ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Резюме

В статье проанализированы должностные обязанности преподавателей высших учебных заведений, выделены основные приоритетные составляющие, необходимые для периодического повышения квалификации: педагогические, информационные, правовые и научно-исследовательские. Проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава кафедры общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, прошедшего курсы повышения квалификации по химии, педагогике, информационным технологиям, которое позволило показать необходимость и значимость повышения квалификации для качественного выполнения должностных обязанностей: 90% преподавателей считают необходимым периодически повышать квалификацию по педагогике, причем 70% именно по методике преподавания учебной дисциплины, 80% преподавателей считают необходимым элементом повышения квалификации обязательную практическую работу для закрепления полученных знаний. Важными для преподавателя становятся знание юридических законов, защищающих право интеллектуальной собственности, умения и навыки оформления патентов и грантов, а также знания об основных изменениях в трудовом законодательстве. И все педагоги без исключения считают, что для повышения квалификации просто необходимо участвовать в научно-практических конференциях в качестве участника и руководителя, публиковать результаты научной и педагогической деятельности в журналах, индексируемых ВАК, по разным специальностям.

Ключевые слова:высшее образование; профессиональное образование; методика обучения; информационные технологии; непрерывное образование; профессиональные компетенции

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Белоконова Н.А., Наронова Н.А., Тихонова И.Л., Медве­дева О.М., Тихомирова Е.И. Повышение квалификации преподавателя в высшем учебном заведении: проблемы и решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 4. С. 74-82. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-74-82

Существует ряд исследований, в которых достаточно подробно описан компетентностный функциональный профиль преподавателя высшей школы, необходимый для выполнения задач государственной программы поддержки университетов "Приоритет-2030" [1-4]. Преподаватель в высшем учебном заведении должен обладать определенным набором ключевых компетенций, которые делят на 2 группы: функ­циональные компетентности (общекультурная, коммуникативная, методическая, педагогическая, управленческая, цифровая) и ценностные компетентности (гуманистическая позиция и позитивная направленность на деятельность, ориентация на развитие, креативная компетентность, персональная работа в научно-исследовательском направлении). Это позволит заниматься и руководить научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельностью, а также формировать у студентов вуза навыки и умения, необходимые для успеха на современном рынке труда и в условиях стремительного научно-технологического прогресса [5].

В настоящее время различные образовательные организации предлагают достаточное количество реализуемых образовательных программ повышения квалификации по общей педагогике, теории и методике преподавания (областям специальности), информационным технологиям, а также по различным дисциплинам, например химии, английскому языку, правовым основам. Чаще всего курсы учитывают заинтересованность работодателя в наличии у каждого преподавателя соответствующих сертификатов, а не группы дополнительных компетенций, позволяющих выполнять более широкие функции, не ограниченные узким кругом конкретных видов труда, решать задачи вариативного, локального характера, осваивать дополнительные профессиональные компетенции [6-10]. Кроме того, в процессе повышения квалификации необходимо учитывать прежде всего потребности преподавателя и специфику преподаваемой им дисциплины [11].

Цель исследования - ​раскрыть особенности подбора содержания образовательной программы, предлагаемой для повышения квалификации преподавателям в высшем учебном заведении.

Материал и методы

При проведении данного исследования изучены локальные акты ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, регламентирующие права, обязанности и ответственность работников образовательной организации: должностные инструкции преподавателей, нормативы по повышению квалификации, обучению сотрудников, аттестации.

Исследование потребности преподавателей в повышении квалификации проведено путем анкетирования профессорско-преподавательского состава кафедры общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.

Результаты и обсуждение

Качество получаемого образования студентов ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России во многом зависит от профессионализма и компетентности педагогических кадров [12-14], следовательно, необходимо создавать благоприятные условия для непрерывного повышения квалификации преподавателей [15, 16]. При подборе содержания образовательной программы повышения квалификации необходимо ориентироваться, прежде всего, на потребности преподавателя, напрямую связанные с качественным выполнением должностных обязанностей (рис. 1).

Анализ должностной инструкции преподавателя позволяет выделить несколько основных и постоянных составляющих: учебная, методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа. Однако необходимо акцентировать внимание на то, что постоянно меняются не только образовательные стандарты (вносятся поправки, дополнения), но и студенты. Безусловно, для качественного выполнения должностных обязанностей необходимо постоянно повышать квалификацию по вышеуказанным направлениям. Представляется целесо­образным: после повышения квалификации по информационным технологиям внести изменения в учебную и методическую работу; после повышения квалификации по педагогике - ​в воспитательную и методическую работу, после повышения квалификации по предмету - ​в учебную и научно-исследовательскую работу.

Внимания заслуживает осознание преподавателем значимости повышения квалификации как условия непрерывного саморазвития, так как данный процесс является целенаправленным личностным и профес­сиональным совершенствованием, основанным на взаимодействии внутренних и внешних факторов, направленных на повышение уровня профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний [17]. Кроме того, профессиональный преподаватель не только создает и вдохновляет будущего специалиста, но и является ориентиром для своих более молодых и менее опытных коллег [18].

