ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА С ДВУМЯ ВРАЧЕБНЫМИ КВАЛИФИКАЦИЯМИ

Резюме

В данной статье рассматривается пример проектирования программы специалитета, по результатам освоения которой выпускнику присваиваются 2 врачебные квалификации. Освещены и обсуждены условия для проектирования такой образовательной программы, возможные трудности при организации проведения государственной итоговой аттестации выпускников, а также аспекты, связанные с допуском к медицинской деятельности. Представленная образовательная про­грамма с 2 квалификациями может использоваться образовательными организациями высшего образования при проектировании образовательных программ с целью повышения конкурентоспособности и привлекательности для абитуриентов.

Ключевые слова:специалитет; врач-биофизик; врач-кибернетик; медицинская биофизика; медицинская кибернетика; квалификация; диплом; федеральный государственный образовательный стандарт; профессиональный стандарт; профессиональная компетенция

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бодров А.В. Проектирование образовательной программы специалитета с двумя врачебными квалификациями // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 4. С. 8-20. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-8-20

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ1 с 1 сентября 2021 г. организации, осуществляющие образовательную деятельность, получили возможность разрабатывать уникальные образовательные программы. Уникальность таких образовательных программ заключается в том, что по результатам их освоения выпускникам может быть присвоено как минимум две квалификации по разным направлениям подготовки или специальностям, то есть по одной квалификации в рамках одного направления подготовки (специальности). Подобная возможность, как представляется, призвана расширить спектр для трудоустройства выпускников, а для образовательных организаций повысить привлекательность и конкурентоспособность образовательных программ для абитуриентов.

Цель работы - ​предложение инновационной программы специалитета, относящейся к укрупненной группе специальностей (УГС) "фундаментальная медицина", а именно по специальностям "медицинская биофизика" и "медицинская кибернетика", по завершении которой выпускнику присваиваются 2 врачебные квалификации по 2 специальностям.

Задачами исследования выступают рассмотрение условий для проектирования такой образовательной программы, анализ возможных трудностей при организации проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников, а также обсуждение аспектов, связанных с допуском к медицинской деятельности по специальностям в соответствии с присвоенными квалификациями.

Материал и методы

Выполнен анализ положений нормативных правовых актов, составляющих образовательное законодательство, а также разрешительную систему здравоохранения в части допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности. Методической основой для разработки темы статьи стали Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, преду­сматривающие возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций. Методы исследования - сравнительно-правовой, нормативно-логический.

Результаты и обсуждение

Нормативно-правовая база

Предпосылкой к появлению рассматриваемого вопроса стали поручения Президента Российской Федерации 2 о получении обучающимися дополнительной квалификации в рамках освоения ими основных профессиональных образовательных программ, а также на предоставление обучающимся по образовательным программам высшего образования права получения на бесплатной основе дополнительной квалификации. На основании этого и были внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере образования.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ​Закон об образовании) обучающимся предоставлено академическое право на получение одной или нескольких квалификаций. В свою очередь, ч. 8.1 ст. 12 Закона об образовании предусмотрено, что образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений (УГСН) подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций. На основании Закона об образовании п. 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - ​программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры 3 (далее - ​Порядок организации и осуществления образовательной деятельности) предусмотрена аналогичная норма, а именно при реализации образовательных программ организация обеспечивает обучающимся возможность одновременного получения нескольких квалификаций в порядке, установленном локальным нормативным актом организации. Таким образом, образовательным законодательством предусмотрены условия для проектирования образовательных программ с несколькими квалификациями.

В свою очередь, образцами документов о высшем образовании и о квалификации 4 предусмотрена возможность внесения нескольких квалификаций, а равно и пп. 3 п. 7 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов 5 предусмотрено, что в дипломе бакалавра, дипломе специалиста, дипломе магистра может указываться наименование(я) присвоенной(ых) в рамках соответствующей образовательной программы дополнительной(ых) квалификации(й) (при наличии).

