ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Резюме

В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного предпочтительным видам будущей профессиональной деятельности студентов-медиков. Цель исследования - выявить специфику профессионального выбора различных типологических групп студентов-медиков. Исследование выполнено среди студентов ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России с использованием онлайн-опроса. Оно показало, что студенты педиатрического и лечебного факультетов более всего хотели бы работать в престижном медицинском учреждении - солидном государственном или частном. Студенты-стоматологи чаще всех отвергают для себя государственное управление, несовместимое с коммерческой деятельностью. Их менее других интересует работа в медицинском учреждении областного центра, научная или преподавательская деятельность, а также работа в районной больнице. Будущие фармацевты также привержены коммерческой деятельности и нередко хотели бы иметь свой бизнес. В целом соответствуют профилю подготовки трудовые ориентации только студентов медико-профилактического факультета. Именно эти студенты в значительной мере ориентированы на будущую деятельность в сфере государственного управления.

Проанализированы оценки студентов о предпочтении будущей профессиональной деятельности с использованием многомерного анализа данных, позволившего выделить 4 типа студенческих установок: 1) медицина; 2) клиника; 3) наука; 4) бизнес. Каждый тип содержит свой набор характеристик, который зависит от факультета и курса, успеваемости студентов, мотивации выбора профессии и места ее получения.

Ключевые слова:студенты-медики; специфика профессионального выбора; подготовка кадров; профессиональные ориентации; образование; мотивация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Золин И.Е., Иудин А.А., Иудин Д.И., Иудин А.И. Желательные виды будущей профессиональной деятельности студентов-медиков // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 2. С. 85-106. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-85-106

В век бурных социально-экономических изменений повышается роль специалистов во всех звеньях общественного производства. От эффективности их использования, соответствия качества подготовки потребностям современного общества во многом зависят темпы цифровой трансформации экономики, успехи страны в конкурентной борьбе. Всего этого невозможно достичь, не укрепляя здоровье человека, не увеличивая продолжительность его деятельной жизни, не совершенствуя систему здравоохранения и образования [1]. Перспективные соображения и конкретные предложения ученых и практиков, тех, кто пользуется медицинскими услугами и кто их оказывает, кто занимается подготовкой будущих врачей, убедительно свидетельствуют: радикальные перемены в этой сфере давно назрели, в них кровно заинтересованы каждый из нас и общество в целом. В связи с ростом значения медицинских кадров существовавшие и ранее негативные тенденции в их использовании и подготовке в настоящее время еще более обострились. Несмотря на принимаемые меры, ощущается серьезный дефицит врачей за счет широко распространенной практики их работы не по специальности. Наблюдается острая нехватка терапевтов, педиатров, хирургов и т. д. [2-5]. При этом в высшем медицинском образовании России все отчетливее дает себя знать тенденция к росту его практической ориентации в ущерб общей подготовки [6]. Все это свидетельствует о том, что процессы воспроизводства медицинских кадров в ближайшее время будут иметь для российского общества существенное, а может быть, даже решающее значение. Вот почему правомерно рассматривать их подготовку как один из важнейших социальных индикаторов прогресса, изучать актуальные проблемы здравоохранения с широких социальных позиций. Другими словами, наше время настоятельно требует совершенствования структуры высшей школы в системе народного хозяйства, качественного преобразования форм и методов обучения и воспитания молодых специалистов с учетом ценностных ориентаций самих студентов, их предпочтений и планов на будущее, направленных на поддержание высокого уровня учебной мотивации [7].

Материал и методы

Для выявления желательных видов будущей профессиональной деятельности студентов-медиков было проведено социологическое онлайн-исследование "Проблемы подготовки врачей в свете современных требований" в ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России (ПИМУ) (Нижний Новгород) в декабре 2020 - марте 2021 г. ПИМУ - типичный российский медицинский вуз, обеспечивающий подготовку врачей высокой квалификации. Среди 319 российских научных организаций он занимает 34-е место, а среди 155 сильнейших университетов России - 17-е [8, 9].

Онлайн-опрос 612 студентов I-VI курсов охватил 15,3% студентов университета. Выборка квотная. Небольшое смещение выборки компенсировано введением весовых коэффициентов, что позволило достигнуть требуемой репрезентативности (табл. 1).

Цель исследования - описание типологических групп студентов, выявленных на основе их профессиональной мотивации, отношения к учебному процессу и перспективам своей профессиональной деятельности.

