ТЕЗИСЫ II МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА РОСМЕДОБР (18-21 ОКТЯБРЯ 2023 г., МОСКВА)

Обучение информационным и цифровым технологиям студентов программы специалитета "Лечебное дело" и ординаторов

Кухарчик Г.А., Лумпова А.Н., Айсина Н.А., Овечкина М.А., Закревская С.Б., Петрова Н.Н., Михайлова Н.В., Курапеев Д.И., Пармон Е.В.

ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Резюме. Показаны подходы к реализации базового образования в области цифровых и информационных технологий в медицине и углубленного в случае выбора индивидуальной образовательной траектории "Искусственный интеллект в медицине и здравоохранении" при реализации программы специалитета "Лечебное дело" в ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России. Отражены ключевые подходы к формированию цифровых и информационных компетенций в ординатуре, обучению технологиям искусственного интеллекта (ИИ). Приведены результаты опроса ординаторов.

Информационные и цифровые технологии (ИТ и ЦТ) стремительно развиваются и становятся все более востребованными в медицине и в здравоохранении. Это ведет к появлению новых вызовов для медицинского образования. Сегодня существует огромное количество онлайн-курсов для повышения информационной грамотности, обучения анализу данных, использованию технологий ИИ, создаются новые цифровые платформы, открываются цифровые кафедры, разрабатываются новые дисциплины и модули.

Во ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России студенты, обучающиеся по программе специалитета "Лечебное дело", получают базовое образование в области ЦТ и ИТ в медицине или углубленное в случае выбора индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) "ИИ в медицине и здравоохранении".

В программу включены следующие дисциплины: "Информационные технологии в медицине", "Биостатистика и математическое моделирование в медицине", "Телемедицинские технологии", - которые знакомят с общими понятиями, философией искусственного и гибридного интеллекта, сферой применения ЦТ и ИТ в медицине.

При выборе ИОТ реализовано углубленное изучение подходов к математическому моделированию, прогнозированию исходов заболеваний, использованию алгоритмов машинного обучения, моделированию нейробиологических и нейрофизиологических процессов.

Нами было разработано 10 дисциплин, которые включены в программу при выборе ИОТ, например: "Основы анализа медицинских данных", "Нейронные сети в медицине", "Робот-ассистированные и малоинвазивные методы лечения в урологии", "Интегративная нейрофизиология", "Информационные системы с использованием ИИ и аналитики больших данных для врачей". Студенты принимают активное участие в мероприятиях и проектах, связанных с применением ЦТ и методов ИИ в медицине, изучают технологии "умной палаты" и "умной клиники". Практический опыт применения технологий реализуется не только в рамках ряда дисциплин, но и при прохождении практики по научно-исследовательской работе.

Обучение в ординатуре дает возможность расширить свои знания в области технологий ИИ в медицине. Дисциплины направлены на формирование цифровых и информационных компетенций, включая обучение методам сбора и обработки аналитической информации, получение навыков использования современных ИТ для поддержки принятия решений.

На практике у ординаторов формируются навыки создания алгоритмов для экспертных и информационно-вычислительных систем в здравоохранении. Существует специфика программ, особенно в контексте профильных дисциплин в зависимости от специальности ординатуры. Например, ординаторы по специальности "Лучевая диагностика" изучают подходы к обработке больших данных медицинской визуализации, технологии анализа изображений в магнитно-резонансной (МРТ) и в компьютерной томографии (КТ), текущие проекты и мировые исследования в сфере технологий компьютерного зрения и технологий анализа изображений, физико-технические основы методов лучевой диагностики и медицинской визуализации с отдельным изложением основ рентгенодиагностики, КТ и МРТ, организацию, хранение данных, логистику, PACS-системы, различные инструменты для работы с DICOM (форматы, просмотровщики, конвертеры).

Важное значение при освоении программ имеют заинтересованность и обратная связь со стороны обучающихся. Было проведено анкетирование ординаторов, в котором приняли участие 336 обучающихся по разным специальностям. На вопрос

"Достаточно ли времени и внимания уделено методам и технологиям ИИ и ЦТ в программе обучения?" только 73 (21,7%) ординатора ответили "достаточно"; 244 (72,%) - "мало". Это свидетельствует о большой востребованности данных программ у обучающихся. 39% ординаторов отметили, что регулярно или периодически посещают конференции и другие мероприятия, посвященные вопросам машинного обучения и ЦТ. На вопрос о том, какие барьеры отмечают ординаторы при использовании ИИ и ЦТ, среди наиболее частых ответов: "барьеров нет" - 62 (18,5%) респондента и "недостаточно базовых знаний" - 89 (26,5%). По всей видимости, это связано с разным исходным уровнем знаний, поступающих в ординатуру. Однако в ряде ответов проявлялся некоторый диссонанс, что свидетельствует о недостаточном понимании возможностей применения ИТ и ЦТ. На вопрос "Считаете ли Вы необходимым дополнить программу обучения по Вашей специальности обучением по применению технологии ИИ и ЦТ?" положительно ответили 72 (21,4%) ординатора. Наиболее часто из дисциплин по выбору ординаторы выбирали "Использование технологий ИИ и ЦТ в изучаемой специальности" - 176 (52,4%).

Заключение. Внедрение в образовательные программы специалитета и ординатуры дисциплин, направленных на получение цифровых и информационных компетенций, востребовано и неуклонно растет. Обучающиеся по программам высшего образования в медицине в большинстве случаев занимают проактивную позицию в отношении использования технологий ИИ и ЦТ. Важно проводить своевременный пересмотр образовательных программ как специалитета, так и ординатуры для формирования необходимых цифровых и информационных компетенций выпускников.

Механизмы, достижения и перспективы межвузовской интеграции по внедрению технологий виртуальной микроскопии в систему высшего медицинского образования

Павлов А.В., Куликов С.В., Демура Т.А., Николенко В.Н., Яцковский А.Н., Проценко Д.Д., Орлинская Н.Ю., Воронцова З.А., Банин В.В., Макарова Н.А., Зиматкин С.М.

ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России, Ярославль, Российская Федерация

Резюме. Подведены итоги межвузовского взаимодействия в рамках совместных проектов Центра компетенций в области виртуальной цифровой микроскопии ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России и на платформе "ГЭОТАР-Цифра". Основные достижения: создание коллекций виртуальных цифровых препаратов, интерактивного атласа по гистологии, организация международных студенческих онлайн-олимпиад по гистологии, реализация программ повышения квалификации преподавателей в сфере цифровой микроскопии. Сформулированы направления дальнейшей совместной работы.

Цель - подведение итогов межвузовского взаимодействия в сфере виртуальной микроскопии за 2022-2023 гг. по формированию цифровой морфологической экосистемы высшего медицинского образования.

Механизмы межвузовской интеграции:

  • в рамках совместных проектов, реализуемых Центром компетенций в области виртуальной цифровой микроскопии

ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России;

  • работа специалистов разных вузов над крупными цифровыми проектами на платформе "ГЭОТАР-Цифра".

Основные результаты совместной работы:

  • создание полнофункциональных коллекций виртуальных микроскопических и анатомических препаратов по базовым морфологическим дисциплинам (гистология, патологическая анатомия);
  • формирование специализированных тематических коллекций ("Медицинская эмбриология", "Возрастная гистология",

"Клеточные технологии", "Медицинская паразитология");

  • завершение работы над интерактивными атласами "Цитология и общая гистология", "Частная гистология" ("ГЭОТАР- Цифра"), над англоязычной версией практикума "Виртуальная гистология для будущих врачей";
  • организация и проведение 3 международных студенческих онлайн-олимпиад по общей и частной гистологии (участники - 1945 студентов из 58 вузов России, Узбекистана и Белоруссии);
  • разработка и реализация программ повышения квалификации преподавателей "Технологии виртуальной микроскопии в преподавании морфологических дисциплин (базовый курс)", "Использование цифровых технологий в преподавании морфологических дисциплин (сетевая программа)" (на базе 3 вузов прошли обучение 68 преподавателей);
  • в рамках XIV Общероссийской конференции с международным участием "Неделя медицинского образования - 2023" впервые проведены заседания двух специализированных секций ("Цифровые технологии и виртуальная микроскопия в преподавании морфологических дисциплин", "Цифровая морфология и медицинское образование").

