ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Резюме

В настоящее время выпускники медицинских вузов, помимо профессиональных компетенций, должны уметь решать задачи и достигать целей в условиях ограниченных ресурсов. Динамично внедряющиеся проектные подходы к управлению медицинскими организациями обусловливают необходимость включения в образовательные программы высшего образования дисциплины для формирования у обучающихся проектных компетенций. В статье представлен опыт разработки и реализации дисциплины "Проектная деятельность в медицине и здравоохранении". Описаны подходы к педагогическому дизайну рабочей программы дисциплины, представлены особенности междисциплинарного подхода к преподаванию, описано место дисциплины и связь с другими дисциплинами учебного плана, продемонстрированы подходы к тематическому направлению и использованию инновационных технологий преподавания.

Курс предложен как теоретическая основа для последующего применения проектных компетенций при изучении других дисциплин и практик, участии в научно-инновационной деятельности обучающихся. Авторами также про­анализированы результаты поперечного исследования студентов на удовлетворенность преподаваемой дисциплиной. Сделаны выводы о высокой удовлетворенности обучением и заинтересованности обучающихся в большинстве тем лекций и практических занятий.

Ключевые слова:управление проектами в здравоохранении; надпрофессиональные компетенции; инновационные технологии в медицинском образовании

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Постоев В.А., Попова М.С., Дьячкова М.Г. Особенности преподавания проектного управления в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 4. С. 64-72. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-64-72

Изменения, происходящие на рынке труда, диктуют основные требования к специалистам. В настоящее время выпускники вузов должны владеть не только профессиональными умениями и навыками, но и иметь сформированные универсальные или надпрофессиональные компетенции, в том числе способность к применению принципов проектного управления, которые подразумевают ориентированность на "решение конкретной задачи/достижение цели за ограниченный период времени с использованием определенных финансовых, материальных и трудовых ресурсов" [1, 2].

Учитывая активное внедрение проектных подходов к управлению медицинскими организациями и их структурными подразделениями, в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по программам специалитета и магистратуры были включены проектные компетенции. В частности, ФГОС ВО последнего поколения по большинству программ специалитета по укрупненной группе специальностей "Здравоохранение и медицинские науки" включает универсальную компетенцию (УК‑2) "Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла", что требует от образовательных организаций высшего медицинского образования разработки подходов к ее формированию [3].

Включение в образовательные программы высшего образования проектного обучения позволяет решить проблему формирования у обучающихся данной компетенции, но подходы к перечню дисциплин и практик, которые формируют необходимые знания, умения и навыки по данному направлению, различаются в разных вузах. В медицинском образовании проектный подход используется гораздо реже, чем в педагогическом или техническом, чаще всего элементы проект­ного обучения включаются в уже существующие дисциплины базовой части учебного плана, в ходе изучения которых студентам предлагается реализовать групповой проект, подразумевающий выявление актуальной проблемы и разработку проектного задания; составление плана работы, включающего средства и методы выполнения проекта; определение расписания проекта и критериев его успешности; организацию работы внутри проектной группы и выстраивание коммуникаций; получение результата проекта или продукта и защиту проекта перед аудиторией пользователей результатов проекта [5-7]. В то же время данные элементы проектного обучения скорее направлены на формирование навыков проектной команд­ной работы и не позволяют комплексно подойти к формированию знаний и умений работы над проектом, а именно к пониманию основных принципов проектной деятельности и проектного управления.

Целью настоящей статьи является представление опыта разработки и реализации дисциплины, которая включает все уровни формирования компетенций в области проектной деятельности и управления проектами у обучающихся медицинского вуза.

