МЕДИЦИНА ОБРАЗА ЖИЗНИ: МИРОВОЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Резюме

Медицина образа жизни как новая область профилактической медицины направлена на устранение первопричин болезней, обусловленных нездоровым питанием, недостаточной физической активностью, стрессом, употреблением алкоголя и психоактивных веществ, табакокурением, нерациональным режимом труда и отдыха, переутомлением и некачественным сном. Внедрение медицины образа жизни в учебный план в качестве образовательной дисциплины может способствовать лучшему пониманию роли профилактики хронических заболеваний, а также улучшению индивидуального и общественного здоровья.

Цель исследования - ​изучение современного зарубежного опыта преподавания медицины образа жизни на разных уровнях образования медицинских работников (от студентов до практикующего медицинского персонала) для рассмотрения возможности его внедрения в учебные планы российской системы образования.

Материал и методы. В результате поиска в международной базе данных PubMed на основе ключевых слов "медицина образа жизни", "здоровый образ жизни", "медицинские работники" и "образование", ограниченного периодом с 2014 по 2022 г., было обнаружено более 1000 систематических обзоров, метаанализов и статей, посвященных этим научно-практическим направлениям. Исходы, представляющие интерес, включали здоровье пациентов и населения, а также качество деятельности медицинских работников. Отбирали статьи исключительно на английском языке. В качестве критериев включения и исключения использовали согласованные экспертные мнения авторов. После окончательного отбора и исключения результатов, имеющих недостаточное научно-практическое значение, в анализ были включены 18 источников (~80% за последние 5 лет) из 4 стран. Авторы оценили качество этих обзоров, метаанализов и статей и получили обобщенные новые данные по изучаемой проблеме.

Результаты и обсуждение. В обзоре представлены результаты анализа и обоб­щения 18 систематических обзоров, метаанализов и статей, в которых описаны особенности обучения в области медицины образа жизни как раздела медицины, области науки, образовательной дисциплины об укрепляющей здоровье силе ежедневных привычек и практик. Приведены зарубежные программы, практики и рекомендации, направленные на формирование у медицинских работников необходимых компетенций в области здорового образа жизни.

Заключение. Выявлены используемые в настоящее время за рубежом программы, практики и рекомендации, направленные на формирование у медицинских работников необходимых компетенций в области здорового образа жизни. Применение медицинскими работниками этих программ, практик и рекомендаций при проведении профилактической работы среди пациентов и населения позволит повысить у них мотивацию к следованию принципам здорового образа жизни. Предлагается использовать зарубежный опыт включения дисциплины о здоровом образе жизни в программы специалитета, бакалавриата, магистратуры и непрерывного медицинского образования.

Ключевые слова:медицина образа жизни; здоровый образ жизни; медицинские работники; здоровье; обзор

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Аксенова Е.И., Камынина Н.Н., Турзин П.С. Медицина образа жизни: мировой опыт внедрения в учебный план высших учебных заведений // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 4. С. 106-126. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-106-126

Медицина образа жизни - ​это новая медицинская специальность, которая в настоящее время активно развивается во всем мире.

Американская медицинская ассоциация приняла резолюцию о поддержке включения учебных программ медицины образа жизни в медицинские школы в 2017 г. С тех пор Целевая группа по медицинскому образованию студентов Американского колледжа медицины образа жизни предложила включить дисциплину "медицина образа жизни" в учебные планы медицинских школ [1].

Зарубежные исследователи отмечают, что основной причиной того, что врачи ведут нездоровый образ жизни и не предлагают пациентам соответствующие рекомендации по образу жизни, является отсутствие обновленных и основанных на фактических данных знаний о роли здорового образа жизни в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Подчеркивается важность учебной дисциплины "медицина образа жизни", которая занимается различными формами поведения и не только позволяет врачу самому вести здоровый образ жизни, но и дает ему возможность консультировать пациентов на основе фактических данных. Медицина образа жизни - ​это использование основанных на фактических данных терапевтических вмешательств по изменению образа жизни в качестве основного метода, проводимого обученными и сертифицированными врачами для профилактики, лечения и регресса заболеваний. Мероприятия в области медицины образа жизни включают 6 столпов: цельная еда, преобладание растительной пищи, регулярная физическая активность, восстановительный сон, управление стрессом, отказ от опасных веществ и позитивные социальные связи [2].

Согласно мнению Американского колледжа медицины образа жизни, чтобы клиницисты обладали достаточными знаниями и необходимыми навыками для адекватного обслуживания пациентов с хроническими заболеваниями, медицинские педагоги должны включать медицину образа жизни в программы бакалавриата и магистратуры, а также продолжать последипломное медицинское образование и поддерживать сертификацию [3].

