ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
РезюмеПрофессиональное самоопределение студентов медицинского вуза - важный аспект профессионального развития. Профессиональное самоопределение задает цели и мотивацию обучения, формирует основу для развития личностных качеств, знаний и навыков, необходимых для успешной медицинской практики. В статье представлены результаты опроса 409 студентов, обучающихся на старших курсах педиатрического факультета. Анализ данных показал, что большинство респондентов профессиональный выбор сделали самостоятельно (78,7%), в том числе после окончания школы (59,2%), к концу обучения они удовлетворены выбором (78%), процессом обучения (87,3%) и готовы работать по специальности (85,4%), определившись с направлением профессионального развития (71,6%). Среди мотивов, определяющих профессиональный выбор, наиболее выражены внутренние социально-значимые и внешние положительные мотивы, а также гуманистическая направленность и научный интерес как основа выбора профессии. Выявлены взаимосвязи между временем профессионального самоопределения, удовлетворенностью выбором и процессом обучения, структурированностью представлений о будущем. Анализ данных показал, что последовательное профессиональное саморазвитие в контексте гуманистической направленности и реализации научных интересов является наиболее оптимальным для медицинского образования. Полученные данные свидетельствуют о необходимости изучения закономерностей профессионального самоопределения студентов-медиков. Управление процессом профессионального становления на этапе обучения в вузе - важная составляющая подготовки к будущей профессии и влияет на дальнейшее профессиональное развитие молодого специалиста.
Ключевые слова:профессиональное самоопределение; мотивация студентов; медицинское образование
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией.
Информированное согласие на публикацию. Авторы получили согласие респондентов на публикацию анонимных данных.
Для цитирования: Новикова Т.О., Потапова Е.А., Сахно Л.В., Колтунцева И.В. Особенности профессионального самоопределения студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 4. С. 84-97. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-84-97
Столкновение новых и старых ценностей в ситуации неопределенности и социально-экономических изменений в пространстве современной культуры актуализирует вопрос о значимости проектирования человеком собственной жизни, встраивании себя в социокультурную реальность и формировании себя как субъекта собственной жизни. В этом смысле, выбирая профессию, человек детерминирует себя как "экономическую", "социальную", "духовную" личность [1].
В контексте определений отечественных исследователей [2-4] профессиональное самоопределение понимается как интегральное свойство личности. Важными характеристиками его являются осознанность и самостоятельность профессионального выбора [4], самореализация и использование персональных возможностей, умений и навыков в профессиональной деятельности [2], представления о сфере профессиональных приложений и будущей карьере [3, 5].
Понимание профессионального самоопределения как интегральной характеристики личности, с нашей точки зрения, делает оправданным применение в качестве методологической основы к анализу данного феномена теоретической модели М.Р. Гинзбурга [6, 7]. В рамках этой модели самоопределение - это самостоятельное выстраивание жизненного поля личности. Размерностями жизненного поля личности выступают пространственно-временная и ценностно-смысловая организация жизни человека [6]. Именно сопряжение этих размерностей и детерминирует самоопределение.
Пространственно-временная перспектива рассматривается в указанной модели [6, 7] через связь параметров психологического прошлого, настоящего и будущего. Психологическое настоящее понимается как "фокус времени" [8], поскольку личность оценивает сделанный в прошлом профессиональный выбор и возможные перспективы профессионального развития, исходя из актуальной точки профессионального самоопределения. В этом смысле психологическое настоящее означает одновременно "итог прошлого развития" [6-8], осмысленность принятых решений и сделанных профессиональных выборов.
Ценностно-смысловая перспектива представляет собой поиск и формирование личностью поля ценностей, задающих смысл не только выбору будущего пути, определению места в мире, но и поиску цели собственной жизни. В этом смысле, "выбирая профессию, человек выбирает и ее ценностный мир, и ее миссию" [1].
Схематично концепт "профессионального самоопределения" и его содержательные характеристики в логике теоретической модели самоопределения М.Р. Гинзбурга представлены на рисунке. Выделяемые исследователями [2-7, 9-12] параметры профессионального самоопределения соотнесены с пространственно-временной и ценностно-смысловой размерностями жизненного поля личности.
