СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТНЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР В РАБОТУ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Резюме

Статья посвящена изучению социологических и организационных аспектов внедрения стандартных операционных процедур (СОП) в работу среднего медицинского персонала, выявлению и обсуждению отношения средних медицинских работников частной и государственной систем здравоохранения к разработке, внедрению и исполнению СОП. Проведен анализ причин различий отношения среднего медицинского персонала из частной и государственной систем здравоохранения к проблеме разработки и внедрения СОП.

Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества и безопасности медицинской помощи, что невозможно без стандартизации и регламентации действий медицинских работников.

Ключевые слова:стандартные операционные процедуры; качество и безопасность медицинской помощи; стандартизация деятельности медицинского персонала

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Калугина М.Г., Чернышева М.Л. Социологические и организационные аспекты внедрения стандартных операционных процедур в работу среднего медицинского персонала // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 3. С. 43-54. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-43-54

Стандартные операционные процедуры (СОП) - это набор пошаговых инструкций, составленных организацией для помощи работникам в выполнении сложных рутинных операций. В здравоохранении СОП широко внедряются последние десятилетия и считаются критически важными для обеспечения последовательного качества ухода и безопасности пациентов. Согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), соблюдение СОП может снизить количество медицинских ошибок на 60%. Однако данные Федеральной службы государственной статистики России показывают, что только 45% медицинских учреждений в России полностью внедрили СОП, что подчеркивает необходимость улучшения процессов их разработки и внедрения [1].

СОП в медицине начали внедрять в середине XX в., однако идея стандартизации процедур и протоколов существовала и до этого. В 1854 г. Флоренс Найтингейл, английская медицинская сестра, ввела стандартные процедуры ухода за ранеными солдатами во время Крымской войны. Это значительно снизило смертность среди пациентов. В 1910 г. Абрахам Флекснер в своем знаменитом отчете подчеркнул необходимость стандартизации медицинского образования и практики. Отчет Флекснера стал основой для реформы медицинского образования в США и Канаде.

Однако широкое применение СОП в медицине началось только после Второй мировой войны. В 1966 г. в США была создана Комиссия по стандартам медицинской помощи, которая начала разработку СОП. В 1970-х годах с распространением компьютерных технологий СOП стали использовать еще шире. В 1980-х годах внедрение СOП стало обязательным требованием для аккредитации больниц. В 1990-х годах и в начале 2000-х были разработаны и внедрены многие СОП, включая протоколы для обработки больничных инфекций, управления болевым синдромом и т. д. [2].

В настоящее время СОП являются неотъемлемой частью медицинской практики, помогающей обеспечить высокое качество и безопасность медицинской помощи. [3] Кроме того, СОП помогают улучшить эффективность и продуктивность, так как они устраняют неоднозначность и предоставляют четкие указания о том, как выполнять определенные задачи. Они также способствуют соблюдению норм и стандартов безопасности, что важно для защиты как пациентов, так и медицинского персонала от ошибок [4].

Актуальным направлением исследований в настоящее время являются вопросы разработки и внедрения СОП в практику среднего персонала медицинских организаций (МО), так как именно на эту категорию медицинских работников приходится наибольшее число рутинных действий, повторяющихся или сменяющих одно на другое.

Цель исследования - выявить преимущества и трудности, связанные с внедрением СОП, а также определить стратегии для эффективного обучения персонала. В рамках исследования осуществлен анализ существующих подходов к разработке, внедрению и использованию СОП; проведено анкетирование с помощью специально разработанной анкеты, направленной на изучение отношения медицинских работников к данной практике, а также на выявление актуальных направлений обучения в данной области, проведен опрос экспертов о причинах недостаточного внедрения и исполнения СОП в МО, проанализирована разница в подходах к этим вопросам в частной и государственной системах здравоохранения, предложен комплекс мер по улучшению ситуации.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Исследование, проведенное нами при подготовке работы, имеет признаки проспективного, так как проведены планирование и сбор данных в реальном времени, а также оно нацелено на изучение будущих событий, прогнозирование результатов и оценку эффективности внедрения СОП в практику среднего медицинского персонала.

В нашем исследовании приняли участие 242 работника из числа среднего медицинского персонала из 11 МО, из которых 8 - частные, 3 - государственные; их распределение по специальностям и системе здравоохранения представлены в табл.

Все МО находятся и работают в Тамбове.

Была сформирована анкета из 15 вопросов, которые были разбиты на 3 раздела, с целью дифференциации различных аспектов наблюдения и дальнейшей обработки данных. Разделы анкеты: "Восприятие СОП", "Разработка, внедрение и использование СОП" и "СОП и их влияние на качество и безопасность медицинской деятельности" (табл. 2).