Американские ученые пишут, что предпрофессиональная подготовка в области медицины образа жизни на уровне общей программы бакалавриата, магистратуры и иных программ по предпрофессиональной медицинской подготовке в американской системе образования имеет исключительное значение ввиду междисциплинарного характера самого понятия "медицина образа жизни". Более того, авторы предлагают расширить образовательную траекторию с вовлечением студентов немедицинских профессий - ​от юристов, бизнесменов и художников до инженеров, так как во время этого обучения они ознакомятся с рекомендациями по правильному питанию, физическим упражнениям, сну, социальным связям и устойчивости к стрессу и служебному росту. Эти предпрофессиональные образовательные программы предоставляют возможность студентам получить знания и навыки в области медицины образа жизни, а педагогам распределить ресурсы по данному направлению [4].

Таким образом, зарубежные ученые предполагают перспективным и эффективным включение медицины образа жизни в профилактику и лечение неинфекционных хронических заболеваний. Поэтому целью данного обзора стало изучение современного зарубежного опыта преподавания медицины образа жизни на разных уровнях образования медицинских работников (от студентов до практикующего медицинского персонала) для рассмотрения возможности его внедрения в учебные планы российской системы образования.

Материал и методы

В результате поиска в международной базе данных PubMed на основе ключевых слов "медицина образа жизни", "здоровый образ жизни", "медицинские работники" и "образование", ограниченного перио­дом с 2014 по 2024 г., было обнаружено более 1000 систематических обзоров, метаанализов и статей, посвященных этим научно-практическим направлениям. Исходы, представляющие интерес, включали здоровье пациентов и населения, а также качество деятельности медицинских работников. В отборе использовались статьи на английском языке. В качестве критериев включения и исключения использовались согласованные экспертные мнения авторов. После окончательного отбора и исключения результатов, имеющих недостаточное научно-практическое значение, в анализ были включены наиболее подходящие 18 источников (~80% за последние 5 лет), опубликованные учеными из 4 стран (США, Австралии, Израиля и Индии). Выполнена оценка качества этих обзоров, метаанализов и статей и получены новые обобщенные данные по изучаемой проблеме.

Результаты и обсуждение

В обзоре представлены результаты анализа и обобщения 18 систематических обзоров, метаанализов и статей, в которых описаны особенности обучения в области медицины образа жизни как раздела медицины, области науки, образовательной дисциплины об укрепляющей здоровье силе ежедневных привычек и практик.

В Австралии медицину образа жизни определяют как применение экологических, поведенческих и мотивационных принципов, включающих заботу о себе и самоуправление для профилактики и уменьшения проблем со здоровьем, связанных с образом жизни [5].

Наряду с этим австралийские ученые выявили основные различия между традиционной медициной и медициной образа жизни при оказании первичной медико-санитарной помощи. Исходя из методологии медицины образа жизни, отмечается, что пациент должен быть активным партнером медицинских работников в его лечении [6].

Сообщается, что группы по интересам в области медицины образа жизни, связанные с Американским колледжем медицины образа жизни (ACLM), выросли на 137% в 2020 г., а членство в ACLM увеличилось на 700% за последние 5 лет. Основываясь на предложении Американского колледжа профилактической медицины, Палата делегатов Американской медицинской ассоциации (АМА) приняла резолюцию, направленную на обеспечение врачей необходимой информацией и формирование навыков по модификации образа жизни. Резолюция призывает AMA поддерживать политику и механизмы, которые стимулируют или обеспечивают финансирование для включения образования в области медицины образа жизни и социальных детерминант здоровья в программы бакалавриата, магистратуры и непрерывного медицинского образования. Согласно ACLM, медицина образа жизни - ​это использование основанных на фактических данных терапевтических вмешательств в образ жизни. Это комплекс знаний, навыков и умений, демонстрируемых клиницистами, прошедшими обучение и сертификацию по этой специальности, для предотвращения, лечения и часто регресса хронических заболеваний. Включение медицины образа жизни в учебные программы медицинских вузов снижает бремя хронических заболеваний, обеспечивая следующее поколение врачей устойчивыми и масштабируемыми инструментами для лечения и обратного развития хронических заболеваний. Целевой группой ACLM в рамках организационной структуры Совета по аккредитации были определены следующие основные компетенции, медицинские знания и умения при сертификации последипломного медицинского образования [7].

I. Компетенции по уходу за пациентом и процедурные навыки

1. Готовность к проведению всестороннего, ориентированного на образ жизни анамнеза и медицинского осмотра, включая соответствующие скрининги, для оценки 6 столпов медицины образа жизни.

2. Готовность к применению научно обоснованных рекомендаций по медицине образа жизни для разработки комплексной оценки образа жизни и планирования профилактики, лечения и купирования хронических заболеваний, включая назначение мероприятий медицины образа жизни.

3. Готовность к эффективному применению навыков клинического мышления при назначении и интерпретации соответствующих тестов для скрининга, диагностики и руководства профилактикой, лечением и купированием распространенных хронических заболеваний, связанных с образом жизни.

4. Готовность к использованию научно обоснованных моделей изменения поведения в отношении здоровья для оценки желания и способности пациентов изменить образ жизни.

5. Готовность к использованию основанных на фактических данных консультациях по изменению поведения, чтобы помочь пациентам изменить образ жизни.

