АНАЛИЗ ПРОГРЕССА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРДИНАТОРОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

Резюме

Совершенствование подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре - актуальное направление проекта "Обеспечение здравоохранения квалифицированными специалистами". Важный итоговый этап после завершения обучения по программе ординатуры - прохождение первичной специализированной аккредитации, которая позволяет выпускникам приступить к профессиональной деятельности в здравоохранении. Большая часть подготовки к процедуре первичной специализированной аккредитации отведена на самостоятельную работу. Учитывая результат проведенного исследования, изложенный в данной статье, становится очевидно, что большинство ординаторов в начале II курса обучения по программе ординатуры уже приступили к подготовке к первичной специализированной аккредитации на сайте https://fmza.ru. Количество попыток и продолжительность работы ординаторов с тестовыми заданиями и кейсами существенно влияют на результативность их выполнения. Ведущими причинами, ограничивающими возможность подготовки к первичной специализированной аккредитации на сайте, по мнению ординаторов, являются дефицит времени, работа и обучение, однако стоит отметить, что подготовка к первичной специализированной аккредитации - это неотъемлемая часть обучения в ординатуре и важный дальнейший аспект по допуску к осваиваемой профессии. Полученные результаты диктуют необходимость актуализации работы преподавателей кафедр с ординаторами по уточнению приоритетов в процессе обучения в ординатуре и персонализации индивидуальных траекторий их самостоятельной работы при подготовке к первичной специализированной аккредитации.

Ключевые слова:первичная специализированная аккредитация; ординаторы; самостоятельная подготовка

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Булычева Е.В., Ткаченко И.В., Калинина Е.А., Лозинская Т.Ю. Анализ прогресса самостоятельной работы ординаторов по подготовке к первичной специализированной аккредитации // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 3. С. 22-32. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-22-32

Актуальным направлением по восстановлению дефицита медицинских кадров [1] является привлечение молодых и квалифицированных специалистов в систему здравоохранения [2], а именно выпускников, завершивших освоение программ ординатуры [3]. Важный этап допуска к профессиональной деятельности молодого специалиста - прохождение первичной специализированной аккредитации (ПСА) [4]. Эта процедура представляет многокомпонентный сложный экзамен, состоящий из двух последовательных этапов: тестирования и практико-ориентированного этапа. В свою очередь, практикоориентированный этап сочетает в себе объективный структурированный клинический экзамен и решение кейс-задач, проводимых в один экзаменационный день, что накладывает большую нагрузку при прохождении этого вида аккредитации.

Успешность прохождения процедуры, т. е. риски снижения результативности тестирования и решения кейс-задач, связанные с ежегодным обновлением заданий, а также с их неполным объемом, представленным в формате репетиционного экзамена на сайте Методического центра аккредитации специалистов (МЦАС), требует заблаговременной и систематической подготовки ординатора для достижения им проходного уровня результатов.

В период подготовки к ПСА важно закрепить практические навыки на современном симуляционном оборудовании, увеличить количество тренировочных попыток тестирования и решения кейс-заданий [5, 6]. Многое ординатор выполняет в процессе подготовки в форме самостоятельной работы. В этой связи актуальна организация контроля самостоятельной работы ординатора при подготовке к ПСА по наиболее сложным элементам. Для этого важно проводить систематический мониторинг для своевременной корректировки обучающего процесса.

Цель - провести анализ подготовки ординаторов к ПСА в самостоятельной форме.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Самостоятельное решение кейс-задач и тестовых заданий ординаторами может начинаться в любое время, это не регламентируется, но по опыту у преподавателей сложилось мнение, что эта подготовка должна начинаться уже в осеннем семестре II курса ординатуры. Банк тестовых заданий на сайте сформирован таким образом, что техническое зазубривание в большинстве случаев невозможно, так как на первый взгляд одинаковые вопросы имеют свои нюансы, как и варианты ответов. Это требует от ординатора вдумчивого изучения каждого вопроса и осознанного выбора ответа. Кроме того, банк тестовых заданий постоянно пополняется новыми кейсами. Поэтому очень важен систематический и вдумчивый разбор представленных на сайте заданий. Задача преподавателей заключается в мотивировании на данную самостоятельную работу и периодический контроль прогресса ординаторов по решению тестовых заданий и кейс-задач. Этот контроль легко осуществляется путем демонстрации ординаторами преподавателю частоты и длительности его посещения, результаты решения заданий.

