ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА В АКМЕОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Резюме

Введение. Поиски модели, способствующей акмеологическому развитию, интегрирующей формальное и неформальное обучение преподавателей при повышении педагогической квалификации, актуальны. Статья направлена на выяснение удовлетворенности преподавателей новым форматом повышения педагогической квалификации в школе педагогического ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России. Рассмотрено вовлечение преподавателей в педагогическое творчество в рамках деятельности федеральной инновационной площадки.

Материал и методы. Реализован сплошной метод исследования, опрошены слушатели курсов повышения квалификации без учета специальности и стажа, инструмент сбора информации - анонимное анкетирование посредством Google-формы, валидизировано аналогичными опросами учреждениями дополнительного образования г. Волгограда. Методы анализа информации: обоб­щение, анализ информации по избранным индикаторам анкеты, согласие респондентов было получено на основе заявлений при записи на курсы повышения квалификации.

Результаты и обсуждение. Представлены данные, свидетельствующие об удовлетворенности преподавателей новым форматом обучения в школе педагогического мастерства. Результатом формального и неформального повышения квалификации преподавателей стали создание новых проектов, творческое участие в событийном образовании.

Заключение. Модель школы педагогического мастерства, ориентированная на акмеологическое развитие преподавателей медицинского вуза, разработана и прошла апробацию в Волгоградском государственном медицинском университете в процессе деятельности федеральной инновационной площадки. Полученные результаты позволяют рекомендовать опыт нового формата повышения педагогической квалификации коллегам из других медицинских вузов.

Ключевые слова:инновационный образовательный проект; школа педагогического мастерства; повышение квалификации

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Поройский С.В., Артюхина А.И., Чумаков В.И., Великанова О.Ф. Федеральная инновационная площадка в акмеологическом развитии преподавателей медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 2. С. 125-134. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-125-134

Акмеологическое развитие педагога - это его целостное профессиональное развитие как специалиста, личности и духовно зрелого человека...

В.Н. Максимова

Образовательный процесс в высшей медицинской школе модернизируется под воздействием постоянного реформирования системы отечественного здравоохранения и существенных преобразований в педагогике высшей школы. ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России (ВолгГМУ) согласно приказу Министерства образования и науки № 1580 от 25.12.2020 г. получил статус федеральной инновационной площадки за разработку и реализацию инновационного образовательного проекта "Система непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза (школа педагогического мастерства)". Актуальность проекта обусловлена: потребностью в непрерывном педагогическом развитии преподавателей университета, так как формальное обучение - повышение педагогической квалификации 1 раз в 3 года не удовлетворяет образовательные потребности преподавателей в свете новых требований, предъявляемых к ним [1]; сложностью организации непрерывного педагогического развития преподавателей-медиков, уже вовлеченных в систему непрерывного медицинского образования; тенденцией к внедрению в учебный процесс смешения формального и неформального обучения при отсутствии возможности преподавателям апробировать такой вариант обучения и развития на себе. Проект позволяет решить эти проблемы, выявить роль федеральной инновационной площадки в акмеологическом развитии преподавателей медицинского вуза. Ведь, несмотря на исследования на стыке психологии, педагогики и теории управления [2, 3], пособия по акмеологии [4, 5] в высшей медицинской школе именно акмеологическому подходу посвящены единичные работы [6].

Цель работы заключается в оценке удовлетворенности преподавателей новым форматом повышения педагогической квалификации в школе педагогического мастерства и вовлечения их в педагогическое творчество.

Материал и методы

Эмпирической базой исследования стал курс педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования кафедры медико-социальных технологий Института общественного здоровья ВолгГМУ. Общая выборка участвовавших в исследовании преподавателей составила 1084 человека. Реализован сплошной метод исследования, опрошены слушатели курсов повышения квалификации без учета специальности и стажа, инструмент сбора информации - анонимное анкетирование посредством Google-формы, валидизировано аналогичными опросами учреждениями дополнительного образования г. Волгограда. Методы анализа информации: обобщение, анализ информации по избранным индикаторам анкеты, согласие респондентов было получено на основе заявлений при записи на курсы повышения квалификации. О вовлечении преподавателей в педагогическое творчество судили как по ответам на вопросы анкет (см. Приложение), так и по появлению новых образовательных продуктов.

Разработана и апробирована модель школы педагогического мастерства, которая ориентирована на акмеологическое развитие преподавателей медицинского вуза, интегрирует формальное и неформальное педагогическое образование.

