ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОПУСКА ОРДИНАТОРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТИ ВРАЧА-СТАЖЕРА

Резюме

Вопросы укрепления кадрового потенциала отрасли являются одной из самых сложных современных проблем российского здравоохранения. Принятие законопроекта о введении в медицинских организациях должности врача-стажера позволит ординаторам, начиная со 2-го года обучения в клинической ординатуре, работать по получаемой специальности под руководством опытных врачей-наставников и окажет полезное воздействие на устранение кадрового дефицита без снижения качества оказания медицинской помощи. Ординаторы смогут получить дополнительную практическую подготовку, возможность принимать самостоятельные решения, дополнительный доход, что будет способствовать закреплению их в профессии и снизит отток кадров. Важен анализ правовых аспектов допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера. Предложены для рассмотрения 3 модели подготовки ординаторов параллельно с их медицинской деятельностью на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина". Отдельными направлениями, стратегическими и необходимыми, являются подготовка преподавательских кадров и разработка новых технологий обучения.

Ключевые слова:врач-стажер; ординатор; стажировка; врач-наставник; практическая подготовка; правовые аспекты допуска ординатора к осуществлению медицинской деятельности; модели практической подготовки ординатора

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Микита О.Ю., Ефимова Е.М., Виноградов А.А., Афанасьева Е.А., Мягченко Е.В., Маренкова О.В. Правовые аспекты допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, 3. С. 56-67. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-56-67

Опыт реализации всех программ приоритетного национального проекта "Здоровье" показал, что вопросы укрепления кадрового потенциала отрасли являются одной из самых больших и сложных проблем российского здравоохранения. По состоянию на 2022 г. дефицит врачей составил 26 452 человека, специалистов со средним медицинским образованием - 58 268 человек. Особенно остро дефицит кадров ощущается в первичном звене здравоохранения и сельской медицине.

В целях решения данной проблемы Президентом РФ 15 декабря 2022 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам было выработано поручение Минздраву России об обеспечении внесения в законодательство РФ изменений и введении в медицинских организациях должности врач-стажер [1]. Должность врача-стажера позволит ординаторам, начиная со 2-го года обучения в клинической ординатуре, работать по получаемой специальности.

Необходимо отметить, что по действующему законодательству ординатор не может работать по специальности в период обучения. В медицинской организации он не имеет правового статуса и проходит обучение на клинической базе без возможности быть допущенным к осуществлению медицинской деятельности.

В рамках выполнения поручения Президента РФ Минздрав России опубликовал законопроект о внесении изменений в статью 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", дающий возможность людям, обучающимся по образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации - программам ординатуры, быть допущенным к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы "Клиническая медицина" в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [2].

Для реализации данного законопроекта Правительству РФ необходимо наделить полномочиями Минздрав России по установлению порядка и условий допуска ординаторов к работе на должности врача-стажера. По поручению Правительства РФ Минздраву России необходимо разработать приказ о порядке допуска ординаторов на должность врача-стажера. В свою очередь, Минтруд России должен подготовить профессиональный стандарт "врач-стажер", в котором будут четко определены профессиональные требования, необходимые работнику для осуществления своих функций.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что должность врача-стажера предусмотрена номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, но в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 23 июля 2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" в настоящее время ординатор не может работать в данной должности, так как врачом-стажером может работать только врач-специалист, имеющий перерыв в работе по специальности более 5 лет либо сменивший профиль специальности, что является по существу формой адаптации медицинских сотрудников к практической работе после длительного перерыва [3].

В статье 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в п. 1 сказано, что "Право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста" [2].

В соответствии с приказом Минздрава России от 28 октября 2022 г. № 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности [4].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В настоящее время выделяют 3 вида аккредитации, которые должны проходить медицинские работники.

Первичная - после завершения освоения основных образовательных программ высшего медицинского образования и среднего медицинского образования.

Первичная специализированная - для завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка).

Периодическая - осуществляется каждые 5 лет и предназначена для оценки медицинских работников, уже имеющих сертификат или свидетельство об аккредитации.

