ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОПУСКА ОРДИНАТОРОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТИ ВРАЧА-СТАЖЕРА
РезюмеВопросы укрепления кадрового потенциала отрасли являются одной из самых сложных современных проблем российского здравоохранения. Принятие законопроекта о введении в медицинских организациях должности врача-стажера позволит ординаторам, начиная со 2-го года обучения в клинической ординатуре, работать по получаемой специальности под руководством опытных врачей-наставников и окажет полезное воздействие на устранение кадрового дефицита без снижения качества оказания медицинской помощи. Ординаторы смогут получить дополнительную практическую подготовку, возможность принимать самостоятельные решения, дополнительный доход, что будет способствовать закреплению их в профессии и снизит отток кадров. Важен анализ правовых аспектов допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера. Предложены для рассмотрения 3 модели подготовки ординаторов параллельно с их медицинской деятельностью на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина". Отдельными направлениями, стратегическими и необходимыми, являются подготовка преподавательских кадров и разработка новых технологий обучения.
Ключевые слова:врач-стажер; ординатор; стажировка; врач-наставник; практическая подготовка; правовые аспекты допуска ординатора к осуществлению медицинской деятельности; модели практической подготовки ординатора
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Микита О.Ю., Ефимова Е.М., Виноградов А.А., Афанасьева Е.А., Мягченко Е.В., Маренкова О.В. Правовые аспекты допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 3. С. 56-67. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-56-67
Опыт реализации всех программ приоритетного национального проекта "Здоровье" показал, что вопросы укрепления кадрового потенциала отрасли являются одной из самых больших и сложных проблем российского здравоохранения. По состоянию на 2022 г. дефицит врачей составил 26 452 человека, специалистов со средним медицинским образованием - 58 268 человек. Особенно остро дефицит кадров ощущается в первичном звене здравоохранения и сельской медицине.
В целях решения данной проблемы Президентом РФ 15 декабря 2022 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам было выработано поручение Минздраву России об обеспечении внесения в законодательство РФ изменений и введении в медицинских организациях должности врач-стажер [1]. Должность врача-стажера позволит ординаторам, начиная со 2-го года обучения в клинической ординатуре, работать по получаемой специальности.
Необходимо отметить, что по действующему законодательству ординатор не может работать по специальности в период обучения. В медицинской организации он не имеет правового статуса и проходит обучение на клинической базе без возможности быть допущенным к осуществлению медицинской деятельности.
В рамках выполнения поручения Президента РФ Минздрав России опубликовал законопроект о внесении изменений в статью 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", дающий возможность людям, обучающимся по образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации - программам ординатуры, быть допущенным к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы "Клиническая медицина" в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [2].
Для реализации данного законопроекта Правительству РФ необходимо наделить полномочиями Минздрав России по установлению порядка и условий допуска ординаторов к работе на должности врача-стажера. По поручению Правительства РФ Минздраву России необходимо разработать приказ о порядке допуска ординаторов на должность врача-стажера. В свою очередь, Минтруд России должен подготовить профессиональный стандарт "врач-стажер", в котором будут четко определены профессиональные требования, необходимые работнику для осуществления своих функций.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что должность врача-стажера предусмотрена номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, но в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 23 июля 2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" в настоящее время ординатор не может работать в данной должности, так как врачом-стажером может работать только врач-специалист, имеющий перерыв в работе по специальности более 5 лет либо сменивший профиль специальности, что является по существу формой адаптации медицинских сотрудников к практической работе после длительного перерыва [3].
В статье 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в п. 1 сказано, что "Право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста" [2].
В соответствии с приказом Минздрава России от 28 октября 2022 г. № 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности [4].
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В настоящее время выделяют 3 вида аккредитации, которые должны проходить медицинские работники.
Первичная - после завершения освоения основных образовательных программ высшего медицинского образования и среднего медицинского образования.
Первичная специализированная - для завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка).
Периодическая - осуществляется каждые 5 лет и предназначена для оценки медицинских работников, уже имеющих сертификат или свидетельство об аккредитации.
