Тренинг по мануальным практическим навыкам проводился с предварительным сбором анамнеза у пациента, где преподаватель выступал в роли переводчика, с последующим обсуждением плана обследования и лечения в учебной комнате. Там же студенты знакомились с результатами лабораторно-инструментальных исследований по данным медицинской карты стационарного больного, что требовало перевода преподавателем на английский язык. В конце цикла обучения студенты давали обратную связь, высказывая свое мнение по поводу тренинга практических навыков.
Результаты. Итоги проведения тренинга по практическим навыкам в условиях реальной клинической практики показали, что большинство иностранных студентов высоко мотивированы на отработку мануальных навыков с участием пациентов больницы. Ряд студентов VI курса могли самостоятельно преодолеть языковой барьер и задать вопросы пациенту на русском языке, однако во всех случаях необходимо было сопровождение преподавателя как медиатора. Поскольку тренинг проводился в условиях ограниченного времени (часть практического занятия), было предложено использовать чек-листы на английском языке для сбора жалоб и анамнеза. Это было положительно оценено обучающимися. Отмечено, что на этапе тренинга наиболее эффективно давать конкретные небольшие задания студентам (например, оценка пульса, периферических отеков, измерение артериального давления у пациента, аускультация сердца/легких, поверхностная пальпация живота и т. п.), а не выполнять обследование всей системы органов целиком.
Следует отметить, что основные трудности у студентов при выполнении физикального обследования были связаны с тем, что обучение клиническим дисциплинам пришлось на период ограничений в связи с COVID‑19. Многие практические навыки были забыты, плохо освоены обучающимися, поэтому пришлось уделять время правильной постановке рук при пальпации и перкуссии, точкам аускультации сердца и легких, а также повторять норму при пропедевтике. Кроме того, требовалась корректировка практических умений и навыков у ряда студентов, взявших за основу для повторения видеоролики из сети Интернет по мануальным врачебным навыкам.
Завершающий этап тренинга - обсуждение результатов физикального осмотра пациента всеми участниками занятия с разбором допущенных ошибок, а также анализ данных анамнеза и лабораторно-инструментального обследования, постановка диагноза, обсуждение лечения. Это способствовало развитию навыков клинического мышления у студентов VI курса. Иногда в ходе обсуждения удавалось выяснить национальные различия в подходах к диагностике, лечению и профилактике внутренних болезней. Однако разный уровень владения английским языком приводил к ситуациям, когда отдельным студентам требовалась языковая помощь одногруппников в понимании дискуссии по пациенту.
В целом, в отзывах студентов была дана позитивная оценка возможности тренировки практических навыков в условиях реальной клинической практики и последующей дискуссии по клиническому случаю в мини-группе.
Таким образом, опыт проведения тренинга по практическим навыкам с обсуждением клинического случая показал высокую эффективность занятий в малых группах. Все обучающиеся сдали зачет по практическим навыкам в рамках допуска к экзамену по дисциплине госпитальная терапия.
Научно-практическое общество института медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова": подготовка нового поколения специалистов в области лучевой диагностики
Штенцель Р.Э., Мащенко И.А., Козлова П.В., Хуторной И.В., Кириллова Е.А., Шериев С.Р., Труфанов Г.Е., Кухарчик Г.А., Пармон Е.В.
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Резюме. Данная работа посвящена разработке эффективного междисциплинарного образовательного пространства на кафедре лучевой диагностики ИМО ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" (Санкт-Петербург) для студентов, ординаторов и молодых врачей. Особенностями образовательной деятельности в рамках данного пространства медицинского вуза было эффективное формирование профессиональных (hard skills) и надпрофессиональных (soft skills) навыков посредством реализации разработанных на кафедре образовательных траекторий.
Актуальность. Успешность формирования профессиональных компетенций врача нового поколения напрямую зависит от владения определенным набором профессиональных умений и навыков, развитие которых осуществляется в рамках информационно-образовательного пространства медицинского вуза. Наиболее эффективным подходом к формированию такого пространства является междисциплинарный, при котором к пониманию и решению проблемы обучающийся одномоментно подходит с позиции не только различных клинических специальностей, но и смежных дисциплин.
Цель исследования - разработка эффективного междисциплинарного образовательного пространства на кафедре лучевой диагностики Института медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России.
