СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Резюме

В связи с внедрением в медицинских вузах федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения актуальным стал вопрос формирования универсальных компетенций, в числе которых рассматривается научно- исследовательская компетенция.

Цель работы - создать и апробировать педагогическую модель совершенствования научно-исследовательской компетенции у обучающихся медицинского вуза.

Новый пропедевтический курс на тему "Методология научных исследований и теория решения инновационных задач в медицине" в качестве дисциплины по выбору позволит развить необходимые навыки, способствующие проведению научно-исследовательских работ самого различного уровня, привлечению молодого поколения в научную работу, а также будет способствовать повышению эффективности научной деятельности в медицинском вузе.

Ключевые слова:образовательный стандарт; обучающиеся медицинского вуза; научно-исследовательская компетенция; дисциплина по выбору; педагогическая модель

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Чураков А.Н., Бурт А.А., Павлова Г.В., Попова Н.М. Совершенствование научно-исследовательской компетенции у обучающихся медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, 3. С. 34-40. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-34-40

К результатам деятельности в медицинском образовании, в частности, относится формирование научно-исследовательской компетенции у обучающихся. Ее традиционной формой является научно-исследовательская деятельность студентов. Она может осуществляться на нескольких уровнях: 1) на пропедевтическом; 2) на совместно осуществляемом уровне научно-исследовательской деятельности и 3) на индивидуальном уровне научного исследования. 1-й и 2-й уровни могут присутствовать в аудиторной учебной деятельности, тогда как 3-й уровень предполагает самостоятельную внеаудиторную деятельность [1].

Пропедевтический уровень предполагает получение в деятельностной форме знаний о построении исследования, его этапах и характеристиках. Однако в настоящее время дисциплины базового уровня в основном предполагают только учебно-исследовательский характер [2, 3], а научно-исследовательская практика, предусмотренная учебным планом для специальности "Лечебное дело", сразу рассчитана на прикладной характер научно-исследовательской деятельности, т. е. на непосредственное написание научной работы без изучения методологии научно-исследовательской деятельности.

Необходимо отметить, что формирование научно-исследовательской компетенции включено в федеральные государственные стандарты нового поколения по специальности "Лечебное дело" в общепрофессиональной компетенции - ОПК-11 "Способен подготавливать и применять научную, научно-производственную, проектную, организационно-управленческую и нормативную документацию в системе здравоохранения", а основой для формирования данной общепрофессиональной компетенции является универсальная компетенция "Системное и критическое мышление".

В высшей школе медицинского профиля с успехом можно использовать действующие образовательные технологии, методы и приемы, которые способствовали бы формированию и оценке научно-исследовательской компетенции, однако при этом необходимо, чтобы в них присутствовали все элементы формирования системного и критического мышления: анализ проблемы/задачи и полученной информации, поиск информации и критический анализ поступающей информации, работа с источниками, выбор стратегии решения, оценка недостатков и преимуществ и др. Однако для этого необходимо создать соответствующие педагогические средства и критерии оценки, содержащие элементы системного подхода.

На практическом уровне целесообразно использовать следующие образовательные технологии: проблемное обучение, мозговой штурм, "перевернутый класс" и дебаты. Главное при выборе технологий и методов обучения - это создание для студентов собственного образовательного результата [4].

Более высокие уровни научно-исследовательской деятельности также возможны в рамках освоения определенной дисциплины для студентов с высоким уровнем подготовки при совместно осуществляемой научной деятельности, например при написании статьи, подборе литературы по теме исследования, оформлении документов в соответствии с требованиями, патентном и литературном поиске, проведении систематического обзора. Эти способы могут осуществляться в рамках работы студенческих научных кружков и при более углубленном изучении дисциплины. При этом выстраивается продуктивное взаимодействие между участниками проекта, координируются их действия в процессе решения совместных задач, выбирается приемлемый стиль делового общения, формируется опыт участия в академических и профессиональных дискуссиях, например в научно-практических конференциях студентов и молодых ученых, установлении профессиональных контактов и решении задач академического взаимодействия.

Цели работы - создание и апробация педагогической модели совершенствования научно-исследовательской компетенции у обучающихся медицинского вуза.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В работе использованы системный, компетентностный и метакомпетентностный подходы [5], методы проектирования, интервьюирования, наблюдения, анализа.

Для реализации системного подхода в формировании научно-исследовательской компетенции нами была предложена дисциплина "Методология научных исследований и теория решения инновационных задач в медицине", преподаваемая на кафедре гигиены ФГБОУ ВО ИГМА Минздрава России. В настоящее время ее преподают на II курсе лечебного факультета. Она позволяет систематизировать знания в области нескольких базовых дисциплин, в частности биологии и медицинской информатики. В то же время дисциплина предшествует изучению нормальной физиологии, гигиены, общественного здоровья и здравоохранения, а также позволяет создать прочную научно-исследовательскую базу для освоения клинических дисциплин. Базируясь на теоретических знаниях младших курсов, студенты осваивают программу, используя методы проблемного обучения, решение ситуационных задач, мозговой штурм, стратегии текстовой деятельности.