Программа специалитета с 2 врачебными квалификациями

Необходимо отметить, что на данный момент работ в данном направлении немного. Так, ранее нами в статье [1] анализировался вопрос одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций, а именно были рассмотрены 2 модели (схемы) такой возможности: 1) реализация одной программы бакалавриата или программы магистратуры по нескольким направлениям подготовки; 2) реализация образовательной программы по направлению подготовки с дополнительными профессиональными компетенциями, отнесенными к другому направлению подготовки. В той или иной мере проблематика в отношении специальностей "медицинская биофизика" и "медицинская кибернетика" освещалась в работах ранее [2, 3], также обсуждался вопрос о возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций [4, 5]. Авторы статьи [4] отметили, что Федеральные учебно-методические объединения в системе высшего образования по УГСН 38.00.00 "Экономика и управление", Национальное агентство развития квалификаций, Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка провели ряд совместных заседаний, создали совместную рабочую группу по подготовке методических рекомендаций по разработке и реализации образовательных программ, предоставляющих возможность одновременного получения обучающемуся нескольких квалификаций, и проведения независимой оценки квалификаций. В статье [5] авторы также отметили, что 2 квалификации могут быть получены в результате интеграции 2 образовательных программ, то есть без увеличения сроков за счет оптимизации объемов теоретического обучения.

Методической основой для проектирования программы специалитета с 2 врачебными квалификациями стали Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций 6 (далее - ​Методические рекомендации). За основу взята модель, в которой образовательная программа высшего образования реализуется по нескольким направлениям подготовки (специальностям) соответствующего уровня высшего образования. Приведенная модель основывается на норме, предусмотренной п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности, согласно которой образовательная организация вправе реализовывать по нескольким специальностям одну программу специалитета или в терминах Методических рекомендаций - ​интегрированную образовательную программу по нескольким специальностям, предусматривающую получение выпускником нескольких квалификаций высшего образования (далее - ​интегрированная образовательная программа).

Согласно порядку разработки и реализации образовательной программы высшего образования по нескольким направлениям подготовки (специальностям) соответствующего уровня высшего образования в соответствии с этой моделью при разработке интегрированной образовательной программы рекомендуется придерживаться следующей последовательности (выборочно):

· учитывать требования всех соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) одного уровня высшего образования (в том числе срок обучения, объем образовательной программы);

· объем интегрированной образовательной программы, а также объем каждого блока дисциплин (модулей), практик, ГИА устанавливаются в рамках объемов, предусмотренных соответствующими ФГОС ВО (если требования к объему программы и/или ее блоков во ФГОС ВО различаются, при разработке образовательной программы берется большее значение);

· при реализации интегрированной образовательной программы выстраи­вать учебный процесс необходимо с учетом равноценности получаемых выпускником квалификаций;

· интегрированная образовательная программа должна устанавливать весь перечень общепрофессиональных компетенций, установленных соответствующими ФГОС ВО;

· профессиональные компетенции, а также дисциплины (модули) и прак­тики, в рамках которых формируются компетенции, организация определяет самостоятельно на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), квалификационных справочников и/или требований рынка труда с учетом присваиваемых выпускнику квалификаций;

· при разработке интегрированной образовательной программы организация выбирает один или несколько типов учебной практики и один или несколько типов производственной практики из каждого перечня, установленного соответствующими ФГОС ВО;

· ГИА обучающихся по интегрированной образовательной программе должна быть направлена на определение соответствия результатов освоения обучающимися программы требованиям всех соответствующих ФГОС ВО (в случае если одним ФГОС ВО предусмотрены исключительно подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы, а другим ФГОС ВО предусмотрены в том числе подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, то организации при реализации интегрированной образовательной программы необходимо предусмотреть обе формы ГИА);

· организация создает государственную экзаменационную и апелляционную комиссии по интегрированной образовательной программе или несколько государственных экзаменационных и апелляционных комиссий по соответствующим специальностям. Членами государственной экзаменационной комиссии являются ведущие специалисты, в том числе представители работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности по каждой квалификации, предусмотренной программой.

Для разработки интегрированной образовательной программы из УГС "Фундаментальная медицина"7 нами были выбраны специальности "Медицинская биофизика" (условно 1-я - ​основная квалификация) и "Медицинская кибернетика" (условно 2-я - ​дополнительная квалификация). Выбор данных специальностей обусловлен тем, что они являются достаточно близкородственными и по ним можно достаточно успешно обеспечить условия, приведенные выше, например по выстраиванию учебного процесса с учетом равноценности получаемых выпускником квалификаций. Также выбор данных специальностей связан с целью повышения их привлекательности и конкурентоспособности в системе высшего медицинского образования в рамках реализации интегрированной образовательной программы.

Для реализации рассматриваемой интегрированной образовательной программы образовательная организация высшего образования должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по данным специальностям и государственную аккредитацию образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам в отношении УГС 30.00.00 "Фундаментальная медицина" (высшее образование - ​специалитет).