Исследование проведено в ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России среди ординаторов II курса обучения с 20 по 30 октября 2022 г. В сплошную выборку вошли ординаторы (n=114), обучающиеся по 12 специальностям: акушерство-гинекология, анестезиология-реаниматология, неврология, онкология, оториноларингология, офтальмология, педиатрия, скорая медицинская помощь, терапия, травматология-ортопедия, хирургия, эндокринология (табл. 1).

Для анализа активности подготовки ординаторов к ПСА была разработана анкета из 17 вопросов. Первые 6 вопросов направлены на уточнение возраста, пола респондента, специальности обучения в ординатуре, профессионального стажа в здравоохранении. Следующий блок вопросов был посвящен прогрессу репетиционной подготовки к ПСА ординаторов на сайте МЦАС (табл. 2).

Данные по результативности тестирования и решения кейс-задач, кратности посещения сайта и продолжительности работы были выкопированы исследователями совместно с ординаторами из личных кабинетов сайта.

Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием методов параметрического и непараметрического анализа. Накопление, корректировку, систематизацию исходной информации и визуализацию полученных результатов осуществляли в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016. Статистический анализ проводили с использованием программы STATISTICA 13.3 (разработчик - StatSoft.Inc).

Количественные показатели оценивали на соответствие нормальному распределению с использованием критерия Шапиро-Уилка (n≤50) или критерия Колмогорова-Смирнова (n≥50), а также показатели асимметрии и эксцесса.

При сравнении средних величин в нормально распределенных совокупностях количественных данных рассчитывался t-критерий Стьюдента по формуле:

где М1 и М2 - сравниваемые средние величины; m1 и m2 - стандартные ошибки средних величин соответственно.

Полученные значения t-критерия Стьюдента оценивали, сравнивая их с критическими значениями. Различия показателей считались статистически значимыми при уровне значимости p<0,05.

В качестве показателя тесноты связи между количественными показателями xи y, имеющими нормальное распределение, использовался коэффициент корреляции rxy Пирсона, который рассчитывается по формуле:

Оценка статистической значимости корреляционной связи осуществлялась с помощью t-критерия, рассчитываемого по формуле:

Полученное значение trсравнивалось с критическим значением tкрит при определенном уровне значимости и числе степеней свободы n - 2. Если tr превышал tкрит, делался вывод о значимости параметра. Значения коэффициента корреляции rxy интерпретировались в соответствии со шкалой Чеддока.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Большинство ординаторов, участвующих в исследовании, а именно 49 (43%) респондентов, были в возрасте 25 лет; 24 (21,1%) - 24 года; 15 (13,2%) - 26 лет; 7 (6,1%) - 27 и 28 лет; 4 (3,5%) - 23 года; 3 (2,6%) - 29 лет, также в исследовании участвовали 5 (4,5%) ординаторов старше 30 лет.

Среди всех ординаторов 89 (78,1%) имели трудовой стаж в медицинской сфере, из них у 38 (39,2%) трудовой стаж составлял более 2 лет; у 27 (27,8%) - меньше 1 года; у 20 (20,6%) - от 1,5 до 2 лет; у 12 (12,4%) - 2 года.