6. Готовность к сотрудничеству в рамках подхода, ориентированного на пациента, с пациентами и их семьями для разработки основанных на фактических данных, достижимых, конкретных письменных планов действий, таких как предписания по образу жизни.

7. Готовность к применению фармацевтических знаний для корректировки доз лекарств по мере того, как пациенты переходят на более здоровый образ жизни.

8. Готовность к сравнению эффективного дозирования стратегий медицины образа жизни в зависимости от прогрессирования и тяжести заболевания.

II. Медицинские знания

1. Основы патофизиологии хронических заболеваний, связанных с образом жизни.

2. Основные научные данные и физиологические механизмы, с помощью которых изменение образа жизни может лечить и обращать вспять хронические заболевания, связанные с образом жизни.

3. Сведения о том, как лечение хронических заболеваний, связанных с образом жизни, зависит от тяжести заболевания и соблюдения принципов здорового образа жизни.

4. Базовые принципы медицины образа жизни и ожидаемые результаты профилактики, лечения и регресса заболеваний при использовании медицины образа жизни.

5. Базовые принципы медицины образа жизни как часть комплексной схемы лечения, включая фармацевтику и хирургию.

III. Практическое обучение и совершенствование

1. Умение критически оценивать рекомендации медицины образа жизни по согласованию с принципами медицины образа жизни.

2. Умение использовать ресурсы для поиска, интерпретации и применения данных научных исследований для предотвращения, лечения и обращения вспять хронических заболеваний, связанных с образом жизни.

3. Умение совместно работать в междисциплинарной команде, занимающейся многофакторным изменением образа жизни.

4. Умение использовать информационные технологии для оптимизации проведения мероприятий по изменению образа жизни и отслеживания изменений с течением времени.

IV. Межличностные и коммуникативные навыки

1. Сотрудничество с пациентами и членами их семей с использованием эффективных навыков взаимоотношений с пациентом и совместное принятие решений, чтобы развивать уверенность и готовность к действию.

2. Информирование и эффективное руководство междисциплинарной командой, связанное с планами и целями лечения хронических заболеваний, обусловленных с образом жизни.

3. Обучение пациентов, студентов, ординаторов и других медицинских работников правильному использованию медицины образа жизни в качестве устойчивого подхода к профилактике, лечению и регрессу хронических заболеваний, связанных с образом жизни.

4. Индивидуальное обучение образу жизни на основе медицинской грамотности и потребностей пациента в обучении.

V. Профессионализм

1. Опишите, как личное участие врача в реализации медицины образа жизни может улучшить поведение пациентов в отношении здоровья.

2. Демонстрируйте сострадание, уважение и автономию по отношению к пациентам, независимо от их готовности или способности изменить образ жизни.

3. Смоделируйте выбор мероприятий по формированию мотивации к здоровому образу жизни.

4. Демонстрируйте способность консультировать по вопросам медицины образа жизни культурно компетентным образом.

VI. Системная практика

1. Опишите роль медицины образа жизни в рамках системы здравоохранения.

2. Выступайте за политику, поддерживающую лечение первопричины хронических заболеваний с помощью медицины образа жизни.

3. Опишите практические системы, которые поддерживают и оптимизируют вмешательства, ориентированные на медицину образа жизни.

4. Опишите затраты на распространенные хронические заболевания, связанные с образом жизни, на индивидуальном уровне, уровне системы здравоохранения и сообщества, а также влияние вмешательств медицины образа жизни на сдерживание затрат.

5. Включите соответствующие направления медицины образа жизни в общественные организации и медицинских работников в планы лечения пациентов.

6. Опишите, как медицина образа жизни может способствовать решению вопроса неравенства в отношении здоровья среди групп населения, испытывающих более высокое бремя хронических заболеваний, включая стратегии адаптации для пациентов и групп населения с ограниченными ресурсами.

Для стажеров, которые хотят пройти квалификацию для сдачи экзамена Американского совета медицины образа жизни (ABLM), доступна образовательная программа через медицинскую школу и ординатуру. Эта образовательная программа в целом может быть интегрирована в любую программу ординатуры; тем не менее цель стандартов медицины образа жизни медицинской школы состоит в том, чтобы позволить студентам-медикам пройти образовательный компонент образовательного пути в качестве ступеньки к ординатуре и в конечном итоге к сертификации ABLM. Образовательный путь требует 100 ч обучения медицине образа жизни, которое охватывает 100% компетенций. Гибкая и адаптивная модель, включающая примерно 40 ч дидактических занятий и 60 ч прикладных мероприятий, предлагается для того, чтобы поддержать ожидания Комитета по медицинскому образованию, что индивидуальные и уникальные учебные планы медицинских школ существуют во всех медицинских образовательных учреждениях. Это позволяет каждому учебному заведению при необходимости адаптироваться к своим уникальным обстоя­тельствам и методам обучения. Рекомендуется разделить 100 ч на 10 тематических областей в соответствии с распределением сертификационных компетенций:

1) введение в медицину образа жизни;

2) основы изменения поведения в отношении здоровья;

3) ключевые клинические процессы при медицине образа жизни;

4) роль здоровья врача;

5) наука о питании, оценка питательных веществ;

6) наука о физической активности и предписания;

7) эмоциональное и психическое благополучие, оценка и вмешательства;

8) наука о здоровье сна и вмешательства;

9) управление отказом от табака и другими видами токсического воздействия;

10) роль позитивной психологии.

