ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Резюме

В данной статье авторы рассмотрели основные подходы к использованию технологии интерактивных методов обучения, способствующих формированию универсальных компетенций, без которых задача повышения качества жизни и удовлетворенности от взаимодействия пациента с медицинской организацией оказывается трудно выполнимой.

Цель исследования - описание различных вариантов использования интерактивных технологий в образовательном процессе медицинского вуза. Данная работа является частью более широкого исследования эффективности компетентностно-ориентированных технологий обучения, которое проводится на лечебном факультете ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России.

Методологическая основа исследования - системный и компетентностный подходы. Используются следующие теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка).

Ключевые слова:организаторы здравоохранения; технология интерактивных методов обучения; деловая игра

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Анпилова Н.Г., Гетман Н.А., Пасечник О.А., Бурашникова И.П. Интерактивные технологии в процессе формирования универсальных компетенций студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 3. С. 8-20. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-8-20

Цель данной работы - описание подготовки, проведения и оценки итогов деловой игры "Пресс-конференция" на тему "Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению", направленной на формирование универсальных компетенций, таких как способность организовывать работу команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели; способность применять современные коммуникативные и цифровые технологии, улучшение коммуникационных навыков, развитие социально-профессиональной мобильности выпускников.

Идея внедрения деловой игры "Пресс-конференция" появилась благодаря анализу проблем, возникающих на пресс- конференциях на уровне Министерства здравоохранения субъекта. К сожалению, ответы медицинских работников и организаторов здравоохранения на вопросы журналистов на подобных конференциях не всегда удачны; возникают трудности с конкретными аргументами для отстаивания своей точки зрения. Так возникла идея создания деловой игры, которая максимально приближена к действительности: не только организаторов здравоохранения привлекают к пресс-конференциям, но и врачей различных специальностей, поэтому хотелось максимально подготовить студентов к реальной ситуации. Для успешной подготовки организаторов здравоохранения важно показать студентам проблемы, с которыми сталкиваются в своей профессиональной деятельности организаторы здравоохранения различного уровня: руководители структурных подразделений, главные врачи медицинских организаций, представители Министерства здравоохранения субъекта. На кафедре общественного здоровья и здравоохранения деловая игра "Пресс-конференция" внедряется впервые, в статье описан опыт ее реализации.

Деловая игра относится к методам активного обучения, она способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в команде [1, 2].

Метод деловых игр известен с XVII-XVIII вв. и впервые упоминается в литературе как "военные шахматы", а в последующем как "маневры на карте". Однако широкое распространение деловые игры получили в нашей стране с 1970 г., когда появились целые школы обучающих игр: Таллинская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и медицине [2, 3]. В настоящее деловые игры в мире очень популярны. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования. В настоящее время насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги, справочники по деловым играм, проводятся регулярные семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм [2, 3]. В нашей стране медицинские вузы активно используют технологию деловой игры [1, 4-7].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В статье представлены материалы исследования эффективности интерактивной технологии "Деловая игра", применяемой в ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России на практическом занятии. В данной работе приняли участие 4 эксперта из числа преподавателей кафедр общественного здоровья и здравоохранения, педагогики и психологии дополнительного профессионального образования, 104 студента лечебного факультета IV курса. Участие в деловой игре приняли студенты 9 групп лечебного факультета, изучавших дисциплину "Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения, особенности регионального здравоохранения. Основы диспансеризации населения" на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.

Мы выделили 3 этапа игры: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе преподаватель объяснял основные правила игры, распределял роли и задания для каждой роли, было получено согласие студентов на участие в исследовании.

Роли соответствовали профессиональной деятельности, моделируемой в деловой игре. В основной части деловой игры студенты должны были самостоятельно провести пресс-конференцию. На заключительном этапе проводился разбор ошибок, проблем, возникших в ходе игры. Накануне деловой игры проводили оценку исходного уровня знаний по теме (тестирование студентов). По итогам проведения деловой игры было осуществлено тестирование студентов, которое состояло из 3 блоков, описанных более подробно в тексте статьи. Сформированные компетенции студентов оценивали по следующим критериям: умение и владение способами целеполагания и планирования; сбора информации, ее полнота, спектр источников; обоснование актуальности презентации, анализ использованных аргументов, алгоритмов в выступлении; творческий подход; коммуникативная культура.