По действующему законодательству, ординатор проходит процедуру первичной специализированной аккредитации после получения диплома. Предполагаемые изменения в законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" могут позволить работать врачом-стажером по получаемой специальности в ординатуре без процедуры прохождения первичной специализированной аккредитации, что, по сути, меняет сам подход допуска медицинских работников к работе по специальности.

Возникает вопрос, как определить, обладает ли ординатор на 2-м году обучения достаточными знаниями и умениями для работы в медицинских организациях в должности врача-стажера.

С учетом последних тенденций в сфере здравоохранения РФ, которые направлены на сокращение дефицита кадров, Правительство РФ утвердило постановление от 20.12.2022 № 2351, которое позволяет после прохождения программ профессиональной переподготовки врачам педиатрам и терапевтам работать анестезиологами-реаниматологами, хирургами и травматологами-ортопедами [3]. Можно предположить, что целесообразно было бы разделить этапы первичной специализированной аккредитации. Дать возможность ординаторам после успешного завершения 1-го года обучения пройти I этап аккредитации - тестирование, который предполагает оценку уровня освоения теоретической базы, пройденной в 1-й год обучения. А II и III этапы аккредитации (практико-ориентированный) пройти после практической подготовки, освоенной на 2-м году обучения.

Возможен также 2-й вариант оценки знаний и умений в виде проведения после окончания 1-го года обучения квалификационного экзамена в симуляционных условиях.

В законопроекте также предлагается допускать к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера ординаторов укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина", в настоящее время это 78 специальностей. Данная мера носит характер "заплатки" по ликвидации дефицита врачей.

Целесообразно было бы распространить данную практику на специальности ординатуры, которые соответствуют следующим критериям.

  1. 1. Эти специальности являются наиболее востребованными (в настоящее время - терапевты, педиатры, врачи общей практики, анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи, неврологи, рентгенологи, офтальмологи, онкологи и т. д.).
  2. Дают возможность расширить набор практических навыков ординатору, работающему в структуре первичного звена здравоохранения (поликлиниках).

Также необходимо учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые предполагают срок получения образования по некоторым специальностям от 3 лет и более.

В пояснительной записке к законопроекту предполагается, что его реализация не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. По нашему мнению, для успешной реализации данного законопроекта необходимо предусмотреть дополнительные стимулирующие выплаты врачам-наставникам, под руководством которых будет осуществляться прохождение практической подготовки врачей-стажеров, а также достойную оплату труда врачей-стажеров. Денежные выплаты будут дополнительным стимулом для трудоустройства ординаторов на должность врача-стажера и мотивировать к ответственному выполнению дополнительных функций наставничества врачей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате анализа данного законопроекта можно прийти к следующим выводам.

  1. Медицинские учреждения смогут частично решить проблему нехватки врачей по отдельным специальностям.
  2. Ординаторы смогут получить дополнительную практическую подготовку и возможность принимать самостоятельные решения.
  3. 3. Без четкой регламентации трудовых функций, которые будет выполнять врач-стажер, возможен риск принятия им некомпетентных решений.
  4. Необходима дополнительная мотивация кураторов врачей-стажеров, у которых появится дополнительная нагрузка к уже существующей практической деятельности.
  5. Работа врача-стажера может занять все время, отведенное на обучение в ординатуре.

Необходимо отметить, что принятие данного законопроекта может оказать полезное воздействие на устранения кадрового дефицита в медицинской отрасли. Не должно произойти и резкого снижения качества оказания медицинских услуг, так как врачи-стажеры будут работать под руководством опытных специалистов врачей-наставников. Ординаторы смогут получить дополнительную практическую подготовку, возможность принимать самостоятельные решения, дополнительный доход, что будет способствовать закреплению их в профессии и снизит отток кадров.

Вместе с тем данная мера должна носить только временный и вспомогательный характер и не может решить всех проблем кадрового обеспечения медицинских организаций. Меры по укреплению кадрового потенциала медицинской отрасли должны носить комплексный характер. Необходимо выстроить четкую логику всего процесса обучения ординаторов в организациях, осуществляющих их подготовку.