Задачи и перспективы:

  • расширение перечня организаций-партнеров и спектра проектов, направленных на формирование целостной системы ресурсов для дистанционного обучения и работы в учебных классах - атласы, тематические демонстрационные коллекции для преподавателей, виртуальные практикумы, гибридные (бумажные/электронные) издания;
  • организация эффективной системы регистрации совместных объектов интеллектуальной собственности и экспертизы созданных электронных ресурсов для внедрения в учебный процесс на федеральном уровне;
  • расширение участия в межвузовских проектах в рамках программы "Приоритет-2030" и Консорциума цифровых медицинских университетов.

Использование геймификации и творческих практик при изучении анатомии человека в программах высшего медицинского образования

Коняева А.Д.

ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, Томск, Российская Федерация

Резюме. В ходе исследования проведена оценка эффективности по использованию нестандартных методик, таких как геймификация и творческие практики (рисование, лепка, сочинительство), в ходе изучения анатомии человека. Опрос студентов показал, что использование геймификации и творческих практик в ходе реализации образовательного процесса способствует углублению знаний, облегчает восприятие сложного контента и делает образовательный процесс динамичным и интересным.

Анатомия человека - это фундаментальная дисциплина в программе высшего медицинского образования, которая традиционно является сложной для понимания и усвоения у студентов. Соответственно, актуальным становится выбор образовательных подходов и технологий, обеспечивающих снижения уровня данных дидактических трудностей.

Анализ педагогического знания показывает, что к числу таких подходов могут быть отнесены геймификация и творческие практики.

Геймификация и использование творческих практик при изучении анатомии человека оправданы с точки зрения нейрофизиологии, так как в процессе игровой и творческой деятельности задействуются те участки коры головного мозга, которые не активизируются во время обычного заучивания материала.

В ходе реализации образовательного процесса на кафедре анатомии человека Сибирского государственного медицинского университета используются следующие арт-техники: лепка из пластилина сложноустроенных анатомических образований, таких как гортань; роспись по телу с использованием аквагрима при изучении мышц, сосудов и нервов конечностей; сочинение мнемонических стихотворений и сказок для запоминания анатомических последовательностей, например порядка черепно-мозговых нервов.

Также уникальной разработкой кафедры является дидактическая игра "Анатомический пазл". Данная технология была запатентована, а проект ее разработки поддержан грантом "Умник" Фонда содействия инновациям.

Цель исследования - изучение отношения обучающихся по программам высшего медицинского образования к геймификации и творческих практик в ходе освоения анатомии человека.

Материал и методы. В ходе исследования было проведено анкетирование 500 студентов I и II курса лечебного и педиатрического факультетов. В рамках образовательного процесса у опрошенных использовали вышеописанные техники. Анкета включала вопросы, ответы на которые отражают отношение студентов к применению нестандартных подходов при изучении анатомии.

Результаты. На первый вопрос, где требовалось указать уровень сложности изучения дисциплины анатомии человека, 6,4% ответили "очень сложно", 33,88% - "сложно", 41,1% - "средне", 15,9% - "легко", 2,8% - "очень легко".

На второй вопрос: "Считаете ли Вы эффективными арт-техники для изучения анатомии" 99,6% опрошенных ответили "да", 0,4% - "нет".

На третий вопрос, где требовалась аргументировать свое мнение, чаще всего относительно положительного ответа встречались следующие высказывания: "Такие подходы более наглядны", "Это делает процесс изучения интересней и веселей", "Это помогает взглянуть на тему с другой стороны". Те, кто выступил против использования альтернативных методик обучения, аргументировали свое мнение тем, что анатомия - это не тот предмет, который стоит упрощать.

На четвертый вопрос "Используете ли Вы самостоятельно нестандартные подходы при изучении анатомии?", 86,8% опрошенных ответили "да", остальные - "нет".

На пятый вопрос "Нравится ли Вам, когда преподаватель использует на занятии нестандартные подходы?", 99,6% опрошенных ответили "да", 0,4% - "нет".

На шестой вопрос "Считаете ли Вы, что после применения нестандартных методик Ваши знания становятся более глубокими и систематизированными, а Вы запоминаете больше информации?" 93,2% опрошенных ответили "да", 6,8% - "нет".

Заключение. Большинство опрошенных студентов считают анатомию человека сложной дисциплиной и для ее изучения самостоятельно используют нестандартные творческие и игровые подходы. Обучающиеся в большинстве своем полагают, что игровые и творческие методы облегчают изучение анатомии. Большинство студентов довольны тем, как преподаватели во время занятий используют нестандартные подходы к изучению анатомии человека, а сами методики, по их мнению, способствуют углублению и лучшей систематизации знаний.

Малая часть студентов выразила крайнее недовольство использованием нестандартных подходов в процессе обучения. В целом, данные анализа многолетнего опыта использования арт-техник кафедрой анатомии человека ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, позволяют утверждать, что дидактические средства геймификации и творческих практик являются эффективными дополнительными инструментами, которые способствуют лучшему запоминанию информации, а также делают образовательный процесс более динамичным и интересным.

Мнемонические технологии в преподавании топографической анатомии в вузе

Иванова Н.В., Мурашов О.В., Галактионова М.Ю., Командресова Т.М., Бегун М.С.

ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет", Псков, Российская Федерация

Резюме. Топографическая анатомия по своей значимости стоит в одном ряду с такими фундаментальными дисциплинами, как анатомия и физиология человека, поскольку формирует у будущего врача базу для дальнейшего изучения клинических дисциплин. Особенность данной дисциплины - большой объем трудно запоминаемой информации. Облегчить освоение учебного материала помогают мнемонические технологии, построенные на формировании ассоциативных связей изучаемого материала с простыми и хорошо знакомыми вещами.

Актуальность. Топографическая анатомия по своей значимости стоит в одном ряду с такими фундаментальными дисциплинами, как анатомия и физиология человека, поскольку формирует у будущего врача базу для дальнейшего изучения клинических дисциплин, особенно хирургии.

Особенность данной дисциплины - большой объем запоминаемой информации, зачастую логически не связанной между собой. Облегчить запоминание учебного материала помогает использование в процессе обучения мнемонических приемов.

Предлагаемое нами мнемоническое обучение построено на формировании ассоциативных связей изучаемого материала с простыми и хорошо знакомыми вещами. Важность использования мнемонических приемов в обучении сегодня является признанным фактом, однако мнемоника не находит широкого применения при подготовке будущих врачей, по роду своей профессии обязанных работать с большим объемом информации. Так, имеется некоторый опыт ее использования для преподавания анатомии, биохимии, патологической физиологии, фармакологии, внутренних болезней и валеологии в российских медицинских вузах. Практика применения мнемонических методов и приемов для обучения топографической анатомии человека является достаточно новым направлением.

Цель исследования - изучить эффективность применения мнемонических приемов в обучении топографической анатомии в вузе.

Материал и методы. Материалом исследования явились анкеты, отражающие обратную связь студентов, прошедших обучение топографической анатомии на медицинском факультете Псковского государственного университета. В проведенном исследовании приняли участие 46 студентов. Все участники эксперимента рандомизированно (случайным образом) были разделены на 2 группы, включающие равное количество участников с различным уровнем знаний, обученных с приемами мнемотехники или с использованием традиционного механического заучивания.

Методы исследования: статистический, опрос и анкетирование.

Результаты. В проведенном исследовании приняли участие 46 студентов, которые были разделены на 2 группы по 23 человека в каждой, основную и контрольную. Изучение материала в основной группе происходило с использованием мнемоники, в то время как в контрольной группе объяснение материала преподавателем и запоминание его студентами происходили без нее. Были применены следующие технологии: использование рифмы, аббревиатур, флеш-карт, компьютерной графики, мнемосхем, запоминание предметов с фиксацией их местоположения или конкретных образов, перевод названий и мыслей в картинки, а также симуляционное обучение на основе виртуального анатомического стола "The Anatomage Table", наиболее технологически продвинутой анатомической системы визуализации в медицинском образовании. Расчет среднего коэффициента запоминания учебного материала в основной и в контрольной группе после проведенного тестирования показал более высокий результат в основной группе по сравнению с контрольной (86,0 против 67,3%).

