ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Резюме

Биология для будущего врача является фундаментальной дисциплиной, помогающей определить особенности строения человека на разных уровнях организации: от молекулярного до организменного; рассмотреть механизмы функционирования клеток, тканей, систем органов; разобрать все варианты взаимоотношений с окружающей средой и принципы регуляции функций целостного организма. При поступлении в университет студент понимает, что система образования и принцип обучения в нем сильно отличаются от школьных, бόльшую часть материала обучающийся должен осваивать самостоятельно, функция преподавателя зачастую сводится к контролю знаний по изученному материалу. Вследствие этого многие студенты I курса испытывают стресс при адаптации к новым условиям образовательного процесса, что приводит к трудностям в освоении новых разделов биологии. Для стимулирования познавательной активности на занятиях, помимо простого прослушивания, просмотра и конспектирования, необходимо использовать активные формы и методы обучения - это будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса. В статье описаны методические подходы, разработанные авторами для преподавания биологии в медицинском вузе, стимулирующие познавательную активность обучающихся I курса.

Ключевые слова:активные методы обучения; биология; медицинская биология; адаптация; мотивация; студент-медик; высшее образование

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лащенова Л.И., Постнова М.В. Применение активных форм и методов обучения на занятиях по биологии в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 4. С. 51-62. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-51-62

Биология - ​дисциплина, преподаваемая в школе и включенная в перечень вступительных испытаний при поступлении в медицинский вуз. Однако глубина охвата этой наукой жизни человека и существ вокруг него столь велика, что для понимания строения, механизмов функционирования клеток и целостного организма, способов регуляции функций будущему врачу необходимо освоить ее на более глубоком уровне [1]. Именно поэтому дисциплина "Биология" или "Медицинская биология" включена в образовательные программы всех медицинских вузов и преподается на I курсе как базисная.

Студенты I курса зачастую испытывают трудности адаптации к образовательной системе вуза, что выражается в низкой удовлетворенности процессом обучения, снижении успеваемости, психологическом дискомфорте [2, 3]. Для сглаживания трудностей социокоммуникативной адаптированности преподавателю необходимо активно вовлекать студента в коммуникацию на занятиях, привлекать к различным видам внеучебной деятельности [4].

Традиционный формат лекции при преподавании биологии часто не может повысить мотивационную активность, которая является решающим компонентом развития личности будущего врача [5]. Активные методы и формы обучения предполагают побуждение обучающихся к познанию, оно связано с повышением уровня запоминания и улучшением результатов промежуточной и итоговой аттестации по предмету [6, 7]. Познавательная активность зависит от многих факторов: способа подачи материала преподавателем, его стиля общения, уровня мотивации студентов к изучению дисциплины, сознательности, любознательности, волевых усилий и др. [8]. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы преподнести учебный материал по определенной теме, но и стимулировать познавательную активность студентов, побудить их к старательному обучению, ведь обучающиеся являются не только объек­тами, но и субъектами учебного процесса [9]. В высшей школе для получения высоких результатов образовательной деятельности преподаватель постепенно должен уходить от классической роли лектора к роли фасилитатора, проводника, наставника, который включает в диалог всех участников группы и мотивирует их на активное познание [10]. В последнее время широкое распространение получила концептуальная модель партнерства в отношениях между преподавателем и студентом, она предполагает доверие, равноправие и общую ответственность в области качества образования, возможность совместной работы над содержанием учебных планов, методов обучения и системой оценивания [11-13].

Таким образом, применение активных форм и методов обучения для студентов I курса на занятиях по биологии в медицинском вузе позволяет уменьшить стресс при адаптации к новой системе образовательного процесса и стимулировать познавательный интерес к предмету, способствующий успешному его усвоению.

Цель работы - ​анализ данных литературы о возможностях применения активных форм обучения в высшем учебном заведении, в том числе на занятиях по дисциплинам "биология" или "медицинская биология".