ОБСУЖДЕНИЕ

Что необходимо для этого сделать в части проектирования и реализации образовательных программ ординатуры, для минимизации рисков? Первая проблема, которую необходимо решить, - изменение модели обучения. Здесь возможны 3 варианта подготовки ординаторов параллельно с их медицинской деятельностью на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина". 1-я модель и, на наш взгляд, наиболее эффективная - медицинская деятельность на должности врача-стажера является видом и частью практической подготовки образовательной программы ординатуры по одной из специальностей, то есть это часть трудоемкости образовательной программы ординатуры.

Каким образом должна быть обозначена такая подготовка, в какой части образовательной программы, в рабочих программах дисциплин, программах практик, приложениях к образовательной программе?

Нормативное регулирование в части практической подготовки при реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования осуществляется приказом Минздрава России от 3 сентября 2013 г.

№ 620н "Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30304), приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 435н "Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2016 г., регистрационный № 43353), приказом Минздрава России от 29 марта 2020 г. № 248 "Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".

Поскольку практическая подготовка является одним из компонентов образовательной программы, в связи с этим в образовательной организации должна быть разработана и утверждена рабочая программа соответствующей практической подготовки с указанием соответствующих осваиваемых ординатором компетенций, а также оценочные материалы, позволяющие признать результаты освоения образовательной программы ординатуры в виде практической подготовки. В таком случае не возникнут вопросы и проблемы при контрольно-надзорных проверках.

При данной модели образования целесообразно использовать модульный подход с четко структурированной образовательной программой с обозначением целевых профессиональных компетенций, где практическая подготовка является одним из модулей. Важным условием предоставления качественного образования является формирование содержания образовательной программы ординатуры в виде систематизированной, педагогически адаптированной системы знаний, умений, навыков и отношений в сфере профессиональной деятельности, базирующейся на научных достижениях и социально значимом профессиональном опыте, формирующей универсальные, общепрофессиональные и специальные профессиональные компетенции специалиста. Эффективная модель практико-ориентированного обучения в ординатуре с параллельно осуществляемой медицинской деятельностью в виде врача-стажера должна предусматривать наличие балльно-рейтинговой системы оценки изученного материала, уровня приобретенных и освоенных профессиональных компетенций по каждому из модулей образовательной программы. По итогам прохождения образовательного модуля в виде медицинской деятельности врача-стажера ординатуры при успешном его освоении возможна выдача соответствующего сертификата.

При таком практико-ориентированном обучении в ординатуре необходимым условием является применение новых образовательных технологий. Анализируя современные методы образовательного процесса медицинского персонала в зарубежных странах, следует указать, прежде всего, на те, которые получили положительную оценку обучающихся.

  1. Модульное обучение, которое заключается в том, что небольшая часть учебного материала выделяется в отдельную тему и подается в программе изучаемого курса.
  2. Дистанционное обучение, которое характеризуется разделением обучающего и обучающегося во времени или пространстве, использованием учебно-методических ресурсов, разработанных с применением различных медиа, двусторонней коммуникации.
  3. Виртуально-тренинговая технология, основой которой является моделирование всех элементов учебного материала с применением тренажеров.
  4. Метод модерации, который основывается на интенсивном обмене информацией, мнениями и оценками, где модератор выступает не в роли ведущего, а в роли методиста, предоставляющего обучающимся методы и техники для достижения поставленной цели.

Использование описанных технологий мотивирует ординаторов к обновлению знаний, навыков и умений и нацеливает их на самостоятельное овладение учебным материалом и поиск дополнительных информационных ресурсов. В итоге расширяются когнитивные способности и укрепляется сознание в самообразовании, что позволяет в полной мере утверждать об эффективности обучающих стратегий когнитивного аспекта, которые призваны облегчить обучающимся усвоение современной информации. Преподаватели выступают "менторами", имеющими наряду с профессиональным опытом работы в той или иной области медицины педагогическую квалификацию. Ординаторы координируют свои цели обучения и медицинскую деятельность в виде стажировки с действующими преподавателями и осуществляют практическое обучение.