В данную дисциплину по выбору мы заложили основную учебную информацию, а также умения и навыки. В качестве индикаторов общепрофессиональной компетенции ОПК-11 были приняты 2 параметра: 1) участие в разработке научной, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой и нормативной документации в соответствии с направлением профессиональной деятельности (профессиональными задачами) и действующими требованиями к их оформлению в системе здравоохранения (ИД-1); 2) применение научной, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой и нормативной документации в рамках своей профессиональной деятельности (ИД-2).

Дисциплина включает 3 основных раздела: "Методология научных исследований в медицине", "Инновационная деятельность в области медицины", "Организация медицинского научного исследования". Согласно рабочей программе, предполагается 7 лекций и 11 практических занятий, заключительное зачетное занятие проводится в виде научного симпозиума и тестирования по проверке знаний студентов.

В ходе лекций раскрывались темы о сущности научно-исследовательской деятельности и ее особенностях в медицине и здравоохранении. Одна из лекций была посвящена современным технологиям, методам и способам организации (дизайна) научного исследования в медицине и здравоохранении. По этой теме проводилось интерактивное практическое занятие в виде решения кейсов с определением дизайна научного исследования. В ходе последующих лекций обсуждали основные источники научной литературы, принципы поиска научной информации, основные виды электронных баз научной литературы (в том числе международные). Для закрепления темы на практическом занятии были предложены различные направления исследований, по которым осуществлялись литературный поиск и подбор исследований. Микрогруппы обучающихся выкладывали свои данные в виде активной ссылки в социальной сети, а также кратко представляли результаты исследований, обосновывая критерии их выбора. В дальнейшем направление поиска было сконцентрировано на поиске научных обзоров с учетом принципов их построения и видов. Упор в ходе поиска был сделан на критериях доказательности исследований.

Одна из лекций курса посвящена планированию, целеполаганию в медицинских научных исследованиях, основам оценки научной статистики в них. На практических занятиях обучающиеся на примерах самостоятельно оценивали критерии общего плана научных статей, особенности их оформления и осваивали формальные требования к оформлению научного текста, а также способы представления числовой информации (таблицы, диаграммы), принципы их оптимального выбора. В заключение раздела обучающиеся представляли результаты систематических обзоров по избранной тематике.

Второй раздел курса был посвящен нетрадиционному взгляду изобретателя на мир, человека и его здоровье, технологии постановки и решения изобретательских задач в медицине. Были изучены основы патентного права и патентного поиска, а также технологии разработки нестандартных методов диагностики и лечения заболеваний в историческом аспекте. На практических занятиях предложена творческая работа с разработкой оригинального способа лечения или профилактики заболеваний, проведена защита своих проектов.

В заключение курса нами было проведено анкетирование с использованием Яндекс онлайн-форм. В анкетировании приняли участие 64 обучающихся II курса лечебного факультета, выбравшие в качестве дисциплины "Методологию научных исследований и теорию решения инновационных задач в медицине": 21 (32,8%) юноша и 43 (67,2%) девушки. Полученные результаты использованы для оценки аудитории в целом, а также для обратной связи для совершенствования предложенного курса.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

64,1% респондентов никогда ранее не участвовали в проведении научно-исследовательской работы, 28,1% ответивших начали заниматься наукой еще во время учебы в школе. У 7,8% ответивших научный дебют состоялся на I курсе обучения в медицинском вузе. Из тех, кто хотя бы 1 раз писал научные работы, у ~65,2% работ была связана с медициной, химией или биологией. Чаще всего опыт был связан с написанием научных работ в рамках школьных конференций "Шаг в науку", научным трамплином послужили занятия в студенческих научных кружках на кафедрах медицинской биологии, биохимии, а также на кафедре педагогики, психологии и психосоматической медицины и на кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии.

При оценке опыта публичных выступлений именно в научной сфере (школьные и студенческие научно-практические конференции, участие в проектной деятельности или в олимпиадах с научными докладами) выяснилось, что у 42,2% опрошенных подобного опыта не было, около 1/3 (29,7%) обучающихся ответили, что многократно имели подобный научный опыт, чуть меньше респондентов (28,1%) ранее выступали с научными докладами лишь единожды.

На вопрос о том, умели ли респонденты ранее пользоваться электронными базами научно-медицинской литературы, приблизительно половина обучающихся (46,9%) ответила, что ранее не пользовались подобными базами. На 1-м месте по популярности у современных обучающихся был сайт Cyberleninka.ru - им ранее пользовались 32,8% обучающихся, сайтом Научной электронной библиотеки (e-library.ru) пользовались 29,7% опрошенных. На 3-м месте находился ресурс https://scholar.google.com - им хотя бы 1 раз пользовалось 12,5% опрошенных. Менее известными сайтами для наших обучающихся были https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov - 6,3% и https://clinicaltrials.gov - 3,1% опрошенных.