Материал и методы

Ретроспективный анализ данных литературы отечественных и зарубежных авторов. Поиск работ осуществлялся в следующих базах данных: электронная библиотека Elibrary (https://elibrary.ru), Cyberleninka (https://cyberleninka.ru), Scopus (https://www.scopus.com), Web of Sciense (https://clarivate.com), PubMed (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov). Ключевые слова, используемые для поиска: активные методы обучения, обучение студентов, студенты медицинского вуза, игровая деятельность, ситуационные задачи, занятия в микрогруппах, виртуальные лаборатории, научно-исследовательская работа. Критериями включения считались оригинальные исследования или обзоры литературы, возможность доступа к полному тексту научной статьи. Исключены из анализа статьи, написанные более чем 10 лет назад. Было проанализировано порядка 100 источников, 73 из них отсеяно в связи с несоответствиями критериям включения.

Результаты

Активные методы обучения, по мнению Г.А. Страховой, предполагают такое взаимодействие преподавателя и обучающихся, при котором возникает разнообразие мыс­лительной и практической деятельности в освоении нового материала [14].

В.А. Шамис считает, что применение активных форм обучения в вузе сводится к применению трех групп методов: программное, проблемное и интерактивное обучение. Применение активных методов обучения предполагает побуждение к практической и мыслительной деятельности, при этом создаются такие условия, которые активируют мыслительный процесс вне зависимости от желания обучающегося. Такое возможно осуществить при совершенствовании форм и методов обучения или же совершенствовании организации учебного процесса в целом [15].

К.М. McGreevy и соавт. считают, что термин "активное обучение" не имеет четкого определения, но может быть представлен следующими компонентами.

Интерактивное обучение - ​предполагает изучение нового материала посредством деятельностного подхода.

Активность группы - ​выражение идей и мнений в микрогруппах, следствием которого будет объединение итогов обсуждения на уровне всей группы.

Командные навыки - ​укрепление способности обучающихся работать вместе для достижения общей цели в команде.

Инклюзия - ​возможность включения в работу людей с ограниченными возможностями для сплочения коллектива.

В результате своих научных изысканий по вопросу преподавания биологии для студентов старших курсов авторы пришли к выводу, что основу обучения составляют 3 типа приобретаемых знаний: техническое понимание, представляющее собой оперирование терминами дисциплины, упоминание фактов; теоретическое понимание, предполагает рассуждение по вопросам с чувственным осмыслением; и систематическое понимание, которое представляет собой способность к применению принципов научного познания для полного ответа на поставленный вопрос с возможностью корректировки рассуждений при дискуссии. На основании этой классификации были предложены 5 подтипов активных форм обучения для студентов. К техническому типу можно отнести распознавание (например, материалы лекций и научных статей), к теоретическому пониманию - ​обмен (например, карточками с информацией) и рефлексию, к систематическому пониманию - ​конструктивный и аналитический компоненты (командные игры, тематические исследования и др.) [7].

Применение активных форм обучения среди студентов позволяет осмысленно излагать учебный материал, взаимодействовать друг с другом, размышлять о содержании учебного предмета [16]. При активных взаимоотношениях между студентами и преподавателем эффективно работает обратная связь, что может содействовать внесению изменений в учебные планы и формированию индивидуальных образовательных программ, способствующих раскрытию интеллектуального и когнитивного потенциала обучающихся [17].

Результаты опроса преподавателей высших учебных заведений показали, что, по их мнению, активные методы обучения подготавливают студентов к будущей профессиональной деятельности, развивая необходимые навыки, активируют интерес к изучению темы [18].

Основная масса знаний, накопленных в биологии, получена экспериментальным путем: проведение научных исследований на животных, растениях, моделирование процессов, протекающих в организмах. Поэтому невозможно ограничиться чисто теоретическими методами преподавания дисциплины, в курсе обучения должны быть эксперименты, если возможно, то реальные или в качестве альтернативы - ​виртуальные. Внедрение инновационных обучающих технологий с одной стороны упрощают организацию учебного процесса, с другой - ​стимулируют познавательную активность современных обучающихся.