Ординатор в роли врача-стажера нуждается в постоянном совершенствовании своей квалификации. Данная система - это процесс, включающий такие элементы, как оценка индивидуальной профессиональной практики врача с приобретением коммуникаций и компетенций, то есть возможность пересмотра и решения двух ключевых задач: поддержание необходимого уровня профессионального развития и компетентности врача с последующей проверкой приобретенных навыков и знаний на основе различных механизмов оценки профессиональной квалификации на разных этапах освоения образовательной программы ординатуры.

Обучение через стажировку развивает практическую значимость компетентностного подхода в ординатуре, так как акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве последнего рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность (готовность) специалиста действовать в профессиональной ситуации. Оценка должна вестись поэтапно по результатам освоения образовательной программы.

При проектировании и реализации образовательной программы ординатуры для допущенных к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" целесообразно применение концепции доверенной профессиональной активности (Entrustable Professional Activities, EPA). Доверенная профессиональная активность (ЕРА) - это новый подход, используемый в компетентностно-ориентированном медицинском образовании, и является компонентом профессиональной практики, в нашем случае стажировки в виде медицинской деятельности врача-стажера [10].

Важным моментом является то, что результаты оценки ЕРА приводят к принятию итоговых решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности, осуществляемой под надзором определенного уровня. Применяемые в практической подготовке мобильные технологии и электронное портфолио могут служить для поддержки обратной связи по ЕРА, а также для принятия решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности. Это очень важно, потому что данные индивидуальных и коллективных интервью будущих производителей медицинских услуг показывают, что большинство будущих врачей (78,4%) планируют продолжить обучение в клинической ординатуре. Причиной такого решения является их неудовлетворенность уровнем профессиональной подготовки и неготовность к самостоятельной деятельности. Большинство студентов на вопрос "Достаточно ли вам теоретических и практических навыков для осуществления трудовой деятельности?" отвечали отрицательно (72,4%).

И еще один важный момент: медицинские организации ожидают от образовательных организаций выпуска "думающего", креативного врача, а не специалиста, натасканного на сдачу тестов и запоминание азбучных истин медицины прошлого века. В идеале работодатели хотели бы получать молодых специалистов, обладающих базовым набором навыков, в частности коммуникативностью, профессиональными компетенциями, способностью к быстрому приобретению новых знаний и умений, а также наличием дополнительных компетенций в рамках реализации различных аспектов современной медицины.

Современные образовательные программы содержат компетенции, которые должен освоить ординатор по итогам образовательной программы, но суть концептуального ЕРА-подхода заключается в том, что наряду с компетенциями важно четко определить работу врача, которая выполняется или должна выполняться на рабочем месте. Существенно то, что компетенции сопоставляются с выполняемой работой, и это ставит перед преподавателями и руководителями практической подготовки фундаментальный вопрос: имеет ли этот ординатор необходимые компетенции и установки для выполнения требуемой практической задачи. А стажировка в виде практической подготовки ординаторов - это эффективное обучение на рабочем месте. Для этого необходимо подготовить преподавателей, руководителей стажировки в виде практической подготовки к инновационному подходу в обучении и разработке учебно-методических ресурсов на высоком профессиональном уровне.

В проектировании и реализации образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры для допущенных к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" является необходимым переход к индивидуальным траекториям обучения ординаторов. И образовательную программу, календарный график обучения целесообразно построить таким образом, чтобы ординаторы изначально погружались в освоение и развитие профессиональных компетенций по специальности, а общеобразовательная часть программы осваивалась дистанционно через онлайн-формат. Более 60% обучающихся в медицинских вузах считают, что наиболее эффективным сценарием дальнейшего развития системы высшего медицинского образования в сложившихся условиях является гибридный вариант, сочетающий аудиторное и онлайн-обучение. Однако для этого необходимо разработать на хорошем технологическом и дидактическом уровне лекционный материал общетеоретической подготовки в виде онлайн-лекций, которые ординатор может прослушать в свободное от практической работы время, повторить и при готовности пройти рубежный контроль в удобное время. Для проектирования и реализации гибких образовательных индивидуальных траекторий обучения нужны соответствующая подготовка преподавателей, их мотивация, необходимые материально-технические условия.