Для дальнейшей разработки интегрированной образовательной программы необходимо проанализировать требования ФГОС ВО по каждой специальности. Необходимо сразу отметить, что структура и объем программ специалитета по специальностям "медицинская биофизика"8 и "медицинская кибернетика"9 являются идентичными. Далее, согласно Методическим рекомендациям, рассмотрим требования ФГОС ВО в части содержания блоков 2 и 3.

В части требований ФГОС ВО к содержанию блоков 2 и 3 по специальностям "медицинская биофизика" и "медицинская кибернетика" также необходимо отметить их полную идентичность. В блок 2 входят следующие типы учебной практики: ознакомительная практика; педагогическая практика; научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы), - и следующие типы производственной практики: клиническая практика; педагогическая практика; преддипломная практика; научно-исследовательская работа. Блок 3 в обоих ФГОС ВО включает подготовку к сдаче и сдачу государственного экзамена; подготовку к процедуре защиты и защиту выпускной квалификационной работы. В качестве единственного нюанса можно выделить то, что в п. 2.4 ФГОС ВО по специальности "медицинская кибернетика" для выполнения выпускной квалификационной работы установлена обязательная преддипломная практика. Во ФГОС ВО по специальности "медицинская биофизика" такое требование не установлено, хотя выполнение выпускной квалификационной работы также предусмотрено.

Таким образом, для соблюдения условий Методических рекомендаций по организации практик в интегрированной образовательной программе необходимо предусмотреть как минимум по 2 типа учебной и производственной практики [например, учебная практика: ознакомительная прак­тика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы); производственная практика: клиническая практика, преддип­ломная практика]. ГИА выпускников будет включать 2 государственных аттестационных испытания, как того требуют оба ФГОС ВО.

Требования к результатам освоения программ специалитета в части универсальных компетенций являются абсолютно одинаковыми и только на уровне общепрофессиональных компетенций (далее - ​ОПК) имеются незначительные отличия. ФГОС ВО в программе специалитета по специальности "медицинская биофизика" установлено 8 ОПК, а по специальности "медицинская кибернетика" - ​9. Содержательно по программам специалитета различается только ОПК‑5, остальные ОПК имеют одинаковую редакцию. Таким образом, следует отметить, что в требованиях к результатам освоения интегрированной образовательной программы в части ОПК должно быть установлено 10 ОПК, что согласуется с методическими рекомендациями.

Согласно ФГОС ВО профессиональные компетенции определяются организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии). При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов организация осуществляет выбор стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и/или иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещенного на специализированном сайте Минтруда России "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов). Из каждого выбранного профессионального стандарта организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее - ​ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации и требований раздела "Требования к образованию и обучению". ОТФ может быть выделена полностью или частично. В нашем случае за основу берем одноименные профессиональные стандарты, приведенные в приложении к ФГОС ВО. Перечень ОТФ каждого из профессиональных стандартов приведен в таблице.

Таким образом, для определения профессиональных компетенций необходимо выделить как минимум по одной ОТФ из каждого профессионального стандарта, например ОТФ "Проведение функциональной диагностики органов и систем человеческого организма" из профессионального стандарта "Врач-биофизик" и ОТФ "Ведение статистического учета в медицинской организации" из профессионального стандарта "Врач-кибернетик". Далее, согласно ФГОС ВО, образовательная организация самостоя­тельно устанавливает в программе специалитета индикаторы достижения компетенций. Необходимо также отметить, что должность врача-статистика предусмотрена только в рамках ОТФ "Ведение статистического учета в медицинской организации".

В статье [6] и в рекомендациях по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ 12 [7] авторы из ФГБУ "ВНИИ труда" дали рекомендации по учету положений профессио­нальных стандартов при формировании перечня профессиональных компетенций (далее - ​ПК). При формировании перечня ПК в образовательной программе нужно: про­анализировать необходимые умения и необходимые знания в трудовой функции в рамках выделенной ОТФ; сформулировать ПК в соответствии с задачами профессиональной деятельности выпускников. Вербальный маркер ПК - ​прилагательное "способен". В свою очередь, индикаторы достижения компетенций (далее - ​ИДК) формулируются на основе трудовых действий, необходимых для выполнения трудовой функции, и описываются дескрипторами - ​предметными, конкретными результатами обучения, которые демонстрирует студент в ходе освоения компетенции. Вербальные маркеры ИДК - глаголы "применяет", "проводит", "готовит", "обслуживает", "решает", "выбирает", "анализирует" и пр. [6, 7]. Перечень трудовых функций в рамках выделенной ОТФ из профессионального стандарта "Врач-биофизик" включает: исследование и оценку состояния функции внешнего дыхания; проведение функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы; исследование и оценку функционального состояния нервной системы; проведение санитарно-гигиенического просвещения населения с целью формирования здорового образа жизни; ведение медицинской документации и организацию деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала; оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме. В свою очередь, перечень трудовых функций в рамках выделенной ОТФ из профессионального стандарта "Врач-кибернетик" включает: выполнение статистического учета и составление отчетности медицинской организации; оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме.