Применение активных методов обучения предполагает вовлечение всех студентов в обсуждение темы занятия, при этом необходимо психологическое сопровождение со стороны преподавателя, хорошо работает принцип деления на группы (в самом начале работы свободное разделение, ближе к финалу - ​рандомное). Следует учитывать, что есть студенты, которым трудно работать в группе, и рефлексия по результатам занятия может даваться с трудом, такие обучающиеся не смогут с энтузиазмом быть вовлечены в активные формы обучения. В этом случае преподаватель должен вовремя заметить сопротивление работе и применить психологические техники снижения тревоги с целью уменьшения негативных эмоций на занятии [19].

Исходя из вышенаписанного, применение активных методов и форм обучения в вузе достаточно многогранно. Остановимся на некоторых из них, которые можно использовать для эффективного преподавания дисциплины "Биология" для студентов-медиков.

Занятия в микрогруппах

Еще в XVII в. английский врач Уильям Гарвей на занятиях по изучению физиологии сердечно-сосудистой системы, объясняя, как происходит движение крови по сосудам, применил прием деления класса обучающихся на микрогруппы [20]. Им было предложено рассмотреть, как движется кровь по венам и артериям предплечья у своих одногруппников. Далее он выслушивал объяснения студентов, поощряя сотрудничество в группе. Этот пример можно считать первым методом активного обучения, которое стимулировало студентов-медиков к познанию.

Игровая деятельность

Игровая форма обучения может быть использована при рассмотрении некоторых тем на занятиях по биологии в медицинском вузе. Применение такого метода возможно путем создания игровых приемов и ситуаций, побуждающих студентов к активному познанию. Обычно обучающиеся I курса легко откликаются на занятия, проходящие в игровой форме, элемент игры предполагает получение положительных эмоций и переживаний [21]. Применение деловых игр стимулирует познавательную активность студентов-медиков, побуждает их к анализу, обсуждению и принятию решений, что, в свою очередь, реализует компетентностный подход к системе обучения студентов. В ходе игры обучающимся необходимо проводить всесторонний анализ возникающих ситуаций и принимать взвешенные решения [22].

Ситуационные задачи

Активные методы обучения предполагают формирование у будущих врачей способность не только воспроизводить знания, но и активно использовать их для анализа, оценки и принятия правильного решения в определенной клинической ситуации. Именно поэтому решение ситуационных задач должно быть неотъемлемой частью образовательного процесса в медицинском вузе [23].

Виртуальные лаборатории

Занятия по биологии в медицинском образовательном учреждении предполагают практический компонент: работа с микроскопом, решение задач по молекулярной биологии и генетике, рассмотрение физиологических процессов на животных, оформление протоколов занятия в виде схем и рисунков в альбомах. В связи с изменением учебного плана и сокращением количества часов на некоторые разделы дисциплины не всегда имеется возможность провести реальный эксперимент на занятии (например, моделирование процесса дыхания с использованием легких лягушки), тогда на помощь приходят инновационные методы обучения, в частности - ​виртуальные лаборатории. Они вовлекают обучающегося в активную познавательную деятельность. Использование динамических наглядных моделей позволяет формировать знания, умения и практические навыки действий в реальных ситуациях [24]. Таким образом, использование виртуальных лабораторий на занятиях биологии в вузе позволяет сэкономить время, более подробно изучить сложный процесс, при наличии индивидуальных компьютеров каждый из обучающихся может быть активно включен в работу, кроме того, виртуальный эксперимент отвечает всем требованиям безопасности.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа - ​неотъемлемая часть образовательного процесса современного студента-медика, она становится инструментом профессиональной коммуникации, повышающим мотивацию к освоению будущей профессии [25]. В мире все чаще говорят о "доказательной медицине", предполагающей использование результатов лучших клинических исследований при подборе схемы лечения для конкретного пациента [26]. Помимо образовательного процесса в медицинских вузах, обучающихся привлекает участие в студенческих научных обществах. Основы научно-исследовательской деятельности первокурсники часто получают именно на кафедре биологии. Здесь они совместно с научным руководителем выбирают тему исследования, учатся формулировать цели, задачи, рабочую гипотезу, анализировать источники литературы, строить схему экспериментов, обрабатывать полученные результаты и делать выводы [27]. Участие в научном исследовании, пожалуй, лучший метод активного обучения студентов, способствующий формированию творческого мышления в решении задач науки и прак­тики.