Установлено, что 70% ординаторов на момент опроса уже приступили к решению тестовых заданий и кейсов. В среднем на самостоятельную подготовку на сайте https://fmza.ru/ единовременно ординаторы тратят 1,9±0,22 ч, а учитывая, что в неделю общая продолжительность работы на сайте составляет 3,95±0,39 ч, становится очевидно, что респонденты выходят на сайт для подготовки к аккредитации в среднем лишь 2 раза в неделю. В то же время мы считаем, что активность ординаторов на сайте по подготовке к аккредитации относительно высока, так как уже за первые 2 мес второго года обучения (сентябрь- октябрь 2023 г.) количество предпринятых попыток решить тестовые заданий составило 16,01±3,06, а решить кейс-задачи - соответственно 17,9±3,43 попытки. Уровень результативности при решении тестовых заданий в среднем составил 60,28±3,94%, а при решении кейс-задач количество правильных ответов из 12 заданий в среднем составило 6,67±0,98. У ординаторов, которые выполнили на момент исследования до 5 попыток, результативность выполненных тест-заданий на сайте была достоверно ниже по сравнению с ординаторами, которые выполняли задания более 31 раза: 58,7±3,21 при данных 69,7±3,71% (р≤0,05) (рис. 1). Аналогичная картина выявлена и по уровню результативности ординаторов при выполнении кейс-заданий.

Кроме количества попыток важна была и длительность решения заданий, что подтверждается достоверной разницей между результативностью у ординаторов, которые занимались <1,5 ч и >3 ч в неделю (табл. 3). Так, у ординаторов, которые занимались на сайте >5 ч в неделю по сравнению с ординаторами, тратившими на подготовку <1,5 ч в неделю, результативность тестирования повышалась на 31,8%; а решения кейс-заданий - на 44,9%.

Корреляционный анализ подтвердил тезис, что кратность и длительность подготовки увеличивают результативность выполнения ординаторами на сайте тестовых и кейс-заданий. Так, число попыток при решении тестовых заданий в 46,5% случаях (r2=0,465) и кейс-заданий в 89,0% случаях (r2=0,890) напрямую влияют на результативность выполнения заданий (табл. 4). Количество времени, проведенное при подготовке на сайте в неделю, определяет в 82,0% случаях (r2=0,820) результативность выполнения тестовых заданий и в 67,4% случаях (r2=0,674) результативность выполнения кейс-заданий.

Учитывая все вышесказанное, становится очевидно, что количество попыток и время подготовки на сайте у ординаторов определяют результативность выполняемых заданий и, следовательно, повышают шансы на успешную сдачу ПСА. Важно отметить, что 70% опрошенных ординаторов тоже отмечают, что хотели бы тратить больше времени на решение тестовых заданий и кейс-задач при подготовке к ПСА. При этом основными причинами, влияющими на ограничение времени подготовки, на которые указывали ординаторы, были работа (32,7%), обучение (18,9%) и дефицит времени (15,5%) (рис. 2).

Несмотря на все ограничивающие факторы, со стороны преподавателей важно мотивировать ординаторов работать на сайте. Так, установлено, что 38,6% ординаторов инициировали подготовку к аккредитации на сайте в результате активной работы преподавателей кафедры с ординаторами в этом направлении.

Необходимо отметить, что ни возраст, ни трудовой стаж не определяли особенности по количеству попыток и длительности подготовки ординаторов на сайте (табл. 5, 6).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что самостоятельная работа ординаторов по подготовке к ПСА требует усиленного контроля со стороны преподавателей базовой кафедры. Переход от парадигмы "образование на всю жизнь" к парадигме "образование в течение всей жизни" ставит перед преподавателями задачу сформировать у обучающихся мотивацию и развить способности к самостоятельному формированию профессиональных компетенций. В этой связи умения и навыки самостоятельной работы ординаторов должны выступать неотъемлемой субъектной потребностью для решения задач непрерывного образования в постоянно меняющихся условиях.