Учебные заведения сертифицируют образовательную программу медицины образа жизни на основе количества часов, которые студенты проводят в обучении этой дисциплине, процента освоенных компетенций и доступных возможностей повышения квалификации. Академические учреждения могут относиться к 1 из 4 уровней: платиновый (≥100 ч); золотой (75-99 ч); серебряный (50-74 ч) и бронзовый (25-49 ч). Соответственно с охватом полученных компетенций: 100; >75; >50; >25%. Учебные заведения также могут получить сертификат Platinum Plus, Gold Plus, Silver Plus или Bronze Plus. Чтобы получить обозначение "плюс", учебные заведения должны предоставить 100% компетенций и 100 ч или более учебной программы медицины образа жизни подмножеству студентов-медиков через дополнительный курс повышения квалификации.

Активно поощряется внедрение концепций и тем медицины образа жизни в учебную программу на протяжении всех 4 лет обучения в медицинской школе, чтобы представить содержание в оптимальное время для формирования у студента понимания и подхода к всестороннему уходу за пациентами. Медицинские школы могут дополнить существующую учебную программу, включив компетенции медицины образа жизни в лекции, обзоры, тематические исследования и клинические прикладные мероприятия, чтобы соответствовать рекомендуемым стандартам внедрения. Целевая группа ACLM рекомендует, чтобы первые 2 года обучения в медицинской школе по медицине образа жизни были сосредоточены на дидактическом обучении, тогда как третий и четвертый клинические годы предоставляют возможность для углубленного практического обучения и клинического применения медицины образа жизни.

Внедрение программ медицинского образования по медицине образа жизни осуществляется в ряде учебных заведений [3].

· В Гарвардской медицинской школе в ви­­де очных и виртуальных факультативов, на которых, например, используется продвинутый интегрированный научный курс "Метаболизм, питание и медицина образа жизни".

· В Медицинском колледже Университета Оклахомы, где медицина образа жизни преподается для студентов I (37 ч) и II курсов (32 ч) в качестве обязательной части своей специальности по общественной медицине. Студенты изучают практики ухода за собой (медитация и упражнения на осознанность), сеансы кулинарной медицины, работу с населением и моделирование заданий для пациентов.

· В Университете Стилла - ​Школе остео­патической медицины (Аризона), где медицина образа жизни интегрирована в основную учебную программу (˃80 ч) на протяжении всех 4 лет обучения. Этот курс хорошо соответствует основополагающим принципам остеопатии и связан с 5 моделями ухода, о которых все студенты узнают в течение первой недели обучения. На протяжении всего обучения основное внимание уделяется экспериментальному обучению с помощью сеансов кулинарной медицины, групповых занятий по питанию, дыхательной лаборатории, регулярных сеансов осознанности и семестровых занятий, посвященных постановке целей и их достижению. Студенты становятся их собственными первыми пациентами, устанавливая цели по улучшению личного образа жизни и разрабатывая здоровые механизмы преодоления стресса в медицинской школе и будущей практике.

· В Медицинском факультете Университета Южной Каролины (Гринвилль), где более 80 ч формализованной учебной программы как по биомедицинским, так и по клиническим наукам обеспечивают необходимую подготовку студентов-медиков бакалавриата с целью на уровне выпускной программы "оказывать комплексную медицинскую помощь с использованием медицины образа жизни для профилактики и лечения заболеваемости и снижения смертности, связанных с хроническими заболеваниями". Кроме того, предлагается лонгитюдный факультативный курс кулинарной медицины для студентов с I по III курс, который включает более 100 ч обучения питанию с использованием тематических исследований, навыков приготовления пищи, отчетов о питании, презентаций тарелок и взаимодействия с пациентами, а также аналогичный 4-недельный факультатив на IV курсе.

1. Университет Лома Линда полностью объединяет более 80 ч медицины образа жизни на протяжении всех 4 лет обучения в медицинской школе. Студенты также участвуют в текущих сеансах наставничества, мероприятиях по кулинарной медицине и научных мероприя­тиях, связанных с медициной образа жизни.

В США разработаны Стандарты реализации учебной программы медицины образа жизни, которые классифицируют уровни и цели для медицинских школ по обучению и подготовке будущих врачей (табл. 1) [8].

Американскими учеными разработана и внедрена учебная программа по медицине образа жизни в бакалавриате медицинского образования. Ими интегрирована учебная программа на все 4 года обучения студентов в качестве обязательного компонента подготовки врачей отчасти для удовлетворения спроса на врачей, необходимых для этой новой медицинской специальности. Краткое описание содержания медицины образа жизни и учебные часы за 4 года обучения представлены в табл. 2 [9].