Анализ анкетирования профессорско-преподавательского состава кафедры общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России показывает, что 92% опрошенных считают, что проходить курсы повышения квалификации периодически необходимо, хотя качество предлагаемых курсов не устраивает. Кроме того, по результатам анкетирования выявлены парадоксальные корреляции: 100% преподавателей, стаж которых более 10 лет, считают, что повышать квалификацию просто необходимо. В то время как среди преподавателей, стаж работы которых менее 5 лет, 13% не видят необходимости в повышении квалификации.

Приоритетными направлениями повышения квалификации, по мнению преподавателей, являются: методика преподавания и педагогика (75%); иностранный язык (26%); сфера компьютерных технологий (32%); предметная область (56%); нормативная база (13%). Наиболее эффективной формой повышения квалификации 82% опрошенных считают онлайн-обучение; с обязательной практической работой - ​64%; только с тестовыми вопросами по теории - ​44%; офлайн-обучение предпочитают лишь 20%.

По мнению опрошенных, основные ожидания: расширение кругозора, саморазвитие; получение новых знаний, компетенций, инструментов и методик, которые можно внедрить в образовательный процесс, увеличив эффективность педагогической деятельности; обмен опытом - ​это то, что должно быть положено в основу курсов по педагогике, информационным технологиям и соответствующему предмету.

В процессе повышения квалификации преподавателям по педагогике необходимо дать возможность ознакомиться не только с фундаментальными законами педагогики, но и с теорией и методикой преподавания разных дисциплин, достижениями различных специалистов (либо того же профиля, либо медицинских университетов), оценить возможности и ограничения любых методик и современных подходов, выбрать подходящие и, используя ключевые элементы, построить наиболее эффективную собственную методику обучения студентов ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.

В настоящее время даже при традиционной форме обучения преподаватель в работе использует информационные технологии. Необходимо четко понимать, что чаще всего только лишь для подготовки и трансляции знаний по предмету в рамках должностной инструкции преподавателю приходится работать в программах MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Mathcad, Origin, ChemDraw, в поисковой системе Google, в системах дистанционного обучения, например Moodle, в конструкторе электронных онлайн-курсов iSpring Suite, на сайтах https://www.elibrary.ru/, https://www.vidal.ru/, изучать и анализировать возможности электронных библио­течных систем, например "Консультант студента" и др.

Безусловно, использование информационных технологий в процессе обучения студентов медицинского университета создает ряд неоспоримых преимуществ: визуализация знаний; индивидуализация и дифференциация обучения; доступ к значительному объему информации, представленному в интересной форме, благодаря применению средств мультимедиа; развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными справочниками и каталогами; возможность самоконтроля; возможность тренировки и самоподготовки; развитие определенного вида мышления (например, наглядно-логического, наглядно-образного); экономию учебного времени.

Однако, поскольку дисциплина "химия" в медицинском образовании имеет ряд особенностей, то и информационные технологии не могут быть использованы в полной мере, а большинство программ применимы лишь частично. Именно поэтому в процессе повышения квалификации необходимо не только дать знания о работе различных компьютерных программ, показать возможности информационных сайтов и поисковых баз данных, но и закрепить полученные знания на практике, например, создавая новый информационный продукт с целью дальнейшего использования [19].

При разработке учебно-методических пособий, онлайн-курсов, электронных учебников, размещении материала в системе дистанционного обучения Moodle, оформлении патентов на изобретение преподаватель должен быть уверен, что соблюдены и правильно оформлены права интеллектуальной собственности. Целесообразно преподавателю периодически знакомиться и с последними изменениями в Трудовом кодексе. Поэтому и правовая составляющая должна быть важной и обязательной составляющей содержания образовательной программы, предлагаемой для повышения квалификации преподавателям в высшем учебном заведении.

Для максимальной профессиональной ориентированности содержания образовательной программы, предлагаемой для повышения квалификации преподавателям в высшем учебном заведении, необходимо учитывать также специфику преподаваемой дисциплины [20]. Дисциплина "химия" имеет ряд особенностей в медицинском образовании, так как студент получает не только фундаментальные знания по основам общей, физической, органической, аналитической и коллоидной химии, но и учится использовать данные знания для лучшего понимания процессов, протекающих в организме человека, для оценки влияния лекарственных препаратов и витаминов на здоровье человека, для анализа условий, способствующих профилактике и лечению различных заболеваний, а также учится основам научно-исследовательской профессионально-ориентированной работы по химии в медицине [21, 22].

Безусловно, учитывая специфику учебной дисциплины, преподаватель находится в постоянном поиске более эффективных, простых, легко воспроизводимых методик преподавания с использованием современных компьютерных технологий, элементы которых можно было бы использовать в лекционном курсе, на практических занятиях, лабораторных работах, в рамках учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), которая является обязательным элементом вариативного курса, для организации самостоятельной работы студентов.