Учитывая, что самостоятельная работа обучающегося - это планируемая учебная работа, выполняемая по заданию преподавателя и под его руководством, она всегда рассматривалась в качестве неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении [7]. Очевидно, что самостоятельная подготовка к аккредитации не должна осуществляться ординатором по остаточному принципу, а должна быть первоочередной деятельностью при всех имеющихся объективных и субъективных обстоятельствах. ПСА является важным регламентирующим рубежом по допуску к медицинской деятельности молодого специалиста, и это необходимо систематически напоминать ординаторам для формирования у них мотивационных установок. При этом важна роль непосредственно преподавателей в управлении самостоятельной работой ординатора таким образом, чтобы она была максимально индивидуализирована, имела систематический, непрерывный и усложняющийся характер, соответствующий определенному этапу освоения [8]. Однако, согласно "Отчету NMC Horizon: высшее образование - 2015", эксперты относят персонализированное обучение к сложным проблемам, решение которых педагогическим сообществом пока не найдено (Проект NMC Horizon - международная инициатива по исследованию тенденций, проблем и технологических разработок, которые могут повлиять на обучение и творческий поиск) [9].

С одной стороны, для продуктивной подготовки к ПСА ординаторам важно использовать весь потенциал, отведенный на самостоятельную подготовку при обучении по программе ординатуры. С другой стороны, преподавателям необходимо систематически контролировать прогресс репетиционной подготовки ординатора на сайте МЦАС. Достаточный объем часов, отведенный на контроль самостоятельной работы (до 1/3 общего объема контактной работы преподавателя с ординаторами согласно учебным планам) позволяет в полной мере организовать и проводить мониторинг за репетиционной подготовкой к ПСА, а также обеспечить успешность ее сдачи ординаторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большинство ординаторов в начале II курса обучения приступили к подготовке к ПСА на сайте https://fmza.ru. Количество попыток и продолжительность работы обучающихся с тестовыми и кейс-заданиями существенно влияют на результативность их выполнения. Ведущими причинами, ограничивающими возможность подготовки к ПСА на сайте, по мнению ординаторов, являются дефицит времени, работа и обучение, однако стоит отметить, что подготовка к аккредитации - это неотъемлемая часть обучения, она служит определяющим аспектом дальнейшего допуска к осваиваемой профессии. Это диктует необходимость актуализации работы преподавателей кафедр с ординаторами по уточнению приоритетов в процессе обучения в ординатуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Меньшикова Л.И., Сон И.М., Крякова М.Ю., Каракулина Е.В., Введенский Г.Г., Купеева И.А., Щеголев П.Е. Проблемы организации первичной медико-санитарной помощи в условиях кадрового дисбаланса врачей-терапевтов участковых и пути их решения (обзор литературы) // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023. Т. 2, 2. С. 771-803. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2312-2935-2023-2-771-803

2. Барабанова Л.В. Соответствие между мероприятиями по закреплению молодых специалистов в государственных медицинских организациях и их фактической мотивацией // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.

2023. Т. 79, № 4-1. С. 185-188. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2500-1000-2023-4-1-185-188

3. Михальченко О.С., Князев С.А., Юркевич А.В., Ушницкий И.Д., Лемещенко О.В. Возможности совершенствования кадрового обеспечения медицинских организаций путем привлечения молодых специалистов // Дальневосточный медицинский журнал. 2020. Т. 1, № 1.(1). С. 70-73.

4. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., Лисовская Е.О. Оптимизация системы подготовки выпускников к первичной аккредитации специалистов // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2019. Т. 5, № 5. С. 104-105.

5. Морозов В.Г., Левченкова Н.С. Опыт проведения первичной аккредитации выпускников стоматологического факультета СГМУ // Смоленский медицинский альманах. 2017. № 2. С. 157-160.

6. Карлова Н.А., Бойцова М.Г., Зорин Я.П. Организация самостоятельной работы ординаторов по специальности "Рентгенология" с элементами симуляционного обучения // Визуализация в медицине. 2020. Т. 2, № 4. С. 3-6.

7. Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: Актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2006. № 7. C.103-109.

8. Артюхина А.И., Чижова В.М., Чумаков В.И. Персонализированный подход к педагогической подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре и аспирантуре. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 1, 21. С. 7-15.

9. Johnson L., Adams Becker S., Estrada V. et al. NMC Horizon Report: higher education - 2015 Austin, Texas: New Media Consortium. 2015. P. 56. ISBN: 978-0-9906415-8-2.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»