Результаты и обсуждение

В анкете был сформулирован вопрос: "Какой деятельностью в будущем вы предпочли бы заниматься?" и был предложен список из 10 возможных мест и направлений будущей деятельности. Наиболее интересна для большинства студентов работа в частном медицинском (81%) или в престижном медицинском учреждении с научной составляющей (79%). Характерно, что эти виды будущей деятельности привлекательны почти для половины студентов (табл. 2). Значительно меньшая доля студентов интересуется работой в медицинском учреждении областного центра, и совсем ничтожная доля хотела бы работать в районной больнице или в поликлинике. Эти данные можно наглядно проиллюстрировать с помощью индекса привлекательности видов будущей деятельности 1, показывающего, чем выше потребность общества в специалистах медицинского профиля, тем в меньшей степени привлекательны для студентов университета эти места работы.

Очевидно, что специалистов медицинского профиля не очень ждут в государственных структурах, однако почти 1/3 студентов готовы заняться именно этим делом. Правда, 40% студентов не видят себя в будущем в государственных структурах, но для 10% эти должности очень привлекательны. Выпускников медицинских вузов очень ждут в поликлиниках и районных больницах, но эти места привлекают очень ограниченное число молодых людей. Эта деятельность скорее отталкивает их. Особенно это характерно для поликлиник, работа в которых отталкивает или совершенно не привлекает почти половину (48%) студентов, а вызывает интерес или привлекает всего 19%.

Довольно высокая доля студентов хотела бы иметь свой бизнес (20%), но этому не учат в медицинском вузе, хотя и работе в государственных структурах здесь тоже учат довольно ограниченно. Вместе с тем необходимо отметить, что привлекательность тех или иных видов будущей профессиональной деятельности выглядит гораздо логичнее при распределении предпочтений студентов по факультетам.

Студенты лечебного факультета чаще всех хотели бы в будущем работать в медицинском учреждении областного центра и менее других отвергают для себя возможность работать в районной больнице (табл. 3). Более широкий набор будущих мест возможной работы показывают студенты педиатрического факультета. Кроме готовности работать в областном медицинском учреждении и согласия при определенных обстоятельствах работать в районной больнице, они менее категорично отвергают для себя и работу в поликлинике. Иногда они допускают для себя и научную, и преподавательскую деятельность и немного чаще других готовы работать в престижном медицинском учреждении с научной составляющей.

Явно ничему не противоречит стремление студентов-стоматологов иметь свой бизнес, работать в частном медицинском учреждении или заниматься коммерческой деятельностью. Коммерческие медицинские учреждения чаще всего встречаются именно в стоматологии. Будущие фармацевты имеют самый длинный список мест работы, где они не хотели бы прилагать свои профессиональные усилия. Прежде всего они не видят себя в медицинских учреждениях областного центра и тем более в районной больнице или в поликлинике. Менее других их интересует государственное управление, работа в престижном медицинском учреждении с научной составляющей или в частном медицинском учреждении. Не привлекает их и преподавательская деятельность. Обращает на себя внимание то, что именно студенты медико-профилактического факультета в значительной мере сориентированы на будущую деятельность в сфере государственного управления, хотя некоторые количество из них ориентированы и на коммерческую деятельность.

Интересно изменение профессиональных ориентаций студентов от курса к курсу. На I курсе студенты менее всех отвергают для себя работу в поликлинике, какая-то их часть готова работать в районной больнице, больше всех среди них тех, кто хотел бы работать в медицинском учреждении областного центра, в частном медицинском учреждении или в престижном с научной составляющей (табл. 4). Менее чем всех остальных студентов-первокурсников привлекает преподавательская деятельность. Не очень им интересна и коммерческая сторона.

На II курсе наиболее выразительно их отторжение сферы государственного управления и коммерческой деятельности. Отношение к остальным сферам у них близко в среднестатистическому, хотя доля более отторгаемых сфер деятельности по сравнению со среднестатистическим уровнем у них больше, чем принимаемых.

На III курсе близость к среднестатистическому уровню сохраняется, но значительно повышается интерес к коммерческой деятельности или к собственному бизнесу, причем готовность иметь свой бизнес наиболее высока именно на III курсе.

IV курс характеризуется сохранением интереса к собственному бизнесу и особенно значительным ростом интереса к коммерческой деятельности. При этом у студентов значительно падает интерес к работе в поликлинике или в медицинском учреждении областного центра, в районной больнице и даже работа в престижном медицинском учреждении с научной составляющей. Их менее чем других интересуют государственное управление и научная деятельность.