При анкетировании использовалась 5-балльная шкала Лайкерта - инструмент для измерения отношения или мнения людей по определенному вопросу. Она была разработана в 1932 г. американским социологом Ренсисом Лайкертом. Обычно шкала Лайкерта состоит из 5 или 7 уровней (хотя число может быть и больше), каждый из которых представляет собой степень согласия с утверждением. Например, от 1 до 5 баллов интерпретируются как "полностью согласен", "скорее согласен",

"ни согласен, ни не согласен", "скорее не согласен", "совершенно не согласен". Шкала Лайкерта широко используется в социологических и психологических исследованиях, маркетинге, управлении качеством и многих других областях. Она позволяет получить количественные данные о качественных характеристиках - мнениях, взглядах, отношении к чему- либо. Интерпретация результатов основывается на подсчете среднего значения ответов. Если большинство респондентов выбрали "полностью согласен" или "скорее согласен", это означает, что они положительно относятся к утверждению. Если большинство выбрали "совершенно не согласен" или "скорее не согласен", то отношение отрицательное. Если большинство выбрали "ни согласен, ни не согласен", это может означать, что утверждение не вызывает у них ярких эмоций, или они не имеют достаточно информации для принятия решения [5].

На следующем этапе был использован метод экспертного анализа для исследования вопросов, связанных с разработкой, внедрением и исполнением СОП в работу среднего медицинского персонала. Эксперты в области общественного здоровья, социологии и педагогики в количестве 11 человек проанализировали текущую ситуацию с целью выявить проблемы и предложить возможные решения (табл. 3).

Социологические аспекты экспертного анализа помогают понять, как внедрение СОП влияет на социальные динамики в МО, например на отношения между коллегами, между персоналом и пациентами, на уровень удовлетворенности персонала своей работой и т. д. Это может помочь выявить социальные, групповые барьеры, которые мешают эффективному внедрению СОП. Организационные и педагогические аспекты анализа позволяют определить, как обучение персонала (взрослых) влияет на его способность эффективно исполнять СОП. Чаще всего это включает анализ методов обучения, материалов для обучения, квалификации инструкторов и т. д., может помочь выявить организационные проблемы в обучении, которые могут затруднять исполнение СОП. Таким образом, метод экспертного анализа позволит получить глубокое понимание проблемных вопросов, связанных с СОП, и предложить эффективные решения для улучшения качества медицинской помощи. Все положения и идеи экспертов были отобраны, структурированы и на втором этапе оценены экспертами по 10-балльной шкале. Согласованность экспертов оценивалась методом конкордации Кенделла. Коэффициент может принимать значения в пределах от 0 до 1. При полной согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации равен единице при полном разногласии - нулю. Наиболее реальным является случай частичной согласованности мнений экспертов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Несмотря на имеющиеся в литературных обзорах и статьях указания, что использование СОП и чек-листов дает ощутимые преимущества в соблюдении клинических рекомендаций и результатов лечения пациентов, состояние разработанности в литературе вопросов правильного введения стандартных СОП в сестринскую практику все еще недостаточно [6]. Хотя некоторые исследования и руководства предлагают рекомендации по внедрению и исполнению СОП, более глубокое исследование требуется для полного понимания эффективных стратегий и факторов, влияющих на успешное внедрение СОП в МО.

В табл. 4 представлены итоговые средние значения оценок по шкале Лайкерта в отношении каждого вопроса и разделов в среднем, с ранжированием ответов по их значимости в зависимости от полученной оценки по итогам проведенного нами анкетирования персонала.

При анализе результатов видно, что высокие оценки, более 4 баллов, которые получили утверждения "СОП навязаны нам сверху" и "У нас есть бесполезные СОП" отражают психологическую и организационную неготовность персонала МО к внедрению СОП. Такие последствия возможны в том случае, когда не проводилась подготовительная и разъяснительная работа в коллективе, когда СОП внедрялись без учета специфики конкретных МО, и когда не была налажена обратная связь со средним медицинским персоналом. Достаточно высокую оценку имеет утверждение "Без СОП работать проще" - 3,17, но при этом персонал чувствует нехватку "нормальных", "рабочих" СОП (у нас не хватает нужных СОП - 3,25), что отражает непонимание организационных вопросов их внедрения и исполнения. Для частной системы здравоохранения в этом разделе получено среднее, равное 3,95, для государственной системы показатель значительно ниже - 3,23.

В среднем раздел "Разработка, внедрение и использование СОП" получил самую невысокую оценку - 3,1, явно сигнализируя о проблемных моментах в этой сфере. Причем такая оценка характерна как для сотрудников частной системы здравоохранения -

3,17, так и для государственной системы - 3,02. Физическая доступность СОП при этом находится на достаточно хорошем уровне, в то время как пересмотр и обновление СОП, а также вопросы обучения персонала воспринимаются респондентами как недостаточно проработанные.