Описан курс медицины образа жизни Гарвардской школы повышения квалификации, длящийся 14 нед, фокусированный на основных столпах медицины образа жизни и других важных темах, представленных в табл. 3 [2].

Компонент "Практика" курса медицины образа жизни в рамках последипломного медицинского образования определяет применение знаний в клинических условиях на протяжении всего обучения и включает 400 встреч с пациентами и дополнительные часы групповых посещений (табл. 4) [10].

Американские ученые описали реализацию программы "Медицина образа жизни с участием сообществ" в ординатуре по профилактической медицине в Техасском университете в долине Рио-Гранде путем сопоставления деятельности в области медицины образа жизни с участием сообщества с компетенциями ACLM и ABLM. Утверждается, что программа отвечает всем областям компетенции Американского совета последипломного медицинского образования и демонстрирует приверженность механизмам участия сообщества, справедливости в отношении здоровья и практике медицины образа жизни. Медицина образа жизни с участием сообщества представляет собой осуществимую и действенную основу для продвижения справедливости в отношении здоровья посредством обучения и практики и демонстрирует верность механизмам участия сообщества, справедливости в отношении здоровья и практике медицины образа жизни [11].

Американскими учеными разработана "Дорожная карта для практического внедрения учебной программы по медицине образа жизни в учебном заведении", включающая ряд следующих мероприятий [9].

· Убедитесь, что контекст медицинского образования в вашем учебном заведении соответствует учебной программе по медицине образа жизни.

· Учитывайте потребности региона и местного сообщества в области здравоохранения.

· Проверьте, поддерживают ли преподавание и культура обучения принятие новых образовательных целей.

· Вовлеките заинтересованные стороны учебной программы.

· Включите в нее этап проектирования и раз­­­работки контента для специалистов по медицине образа жизни.

· Приведите цели медицины образа жизни в соответствие с общими целями медицинской программы.

· Используйте утвержденные стандарты для определения целей и задач медицины образа жизни (например, "Компетенции врача для назначения лекарств образа жизни").

· Разработайте учебную программу по медицине образа жизни с соответствующей моделью для основной учебной программы (на основе дисциплины, системы, блоков и т. д.).

· Используйте образовательную стратегию, соответствующую миссии и видению вашего учебного заведения на этапе реализации.

· Четко сообщайте о целях и задачах, необходимых для обучения в области медицины образа жизни.

· Поощряйте сотрудничество между экспертом по контенту в области медицины образа жизни и преподавателями биомедицины/клинических наук для планирования, интеграции и предоставления контента в рамках их модуля, дисциплин или сессий.

· Предоставляйте возможности для межпрофессионального образования и мероприятий на уровне сообщества в рамках обучения медицине образа жизни.

· Применяйте различные стратегии оценки для мониторинга и оценки успеваемости студентов на протяжении всей учебной программы, например на этапе формирующего и итогового оценивания.

· Используйте отзывы студентов для оценки и улучшения учебной программы.

· Систематически собирайте и анализируйте данные оценки для улучшения результатов обучения студентов.

· Проводите сопоставление учебной программы, чтобы убедиться, что учебная программа по медицине образа жизни соответствует целям на уровне программы и цели.

Отмечается, что ACLM и ABLM добились больших успехов в области последипломного медицинского образования и стипендий, разработав как образовательные, так и экспериментальные пути, с помощью которых врачи могут стать сертифицированными врачами или специалистами (это второй уровень сертификации) в области медицины образа жизни. Выделяют такой вид подготовки специалиста в области медицины образа жизни, как "Исследовательская стипендия в области медицины образа жизни", - ​это образовательная программа, направленная на признание Американским советом медицинских специальностей медицины образа жизни в качестве новой специальности в ближайшем будущем [3].

Компоненты годовой врачебной учебной программы стипендий по образу жизни были определены на основе отзывов 40 заинтересованных сторон по всему миру: мероприятия по отказу от курения, питание, физическая активность, методы изменения поведения, стрессоустойчивость и поведение в отношении личного здоровья. Являясь основой врачебной стипендии, эти компоненты определяют ее образовательные цели и оценку [12].

Таким образом, в США обучение адекватной медицине образа жизни существует во всем континууме медицинского образования. Так, медицина образа жизни преподается студентам в медицинских вузах, в бакалавриате и последипломном медицинском образовании, также имеются стипендии. Непрерывное медицинское образование и поддержание сертификации позволяют врачам пройти обучение по медицине образа жизни для поддержки знаний, применения и сертификации в этой области [3].

Сообщается, что в США ABLM, который начал сертифицировать врачей в 2017 г., по январь 2022 г. сертифицировал 1850 американских врачей, а еще 1375 врачей сертифицированы в 72 странах в партнерстве с Международным советом медицины образа жизни. Сертификация в области медицины образа жизни свидетельствует, что врач достиг высокого уровня знаний, умений и навыков в этой области специализации. Сертификация ABLM является не только источником личной гордости и достижений, но и способствует росту практики, возможностям трудоустройства, руководящим ролям, удовлетворенности карьерой и авторитету среди потребителей, общественности, плательщиков и в системах здравоохранения [13].