Профессиональное самоопределение - динамичная характеристика. На определенных этапах развития личности происходит переосмысление собственного профессионального пути и осуществляется переопределение себя в контексте профессионального выбора. Последние курсы обучения в медицинском вузе могут рассматриваться как очередной этап профессионального самоопределения. Студент из актуального фокуса переосмысливает принятые когда-то решения относительно профессионального становления, выстраивает перспективу профессионального будущего и наделяет новый выбор определенным ценностно-смысловым содержанием.
Таким образом, в фокусе нашего внимания оказывается вопрос о профессиональном самоопределении и формировании профессиональной идентичности у студентов-медиков, характеризующихся присвоением личностью ценностей и норм медицинской профессии, что в результате должно привести к тому, что человек станет "думать, чувствовать и вести себя как врач" [13].
Цель исследования - изучение профессионального самоопределения студентов-медиков через анализ сопряженности пространственно-временной и ценностно-смысловой размерности жизненного поля личности.
Материал и методы
Организация и дизайн исследования. Для достижения поставленной цели было организовано и проведено эмпирическое исследование среди студентов медицинского вуза. В целях анонимизации данных и соблюдения этических гарантий участникам в статье не указывается образовательное учреждение, в котором проводилось исследование.
Выборка. В исследовании участвовали 409 студентов, обучающихся на старших курсах педиатрического факультета. Среди них респондентов мужского пола - 17,4% (n=71), женского - 82,6% (n=338). Средний возраст участников - 22±2 года. Большинство студентов обучается на бюджетной основе: общий набор - 29,3% (n=120), целевой набор - 46,9% (n=192), на коммерческой основе - 23,7% (n=97).
Методы. Методология исследования основывается на теоретическом конструкте личностного самоопределения, предложенном М.Р. Гинзбургом [6, 7], а также методологических принципах, которые выдвинули Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк [10]. Данные принципы утверждают единство личностного и профессионального самоопределения, а также его вариативности.
В настоящем исследовании пространственно-временная размерность жизненного поля личности задается через исследование психологического прошлого, настоящего и будущего с помощью таких характеристик, как осознанность (самостоятельность) выбора профессии, ранняя профессиональная мотивация (early motivation) [13], актуальная удовлетворенность профессиональным выбором и позитивное отношение к учебе, планирование собственного профессионального будущего и структурированность представлений о профессиональном будущем.
Ценностно-смысловая перспектива раскрывается в исследовании через анализ мотивации в профессии. Особый акцент сделан на смысловой направленности мотивации в профессии.
В контексте указанных теоретических идей специально разработана авторская анкета, состоящая из 24 вопросов и направленная на изучение аспектов профессионального самоопределения. Анкета состоит из 4 блоков: 1) особенности профессионального выбора (4 вопроса с альтернативными вариантами ответов); 2) мотивы выбора профессии (14 вопросов, оцениваемых по 5-балльной шкале Лайкерта); 3) удовлетворенность учебой и сделанным профессиональным выбором (3 вопроса, 2 из которых оцениваются по 10-балльной шкале, 1 открытый вопрос); 4) субъективные представления о профессиональном будущем (3 вопроса, 2 - с альтернативными вариантами ответа и 1 открытый вопрос). Кроме того, в исследовании использовалась методика Р.В. Овчаровой "Мотивы выбора профессии" [10], позволяющая определить, с одной стороны, направленность мотивации (внутренняя или внешняя), а с другой, детерминирована ли мотивация внутренними индивидуально-личностными или социально-значимыми установками, лежат ли в основе выбора профессии положительные или отрицательные мотивы.
Математическая обработка данных проводилась с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 23.0. Для анализа и интерпретации результатов использовали методы описательной статистики. Поскольку по всем измеряемым параметрам отсутствовало нормальное распределение по критерию Колмогорова-Смирнова, то для анализа данных использовали непараметрический критерий Вилкоксона (W) и Фридмана (F) для связанных выборок, корреляционный анализ по критерию Спирмена (Rs), эксплораторный факторный анализ методом главных компонент.