По действующему законодательству, ординатор проходит процедуру первичной специализированной аккредитации после получения диплома. Предполагаемые изменения в законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" могут позволить работать врачом-стажером по получаемой специальности в ординатуре без процедуры прохождения первичной специализированной аккредитации, что, по сути, меняет сам подход допуска медицинских работников к работе по специальности.
Возникает вопрос, как определить, обладает ли ординатор на 2-м году обучения достаточными знаниями и умениями для работы в медицинских организациях в должности врача-стажера.
С учетом последних тенденций в сфере здравоохранения РФ, которые направлены на сокращение дефицита кадров, Правительство РФ утвердило постановление от 20.12.2022 № 2351, которое позволяет после прохождения программ профессиональной переподготовки врачам педиатрам и терапевтам работать анестезиологами-реаниматологами, хирургами и травматологами-ортопедами [3]. Можно предположить, что целесообразно было бы разделить этапы первичной специализированной аккредитации. Дать возможность ординаторам после успешного завершения 1-го года обучения пройти I этап аккредитации - тестирование, который предполагает оценку уровня освоения теоретической базы, пройденной в 1-й год обучения. А II и III этапы аккредитации (практико-ориентированный) пройти после практической подготовки, освоенной на 2-м году обучения.
Возможен также 2-й вариант оценки знаний и умений в виде проведения после окончания 1-го года обучения квалификационного экзамена в симуляционных условиях.
В законопроекте также предлагается допускать к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера ординаторов укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина", в настоящее время это 78 специальностей. Данная мера носит характер "заплатки" по ликвидации дефицита врачей.
Целесообразно было бы распространить данную практику на специальности ординатуры, которые соответствуют следующим критериям.
- 1. Эти специальности являются наиболее востребованными (в настоящее время - терапевты, педиатры, врачи общей практики, анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи, неврологи, рентгенологи, офтальмологи, онкологи и т. д.).
- Дают возможность расширить набор практических навыков ординатору, работающему в структуре первичного звена здравоохранения (поликлиниках).
Также необходимо учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые предполагают срок получения образования по некоторым специальностям от 3 лет и более.
В пояснительной записке к законопроекту предполагается, что его реализация не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. По нашему мнению, для успешной реализации данного законопроекта необходимо предусмотреть дополнительные стимулирующие выплаты врачам-наставникам, под руководством которых будет осуществляться прохождение практической подготовки врачей-стажеров, а также достойную оплату труда врачей-стажеров. Денежные выплаты будут дополнительным стимулом для трудоустройства ординаторов на должность врача-стажера и мотивировать к ответственному выполнению дополнительных функций наставничества врачей.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате анализа данного законопроекта можно прийти к следующим выводам.
- Медицинские учреждения смогут частично решить проблему нехватки врачей по отдельным специальностям.
- Ординаторы смогут получить дополнительную практическую подготовку и возможность принимать самостоятельные решения.
- 3. Без четкой регламентации трудовых функций, которые будет выполнять врач-стажер, возможен риск принятия им некомпетентных решений.
- Необходима дополнительная мотивация кураторов врачей-стажеров, у которых появится дополнительная нагрузка к уже существующей практической деятельности.
- Работа врача-стажера может занять все время, отведенное на обучение в ординатуре.
Необходимо отметить, что принятие данного законопроекта может оказать полезное воздействие на устранения кадрового дефицита в медицинской отрасли. Не должно произойти и резкого снижения качества оказания медицинских услуг, так как врачи-стажеры будут работать под руководством опытных специалистов врачей-наставников. Ординаторы смогут получить дополнительную практическую подготовку, возможность принимать самостоятельные решения, дополнительный доход, что будет способствовать закреплению их в профессии и снизит отток кадров.
Вместе с тем данная мера должна носить только временный и вспомогательный характер и не может решить всех проблем кадрового обеспечения медицинских организаций. Меры по укреплению кадрового потенциала медицинской отрасли должны носить комплексный характер. Необходимо выстроить четкую логику всего процесса обучения ординаторов в организациях, осуществляющих их подготовку.
