Дополнительно в данном отчете были даны рекомендации о том, как можно влиять на использование специалистами цифровых технологий:
а) обязательное прохождение врачами обучающих программ по цифровым навыкам;
б) введение в клинические рекомендации использование достижений информационных технологий в медицине;
в) вовлечение работников системы здравоохранения в создание цифровых систем, чтобы разработчикам были более понятны потребности конечного пользователя;
г) достижение соглашений на уровне регуляторных органов по последовательному внедрению цифровых технологий на всех уровнях системы здравоохранения [8].
В России, согласно опросу о цифровизации здравоохранения, проведенному ресурсом Врачи.РФ, 75,1% отмечают увеличение рабочей нагрузки после внедрения элементов Единого цифрового контура в работу; 61,8% респондентов отмечают, что Единый цифровой контур (ЕЦК) скорее усложняет работу с документами пациентов; 90% врачей отмечают, что есть необходимость дублировать электронную и медицинскую документацию [9]. Такая статистика связана в том числе с непониманием медицинским персоналом возможностей и ограничений МИС, а детальное последовательное обучение медицинских работников работе в новой системе могло бы улучшить данный показатель.
Обучение цифровым навыкам
В Европе было запущено несколько инициатив по содействию обучению студентов и выпускников медицинских вузов цифровым компетенциям. Была признана необходимость обязательных курсов, но до сих пор отсутствуют повсеместно доступные стандартизированные учебные программы. Ряд подходов находится в стадии разработки и состоит из факультативных курсов [10]. Время от времени медицинские советы, например, в Германии предлагают курсы цифрового здравоохранения и сертификацию по специальности в области медицинской информатики для врачей. Пока эти обучающие программы являются необязательными. В Великобритании несколько учреждений работают над внедрением систематического обучения цифровым навыкам в высшем медицинском образовании [11]. В Соединенных Штатах Америки (США) врачи могут заниматься клинической информатикой как медицинской специальностью. Согласно опросу 2015 г., 1/3 из 557 студентов-медиков в США выразили заинтересованность в карьере, связанной с клинической информатикой [12].
Однако из-за продолжающегося процесса цифровизации здравоохранения каждый врач нуждается в ключевых цифровых компетенциях, таких как грамотность в отношении данных и базовые знания о принципах работы цифровых систем. Поэтому, по мнению многих исследователей, цифровые компетенции должны стать неотъемлемой частью непрерывного медицинского образования в виде регулярных учебных модулей [2]. Ежедневная рабочая нагрузка врачей очень высока, и факультативное обучение использованию информационных технологий обычно мало востребовано, особенно специалистами, относящимися к ним критично. Поэтому базовые цифровые компетенции целесообразно осваивать в рамках обязательных курсов [2]. Для закрепления полученных знаний и навыков желательно сочетать онлайн-курсы и очное обучение. Для разработки и реализации таких программ было бы полезно привлечь специалистов в области медицинской информатики и, при необходимости, экспертов в других смежных областях.
В настоящее время цифровизация здравоохранения в РФ только набирает обороты, и, несмотря на наличие большого количества хорошо оснащенных медицинских центров, подготовленных специалистов, в масштабах страны предстоит еще много работы. Так, согласно работе М.Н. Дудина и соавт., включающей соцопрос медицинских работников, более 2/3 ответили, что у них в медицинском учреждении отсутствует высокотехнологичное оборудование. Однако важным моментом является, что 3/4 респондентов ответили, что не считают себя уверенными пользователями информационных систем. При таком уровне подготовки медицинских работников даже наличие оборудования в медучреждении не окажет положительного эффекта на результаты медицинской помощи, оказываемой организацией [13]. По данным опроса на сайте Врачи.РФ, только 20% респондентов отметили цифровую зрелость своей организации более чем на 6 баллов [14]. Что касается обучения, менее 2% медицинских работников проходили целенаправленное обучение по цифровым навыкам, и только 6,9% всех опрошенных врачей целенаправленно обучались этим навыкам самостоятельно [15].
Успешных примеров внедрения обучения цифровым навыкам в постдипломное образование в литературе встречается немного, чаще это практический опыт, который может быть представлен на профильных мероприятиях и не отражается в научных публикациях. Тем не менее нам кажется важным включить практический опыт российского здравоохранения в качестве реальных примеров внедрения обучения цифровизации.
