СИМУЛИРОВАННЫЕ/СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ПАЦИЕНТЫ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Резюме

В статье представлен обзор изданных научных материалов с 2006 по 2023 г. с целью проведения анализа и систематизации опубликованных данных по заявленной тематике. Описан международный и отечественный опыт привлечения симулированных/стандартизированных пациентов (СП) в медицинском образовании. Рассмотрены хронология развития методологии СП; эволюция терминологии, возможности и ограничения ее применения, основанные на последних научных исследованиях; трудности в применении методологии СП в общемировой практике. Описаны некоторые особенности процесса подготовки преподавателей СП и самих СП для обучения навыкам профессионального общения и их оценки. Проанализированы исследования с привлечением СП, направленные на оценку эффективности обучения навыкам общения; долгосрочности сохранения навыка для клинической практики; экономической эффективности привлечения СП; особенностей использования методологии СП при обучении врачей, среднего медицинского персонала, студентов различных курсов и специальностей и др. Несмотря на накопленный международный опыт, часть этих вопросов до сих пор остается спорной.

Ключевые слова:симулированный пациент; компетенция; навыки клинического общения; методология обучения

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Самойленко Н.В., Энерт А.В., Дьяченко Е.В., Давыдова Н.С. Симулированные/стандартизированные пациенты в медицинском образовании: международный и отечественный опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2024. Т. 15, № 1. С. 25-36. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2024-15-1-25-36

В современном мире существует острая проблема доступности клинических пациентов для обучения медицинских специалистов. Произошли существенные изменения в оказании медицинской помощи: сокращение стационарных коек и переход к оказанию помощи по месту жительства, сокращение среднего периода госпитализации пациентов, отказ пациентов участвовать в клинических осмотрах, проводимых обучающимися. В настоящее время уделяется повышенное внимание безопасности и качеству оказываемой медицинской помощи. Активно происходит трансформация современного мира, в том числе обучающихся, что требует внедрения все более эффективных подходов и методов обучения. Одним из эффективных методов обучения является симуляционное. Некоторые форматы симуляционного обучения предполагают привлечение симулированного/стандартизированного пациента или симулированного участника (standardized/simulated patients or simulated participants, СП) [1, 2].

В международной практике комитет по связям с медицинским образованием (LCME) и аккредитационный совет по последипломному медицинскому образованию (ACGME) признают применение методологии СП как эффективный, надежный инструмент для обучения и оценки на всех ступенях медицинского образования. Методология СП охватывает не только сферу формирования навыков профессионального общения в медицине, но и отработку медицинских мануальных навыков (от пальпации живота до междисциплинарных командных тренингов). В 1999 г. ACGME обязал всех выпускников медицинской ординатуры развивать компетентности в навыках межличностного общения и общения с пациентом [3]. С тех пор значительное развитие учебных программ в мире было сосредоточено на обучении и совершенствовании навыков профессионального и межличностного общения у обучаемых.

В настоящее время во всем мире обучающиеся медицинских специальностей погружены в практические занятия по навыкам общения с использованием методологии СП, что способствует эффективному построению отношений, обмену медицинской информацией, принятию решений, изучению следующих шагов в планах лечения и обращения внимания на эмоции пациентов. Навыки эффективной коммуникации включаются в программы аккредитации студентов, ординаторов, слушателей программ профессио­нальной переподготовки и сертификации для практикующих медицинских работников, которые реализуются обычно с привлечением СП.

Цель исследования - ​провести обзор изданных научных материалов с 2006 по 2023 г. для проведения анализа и систематизации опубликованных данных по заявленной тематике.

Материал и методы

Выполнен обзор литературы 50 отечественных и более 100 зарубежных публикаций для описания международного и отечественного опыта привлечения СП в медицинском образовании. В статью вошли источники, наиболее полно описывающие заявленную тематику.