ОБСУЖДЕНИЕ
Что необходимо для этого сделать в части проектирования и реализации образовательных программ ординатуры, для минимизации рисков? Первая проблема, которую необходимо решить, - изменение модели обучения. Здесь возможны 3 варианта подготовки ординаторов параллельно с их медицинской деятельностью на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина". 1-я модель и, на наш взгляд, наиболее эффективная - медицинская деятельность на должности врача-стажера является видом и частью практической подготовки образовательной программы ординатуры по одной из специальностей, то есть это часть трудоемкости образовательной программы ординатуры.
Каким образом должна быть обозначена такая подготовка, в какой части образовательной программы, в рабочих программах дисциплин, программах практик, приложениях к образовательной программе?
Нормативное регулирование в части практической подготовки при реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования осуществляется приказом Минздрава России от 3 сентября 2013 г.
№ 620н "Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30304), приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 435н "Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2016 г., регистрационный № 43353), приказом Минздрава России от 29 марта 2020 г. № 248 "Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации".
Поскольку практическая подготовка является одним из компонентов образовательной программы, в связи с этим в образовательной организации должна быть разработана и утверждена рабочая программа соответствующей практической подготовки с указанием соответствующих осваиваемых ординатором компетенций, а также оценочные материалы, позволяющие признать результаты освоения образовательной программы ординатуры в виде практической подготовки. В таком случае не возникнут вопросы и проблемы при контрольно-надзорных проверках.
При данной модели образования целесообразно использовать модульный подход с четко структурированной образовательной программой с обозначением целевых профессиональных компетенций, где практическая подготовка является одним из модулей. Важным условием предоставления качественного образования является формирование содержания образовательной программы ординатуры в виде систематизированной, педагогически адаптированной системы знаний, умений, навыков и отношений в сфере профессиональной деятельности, базирующейся на научных достижениях и социально значимом профессиональном опыте, формирующей универсальные, общепрофессиональные и специальные профессиональные компетенции специалиста. Эффективная модель практико-ориентированного обучения в ординатуре с параллельно осуществляемой медицинской деятельностью в виде врача-стажера должна предусматривать наличие балльно-рейтинговой системы оценки изученного материала, уровня приобретенных и освоенных профессиональных компетенций по каждому из модулей образовательной программы. По итогам прохождения образовательного модуля в виде медицинской деятельности врача-стажера ординатуры при успешном его освоении возможна выдача соответствующего сертификата.
При таком практико-ориентированном обучении в ординатуре необходимым условием является применение новых образовательных технологий. Анализируя современные методы образовательного процесса медицинского персонала в зарубежных странах, следует указать, прежде всего, на те, которые получили положительную оценку обучающихся.
- Модульное обучение, которое заключается в том, что небольшая часть учебного материала выделяется в отдельную тему и подается в программе изучаемого курса.
- Дистанционное обучение, которое характеризуется разделением обучающего и обучающегося во времени или пространстве, использованием учебно-методических ресурсов, разработанных с применением различных медиа, двусторонней коммуникации.
- Виртуально-тренинговая технология, основой которой является моделирование всех элементов учебного материала с применением тренажеров.
- Метод модерации, который основывается на интенсивном обмене информацией, мнениями и оценками, где модератор выступает не в роли ведущего, а в роли методиста, предоставляющего обучающимся методы и техники для достижения поставленной цели.
Использование описанных технологий мотивирует ординаторов к обновлению знаний, навыков и умений и нацеливает их на самостоятельное овладение учебным материалом и поиск дополнительных информационных ресурсов. В итоге расширяются когнитивные способности и укрепляется сознание в самообразовании, что позволяет в полной мере утверждать об эффективности обучающих стратегий когнитивного аспекта, которые призваны облегчить обучающимся усвоение современной информации. Преподаватели выступают "менторами", имеющими наряду с профессиональным опытом работы в той или иной области медицины педагогическую квалификацию. Ординаторы координируют свои цели обучения и медицинскую деятельность в виде стажировки с действующими преподавателями и осуществляют практическое обучение.