Есть один риск, связанный с выполнением требований ФГОС ВО. Все, кто участвует в реализации образовательной программы ординатуры (преподаватели, практики-специалисты, руководители практической подготовки в виде стажировки), должны иметь соответствующую квалификацию по вопросам функционирования электронной информационно-образовательной среды. Для всех участников образовательной программы ординатуры необходимо организовать такое обучение с получением соответствующего документа. И еще один момент: усиливая практическую составляющую образовательной программы ординатуры, не забывать о требованиях ФГОС ВО относительно кадрового обеспечения. В соответствии с пунктом 4.4.5

ФГОС ВО ординатуры не менее 65% численности педагогических работников и специалистов-практиков, участвующих в реализации программы, должны иметь ученую степень и/или ученое звание (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям).

Причиной негативных социальных эффектов, связанных не с недостатком знаний, а с трудностями из-за отсутствия должных практических навыков, является отсутствие в современной модели российского здравоохранения какого-либо официального института профессионального сопровождения нестажированного специалиста - института наставников (кураторов) начинающих специалистов. Абсолютно ясно, что в совершенствовании профессионального мастерства наставничество как многовековая традиционная модель передачи опыта играет большую роль. Качественно организованное наставничество может позволить повысить безопасность и качество медицинской помощи, стать основой подготовки высокопрофессионального и высоконравственного врача, что, в свою очередь, является путем укрепления национального здоровья и создания медицины народного доверия.

Первые шаги введения наставничества как официального института в медицине предприняты в 2015 г., когда Ассоциацией заслуженных врачей России (АЗВР) был сформулирован проект концепции "Наставничество в медицинской среде". Данный проект необходимо признать весьма значимым, так как до его появления в постсоветской медицине наставничество носило неофициальный характер и основывалось на традициях конкретного медицинского учреждения. Концепция "Наставничество в медицинской среде" описывает общие принципы тьюторства, в то время как каждая медицинская специальность имеет свои особенности и нюансы. Несмотря на необходимость стимулирования развития института наставничества в реальной жизни предложенная инициатива в подавляющем большинстве медицинских учреждений была реализована весьма условно.

Говоря об объективной необходимости института наставничества во всех медицинских специальностях, стоит отметить, что польза прагматизма сиюминутна, но хорошо ощутима, в то время как наставничество менее заметно, но польза его бесконечна. Именно поэтому целесообразно использовать систему кураторства (наставничества) как один из эффективных компонентов медицинского образования в части усиления его практической составляющей. Наставник (куратор) необходим ординатору и для реализации индивидуальной траектории обучения параллельно с его медицинской деятельностью в качестве врача-стажера.

В новой концепции практической подготовки ординаторов важно рассмотреть и такую проблему, как система персонального допуска. Принцип лицензирования и сертификации медицинской деятельности в западных странах основывается на так называемой системе персональных допусков. Диплом врача предписывает прохождение курса резидентуры (от 2 до 4 лет), в течение этого времени соискатель получает первые официальные допуски базового уровня, которые подтверждаются личным сертификатом. В последующие годы врач расширяет набор допусков как по ассортименту, так и по степени сложности. В рамках усиления практической подготовки ординаторов и их медицинской деятельности в качестве врача-стажера система персонального допуска была бы хорошим мотиватором для развития профессиональных компетенций и квалификации. Ординатору важно помнить, что стажировка, даже оплачиваемая, это не самый быстрый и простой способ заработать. Стажировка - это про обучение и рост на перспективу.

Для успешной медицинской деятельности ординаторов в качестве врача-стажера необходим учет серьезной проблемы, которая может перерасти в риск: профессиональное выгорание врачей-ординаторов, особенно проходящих стажировку в скоропомощном стационаре. В образовательной программе ординаторов необходимо разработать и внедрить в практику обучения врачей-ординаторов обязательный образовательный модуль, способствующий повышению их коммуникативной компетентности, преодолению дистресса и профилактике профессионального выгорания. Практическая стажировка усилит теоретическую их подготовку в этом направлении и будет способствовать минимизации риска профессионального выгорания.