Заключение. Проблемы обучения студентов топографической анатомии многогранны; сложно усвояемый контент и утомительный процесс зубрежки - краеугольные камни процесса обучения. Для студентов-медиков многие вещи необходимо понять, но иногда очень важно сохранить часть информации путем запоминания и позже извлечь ее из памяти. Результаты эксперимента позволяют говорить о том, что применение мнемонических технологий при изучении топографической анатомии способствует более эффективному запоминанию учебного материала и повышению мотивации к обучению. Следует предположить, что использование мнемонических методов и приемов для преподавания топографической анатомии является достаточно перспективным направлением, поскольку на практике доказывает свою результативность для запоминания большого объема сложной информации.

Геймификация в медицинском образовании: мнение врачей и преподавателей

Ветлужская М.В., Абанина О.В., Абрамова А.А.

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация

Резюме. В работе представлены данные об отношении и готовности преподавателей медицинских вузов и врачей к применению игровых технологий в образовательном процессе.

В настоящее время геймификация широко используется в системе образования как средство повышения эффективности обучения в условиях цифровизации. Однако роль и место геймификации в высшем медицинском образовании в России и в мире остается предметом дискуссий.

Цель данного пилотного исследования - изучить информированность врачей и преподавателей медицинских вузов о геймификации и готовность применения игровых технологий в процессе обучения.

Материал и методы. В пилотном исследовании приняли участие 78 человек, из них 37 (47,4%) - преподаватели медицинских вузов, 41 (52,6%) - врачи от 21 до 55 лет (средний возраст - 40,5±7,8 года), подписавшие информированное согласие и проходивших онлайн-анкетирование в мае 2023 г. Статистическая обработка данных проведена в программе Statistica 8.0.

Результаты. Средний стаж работы респондентов составил 15,1±2,5 года. Большинство респондентов (90% преподавателей и 75% врачей) были знакомы с термином "геймификация", при этом конкретные игровые инструменты и технологии смогли назвать 69 и 43% преподавателей и врачей соответственно. Геймификация положительно влияет на мотивацию учащихся с точки зрения 66,6% преподавателей и 77,8% врачей. С утверждением, что геймификация повышает удовлетворенность студентов, согласились 63,6% преподавателей и 74% врачей. При этом эффективность занятий выше по мнению 68,2% преподавателей и 88,9% врачей, а успеваемость - с точки зрения 59,1 и 66,7% преподавателей и врачей соответственно. Применение игровых технологий увеличивает время подготовки преподавателя к занятию по мнению 72,7% преподавателей и 55,6% врачей. 50% преподавателей и 48,1% врачей считают, что геймификация увеличивает нагрузку на преподавателя, а также требует дополнительного оборудования (50% преподавателей и 55,6% врачей). Готовность преподавать с использованием игровых технологий высказали 77% преподавателей и 81,8% врачей (участвующих или планирующих проводить обучение пациентов и/или коллег). О желании обучаться с использованием игровых технологий и/или игровой образовательной среды заявили 65% преподавателей и 81,8% врачей.

Заключение. Большинство респондентов знакомы с понятием "геймификация", однако они плохо информированы о существующих игровых технологиях и инструментах. Преподаватели, участвующие в исследовании, менее склонны к применению игровых технологий в образовательном процессе по сравнению с врачами, что, вероятно, связано не только с предполагаемым увеличением нагрузки при разработке и внедрении новых технологий, но и с недостаточной осведомленностью о доступных цифровых инструментах, а также о преимуществах геймификации.

Обучение лучевой диагностике будущих врачей поколения Z: место и роль геймификации

Козлова П.В., Мащенко И.А., Штенцель Р.Э., Кириллова Е.А., Сидорина А.С., Труфанов Г.Е.

ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Резюме. Новые поколения студентов-медиков отличаются от своих предшественников особенностями восприятия сложной учебной информации. Так, "цифровое" поколение Z, которое сейчас обучается в медицинских университетах, имеет склонность к интерактивному восприятию информации, которое может быть реализовано посредством геймификации учебного процесса. В настоящей работе рассматривается роль и место обучающих игр в обучении лучевой диагностике в современном медицинском вузе.

Введение. Медицинское образование, сохраняя многовековые традиции передачи знаний от опытных врачей студентам и молодым специалистам, постоянно совершенствуется.

Согласно теории поколений, разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом в 1990-х гг., люди, родившиеся в различные десятилетия, имеют отличительные характерные особенности мировоззрения, которые необходимо учитывать при взаимодействии с ними - обучении, приеме на работу и т. д.

Поколение Z - люди, родившиеся c 1994 по 2012 г. Это первое действительно цифровое поколение (англ. iGeneration). Его представители интересуются наукой, технологиями, они готовы учиться независимо и активно решать проблемы, в том числе с использованием цифровых методов взаимодействия.

При планировании занятий в медицинском вузе для представителей этого поколения считается целесообразным применение интерактивных компьютерных технологий, в том числе обучающих игр, что может облегчить восприятие ими сложной информации.

Лучевая диагностика - дисциплина, которая напрямую связана с передовыми цифровыми технологиями и визуальным контентом.

Цель - определить место и роль применения игровых технологий на занятиях по лучевой диагностике у студентов медицинского вуза - представителей поколения Z.

Материал и методы. В исследование были включены 40 студентов III курса лечебного факультета Института медицинского образования ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" (2002-2004 г. р.), которые проходили обязательный цикл "лучевая диагностика" в 2022/2023 учебном году. Все обучающиеся занимались по единой программе, однако у 19 студентов промежуточный контроль знаний по нескольким пройденным темам в ходе цикла дополнительно осуществлялся посредством применения игровых технологий ("Своя игра", "Неразбериха: найти пациента по снимкам и анамнезу" и др.) вместо стандартного промежуточного тестирования. Игры были разработаны профессорско-преподавательским составом кафедры, а в их проведении участвовали добровольцы-ординаторы (n=3), обучающиеся по программе "рентгенология" и аспиранты кафедры (n=2) (1995-1999 г. р.). По окончании цикла было проведено контрольное тестирование и анкетирование студентов со сравнением результатов в обеих группах.

Результаты и обсуждение. Подавляющее большинство студентов (n=16; 84,2%) в экспериментальной группе положительно оценили использование игровых технологий на занятиях по лучевой диагностике. При анкетировании ординаторов и аспирантов все респонденты (n=5; 100%) указали на то, что они тоже были бы заинтересованы в такой форме проведения промежуточного контроля знаний, если бы были студентами. По результатам контрольного тестирования по учебному материалу результаты студентов экспериментальной группы были не хуже, чем в контрольной группе (средний балл за тестирование 84% по сравнению с 85%).

Полученные нами результаты согласуются с данными мировой литературы. В первую очередь это связано с тем, что, согласно наблюдением ряда исследователей, отличительными чертами поколения людей, родившихся в самом конце XX - начале XXI в., являются их мультизадачность и дискретность мышления, а также склонность к интерактивному восприятию действительности, в том числе посредством разнообразных цифровых игр. Не удивительно, что представители "поколения Z", решившись на сложный путь высшего медицинского образования, ждут от него применения современных образовательных технологий: симуляционного обучения, интерактивных компьютерных программ, социальных сетей - и потенциально готовы к работе с пациентами в условиях телемедицины. Для них важно, чтобы процесс обучения в медицинском вузе соответствовал их "цифровым" ожиданиям, в том числе касательно этапов промежуточной проверки знаний. По этой причине использование игровых технологий на занятиях с представителями "поколения Z" воспринимается большинством из них положительно и положительно сказывается на результатах усвоения знаний.

Дополнительный благоприятный эффект применения обучающих игр на практических занятиях по медицинским дисциплинам заключается в том, что они дают возможность сформировать навыки преподавания у самых старших представителей данного поколения, которые в настоящее время проходят обучение в ординатуре и в аспирантуре.