Данные 3-го раздела показывают, что восприятие СОП как важного инструмента качества находится на достаточно высоком уровне согласия, высказывание "по моему мнению, СОП играют значительную роль в обеспечении качества и безопасности медицинского обслуживания" получил 4,1 балла. Однако в диссонанс с этим выступает низкий балл утверждения "благодаря использованию СОП в вашей практике прочно укоренилась культура стандартизации и непрерывного улучшения качества", всего 2,45 балла. Это означает, что персонал не видит прямого и значительного влияния проведенных мероприятий в этой области на непосредственные результаты работы. В частной системе среднее значение по разделу также выше и равно 3,97, а в государственной системе здравоохранения - 3,21.

Отмечена существенная разница в восприятии СОП как важных и значимых для работы документов среди средних медработников частной системы здравоохранения и государственной системы 3,95 против 3,23 (см. рисунок). Однако разработка и внедрение СОП и в той и в другой системе имеют одинаковый уровень восприятия и одобрения персонала. Понимание того, что стандартизация необходима для обеспечения качества и безопасности медицинской помощи также существенно выше в частной системе здравоохранения - 3,97 против 3,21 балла в государственной системе.

Также проведен экспертный анализ на предмет выявления и ранжирования ключевых причин различий между частной и государственной системами здравоохранения в вопросах внедрения СОП для среднего медицинского персонала. Согласно мнению экспертов, существует 4 важнейших аспекта, влияющих на возникновение подобной разницы для частной и государственной систем здравоохранения.

  1. 1. Кадровый аспект. В частных медицинских учреждениях, как правило, работают более высококвалифицированные специалисты, которые имеют более глубокие профессиональные знания и навыки, а также понимание важности стандартизации и применения СОП. Кроме того, частные клиники обычно предлагают лучшие условия труда и возможности для профессионального развития, что способствует повышению мотивации и отношения к работе. Среднее всех экспертов - 4,1-5 баллов.
  2. 2. Психологический аспект. Работники частной системы здравоохранения могут быть более мотивированы к выполнению СОП, так как они осознают их важность для обеспечения качества и безопасности медицинской помощи. Также в частных клиниках часто применяются системы стимулирования и поощрения за соблюдение стандартов и протоколов. Среднее - 3,8-5 баллов.
  1. Организационный аспект. Частные медицинские учреждения обычно имеют более гибкую структуру и эффективную систему управления, что позволяет быстрее и эффективнее внедрять новые стандарты и протоколы. Кроме того, в частных клиниках обычно есть больше ресурсов для обучения персонала и проведения тренингов по СОП. Среднее - 3,3-5 баллов.
  2. Когнитивный аспект. Работники частной системы здравоохранения, как правило, имеют больше возможностей для обучения и профессионального развития, что позволяет им лучше понимать и применять СОП. Также они могут быть более открыты к нововведениям и изменениям, что также способствует более активному применению стандартных операционных процедур. Среднее - 3,1-5 баллов.

В табл. 5 представлены предложенные экспертами и ранжированные нами причины недостаточного внедрения, исполнения и совершенствования СОП в сестринской практике, дополненные аналитической информацией о возможностях исправления ситуации.

Как видно из табл. 5, эксперты считают, что слабое обучение персонала является главной причиной недостаточного внедрения и исполнения СОП в МО. Наиболее частые причины этого следующие.

  1. Отсутствие времени и ресурсов. МО могут столкнуться с ограниченными кадрами и временными ресурсами на фоне высокой загруженности персонала, что делает трудным проведение регулярного обучения, так как оно требует времени и усилий для разработки программ обучения, подготовки материалов и проведения самого обучения. Важным фактором является то, что большинство людей, находящихся на административных должностях, не привыкли включать обучение персонала в свой трудовой процесс, считая, что им "за это не платят". Такая проблема требует индивидуального подхода к решению в каждой конкретной МО.
  2. Недостаточное понимание важности обучения. Некоторые МО могут недооценивать важность обучения персонала по СОП. Они могут считать, что уже имеющиеся знания и опыт персонала достаточны для выполнения процедур. Однако без регулярного обновления знаний и навыков персонал может быть не в курсе последних изменений и лучших практик.
  3. Отсутствие системы обратной связи и оценки знаний персонала. МО могут не иметь системы обратной связи и оценки, чтобы определить слабые места в трудовом процессе, акцент делается только на совершенных ошибках, игнорируя технологии менеджмента рисков [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стандарты организации и проведения процедур играют ключевую роль в обеспечении безопасности пациентов в МО. ВОЗ активно подчеркивает важность внедрения и соблюдения СОП в медицинской практике. Согласно ВОЗ, стандартизированные процедуры помогают уменьшить вероятность ошибок, улучшают качество медицинских услуг и повышают уровень удовлетворенности пациентов. Они обеспечивают последовательность и предсказуемость в оказании медицинской помощи, что, в свою очередь, способствует безопасности пациентов.