На V курсе значительно возрастает интерес к государственному управлению, а также к преподавательской и научной деятельности. Их менее всех привлекает работа в районной больнице, не интересна им и работа не только в частном медицинском учреждении, но и в престижном с научной составляющей. Они теряют интерес к возможности иметь свой бизнес, им в общем-то не интересна и коммерческая деятельность.

Во мнениях о предпочтительных сферах будущей деятельности просматривается и гендерный аспект. Юноши значительно чаще склоняются к работе в сфере государственного управления, причем девушки немного чаще проявляют интерес к этому, а юноши значительно чаще говорят о том, что эта сфера их очень привлекает (табл. 5). Среди юношей больше тех, кто хотел бы работать в районной больнице или в поликлинике. Причем по поводу районной больницы молодые люди чаще проявляют интерес и отмечают, что это очень интересно для них, а по поводу поликлиники их оценки очень близки. Дело в том, что индекс привлекательности учитывает и ответы "совершенно не привлекает" и "отталкивает". Девушки дают более определенные ответы в зоне отторжения.

Минимальная разница, но все же в пользу юношей в ответах на вопрос о работе в престижном медицинском учреждении с научной составляющей и по поводу научной деятельности. Здесь юноши немного чаще сомневаются в определенном ответе на этот вопрос, а девушки немного чаще отвергают эти области деятельности. Отсутствует гендерная разница в ответах на вопрос о работе в медицинском учреждении областного центра или о преподавательской деятельности.

Девушки значительно чаще юношей хотели бы иметь свой бизнес, но при этом они чаще всего высказываются в осторожной форме - это у них "вызывает интерес". Юноши немного чаще говорят, что этот род деятельности их очень привлекает, но они же чаще отмечают, что это их совсем не привлекает. Еще более неопределенно девушки высказываются в пользу коммерческой деятельности. Более того, они немного реже юношей говорят о том, что коммерческая деятельность вызывает у них интерес или очень их привлекает, но юноши заметно чаще говорят о том, что она их отталкивает. Более выразительно девушки высказываются в пользу работы в частном медицинском учреждении: эта работа их очень привлекает чаще, чем юношей.

Предположения и мечты о направлениях будущей профессиональной деятельности у студентов ПИМУ выражены не очень четко и чаще всего они отмечали, что различные направления деятельности у них "вызывают интерес". Этот вариант ответа о разных направлениях деятельности респонденты выбирали почти 3 раза из 10 предложенных. На 2-м месте по частоте был вариант "И да, и нет; зависит от обстоятельств" - в среднем этот вариант выбрали 2,7 раза. Многие из них отмечали вариант "Очень привлекает" (в среднем 1,8 раза) и "Совершенно не привлекает" (1,5 раза). Реже всего, в среднем 1 раз, они выбирали вариант "Отталкивает". Таким образом, конкретные направления будущей деятельности у них вызывают интерес или очень привлекают почти вдвое чаще, чем совершенно не привлекают или отталкивают.

Нередко студенты в числе вызывающих интерес или отталкивающих называли некоторые сочетания будущих мест работы. Эти сочетания группируются в 4 основных направления: медицина, клиника, наука и бизнес (см. рисунок). Высока доля неидентифицированных людей, называющих разнообразные сочетания будущих желаемых или отторгаемых мест работы, но в своих предпочтениях они не могут быть отнесены ни к одной из выделенных типологических групп. В этой группе также повышен процент тех, кто не ответил на вопросы данного блока анкеты. Рассмотрим специфику этих групп.

Прежде всего необходимо отметить, что все эти группы пересечены между собой. Самая большая группа (клиника) на 1/3 включает в себя группу бизнес (табл. 6). При этом в чистом виде в этой группе присутствует только немногим более 1/3 (37%) студентов, на 41% - 2 сочетания, прежде всего клиника и бизнес. Кроме того, примерно 1/5 здесь характеризуется еще бо́льшим числом сочетаний. Понятно, что медицина более всего пересечена с клиникой. Впрочем, с клиникой заметно пересечены все группы, и это понятно - клиника является самой большой группой.