Заключение. Используемые в современном медицинском образовании технологии должны учитывать особенности нового поколения обучающихся. Геймификация занимает важное место в организации образовательного процесса у студентов- медиков поколения Z и может применяться как дополнительный способ организации промежуточного контроля знаний.

Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании - интерактивная игра "MedBox"

Перепелица С.А., Корешкова К.Ю., Роша Ферейра С.С.

ФГАОУ ВО "БФУ им. И. Канта", Калининград, Российская Федерация НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва, Российская Федерация

Резюме. Современное медицинское образование претерпевает кардинальные изменения, что обусловлено потребностями здравоохранения в медицинских кадрах, готовых и способных к профессиональной деятельности. В связи с этим возникла необходимость изменить образовательную стратегию, в том числе оптимизировать работу педагога, перейти со стандартной на инновационную деятельность, включающую изменение моделей обучения, разработку и апробацию современных образовательных продуктов.

Цель - разработать интерактивную игру "MedBox" и интегрировать ее в образовательный процесс на специалитете по специальности 31.05.01 "Лечебное дело".

Материал и методы. Создание игры включает 3 этапа: выбор тем, разработка тестовых заданий по различным темам хирургического профиля и создание игры в программе PointPower. Всю работу студенты выполняли самостоятельно, использовалась методика "Перевернутое обучение". Тематические практические занятия студенты проводили самостоятельно под руководством преподавателя. В начале игры команда "преподавателей" представляла правила проведения, объясняла суть игры и порядок начисления баллов, устанавливала время, отводимое на обсуждение вопроса, ситуацию перехода ответа другой команде. Учитывались правильность и полнота ответов.

Результаты. В игре приняли участие 2 группы IV курса специалитета при изучении дисциплины "Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия". Для занятия на цикле каждую группу разделили на команды по 3-4 человека; каждая команда получила домашнее задание: разработать игру по теме дисциплины. Задача команды заключалась в поиске вопросов различной сложности, в их правильной формулировке с использованием профессиональной терминологии, создании пакета правильных ответов, макета в программе Power Point. Вопросы ранжировались по степени сложности, им присваивался определенный балл. Так, легкие вопросы оценивались в 100 баллов, на них отводилось время в 30 с, сложные вопросы оценивались в 500 балов, кроме того, был предусмотрен продвинутый уровень, который оценивался в 600 баллов, как правило, это был клинический кейс. На сложные вопросы и кейс отводилось до 2-3 мин.

Занятие вела группа студентов, создавших игру по этой теме. Остальные студенты были распределены на подгруппы по

3-4 человека, т. е. в группе созданы еще команды, которые соревновались между собой. На первом слайде был сформирован перечень разделов, вопросов и их "стоимость". Обязательным условием было включение вопросов по нормальной и патологической анатомии и физиологии, методам диагностики, лечению, согласно клиническим рекомендациям и стандартам оказания медицинской помощи. Выбор вопросов командами - участницами занятия зависел от уровня подготовки и желания обсуждать вопросы различной сложности. Часть студентов, сразу выбирала сложные вопросы, так как у них было желание не только победить, но и систематизировать полученные знания. Каждая команда-участница стремилась правильно и быстро ответить на вопрос, активно проходили обсуждение, споры, дискуссия.

При оценивании уровня подготовки студентов учитывали 2 аспекта деятельности: создание игры и полнота, правильность ответов в команде. Преподаватель проводил непрерывную оценку знаний студентов, выделял тех, кто владеет теоретическим материалом на высоком уровне, и тех, у кого уровень знаний не вполне достаточный. Исследование показало высокую результативность обучения, так как даже "молчащие" студенты начинали вступать в дискуссию, спорить, отстаивать свою точку зрения. Методика изменила мотивацию студентов в подготовке к занятиям, так как каждый студент получал оценку не только преподавателя, но и коллег по команде. При осуждении вопросов учитывалось мнение каждого, а так как команда маленькая, промолчать невозможно. В результате обучения навыки планирования собственной учебной деятельности и оценки собственных результатов были высокими у большинства студентов.

Обсуждение. Теоретическая подготовка является основополагающей - на этом строится дальнейшее обучение студентов. Цели теоретического блока - получение новых знаний, их систематизация и формирование клинического мышления. При хорошем уровне подготовки студенты успешно адаптируются во время клинической практики, приобретают необходимые навыки работы с пациентами. Темы, выбранные для игры, являются проблематичными при обучении: предыдущий опыт показал, что традиционные занятия в формате устного опроса имеют низкую результативность. Изменение формата обучения обязывало команду "преподавателей" готовиться к проведению занятия, глубоко изучать тему, а остальным студентам также необходимо было иметь хорошие знания по этой теме, чтобы успешно принимать участие в игре и демонстрировать свои знания. Проведение занятий в новом формате дает возможность преподавателю непрерывно оценивать уровень знаний, а также умение использовать их в дискуссии, оппонировании, споре, теоретической интерпретации определенной клинической ситуации.

Заключение. Разработанная студентами инновационная игра "MedBox" успешно апробирована в образовательном процессе на специалитете по специальности 31.05.01 "Лечебное дело". Новый формат ведения занятий улучшает теоретическую подготовку студентов и повышает мотивацию к обучению.

Паттернализм или пациентоориентированность в отношениях "будущий врач - пациент"

Самойленко Н.В., Энерт А.В., Дьяченко Е.В.

ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, Екатеринбург, Российская Федерация

Резюме. В статье представлены результаты исследования тенденций во взаимоотношениях "будущий врач - пациент" и "преподаватель - студент". На основании проведенного анализа было выдвинуто предположение о том, что отношения, формируемые во время обучения в медицинском университете "преподаватель (практикующий врач) - студент", закладывают фундамент для дальнейших отношений у завтрашних врачей с пациентами.

Актуальность. Переход от паттерналистической модели взаимоотношений на партнерскую сталкивается со множеством преград. В современных моделях коммуникации, признанных в большинстве стран, значимая часть отведена выстраиванию отношений с пациентом для дальнейшего совместного принятия решений в поддержку партнерских отношений между врачом и пациентом. Кроме того, правительство Российской Федерации и непосредственные потребители (пациенты) ставят задачи и предъявляют требования к качеству оказания медицинской помощи, в части ее пациентоориентированности, а выпускники медицинских вузов, завтрашние врачи, не готовы действовать согласно требованиям, закрепленным в профессиональном стандарте.

Цель - выявить тенденции во взаимоотношениях "будущий врач - пациент" и "преподаватель - студент".

Материал и методы. В исследовании приняли участие 365 студентов ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, 23 студента ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России и 10 преподавателей. Для изучения отношения будущих врачей к пациентам использовали методику "Мои взаимоотношения с клиентом" (Маргошина И.Ю., Никольская И.М., 2012). Для изучения характера отношений "студент - преподаватель" использовали контент-анализ опроса студентов в рамках старта программ обучения "Навыки общения в медицине", реализуемых для студентов и преподавателей клинических кафедр.

Результаты. Большей доле (60%) будущих врачей на начальном и завершающем этапах обучения свойственно проявление во взаимоотношениях с пациентом доминантной (директивной, авторитарной) позиции, а это склонность к принуждению пациента принимать те паттерны поведения, мышления и эмоционального реагирования, которые будущий врач считает правильными. Данная позиция во взаимоотношениях с пациентом исключает ситуацию совместного принятия решения о ходе лечения, методах и пр., а также о возможности для пациента нести ответственность за состояние своего здоровья. Кроме того, доминантная позиция предполагает (Маргошина И.Ю., 2016) установление жестких рамок в общении с пациентом, что напрямую взаимосвязано с конфликтными взаимоотношениями и отрицательными оценками себя и пациента.

Работа с привлечением симулированного пациента показала, что 100% студентов IV-VI курсов демонстрировали паттерналистскую модель взаимоотношений с пациентом и индуктивный тип мышления, что сопровождалось невозможностью структурирования консультации и выстраивания отношений с пациентом.

В результате опроса выяснилось, что 96% респондентов не знают других вариантов взаимоотношений с пациентами. Обучающимся было предложено описать свои ощущения от взаимоотношений с преподавателями вуза и было выявлено, что в 91% случаев они испытывают чувство тревоги, стресса, снижение мотивации продолжать обучение, нежелание изучать данный предмет.

