Существует ряд исследований, в которых достаточно подробно описан компетентностный функциональный профиль преподавателя высшей школы, необходимый для выполнения задач государственной программы поддержки университетов "Приоритет-2030" [1-4]. Преподаватель в высшем учебном заведении должен обладать определенным набором ключевых компетенций, которые делят на 2 группы: функциональные компетентности (общекультурная, коммуникативная, методическая, педагогическая, управленческая, цифровая) и ценностные компетентности (гуманистическая позиция и позитивная направленность на деятельность, ориентация на развитие, креативная компетентность, персональная работа в научно-исследовательском направлении). Это позволит заниматься и руководить научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельностью, а также формировать у студентов вуза навыки и умения, необходимые для успеха на современном рынке труда и в условиях стремительного научно-технологического прогресса [5].
В настоящее время различные образовательные организации предлагают достаточное количество реализуемых образовательных программ повышения квалификации по общей педагогике, теории и методике преподавания (областям специальности), информационным технологиям, а также по различным дисциплинам, например химии, английскому языку, правовым основам. Чаще всего курсы учитывают заинтересованность работодателя в наличии у каждого преподавателя соответствующих сертификатов, а не группы дополнительных компетенций, позволяющих выполнять более широкие функции, не ограниченные узким кругом конкретных видов труда, решать задачи вариативного, локального характера, осваивать дополнительные профессиональные компетенции [6-10]. Кроме того, в процессе повышения квалификации необходимо учитывать прежде всего потребности преподавателя и специфику преподаваемой им дисциплины [11].
Цель исследования - раскрыть особенности подбора содержания образовательной программы, предлагаемой для повышения квалификации преподавателям в высшем учебном заведении.
Материал и методы
При проведении данного исследования изучены локальные акты ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, регламентирующие права, обязанности и ответственность работников образовательной организации: должностные инструкции преподавателей, нормативы по повышению квалификации, обучению сотрудников, аттестации.
Исследование потребности преподавателей в повышении квалификации проведено путем анкетирования профессорско-преподавательского состава кафедры общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.
Результаты и обсуждение
Качество получаемого образования студентов ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России во многом зависит от профессионализма и компетентности педагогических кадров [12-14], следовательно, необходимо создавать благоприятные условия для непрерывного повышения квалификации преподавателей [15, 16]. При подборе содержания образовательной программы повышения квалификации необходимо ориентироваться, прежде всего, на потребности преподавателя, напрямую связанные с качественным выполнением должностных обязанностей (рис. 1).
Анализ должностной инструкции преподавателя позволяет выделить несколько основных и постоянных составляющих: учебная, методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа. Однако необходимо акцентировать внимание на то, что постоянно меняются не только образовательные стандарты (вносятся поправки, дополнения), но и студенты. Безусловно, для качественного выполнения должностных обязанностей необходимо постоянно повышать квалификацию по вышеуказанным направлениям. Представляется целесообразным: после повышения квалификации по информационным технологиям внести изменения в учебную и методическую работу; после повышения квалификации по педагогике - в воспитательную и методическую работу, после повышения квалификации по предмету - в учебную и научно-исследовательскую работу.
Внимания заслуживает осознание преподавателем значимости повышения квалификации как условия непрерывного саморазвития, так как данный процесс является целенаправленным личностным и профессиональным совершенствованием, основанным на взаимодействии внутренних и внешних факторов, направленных на повышение уровня профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний [17]. Кроме того, профессиональный преподаватель не только создает и вдохновляет будущего специалиста, но и является ориентиром для своих более молодых и менее опытных коллег [18].
Анализ анкетирования профессорско-преподавательского состава кафедры общей химии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России показывает, что 92% опрошенных считают, что проходить курсы повышения квалификации периодически необходимо, хотя качество предлагаемых курсов не устраивает. Кроме того, по результатам анкетирования выявлены парадоксальные корреляции: 100% преподавателей, стаж которых более 10 лет, считают, что повышать квалификацию просто необходимо. В то время как среди преподавателей, стаж работы которых менее 5 лет, 13% не видят необходимости в повышении квалификации.
Приоритетными направлениями повышения квалификации, по мнению преподавателей, являются: методика преподавания и педагогика (75%); иностранный язык (26%); сфера компьютерных технологий (32%); предметная область (56%); нормативная база (13%). Наиболее эффективной формой повышения квалификации 82% опрошенных считают онлайн-обучение; с обязательной практической работой - 64%; только с тестовыми вопросами по теории - 44%; офлайн-обучение предпочитают лишь 20%.