Материал и методы. В рамках научно-практического общества (НПО) образовательная деятельность осуществлялась путем разработки и реализации двух направлений.
1. Ежемесячные тематические заседания студенческого научного общества (СНО; 60-90 мин) с реализацией 4 образовательных траекторий.
Теоретическая диагностика: 15-20-минутный обзорный междисциплинарный доклад по заявленной теме (преподаватель кафедры).
Доказательная диагностика: 15-минутный доклад с анализом научной публикации по чек-листу (обучающийся под руководством опытного биомедстатистика).
Radiology terminology: 15-минутный мастер-класс по разбору англоязычной терминологии и особенностей перевода специализированного текста (обучающийся под руководством преподавателя по медицинскому английскому языку с кафедры гуманитарных наук ИМО ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России).
Практическая диагностика: разбор клинического случая по теме заседания (обучающийся под руководством преподавателей кафедры).
2. Ежемесячные тематические заседания школы Radiology LifeStyle (60-90 мин) с реализацией 4 образовательных траекторий.
Читай и считай: мастер-классы по биомедстатистике (биомедицинский статистик в команде с группой обучающихся).
Пиши: мини-лекции и практические занятия, посвященные основам написания научных публикаций - тезисов и статей (преподаватели кафедры).
Публикуй: тематические мастер-классы по темам, касающимся выбора журналов для публикации, подготовки рукописи и ведения переписки с редакцией журнала и рецензентами (обучающиеся под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры).
Делись: тематические лекции и практические занятия по темам, касающимся ораторского мастерства и особенностям создания научных презентаций.
Результаты. За 2022/2023 учебный год в рамках НПО кафедры лучевой диагностики ИМО ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России было реализовано 2 образовательных направления, в которых приняли участие 207 обучающихся.
За 2021/2022 и 2022/2023 учебные годы по направлениям было проведено:
в рамках СНО 8 онлайн, 1 офлайн, 8 гибридных (онлайн и офлайн) заседаний;
в них приняли участие 143 обучающихся, в том числе 14 студентов, 120 ординаторов первого и второго года обучения по направлению "лучевая диагностика", 9 аспирантов;
в рамках школы Radiology LifeStyle проведено 32 гибридных заседания, в них приняли участие 64 обучающихся, в том числе 5 студентов, 59 ординаторов первого и второго года обучения по направлению "лучевая диагностика".
Обучающимися НПО было написано статей в журналы, включенные в Перечень ВАК - 28, в Scopus -13, в РИНЦ - 5, представлено 49 тезисов на всероссийских научно-практических конференциях и 4 постерной сессии на Европейском конгрессе радиологов - 2023.
На Невском радиологическом форуме (НРФ) - 2022: 1-е и 2-е места на конкурсе студенческих научных работ; 1-3-е места на конкурсе клинических случаев среди ординаторов; впервые организована и проведена научно-практическая игра НРФ-РИНГ.
На НРФ‑2023: 1-3-е места на конкурсе студенческих научных работ, 1-е и 3-е места на конкурсе клинических случаев среди ординаторов, проведена научно-практическая игра НРФ-РИНГ.
На Алмазовском молодежном медицинском форуме (АММФ) - 2022: представлено 8 докладов на конкурсе научных работ среди студентов; 7 клинических случаев среди ординаторов.
На АММФ‑2023: 1-3-е места на конкурсе научных работ среди студентов.
6 выпускников ординатуры - членов НПО поступили в аспирантуру.
Обсуждение и выводы. Основной фокус образовательной деятельности в медицинском вузе XXI в. все больше направляется на междисциплинарное образование, где обучающийся является активным участником собственной траектории развития. В рамках Института медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России на базе кафедры лучевой диагностики и медицинской визуализации с клиникой в 2021-2023 гг. было создано дополнительное образовательное пространство, которое позволило обучающимся не только погрузиться в экосистему высокотехнологичного медицинского образования, но и эффективно осваивать практические навыки: профессионального общения на русском и английском языках, критического мышления и чтения научных публикаций, а также подготовки публичных выступлений. Таким образом, благодаря междисциплинарному подходу с участием различных специалистов осуществлялось эффективное формирование и закрепление необходимых профессиональных и надпрофессиональных навыков.