Результаты опроса студентов, позволяют сформулировать исследовательский вопрос, который в дальнейшем потребует эмпирической проверки: отношения, формируемые во время обучения, в университете "преподаватель (практикующий врач) - студент", закладывают фундамент для дальнейших отношений у будущих врачей с пациентами.

При работе с преподавателями было выявлено, что 50% преподавателей не готовы переходить на партнерский стиль отношений со студентами, считая это угрозой для соблюдения дисциплины со стороны студентов на занятии. Однако именно при партнерских отношениях, используя деятельностные технологии, можно эффективно развить автономию обучающегося и его способность к ответственности за свое становление как будущего врача (Ворожцова И.Б., 2006). При работе с симулированным пациентом в 90% случаев преподаватели клинических кафедр (практикующие врачи) также демонстрируют паттерналистскую модель взаимоотношений с пациентом и дефицит навыков общения.

Заключение. Данное исследование позволило выявить склонность студентов на разных этапах обучения к паттерналистской модели отношений с пациентом и выдвинуто предположение, что прототипом таких отношений выступают отношения "преподаватель (практикующий врач) - студент".

Формирование универсальных компетенций у обучающихся по программам ординатуры: образовательный проект

Юрьева Е.А., Соловьева И.А., Овчинникова С.А.

"ИПО-просвещение" ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Российская Федерация

Резюме. К окончанию обучения в ординатуре молодые врачи должны овладеть рядом навыков для безопасной и эффективной работы в динамичных и непредсказуемых клинических условиях. Для получения практического опыта коммуникации и овладения навыками работы в команде в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России внедрен образовательный проект "ИПО-просвещение": совместная просветительская работа профессорско-преподавательского состава и ординаторов для различных групп населения.

Цели - оценка влияния проекта "ИПО-просвещение" на формирование универсальных компетенций в области коммуникации и командной работы у ординаторов ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.

Введение. Компетентностный подход в образовании в медицинских профессиях появился в ответ на критику давно устоявшейся модели, предполагающей практику с пациентами в первичном звене. Современная модель, основанная на компетенциях и важности приобретения коммуникативных навыков, становится все более актуальной. Однако в литературе нет четкого определения, которое бы рекомендовало инновационные подходы и научные исследования в данной области [1, 2]. Компетентность в медицине можно определить как наличие знаний, навыков и опыта, необходимых для выполнения требований, предъявляемых к роли медицинского работника [3]. К окончанию обучения в ординатуре молодые врачи должны овладеть рядом навыков, которые позволят им безопасно работать в сложных, динамичных и непредсказуемых клинических условиях. Следует отметить, что на университеты при подготовке будущих врачей возложены задачи, направленные не только на освоение специальности, но и на приобретения практического опыта коммуникации и овладения навыками работы в команде [4, 5]. Этим целям соответствует внедрение образовательного проекта серии "ИПО-просвещение", проводимое для населения профессорско-преподавательским составом и обучающимися по программам ординатуры ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.

Материал и методы. Для выявления эффективности влияния проекта "ИПО-просвещение" на формирование универсальных компетенций УК-3 и УК-4, проведен опрос обучающихся по программам ординатуры, участвовавших в учебно-методических мероприятиях (УММ). Анкета-опрос состояла из двух разделов: вопросы первого раздела адресованы респондентам, принимавшим участие в качестве лекторов (32 человека), а второй раздел содержал вопросы для слушателей образовательных мероприятий (107 человек).

Основные результаты и научная значимость. В рамках данного проекта в 2022 г. преподавателями и ординаторами ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России проведены 16 просветительско-профилактических образовательных мероприятий для населения. В программы данных УММ входило не только просветительское консультирование, направленное на пропаганду здорового образа жизни и профилактику различных заболеваний, проводилась онлайн-консультация населения ординаторами под контролем преподавателей.

В начале 2023 г. был проведен опрос ординаторов, участвовавших в проекте. В своих ответах ординаторы-лекторы отметили, что получили опыт командной работы, у 78,6% из них получилось сформировать команду и распределить задания между собой при подготовке к УММ. У половины респондентов-лекторов (50%) получилось провести эффективный диалог с аудиторией. Также молодые лекторы отметили, что получили навыки не только очных публичных выступлений, но и практику дистанционного формата консультирования.

Ординаторы, принимавшие участие в проекте в роли "слушателей" (107 человек) отметили неготовность к публичным выступлениям (64%) и наличие опыта выступлений ранее (41,2%). Среди основных причин нежелания попробовать себя в качестве оратора были: "отсутствие интереса к данному виду деятельности" (50%), "боязнь публичных выступлений" (35%). Таким образом, проведенное исследование позволило не только сформировать универсальные компетенции у обучающихся в ординатуре, но и определить задачи для повышения мотивации в профессиональном развитии специалиста-выпускника медицинского вуза.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Поличка А.Е., Гец Е.А. Формирование информационно-адаптационной компетентности студентов в информационной образовательной среде медицинского вуза // Сб. научных трудов Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 355-361.
  2. Петрова М.Н. Методы о своения общекультурных компетенций в профе ссиональной подготовке студентов негуманитарных специальностей // Гуманитарные науки в пространстве современной коммуникации: сб. материалов II Международной научно-практической конференции. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Киров, 2020. С. 149-151.
  3. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023 г.) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023).
  4. Неволина В.В., Белоновская И.Д. Концептуальная модель профессионального саморазвития студента медицинского вуза. Москва, 2019.
  5. Frank J.R., Mungroo R., Ahmad Y., Wang M., De Rossi S., Horsley T. Toward a definition of competency-based education in medicine: a systematic review of published definitions // Med Teach. 2010. Vol. 32, N 8. P. 631-637. DOI: https://www.doi.org/10.3109/0142159X.2010.500898

Роль пациентских сообществ в развитии практик медицинского образования в современной России

Подкладова Т.Д.

ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, Томск, Российская Федерация

Резюме. Анализируется связь пациентоориентированного подхода с ценностями антропологического поворота в сфере медицинского образования. Приведены результаты анализа зарубежного опыта реализации пациентоориентированных педагогических фокусировок в практиках медицинского образования. Представлен анализ кейсов, связанных с особенностями функционирования и развития пациентских сообществ в контексте возможностей их влияния на развитие практик медицинского образования.

Актуальность. Формирование активной субъектной позиции пациентов и пациентоориентированного медицинского образования способствует изменению характера взаимодействий врача и пациента с паттерналисткого (врач дает указания, а пациент их исполняет) на партнерский. Выделяют 4 типа пациентоориентированности: паттернализм, разновидность автономии пациента, разновидность сотрудничества между врачом и пациентом, сотрудничество и взаимовлияние пациентов. Именно в сообществах пациентоориентированность трансформируется в связанность врача с пациентом. Типы взаимодействия пациентов и общественности, которая может быть представлена формальными и неформальными пациентскими и профессиональными сообществами, их включение в управление здравоохранением. По данным Всероссийского союза пациентов, в России на данный момент более 3000 различных пациентских объединений.

Цель - выявить способы и условия использования возможностей пациентских сообществ для развития практик российского медицинского образования.

Методологической основой исследования выступали системный, деятельностный и феноменологический подходы. Методы исследования: теоретический, феноменологический и структурный анализ, опрос, метод экспертных оценок, фокус-группа.

Объектами феноменологического анализа выступали прецеденты пациентских сообществ, заявленные кейсами. В ходе анализа практических кейсов для оформления выводов (структурный анализ), связанных с целью исследования, было организовано проведение фокус-групп (представители профессионального медицинского, образовательного и пациентского сообществ).

В докладе представлены способы и условия использования ресурса и влияния пациентских сообществ на развитие практик российского медицинского образования. Обобщение совокупности результатов исследовательской работы позволило нам выявить особенности образовательной субъектности пациентских сообществ, значимой для развития практик медицинского образования. Она проявляется в ряде направлений пациентского сообщества, позволяющих его идентифицировать как актора развития практик медицинского образования современной России.