По мнению опрошенных, основные ожидания: расширение кругозора, саморазвитие; получение новых знаний, компетенций, инструментов и методик, которые можно внедрить в образовательный процесс, увеличив эффективность педагогической деятельности; обмен опытом - это то, что должно быть положено в основу курсов по педагогике, информационным технологиям и соответствующему предмету.
В процессе повышения квалификации преподавателям по педагогике необходимо дать возможность ознакомиться не только с фундаментальными законами педагогики, но и с теорией и методикой преподавания разных дисциплин, достижениями различных специалистов (либо того же профиля, либо медицинских университетов), оценить возможности и ограничения любых методик и современных подходов, выбрать подходящие и, используя ключевые элементы, построить наиболее эффективную собственную методику обучения студентов ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России.
В настоящее время даже при традиционной форме обучения преподаватель в работе использует информационные технологии. Необходимо четко понимать, что чаще всего только лишь для подготовки и трансляции знаний по предмету в рамках должностной инструкции преподавателю приходится работать в программах MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, Mathcad, Origin, ChemDraw, в поисковой системе Google, в системах дистанционного обучения, например Moodle, в конструкторе электронных онлайн-курсов iSpring Suite, на сайтах https://www.elibrary.ru/, https://www.vidal.ru/, изучать и анализировать возможности электронных библиотечных систем, например "Консультант студента" и др.
Безусловно, использование информационных технологий в процессе обучения студентов медицинского университета создает ряд неоспоримых преимуществ: визуализация знаний; индивидуализация и дифференциация обучения; доступ к значительному объему информации, представленному в интересной форме, благодаря применению средств мультимедиа; развитие умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными справочниками и каталогами; возможность самоконтроля; возможность тренировки и самоподготовки; развитие определенного вида мышления (например, наглядно-логического, наглядно-образного); экономию учебного времени.
Однако, поскольку дисциплина "химия" в медицинском образовании имеет ряд особенностей, то и информационные технологии не могут быть использованы в полной мере, а большинство программ применимы лишь частично. Именно поэтому в процессе повышения квалификации необходимо не только дать знания о работе различных компьютерных программ, показать возможности информационных сайтов и поисковых баз данных, но и закрепить полученные знания на практике, например, создавая новый информационный продукт с целью дальнейшего использования [19].
При разработке учебно-методических пособий, онлайн-курсов, электронных учебников, размещении материала в системе дистанционного обучения Moodle, оформлении патентов на изобретение преподаватель должен быть уверен, что соблюдены и правильно оформлены права интеллектуальной собственности. Целесообразно преподавателю периодически знакомиться и с последними изменениями в Трудовом кодексе. Поэтому и правовая составляющая должна быть важной и обязательной составляющей содержания образовательной программы, предлагаемой для повышения квалификации преподавателям в высшем учебном заведении.
Для максимальной профессиональной ориентированности содержания образовательной программы, предлагаемой для повышения квалификации преподавателям в высшем учебном заведении, необходимо учитывать также специфику преподаваемой дисциплины [20]. Дисциплина "химия" имеет ряд особенностей в медицинском образовании, так как студент получает не только фундаментальные знания по основам общей, физической, органической, аналитической и коллоидной химии, но и учится использовать данные знания для лучшего понимания процессов, протекающих в организме человека, для оценки влияния лекарственных препаратов и витаминов на здоровье человека, для анализа условий, способствующих профилактике и лечению различных заболеваний, а также учится основам научно-исследовательской профессионально-ориентированной работы по химии в медицине [21, 22].
Безусловно, учитывая специфику учебной дисциплины, преподаватель находится в постоянном поиске более эффективных, простых, легко воспроизводимых методик преподавания с использованием современных компьютерных технологий, элементы которых можно было бы использовать в лекционном курсе, на практических занятиях, лабораторных работах, в рамках учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), которая является обязательным элементом вариативного курса, для организации самостоятельной работы студентов.
Научно-исследовательская работа - одна из ключевых обязанностей преподавателя в высшем учебном заведении (см. рис. 1). Учитывая специфику преподаваемой дисциплины в медицинском университете, в содержание курсов повышения квалификации преподавателя химии в вузе должны входить не только фундаментальные знания по общей, органической, физической, аналитической, коллоидной химии, но и знания о современных научных достижениях по химии, новейших методах исследования, знания о новых химических соединениях и их физико-химических свойствах, а также знания о междисциплинарных исследованиях. Стоит отметить, что при работе со студентами преподаватель подбирает тему индивидуальной профессионально-ориентированной УИРС по химии, а для этого необходимо также хорошо ориентироваться в современных достижениях не только химии, но и медицины. Безусловно, участие в научно-практических конференциях по различным направлениям в качестве участника и руководителя, а также публикация в журналах перечня ВАК по разным специальностям также создает благоприятные условия для повышения квалификации преподавателя в высшем учебном заведении.