Междисциплинарный консилиум как оптимальный способ интеграции клинических дисциплин и развития исследовательского мышления
Лутохина Ю.А., Гончарова Е.В., Павлов Ч.С., Литвинова Т.М., Волель Б.А.
ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация
Резюме. Представлены результаты внедрения проекта "Междисциплинарный консилиум" (детальный клинический разбор пациента врачами разных специальностей с элементами проектной деятельности) среди учащихся IV-VI курсов, ординаторов и аспирантов Института клинической медицины им. Н.В. Склифосовского. Результаты оценивались при помощи анкетирования. Данный подход получил высокую оценку, так как он способствует формированию исследовательского и клинического мышления, а также интеграции клинических дисциплин.
Введение. В рамках программы "Приоритет‑2030" перед Сеченовским университетом была поставлена задача создания уникальной для России модели исследовательского медицинского университета мирового уровня. Для реализации этой задачи необходимо укрепление междисциплинарных связей и формирование исследовательского мышления у обучающихся, что требует внедрения инновационных подходов в сфере медицинского образования.
Цель -оценить результаты внедрения проекта "Междисциплинарный консилиум" (МДК) в Институте клинической медицины им. Н.В. Склифосовского.
Материал и методы. В исследование вошло 100 обучающихся: 66 студентов старших курсов (с IV по VI курс), 25 ординаторов и 9 аспирантов. МДК проводился в формате интерактивного клинического разбора пациента. Структура занятия включала тщательный опрос больного (пациент присутствовал очно на всех проведенных МДК), далее проводился детальный разбор клинического случая смежными специалистами. Процесс разбора координировался модератором. Так, например, в разборе пациента с лихорадкой неясного генеза, причиной которой оказался инфекционный эндокардит, протекавший под маской быстропрогрессирующего гломерулонефрита и васкулита, принимали участие нефролог, ревматолог, кардиолог и клинический фармаколог.
Кроме того, в каждом консилиуме принимал участие морфолог, который комментировал результаты гистологического исследования, выполнявшегося пациентам. На МДК приглашались ведущие специалисты в своих областях. В ходе занятия преподаватели активно взаимодействовали с аудиторией: задавали вопросы о предварительном диагнозе и плане обследования пациента, после представления результатов обследования обучающимся предлагалось обсудить дальнейшую диагностическую концепцию, план лечения и прогноз больного.
В конце МДК обучающимся предлагались тестовые задания для самоконтроля и последующего отбора кандидатов для формирования междисциплинарной команды для описания разобранного клинического случая в виде статьи. Продолжительность мероприятия составляла 90 мин. Онлайн-анкетирование участников, отобранных случайным образом, проводилось после окончания мероприятия с применением сервиса "Google-формы" и было полностью анонимным. От всех участников анкетирования было получено информированное согласие на участие в исследовании.
Результаты. По результатам проведенного анкетирования 75% респондентов оценили проект МДК в целом на 5, а 25% на 4 балла по 5-балльной шкале. На вопрос, способствует ли данный формат обучения развитию исследовательского мышления, утвердительно ответили 99% обучающихся (50% - "безусловно, да", 49% - "скорее, да").
При оценке набора компетенций, на которые влияет участие в МДК, 17% респондентов отметили, что МДК развивает умение делать грамотные выводы на основании обобщения клинических данных, 12% - способствует развитию навыков систематизации информации, 11% - улучшает навыки интерпретации клинической информации, 4% - позволяет усовершенствовать умение выдвигать гипотезы и проверять их, а 56% - выбрали все выше перечисленное.
На вопрос, что в большей степени обучающиеся получают на МДК, 41% участников ответили, что узнают практические аспекты обследования и лечения пациентов, 23% систематизируют уже имеющиеся теоретические знания, 20% получают новые теоретические знания, а 16% непосредственно развивают исследовательское мышление. Возможность описания разобранного в ходе МДК клинического случая важна для 2/3 участников МДК. Абсолютное большинство участников МДК (99%) согласны с тезисом, что такой формат обучения способствует развитию клинического мышления. Для 52% респондентов участие в МДК - это возможность посетить интересный клинический разбор, для 23% - шанс развить свои исследовательские компетенции (анализ и систематизация информации, формулировка гипотез), для 21% - возможность послушать ведущих экспертов Сеченовского университета и лишь для 4% - только возможность написать статью по результатам МДК.