Результаты и обсуждение
Следуя выбранному теоретическому конструкту [6, 7], полученные в исследовании результаты соотнесены с пространственно-временной и ценностно-смысловой размерностями жизненного поля в контексте профессионального самоопределения.
Особенности пространственно-временной перспективы профессионального самоопределения студентов-медиков
Параметры психологического прошлого представлены осознанностью профессионального выбора и ранней профессиональной мотивацией (табл. 1).
Статистически значимые различия (см. табл. 1) позволяют заключить, что большинство респондентов (78,7%; n=322) самостоятельно выбрали в прошлом профессию врача. Статистически реже респонденты указывают, что выбор обусловлен либо влиянием родителей (10,5%; n=43), либо случаен (10,8%; n=44).
Результаты, полученные в рамках параметра "ранняя профессиональная мотивация", статистически значимо различаются (см. табл. 1). Более того, при попарном сравнении с использованием критерия Вилкоксона обнаружены статистически значимые различия между всеми параметрами ранней профессиональной мотивации (р=0,000). Таким образом, профессиональный выбор осуществлялся респондентами, как правило, после окончания школы (59,2%; n=242) или после обучения в другом вузе.
Также к параметрам пространственно-временной детерминации профессионального самоопределения отнесено наличие среднего специального медицинского образования. Среди респондентов таковое есть только у 8,6% (n=35). Большинство респондентов (91,4%; n=374) решили стать врачом, не имея среднего специального медицинского образования.
Психологическое настоящее в контексте пространственно-временной размерности рассматривается в исследовании с позиции актуальной удовлетворенности профессиональным выбором и процессом обучения (табл. 2) и широты самореализации, под которой понимается актуальная включенность в различные виды деятельности, связанные с профессией.
Основываясь на данных описательных статистик (см. табл. 2), можно сделать вывод, что большинство респондентов удовлетворены выбором профессии (78%, n=319) и получают удовольствие в процессе обучения (87,3%; n=357). Можно предположить, что к 5-му году обучения в медицинском вузе большинство из тех, кто осознал ошибочность профессионального выбора и оказался не удовлетворен перспективой профессионального самоопределения в области медицины, отчислились из университета и решили выстраивать профессиональное будущее иначе.
Широта самореализации в рамках психологического настоящего профессионального самоопределения оценивалась в связи с наличием у студентов той или иной степени включенности в профессиональную деятельность, помимо обучения в вузе. Среди 409 респондентов 284 (69%) отмечают опыт работы в медицине. Так, респонденты совмещают учебу с работой младшим и средним медицинским персоналом в стационарах. Некоторые респонденты заявляют о наличии опыта волонтерской работы в медицине. У 125 (31%) опыт работы в медицине отсутствует.
Психологическое будущее в исследовании представлено параметрами планирования собственного профессионального будущего (табл. 3) и структурированностью представлений о профессиональном будущем.
Анализ описательных статистик (см. табл. 3) позволяет заключить, что из 409 человек 349 (85,4%) планируют после получения медицинского образования работать по специальности "врач-педиатр", 19 (4,6%) не собираются работать в медицине, а 41 (10%) еще не определились относительно собственного профессионального будущего. Среди студентов-медиков 293 (71,6%) на момент проведения исследования определились с направлением обучения в ординатуре, а 70 (17,1%) рассматривают несколько вариантов для продолжения дальнейшего профессионального обучения в медицине. Наиболее предпочитаемыми направлениями для обучения в ординатуре были (перечислены в порядке убывания значимости): педиатрия и неонатология, акушерство и гинекология, психиатрия и психотерапия, хирургия.