Результаты

Хронология развития методологии использования СП и эволюция терминологии. В 1960-х годах невролог Говард Бэрроуз (Barrows) ввел понятие "стандартизированный пациент", объединяющее термины как для симулированного пациента-актера (здоровый человек, прошедший подготовку, чтобы инсценировать признаки и симптомы болезней стандартизированным способом), так и для реального пациента - ​человека с определенным заболеванием, обученного представлять свою болезнь стандартизированным способом. Причиной тому послужили изменения в оказании медицинской помощи, опасения по поводу надежности и достоверности оценки при работе с реальными пациентами, а также этические проблемы. Г. Бэрроуз, работая неврологом в окружной больнице Лос-Анджелеса, обучил актрису из художественной студии симулировать неврологического пациента и помогать оценивать медицинских работников [4].

В 1970-х гг. педиатр Паула Стиллман (Paula Stillman) стала обучать и использовать для обучения и оценки "стандартизированных пациентов" и "пациентов-инструкторов", так как нуждалась в надежном способе оценки клинической компетентности своих студентов. П. Стиллман разработала программу объективной структурированной клинической оценки (Objective structured clinical examination, OSCE) студентов-медиков, иностранных выпускников медицинских вузов и американских врачей, основанную на компетенциях. Ее система была принята медицинскими школами Китая. Система обучения П. Стиллман была воспроизведена в медицинских школах по всей стране. В 1982 г. был организован консорциум СП для обучения добровольцев.

По мере роста востребованности методологии СП в 2001 г. была создана Ассоциация преподавателей стандартизированных пациентов (The Associationof Standardised Patient Educators, ASPE) как международная организация педагогов, занимающаяся симуляцией человека посредством продвижения передового опыта в применении методологии СП для образования, оценки, исследований, содействия распространению исследований и научных знаний в области методологии СП, продвижения профессиональных знаний и навыков участников своей команды и аффилированных людей. Ассоциация насчитывает более 600 членов, разрабатывает Стандарты наилучшей практики (Standards of Best Practice, SOBP), которые предоставляют четкие и практические рекомендации для преподавателей, работающих в методологии СП. Основные ценности, которые поддерживают образовательные практики методологии СП: безопасность, качество, профессионализм, подотчетность и сотрудничество [1, 5]. Принятые стандарты периодически пересматриваются и изменяются под руководством Комитета по стандартам практики ASPE по мере развития методологии СП и ее адаптации к меняющимся методам симуляции.

За последние два десятилетия использование методологии СП расширилось во многих областях медицинского образования, включая стоматологию, фармацевтику, ветеринарию и смежные медицинские профессии.

В 2009 г. в руководстве Международной ассоциации в области образования медицинских профессий (International Association for Health Professions Education, АМЕЕ) были обозначены различные аспекты применения методологии СП в медицинском образовании, а именно: контроль и оценка работы СП (достоверность, надежность, влияние на СП); обзор методов, затрат на персонал и рутинных расходов, необходимых для найма, администрирования и обучения, формирование банка СП; межкультурные сравнения применения методологии СП в медицинском образовании; области привлечения СП, которые требуют дальнейших исследований [6, 7].

Термины "стандартизированный пациент" и "симулированный пациент" часто используются взаимозаменяемо и относятся к человеку, обученному изображать пациента с определенным заболеванием, реалистично и воспроизводимо. Однако есть разница в употреблении этих понятий. Стандартизированный пациент всегда является симулированным, но симулированный пациент не всегда является стандартизированным [2]. Симулированные пациенты - ​тщательно обученные люди, способные реагировать с большей достоверностью и гибкостью на потребности учащихся. Симулированный пациент определяет степень повторяемости или стандартизации (постоянства и точности) его поведения как в рамках работы отдельного симулированного пациента, так и между симулированными пациентами, играющими одну и ту же роль. Такие пациенты привлекаются в ситуации обучения студентов-медиков, где стандартизация не играет определяющей роли в планировании занятий. Стандартизированные пациенты - ​это люди, поведение которых стандартизировано по критериям постоянства и точности воспроизводимости клинического случая. Привлечение стандартизированных пациентов позволяет обеспечить объективизацию оценки сформированности практических навыков (клинических и коммуникативных) [6].