Контекст. В ходе проведения игры "Пресс-конференция" на тему "Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению" студенты продемонстрировали сформированность таких универсальных компетенций, как способность организовывать работу команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели; способность применять современные коммуникативные и цифровые технологии и т. д. Это было выявлено с помощью итогового тестирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты использования технологии "Деловая игра" заключаются в выявлении ее эффективности. По итогам деловой игры проводили блиц-опрос, который позволил оценить отношение студентов к проведенному мероприятию и степень сформированности основных универсальных компетенций. 104 (100%) респондента выразили удовлетворение от полученного опыта проведения деловой игры и порекомендовали ее для использования на практических занятиях; 100% участников продемонстрировали способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели; 100% студентов подтвердили на практике способность применять современные цифровые образовательные, коммуникативные технологии, 78,8% участников показали способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций; способность управлять проектом по медицинскому страхованию, контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Деловая игра представляет собой эффективный инструмент по обучению студентов медицинского вуза. В ходе деловой игры "Пресс-конференция" на тему "Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" имитируется пресс- конференция со специалистами системы здравоохранения различного уровня (Министерством здравоохранения субъекта, представителями Территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций, руководителями медицинских организаций, представителями медицинского вуза: кафедры общественного здоровья и здравоохранения, кафедры терапии) и корреспондентами СМИ, интернет-блогерами, группой граждан, имеющих претензии, жалобы, обращения к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Роли распределяются среди студентов.

Накануне преподаватель объясняет цели, задачи, основную идею и гипотезу проведения деловой игры, распределяет роли, готовит бейджи для участников, схему рассадки президиума, раздает студентам план проведения (сценарий), таблички участников с указанием ФИО и должности.

Накануне на кафедре общественного здоровья и здравоохранения готовится учебная комната, имитируется конференц- зал. Готовится президиум для медицинских специалистов, столы для размещения корреспондентов СМИ, интернет-изданий, интернет-блогеров и группы граждан, имеющих жалобы в адрес медицинских организаций, которые размещаются напротив президиума со специалистами.

Накануне в соответствии с ролями студенты проводят подготовку к деловой игре. Готовят аргументы по конкретным ситуациям, которые они разбирали на занятиях. Представители СМИ, граждане, имеющие претензии, жалобы, обращения к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, готовят по 4 вопроса, а представители медицинского сообщества - презентацию и выступление. Изюминка такого занятия заключается в том, что студенты не ограничиваются вопросами и ответами; не зная точного ответа, они вынуждены импровизировать, использовать имеющиеся знания, полученные на других дисциплинах.

Источники основной информации определяет преподаватель, предоставляет ссылки на сайт Министерства здравоохранения субъекта, Территориального фонда субъекта для анализа в динамике основных показателей деятельности на основании годовых отчетов; ссылки на правоприменительную практику в системе "Консультант плюс" и другие источники. Студенты самостоятельно могут использовать социальные сети, сайты медицинских организаций для выявления проблемных вопросов, связанных с качеством и доступностью оказания медицинской помощи. Регламент выступления с презентацией - не более

5 мин каждому участнику. В табл. 1. представлены роли участников пресс-конференции и регламент их выступления.

Общее время проведения деловой игры составляет 1 ч 30 мин.

В табл. 2 представлены этапы проведения игры и сценарий с участниками, а также длительность проведения каждого этапа. По завершении пресс-конференции проводится подведение итогов, на которых преподаватель вместе с участниками обсуждают достигнутые результаты, проблемы и явления, которые имели место в игре, анализируют, могут ли иметь место в реальной жизни образцы поведения участников, что нужно изменить в игре и в реальной жизни.

По итогам деловой игры проводили оценку участников, состоящую их 3 блоков:

1) письменной самооценки (вопросник, в котором студенту требуется оценить в баллах степень проявления у себя ряда показателей по параметрам деловой игры "Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь");

2) оценки преподавателем каждого студента по критериям: целеполагание и планирование; сбор информации, ее полнота, спектр источников; обоснование актуальности презентации, анализ использованных аргументов, алгоритмов в выступлении; творческий подход; коммуникативная культура, наличие лидерских качеств. Оценка осуществляется в ходе пресс-конференции, преподаватель методом наблюдения оценивает вовлеченность в работу, владение учебной информацией, умение работать в команде и т. д.;

3) тестового задания по теме: "Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь".

