработки различных подходов к оцениванию компетенций. В их основе часто лежат разные принципы. На наш взгляд, это обусловлено отсутствием одинакового понимания термина "компетентность", его ключевых дескрипторов. В некоторых случаях оценка компетенций отождествляется с оценкой знаний, умений, навыков. Обычно регистрируется сам факт наличия или отсутствия компетенции, количественная оценка уровня либо не определяется, либо рассчитывается упрощенно на основе неочевидных показателей. Чаще всего выделяют базовый и повышенный уровень компетенций. Формулировки критериев сформированности компетенции и принципов выставления баллов, которые должен получить студент, часто описываются нечетко. В этом случае возрастает роль субъективного фактора. Для высшего медицинского образования этого явно недостаточно. Необходимы шкала с более тонкой градуировкой и наличие точно описанных критериев оценивания. Оценка должна быть количественной. Внимание следует обратить на релевантность средств оценивания. Это особенно касается практического компонента каждой компетенции. Элементарная анатомическая компетенция не может быть оценена без использования биологического материала. Например, студент, у которого оценивается элементарная анатомическая компетенция "Анатомия мышц пояса и верхней конечности", должен дать классификацию указанных мышц, выделив группы мышц, назвать каждую мышцу на русском и латинском языках, указать начало и прикрепление мышцы, ее функции (теоретические знания и способность их представить) и одновременно продемонстрировать все эти элементы на трупном материале (практические умения и способность их реализовать). Дж.М. Шамвэй и Р.М. Харден, обращаясь к руководству AMEE (Association for Medical Education in Europe) № 25. Оценка результатов обучения компетентного и мыслящего практикующего врача [35], обращают внимание на важную роль оценки для студента медицинского вуза, общества в целом. Оценивать должны учебные программы, результаты обучения, компетенции будущего врача на каждом этапе обучения. В США, Канаде и Великобритании созданы стандарты и рекомендации по оценке результатов обучения и компетенций учащихся медицинских школ. Изучение этих материалов может оказать методическую помощь в разработке критериев оценок профессиональных компетенций и других показателей в медицинских вузах России. В статье З.З. Балкизова и соавт. [36], которая представляет собой руководство по планированию и практической реализации шагов по формированию оценок, представлены теоретические и практические рекомендации по созданию матриц оценивания. В нашей работе мы предприняли попытку реализовать на практике многие принципы, изложенные в данных рекомендациях. Были определены цели, содержание, методы и инструменты оценки, весовые коэффициенты видов анализируемых работ, оцениваемые конкретные учебные мероприятия, описаны стандарты оценки и пороговые баллы. Текущая, экзаменационная и итоговая оценки были взаимоувязаны и сопряжены, что, по нашему мнению, повышает объективность, надежность и справедливость оценивания анатомических компетенций. Тем не менее это не отменяет продолжение работы над осмыслением полученных результатов [37]. Безусловно, существует еще достаточно элементов, требующих научного поиска. Это касается в первую очередь личностных качеств студента, которые в значительной степени способны модулировать уровень актуализации анатомических компетенций. Это наиболее сложный для количественной оценки компонент компетенций. Было бы полезно научиться точнее определять вклад личностных качеств в реализацию профессиональных компетенций. Необходимо выявить и проанализировать весь спектр причин того, что почти 1/4 студентов продемонстрировала на экзамене более низкий уровень анатомических компетенций, чем в условиях учебного процесса. Некоторые исследователи отмечают, что студенты часто не справляются с экзаменационным стрессом [38]. На наш взгляд, это может быть одной, но не единственной причиной. Не до конца раскрыты также возможности предложенного методического подхода к количественному оцениванию компетенций: градация оценки может быть более детальной. Система оценивания предполагает, что в том случае, если выполнение составляет от 90 до 100%, выносится решение, что компетенция сформирована на уровне "отлично". Обозначение уровня сформированности компетенций приближено к более привычному нам оцениванию по 5-балльной системе. Однако очевидно, что есть различия в результате 90%, который ближе к оценке "хорошо", и 100%, который можно обозначить как безусловно отличный результат. По-видимому, на основе имеющегося рейтинга следует рассмотреть возможности более детальной градации уровня компетенций. Потенциал для таких решений с использованием электронной балльно-рейтинговой системы существует.

Выводы

  1. Критерием приобретения анатомических компетенций служит среднесеместровый рейтинг не менее 70%.
  2. Уровень сформированных анатомических компетенций (количественная оценка) определяется значениями средне­семестрового рейтинга.
  3. Критерием актуализации сформированных анатомических компетенций является положительный экзаменационный рейтинг (выполнение не менее 70%).
  4. Уровень актуальных анатомических компетенций (количественная оценка) определяется значениями итогового рейтинга.
  5. Электронная балльно-рейтинговая система может использоваться как инструмент для качественной и количественной оценки анатомических компетенций.