Для качественного выполнения должностных обязанностей преподавателю необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, что, безусловно, становится возможным при прохождении повышения квалификации, содержание образовательной программы которой должно включать педагогическую, информационную, правовую, научно-исследовательскую составляющую (рис. 2).
Безусловно, повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации", в частности ст. 76 "Дополнительное профессиональное образование", и по завершении курса преподаватель получит диплом об окончании. Однако целесообразно в процессе повышения квалификации не только обновить и актуализировать уже полученные ранее теоретические и практические знания по предмету, по основам педагогики, по информационным технологиям, по правовым аспектам, но и также с учетом преподаваемой дисциплины в высшем учебном заведении развить ключевые компетенции преподавателя, необходимые для более эффективной работы в постоянно меняющихся условиях.
Выводы
1. Должностные обязанности преподавателя в высшем учебном заведении имеют несколько постоянных направлений: учебная, методическая, научно-исследовательская, воспитательная работа, качественное выполнение которых требует осознанного отношения к необходимости периодически повышать квалификацию.
2. Курсы повышения квалификации по педагогике, информационным технологиям и соответствующему предмету должны способствовать расширению кругозора, саморазвитию; получению новых знаний и компетенций, инструментов и методик, которые можно внедрить в образовательный процесс, увеличив эффективность педагогической деятельности. В рамках программ необходимо предусмотреть обмен опытом работы.
3. После эффективного обучения на курсах повышения квалификации по информационным технологиям должны быть внесены изменения в учебную и методическую работу; после повышения квалификации по педагогике - в воспитательную и методическую работу, после повышения квалификации по предмету - в учебную и научно-исследовательскую работу.
Литература
1.Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы "Приоритет-2030": проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2022. № 1. С. 59-71. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71
2.Полякова Т.Ю., Приходько В.М. Компетенции преподавателя технического вуза // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 61-78. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-61-78
3.Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42-60. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-42-60
4.Вербицкий А.А. Преподаватель - главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13-20. EDN RZPTWB.
5.Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 26-47. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47
6.Насер Н.С., Кондратенко Е.В., Лаврентьев С.Ю. Феномен непрерывного педагогического образования на рубеже XX-XXI вв.: от методологии к практике // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2.
7.Никуличева Н.В. Организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя для системы дистанционного обучения: автореф. дис. - канд. пед. наук. Москва, 2016. 28 с.
8.Пичененко С.В. Анализ идей саморегулируемого обучения в зарубежной педагогике // Вестник РМАТ. 2013. № 4. С. 95-102.
9.Щеголенкова Е.С. Возможности акмеологического сопровождения специалиста в процессе повышения квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 93-98.
10. Osiceanu M.-E. Psychological Implications of Modern Technologies: "Technofobia" versus "Technophilia" // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 1137-1144.
11. Полякова Е.Н. Становление и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в Красноярском крае (1917-1984 гг.): дис. канд. ист. наук. Красноярск: КрасГАУ, 2010. 226 с.
12. Блинова Е.Г. Качество и образ жизни студентов // Уральский медицинский журнал. 2008. № 6. С. 73-75.
13. Епишова А.А., Чернавский А.Ф., Григорьев С.С. Субъективные представления выпускника вуза о собственном обучении и его результатах // Уральский медицинский журнал. 2019. № 15. С. 166-172.
14. Осокин И.В. Непрерывное образование как важная составляющая современной системы образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 213-217. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-213-217
15. Дадалова М.В., Петимко А.М. Проблемы развития дистанционного обучения в России // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород, 2015. № 1. С. 235-239.
16. Кораблева А.А. Совместные исследования научных организаций и вузов: проблемы и пути решения с помощью цифровой платформы // Инновации в образовании. 2020. № 4. С. 94-103.
17. Молочкова И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: Учебное пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. 130 с.
18. Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 3. С. 26-47. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47
19. Алисов Е.А., Куракина Е.С. Влияние виртуализации образовательного пространства на современного студента // ГАУДЕАМУС. 2016. Т. 15, № 4. С. 15-20. DOI: https://www.doi.org/10.20310/1810-231X-2016-15-4-15-19
20. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Функционал преподавателя технического вуза: целевые ориентиры // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 3. С. 48-66. DOI: https://www.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-48-66
21. Синенко В.Я. Система повышения квалификации работников образования - от кризиса в сознании до реальных перспектив // Сибирский учитель. 2010. № 2. С. 5-12.
22. Якушкина М.С. Модернизация региональных систем повышения квалификации работников образования в пространстве непрерывного образования взрослых // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 27-34.