Интересно, что бизнес, являясь второй по величине группой, отличается самой большой долей чистого типа: здесь 45% студентов ориентированы только на эту область деятельности. 1/3 представителей группы бизнес пересечены с клиникой, наукой или медициной и еще 1/5 пересечена с большей частью или со всеми группами.

Студенты, ориентированные на медицину, значительно чаще всех готовы работать в районной больнице, в поликлинике или в медицинском учреждении областного центра (табл. 7). На периферии их интереса находится работа в частном медицинском учреждении или в престижном медицинском учреждении с научной составляющей. Готовность работать там у них выше среднего уровня. Они отмечают, что эти рабочие места вызывают у них интерес или даже очень их привлекают, но очевидно, что они не очень рассчитывают на эти места работы. Менее всех остальных студентов их привлекает коммерческая деятельность, возможность иметь свой бизнес и государственная служба.

Представители группы клиника хотели бы работать в престижном медицинском учреждении с научной составляющей и/или в частном медицинском учреждении. На периферии их интересов находятся свой бизнес, научная деятельность или в конце концов работа в медицинском учреждении областного центра. Некоторые из них готовы работать даже в районной больнице (этот вариант у них немного выше среднестатистического), но не в поликлинике.

Студенты, ориентированные на науку, выбирают для себя научно-педагогическую деятельность. На периферии их интереса находятся работа в престижном медицинском учреждении с научной составляющей, государственное управление и, отчасти, коммерческая деятельность. Функционирование в рамках обыденной массовой медицины - работа в поликлинике или в районной больнице - их не привлекает. Работа в медицинском учреждении областного центра их привлекает мало, как, впрочем, не особо привлекает их и бизнес, хотя эти сферы деятельности находятся у них чуть выше среднестатистического уровня.

Студентов, ориентированных на бизнес, прежде всего привлекают государственное управление, собственный бизнес и коммерческая деятельность. Очевидно, что эти студенты в большой степени ориентированы на материальный успех и не видят для себя разницы в таких несовместимых видах деятельности, как коммерческая и работа в органах административного управления.

Очевидно, что профессиональные ориентации могли возникнуть и в той или иной мере оформиться еще в период выбора места получения профессии. В связи с этим целесообразно рассмотреть мотивы выбора места обучения. Представители группы медицина значительно чаще других выбрали ПИМУ, потому что он дает возможность получить высокую профессиональную квалификацию. Чаще всех они отмечают, что профессию врача считают своим призванием и что медицинское образование дает возможность найти подходящее место работы (табл. 8). Им нравится свой выбор, они чаще других испытывают надежду, что здесь будет интересно учиться и говорят о том, что с таким образованием их ждут интересная жизнь, интересное окружение. В связи со своим выбором они испытывают большой оптимизм и уверены, что полученное здесь образование даст широкие возможности для выбора места работы, во всяком случае здесь они получат широкое образование, которое всегда пригодится, и они имеют возможность состояться в выбранной профессии. Выбор вуза и профессии был сделан ими давно, их выбор во многом определил престиж и рейтинг ПИМУ. Они чаще других не соглашаются с тем, что в ПИМУ проще поступить, чем в другие вузы, что у них выбора как такового не было, просто так получилось, и что решение приняли по совету родителей.

Иерархия мотивов выбора профессии и вуза у представителей группы клиника во многом повторяет мотивы группы медицина, но в группе клиника студенты дают более спокойные ответы, у них иерархия несколько иная. Максимальное отклонение от среднего значения у них связано с выбором варианта ответа, что с таким образованием будут интересная жизнь, интересное окружение. Довольно часто они отмечают, что профессию врача считают своим призванием. Чаще всех они считают, что врач - профессия более уважаемая, чем другие. Они отвергают те же тезисы, что и студенты группы медицина. Таким образом, более спокойный и более уравновешенный выбор этой группы студентов подтверждает преданность представителей этой группы выбранной отрасли деятельности, но их выбор в большей мере связан с ориентацией на элитарное, более престижное, выгодное и доходное функционирование.

Мотивация выбора профессии и вуза у представителей группы наука ни в коей мере не связана с наукой: самое большое отличие в их оценках от среднего уровня связано с тезисом, что они поступали в вуз потому, что хотели пожить студенческой жизнью. Согласие с этим тезисом находится у них на уровне групп медицины и клиники, но представители этих двух групп повышенный уровень согласия с этими тезисами отодвигают на 10-11-е место, а у представителей группы наука отличие согласия с данным тезисом находится на первом месте. Они отмечают, что выбор был сделан давно, что есть способности к преподаваемым в вузе предметам, но их оценки по большинству параметров находятся очень близко к среднестатистическому уровню. Образно говоря, они как бы знают правильные ответы и в основном следуют им. Они реже других получали специальную подготовку, которая помогла поступить сюда. Они не очень верят в то, что медицинское образование поможет им найти подходящее место работы и что с этим образованием они будут хорошо зарабатывать. Судя по мотивации, они здесь в целом случайные люди.