Ординатор в роли врача-стажера нуждается в постоянном совершенствовании своей квалификации. Данная система - это процесс, включающий такие элементы, как оценка индивидуальной профессиональной практики врача с приобретением коммуникаций и компетенций, то есть возможность пересмотра и решения двух ключевых задач: поддержание необходимого уровня профессионального развития и компетентности врача с последующей проверкой приобретенных навыков и знаний на основе различных механизмов оценки профессиональной квалификации на разных этапах освоения образовательной программы ординатуры.
Обучение через стажировку развивает практическую значимость компетентностного подхода в ординатуре, так как акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве последнего рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность (готовность) специалиста действовать в профессиональной ситуации. Оценка должна вестись поэтапно по результатам освоения образовательной программы.
При проектировании и реализации образовательной программы ординатуры для допущенных к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" целесообразно применение концепции доверенной профессиональной активности (Entrustable Professional Activities, EPA). Доверенная профессиональная активность (ЕРА) - это новый подход, используемый в компетентностно-ориентированном медицинском образовании, и является компонентом профессиональной практики, в нашем случае стажировки в виде медицинской деятельности врача-стажера [10].
Важным моментом является то, что результаты оценки ЕРА приводят к принятию итоговых решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности, осуществляемой под надзором определенного уровня. Применяемые в практической подготовке мобильные технологии и электронное портфолио могут служить для поддержки обратной связи по ЕРА, а также для принятия решений о допуске к выполнению профессиональной деятельности. Это очень важно, потому что данные индивидуальных и коллективных интервью будущих производителей медицинских услуг показывают, что большинство будущих врачей (78,4%) планируют продолжить обучение в клинической ординатуре. Причиной такого решения является их неудовлетворенность уровнем профессиональной подготовки и неготовность к самостоятельной деятельности. Большинство студентов на вопрос "Достаточно ли вам теоретических и практических навыков для осуществления трудовой деятельности?" отвечали отрицательно (72,4%).
И еще один важный момент: медицинские организации ожидают от образовательных организаций выпуска "думающего", креативного врача, а не специалиста, натасканного на сдачу тестов и запоминание азбучных истин медицины прошлого века. В идеале работодатели хотели бы получать молодых специалистов, обладающих базовым набором навыков, в частности коммуникативностью, профессиональными компетенциями, способностью к быстрому приобретению новых знаний и умений, а также наличием дополнительных компетенций в рамках реализации различных аспектов современной медицины.
Современные образовательные программы содержат компетенции, которые должен освоить ординатор по итогам образовательной программы, но суть концептуального ЕРА-подхода заключается в том, что наряду с компетенциями важно четко определить работу врача, которая выполняется или должна выполняться на рабочем месте. Существенно то, что компетенции сопоставляются с выполняемой работой, и это ставит перед преподавателями и руководителями практической подготовки фундаментальный вопрос: имеет ли этот ординатор необходимые компетенции и установки для выполнения требуемой практической задачи. А стажировка в виде практической подготовки ординаторов - это эффективное обучение на рабочем месте. Для этого необходимо подготовить преподавателей, руководителей стажировки в виде практической подготовки к инновационному подходу в обучении и разработке учебно-методических ресурсов на высоком профессиональном уровне.
В проектировании и реализации образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры для допущенных к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" является необходимым переход к индивидуальным траекториям обучения ординаторов. И образовательную программу, календарный график обучения целесообразно построить таким образом, чтобы ординаторы изначально погружались в освоение и развитие профессиональных компетенций по специальности, а общеобразовательная часть программы осваивалась дистанционно через онлайн-формат. Более 60% обучающихся в медицинских вузах считают, что наиболее эффективным сценарием дальнейшего развития системы высшего медицинского образования в сложившихся условиях является гибридный вариант, сочетающий аудиторное и онлайн-обучение. Однако для этого необходимо разработать на хорошем технологическом и дидактическом уровне лекционный материал общетеоретической подготовки в виде онлайн-лекций, которые ординатор может прослушать в свободное от практической работы время, повторить и при готовности пройти рубежный контроль в удобное время. Для проектирования и реализации гибких образовательных индивидуальных траекторий обучения нужны соответствующая подготовка преподавателей, их мотивация, необходимые материально-технические условия.