В 2017 г. стандарты передовой практики ASPE позволили обновить определение СП как "симулированный участник" (Simulated participant). Уже в 2021 г. были включены термины "стандартизированный пациент", "симулированный пациент", "пациент", "участник" [1]. За последние годы образование с привлечением независимых специа­листов, обученных изображать сценарии пациентов для подготовки и оценки клинических навыков студентов-медиков, резидентов, стипендиатов и других специалистов разного профиля, выросло в размерах и масштабах практики и включает в себя множество различных ролей. По этой причине термин "симулированный участник" используется как более широкий термин для обозначения всех ролевых игроков-людей в любом контексте симуляции. Представленное в статье понимание терминов "симулированный/стандартизированный пациент" и "симулированный участник" согласуется с определениями в медицинском симуляционном словаре (Healthcare Simulation Dictionary, SSIH) и стандартах передовой практики INACSL (глоссарий моделирования SM) [5]. В 2021 г. в международной европейской практике применения методологии СП членами Специальной группы голландской ассоциации медицинского образования по симулированным и стандартизированным пациентам (Dutch Association of Medical Education Special Interest Groupon Simulated and Standardized patients, SIG NL/B) представлены новые форматы при обучении навыкам общения. SIG-NL/B - ​это комитет, представляющий 13 голландско-язычных медицинских школ в Бельгии и Нидерландах в рамках Голландской ассоциации медицинского образования (The Netherlands with in the Dutch Association of Medical Education, NVMO) [8, 9].

В настоящее время в России также накоплен определенный опыт применения методологии СП в медицинском образовании. Минздравом России оказание медицинской помощи гражданам РФ определено через характеристики ее доступности, высокотехнологичности, качества и безопасности. Впервые в России потребность в обучении на разных ступенях медицинского образования навыкам профессионального общения в условиях безопасной среды была обозначена в резолюции съезда Лиги пациентов в 2016 г. [9]. Для того чтобы более эффективно работать с пациентом в последующем, обучение рекомендовано начинать на доклиническом этапе, а не у постели больного. Появилась потребность в СП.

Одним из первых вузов, внедривших в процесс обучения СП, стал ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, который успешно запустил программу "Стандартизированный пациент" в 2004 г. на базе Центра практических умений. Весь процесс начинался с создания набора сценариев и разработки оценочных чек-листов. Особое внимание уделялось коммуникативным навыкам, которые оценивали отдельно [11]. В роли пациента выступали специально обученные актеры, способные достоверно инсценировать клинический случай [12, 13]. Также симулированный пациент должен был демонстрировать те или иные симптомы при объективном осмотре, например имитация артритов и боли разной локализации. На основании проведенных исследований была подтверждена ценность применения методики СП при обучении студентов различных медицинских специальностей на разных этапах освоения образовательной программы [12, 13].

С 2015 г. в ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, г. Екатеринбург, методика СП получила еще более широкое распространение. Модули по обучению навыкам профессио­нального общения были интегрированы в рабочие программы дисциплин и клинические практики у студентов на разных этапах обучения. В 2016 г. впервые в РФ методика СП была включена в государственную итоговую аттестацию в параллели с оценкой навыков у "постели больного". Однако в большинстве российских медицинских вузов процесс внедрения методологии СП в обучение только набирает обороты. В настоящее время в РФ активно ведется подготовка СП и их тренеров для процедуры аккредитации специалистов здравоохранения [14-19].

Понятия "симулированный пациент" и "стандартизированный пациент" в процедуре аккредитации специалистов здравоохранения в РФ имеют также схожее описание. Симулированный пациент - ​это человек, который изображает реального пациента. Стандартизированный пациент - ​это пациент, актер или другой человек, который прошел обучение, чтобы иметь возможность реалистично и последовательно вести себя во время встречи с клиническим специалистом, и который в соответствии с заданными критериями должен играть роль пациента с определенными заболеваниями при оценке навыков общения [14]. В последние 5 лет ведутся исследования по кросс-культурной адаптации оценочных листов при анализе навыков профессионального общения на базе нескольких медицинских университетов РФ. Оценка навыков профессионального общения с применением методологии СП в процедуре аккредитации специалистов здравоохранения проводится по 48 клиническим специальностям [14, 15, 20-22].