ВОЗ также подчеркивает, что СОП способствуют повышению эффективности работы персонала, так как они предоставляют четкие инструкции по выполнению различных процедур, снижая их вариативность и уменьшая инциденты при их совершении. Это помогает сотрудникам лучше понимать свои обязанности и ответственность, что также служит защите интересов пациентов. Кроме того, ВОЗ отмечает, что СОП являются важным инструментом для обучения и оценки персонала. Они могут быть использованы для обучения новых сотрудников, а также для проведения периодической проверки компетенции действующего персонала.

Для успешного внедрения стандартов организации и проведения СОП в МО необходим комплексный подход, который включает в себя обучение персонала, поддержку руководства, регулярное обновление процедур и учет отзывов и предложений персонала. Обучающие программы должны быть организованы для всех уровней персонала, включая руководителей, чтобы гарантировать полное понимание и принятие СОП. Процедуры должны быть понятными и легко применимыми. Регулярный пересмотр и обновление процедур также являются важными, как и предоставление достаточных ресурсов для их выполнения. Мотивация персонала может быть усилена через систему вознаграждений или финансового поощрения. Данные исследования показывают, что одной из основных причин, почему СОП плохо внедряются и не исполняются в МО, являются отсутствие обучения персонала и недостаток вовлеченности руководства. Это подчеркивает важность обучения и поддержки со стороны руководства для успешного внедрения и выполнения СОП. Другая важная причина - отсутствие регулярного пересмотра процедур и недостаток ресурсов. Это указывает на необходимость регулярного обновления процедур и обеспечения достаточного количества ресурсов для их выполнения.

Регулярное обучение персонала по специальным программам - ключевой элемент внедрения СОП. Оно помогает убедиться, что все сотрудники знают и понимают новые процедуры, а также способствует их приверженности изменениям. Обучение также может помочь сотрудникам развить необходимые навыки и знания для выполнения процедур эффективно и безопасно. Кроме того, регулярное обучение может помочь в обнаружении и исправлении любых проблем или сложностей, которые могут возникнуть в процессе выполнения процедур.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зырянов С.К., Фитилев С.Б., Возжаев А.В., Шкребнева И.И., Тяжельников А.А., Шиндряева Н.Н. Внедрение концепции стандартных операционных процедур в практику первичного амбулаторного звена - утопия или назревшая необходимость? // Качественная клиническая практика. 2020. № 3. С. 75-84. DOI: https://www.doi.org/10.37489/2588-0519-2020-3-75-84 (дата обращения: 13.09.2023).
  2. Фатхуллина Л.С., Гололобова Т.В., Александрова О.Ю., Матвеева Е.А., Шестопалова Т.Н., Рулева А.И. Разработка и применение системы стандартных операционных процедур в медицинской организации как инструмента обеспечения безопасности медицинской деятельности // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. № 1-2. С. 43-51. DOI: https://www.doi.org/10.26347/1607-2502202001-02043-051 (дата обращения: 14.09.2023)
  3. Бернатович О.А, Борзунов И.В., Попов А.А, Шкиндер Н.Л. Стандартные операционные процедуры как компонент системы обеспечения качества и безопасности сестринской деятельности // Менеджер здравоохранения. 2020. № 3. С 31-36. UDC 616-082.6 (дата обращения: 14.09.2023)
  4. Lightner N., Bagian T. The benefits of standardization in healthcare systems. Advances in Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices: Proceedings of the AHFE 2021 Virtual Conference on Human Factors and Ergonomics in Healthcare and Medical Devices, July 25-29, 2021, USA. Springer International Publishing, 2021. P. 51-57. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-80744-3_7
  5. Квон Г.М., Вакс В.Б. Использование шкалы Лайкерта при исследовании мотивационных факторов обучающихся // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2018. № 11 (ноябрь). С. 1039-1051. DOI: https://www.doi.org/10.24411/2304-120X-2018-11086
  6. Chen C., Kan T., Li Sh., Qiu C., Gui L. Use and implementation of standard operating procedures and checklists in prehospital emergency medicine: a literature review. The American Journal of Emergency Medicine. 2016. Vol. 34, N 12. P. 2432-2439. PMID:
  7. DOI: https://www.doi.org/10.1016/j.ajem.2016.09.057
  8. Николаева Н.Г., Приймак Е.В., Разина И.С., Казанцева М.А. Менеджмент рисков применительно к организациям здравоохранения // Вестник РАМН. 2021. № 2. С. 187-195. DOI: https://doi.org/10.15690/vramn1490 (дата обращения: 19.09.2023).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»