Пункты вопросника (критерии) оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от важности и приоритетности выполнения каждого этапа. Результаты ответов сравнивают с изложенными в столбце "Балл" с последующим суммированием набранных баллов и трансформацией в отметку: ≥90% - "отлично", 80-89% - "хорошо", 70-79% - "удовлетворительно", ≤69% - "неудовлетворительно" (табл. 3).

По итогам деловой игры проводили блиц-опрос, который позволил оценить отношение студентов к проведенному мероприятию и степень сформированности основных универсальных компетенций. 100% респондентов выразили удовлетворение от полученного опыта проведения деловой игры и порекомендовали ее для использования на практических занятиях; 100% участников продемонстрировали способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели; 100% участников подтвердили на практике способность применять современные цифровые образовательные, коммуникативные технологии, >78,8% участников показали способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций; способность управлять проектом.

Участие студентов в деловой игре способствовало развитию и закреплению лидерских навыков, необходимых будущим организаторам здравоохранения для принятия эффективных решений, способствующих успешной интеграции выпускников в медицинском сообществе, адаптации к новым актуальным вызовам и угрозам, навыкам работы в команде и, как итог, повышению качества образования [6, 12-14].

На практических занятиях по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения, особенности регионального здравоохранения. Основы диспансеризации населения" по теме "Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь" традиционно изучается нормативно-правовая база системы оказания медицинской помощи населения. Данную информацию студенты изучают самостоятельно, во внеучебное время, на занятиях обсуждаются спорные вопросы и реальные жалобы пациентов.

ОБСУЖДЕНИЕ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 "Лечебное дело" разработаны на основе компетентностного (практико-ориентированного) подхода. Игровые технологии обучения, которые относятся к интерактивным компетентностно-ориентированным технологиям, являются практико-ориентированными. Педагогические технологии, которые основываются на компетентностном подходе, направлены на адаптацию студента-выпускника на будущую профессиональную деятельность [8]. В профессиональном стандарте описаны требования к профессиональным компетенциям организатора здравоохранения, которые заключаются в выполнении функций по организации и проведению анализа и интерпретации данных в части качества и доступности оказания медицинской помощи, умений выявлять основные проблемы при анализе обращений граждан для выбора эффективных мероприятий с целью совершенствования оказания медицинской помощи населению и повышения удовлетворенности пациентов [9]. В соответствии с ФГОС определены основные общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые отражены в рабочей программе дисциплины:

- способность проводить и осуществлять контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ОПК-2);

- способность подготавливать и применять научную, научно-производственную, проектную, организационно-управленческую и нормативную документацию в системе здравоохранения (ОПК-11);

- способность применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-16);

- способность участвовать в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико- статистических показателей (ПК-17).

Актуальность этих требований определяется увеличением в последние годы количества жалоб и обращений граждан на качество и доступность медицинской помощи при оказании первичной медико-санитарной помощи. Организаторы здравоохранения должны хорошо знать нормативно-правовую базу при оказании первичной медико-санитарной помощи населению, основные причины обращений граждан и уметь удовлетворять возросшие запросы пациентов, в рамках существующей законодательной базы в сфере здравоохранения [10]. Мы полагаем, что с использованием деловой игры можно более эффективно подготовить студентов к выполнению их будущих профессиональных обязанностей, усилить их практические навыки и повысить мотивацию студентов к обучению.

Многочисленные обращения граждан на качество и доступность предоставляемой медицинской помощи определяют необходимость подготовки студентов к работе с жалобами пациентов, формированию навыков коммуникации и правоприменительной практики для разработки мероприятий и оценки их эффективности в части выполнения территориальной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, порядков и клинических рекомендаций по соответствующим заболеваниям [8, 11].

Для понимания будущими специалистами особенностей работы с жалобами, обращениями важно знать не только порядок работы с обращениями, но и владеть навыками стрессоустойчивости, коммуникации с пациентами.

В настоящее время существует потребность в разработке технологии интерактивных методов обучения, способствующих формированию универсальных компетенций будущих организаторов здравоохранения.

Интерактивная модель ориентирована не только на взаимодействие "обучающийся-преподаватель", но и на коммуникации друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения [10].