Возможности и ограничения применения методологии СП. За более чем 50-летнюю историю развития и применения методологии СП в медицинском образовании были проведены различные международные исследования, ориентированные на анализ эффективности ее применения в обучении навыкам профессионального общения, на оценку эффективности самого обучения коммуникативным навыкам с применением методологии СП, на изучение отношения обучающихся к навыкам общения с применением методологии СП и др. [23].

В одном из обзоров, включающем 60 международных исследований, анализировались: эффективность оказания медицинской помощи пациентам; изменение уровня навыков общения между обучающимися и пациентами после обучения коммуникативным навыкам с привлечением СП; изменение уровня знаний по навыкам общения; отношение к обучению навыкам общения с привлечением СП [24]. В большинстве исследований доказано повышение эффективности коммуникации после обучения на основе применения методологии СП.

Анализ публикаций за 2006-2023 гг. позволил выделить следующие преимущества и недостатки применения методологии СП.

Преимущества:

· надежность оценки по сравнению с реальными пациентами, доступность по мере необходимости, возможность обучения широкому кругу клинических случаев, обеспечивая студентам разнообразный опыт, который они могут не встретить у реальных пациентов [25, 26];

· предсказуемость поведения СП, многократность повторения клинического случая для формирования практических навыков, применения в ситуациях, когда использование реального пациента было бы неуместным (например, практика постановки терминального диагноза) [27];

· обеспечение безопасной, ориентированной на учащегося образовательной среды (СП представляет клинический случай в зависимости от уровня подготовки учащегося) [28, 29];

· поведенческая обратная связь, которая обладает большей эффективностью, чем дидактическое обучение навыкам профессионального общения;

· содействие развитию критического мышления у обучающихся [30, 31];

· безопасность для реальных пациентов;

· обеспечение отработки навыков управления кризисными ситуациями, взаимодействия в команде, принятия решений и общения в дополнение к приобретению компетентности в клинических методах и процедурах;

· обеспечение одинаковых условий на параллельных экзаменах в разных местах посредством нескольких СП, при этом кандидат будет показывать одинаковые результаты независимо от места проведения экзамена и/или экзаменаторов;

· обеспечение высокого уровня приобретения и удержания навыков, эквивалентного тому, который достигается при использовании медицинских симуляторов для базовых навыков [5].

К недостаткам применения методологии СП можно отнести высокую стоимость (требуются выделенный персонал и финансовые ресурсы) и зависимость качества работы СП от ряда субъективных причин, так как они живые люди, а не симуляторы [31].

Таким образом, проведенный обзор позволяет выявить ряд трудностей, связанных с применением методологии СП, преодоление которых по-разному представлено в меж­дународной и отечественной практике на современном этапе развития медицинского образования. Основные трудности можно разделить на три группы: 1. Создание банка СП. 2. Подготовка СП для обучения и оценки практических навыков. 3. Подготовка тренеров/преподавателей СП.

Относительно первой трудности. В настоящее время накоплен значительный опыт формирования банков СП в различных организациях в мире (категория людей, готовых и способных играть роль СП; условия приглашения для роли СП и найма). СП набираются, обучаются и внедряются для широкого круга целей обучения и оценки, в том числе для обучения навыкам профессионального общения, навыкам медицинского осмотра и их комбинации в различных интегрированных клинических симуляционных курсах. Вместе с этим СП также привлекаются для исследовательских целей. В некоторых странах существуют агентства, имеющие "банк СП", в которых можно нанять подходящего СП для реализации краткосрочной программы обучения или оценки навыков. Разные медицинские организации сильно различаются в том, кого они привлекают в качестве СП. В Великобритании в некоторых медицинских образовательных организациях (Глазго, Кембридж) работают только профессиональные актеры. В школе Абердин используют сочетание добровольцев и профессиональных актеров; в Маастрихте СП непрофессионалов привлекают для всех целей обучения и оценки практических навыков. В настоящее время активно ведутся исследования в направлении изучения возможности привлечения студентов, обученных изображать роль пациента, в качестве альтернативы симуляционному обучению с использованием СП, с учетом нехватки такого ресурса, как сертифицированный СП [32]. В России при Федеральном методическом центре аккредитации медицинских специалистов ведется учет СП, прошедших обучение по дополнительной образовательной программе "Стандартизированный пациент в аккредитации специалистов здравоохранения", принявших участие в процедуре аккредитации в период с 2018 г. по настоящее время [14]. Подбор кандидатов для обучения по программе осуществляется через медицинские, научные и иные образовательные организации РФ, лицензированные на осуществление аккредитационных процедур исключительно для обеспечения нужд аккредитации в конкретной образовательной организации, и, таким образом, в ней формируется так называемый свой банк данных СП.