Обсуждение

В современном образовательном процессе в медицинском вузе на занятиях биологии достаточно часто можно использовать работу в микрогруппах. Например, при изучении темы "Филогенез пищеварительной системы" можно разбить обучающихся на микрогруппы и дать каждой из них задание проработать следующие вопросы.

· Эволюция основных способов пищеварения.

· Филогенез пищеварительной сис­темы беспозвоночных животных.

· Филогенез пищеварительной сис­темы позвоночных животных.

· Эмбриогенез пищеварительной сис­темы.

· Пороки развития пищеварительной системы человека.

Аналогичным образом при изучении темы "Молекулярно-генетические основы наследственности" малым группам студентам можно дать для обсуждения следующие вопросы.

· Эксперименты по доказательству роли ДНК в клетке.

· Строение и функции молекулы ДНК.

· Строение РНК, виды РНК, отличительные особенности.

· Эволюция понятия "ген".

· Классификация генов, их роль в процессе хранения и реализации наследственной информации.

После обсуждения в микрогруппах каждая из них считается экспертом по конкретному вопросу. Далее происходит презентация результатов обсуждения, причем обучающиеся других микрогрупп могут задавать вопросы, делать замечания и предложения, приводить примеры.

Деловую игру "Симпозиум эволюционистов" можно использовать для проведения итогового занятия по разделу "Эволюционное учение". Студенты заранее делятся на 2 группы, каждая из них является делегацией некоего научно-исследовательского центра, приехавшей на симпозиум по теории эволюции.

На первом этапе им предстоит сделать презентацию своего центра, в которой необходимо осветить основные направления его деятельности. Второй этап предполагает участие в брейн-ринге на знание основных закономерностей эволюционного учения, примеры вопросов для делегаций представлены ниже.

Необратимый длительный процесс исторического развития органического мира (эволюция).

Автор научного труда "Философия зоологии" (Жан Батист Ламарк).

У видов разных живых организмов, имеющих сходные потребности, возникает (межвидовая борьба за существование).

Современная концепция эволюционного учения (синтетическая теория эволюции).

Вид отбора, поддерживающий фенотип, сформировавшийся в длительно не меняющихся условиях окружающей среды (стабилизирующий естественный отбор).

Примером чего является разнообразие видов вьюрков на Галапагосских островах (экологического видообразования)?

Эволюция таксонов высокого ранга (макроэволюция).

Органы животных, имеющие одинаковое происхождение, но отличимые внешне в связи с разнообразием выполняемых функций (гомологичные).

Проявление у современных организмов признаков их предков (атавизмы).

Возникновение процесса фотосинтеза, появление многоклеточности, развитие полового размножения, смена рогового покрова на шерстный - ​это примеры (ароморфозов).

Изменения, возникающие в процессе жизнедеятельности у конкретной особи вида и не передающиеся по наследству (модификации).

Автор закона зародышевого сходства (Карл Максимович Бэр).

Способ формирования нового подвида, а затем и вида при делении ареала на части (аллопатрическое видообразование).

Третий этап предполагает проверку знания великих ученых-эволюционистов. Студентам предлагаются неподписанные портреты ученых, им необходимо назвать фамилию, имя и вклад в науку. Примеры:

1. Жан Батист Ламарк - ​первая естественная система мира, "Философия зоологии", стремление к совершенству: движущая сила эволюции.