По тематике МДК, которая интересует участников, на первом месте стоит терапия (40%), на втором - хирургия (11%), на третьем - офтальмология (12%), на четвертом и пятом - эндокринология (8%) и психиатрия (7%) соответственно. Продолжительность МДК сочли оптимальной 78% респондентов. Очное присутствие пациента важно 61% участников, не принципиально 30%. Для большинства респондентов (83%) важно участие морфолога в МДК. Также 93% важен интерактивный формат мероприятия. Обратная связь в виде тестовых вопросов в конце МДК "очень важна" для 14% участников, "скорее, важна" для 42%, а для 28 и 16% "скорее не важна" и "совсем не важна" соответственно.
Заключение. Подход МДК с элементами проектной деятельности был высоко оценен обучающимися. Участие в МДК позволяет развить исследовательское и клиническое мышление, способствует интеграции клинических дисциплин, а также дает опыт проектной работы в виде описания клинического случая в составе междисциплинарной команды, что имеет важное значение для вовлечения обучающихся в НИР в будущем.
Социальные представления о лекции субъектов образовательного процесса в медицинском вузе
Яковлева Н.В.
ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, Рязань, Российская Федерация
Резюме. Получены данные о противоречии в оценке потенциала лекционной формы обучения в современной педагогической литературе. Внедрение в высшее профессиональное образование цифровых технологий изменяет роль лекции как основы теоретического обучения в медицинском вузе. Это приводит к прямому или косвенному обесцениванию лекции как формы обучения в современных педагогических подходах и технологиях. Приведены результаты социально-психологического исследования представлений о лекции студентов.
Актуальность. В современной педагогической литературе нет единого мнения о месте и задачах лекции в современном образовательном пространстве. Эта ситуация противоречивого теоретического дискурса нуждается в прикладном психологическом анализе представлений о лекции у реальных участников образовательного процесса: студентов и преподавателей. Социально-психологический анализ представлений поможет определить не только теоретическую, но и практическую эффективность современной лекции, ее образовательный потенциал и место в современном образовательном пространстве.
Методы. В качестве основного метода исследования была использована методика свободных ассоциаций (Бовина, 2020). Анализ результатов ассоциативного исследования проводился по методике П. Вержеса. Согласно этой методике, ассоциации анализируются по двум параметрам - частоте и рангу. Частота появлений - это количество повторений одной ассоциации всеми респондентами. Частота определяет содержание социального представления. Ранг - место ассоциации в последовательном ряду ассоциаций, названных одним респондентом. Порядок появления ассоциации в ответах респондента отражает важность, ценность социального представления (Ноакк, Костина, 2021). Дополнительно для выяснения социальных установок проводили опрос студентов и преподавателей Рязанского государственного медицинского университета.
Материал. Опрос преподавателей и студентов ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России проводили в 2022/2023 учебном году с использованием Google Forms. В исследовании приняли участие 287 студентов I-III курсов и 52 преподавателя с педагогическим стажем до 15 лет, имеющие опыт чтения лекций.
Результаты. Анализ социального представления о лекции среди студентов свидетельствует о жизнеспособности лекции в современном образовательном процессе. Ядро социального представления студентов отражает консервативное отношение к лекции как к базовому информационному ресурсу обучения в высшей школе. Периферические репрезентации лекции менее однородны. Лекция в представлении студентов - это потенциально интересная и перспективная, но традиционно воспринимаемая в студенческой культуре среде как неэффективная и жестко дисциплинарно очерченная форма обучения, которая в личном опыте отдельного студента может приводить его к успеху.
Наиболее устойчивая ядерная часть социального представления о лекции преподавателей отражает деятельность по подготовке к лекционному занятию, что в сравнении с ядром социального представления о лекции студентов имеет большую личностную отнесенность и утилитарность.
Цели лекции как формы обучения присутствуют в поле репрезентации часто, но они более низкого ранга. Информационный приоритет лекции, который видят студенты, у преподавателей попадает в периферическую зону ассоциаций с низкой частотой и рангом. Зона внешних влияний социального представления преподавателей о лекции связана с коммуникативными аспектами этой формы обучения. Таким образом, для преподавателей лекция - это сложная личная работа, которая призвана мотивировать студентов к изучению дисциплины, являющаяся обязательной образовательной коммуникацией. Результаты анализа социальных представлений субъектов образовательного процесса был дополнены данными опросов студентов и преподавателей.