Вторая трудность - ​это подготовка СП для обучения и оценки практических навыков, соотносится с выявленными недостатками применения методологии СП в медицинском образовании, а также со специфичностью самих компетенций СП.

Согласно рекомендациям SOBP ASPE необходимо использовать пять принципов, которым должны следовать преподаватели СП, связанные с методологией обучения СП: 1. Подготовка к процессу обучения. 2. Обучение изображению ролей. 3. Предоставление обратной связи. 4. Заполнение инструментов оценки. 5. Размышления о процессе обучения [1]. Одним из очень важных критериев эффективного привлечения СП при обучении коммуникативным навыкам в медицинском образовании является возможность обеспечить обратную связь для обучающегося с позиции пациента [33]. Обратная связь от СП предоставляет обучающемуся уникальную и ценную информацию о том, как поведение учащегося влияет на эмоциональный опыт встречи, доверие к учащемуся и понимание информации. Ценность обратной связи общепризнана, но знания о наиболее эффективных способах, которыми СП могут обеспечить обратную связь, недостаточны. До сих пор в этом направлении проводятся исследования и активно изучаются опыт и точки зрения СП в рамках обратной связи, а также факторы, влияющие на обратную связь и эффективность обучения [28]. В РФ с введением в процедуру аккредитации станции "Коммуникация" возникла необходимость подготовки СП для реализации эффективной оценки навыков общения врача с пациентом. С 2018 по 2022 г. было обучено более 1500 человек. Мировая практика показывает, что подготовка СП -​это очень важный момент, так как работа СП во время оценивания влияет на качество самой оценки навыков, демонстрируемых аккредитуемым [13, 34].

Третья трудность - ​подготовка тренеров/преподавателей СП. В общемировой практике разработаны различные программы по профессиональному развитию преподавателей СП и их сертификации. В РФ с учетом роста потребности в подготовленных СП для реализации оценки навыков профессионального общения в 2022 г. программу подготовки СП реализует 11 тренеров, в том числе 7 тренеров, подготовленных в 2022 г. в рамках программы "Тренер по подготовке стандартизированных пациентов для аккредитации специалистов здравоохранения по навыкам профессионального общения". Однако трудность заключается в отсутствии разработанного профессионального стандарта и других нормативных документов, описывающих основные компетенции СП, позволяющие отнести этот вид деятельности к профессиональной.

Заключение

Целесообразность и эффективность применения методологии СП в обучении и оценке навыков профессионального общения специалистов здравоохранения обоснованы. На основании проведенных исследований доказана эффективность ее применения. В мировой практике медицинского образования привлекаются сертифицированные СП, обладающие соответствующими компетенциями и имеющими право официально участвовать в обучении и контрольных точках/экзаменах для формирования качественной оценки клинических навыков осмотра, общения и т. д. В России существует система подготовки СП и тренеров СП для аккредитации специалистов здравоохранения в рамках оценки навыков профессионального общения, вместе с тем отсутствуют нормативные документы, регламентирующие их деятельность как профессиональную.

Литература

1.Lewis K.L., Bohnert C.A., Gammon W.L. et al. The Association of Standardized Patient Educators (ASPE) Standards of Best Practice (SOBP) // Advances in simulation (London, England). 2017. Vol. 2, N 10. P. 1-8. DOI: https://doi.org/10.1186/s41077-017-0043-4

2.Кантрелл М. Симулированные/стандартизированные пациенты глава 29 из книги a "Practical Guide for medical teachers" 2 (пер. с англ. под ред. З.З. Балкизова) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. Т. 5, № 3. C. 92-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 11.02.2023).