Важным образовательным ресурсом для врачей, независимо от специализации и региона, является портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav.ru (НМФО). C 2022 г. на нем специально разработаны интерактивные образовательные модули (ИОМ), направленные на обучение врачей использованию МИС. Для обучения работе в "Единой цифровой платформе" разработано 8 цифровых модулей для медицинских работников разных специальностей: для врачей поликлиники, стационара, врачей-стоматологов, медицинских сестер, лаборантов и т. д. К настоящему времени вышеуказанные ИОМ освоили около 7000 медицинских работников. Также специалисты выбирают и другие ИОМ, касающиеся цифровых навыков. Так, ИОМ "Врачебная тайна пациента. Цифровая передача медицинской информации" изучили более 33 тыс. медицинских работников, а ИОМ "Современные цифровые средства повышения приверженности к лечению" более 5 тыс. Подобные образовательные элементы врачи и медицинские сестры могут осваивать на своем рабочем месте, без необходимости выезда в образовательную организацию, что позволяет интегрировать обучение в их повседневную работу. Именно поэтому использование ИОМ обладает большим потенциалом для развития цифровых навыков работающих специалистов [16].
Как уже упоминалось выше, одним из путей развития цифровых навыков является обучение студентов в вузе по отдельным программам. Этот подход эффективен: внедрение новых программ, повышающих уровень подготовки студентов в области информационных систем, на примере Астраханского государственного медицинского университета показало, что 89,1% студентов в ходе курса обрели уверенность в навыках работы в медицинских информационных системах, а 73,2% - получили навыки создания информационных чат-ботов, что можно отнести к продвинутым навыкам [17].
Кейсов успешного внедрения цифровых технологий много в Республике Татарстан. Они представлены в отчете Innopolis University за 2019 г. В большинстве проектов на обучение сотрудников выделено отдельное время, однако основными рисками представлены низкая мотивация медицинских работников к обучению. Это проблема, которая может серьезно помешать эффективному и быстрому внедрению новых технологий. Медицинские работники могут быть и сами мотивированы на внедрение цифровых технологий, однако важно преодолеть их первоначальное сопротивление и нежелание обучаться. Например, грамотное внедрение цифровых решений является эффективным для сокращения времени работы медицинского персонала: так, по данным ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, после внедрения программы создания автоматизированного рабочего места для старших медицинских сестер время, затрачиваемое на "бумажную" операционную деятельность для старшей медицинской сестры сократилось в 2 раза [18]. Подобные изменения очень вдохновляют медицинских работников. Из выступления Вячеслава Владимировича Аленькова, заместителя председателя правительства Сахалинской области, на конференции "Здравоохранение в регионах. Цифровое здравоохранение: федеральная и региональная повестка при внедрении цифровых решений в медицинскую практику" в Сахалинской области люди, которые видят эффект от использования новых технологий, например сокращение своего рабочего времени или создание дополнительного времени на творческую и интересную работу вместо бумажной, хотят и дальше развивать эти подходы в своей практике, делиться этим опытом с коллегами, кооперироваться с другими медицинскими учреждениями. Со стороны руководства важно поддерживать эту коммуникацию, чтобы дать возможность вовлекать больше медицинских работников в процесс цифровизации.
Очень важным моментом является взаимодействие разработчиков МИС с конечным потребителем - врачом. Вовлеченные врачи помогают находить наиболее удобные и рабочие решения. В целом междисциплинарное сотрудничество медицинских работников является необходимым условием качественной медицины в эпоху цифровых технологий. Для повышения уровня оказания медицинской помощи врачам клинических специальностей необходимо сотрудничать с экспертами в области медицинской информатики, исследователями, инженерами медицинского оборудования и другими специалистами и принимать активное участие в дальнейших разработках в области медицины. Следовательно, в отношении развития медицинских образовательных программ междисциплинарные подходы рассматриваются как очень перспективные [19]. По мнению отдельных авторов, поскольку базовые цифровые компетенции важны для медицинских специалистов всех специальностей, может быть целесообразным разработка единого структурированного курса и включение его во все программы постдипломного образования [4].
В русско- и англоязычном пространстве есть объемные курсы по цифровизации здравоохранения. Это крупные, длительные обучающие программы, обычно состоящие из нескольких модулей (Coursera, Frauhofer Academy), однако для обычного врача, являющегося только пользователем уже внедренных цифровых технологий, подобное обучение часто избыточно.
Факторы, влияющие на цифровые навыки врачей
В метаанализе R.M. Rahal и соавт. было проанализировано, какие факторы влияют на использование врачами расширенных функций электронных медицинских карт (ЭМК), что облегчает работу врача и повышает качество данных, которые попадают в систему. Было выделено 5 основных факторов: технологии, люди, организация, ресурсы и регуляторные меры [20].
С технологической стороны простой интерфейс и клиническая функциональность, которая удовлетворяет основным задачам врача, являются важным фактором, благодаря которому врачи с удовольствием осваивают возможности системы.
Однако личностный фактор тоже вносит важный вклад в эффективность работы с ПО: то, насколько врач готов обучаться новым технологиям, насколько он мотивирован, насколько он привык в принципе использовать компьютер и осваивать новое ПО в своей клинической практике. Те врачи, которые позитивно воспринимают эффект внедрения нового ПО в свою практику, лучше и качественнее его осваивают.