2. Жорж Кювье - ​теория катастроф: объяснение биологического многообразия.

3. Карл Линней - ​первая система живого мира, описал множество видов растений и животных.

4. Карл Бэр - ​автор закона зародышевого сходства.

5. Фриц Мюллер и Эрнст Геккель -​сформулировали основной биогенетический закон.

6. Владимир Иванович Вернадский - ​учение о биосфере.

7. Николай Иванович Вавилов - ​закон гомологических рядов.

8. Александр Иванович Опарин - ​теория биохимической эволюции.

9. Чарлз Дарвин - ​автор первого эволюционного учения.

На завершающем этапе каждому частнику делегации необходимо выполнить тестовые задания по теме "Движущие силы эволюции". После проверки заданий преподавателем баллы участников одной группы суммируются.

Примеры тестовых заданий:

1. Из перечисленных процессов выберите те, которые относятся к микроэволюции:

1) возникновение мутаций и рекомбинаций;

2) ароморфоз;

3) дрейф генов;

4) биологический регресс;

5) идиоадаптация;

6) популяционные волны.

2. Примерами движущей формы естественного отбора можно считать:

1) бабочки березовой пяденицы с темной морфой преобладают над светлой;

2) появление в пруду особей рыб с мутациями, которых съедают хищники;

3) сохраняются особи млекопитающих со средней плодовитостью;

4) замена пятипалой конечности лошади однопалой в ходе эволюции;

5) недоношенные детеныши погибают от недостатка кормовых ресурсов;

6) внутри колонии бактерий появляются клетки, обладающие устойчивостью к конкретному антибиотику.

Подведение итогов: побеждает в деловой игре делегация, набравшая большее количество баллов на всех этапах.

Решение ситуационных задач имитирует будущую клиническую практику. Особенно актуально при обучении студента-медика использование выдержек из истории болезни в тематическом блоке "Филогенез органов и систем человека". Например:

У пациента на рентгенограмме обнаружена правосторонняя дуга аорты. Остаток левой дуги образует дивертикул. Объясните механизм возникновения аномалии. Какой можете дать прогноз в отношении жизни и здоровья пациента?

У 20-летнего мужчины, страдающего синдромом Дауна, во время операции по поводу острой непроходимости тонкой кишки выявлено удвоение поджелудочной железы. Как можно объяснить такое строение поджелудочной с позиции эмбриологии?

На занятиях по разделу "Паразитология" ситуационные задачи также предполагают погружение в будущую профессию, активизируют мыслительный процесс, способствуя формированию целостной картины при разборе клинического случая. Примеры:

У девушки 20 лет, проживающей в деревне на востоке Сибири, рентгенологическое исследование выявило в печени опухолевидное образование с поражением легких, лимфатических узлов и почек. При сборе анамнеза выяснено, что она часто ходит в лес, собирает ягоды и ест их немытыми. Какую паразитарную инвазию можно предположить у пациентки? Почему?

К педиатру обратилась мама девочки 5 лет с жалобами на головную боль, повышенную нервную возбудимость, раздражительность, частый жидкий стул, потерю аппетита, снижение массы тела, боли в животе. При овогельминтоскопии в фекалиях были обнаружены прозрачные бесцветные яйца размером 45-50 мкм с тонкой двухконтурной оболочкой, внутри просматривался зародыш с 6 крючьями. Какой диагноз можно предположить? Какие способы заражения вы можете назвать?

Задачи такого типа помогают первокурснику почувствовать себя в роли врача на занятиях по дисциплине, не относящейся к клиническим. Это поддерживает межпредметные связи и еще раз подтверждает факт того, что биология - ​фундаментальная наука, необходимая для изучения в начале образовательного пути будущего клинициста.