Научно-исследовательская работа - ​одна из ключевых обязанностей преподавателя в высшем учебном заведении (см. рис. 1). Учитывая специфику преподаваемой дисциплины в медицинском университете, в содержание курсов повышения квалификации преподавателя химии в вузе должны входить не только фундаментальные знания по общей, органической, физической, аналитической, коллоидной химии, но и знания о современных научных достижениях по химии, новейших методах исследования, знания о новых химических соединениях и их физико-химических свойствах, а также знания о междисциплинарных исследованиях. Стоит отметить, что при работе со студентами преподаватель подбирает тему индивидуальной профессионально-ориентированной УИРС по химии, а для этого необходимо также хорошо ориентироваться в современных достижениях не только химии, но и медицины. Безусловно, участие в научно-практических конференциях по различным направлениям в качестве участника и руководителя, а также публикация в журналах перечня ВАК по разным специальностям также создает благоприятные условия для повышения квалификации преподавателя в высшем учебном заведении.

Для качественного выполнения долж­ностных обязанностей преподавателю необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, что, безусловно, становится возможным при прохождении повышения квалификации, содержание образовательной программы которой должно включать педагогическую, информационную, правовую, научно-исследовательскую составляющую (рис. 2).

Безусловно, повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации", в частности ст. 76 "Дополнительное профессиональное образование", и по завершении курса преподаватель получит диплом об окончании. Однако целесообразно в процессе повышения квалификации не только обновить и актуализировать уже полученные ранее теоретические и практические знания по предмету, по основам педагогики, по информационным технологиям, по правовым аспектам, но и также с учетом преподаваемой дисциплины в высшем учебном заведении развить ключевые компетенции преподавателя, необходимые для более эффективной работы в постоянно меняющихся условиях.

Выводы

1. Должностные обязанности преподавателя в высшем учебном заведении имеют несколько постоянных направлений: учебная, методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа, качественное выполнение которых требует осознанного отношения к необходимости периодически повышать квалификацию.

2. Курсы повышения квалификации по педагогике, информационным технологиям и соответствующему предмету должны способствовать расширению кругозора, саморазвитию; получению новых знаний и компетенций, инструментов и методик, которые можно внедрить в образовательный процесс, увеличив эффективность педагогической деятельности. В рамках программ необходимо предусмотреть обмен опытом работы.

3. После эффективного обучения на курсах повышения квалификации по информационным технологиям должны быть внесены изменения в учебную и методическую работу; после повышения квалификации по педагогике - ​в воспитательную и методическую работу, после повышения квалификации по предмету - ​в учебную и научно-исследовательскую работу.

Литература

1.Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы "Приоритет-2030": проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2022. № 1. С. 59-71. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71

2.Полякова Т.Ю., Приходько В.М. Компетенции преподавателя технического вуза // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 61-78. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-61-78

3.Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42-60. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-42-60

4.Вербицкий А.А. Преподаватель - главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20. EDN RZPTWB.

5.Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 26-47. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47

6.Насер Н.С., Кондратенко Е.В., Лаврентьев С.Ю. Феномен непрерывного педагогического образования на рубеже XX-XXI вв.: от методологии к практике // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2.

7.Никуличева Н.В. Организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя для системы дистанционного обучения: автореф. дис. - канд. пед. наук. Москва, 2016. 28 с.

8.Пичененко С.В. Анализ идей саморегулируемого обучения в зарубежной педагогике // Вестник РМАТ. 2013. № 4. С. 95-102.

9.Щеголенкова Е.С. Возможности акмеологического сопровождения специалиста в процессе повышения квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 93-98.

10. Osiceanu M.-E. Psychological Implications of Modern Technologies: "Technofobia" versus "Technophilia" // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 1137-1144.

11. Полякова Е.Н. Становление и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в Красноярском крае (1917-1984 гг.): дис. канд. ист. наук. Красноярск: КрасГАУ, 2010. 226 с.

12. Блинова Е.Г. Качество и образ жизни студентов // Уральский медицинский журнал. 2008. № 6. С. 73-75.

13. Епишова А.А., Чернавский А.Ф., Григорьев С.С. Субъективные представления выпускника вуза о собственном обучении и его результатах // Уральский медицинский журнал. 2019. № 15. С. 166-172.

14. Осокин И.В. Непрерывное образование как важная составляющая современной системы образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 213-217. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-213-217

15. Дадалова М.В., Петимко А.М. Проблемы развития дистанционного обучения в России // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2015. № 1. С. 235-239.

16. Кораблева А.А. Совместные исследования научных организаций и вузов: проблемы и пути решения с помощью цифровой платформы // Инновации в образовании. 2020. № 4. С. 94-103.

17. Молочкова И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: Учебное пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. 130 с.

18. Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 3. С. 26-47. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47

19. Алисов Е.А., Куракина Е.С. Влияние виртуализации образовательного пространства на современного сту­дента // ГАУДЕАМУС. 2016. Т. 15, № 4. С. 15-20. DOI: https://www.doi.org/10.20310/1810-231X-2016-15-4-15-19

20. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Функционал преподавателя технического вуза: целевые ориентиры // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 3. С. 48-66. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-48-66

21. Синенко В.Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив // Сибирский учитель. 2010. № 2. С. 5-12.

22. Якушкина М.С. Модернизация региональных систем повышения квалификации работников образования в пространстве непрерывного образования взрослых // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 27-34.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»