Разработка рабочей программы дисциплины "Проектная деятельность в медицине и здравоохранении"

При формировании образовательной программы по направлениям подготовки специалитета "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология" в ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России в учебный план была включена дисциплина "Проектная деятельность в медицине и здравоохранении", которая реализуется на кафедре методологии научных исследований Института развития научных и проектных компетенций. Дисциплина реализуется во 2-м семестре I курса и включает в себя от 48 до 72 ч контактной работы, при этом общая трудоемкость дисциплины в зависимости от факультета составляет от 72 до 108 ч (2-3 зачетные единицы). Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана, тесно связана с последующими дисциплинами, например, такими как "Основы научно-исследовательской деятельности в медицине", "Общественное здоровье, здравоохранение. Экономика здравоохранения", а также с выполнением проекта по цифровой кафедре, созданной в рамках участия вуза в программе стратегического академического лидерства "Прио­ритет-2030" (рис. 1).

При разработке рабочей программы дисциплины был использован принцип обратного педагогического дизайна [8], подразумевающий использование в качестве отправной точки ожидаемых результатов (целей) обучения. Разработчиками программы совместно с деканатами в качестве результатов обучения по дисциплине сформулирован ряд индикаторов достижения компетенций.

ИД‑2.1. Выявляет проблему, предлагает идеи и определяет требования к результатам реализации проекта.

ИД‑2.2. Обосновывает ресурсное обеспечение проекта.

ИД‑2.3. Выдвигает инновационные идеи и нестандартные подходы для реализации проектов.

ИД‑2.4. Оценивает результативность проектной работы.

ИД‑2.5. Управляет проектом на всех стадиях жизненного цикла.

На основании перечисленных индикаторов освоения компетенций, а также с учетом того, что дисциплина реализуется на I курсе и является базой для последующего применения проектного подхода при изучении других дисциплин и практик, были сформулированы цель и задачи освоения дисциплины. Цель освоения дисциплины, по нашему мнению, заключается в освоении проектной методологии, осознании сфер ее применения в профессиональной деятельности врача. Для достижения указанной цели были выделены 3 основные задачи: (1) формирование знаний по вопросам инициации проекта, формирования команды проекта, инструментов проектной деятельности в здравоохранении; (2) формирование умений по применению со­временных методов и моделей управления проектами для разработки и реализации проектов в здравоохранении; (3) формирование навыков командной реализации проекта, связанного с будущей профессиональной деятельностью.

Исходя из определенных результатов обучения, цели и задач дисциплины, в качестве оценочного средства для промежуточной аттестации был выбран курсовой проект, предусматривающий разработку решения актуальной с точки зрения обучающихся отраслевой проблемы. Разработку и защиту проекта обучающиеся осуществляют в мини-группах по 4-5 человек. В дальнейшем, опираясь на сформированные подходы к промежуточной аттестации, были выбраны технологии обучения и разработаны материалы для обучающихся.

Программа дисциплины реализуется с использованием модульного подхода и включает 3 модуля: теоретические основы проектной деятельности; основные процессы управления проектами; практики применения проектной методологии в здраво­охранении. По дисциплине разработан электронный курс, включающий теоретические материалы, задания для самостоятельной работы, дополнительную литературу. В рамках принятой в ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России классификации моделей электронного обучения нами используется модель "+электронный курс", при которой материалы электронного курса дополняют материалы лекций и практических занятий, но не являются самостоятельным достаточным ресурсом для освоения дисциплины.

В ходе освоения 1-го модуля обучающиеся знакомятся с понятием "проект", основными характеристиками и сферами применения проектного управления, изучают классификации проектов и фазы жизненного цикла проекта. Студенты учатся формулировать проблему, подразумевающую использование проектного подхода, обосновывают выбор коренной проблемы, используя техники "5 почему", построение диаграммы Исикавы. Кроме того, в рамках практических занятий они знакомятся с рядом цифровых инструментов, позволяющих организовать работу проектной команды, работают с интеллектуальными (ментальными) картами.

В ходе освоения 2-го раздела обучающиеся знакомятся с процессами управления проектами: получают навыки структурной декомпозиции и составления иерархической структуры работ, учатся составлять расписание работ по проекту, определять необходимые для реализации проекта ресурсы, получают базовые навыки бизнес-планирования и наиболее часто используемых методик экономического анализа (SWOT, PEST, анализ ключевых факторов успеха, анализ "5 конкурентных сил Портера"). В качестве форм практической работы обучающиеся под руководством преподавателя составляют диаграммы Ганта, матрицы ответственности по типу RACI, формируют бизнес-план и бюджет своего проекта.