Формальное обучение преподавателей осуществляется по широкому спектру актуальных по тематике дополнительных профессиональных программ, которые постоянно актуализируются. В 2021-2022 гг. преподаватели, помимо профессиональной переподготовки "Педагог профессионального образования, дополнительного профессионального образования", имели возможность повысить педагогическую квалификацию по 14 дополнительным профессиональным программам, согласно их образовательным потребностям (см. таблицу).

В преподавании использовали компетентностно-деятельностный, андрагогический, акмеологический подходы. Поскольку компетентностно-деятельностный подход ориентирует на результат, ставит на первое место умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, то его реализация в практике дополнительного профессионального образования заключалась в применении проблемного обучения в деятельности, то есть в выполнении заданий продуктивного типа и создании на занятиях проблемной среды. Занятия с преподавателями - взрослыми обучающимися - учитывали принципы андрагогического подхода, в том числе строились с опорой на опыт и образовательные потребности обучающихся. В рамках выполняемого инновационного проекта особое внимание уделяли акмеологическому подходу, обращенному к личности, которая самореализуется в профессиональной деятельности и стремится к достижению вершин в своем развитии, причем потенциал личности рассматриваем как систему постоянно пополняемых и возобновляемых ресурсов. Особенности акмеологического подхода заключаются в акценте на формирование креативных, коммуникабельных, самостоятельно мыслящих личностей, обладающих навыками эффективной профессиональной деятельности, способных выстраивать индивидуальные модели развития. При разработке дополнительных образовательных программ ориентировались на принципы современной акмеологии, в частности на принципы личностного развития в направлении достижения профессионализма (активности, рефлексивности, оптимальности, формирования позитивной Я-концепции личности, субъекта и субъектности, моделирования) и принципы изучения и анализа продуктивной педагогической деятельности и ее субъекта (комплексности, взаимодействия, развития, системности, детерминизма) [2].

Преподавание на курсе вели профессора и доценты ВолгГМУ, в единичных случаях привлекали коллег из медицинских университетов других городов. Преподаватели, повышающие квалификацию, имеют возможность реализовать свои акмеологические устремления в дискуссиях, при рефлексии и обсуждении на семинарах своего опыта разработок и внедрения нововведений в учебный процесс, при выполнении творческих заданий, проектных работ. Лекции и занятия, проводимые проректорами университета, директором Института общественного здоровья в школе педагогического мастерства становятся мастер-классом для коллег. Преподаватели, ответственные за проведение цикла, приглашают коллег для обмена опытом из вузов других городов и стран. Так, межсекторное взаимодействие, цели и технологии в контексте организации волонтерской деятельности за рубежом и в России обсудили участники из Израиля, Великобритании, Италии, России на занятии в рамках цикла повышения квалификации "Содействие развитию добровольчества (волонтерства) и взаимодействие с социально ориентированными НКО".

Неформальное повышение квалификации в школе педагогического мастерства осуществляет Центр педагогических инноваций, действующий постоянно в противовес дискретно проводимым курсам и выполняющий функцию поддержки акмеологического развития преподавателей ВолгГМУ. Деятельность Центра педагогических инноваций ориентирована, с одной стороны, на помощь преподавателям, за которой они обращаются инициативно, а с другой стороны, на акмеологическое развитие педагогов-врачей и неформальное повышение квалификации в событийном образовании. Федеральная инновационная площадка ВолгГМУ стала организатором широкомасштабного событийного образования по актуальным проблемам высшей школы - мастер-классов: "Воспитание в условиях цифровизации", "Социальная активность студентов: региональные примеры", "От Волги до Иордана: развитие диалога молодежных сообществ" и межрегиональных круглых столов: "Проблемы и перспективы организации воспитательной работы в рамках реализуемых образовательных программ", "Инклюзивное обучение в вузе - проблемы и перспективы", "Опыт и перспективы применения проблемно-ориентированного обучения", "Опыт организации внеучебной образовательной работы в системе персонализированного обучения", "Профессиональное развитие педагога". Формат круглых столов на платформе Zoom, предоставляющий возможность в непринужденной атмосфере обсудить с коллегами насущные вопросы образовательной деятельности, собрал участников из 18 вузов и ряда общественных организаций. Преподаватели медицинских вузов кластера "Южный", Санкт-Петербурга, Москвы, Рязани, Архангельска, Красноярска, а также представителей вузов других профилей подготовки России и зарубежья получили возможность для нетворкинга. Школа педагогического мастерства открыта миру, так как спикерами были не только преподаватели ВолгГМУ, но и коллеги из Северного, Ростовского, Рязанского, Сеченовского, Красноярского медицинских университетов, University Sarswark (Малайзия). В свободном доступе имеются записи заседаний круглых столов.