В условиях учебной аудитории, казалось бы, невозможно представить жизненный цикл паразита, кроме как в виде схемы, иллюстрирующей смену хозяев и способы заражения. Однако виртуальная среда позволяет студенту расставить звенья жизненного цикла в правильном порядке, пронаблюдать в динамике, как происходит развитие паразита в теле промежуточного и окончательного хозяина, рассмотреть последовательность мероприятий, позволяющих правильно диагностировать ту или иную паразитарную инвазию.

Учеными разработан ряд методов окрашивания хромосом для установления хромосомных аномалий. В теоретическом аспекте методики окрашивания и результаты в виде фотографий изучаются в теме "Генетика человека" на занятиях биологии, однако провести само исследование в условиях учебной аудитории не представляется возможным. Виртуальная лаборатория может позволить провести все этапы дифференциального окрашивания хромосом с получением результата анализа, что, безусловно, вызовет интерес у будущего врача и подчеркнет важность теоретических знаний для последующего практического применения.

Темы научных работ участников конференции молодых исследователей и студентов в секции "Медицинская биология" могут охватывать совершенно разные области биологии: молекулярную и клеточную биологию, генетику, теорию эволюции, паразитологию. Так, например, в рамках проведения 81-й Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов "Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины" в ФГБОУ ВО "ВолгГМУ" Минздрава России весной 2023 г. при работе секции "Медицинская биология" были заслушаны 15 докладов первокурсников из разных городов России. Обучающиеся рассказывали о возможностях применения различных методов световой микроскопии в медицине и биологии, роли домашних и диких животных в распространении паразитарных заболеваний человека, потенциале микро-рРНК в диагностике онкологических заболеваний, филогенезе зубной системы человека в реальном времени и о многом другом.

Заключение

Активные методы обучения предполагают усиление мотивации студента при изучении дисциплины, способствуют раскрытию интеллектуального и когнитивного потенциала, уменьшению психологического дискомфорта в новых условиях образовательной среды вуза. Изучение биологии на I курсе медицинского университета предполагает формирование базиса для понимания строения и функционирования человеческого организма на всех уровнях организации жизни: от молекулярного до организменного, учитывая различные варианты взаимоотношений с живой и неживой природой. Именно поэтому так важно привить студенту желание активно участвовать в образовательном процессе, поощрять стремление к познанию и саморазвитию, что постепенно будет готовить его к будущей профессиональной деятельности. Помимо традиционной формы подачи материала в виде лекций, следует эффективно использовать такие активные методы преподавания предмета, как игровая деятельность, решение ситуационных задач, работа в малых группах, эксперименты в виртуальных лабораториях, вовлечение в научно-исследовательскую деятельность.

Литература

1.Балахонов А.В. Биология в медицинском образовании // Биосфера. 2011. Т. 3. № 1. С. 59-66.

2.Orlov A.A., Pazukhina S.V., Yakushin A.V., Ponomareva T.M. A study of first-year students’ adaptation difficulties as the basis to promote their personal development in university education // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11, N. 1. P. 71-83.

3.Gonta I., Bulgac A. The adaptation of students to the academic environment in university // Romanian Journal for Multidimensional Education/Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2019. Vol. 11. N. 3. P. 34-44. DOI: https://www.doi.org/10/18662/rrem/137

4.Чумаков В.И., Шишкина Е.В., Чумаков И.В. Социокоммуникативная адаптация студентов первого курса в медицинском ВУЗе // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № 5. С. 30-37 (a). DOI: https://www.doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3497

5.Church F.C. Active learning: basic science workshops, clinical science cases, and medical role-playing in an undergraduate biology course // Education Sciences. 2021. Vol. 11, N. 8. P. 370. DOI: https://www.doi.org/10.3390/educsci11080370

6.Konopka C.L., Adaime M.B., Pedro Mosele H. Active teaching and learning methodologies: some considerations // Creative Education. 2015. Vol. 6, N. 14. P. 1536. DOI: https://www.doi.org/10.4236/ce.2015.614154

7.McGreevy K.M., Church F.C. Active learning: subtypes, intra-exam comparison, and student survey in an undergraduate biology course // Education sciences. 2020. Vol. 10, N. 7. P. 185 -130. DOI: https://www.doi.org/10.3390/educsci10070185

8.Коптева Г.Г. О мотивации студентов высшего учебного заведения: проблема и поиски решения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. Т. 48. С. 235-246.