Научная новизна: сформирован взгляд на балльно-рейтинговую систему как на возможный объективный инструмент оценки профессиональных компетенций.

Практическая значимость: предложен инструмент для качественной и количественной оценки анатомических компетенций, который может быть использован для оценки профессиональных компетенций в других предметных областях. Результаты исследования будут полезны для количественной оценки степени сложности различных разделов дисциплины "Анатомия человека".

Литература

1.Щербо С.Н., Щербо Д.С. Медицина 5П: мобильное здравоохранение // Медицинский алфавит. Современная лаборатория. 2017. Т. 4, № 28. C. 5-11.

2.Щербо С.Н., Щербо Д.С. Лабораторная диагностика как основа медицины 5П // Вестник РГМУ. 2019. № 1. С. 5-14. DOI: https://doi.org/10.24075/vrgmu.2018.095

3.Pedrik J. A Treatment for the Prevention of Breast Cancer // J. Prev. Med. 2022. Vol. 7, N 8. P. 165. DOI: https://doi.org/10.36648/2572-5483.7.8.165

4.Bhati N., Bhati S. Stroke Prevention in Primary Care in India: A Review // J. Prev. Med. 2022. Vol. 7, № 9. P. 151. DOI: https://doi.org/10.36648/2572-5483.7.9.151

5.Хальфин Р.А., Мадьянова В.В., Качкова О.Е., Демина И.Д., Кришталева Т.И., Домбровская Е.Н., Мильчаков К.С., Розалиева Ю.Ю. Пациентоориентированная медицина: предпосылки к трансформации и компоненты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2019. Т. 23, №.1. С. 104-114. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0245-2019-23-1-104-114

6.Шляхто Е.В. Научные основы персонализированной медицины: реалии и возможности // Вестник Российской академии наук. 2022. Т. 92, № 12. С. 1105-1118. DOI: https://doi.org/10.31857/S0869587322120076

7.Weiss S.T., Shin M.S. Infrastructure for Personalized Medicine at Partners HealthCare // J. Pers. Med. 2016. Vol. 6, № 1. P. 13. DOI: https://doi.org/10.3390/jpm6010013

8.Lianov L.S., Fredrickson B., Barron C., Krishnaswami J., Wallace A. Positive Psychology in Lifestyle Medicine and Health Care: Strategies for Implementation // American Journal of Lifestyle Medicine. 2019. Vol. 13, № 5. P. 480-496. DOI: https://doi.org/10.1177/1559827619838992

9.Зуева М.В. Фундаментальные науки и фундаментальная медицина // Вестник РАМН. 2016. Т. 71, № 1. С. 77-83. DOI: https://doi.org/10.15690/vramn624

10. Ишмухаметов А.А. Фундаментальные и прикладные науки, технология и иммунобиологический продукт // Вестник РАН. 2022. Т. 92, № 8. С. 717-721. DOI: https://doi.org/10.31857/S0869587322080059

11. Блохина А.Е., Палкина К.А., Шахова Е.С., Малышевская А.К., Осипова З.М., Мышкина Н.М. Метаболическая инженерия - перспективный путь получения высокоэффективных продуцентов биологически активных веществ // Вестник РГМУ. 2023. № 2. С. 56-58. DOI: https://doi.org/10.24075/brsmu.2023.014

12. Заболотная Н.В., Гатилова И.Н., Заболотный А.Т. Цифровизация здравоохранения: достижения и перспективы развития // Экономика. Информатика. 2020. Т. 47, № 2. С. 380-389. DOI: https://doi.org/10.18413/2687-0932-2020-47-2-380-389

13. Jeong K., Mallard A.R., Coombe L., Ward J. Artificial intelligence and prediction of cardiometabolic disease: Systematic review of model performance and potential benefits in indigenous populations // Artificial Intelligence in Medicine. 2023. Vol. 139. P. 102534 DOI: https://doi.org/10.1016/j.artmed.2023.102534

14. Лебедев Г.С., Шепетовская Н.Л., Решетников В.А. Телемедицина и механизмы ее интеграции // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2, № 2. С. 21-27. DOI: https://doi.org/10.47093/2713-069X.2021.2.2.21-27

15. Сапин М.Р. Анатомия человека - базовая наука в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. № 2. С. 96-97.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. URL: https://ssmu.ru/upload/filesarchive/minobrfiles/31.05.01_Lechebnoe_delo_2020.pdf.