3-й раздел посвящен возможностям использования проектной методологии в медицине и здравоохранении, в его рамках разбираются вопросы национальных и федеральных проектов в Российской Федерации, практики инновационного и социального проектирования, включая примеры успешных медицинских стартапов; возможности применения проектного управления при разработке программ профилактики заболеваний, внедрении технологий бережливого производства и цифровых продуктов в медицинских организациях.

Как уже упоминалось выше, важной частью курса является командная работа с реальным кейсом - ​проблемой, которую определяют сами обучающиеся. Именно данный кейс становится основой курсового проекта. После формулирования проблемы обучающимся предлагается выработать ее решение и оформить его в соответствии с требованиями проектного подхода. По результатам обучения на 1-м модуле обучающиеся в группах по 4-5 человек формулируют проектную идею, определяют цель в соответствии с методологией SMART, задачи проекта. В ходе 2-го модуля проводится планирование проекта: составляются иерархическая структура работ и расписание, определяются требуемые для реализации ресурсы, в том числе предварительный бюджет. В ходе 3-го раздела дисциплины проектные команды приступают к реализации проекта и представляют продукт его реализации либо готовят заявку на получение финансирования для его реализации (внутренний конкурс грантов на реализацию инновационного проекта ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России; конкурсы инновационных проектов "УМНИК", "Студенческий стартап"; грантовые программы Федерального агентства по делам молодежи). Примеры проектов студентов I-II курсов: "Разработка системы онлайн-навигации в СГМУ", "Создание чат-бота для психологического скрининга обучающихся", волонтерский проект по пропаганде донорства "Капля крови", "Разработка инновационного продукта функционального питания для коррекции йододефицита" и т. п.

При преподавании дисциплины используется ряд инновационных педагогических технологий. Среди них есть как игровые имитационные технологии (игровое проектирование, разыгрывание ролей, например, при обсуждении технологий бережливого производства), так и неигровые имитационные технологии или так называемое ситуационное обучение (ситуация-проблема, ситуация-упражнение и т. п.), а также неимитационные технологии (проблемно-ориентированное обучение, проведение занятий по методу "перевернутого класса" в дискуссионно-ориентированном и групповом форматах).

Результаты внедрения дисциплины и оценка удовлетворенности обучающихся

За 2 года преподавания обучение по дисциплине прошли более 500 обучающихся. Все они продолжают обучение в ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, поэтому пока не представляется возможным оценить результативность дисциплины с точки зрения удовлетворенности работодателей и полезности курса для последующей карьеры выпускников.

В то же время можно констатировать, что знания и умения в области проектной деятельности и управления проектами ряд обучающихся активно применяют в ходе научно-исследовательской деятельности в вузе, разработки и реализации проектов при обучении на цифровой кафедре. Следует отметить, что за последние несколько лет увеличилась инновационная активность обучающихся: число заявок на различные конкурсы инновационных проектов за последние 2 года выросло на 78%. В настоящее время несколько проектных команд обучающихся ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России являются получателями грантов по программам "Студенческий стартап", "Умник". Число инновационных проектов обучающихся и молодых ученых, финансируемых за счет внутренних грантов ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, увеличилось на 50%.

Для оценки удовлетворенности обучением по дисциплине нами было проведено поперечное исследование методом онлайн-анкетирования обучающихся I курса лечебного факультета. Анкетирование было проведено в марте 2023 г., по окончании курса. Обучающимся было предложено 5 вопросов, в рамках которых по 10-балльной шкале (где 0 баллов - ​"абсолютно не удовлетворен", а 10 баллов - ​"полностью удовлетворен") было предложено оценить личную удовлетворенность преподаванием дисциплины в целом, актуальностью и полезностью лекционного курса, практических занятий. Кроме того, обучающимся было предложено выбрать до 3 наиболее интересных, по их мнению, тем, а также не более 3 тем, которые представляли для них наименьший интерес. Данные вопросы были открытыми, т.е. предполагали указание раздела или темы не в соответствии с рабочей программой или календарно-тематическим планом, а согласно восприятию обучающихся. В заключение обучающимся был задан открытый вопрос о том, какие возможные изменения они могут предложить в части программы дисциплины и организации обучения.