Таким образом, если рассматривать 2-ю дополнительную квалификацию в рамках специальности "медицинская кибернетика", то в требованиях к результатам освоения интегрированной программы специалитета необходимо установить дополнительно профессиональные компетенции для выполнения одной трудовой функции "Выполнение статистического учета и составление отчетности медицинской организации", так как трудовая функция по оказанию медицинской помощи пациентам в экстренной форме предусмотрена обоими профессиональными стандартами.

Государственная итоговая аттестация

Не может не возникнуть вопрос об организации проведения ГИА выпускников, успешно освоивших интегрированную образовательную программу, по результатам которой им присваивается две квалификации.

Согласно п. 21 Порядка проведения ГИА по образовательным программам высшего образования - ​программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры13, государственные экзаменационные комиссии создаются в образовательной организации по каждой специальности и направлению подготовки, или по каждой образовательной программе, или по ряду специальностей и направлений подготовки, или по ряду образовательных программ. По рассматриваемой интегрированной образовательной программе, таким образом, можно создать одну государственную экзаменационную комиссию (далее - ​ГЭК) либо как непосредственно по самой образовательной программе, либо в рамках 2 специальностей. В приведенном примере создания комиссии вопросом является кандидатура председателя ГЭК, а точнее говоря, в каком виде (формате) он будет утвержден, - ​наиболее очевидным видится представление в качестве председателя ГЭК одного и того же лица по 2 специальностям. Впрочем, никто не запрещает создать 2 ГЭК по 2 специальностям с разными председателями ГЭК. Правда, в последнем варианте может возникнуть вопрос, какая из комиссий будет принимать, какое из 2 государственное аттестационное испытание? Во избежание дилеммы рациональным считаем прием государственных аттестационных испытаний одной ГЭК. Повторно также необходимо отметить требование Методических рекомендаций о том, что членами ГЭК должны быть ведущие специалисты, в том числе представители работодателей или их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности по каждой квалификации, предусмотренной образовательной программой.

Далее нельзя не сказать о финальном этапе для выпускников, успешно прошедших ГИА, а именно о получении документов о высшем образовании и о квалификации - ​дипломов специалиста. Как уже было отмечено ранее, согласно пп. 3 п. 7 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов, в дипломе бакалавра, дипломе специалиста, дипломе магистра могут указываться наименование(я) присвоенной(ых) в рамках соответствующей образовательной программы дополнительной(ых) квалификации(й) (при наличии), код и наименование специальности или направления подготовки, по которым присвоена соответствующая квалификация. Таким образом, правая часть оборотной стороны титула диплома, выданного по результатам освоения рассматриваемой интегрированной программы специалитета, будет выглядеть следующим образом (см. рисунок).

Медицинская деятельность

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.

В соответствии с п. 2 Положения об аккредитации специалистов 14 аккредитация специалиста проводится в отношении в том числе лиц, завершивших освоение основных профессиональных образовательных программ высшего медицинского образования и высшего фармацевтического образования - ​программ бакалавриата, программ специалитета, имеющих государственную аккредитацию. Таким образом, выпускник формально будет иметь право подать заявление о допуске к аккредитации специа­листа по 2 специальностям "медицинская биофизика" и "медицинская кибернетика". В отношении дополнительной квалификации врача-кибернетика и возможности прохождения аккредитации специалиста по специальности "медицинская кибернетика" можно аргументировать тем, что, согласно ч. 8 ст. 60 Закона об образовании, уровень профессионального образования и квалификация (квалификации), указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим ГИА, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и/или квалификации.