Среди основных можно отметить обнаружение/обозначение информационных дефицитов и напряженностей пациентов, участие в обнаружении и обозначении новых компетенций медицинского специалиста с точки зрения пациента, инициирование обновления тем образовательных программ повышения квалификации для медицинских специалистов либо модулей в программах высшего медицинского образования или участие в экспертизе образовательных программ, инициирование новых организационно-педагогических форм образовательного взаимодействия врача и пациента, модерация и медиация образовательных, информационно-просветительских мероприятий с участием пациентских сообществ, профессионального медицинского сообщества, участие в образовательных, информационно-просветительских практиках, инициирование новых организационно-педагогических форм образовательного взаимодействия врача и пациента и др. Организационно- педагогическими способами влияния пациентских сообществ на развитие практик медицинского образования выступают полисубъектное взаимодействие профессионального и образовательного медицинского и пациентского сообществ при проектировании и реализации образовательных программ; организация открытых проектно-рефлексивных коммуникационных площадок для обсуждения актуальных проблем пациентских сообществ с участием субъектов медицинского образования (педагогов и обучающихся); волонтерские проекты, интегрирующие активности пациентских сообществ и обучающихся программ медицинского образования.

Результат. Практика сотрудничества с пациентскими организациями является ресурсом для достижения нового качества медицинского образования и здравоохранения в России, отражающего ключевые смыслы пациентоориентированности.

Надпрофессиональные компетенции будущих врачей и специфика их формирования в медицинском вузе

Чибир Е.В.

ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, Томск, Российская Федерация

Резюме. Современный врач является специалистом, который должен обладать высоким уровнем профессиональной и социальной культуры, так как его трудовая деятельность разворачивается в системе координат "человек-человек". Именно поэтому для него ключевое значение приобретают не только жесткие, но и гибкие навыки. Исследования в области надпрофессиональных компетенций разнятся, но их анализ позволяет идентифицировать ключевые направления развития будущего врача в этой сфере.

Актуальность. Современный врач - специалист, который должен обладать высоким уровнем профессиональной и социальной культуры, так как его трудовая деятельность разворачивается в системе координат "человек-человек". Именно поэтому для него ключевое значение приобретают не только жесткие навыки, представляющие собой профессиональные знания и умения, но и надпрофессиональные компетенции.

Проведенное в 2022 г. автономной некоммерческой организацией "Россия - страна возможностей" (АНО "РСВ") исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приеме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов, свидетельствует о том, что чаще всего именно формирование гибких навыков остается в дефиците при получении высшего образования. В ходе исследования были выделены те надпрофессинальные компетенции, которые востребованы как студентами и преподавателями, так и работодателями. К их числу относятся:

1) партнерство/сотрудничество;

2) анализ информации и выработка решений;

3) коммуникативная грамотность;

4) планирование и организация;

5) саморазвитие.

Анализ лучших практик высшего медицинского образования подтверждает необходимо сть формирования надпрофессиональных компетенций будущих врачей, но ключевые направления становления в этой сфере несколько отличны от общих профессиональных тенденций, представленных АНО "РСВ".

Цели исследования - выявление ключевых надпрофессиональных компетенций будущих врачей и рассмотрение возможностей их формирования в медицинском вузе.

Материал и методы. Для идентификации ключевых надпрофессиональных компетенций врача использовался анализ публикаций по заявленной теме за последние 5 лет, а также материалы проведенной BoF-сессии с представителями студентов, работодателей и медицинских вузов.

Результаты. Профессиональную и социальную культуру врача можно определить как совокупность не только знаний и умений, но и гуманистических личностных качеств, которые представлены гибкими навыками врача, его ценностными установками. В отличие от жестких навыков, которые измеримы, устойчивы, часто репрезентированы в нормативных актах всех уровней, гибкие навыки носят универсальный характер, сложны в измерении и формировании: их можно выработать только в ходе рефлексивных практик на основе осуществления профессиональной деятельности либо ее симуляции. Часто образцом для формирования успешной модели надпрофессиональных компетенций становятся кураторы и наставники будущих врачей.

Анализ мировых практик высшего образования (проанализировано более 100 статей) позволил выделить гибкие навыки, характеризующие хорошего врача. В современной врачебной практике жизненно необходимыми становятся компетенции лидерства (особенно в области превентивной медицины), коммуникативные навыки врача, эмпатия и пациентоориентированность. Эти навыки позволяют современному врачу не только выстроить партисипативные отношения с пациентом, но и обеспечивают высокий уровень комплаентности и персонализации оказания медицинской помощи. Более того, владея данными надпрофессиональными компетенциями, врач имеет возможность формирования таких взаимоотношений с пациентом, когда тот за счет превентивных мер может либо избежать состояния болезни, либо это состояние пройти с минимальными издержками для собственного здоровья.

Результаты опроса, проведенного в ходе BoF-сессии ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России в 2023 г., соотносятся с результатами анализа мировых практик, но несколько расширены и ранжированы иначе:

1) стрессоустойчивость;

2) саморазвитие;

3) коммуникативная грамотность и тайм-менеджмент;

4) планирование и организация, партнерство и сотрудничество;

5) универсальность и экспертность.

Возможности формирования гибких навыков врача в медицинских вузах представлены симуляционным обучением, использованием VR/AR-технологий, практиками и стажировками. Но больший потенциал их освоения содержит проектная, волонтерская, творческая, научно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках вуза, когда они имеют возможность апробировать собственные стратегии межчеловеческого взаимодействия в ходе конкретной практической деятельности.

Развитие навыков общения врача с пациентом у преподавателей медицинских вузов как условие эффективного формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов

Энерт А.В.

ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, Томск, Российская Федерация

Резюме. Разработка системы формирования коммуникативной компетентности у студентов ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (далее СибГМУ).

Актуальность. Навыки коммуникации (НК) врача с пациентом во всем мире являются одним из востребованных направлений медицинского образования. Умение профессионально общаться с пациентами играет такую же важную роль, как и профессиональные знания, клиническое мышление и практические навыки, которые необходимы для формирования клинической компетентности медицинского работника. Значимость НК в медицине подчеркивается в реализации различных направлений и проектов во всем мире. Проект системы компетенций врачей CanMEDS, разработанный Королевским колледжем (Канада) в 1996 г., включает необходимые компетенции врача (7 ролей) для всех областей медицинской практики; одной из них является роль врача "Коммуникатор".

Данная роль устанавливает отношения с пациентами и их семьями, которые облегчают сбор и обмен необходимой информацией для эффективного оказания медицинской помощи. В РФ в рамках проекта АНО "Россия - страна возможностей" (АНО "РСВ") сформирован перечень необходимых надпрофессиональных компетенций выпускников вузов, в котором выделена отдельная компетенция "Коммуникативная грамотность". Во всем мире сегодня НК с пациентом включены в процедуры аккредитации специалистов здравоохранения. Мировая практика показывает, что обучение коммуникации в медицине становится обязательной процедурой при подготовке медицинских специалистов различных направлений и уровней образования.

До сих пор остаются открытыми вопросы ("Кто? Что? Как?") в формировании данной компетенции у студентов. Безусловно, основной вклад должен вносить профессорско-преподавательский состав (ППС) медицинских вузов на протяжении всего обучения студентов. Сегодня существует проблема наличия разработанных программ подготовки преподавателей НК, формирующих соответствующие компетенции; отсутствует методология обучения коммуникации, обеспечивающая высокий уровень формирования знаний, умений и навыков у обучающихся; нет методических материалов для преподавателей НК и обучающихся для систематизации обучения; эффективной системы контроля качества реализации данной программы с целью поддержания высокого качества обучения.

Материал и методы. Данные анкетирования студентов СибГМУ [шкала отношения к навыкам общения (CSAS) с положительным (PAS) и отрицательным отношением (NAS)], данные тестирования в Центре надпрофессиональных компетенций (ЦНК) СибГМУ на платформе АНО "РСВ", опросники лаборатории трансформации образования в СибГМУ.

Результаты. По данным опросника CSAS, среди студентов был выявлен значительный интерес к обучению НК в медицине с запросом на практические тренинги и разбором сложных ситуаций в общении с пациентами. Следует отметить, что было выявлено отрицательное отношение к обучению НК, соотносимое с высокой самооценкой.