9.Барсукова Н.В. Студент как ответственный субъект образовательного процесса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (146). С. 20-23.

10. Кузема Т.Б. Особенности фасилитативного взаимодействия в образовательном процессе высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 178-180.

11. Matthews K.E., Lorelei A.D., Turner H.J. Conceptions of students as partners // Higher Education. 2018. Vol. 76. P. 957-971. DOI: https://www.doi.org/10.1007/s10734-018-0257-y

12. Шишкина Е.В., Артюхина А.И., Хавронина В.Н., Чумаков, В.И. Факторы достижения доверия в диаде преподаватель-студент в педагогическом процессе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 5. С. 13-19.

13. Чумаков В.И., Чумаков И.В. Саморазвитие студента-будущего врача в условиях образовательной среды медицинского ВУЗа // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № 5. С. 23-29 (b). DOI: https://www.doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3500

14. Страхова Г.А., Страхов А.А. Активные формы и методы преподавания в современном образовании // Проблемы педагогики. 2017. № 9 (32). С. 39-42.

15. Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 14. С. 136-144.

16. Omelicheva M.Y., Avdeyeva O. Teaching with lecture or debate? Testing the effectiveness of traditional versus active learning methods of instruction // PS: Political Science & Politics. 2008. Vol. 41, N. 3. P. 603-607. DOI: https://www.doi.org/10.1017/S1049096508080815

17. Черная Л.В., Лазуткина Е.А. Интеграция различных видов деятельности на кафедре биологии Омского государственного медицинского университета // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 1. С. 85-90.

18. Fraser W.J., Beyleveld M., De Villiers J.J.R. The use of active learning in a private higher education institution: The lecturer’s perspective // South African Journal of Higher Education. 2019. Vol. 33, N. 2. P. 16-28. DOI: https://www.doi.org/10.20853/33-2-2804

19. Горшкова О.В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Концепт. 2017. № 3. С. 10-15.

20. Toledo-Pereyra L.H. Exercitatio anatomica de motus cordis et sanguinis in animalibus surgical revolution // Journal of investigative surgery: the official journal of the Academy of Surgical Research. 2008. Vol. 21, N. 6. P. 302-310. DOI: https://www.doi.org/10.1080/08941930802511603

21. Abdixalilovna I.S., Viyaya A.S. Применения инновационных методов обучения на занятиях медицинская биология // PEDAGOGS international research journal. 2022. Vol. 23, N 1. P. 156-158.

22. Орлянская Т.Я., Володичева Т.Б., Актушина Г.А. Использование элементов деловых игр в преподавании дисциплины "Основы медицинской генетики" как способ формирования основ клинического мышления у будущих врачей // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 7. С. 205-209.

23. Тишков Д.С., Брусенцова А.Е., Перетягина И.Н., Макарова М.В. Использование активных форм обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12 (часть 8). С. 1519-1521.

24. Каромова Д.З. Использование технологии виртуального обучения в преподавании биологических наук // Экономика и социум. 2023. № 3-1 (106). С. 353-359.

25. Маметьева О.С., Супрун Н.Г., Халикова Д.А. Научно-исследовательская работа студентов вуза: результативность и проблемы организации // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 8.

26. Наркевич А.Н., Виноградов К.А., Шадрин К.В. Доказательная медицина. Красноярск: КрасГМУ, 2019. 132 с.

27. Бикметова Э.Р. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в формировании профессиональных компетенций // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2022. № 11. С. 28-31.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»