3.Papanagnou D., Klein M.R., Zhang X.C. et al. Developing standardized patient-based cases for communication training: lessons learned from training residents to communicate diagnostic uncertainty // Advances in simulation (London, England). 2021. Vol. 6, N 26. P. 1-11. DOI: https://doi.org/10.1186/s41077-021-00176-y

4.Barrows H.S. An overview of the uses of standardized patients for teaching and evaluating clinical skills // Academic Medicine. 1993. Vol. 6, N 68. P. 443-451. DOI: https://doi.org/10.1097/00001888-199306000-00002

5.INACSL Standards Committee et al. INACSL Standards of Best Practice: SimulationSM // Clinical Simulation in Nursing. 2016. Vol. 12, N 1. P. S 1-S 50. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecns.2016.09.005

6.Cleland J.A., Abe K, Rethans J.J. The use of simulated patients in medical education: AMEE Guide No 42 // Medical Teacher. 2009. Vol. 31, N 6. P. 477-486. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590903002821

7.Шамвей Дж.М., Харден Р.М. Руководство AMEE № 25. Оценка результатов обучения компетентного и мыслящего практикующего врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. Т. 23, № 1. С. 23-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения 28.07.23).

8.Bank I., Rasenberg E.M.C., Makkenze-Mangold S.H. et al. Fifteen simulated patient working formats to use in communication skills training: Report of a survey // Medical Teacher. 2021. Vol. 43, N 12. P. 1391-1397. DOI: https://doi.org/10.1080/0142159X.2021.1948522

9.Rethans J.J., Grosfeld F.J., Aper L. et al. Six formats in simulated and standardized patients use, based on experiences of 13 undergraduate medical curricula in Belgium and the Netherlands // Medical Teacher. 2012. Vol. 34, N 9. P. 710-716. DOI: https://doi.org/10.3109/0142159X.2012.708466

10. Резолюция VII всероссийского конгресса пациентов. 9 ноября 2016. Москва. Всероссийский союз пациентов. URL: http://vspru22.ud4.ru/kongress/

11. Свистунов А.А., Горшков М.Д. Симуляционное обучение в медицине. Москва : Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. 288 с., ил. ISBN 978-5-4235-0109-9.

12. Булатов С.А., Пальмова Л.Ю. Методика "стандартизированный пациент" как этап формирования клинического мышления у будущих врачей // Вестник современной клинической медицины. 2009. Т. 2, N 4. С. 33-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения 09.05.23).

13. Амиров Н.Х., Созинов А.С., Булатов С.А. Актеры вместо пациентов // Медицинская газета. 2008. № 35. С. 10. URL: https://www.mgzt.ru/ (дата обращения 09.05.23).

14. Дьяченко Е.В., Сизова Ж.М. Оценка навыков общения с пациентом в симулированных условиях при аккредитации медицинских специалистов: организационное и научно-методическое обеспечение, проблемы, направления решений // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 66-79. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12005

15. Давыдова Н.С., Чернядьев С.А., Дьяченко Е.В. Оценка практических навыков в первичной аккредитации специалиста по методике "симулированный пациент": результаты пилотирования станции "сбор анамнеза на первичном амбулаторном врачебном приеме" // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2017. № 3. С. 8-10. URL: http://elib.usma.ru/handle/usma/376

16. Давыдова Н.С., Чернядьев С.А., Теплякова О.В. Пилот по оценке медицинских работников владением навыками коммуникации с пациентами // Виртуальные технологии в медицине. 2017. Т. 18, № 2. С. 65-66. URL: https://www.medsim.ru/jour/article/view/706/304

17. Давыдова Н.С., Шкиндер Н.Л., Чернядьев С.А. Коммуникативные навыки врача как междисциплинарный сквозной образовательный модуль // Виртуальные технологии в медицине. 2017. Т. 17, № 1. С. 56-57. URL: https://www.medsim.ru/jour/article/view/602

18. Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. Пациент-ориентированная медицинская консультация. Образ пациента у врача: какой он и как влияет на эффективность взаимодействия при оказании помощи // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 1. С. 42-50. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-11002

19. Навыки общения с пациентом: симуляционное обучение и оценка в медицинском вузе / ред. Н.С. Давыдова, Е.В. Дьяченко. Москва : РОСОМЕД, 2020. 187 с. 16.