Особенность данного педагогического подхода - создание ситуаций, максимально приближенных к профессиональной деятельности, которую они впоследствии анализируют под руководством преподавателя. Успешное применение указанного подхода позволяет сформировать готовность будущих организаторов здравоохранения к самостоятельной работе, повышает мотивацию к изучению дисциплины, способности к социальной интеграции, приобретение навыков решения управленческих конфликтов [10].

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность человека, а умение решать проблемы, возникающие в процессе познания, во взаимоотношении людей, в правовых нормах и административных структурах, при необходимости разрешать собственные проблемы. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, предложенное кем-то, а обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практико-ориентированный характер, сама становится предметом усвоения. Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения не прямо вытекает из него, а скорее, является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, следствием обобщения личностного опыта [1, 4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективное применение интерактивного подхода является новым вектором развития будущих организаторов здравоохранения к самостоятельной работе, обеспечивая их социально-профессиональную мобильность. Разработка такой формы работы позволяет расширить возможности подготовки специалистов в области организации здравоохранения.

Описанные интерактивные образовательные технологии позволяют добиться повышения эффективности обучения студентов благодаря реализации аспекта практической работы организаторов здравоохранения в целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению на уровне медицинской организации, оказывающей первичную медико- санитарную помощь.

ВЫВОДЫ

1. Участие в деловой игре позволяет студентам взаимодействовать между собой, что способствует формированию универсальных компетенций в рамках компетентностно-ориентированного подхода: 100% участников продемонстрировали способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.

2. 100% участников подтвердили на практике способность применять современные цифровые образовательные, коммуникативные технологии, необходимые будущим организаторам здравоохранения для принятия эффективных решений.

3. Совершенствование подготовки специалистов с высшим медицинским образованием в ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России с использованием интерактивных технологий обучения, способствует успешной интеграции выпускников в медицинском сообществе, адаптации к новым вызовам и угрозам, что соответствует достижению целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малыгина О.Г., Лейхтер С.Н., Лепешкин С.Ю., Бажукова Т.А. Опыт использования деловой учебной игры у студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 3. С. 35-42. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-3-35-42

2. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В, Манерова О.А. Организация и проведение деловой игры по формированию имиджа медицинской организации : практикум. 2- изд. Москва : Издательство Сеченовского Университета, 2020. 36 с.

3. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В, Манерова О.А. Организация и проведение деловой игры по подготовке и проведению научно-практической конференции в медицинской организации : практикум. Москва : Издательство Сеченовского Университета, 2017. 44 с.

4. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г., Лопанова Е.В. Рабочих Т.Б., Рыбакова Н.Н. / Под ред. Е.В. Лопановой. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе : учебно-методическое пособие. Москва : ФЛИНТА: Наука, 2013. 256 с.

5. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Гевандова М.Г. Инновационные образовательные технологии в медицине. Преимущества и проблемы дистанционного обучения. Материалы IX Международной научно-практической конференции "Strategicznepytania światowejnauki - 2013". 2012. Vol. 24. Medycyna: Przemyśl. Naukaistudia. С. 78-82.

6. Пинчук Т.В., Орлова Н.В. Интерактивные методы обучения в высшем медицинском образовании (аналитический обзор) // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 102-116. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-13009

7. Извин А.И. Традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в медицинских вузах // Вестник оториноларингологии. 2020. Т. 85, № 2. С. 84-87.

8. Блинкова Л.Н., Мажаров В.Н., Соколова И.Ю. и др. Инновационные обучающие модели профессиональной подготовки врачей новой формации / Здоровье населения и среда обитания: Материалы научно-практической конференции

"22-я ежегодная неделя медицины Ставрополья2. Ставрополь : Параграф. 2018. С. 186-191.

9. Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Определение наиболее значимых для студентов технологий обучения в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 8-14. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-13001

10. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651

11. Полянская Н.А., Власенко Н.Ю., Гетман Н.А. Современные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций студентов-медиков // Успехи современного естествознания. 2015. № 9-1. С. 72-76.

12. Скибицкий В.В., Олейник Н.И., Звягинцева Ю.Г. и др. Использование современных технологий для качественной подготовки врача-терапевта // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 4, прил. № 1. С. 140-141.

13. Цыпленкова И.В. Интерактивное обучение с использованием информационных технологий : интерактивные методы на лекционных и практических занятиях (семинарах) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. Спецвыпуск 2. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/449-%2000198

14. Неделина М.Г. Деловая игра - как методика улучшенного усвоения теоретического материала // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20). С. 173-174.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»