Согласно данным тестирования на президентской платформе АНО "РСВ" студентов I-VI курсов (лечебный, педиатрический, медико-биологический, фармацевтический факультеты), обучающихся Института интегративного здравоохранения СибГМУ (1302 человека), одна из надпрофессиональных компетенций "Коммуникативная грамотность" находится на среднем уровне и соотносится с данными по всем центрам компетенций. Для реализации потребности студентов в формировании НК в медицине на базе ЦНК СибГМУ разработаны программы для обучения: "Пациентоориентированные практики в медицине" (36 ч, обязательная образовательная программа для студентов IV, V и VI курсов лечебного факультета, очная, модуль по коммуникации 6 ч) и "Коммуникация врача и пациента" (18 ч, дополнительная профессиональная программа, очно-заочная).

Очная часть реализуется с применением симуляционных технологий (тренинги с симулированным пациентом). Кроме того, в рамках неформального обучения проводится обучение студентов в малых группах до 10 человек. Основные запросы на обучении связаны с необходимостью коммуникации с пациентами в сложных ситуациях, которые в процессе тренинга трансформируются в понимание необходимости овладеть сначала базовыми НК.

В рамках трансформации медицинского образования в СибГМУ, а также необходимости формирования компетентностного профиля преподавателя медицинского вуза, включающего в том числе надпрофессиональные компетенции, возникла потребность и запрос от ППС на формирование у него НК с пациентом с целью правильного транслирования данных навыков на клинических занятиях со студентами.

Для реализации данной потребности в ЦНК СибГМУ была создана дополнительная профессиональная программа для преподавателей "Основы эффективной коммуникации врача и пациента" (36 ч, очно-заочная), а также запланировано проведение неформального обучения с целью вовлечь в данную проблему преподавателей СибГМУ.

Заключение. Выявлена потребность у студентов СибГМУ в формировании НК в медицине и у ППС СибГМУ в преподавании данного навыка. В ЦНК СибГМУ разработаны программы по коммуникации в медицине для студентов и ППС СибГМУ. Необходимо разработать методологию оценки внедрения данных программ в СибГМУ.

Оценка навыков сообщения плохих новостей пациенту: адаптация и валидизация методики "Breakingbadnewsassessmentschedule (BAS)"

Васильева Е.Ю., Кузьмина Л.Н., Дьяченко Е.В.

ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, Архангельск, Российская Федерация

Резюме. Представлены результаты адаптации и описание зарубежной методики "Breaking bad news Assessment Schedule (BAS)" 1 для ее применения в процедурах итоговой аттестации специалистов и аккредитации ординаторов в новой культурной и языковой среде. Описаны результаты валидации и надежности (внутренней согласованности, ретестовой надежности). Приведены сведения об экспертной оценке, самооценке и оценке стандартизированного пациента навыка сообщения плохих новостей на выборке ординаторов.

1 Методика сообщения плохих новостей пациенту.

Оценка навыков сообщения плохих новостей пациенту - неотъемлемый компонент обучения врачей профессиональному общению, выполняющий диагностическую, контрольную, развивающую и стимулирующую функции контроля при условии, что оценочные средства стандартизированы. Однако в российской медицинской образовательной практике такой инструмент отсутствует. Поэтому была поставлена цель - перевести, провести адаптацию и описать психометрические показатели методики сообщения плохих новостей пациенту "Breaking bad news Assessment Schedule (BAS)" на выборке ординаторов.

Материал и методы. Оригинальный вариант BAS имеет 23 пункта, сформулированных в виде вопросов для эксперта, которые сгруппированы в 5 разделов: подготовка обстановки; плохие новости; выявление опасений пациента; предоставление информации; общие вопросы. Оценка действий врача осуществляется по шкале Лайкерта. Для определения критериальной валидности опросника использовался метод контрастных групп, где критериями выступили половые различия. Для оценки ретестовой надежности опросника проведено повторное анкетирование ординаторов методом самооценки через полгода после обучения методике сообщения плохих новостей.

Общая выборка респондентов включала 22 участника: на первом этапе исследования 9 (40,9%) мужчин и 13 (59,1%), женщин. Возраст - 24,0±0,69 года. На втором этапе (спустя 6 мес) - 2 (22,2%) мужчины и 7 (77,8%) женщин. На момент проведения исследования (сентябрь 2022 г.) все респонденты являлись ординаторами 1-го года обучения ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России. В роли стандартизированного пациента (СП) выступила женщина (48 лет), не имевшая медицинского образования.

Сценарий для СП был подготовлен так, чтобы обеспечить ряд вопросов для обсуждения с пациентом, включая диагноз (рак желудка), прогноз, побочные эффекты лечения, прогрессирование заболевания и отсутствие эффективного лечения, а также опасения пациента. В роли экспертов выступили подготовленные к оценке эксперты-преподаватели.

На 1-м занятии дисциплины "Коммуникативные навыки", до обучения методике сообщения плохих новостей, каждому ординатору необходимо было сообщить "пациенту" плохие новости. Длительность беседы была ограничена 15 мин. По завершении беседы ординаторы оценивали свои действия по тому же опроснику, с которым работали эксперты, заполнив Google-формы. Через полгода после обучения ординаторы повторно оценили эти же навыки, заполнив Google-формы.

Результаты и обсуждение. Перевод на русский язык и адаптация BAS был осуществлен в соответствии с международными рекомендациями по кросс-культурной адаптации опросников.

Пилотное анкетирование показало, что проблем в процессе понимания перевода не было, и версия была признана окончательной. Опросник BAS показал превосходную структурную, связанную с критериями достоверность и надежность внутренней согласованности по результатам экспертной оценки и самооценки сообщения плохих новостей: коэффициент альфа Кронбаха равен 0,95 и 0,96.

В целом, структуры интегральных отметок эксперта и самооценок респондентов статистически значимо различаются. Эксперт чаще всего (32,0%) выставляла респондентам отметку "2" ("удовлетворительно"), а респонденты чаще всего (34,2%) выставляли себе отметку "3" ("хорошо"). При этом эксперт чаще выставляла респондентам низкие отметки и реже - высокие.

Оценка критериальной валидности опросника была проведена с помощью метода контрастных групп, где валидизационным критерием выступили половые различия. Результаты сравнения структур интегральных отметок, выставленных экспертом респонденткам и респондентам относительно всех пунктов опросника, статистически значимо различаются: количество высоких экспертных отметок относительно всех пунктов (разделов) анкеты, выставленных респонденткам, составило 62 (21,7±2,44%), а выставленных респондентам - 15 (7,6±1,88%)

Количество определений экспертом низкой степени готовности респондентов к корректному сообщению плохих новостей до обучения составило 14 человек (63,6±10,26%), а определений такой степени готовности самими респондентами - 4 человека (18,2±8,22%)

Результаты сравнительного анализа структур отметок при первичном и повторном анкетировании ординаторов показывают, что они статистически значимо различаются, но реально повысилась только готовность к выявлению опасений пациентов (раздел С).

Поскольку показатель имеет весомое значение, был сделан вывод о ретестовой надежности данной методики.

Заключение. Апробация опросника BAS на российской выборке ординаторов показала его валидность и надежность. Применение BAS возможно:

1) в рамках многих учебных программ при обучении в ординатуре для выявления конкретных проблем обучающегося в области коммуникации, чтобы далее скорректировать содержание обучения и обеспечить его эффективность;

2) для выявления обучающихся, которые не достигли требуемого уровня в сообщении плохих новостей;

3) для оценки эффективности учебных программ с целью последующей коррекции.

VR-технологии в основе инновационных методов современного обучения специалистов в области акушерства и гинекологии

Орлов Ю.В., Шараева Р.А., Газизов Р.Р.

ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань, Российская Федерация

Резюме. Авторы предлагают собственный опыт использования высокотехнологичного обучающего оборудования с элементами дополненной виртуальной реальности в образовательном процессе врачей - акушеров-гинекологов. С учетом накопленного опыта разработан комплекс управляемой виртуальной реальности, где впервые обучающиеся имеют возможность активно влиять на предлагаемый сценарий, максимально точно отработать мануальные и инструментальные методы оказания помощи с полным погружением в виртуальную реальность.