17. Гельман В.Я., Хмельницкая Н.М. Компетентностный подход в преподавании фундаментальных дисциплин в медицинском вузе // Образование и наука. 2016. Т. 133, № 4. С. 34-46. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-4-33-46

18. Иваненко Г.А., Кузнецов А.В. Проблемы преподавания анатомии человека в медицинском вузе // Проблемы современной науки и образования. 2017. Т. 84, № 2. С. 99-102.

19. Павлов А.В. Место дисциплины "Анатомия человека" в медицинском образовании XXI века // Гены и клетки. 2018. Т. 13, № 2. С. 89-91. DOI: https://doi.org/10.23868/201808026

20. Николенко В.Н., Ризаева Н.А., Оганесян М.В., Кудряшова В.А., Болотская А.А. Возможности рисунка в преподавании анатомии: стимуляция интереса студентов к предмету // Мир науки, культуры, образования. 2019. Т. 78, № 5. С. 45-46. DOI: https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-00017

21. Золин И.Е., Иудин А.А., Иудин Д.И., Иудин А.И. Отношение студентов-медиков к учебной программе подготовки врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 102-124. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-102-124

22. Ризаева Н.А., Коломиец О.М., Николенко В.Н., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Шумак А.В., Болотская А.А. Диагностика и формирование мотивации у будущих врачей при изучении учебной дисциплины "Анатомия человека" // Мир науки, культуры, образования. 2019. Т. 74, №. 1. С. 309-311.

23. Peterson C.A., Tucker R.P. Medical gross anatomy as a predictor of performance on the USMLE Step 1. // Anat. Rec. B. Ne.w Anat. 2005. Vol. 283. N 1. P. 5-8. DOI: https://doi.org/10.1002/ar.b.20054. PMID: 15761831

24. Амелькина М.С. Компетентностный подход: новый виток развития отечественного образования // Управление образованием: теория и практика. 2019. Т. 34, № 2. С. 47-59.

25. Langhan M.L., Stafford D.E.J., Myers A.L, Herman B.E., Curran M.L., Czaja A.S., Turner D.A., Weiss P., Mink R. Clinical competency committee perceptions of entrustable professional activities and their value in assessing fellows: A qualitative study of pediatric subspecialty program directors // Medical Teacher. 2023. Vol. 45, N 6. P. 650-657. DOI: https://doi.org/10.1080/0142159X.2022.2147054

26. Алексеева А.Ю., Балкизов З.З., Перельман В., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Объективный структурированный клинический экзамен как инструмент аккредитации медицинских специалистов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. Т. 31, № 1. С. 15-18.

27. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. Т. 25, № 3. С. 27-51.

28. Sullivan G.M., Simpson D., Artino A.R., Yarris L.M. Graduate Medical Education’s Role in the Battle for Evidence-Based Care // Journal of Graduate Medical Education. 2023. № 6. P. 279 - 282. DOI: http://dx.doi.org/10.4300/JGME-D-23-00313.1

29. Васильева Е.Ю., Кузьмина Л.Н., Цыбульская Е.Ю. Условия реализации многосторонней оценки коммуникативных навыков в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 55-64. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-55-64

30. Тарасова С.А., Гонеев А.Д. Педагогические аспекты формирования прогностической компетентности у студентов медицинского вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 133, № 5. С. 45-49.

31. Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023.Т. 32. № 3. С. 26-47. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47

32. Махонько М.Н., Шкробова Н.В., Шарипов Д.Г., Шелехова Т.В. Преподаватель современного медицинского университета и специфика его педагогической деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 4. С. 240-246. DOI: https://doi.org/10.17513/snt.39608

33. Tavakol M., Dennick R. The Foundations of Measurement and Assessment in Medical Education. // Medical Teacher. 2017. Vol. 10, N 39. P. 1010-1015.

34. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2016. Т. 197, № 1. С. 43-52.

35. Шамвэй Д.М., Харден Р. Руководство AMEE № 25. Оценка результатов обучения компетентного и мыслящего практикующего врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. Т. 23, № 1. С. 23-53.

36. Балкизов З.З., Алексеева А.Ю., Ашхотов Э.Р., Ступин В.А., Семенова Т.В. Руководство. Планирование оценки. Матрица экзамена // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 18-40. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-18-40

37. Olmos-Vega F.M., Stalmeijer R.E., Varpio L., Kahlke R. A practical guide to reflexivity in qualitative research: AMEE Guide No. 149 // Medical Teacher. 2023. Vol. 45, N 3. P. 241-251. DOI: https://doi.org/10.1080/0142159X.2022.2057287

38. Миронова О.И. Подходы к изучению экзаменационного стресса у студентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 159-170. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-1-159-170

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»