Таким образом, сделана попытка рассмотреть перспективы и риски в проектировании и реализации образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры для допущенных к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей

"Клиническая медицина", когда стажировка является составляющей компонентой образовательной программы ординатуры по той или иной специальности. Организационно медицинская деятельность на должности врача-стажера могла бы быть за рамками образовательной программы как программа дополнительного профессионального образования с получением дополнительной квалификации. Это могла бы быть 2-я модель, в рамках дополнительного профессионального образования как приложение к основной образовательной программе ординатуры.

3-я модель - это медицинская деятельность в качестве врача-стажера, которая идет параллельно и не связана напрямую (организационно, технологически, ресурсно) с обучением, то есть существует, как отдельный вид медицинской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможность для ординаторов осуществления медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" дает определенные преимущества и перспективы развития:

  • пополняется портфолио ординатора с развитием практических навыков, умений, специализированных профессиональных компетенций;
  • возможность получения дополнительных рекомендаций для осуществления практической медицинской деятельности и дальнейшего профессионального роста;
  • знакомство с опытом практиков-экспертов медицинской сферы;
  • возможность параллельно учиться и работать;
  • шанс попасть в штат медицинского учреждения по окончании образовательной программы ординатуры и др.

Основные риски, помимо тех, которые были уже обозначены выше:

  • стажер выполняет работу не по профилю своей специальности, а занимается другими вопросами (оформление каких-либо документов, делопроизводство и т. д.);
  • риск устроиться на стажировку, которая окажется полноценной работой и не останется совсем времени на обучение;
  • медицинское учреждение после стажировки не дает развернутую обратную связь или не предоставляет рекомендацию в случае успешного прохождения;
  • задачи могут не соответствовать уровню - могут оказаться слишком простыми или слишком сложными, и тогда стажировка окажется бесполезной;
  • руководство медицинского учреждения может ожидать от стажера такого же уровня работы, как от штатного сотрудника, и оказаться разочарованным.

Для эффективной медицинской деятельности ординаторов в качестве врача-стажера, когда такая стажировка могла бы быть полезным и дополнительным карьерным трамплином, необходимо тщательно проектировать практическую часть модульной образовательной программы с балльно-рейтинговой системой оценки результатов освоения программы; подготовить кадры кураторов (наставников) стажировки; разработать необходимые методические ресурсы в комплекте с оценочными материалами; постоянно осуществлять обратную связь и контролировать ход стажировки с определением рубежного контроля освоения ординаторами необходимых компетенций на основе ЕРА-подхода. Отдельным направлением, стратегическим и необходимым, являются подготовка преподавательских кадров и разработка новых технологий обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Материалы заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 15.12.2022.
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ст. 69 п. 1. // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.11.2011.
  3. Приказ Минздрава России от 23.08.2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 N 18247).
  4. Приказ Минздрава России от 28.10.2022 г. №709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2022.
  5. Проект федерального закона "О внесении изменения в ст. 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" во исполнение подпункта "в" п. 8 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26.01.2023 № Пр-144 // (подготовлен Минздравом России, ID проекта 02/04/03-23/00136386).
  6. Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 № 2351 "О внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022г. № 353"// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2022.
  7. Постановление Правительства РФ от 19.07.2012 г. № 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
  8. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo. gov.ru - 13.04.2022.
  9. Приказ Минздрава России от 02.05.2023 г. № 205н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.06.2023.
  10. Тен Кейт О., Чэн Х.К., Хофф Р.Г., Петерс Х., Бок Г., ван дер Шааф М.Ф. руководство AMEE № 99. Разработка учебного плана для учреждений, применяющих концепцию доверенной профессиональной активности (entrustable professional activities, epa) (под ред. Алексеевой А.Ю.) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 3. С. 25-64.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»