Полученные результаты свидетельствуют, с одной стороны, о выстроенном векторе профессиональной жизни, а с другой - отражают структурированность представлений о профессиональном будущем. Предпочитаемые направления обучения в ординатуре связаны как со спецификой обучения студентов (в исследовании принимали участие обучающиеся педиатрического факультета), так и с традиционной популярностью определенных направлений подготовки в ординатуре среди студентов. Вместе с тем выбор психиатрии и психотерапии как специализации в ординатуре показался достаточно необычным, тем более что часто это направление выбиралось не как одна из возможных альтернатив, а как конкретный план для обучения в ординатуре. Объяснить популярность выбора данного направления можно интеграцией психиатрии в контексте общемедицинской практики и снятия негативного к ней отношения, с одной стороны [14, 15], и востребованностью в обществе психологической и психотерапевтической помощи, с другой. Однако для более комплексного анализа специфики профессионального выбора студентами-медиками представляется важным учитывать не только субъективные предпочтения, но и соотносить их с актуальным рейтингом специальностей и количеством мест, выделяемых по программам ординатуры в конкретном учебном году.
На основе полученных результатов можно заключить, что для студентов-медиков характерно позитивно ориентированное саморазвитие. Принятие себя в контексте актуальной ступени профессионального становления наполняет будущее респондентов смыслом. Будущее представляется структурированным, а сами респонденты выступают активными субъектами собственного профессионального самоопределения.
Для настоящего исследования важны не только характеристики психологического прошлого, настоящего и будущего, но и связность этих параметров между собой (табл. 4).
При статистическом анализе связности параметров пространственно-временной перспективы профессионального самоопределения студентов-медиков получены следующие результаты.
А. Связь психологического прошлого и психологического настоящего
На основе корреляционного анализа при оценке связи показателей удовлетворенности выбором профессии и процессом обучения с показателем давности выбора респондентом профессии врача установлены статистически значимые прямые связи (см. табл. 4). Установленная взаимосвязь позволяет предположить, что чем раньше человек делает выбор в отношении профессионального будущего, тем больше заданы и определены границы и характер его актуального саморазвития, тем больше обусловливается успешность личности в реализации профессионального самоопределения. Полученные результаты соотносятся с исследованием J. McHarg и соавт. [16]. Авторы отмечают, что раннее осознание желания стать врачом позволяет идее "созреть" внутри личности и мотивирует студентов к достижению высоких академических целей.
Б. Связь психологического настоящего и психологического будущего
Оценивая связь параметров психологического настоящего и психологического будущего на основе проведенного корреляционного анализа, можно заключить, что чем больше респонденты удовлетворены сделанным профессиональным выбором и чем больше получают удовольствия от учебы, тем более запланированным и структурированным представляется собственное профессиональное будущее (см. табл. 4).
В. Связь психологического прошлого и психологического будущего
Еще один аспект в оценке пространственно-временной перспективы профессионального самоопределения представляет связь психологического прошлого и психологического будущего. Установленная корреляционная связь указанных параметров (см. табл. 4) означает, что в профессиональном самоопределении личности можно говорить о преемственности и непрерывности линии развития жизни человека. Чем раньше человек определяет для себя, что хочет стать врачом, тем в большей степени для него характерно проецирование этого образа в будущее.
Особенности ценностно-смысловой перспективы профессионального самоопределения студентов-медиков
Структура ценностно-смысловой перспективы профессионального самоопределения согласно результатам, полученным с помощью методики Р.В. Овчаровой [17], детерминирована выраженностью у студентов-медиков внутренних социально-значимых и внешних положительных мотивов (F χ2=487,95; df=3; p=0,000). Пересечение и выраженность указанных мотивов в структуре ценностно-смысловой перспективы профессионального самоопределения означает, что выбор профессионального жизненного пути у респондентов детерминирован как внутренней потребностью быть социально-значимым, приносить пользу обществу, так и востребованностью и высокой социальной оценкой профессии врача.
Для объяснения механизмов смысловой направленности мотивации профессионального выбора был применен эксплораторный факторный анализ методом главных компонент (метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера), вопросов авторской анкеты, касающихся значимости различных мотивов при выборе студентами будущей профессии. Пригодность массива данных для факторного анализа подтверждается высокими значениями КМО (0,897) и критерием сферичности Бартлетта (χ2=2681,52; df=190; p=0,000). На основе использования критерия Кайзера было определено количество факторов. Выделенные факторы представлены в табл. 5.