20. Акопян Ж.А., Андреенко А.А., Васильева Е.Ю. и др. Специалист медицинского симуляционного обучения // под ред. М.Д. Горшкова. Москва : РОСОМЕД, 2021. 500 с., ил.

21. Сизова Ж.М. Давыдова Н.С., Чернядьев С.А. Пилотирование станции оценки навыков общения в первичной аккредитации специалиста - 2017 // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 1. С. 115-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pilotirovanie-stantsii-otsenki-navykov-obscheniya-pri-pervichnoy-akkreditatsii-spetsialista-2017

22. Давыдова Н.С., Дьяченко, Е.В., Самойленко Н.В. Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста - 2018: результаты, итоги // Виртуальные технологии в медицине. 2018. Т. 20, № 2. С. 61-62.

23. Pless A., Hari R., Brem B. et al. Using self and peer video annotations of simulated patient encounters in communication training to facilitate the reflection of communication skills: an implementation study // GMS J Med Educ. 2021. Vol. 38, N 3. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-1100210.3205/zma001451

24. Kaplonyi J., Bowles K.A., Nestel D. et al. Understanding the impact of simulated patients on health care learners’ communication skills: a systematic review // Med. Educ. 2017. Vol. 51, N 12. P. 1209-1219. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-1100210.1111/medu.13387

25. Coleman D., McLaughlin D. Using simulated patients as a learning strategy to support undergraduate nurses to develop patient-teaching skills // Br.J. Nurs. 2019. Vol. 28, N 20. P. 1300-1306. DOI: https://doi.org/10.12968/bjon.2019.28.20.1300

26. Lovink A., Groenier M., van der Niet A. et al. The contribution of simulated patients to meaningful student learning // Perspect. Med. Educ. 2021. Vol. 10, N 6. P. 341-346. DOI: https://doi.org/10.1007/s40037-021-00684-7

27. Siemerkus J., Petrescu A.S., Köchli L. et al. Using standardized patients for undergraduate clinical skills training in an introductory course to psychiatry // BMC Med. Educ. 2023. Vol. 23, N 1. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-023-04107-5

28. MacLean S., Kelly M., Geddes F., Della P. Use of simulated patients to develop communication skills in nursing education: An integrative review // Nurse Educ. Today. 2017. Vol. 48. P. 90-98. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2016.09.018

29. Chua C.M.S., Nantsupawat A., Wichaikhum O.A., Shorey S. Content and characteristics of evidence in the use of standardized patients for advanced practice nurses: A mixed-studies systematic review // Nurse Educ. Today. 2023. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2022.105621

30. Cabañero-Martínez M.J., Escribano S., Sánchez-Marco M., Juliá-Sanchis R. Effectiveness of a standardised patient simulation programme in undergraduate nursing students 6 months after implementation: A quasi-experimental study // Nurs. Open. 2023. Vol. 10, N 3. DOI: https://doi.org/10.1002/nop2.1726

31. MacLean S., Geddes F., Kelly M., Della P. Simulated patient training: Using inter-rater reliability to evaluate simulated patient consistency in nursing education // Nurse Educ. Today. 2018. Vol. 62. P. 85-90. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nedt.2017.12.024

32. Dalwood N., Bowles K.A., Williams C. et al. Students as patients: A systematic review of peer simulation in health care professional education // Med. Educ. 2020. Vol. 54, N 5. P. 387-399. DOI: https://doi.org/10.1111/medu

33. Azbell Baylee A. The Use of Standardized Patients to Improve Communication Skills: A Benchmark Study. MSN Capstone Projects. Paper 198. 2022. 35 p. URL: http://hdl.handle.net/10950/3973

34. Булатов С.А., Хамитов Р.Ф. Практические умения и навыки. Программа освоения практических умений по методике "Стандартизированный пациент": учебно-методическое пособие. Казань : Бриг, 2006. 44 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»