Распределение баллов оценки лекционного курса, практических занятий и курса в целом представлено на рис. 2. С учетом скошенного распределения числовых результатов анализ данных проведен с использованием методов непараметрической статистики. Так, медиана удовлетворенности курсом в целом составила 10 баллов (Q1-Q3: 9-10), медиана оценки лекционного курса - 10 баллов (Q1-Q3: 9-10), медиана оценки практических занятий - 10 баллов (Q1-Q3: 9-10).

Из результатов ответов на вопрос "Какие темы показались вам наиболее интерес­ными?" было составлено облако ответов, представленное на рис. 3. Большинство обучающихся указало на полезность курса в целом. Среди тех обучающихся, кто указал конкретные названия тем, наиболее важными и полезными, с их точки зрения, были стартапы и инновационные проекты в медицине, социальное предпринимательство.

Анализ ответов респондентов о необходимых изменениях в подходах к преподаванию дисциплины показал, что 77% респондентов не считают необходимым внесение изменений в программу дисциплины. Лишь незначительная часть студентов (менее 5%) предложили следующие изменения, большей частью организационного характера: увеличение трудоемкости дисциплины за счет самостоятельной работы студентов при подготовке курсовых проектов, изменение места дисциплины в учебном плане (перенос на более старшие курсы), повышение практической направленности дисциплины за счет увеличения времени, отводимого на изучение лучших практик и успешных инновационных проектов в медицине.

Таким образом, анализ итогов анкетирования продемонстрировал достаточную удовлетворенность преподаванием дисциплины "Проектная деятельность в медицине и здравоохранении" среди обучающихся лечебного факультета.

Заключение

Преподавание проектного управления в медицинском вузе отвечает требованиям времени и потребностям работодателя. Введение дисциплины "Проектная деятельность в здравоохранении", рабочая программа и содержание которой разработаны в соответствии с современными требованиями к педагогическому дизайну и технологиям преподавания, показало свою результативность, которая, с одной стороны, выражается повышением инновационной проектной активности обучающихся, с другой - ​высокой удовлетворенностью обучением по дисциплине. Знания, умения и навыки, полученные в рамках освоения дисциплины, позволяют не только формально сформировать указанные в ФГОС универсальные компетенции, но и создать базу для проектной деятельности обучающихся в ходе последующего обучения по программам специалитета, ординатуры и аспирантуры.

Литература

1. Рабочих Ю.Ю. Проектная деятельность в системе здравоохранения // Экономика и социум. 2020. № 1. С. 56-59.

2. Кобякова О.С., Табакаев Н.А., Деев И.А., Шибалков И.П., Дмитриев А.А., Куликов Е.С. и др. Проектное управления в медицинском вузе: per aspera ad astra // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 2. С. 56-63.

3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело".

4. Садова Н.Г., Рассказова В.Н., Джевага А.В., Рассказова М.Е., Матиенко Л.М. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов в медицинском вузе // Актуальные вопросы современной науки. 2016. № 49. С. 108-121.

5. Карпова М.Р., Карась С.И. Проектное обучение в высшем медицинском образовании // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 108-113.

6. Намханов В.В. Использование проектных технологий в процессе обучения студентов медицинского вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 164-168.

7. Мальцева А.Е. Проектная деятельность как технология повышения эффективности билингвального обучения иностранных студентов специалитета "Стоматология" и "Лечебное дело" // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 5 (131).

8. Joyce B.L., Swanberg S.M. Using backward design for competency-based undergraduate medical education // Advancing Medical Education Through Strategic Instructional Design / Ed.J. Stefaniak. IGI Global, 2017. P. 53-76. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-5225-2098-6.ch003

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»