Крайне важным моментом в обучении врачей является выделение достаточного количества времени и ресурсов на это. Обучение должно фокусироваться не только на функционале ПО, но и на клинической пользе, которую может получить медицинская команда или конкретный специалист от работы на данном ПО. Некоторым врачам, у которых цифровые навыки в целом находятся на низком уровне, необходимо менторство со стороны специалистов в сфере IT или коллег.
Организационные моменты - тоже важный источник мотивации для использования ПО. При работе в мультидисциплинарной команде и ведении единой документации врачи склонны использовать ПО более эффективно. Некоторые организации вводят финансовые стимулы для использования ПО, например оплату по факту заполненной в ЭМК медицинской документации.
Нельзя упускать из виду и регуляторные моменты. Если использование ПО имеет качественное правовое регулирование, то врачи используют его чаще [20].
Перспектива: какие навыки будут востребованы в ближайшем будущем
Мы обсудили текущее состояние цифровизации здравоохранения и пришли к выводу, что даже при текущем состоянии развитие цифровых навыков врачей отстает от развития технологий. Однако уже сейчас в рамках отдельных специальностей происходит внедрение в клиническую практику такого важного вспомогательного инструмента, как ИИ.
Потенциальные точки приложения ИИ - автоматизированный анализ медицинских изображений (лучевая диагностика, патоморфология), система поддержки принятия врачебных решений.
Согласно аналитическому отчету Accenture, c 2014 по 2021 г. рынок ИИ в медицине вырос в 11 раз (рис. 3) [21].
Этот рост оправдан - эти технологии позволят закрыть нужды клиницистов, которые не могут быть обеспечены материально-техническими средствами или научными достижениями (рис. 4) [21].
Использование ИИ в медицине имеет огромную перспективу. В целом мир движется к автоматизации множества рабочих процессов. Автоматизация в здравоохранении позволит освободить более 1/3 рабочего времени специалистов, которые могут тратить его на иные, более творческие задачи, на коммуникацию с пациентом (рис. 5) [22].
Важно понимать, что системы с использованием ИИ не заменяют врача, а лишь автоматизируют часть его работы. При этом у врача освобождается ресурс на более качественную коммуникацию с пациентом, творческую работу, более тщательный анализ сложных случаев. Также невозможно не контролировать правильность работы информационных систем, что тоже будет задачей врача. Для этого врач должен понимать принцип работы, возможности и ограничения системы.
Неоднозначно и отношение врачей к ИИ: многих из них беспокоит, что искусственный интеллект заменит их функции полностью, и их собственная экспертиза будет обесцениваться, изменятся отношения врача и пациента [23]. При этом качество систем с использованием ИИ и информативность его применения очень сильно зависит и от самих специалистов здравоохранения как от основных поставщиков медицинских данных, на которых обучается ИИ [24]. Таким образом, очень важна вовлеченность самих врачей в развитие подобных систем, а для этого они должны видеть, как краткосрочные преимущества для своей работы (например, участие в научных публикациях), так и долгосрочные (оптимизация своей работы, повышение качества помощи пациентам). В этом контексте большое значение имеет лидирующая роль со стороны руководителя в освоении новых технологий и демонстрации того, как их оптимально использовать [25].
Все это нереализуемо без хорошего уровня цифровых навыков медицинского персонала - людей, которые были бы компетентными заказчиками цифровых систем для обеспечения более высокого качества своей работы и квалифицированными пользователями, которые могут в полной мере использовать функционал тех систем, которые разработаны для облегчения их работы. Создать новую систему - это половина дела, внедрить ее так, чтобы она работала на благо здравоохранения - это тоже большая задача, которая должна быть решена в ближайшее время с помощью создания обучающей среды для врачей с использованием лучших мировых практик.
Заключение
Цифровые навыки являются неотъемлемой частью врача будущего, и в настоящее время именно они являются лимитирующим фактором цифровизации здравоохранения по всему миру. Развитие цифровых навыков медицинского персонала является одним из приоритетных и универсальных направлений образования в рамках всех специальностей. Для качественного внедрения цифровых технологий в медицинскую практику необходимо целенаправленное и полноценное обучение медицинских работников цифровым навыкам.