Есть один риск, связанный с выполнением требований ФГОС ВО. Все, кто участвует в реализации образовательной программы ординатуры (преподаватели, практики-специалисты, руководители практической подготовки в виде стажировки), должны иметь соответствующую квалификацию по вопросам функционирования электронной информационно-образовательной среды. Для всех участников образовательной программы ординатуры необходимо организовать такое обучение с получением соответствующего документа. И еще один момент: усиливая практическую составляющую образовательной программы ординатуры, не забывать о требованиях ФГОС ВО относительно кадрового обеспечения. В соответствии с пунктом 4.4.5
ФГОС ВО ординатуры не менее 65% численности педагогических работников и специалистов-практиков, участвующих в реализации программы, должны иметь ученую степень и/или ученое звание (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям).
Причиной негативных социальных эффектов, связанных не с недостатком знаний, а с трудностями из-за отсутствия должных практических навыков, является отсутствие в современной модели российского здравоохранения какого-либо официального института профессионального сопровождения нестажированного специалиста - института наставников (кураторов) начинающих специалистов. Абсолютно ясно, что в совершенствовании профессионального мастерства наставничество как многовековая традиционная модель передачи опыта играет большую роль. Качественно организованное наставничество может позволить повысить безопасность и качество медицинской помощи, стать основой подготовки высокопрофессионального и высоконравственного врача, что, в свою очередь, является путем укрепления национального здоровья и создания медицины народного доверия.
Первые шаги введения наставничества как официального института в медицине предприняты в 2015 г., когда Ассоциацией заслуженных врачей России (АЗВР) был сформулирован проект концепции "Наставничество в медицинской среде". Данный проект необходимо признать весьма значимым, так как до его появления в постсоветской медицине наставничество носило неофициальный характер и основывалось на традициях конкретного медицинского учреждения. Концепция "Наставничество в медицинской среде" описывает общие принципы тьюторства, в то время как каждая медицинская специальность имеет свои особенности и нюансы. Несмотря на необходимость стимулирования развития института наставничества в реальной жизни предложенная инициатива в подавляющем большинстве медицинских учреждений была реализована весьма условно.
Говоря об объективной необходимости института наставничества во всех медицинских специальностях, стоит отметить, что польза прагматизма сиюминутна, но хорошо ощутима, в то время как наставничество менее заметно, но польза его бесконечна. Именно поэтому целесообразно использовать систему кураторства (наставничества) как один из эффективных компонентов медицинского образования в части усиления его практической составляющей. Наставник (куратор) необходим ординатору и для реализации индивидуальной траектории обучения параллельно с его медицинской деятельностью в качестве врача-стажера.
В новой концепции практической подготовки ординаторов важно рассмотреть и такую проблему, как система персонального допуска. Принцип лицензирования и сертификации медицинской деятельности в западных странах основывается на так называемой системе персональных допусков. Диплом врача предписывает прохождение курса резидентуры (от 2 до 4 лет), в течение этого времени соискатель получает первые официальные допуски базового уровня, которые подтверждаются личным сертификатом. В последующие годы врач расширяет набор допусков как по ассортименту, так и по степени сложности. В рамках усиления практической подготовки ординаторов и их медицинской деятельности в качестве врача-стажера система персонального допуска была бы хорошим мотиватором для развития профессиональных компетенций и квалификации. Ординатору важно помнить, что стажировка, даже оплачиваемая, это не самый быстрый и простой способ заработать. Стажировка - это про обучение и рост на перспективу.
Для успешной медицинской деятельности ординаторов в качестве врача-стажера необходим учет серьезной проблемы, которая может перерасти в риск: профессиональное выгорание врачей-ординаторов, особенно проходящих стажировку в скоропомощном стационаре. В образовательной программе ординаторов необходимо разработать и внедрить в практику обучения врачей-ординаторов обязательный образовательный модуль, способствующий повышению их коммуникативной компетентности, преодолению дистресса и профилактике профессионального выгорания. Практическая стажировка усилит теоретическую их подготовку в этом направлении и будет способствовать минимизации риска профессионального выгорания.