Кроме того, нас интересовал опыт опубликования научных материалов. Выяснено, что практически ни у одного студента (93,8%) не было подобного опыта. Ранее опубликовывал материалы в виде тезисов лишь 1 опрошенный студент. Научные статьи пока не опубликовал ни один молодой ученый.

При оценке опыта создания объекта интеллектуальной собственности отмечено, что у 1 студента был подобный опыт, часть студентов затруднилась с ответом (6,3%), а большинство отрицало подобный опыт.

Особый интерес создателей курса был сконцентрирован на навыках, необходимых при проведении научно-исследовательской работы, - на их освоение зачастую тратится много времени, что затягивает сам научно-исследовательский процесс и получение эффективных научных результатов.

Умение создавать Google или Яндекс онлайн-формы отметили лишь. Использование клавиш ctrl+C и ctrl+V при наборе текста отметили 76,6%, уверенное пользование Power Point или Keynote - 67,2% респондентов, уверенное пользование графическим редактором Paint и др. - 53,1%. Интересные выводы получены были при оценке навыков применения Microsoft Excel и других табличных редакторов в научной работе. Так, примерно половина студентов (53,1%) знают, как записать в данных редакторах число во второй степени, чуть меньше обучающихся отметили, что уверенно пользуются табличными редакторами (50%), лишь 29,7% обучающихся умеют пользоваться пакетом анализа в табличных редакторах. Владеют статистическими методами оценки достоверности различий - 7,8%, а методами вариационной статистики - 6,25% обучающихся. Только 43,75% опрошенных знают, как написать символы ± и ‰ в текстовом редакторе.

Использование электронных научно-медицинских поисковых баз статей и научных материалов неразрывно связано с навыками изучения иностранного (чаще английского) языка. Только 23,4% обучающихся ответили, что знают английский язык на уровне B1/B2 (intermediate/upper-intermediate).

Необходимо отметить, что после проведения данного курса более 92% обучающихся сообщили, что могли бы порекомендовать его своим младшим коллегам. По завершению курса 79,7% студентов выразили желание научиться делать качественные презентации своих научных работ, 59,4% студентов пожелали использовать научный и патентный поиск при оформлении научных рефератов и обзоров, 57,9% обследованных изъявили желание продолжить научную деятельность в научных кружках кафедр академии, 54,7% опрошенных вдохновились применением принципов доказательной медицины во врачебной практике, 48,4% опрошенных отметили, что стали более критично подходить к анализу научных источников.

40,6% обучающихся удалось вдохновить на написание научных статей, а 1/4 студентов выразили уверенность, что смогут написать грамотный научный обзор. 18,75% пожелала оформить изобретение или рационализаторское предложение; только 2 человека пожелали участвовать в конкурсе "Умник", но, к сожалению, остались 3 студента, для которых наука осталась скучной и неинтересной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Считаем положительным создание и проведение в медицинском вузе подобного пропедевтического курса на тему "Методология научных исследований и теория решения инновационных задач в медицине". Он позволяет развивать у студентов необходимые навыки, способствующие проведению научно-исследовательских работ самого различного уровня, привлечению молодого поколения в научную работу, а также повышению эффективности научной деятельности в медицинском вузе. Применение такого рода педагогических технологий за счет использования инновационных метапредметных методик работы с обучающимися позволяет адресовать данную работу заинтересованным обучающимся, которые в дальнейшем могли бы реализовать свою научно-исследовательскую компетенцию будучи молодыми учеными или практикующими врачами, выводя свой профессионализм на более высокий уровень. В дальнейшем предполагается внедрение данного курса в обязательную часть образовательной программы вуза перед научно-исследовательской практикой для обеспечения более высокого уровня исследований, проводимых обучающимися.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванова Е.О. Формирование универсальных компетенций студентов в процессе научно-исследовательской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-univer-salnyh-kompetentsiy-studentov-v-protsesse-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.05.2023).
  2. Костенко Е.Г. Учебно-исследовательская деятельность студентов как инновационный элемент содержания образования в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-studentov-kak-innovat-sionnyy-element-soderzhaniya-obrazovaniya-v-vuze (дата обращения: 15.05.2023).
  3. Луд Н.Г., Солодков А.П., Гурина Н.С., Коневалова Н.Ю., Косинец В.А. Учебно-исследовательская работа студентов в медицинском вузе // Вестник ВГМУ. 2006. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-issledovatelskaya-rabota-stu-dentov-v-meditsinskom-vuze (дата обращения: 15.05.2023).
  4. Кейсы для оценки сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры): методические рекомендации / коллектив авторов под общ. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 218 с.
  5. Бурт А.А., Ходырева Т.С. Анализ уровня сформированности индикаторов универсальных компетенций у студентов медицинского вуза по данным индивидуального стиля медиапотребления // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 4 (44). С. 72-80. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-4-72-79

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»