Удовлетворенность студентов качеством лекций по группе составила 7,3±0,9 баллов, что, вопреки распространившемуся стереотипу, свидетельствует о достаточно низкой удовлетворенности данной формой обучения. Практически такая же высокая оценка эффективности лекции была получена и по выборке преподавателей 7,4±1,1. При этом стоит отметить, чем выше стаж преподавания, тем выше оценка лекции как эффективного метода обучения. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между величиной педагогического стажа преподавателей и их оценкой эффективности лекции r=0,32, что достоверно для p≤0,05. Наиболее низкая оценка эффективности лекций у молодых преподавателей с педагогическим стажем до 3 лет.
Заключение. Исследование показало, что образовательный ресурс лекции в представлениях субъектов образовательного процесса достаточно высок. Опрос выявил большой запрос студентов и преподавателей на интерактивность (общение с лектором, адаптацию содержания лекций под уровень аудитории и обратную связь). Большинство студентов и преподавателей видят в лекции возможность повышения доступности и понятности материала дисциплины. Это внушает надежду на сохранение лекции как формы обучения и определяет пути ее совершенствования. Важную роль в развитии лекций студенты отдают дистантному контенту, но определяют его как дополнительный.
Модель педагогических компетенций в медицинском образовании
Кемелова Г.С., Риклефс В.П., Аимбетова Д.Б.
НАО "Медицинский университет Караганды", Караганда, Республика Казахстан
Резюме. Преподаватели являются главным активом медицинских вузов, поэтому их профессионализм влияет на успех подготовки кадров для системы здравоохранения. В Казахстане в последние 15 лет уделяется большое внимание повышению потенциала профессорско-преподавательского состава (ППС) и внедрению инновационных обучающих технологий в образовательный процесс. Авторы раскрывают новую модель педагогических компетенций, которая способствует достижению конечных результатов обучающихся, ожидаемых в рамках реализации образовательных программ.
Формирование у студентов навыков обучения и самообучения зависит от педагогического мастерства преподавателя медицинской организации образования, от его умения эффективно применять обучающие технологии и педагогические приемы, для того чтобы побудить интерес к профессии. Преподаватели являются главным активом медицинских организаций образования, поэтому их профессионализм влияет на успех подготовки кадров для системы здравоохранения. Преподаватели медицинских специальностей, в отличие от преподавателей других вузов, не имеют специальной педагогической подготовки по преподаванию и обучению.
В Казахстане за последние 15 лет с целью повышения потенциала преподавателей медицинских организаций образования и внедрения инновационных обучающих технологий в образовательный процесс были обучены более 7000 преподавателей всех медицинских вузов страны с участием международных экспертов из ведущих университетов мира. И тем не менее сегодня имеются новые вызовы для медицинских университетов Казахстана: расширение автономии медицинских вузов, новые образовательные стандарты обучения, развитие цифровых технологий, развитие студент-центрированного обучения, развитие предпринимательского образования, повышение квалификационных требований к преподавателям. В связи с этим возникла необходимость определить текущий уровень компетенций профессорско-преподавательского состава (ППС) путем исследования программ повышения педагогической квалификации для создания новой модели повышения педагогических компетенций в медицинском образовании.
Цель -изучить эффективность программ повышения педагогической квалификации, разработать единую модель развития педагогических компетенций в медицинском образовании и оценить связь воздействия обучения преподавателя на его эффективность.
Материал и методы. Были изучены программы повышения педагогической квалификации в НАО "Медицинский университет Караганды" за 2011-2017 гг. Разработана и внедрена новая модель педагогических компетенций в 2018 г. и проведена оценка ее эффективности.
Результаты. Анализ программ повышения педагогической квалификации и их влияние на результаты обучения на институциональном уровне показал следующие риски: обучение студентов имеет различные значения в исследованиях - от конкретных доказательств по критическому мышлению к ориентации на углубленное обучение, заложенное в поведении; право голоса студентов, чтобы быть услышанным непосредственно в исследованиях