Таким образом, интеграция формального и неформального образования позволяет преподавателям ВолгГМУ, а с 2022 г. и преподавателям вуза-партнера - Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, проходить обязательное повышение педагогической квалификации по интересующей их тематике не реже чем 1 раз в 3 года и добровольно участвовать в событийном повышении квалификации.

Результаты и обсуждение

Результаты опроса преподавателей в 2021/2022 учебном году по итогам профессиональной переподготовки и каждого цикла повышения квалификации свидетельствуют, что преподаватели считают предпочтительным вариант организации непрерывного педагогического развития по образцу Школы педагогического мастерства. По степени удовлетворенности новым форматом повышения педагогической квалификации в школе педагогического мастерства, сочетающим обязательное обучение на курсе педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования (ДПО) и добровольное участие в событийном образовании 69,2% слушателей полностью удовлетворены, 30,8% - в большей степени удовлетворены. Среди преимуществ предлагаемой системы непрерывного педагогического развития респонденты указали: возможность апробировать на себе модель интеграции формального и неформального обучения; ориентацию профессионального сознания на нестереотипные модели деятельности педагога; участие в выборе тематики мастер-классов и круглых столов; знакомство с опытом работы коллег из других вузов, в том числе зарубежных. Основным ограничением нового формата обучения в школе педагогического мастерства преподаватели назвали проблему посещения круглых столов из-за участия в учебном процессе. Однако отметили, что пропущенное заседание круглого стола восполняется возможностью просмотра его записи.

Также по результатам опроса были получены ответы по следующим вопросам.

Степень удовлетворенности программой курса профессиональной переподготовки/повышения квалификации: 57,6% - полностью удовлетворены; 38,4% - в большей степени удовлетворены. Слушатели (36,4%) посетили за учебный год 2 круглых стола и 21,2% - 3. 50% опрошенных посчитали наиболее актуальным круглый стол по теме "Опыт и перспективы применения проблемно-ориентированного обучения", 25% респондентов в большей степени заинтересовал круглый стол "Профессиональное развитие педагога" и т. д. Слушатели предложили следующие темы круглых столов по педагогике: "Саморазвитие, тайм-менеджмент"; "Образование в дистанционном формате: возможности, проблемы и перспективы", "Инновации в обучении", "Особенности работы с иностранными студентами с учетом культурных особенностей/методики работы с иностранными студентами на языке-посреднике" и т. д. Интересны были ответы коллег об освоенных педагогических технологиях: технология контекстного обучения, кросскультурного обучения, симуляционное обучение, перевернутое обучение, микрообучение, работа в e-learning и др. В качестве итоговой работы слушателем предпочтительнее выполнить тест (57,6%) или выполнить творческое задание (18,2%) или проект (9,1%) по педагогике. Публикации по педагогике за последние 3 года имеют 58% коллег, однако немногие имеют публикацию ВАК педагогической направленности. От слушателей курсов повышения квалификации поступили предложения по совершенствованию образовательного процесса в Школе педагогического мастерства: учитывать нагрузку преподавателей при включении в образовательные программы, регулярное проведение круглых столов, должно быть больше практических примеров. По мнению коллег, повышение педагогической квалификации/профессиональной переподготовки лучше проводить в дистанционном (46,9%) либо в смешанном очно-дистанционном формате (31,3%). Подавляющее число респондентов считают, что в курсе профессиональной переподготовки/повышения квалификации должны преобладать такие формы занятий, как лекции, семинары, тренинги. 68,8% преподавателей ВолгГМУ считают необходимым организацию курсов по риторике.

Педагогическое творчество преподавателей отражено, помимо ответов на вопросы анкет, в появлении новых продуктов в образовательном процессе: образовательных и просветительских проектов (например, "Диалог на равных", интервью-проект "По сути дела", "Позовите профессора" и др.), обучающих семинаров, в том числе по цифровой трансформации образования, школах мастерства. Творческое начало преподаватели реализуют во внеучебной образовательной деятельности и в собственно учебном процессе. Примером может служить проведение олимпиады по биохимии для студентов III курса фармацевтического факультета: все студенты участвовали на всех этапах, была реализована как индивидуальная, так и командная работа студентов с выполнением творческих заданий, с привлечением студентов-болельщиков, обучающихся на других курсах и факультетах при прозрачности критериев оценивания и коллегиальном присуждении бонусных баллов. Педагогическое творчество нашло отражение в коллективной монографии, созданной авторским коллективом из 92 научно-педагогических работников университета, в которой представлены лучшие образовательные практики (кейсы) ВолгГМУ [7].