Актуальность. В аккредитационно-симуляционном центре ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, созданном в 2018 г. для обучения врачей ряда специальностей был аккумулирован весь предыдущий опыт и новейшие достижения в области симуляционного обучения.

Традиционно, для обучения врачей - акушеров-гинекологов используются ситуационные задачи, электронные и механические тренажеры, ролевые игры клинического типа, которые позволяют отработать базовые мануальные навыки и совершенствовать умения клинического мышления. Хорошо зарекомендовали себя компьютеризированные манекены, экранные и виртуальные симуляторы. Активно применяется визуализация элементов учебного процесса на базе виртуальной обучающей среды. Благодаря тому, что теоретические и визуальные материалы размещены на образовательном портале ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, практикоориентированость на занятиях с врачами доведена до 90% учебного времени.

При этом вершиной технической реализации симуляционного обучения стал модуль дополненной виртуальной 3D-реальности, который позволяет увидеть весь процесс изнутри. Это особенно важно при отработке практических навыков с введением рук акушера или инструментов в физиологические полости, невидимые извне. Тем не менее и такая форма образовательного процесса имеет свои недостатки.

К ним, например, можно отнести наличие только одного сценария - "Дистоция плечиков". При этом обучающийся является лишь наблюдателем и повторителем и никак не может воздействовать на сам процесс. Также невозможно изменить антропометрические параметры виртуального манекена, плода, длительность процесса, поменять алгоритм действий. Виртуальное обучение никак не связано с физическим манекеном. И в то же время все, что врачи отрабатывают на роботе, невозможно увидеть в виртуальной реальности. К сожалению, невозможно работать в команде, только в паре "инструктор- ученик". Изображение процесса не выводится на общий экран, невозможно совместно обсуждать сценарий в реальном времени.

Цель - в связи с вышесказанным было принято решение о разработке и создании модуля управляемой виртуальной реальности, интерактивного VR-приложения, демонстрирующего все фазы естественных родов. Впоследствии на его базе планируется создать специализированные приложения не только для обучения акушерско-гинекологическим манипуляциям при нормальных и осложненных родах, но и для комплексного прогноза течения и исхода естественных родов.

Материал и методы. Для разработки была выбрана Unity - система разработки интерактивных приложений, называемая среди разработчиков "игровым движком", бесплатный и один из самых популярных вариантов для разработки видеоигр, имеющих низкий порог входа, что позволяет начать разработку в кратчайшие сроки.

В качестве гарнитуры виртуальной реальности была выбрана гарнитура Pico Neo 3 Pro - качественное и в то же время бюджетное решение китайской промышленности, оснащенное системой трекинга рук Stereo IR 170 Evaluation Kit от компании Ultraleap. Система трекинга руки имеет широкий спектр зрения и хорошо распознает различные жесты.

Использование трекинга рук - новый подход при разработке VR-приложений, имеющих большой потенциал, особенно для обучающих приложений, так как оно позволяет добиться большей иммерсивности за счет более естественного способа взаимодействия с виртуальным миром.

Результаты. Ключевая функция приложения в режиме реального времени позволяет менять параметры роженицы и ребенка для прогнозирования вероятности естественного прохождения плода по родовому каналу, а при проблемных родах визуализировать сценарий, когда плод не может самостоятельно пройти по родовым путям женщины и необходимо оперативное абдоминальное родоразрешение. В ходе работы были реализованы анимации, демонстрирующие различные фазы хода естественных родов на всех этапах 1-го, 2-го и 3-го периода в нескольких вариациях, в зависимости от размера таза роженицы. В том числе были анимированы физиологические процессы изменения анатомических структур роженицы и плода во время родов, такие как опускание плода во вход в таз перед родами, подготовка шейки матки к родам, сглаживание и открытие шейки матки во время родов, прохождение головки по родовым путям, согласно биомеханизму родов, в зависимости от предлежания головки и таза плода и многие другие.

Для обучения пользователя управлению через жесты рук реализован подход точного повторения за виртуальными руками. Важной частью обучающего процесса является разработанный плеер, который позволяет запускать симуляцию процесса родов с любой значимой точки для лучшего понимания отдельных этапов.

Заключение. Представляется возможным дальнейшее расширение использования VR-технологий на всех уровнях образовательного процесса: специалитета, ординатуры, повышения квалификации специалистов и профессиональной переподготовки. На сегодняшний день ставится задача модернизации представленного комплекса и адаптация его к требованиям первичной и первичной специализированной аккредитации специалистов.

Преподавание патологической анатомии: смешать или перевернуть?

Жакота Д.А.

ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация

Резюме. Развитие информационно-коммуникационных технологий и их активное внедрение в образовательный процесс заставляет развивать методологии преподавания всех дисциплин. Патологическая анатомия не является исключением. Применение концепции "перевернутый класс" позволит существенно расширить качество образовательного процесса.

Актуальность. Обучение морфологическим дисциплинам (нормальная и топографическая анатомия, гистология, патологическая анатомия) занимает значимый сегмент в начальной подготовке врачей. Элементы данного направления участвуют в формировании основы клинического мышления. Кроме проблемы материально-технической базы, для наглядности преподавания нужна методология, поясняющая целостность получаемых знаний и практическая ориентированность. Современные технологии частично помогают заместить проблему дидактического материала (фото/видео, 3D-модели, компьютерная и магнитно-резонансная томография, сканы гистологических препаратов).

Методология преподавания тоже не стоит на месте - появляются модели, предлагающие переосмыслить существующий подход.

Классическая модель преподавания подразумевает разбор материала на занятии преподавателем. Готовиться до занятия и прорабатывать материал до или после остается на выбор учащихся. В такой модели максимальный результат могут показать только высокомотивированные учащиеся с индивидуальной подготовкой.

Смешанная модель подразумевает сочетание традиционной модели с применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Этот этап достаточно широко представлен в образовательных проектах и успешно реализуется в программах обучения.

Модель "перевернутый класс" предполагает наличие подготовленного материала для самостоятельного разбора перед занятием учащимися с последующим разбором ошибок и закреплением материала на занятии. В данной модели упор делает на максимально расширенные возможности ИКТ, т. е. они должны быть использованы не только во время занятий, но и формировать бесшовное информационное пространство. Таким образом, эта модель является эволюцией смешанной модели.

Цель - изучить опыт применения современных методов преподавания патологической анатомии с применением методологии "перевернутый класс" и оценить возможность внедрения.

Материал и методы. Анализ реферативной базы PubMed.

Результат. Анализ базы PubMed показал, что первые публикации, посвященные данной теме, появляются с 2013 г. Из более 200 работ, посвященных методике "перевернутый класс" в медицинском образовании, не более 10 относятся к разделу "Pathology". С учетом того, что термин "pathology" включает патологическую анатомию и физиологию, результат нельзя признать мотивирующим. Однако надо учесть консервативность дисциплины и расширить поиск ключевыми словами "digital pathology", "WSI", "whole slide imaging", тогда примеров, близких по содержанию между смешанной моделью и "перевернутым классом", становится намного больше.

За пределами научных публикаций (социальные сети, видеохостинги, блоги, подкасты) можно найти достаточно материалов для их применения в концепции "перевернутый класс". Качество таких материалов находится на достаточно высоком уровне, так как они подготовлены практикующими врачами-специалистами, но ориентированы, как правило, на врачей, а не студентов. Однако это не является препятствием при должном аннотировании таких материалов и разбором их на занятии.

Заключение. Применение методологии "перевернутый класс" в преподавании патологической анатомии находится на стадии тестирования и внедрения отдельных элементов во многих странах. Любой тематический план можно адаптировать к комплексному решению по методологии "перевернутого класса" - от мультимедиа материалов до систем управления образовательным процессом. Так как данная модель является логическим развитием традиционной и смешанной модели, все имеющиеся наработки и материалы сохраняются. По мере наращивания инфраструктуры и оцифровки дидактического материала происходит адаптация преподавателей и учащихся.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»