Наряду с этим индийский ученый отмечает, что Международный совет по медицине образа жизни устанавливает и поддерживает стандарты для оценки и аттестации врачей и медицинских работников уровня доктора философии/магистра в области медицины образа жизни во всем мире. Обязательными условиями для получения диплома Международного совета по медицине образа жизни являются следующие [14].

Завершение 30 ч непрерывного медицинского образования (CME) в области медицины определенного образа жизни в режиме онлайн.

Посещение 10 ч личного CME на конференциях, посвященных медицине образа жизни.

Представление тематического исследования, документирующего положительные эффекты вмешательства в области медицины образа жизни у пациента.

Сдача сертификационного экзамена.

В то же время международный коллектив ученых из США и Израиля описал процесс разработки и распространения учебной программы по медицине образа жизни, инициированной студентами Еврейского университета Хадасса (Иерусалим). Студенты сообщили, что области коучинга здоровья включали отказ от курения (263 студента), питание (79 студентов) и физические упражнения (117 студентов), по комбинированным темам выступили 464 студента. Они заявили о высокой оценке учебной программы и своей активной роли в коучинге. Кроме того, большинство студентов сообщили, что они воспринимали мероприятия медицины образа жизни как важную составляющую профессиональной роли врачей и стремились заняться своим поведением в отношении здоровья [15].

Также учеными из Израиля был предпринят углубленный процесс картирования, чтобы определить степень преподавания медицины образа жизни на медицинском факультете Азриэли Университета Бар-Илан (Цфат), в том числе восприятие персонала и влияние на студентов-медиков. Предполагалось, что следует сформировать у студентов-медиков обладание знаниями, отношением и компетенциями в области медицины образа жизни, чтобы они могли как давать своим пациентам необходимые рекомендации, так и служить положительным примером для подражания. Для этого на факультете была введена учебная программа образа жизни, которая была интегрирована в три доклинических и один краткий клинический курс (табл. 5). В выполненном исследовании использовалась смешанная методология. На этапе 1 (картирование) был проведен структурированный анализ учебных программ с последующим наблюдением за учебными занятиями в течение доклинических и клинических лет обучения, записью содержания, степенью охвата и временем, отведенным на преподавание медицины образа жизни. На этапе 2 (воздействие и восприятие) отношение студентов и их уверенность в консультировании в области медицины образа жизни определялись с помощью вопросника по завершении 2-го и 4-го года обучения. Также были проведены интервью с координаторами курса. Были получены следующие результаты: студенты получили 58 ч преподавания по медицине образа жизни (49 ч доклинических и 9 ч клинических); 42 ч были посвящены теоретическим знаниям и 16 ч - ​обучению практическим навыкам, связанным с изменением образа жизни. Больше всего внимания уделялось питанию (18 ч), меньше всего алкоголю, сну, курению и сексуальности. Студенты (n=48) согласились с тем, что руководство по медицине образа жизни должно быть частью роли врача, а пациенты ожидают, что их врачи будут образцами для подражания. Студенты были достаточно уверены в предоставлении общего консультирования по медицине образа жизни; но в меньшей степени для упражнений, питания, стресса, сна и сексуальности. Таким образом, оказалось, что составление карты преподавания в режиме реального времени является ценным способом проверки преподавания на практике. Основываясь на выполненном процессе сопоставления, необходимо перепроектировать учебные программы, чтобы интегрировать более основанное на компетентности и на опыте обучение медицине образа жизни, особенно в клинических условиях [16].

Следует отметить, что американские ученые выполнили обзор современной практики образовательных мероприятий в области медицины образа жизни для информирования об эффективности разработки мероприятий с долгосрочными целями улучшения результатов лечения пациентов. Оказалось, что большинство исследований (81%) проводилось в США и предназначалось для студентов-медиков (72%). Исследования были сосредоточены в основном на питании (78%) и физических упражнениях (59%). Лекции использовались в 53% работ. Наиболее часто изучаемыми исходами были удовлетворенность (66%), восприятие знаний (66%) и отчеты о клинической практике (34%). В связи с этим медицинские педагоги, желающие интегрировать учебную программу по обучению образу жизни, должны рассматривать текущие ресурсы в качестве отправной точки, особенно те, которые имеют более высокие показатели результатов. Новые образовательные мероприятия должны быть нацелены на компетенции в области медицины образа жизни со справедливым распределением среди обучающихся, использующих подходы активного обучения. Предлагается сосредоточить первоначальные усилия на обучении клинических преподавателей и практикующих врачей [17].