Таким образом, сделана попытка рассмотреть перспективы и риски в проектировании и реализации образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры для допущенных к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей
"Клиническая медицина", когда стажировка является составляющей компонентой образовательной программы ординатуры по той или иной специальности. Организационно медицинская деятельность на должности врача-стажера могла бы быть за рамками образовательной программы как программа дополнительного профессионального образования с получением дополнительной квалификации. Это могла бы быть 2-я модель, в рамках дополнительного профессионального образования как приложение к основной образовательной программе ординатуры.
3-я модель - это медицинская деятельность в качестве врача-стажера, которая идет параллельно и не связана напрямую (организационно, технологически, ресурсно) с обучением, то есть существует, как отдельный вид медицинской деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможность для ординаторов осуществления медицинской деятельности на должности врача-стажера по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" дает определенные преимущества и перспективы развития:
- пополняется портфолио ординатора с развитием практических навыков, умений, специализированных профессиональных компетенций;
- возможность получения дополнительных рекомендаций для осуществления практической медицинской деятельности и дальнейшего профессионального роста;
- знакомство с опытом практиков-экспертов медицинской сферы;
- возможность параллельно учиться и работать;
- шанс попасть в штат медицинского учреждения по окончании образовательной программы ординатуры и др.
Основные риски, помимо тех, которые были уже обозначены выше:
- стажер выполняет работу не по профилю своей специальности, а занимается другими вопросами (оформление каких-либо документов, делопроизводство и т. д.);
- риск устроиться на стажировку, которая окажется полноценной работой и не останется совсем времени на обучение;
- медицинское учреждение после стажировки не дает развернутую обратную связь или не предоставляет рекомендацию в случае успешного прохождения;
- задачи могут не соответствовать уровню - могут оказаться слишком простыми или слишком сложными, и тогда стажировка окажется бесполезной;
- руководство медицинского учреждения может ожидать от стажера такого же уровня работы, как от штатного сотрудника, и оказаться разочарованным.
Для эффективной медицинской деятельности ординаторов в качестве врача-стажера, когда такая стажировка могла бы быть полезным и дополнительным карьерным трамплином, необходимо тщательно проектировать практическую часть модульной образовательной программы с балльно-рейтинговой системой оценки результатов освоения программы; подготовить кадры кураторов (наставников) стажировки; разработать необходимые методические ресурсы в комплекте с оценочными материалами; постоянно осуществлять обратную связь и контролировать ход стажировки с определением рубежного контроля освоения ординаторами необходимых компетенций на основе ЕРА-подхода. Отдельным направлением, стратегическим и необходимым, являются подготовка преподавательских кадров и разработка новых технологий обучения.
ЛИТЕРАТУРА
- Материалы заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам от 15.12.2022.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ст. 69 п. 1. // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.11.2011.
- Приказ Минздрава России от 23.08.2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих". Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 N 18247).
- Приказ Минздрава России от 28.10.2022 г. №709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2022.
- Проект федерального закона "О внесении изменения в ст. 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" во исполнение подпункта "в" п. 8 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26.01.2023 № Пр-144 // (подготовлен Минздравом России, ID проекта 02/04/03-23/00136386).
- Постановление Правительства РФ от 20.12.2022 № 2351 "О внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022г. № 353"// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.12.2022.
- Постановление Правительства РФ от 19.07.2012 г. № 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"// опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo. gov.ru - 13.04.2022.
- Приказ Минздрава России от 02.05.2023 г. № 205н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 01.06.2023.
- Тен Кейт О., Чэн Х.К., Хофф Р.Г., Петерс Х., Бок Г., ван дер Шааф М.Ф. руководство AMEE № 99. Разработка учебного плана для учреждений, применяющих концепцию доверенной профессиональной активности (entrustable professional activities, epa) (под ред. Алексеевой А.Ю.) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 3. С. 25-64.