Инновации, реализуемые на кафедрах, преподаватели представили в виртуальных выставках: "Педагогическое творчество в публикациях преподавателей ВолгГМУ", "Лучшие образовательные практики научно-педагогических школ ВолгГМУ", в конкурсе, который впервые проводился в университете, "Лучшие учебные издания ВолгГМУ", в выступлениях, на 12 международных и всероссийских конференциях, рассказывающих о деятельности федеральной инновационной площадки и диссеминации педагогического опыта.

Заключение

Модель школы педагогического мастерства, ориентированная на акмеологическое развитие преподавателей медицинского вуза, разработана и прошла апробацию в ВолгГМУ в рамках деятельности федеральной инновационной площадки. Преподаватель университета выбирает интересующие его циклы повышения квалификации, мастер-классы или круглые столы, участие в педагогических конференциях, то есть выстраивает траекторию профессионально-педагогического совершенствования. Результатом формального и неформального повышения квалификации преподавателей стало создание новых проектов, творческое участие в событийном образовании. Авторы надеются, что опыт ВолгГМУ будет полезен коллегам из других вузов.

Литература

1. Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. Т. 31, № 1. С. 149-155.

2. Ефремова-Шершукова Н.А., Шмакова Н.С., Исмаилов Г.М. и др. Акмеологические принципы педагогической деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1. С. 156-160. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37783 (дата обращения: 27.02.2022).

3. Селюч М.Г. Акмеологические подходы к исследованию профессиональной востребованности личности (на примере преподавателя вуза) // Электронный сборник материалов XXVI Международного симпозиума "Психологические проблемы смысла жизни и акме". 2021. С. 60-64.

4. Ушаков А.А. Акмеологические основы высшего образования: учеб.-метод. пособие. Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2019. 148 с.

5. Чупина В.А. Акмеология профессионального образования: учебное пособие. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. 97 с.

6. Филозоп А.А. Акмеологические аспекты личностно-профессионального развития преподавателя медицинского вуза // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 37-1. С. 94-98.

7. Шкарин В.В., Петров В.И., Поройский С.В. и др. Лучшие образовательные практики (кейсы) Волгоградского государственного медицинского университета. Коллективная монография. Волгоград, 2022. 336 c.

Приложение

Анкета

1. Удовлетворены ли вы новым форматом повышения педагогической квалификации в школе педагогического мастерства (обязательное обучение на курсе педагогики и образовательных технологий ДПО и добровольное участие в событийном образовании)?

2. Укажите преимущества предлагаемой системы непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза.

3. Укажите ограничения предлагаемой системы непрерывного педагогического развития преподавателей медицинского вуза.

4. Удовлетворены ли вы программой курса профессиональной переподготовки/повышения квалификации?

5. Какое количество круглых столов вы посетили в 2021 г.?

6. По какой тематике круглый стол был для вас наиболее актуален?

7. Предложите темы будущих круглых столов, интересные для вас.

8. Какое выступление на круглом столе оказалось для вас самым актуальным, интересным?

9. Каких ученых, специалистов медицинского образования считаете целесообразным пригласить для участия в круглых столах или в курсе ПК/ПП?

10. Какие новые образовательные технологии вы освоили при повышении квалификации/профессиональной переподготовке?

11. Какие инновационные методы, технологии вы внедрили в учебный процесс?

12. Ваши замечания по прошедшему курсу повышения квалификации/профессиональной переподготовки.

13. Что для вас предпочтительнее в качестве итоговой работы?

14. Имеете ли вы публикацию по тематике педагогики высшей школы?

15. Укажите количество публикаций по тематике педагогики высшей школы в журналах ВАК.

16. Ваши предложения по совершенствованию образовательного портала Школы педагогического мастерства.

17. В курсе профессиональной переподготовки/повышения квалификации должны преобладать

18. Укажите ваш педагогический стаж.

19. Укажите курс ПП или ПК, который вы освоили в Школе педагогического мастерства в 2021 г.

20. Ваши предложения по тематике курсов ПК.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»