Наряду с обучением медицине образа жизни ACLM формирует Сеть поставщиков медицинских услуг образа жизни (LMPN). Цель создания этой сети состоит из двух частей: 1) обеспечить значительные преимущества для пациентов, сосредоточив внимание на внедрении интенсивных методов доказательной медицины образа жизни для лечения и купирования хронических заболеваний, и 2) принести пользу поставщикам медицинских услуг образа жизни путем поддержки их практики и оптимизации возможностей заключения контрактов и возмещения расходов. Две фазы развития сети будут включать: 1) формирование сети и стандартизацию практики и 2) развертывание групповых контрактов. LMPN будет организован как специальный проект ACLM под руководством Целевой группы ACLM LMPN. В рамках этого первого этапа ACLM выделит необходимые ресурсы для создания сети и продвижения обучения, сертификации и обмена передовым опытом в сети. Второй этап потребует создания отдельной корпоративной организации, что позволит приобрести необходимый капитал и опыт для полной реализации потенциала развертывания LMPN. Стратегическое руководство будет обеспечивать Совет консультантов LMPN, состоящий из избранных членов сети, а также избранных членов Совета директоров ACLM. Первоочередными задачами LMPN будут привлечение заинтересованных и квалифицированных специалистов по медицинским услугам образа жизни и стандартизация подхода медицины образа жизни и процесса оказания помощи, начиная с дорогостоящих услуг, таких как лечение хронических заболеваний. Сосредоточенность на максимизации существующих программ стимулирования поставщиков медицинских услуг образа жизни предоставляет LMPN - ​самый быстрый и эффективный способ продемонстрировать ценность для своих членов и своей клиентской базы [7].

Кроме этого, австралийские ученые отмечают появление и развитие нового подхода к профилактике и лечению заболеваний, связанных с образом жизни, - ​коучинг здоровья, который можно использовать для облегчения изменения поведения в ключевых областях образа жизни. Коучинг здоровья - ​это неотъемлемая часть медицины образа жизни, практика санитарного просвещения и укрепления здоровья в контексте коучинга для улучшения благополучия людей и облегчения достижения ими целей, связанных со здоровьем. Систематические обзоры коучинга здоровья по сравнению с традиционным уходом в первичной медико-санитарной помощи показали, что коучинг здоровья позволяет [18]:

· значительно улучшить физиологические, поведенческие, психологические и социальные результаты пациентов;

· значительно улучшить один или несколько видов поведения в отношении питания, физической активности, контроля массы тела или приверженности к лечению;

· улучшить гликемический контроль и снизить гликированный гемоглобин у пациентов с сахарным диабетом 2-го типа;

· улучшить приверженность к лечению;

· помочь с потерей массы тела и повысить уровень мотивации и личной удовлетворенности;

· быть эффективной стратегией, способствующей снижению потребления энергии, массы тела и индекса массы тела;

· улучшить физическую активность.

Заключение

В результате анализа 18 систематических обзоров, метаанализов и статей, опубликованных учеными из 4 стран (США, Австралии, Израиля и Индии), было выявлено, что за рубежом активно внедряется образовательная программа медицины образа жизни в учебные программы ряда медицинских вузов и системы последипломного образования.

Обучая медицине образа жизни, зарубежные медицинские школы готовят следующее поколение врачей к лечению основных причин болезней, связанных с образом жизни, для уменьшения бремени хронических заболеваний пациентов и населения.

Зарубежные медицинские школы имеют возможность получить сертификацию для интеграции медицины образа жизни в свою учебную программу, а студенты-медики могут пройти сертификацию Совета медицины образа жизни через образовательную программу.

Зарубежные ученые отмечают, что обучение предпрофессионалов в области медицины образа жизни в рамках образовательных программ младшего специалиста, бакалавра, магистра и других программ предпрофессио­нальной подготовки в сфере здравоохранения имеет первостепенное значение из-за междисциплинарного характера медицины образа жизни.

Предпрофессиональные образовательные программы в этой предметной области предоставляют студентам и другим группам обучающихся возможность лично испытать возможности медицины образа жизни и распределять ресурсы для педагогов в этой допрофессиональной образовательной области.

Обучение основам медицины образа жизни студентов колледжей, планирующих стать профессионалами за пределами медицинской сферы, например юристами, бизнесменами, инженерами и другими специалистами, также принесет пользу, так как во время этого формирующего процесса студенты познакомятся с рациональными рекомендациями по питанию, физическим упражнениям, сну, социальным связям, устойчивости к стрессу и т. д.

Мировой опыт преподавания медицины образа жизни может быть рассмотрен для использования в образовательном процессе медицинских вузов Российской Федерации.

Литература

1.Trilk J.L., Worthman S., Shetty P., Studer K.R., Wilson A., Wetherill M., Whelan L., Bansal S., Alexander M., Frates B., Cramer S., Rea B. Undergraduate medical education: lifestyle medicine curriculum implementation standards. Am J Lifestyle Med. 2021; 15 (5): 526-30. DOI: https://www.doi.org/10.1177/15598276211008142. PMID: 34646101; PMCID: PMC 8504338.