Заключение

Представленная в статье интегрированная программа специалитета по специальностям "медицинская биофизика" и "медицинская кибернетика" является примером программы специалитета с 2 врачебными квалификациями. В сфере высшего медицинского образования и в сфере здраво­охранения подобная программа может обладать конкурентным преимуществом, так как выпускник данной программы имеет право осуществлять медицинскую деятельность по 2 специальностям при условии прохождения аккредитации специалиста. Существенным ограничением интегрированной образовательной программы является условие выстраивания учебного процесса с учетом равноценности получаемых выпускником квалификаций.

Возможно, дискуссионным и требующим дальнейшей проработки является вопрос организации приема на обучение по интегрированной образовательной программе. П. 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - ​программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры15 предусмотрен многопрофильный конкурс по образовательной программе, сформированной по нескольким специальностям или направлениям подготовки в пределах укрупненной группы. Многопрофильный конкурс проводится в случае, если кон­трольные цифры установлены по укрупненной группе, а также если контрольные цифры по соответствующим специальностям или направлениям подготовки не установлены. Таким образом, открытым остается вопрос организации приемной кампании на интегрированную программу специалитета в случае установления образовательной организации контрольных цифр по каждой специальности, входящей в данную образовательную программу. Нужно отметить, что по специальности "медицинская биофизика" обязательным общеобразовательным вступительным испытанием является предмет физика, а по специальности "медицинская кибернетика" - ​математика16. Хотя следует отметить, что п. 19 рассматриваемого здесь Порядка при проведении многопрофильного конкурса организация высшего образования устанавливает общеобразовательные вступительные испытания по предметам, соответствующим одной или нескольким специальностям или направлениям подготовки, включенным в конкурс.

1 Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”".

2 Перечень поручений по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию (утв. Президентом РФ 28 марта 2020 г. № Пр‑589); Поручение Президента РФ от 10 июня 2020 г. № Пр‑955 "Перечень поручений по итогам совещания о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции".

3 Приказ Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. № 245 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - ​программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".

4 Приказ Минобрнауки России от 22 июля 2021 г. № 645 "Об утверждении образцов и описания документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним".

5 Приказ Минобрнауки России от 27 июля 2021 г. № 670 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов".

6 Письмо Минобрнауки России от 21 июля 2023 г. № МН‑5/2645-ДА "О применении отдельных норм законодательства об образовании" (URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles//metod/Ps_MON__5_2645_DA_21072023.pdf).

7 Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования".

8 Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2020 г. № 1002 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - ​специалитет по специальности 30.05.02 “Медицинская биофизика”".

9 Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2020 г. № 1006 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - ​специалитет по специальности 30.05.03 “Медицинская кибернетика”".

10 Приказ Минтруда России от 4 августа 2017 г. № 611н "Об утверждении профессионального стандарта “Врач-биофизик”".

11 Приказ Минтруда России от 4 августа 2017 г. № 610н "Об утверждении профессионального стандарта “Врач-кибернетик”".

12 URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles//Library/reomm_profstand_2023.pdf

13 Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - ​программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры".

14 Приказ Минздрава России от 28 октября 2022 г. № 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов".

15 Приказ Минобрнауки России от 21 августа 2020 г. № 1076 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - ​программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".

16 Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 6 августа 2021 г. № 722 "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - ​программам бакалавриата и программам специалитета".

Литература

1. Бодров А.В. К вопросу об одновременном получении обучающимися нескольких квалификаций // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26, № 2. С. 59-66. DOI: https://www.doi.org/10.15826/umpa.2022.02.012

2. Бодров А.В. Профессиональный стандарт "Врач-рентгенолог": обсуждение требований к образованию и обучению // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. № 4. С. 151-158. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-151-158

3. Бодров А.В. Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам: обзор изменений и анализ проблем // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023. № 2. С. 505-521. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2312-2935-2023-2-505-521

4. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 3. С. 338-349. DOI: https://www.doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_3_3_338_349

5. Боцоева А.В., Молчанова Е.В. Проблемные аспекты преемственности и интеграции образовательных программ в "пост-Болонской" парадигме // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-3. С. 40-44.

6. Зайцева О.М., Волошановская Ю.Э., Новиков П.Н. Учет профессиональных стандартов как основы формирования образовательных программ высшего образования // Социально-трудовые исследования. 2022. Т. 49. № 4. С. 133-148. DOI: https://www.doi.org/10.34022/2658-3712-2022-49-4-133-148

7. Зайцева О.М., Новиков П.Н., Волошановская Ю.Э., Гончарова А.А., Савина Н.М. Рекомендации по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ. Москва : Перо, 2023. 39 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»