Фактор 1. Гуманистическая ориентация при выборе профессии. Выраженность этого механизма профессионального самоопределения означает, что желание стать врачом основывается на стремлении лечить людей, заботиться о здоровье, спасать от страданий.
Фактор 2. Эгоистическая ориентация при выборе профессии. Этот механизм профессионального самоопределения означает, что выбор профессии детерминируется стремлением заботиться о собственном здоровье и здоровье близких, значимостью для личности гарантированности трудовой занятости, а также высокой престижности профессии.
Фактор 3. Научный интерес как основа выбора профессии. Преобладание этого механизма в структуре ценностно-смысловой перспективы профессионального самоопределения означает направленность личности в профессии на реализацию когнитивных способностей, рассмотрение медицины как науки, связанной с исследовательской деятельностью и поиском новых способов лечения.
Фактор 4. Внешнее влияние на выбор профессии. Этот механизм объясняет ценностно-смысловое содержание профессионального самоопределения исходя из детерминации выбора профессии внешними обстоятельствами. Выраженность этого механизма означает готовность личности следовать предлагаемым извне сценариям профессиональной жизни (например, продолжение семейной традиции), или когда профессиональное самоопределение строится на основе значимости определенных обстоятельств собственной жизни (например, стремление стать врачом, чтобы помогать людям с таким же заболеванием).
Основываясь на идеях М.Р. Гинзбурга [6], под функцией психологического настоящего понимается саморазвитие. В контексте профессионального самоопределения саморазвитие представляет связь пространственно-временной перспективы, которая выступает как самореализация, и ценностно-смысловой, понимаемой как самопознание. Исходя из заданной теоретической рамки, взаимосвязь указанных параметров свидетельствует об актуальной специфике профессионального самоопределения студентов-медиков. В табл. 6 представлены результаты корреляционного анализа связи параметров временно-пространственной перспективы (самореализации) и ценностно-смысловой (самопознание).
Таким образом, последовательная реализация себя, направленная на становление врачом, связана с присвоением личностью таких ценностей, которые характеризуют выбор профессии как моральный [1]. Чем раньше человек осознает профессиональное призвание, тем в большей степени выражено у него стремление помогать другим людям, нести облегчение страданиям, искать новые способы лечения и делать открытия в области медицины, приводящие к повышению качества оказания медицинской помощи. Выраженность гуманистических и научных интересов также связана с удовлетворенностью сделанным профессиональным выбором, представлением о собственном профессиональном будущем.
Однако необходимо обратить внимание, что среди респондентов процент тех, кто понял свое профессиональное призвание еще в детстве, весьма незначительный (3,7%; n=15). Возможно, слабая мотивация выбора медицинской профессии в детстве связана также с недостаточной общей осведомленностью школьников [18]. Поэтому в качестве педагогической задачи [19, 12] при подготовке профессиональных кадров в медицинском вузе можно выделить развитие гуманистической мотивации профессиональной деятельности будущих врачей и создание условий для формирования "индивидуальных траекторий и построения временно́й транспективы - создание желаемого образа профессионального будущего" [9].
Выводы
Для студентов-медиков характерно позитивное ориентированное саморазвитие в контексте профессионального самоопределения. Профессиональное саморазвитие представляет последовательную линию, в которой сделанные в прошлом профессиональные выборы интериоризуются в актуальной жизненной ситуации и обусловливают структурированное и осмысленное профессиональное будущее.
В структуре профессионального самоопределения установлена взаимосвязь между компонентами временно-пространственной и ценностно-смысловой перспектив. Исходя из анализа полученных взаимосвязей и социокультурных представлений о ценностно-смысловом содержании профессии врача, наиболее оптимальным представляется последовательное профессиональное саморазвитие в контексте гуманистической направленности и реализации научных интересов.