2.Katz D.L., Frates E.P., Bonnet J.P., Gupta S.K., Vartiainen E., Carmona R.H. Lifestyle as medicine: the case for a true health initiative. American Journal of Health Promotion. 2018; 32 (6). DOI: https://doi.org/10.1177/0890117117705949

3.Rea B., Worthman S., Shetty P., Alexander M., Trilk J.L. Medical education transformation: lifestyle medicine in undergraduate and graduate medical education, fellowship, and continuing medical education. Am J Lifestyle Med. 2021; 15 (5): 514-25. DOI: https://doi.org/10.1177/15598276211006629. PMID: 34646100; PMCID: PMC 8504331.

4.Merlo G., Tollefson M., Dacey M., Lenz T., Luchsinger M., Muscato D., Frates E.P. Laying an early foundation: Lifestyle Medicine Pre-Professional Education (LMPP) Member Interest Group. Am J Lifestyle Med. 2020; 14 (5): 474-82. DOI: https://doi.org/10.1177/1559827620913272. PMID: 32922232; PMCID: PMC 7444003.

5.Egger G., Binns A., Rössner S., Sagner M. Lifestyle medicine: lifestyle, the environment and preventive medicine in health and disease: 3d edition. URL: https://www.goodreads.com/book/show/34873952-lifestyle-medicine

6.Egger G. Lifestyle medicine: The "why", "what" and "how" of a developing discipline. Aust J Gen Pract. 2019; 48 (10): 665-8. DOI: https://doi.org/10.31128/AJGP-06-19-4955. PMID: 31569327.

7.Donohue D., Dysinger W., Benigas S. Formation of a national lifestyle medicine network to benefit patients and lifestyle medicine providers. Am J Lifestyle Med. 2019; 13 (6): 548-51. DOI: https://doi.org/10.1177/1559827619874297. PMID: 31662719; PMCID: PMC 6796222.

8.American Council of Lifestyle Medicine. How to certify. January 21, 2021. URL: https://ablm.co/how/

9.Trilk J.L., Elkhider I.A., Asif I., Buchanan A., Emerson J., Kennedy A.B., Masocol R., Motley E., Tucker M.. Design and Implementation of a lifestyle medicine curriculum in undergraduate medical education. Am J Lifestyle Med. 2019; 13 (6): 574-85. DOI: https://doi.org/10.1177/1559827619836676. PMID: 31662724; PMCID: PMC 6796217.

10. Frates E.P., Morris E.C., Sannidhi D., Dysinger W.S. The art and science of group visits in lifestyle medicine. Am J Lifestyle Med. 2017; 11 (5): 408-13. DOI: https://doi.org/10.1177/1559827617698091. PMID: 30202363; PMCID: PMC 6124948.

11. Krishnaswami J., Jaini P.A., Howard R., Ghaddar S. Community-engaged lifestyle medicine: building health equity through preventive medicine residency training. Am J Prev Med. 2018; 55 (3): 412-21. DOI: https://doi.org/10.1016/j.amepre.2018.04.012. Epub 2018 Jun 25. PMID: 29954645.

12. Polak R., Dacey M.L., Keenan H., Phillips E.M. Bridging the gap-planning Lifestyle Medicine fellowship curricula: A cross sectional study. BMC Med. Educ. 2014; 14: 1045. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-014-0271-4. PMID: 25551283; PMCID: PMC 4318224.

13. Lianov L., Rosenfeld R. The Case for physician training and certification in lifestyle medicine. Am J Lifestyle Med. 2022; 17 (2): 326-30. DOI: https://doi.org/10.1177/15598276221138087. PMID: 36896033; PMCID: PMC 9989487.

14. Vij V.A.K. Board certification in Lifestyle Medicine - A capacity building exercise for physicians. J Family Med Prim Care. 2022; 11 (8): 4874-5. DOI: https://doi.org/10.4103/jfmpc.jfmpc_212_22. Epub 2022 Aug 30. PMID: 36353044; PMCID: PMC 9638646.

15. Polak R., Finkelstein A., Axelrod T., Dacey M., Cohen M., Muscato D., Shariv A., Constantini N.W., Brezis M. Medical students as health coaches: Implementation of a student-initiated Lifestyle Medicine curriculum. Isr J Health Policy Res. 2017; 6 (1): 42. DOI: https://doi.org/10.1186/s13584-017-0167-y. PMID: 29121991; PMCID: PMC 5680812.

16. Essa-Hadad J., Rudolf M.C., Mani N., Malatskey L. Mapping lifestyle medicine in undergraduate medical education: a lever for enhancing the curriculum. BMC Med Educ. 2022; 22 (1): 886. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-022-03929-z PMID: 36539724; PMCID: PMC 9769064.

17. Pasarica M., Boring M., Lessans S. Current practices in the instruction of lifestyle medicine in medical curricula. Patient Educ Couns. 2022; 105 (2): 339-45. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2021.05.042. Epub 2021 Jun 2. PMID: 34116891.

18. Conn S., Curtain S. Health coaching as a lifestyle medicine process in primary care. Aust J Gen Pract. 2019; 48 (10): 677-80. DOI: https://doi.org/10.31128/AJGP-07-19-4984. PMID: 315693

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»