Литература
1.di Giacomo D., Vittorini P., Lacasa P. Editorial: digital skills and life-long learning: digital learning as a new insight of enhanced learning by the innovative approach joining technology and cognition // Front Psychol. 2018. Vol. 9. P. 2621. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02621
2.Foadi N., Varghese J. Digital competence - a key competence for todays and future physicians // J Eur CME. 2022. Vol. 11, N 1. P. 1. DOI: https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2015200
3.Cullen R., Clark M., Esson R. Evidence-based information-seeking skills of junior doctors entering the workforce: an evaluation of the impact of information literacy training during pre-clinical years // Health Info Libr J. 2011. Vol. 28, N 2. P. 119-129. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-1842.2011.00933.x
4.Jidkov L., Alexander M., Bark P., Williams J.G., Kay J., Taylor P. et al. Health informatics competencies in postgraduate medical education and training in the UK: a mixed methods study // BMJ Open. 2019. Vol. 9, N 3. P. e025460. DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-025460
5.Roda S. Digital skills for doctors - explaining European doctors’ position // J Eur CME. 2021. Vol. 10, N 1. P. 1. DOI: https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2014097
6.Kim M.O., Coiera E., Magrabi F. Problems with health information technology and their effects on care delivery and patient outcomes: a systematic review // Journal of the American Medical Informatics Association. 2017. Vol. 24. N 2. P. 246-250. DOI: https://doi.org/10.1093/jamia/ocw154
7.Kuhn S. et al. Digital skills for medical students - qualitative evaluation of the curriculum 4.0 “Medicine in the digital age” // GMS journal for medical education. 2020. Vol. 37, N 6. P. Doc60.
8.European Health Parliament . Committee on digital skills for health professionals 2016. URL: https://www.healthparliament.eu/wp-content/uploads/2017/09/Digital-skills-for-health-professionals.pdf (дата обращения от 05.12.2022).
9.GxP News. URL: https://gxpnews.net/2022/04/vracham-ne-nravitsya-czifrovizacziya/ (дата обращения от 18.05.2022).
10. Aulenkamp J., Mikuteit M., Löffler T., Schmidt J. Overview of digital health teaching courses in medical education in Germany in 2020 // GMS J Med Educ. 2021. Vol. 38, N 4. P. Doc80. DOI: https://doi.org/10.3205/zma001476
11. Reich J.L.K., Khakhria K. NHS must lead innovation in digital medicine // BMJ. 2019. Vol. 365. P. l1944. DOI: https://doi.org/10.1136/bmj.l1944
12. Banerjee R., George P., Priebe C., Alper E. Medical student awareness of and interest in clinical informatics // J Am Med Inform Assoc. 2015. Vol. 22 (e1). P: e42-7. DOI: https://doi.org/10.1093/jamia/ocu046
13. Дудин М.Н., Голышко П.В., Вашаломидзе Е.В., Гурцкой Д.А., Гурцкой Л.Д. Развитие цифровых компетенций медицинских работников в контексте всеобщей цифровизации российского здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 5. С. 843-852. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-5-843-852
14. Аксенова Е.И., Шкрумяк А.Р. Кадры здравоохранения в условиях внедрения цифровых систем // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021. № 4. P. 130-137. DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.04.018
15. Коленникова О.А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями // Народонаселение. 2022. Т. 25, № 3. С. 189-199. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.15
16. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. URL: https://edu.rosminzdrav.ru/ (дата обращения 22.05.2023).
17. Бихатова Э.Т., Иванчук О.В. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов // ЦИТИСЭ. 2021. Т. 30, № 4. С. 595-605. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.4.55
18. Демина Э. А., Карасева Л.А., Двойников С. И., Сиротко М.Л. Оценка эффективности программы "автоматизированное рабочее место старшей медицинской сестры" // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, № 4. C. 610-615. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-4-610-615
19. Detmer D.E. Interprofessional clinical informatics education and practice: Essentials for learning healthcare systems worldwide // J Interprof Care. 2017. Т. 31, № 2. С. 187-189. DOI: https://doi.org/10.1080/13561820.2016.1250554
20. Rahal R.M., Mercer J., Kuziemsky C., Yaya S. Factors affecting the mature use of electronic medical records by primary care physicians: a systematic review // BMC Med Inform Decis Mak. 2021. Vol. 21, N 1. P. 67. DOI: https://doi.org/10.1186/s12911-021-01434-9
21. Accenture. Why artificial intelligence is the future of growth. 2017.
22. СберУниверситет. Обучение в новой нормальности: вызовы и ответы. Москва; 2020.
23. Buck C., Doctor E., Hennrich J., Jöhnk J., Eymann T. General practitioners’ attitudes toward artificial intelligence-enabled systems: interview study // J Med Internet Res. 2022. Vol. 24, N 1. P. e28916. DOI: https://doi.org/10.2196/28916
24. Ahuja A.S. The impact of artificial intelligence in medicine on the future role of the physician // Peer J. 2019. N 7. P: e7702. DOI: https://doi.org/10.7717/peerj.7702
25. Cortellazzo L., Bruni E., Zampieri R. The role of leadership in a digitalized world: a review. Front Psychol. 2019. Vol. 10. P. DOI: https://doi.org/193810.3389/fpsyg.2019.01938