Поскольку выбор профессии часто делается после окончания школы или после обучения в другом вузе, представляется необходимым развивать гуманистическую мотивацию профессиональной деятельности в процессе обучения студентов-медиков, формируя значимые установки профессиональной самореализации.
Литература
1.Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень : НИИ прикладной этики ТюмГНГУ; 2005. 368 с. URL: https://www.tyuiu.ru/media/files/2011/02_28/monografija-etika-professii.pdf (дата обращения 27.11.2023)
2.Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение. Личностный аспект. дисс. доктор. псих. наук. Москва, 1995. URL: https://www.dissercat.com/content/professionalnoe-samoopredelenie-lichnost-aspekt
3.Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 2008. Т. 5. С. 33-37.
4.Ретивых М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема // Вестник Брянского государственного университета. 2010. Т. 1. С. 18-20.
5.Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социо-когнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 109-118. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2019150411 URL: https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2019_n4/chp_2019_n4_Chesnokova_et_al.pdf (дата обращения 27.11.2023)
6.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. Т. 3. С. 43-52.
7.Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. Т. 2. С. 19-27.
8.Трубников Н.Н. Время бытия человеческого. Москва : Наука, 1987. 255 с. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/trubnikov_n_n_vremja_chelovecheskogo_bytij
9.Зеер Э.Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. Т. 3, № 36. С. 16-26.
10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. Т. 1, № 53. С. 76-83.
11. Литвинцева С.А. Выбор профессии врача в системе детерминирующих факторов // Власть и управление на Востоке России. 2018. Т. 2, № 83. С. 72-80. DOI: https://doi.org/10.22394/1818-4049-2018-83-2-72-80 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-professii-vracha-v-sisteme-determiniruyuschih-faktorov (дата обращения 27.11.2023)
12. Суровцева К.А., Андронова Т.А., Бондарь Г.Д. О мотивации выбора профессии врача // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019. Т. 2. С. 53-56. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12670 (дата обращения 27.11.2023)
13. Cruess R.L., Cruess S.R., Boudreau J.D., Snell L., Steinert Yv. Reframing medical education to support professional identity formation // Academic Medicine. 2014. Vol. 89, N 11. P. 1446-1451. DOI: https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000000427 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25054423/ (дата обращения 27.11.2023)
14. Moran M. Is psychiatry’s popularity rising among U.S. med. school seniors? URL: https://www.psychstaffing.com/is-psychiatrys-popularity-rising-among-u-s-med-school-seniors/ DOI: https://doi.org/10.1176/appi.pn.2018.11b1 (дата обращения 27.11.2023)
15. Seow L.S.E., Chua B.Y., Mahendran R., Verma S., Ong H.L., Samari E., Chong S.A., Subramaniam M. Psychiatry as a career choice among medical students: a cross-sectional study examining school-related and non-school factors // BMJ Open. 2018. Vol. 8, N 8. P. e022201. DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-022201 URL: https://europepmc.org/article/med/30121607 (дата обращения 27.11.2023)
16. McHarg J., Mattick K., Knight L.V. Why people apply to medical school: implications for widening participation activities // Med. Educ. 2007. Vol. 41, N 8. P. 815-821. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1365-2923.2007.02798.x URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-015-0445-8 (дата обращения 27.11.2023)
17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Москва : "Просвещение", "Учебная литература"; 1996. 352 с. URL: https://www.calameo.com/books/004534305dffc8e58ad12 (дата обращения 27.11.2023)
18. Лихтшангоф А.З., Черкасова Е.М., Печникова П.А. Общекультурная компетентность студентов СПбГПМУ // Медицина и организация здравоохранения. 2020. Т. 5, № 1. С. 53-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschekulturnaya-kompetentnost-studentov-spb-gpmu (дата обращения 27.11.23)
19. Зинкевич Е.Р., Яцевич Н.А. Значение педагогического компонента профессионального медицинского образования в формировании профессионально-педагогической компетентности врачей на этапе обучения в ординатуре // Kant. 2023. Т. 1, № 46.С. 256-261. DOI: https://doi.org/10.24923/2222-243X.2023-46.46