Однако наиболее случайным, очевидно, является профессиональный выбор студентов, попавших в группу бизнес. Эти студенты немного чаще, чем в среднем по выборке, отмечают, что врач - профессия более уважаемая, чем другие, и что у них есть способности к преподаваемым предметам. Все остальные тезисы они выбирают на уровне, наиболее близком к среднестатистическому. Реже всех они отмечают, что профессию врача считают своим призванием и реже всех надеются, что здесь им будет интересно учиться.

Ответ на вопросы о высшем образовании и учебе в медицинском вузе позволяют уточнить установки представителей выделенных групп. Представители группы бизнес реже всех не соглашаются с тем, что профессиональные знания можно получить через Интернет, что вуз не дает важнейших качеств, необходимых современному профессионалу, и что учеба в вузе ничего не дает, это потерянное время (табл. 9). Они чаще других считают, что профессиональные знания и навыки приобретаются в основном на работе. Они реже всех говорят о том, что следует активно изучать все, что предлагает программа обучения, и что их совершенно устраивает выбранная специальность. Такое отношение к учебному процессу в данной группе вполне логично: они не намерены работать в сфере медицины, а получить нужные им профессиональные бизнес-навыки они смогут по своему новому месту работы - в коммерции и в бизнес-сфере.

Установки представителей группы наука не столь ярко проявляют себя в данном блоке вопросов, как в группе бизнес. Они часто отмечают только, что обучение в вузе расширяет личные и профессиональные связи. Реже всех они соглашаются только с тем, что на работе, а не в вузе, происходит становление личности и профессионала. Сравнительно редко соглашаются с тем, что изучать нужно только то, что важно для будущей работы, и с тем, что следует активно изучать все, что предлагает программа обучения. Они не очень согласны с тем, что изучать следует только то, что необходимо по программе для получения диплома и не испытывают особой радости от того, что учатся в данном медицинском вузе.

Представители группы клиника в будущем ориентируются на медицинскую деятельность, но более всех склоняются к мысли, что в вузе следует активно изучать только то, что нравится, что интересно, в частности потому, что на работе, а не в вузе, происходит становление личности и профессионала, хотя высшее образование расширяет круг общения. Их устраивает выбранная специальность, и они рады тому, что учатся именно в ПИМУ. При этом они чаще всех отвергают мысль о том, что изучать следует только то, что необходимо по программе для получения диплома и активно отвергают тезис о том, что вуз не дает важнейших качеств, необходимых современному профессионалу.

Наиболее лояльны к установленному процессу получения высшего образования представители группы медицина. Они наиболее активно соглашаются с тем, что следует усиленно изучать все, что предлагает программа обучения. Они больше всех испытывают радость от того, что учатся именно в ПИМУ, и их совершенно устраивает выбранная специальность. Они более всех уверены, что обучение в вузе расширяет личные и профессиональные связи.

Студенты из группы медицина являются сторонниками сохранения объема или увеличения курса химии, терапии, латинского языка и медицинской статистики (табл. 10). Они менее других придерживаются мнения о необходимости сокращения объемов философии и истории. У них менее чем у других выражена установка на сокращение или ликвидацию биофизики, физики, математики. Вместе с тем они склонны сократить объемы по довольно длинному списку предметов, нагрузка по которым кажется им избыточной. Это дерматовенерология, фармакология, иммунология, микробиология, вирусология, урология, анестезиология, реанимация, интенсивная терапия, неврология, нейрохирургия. Менее других они склонны сохранять объемы преподавания по нормальной физиологии, акушерству и гинекологии, клинической лабораторной диагностике, патологической анатомии, психиатрии, медицинской психологии, иностранному языку. Более других они готовы сокращать объемы курсов общественного здоровья, здравоохранения, экономики здравоохранения. Очевидно, эти предметы во многом представляются им лишними в их будущем профессиональном функционировании.

В группе приверженцев типу клиника значительно выше, чем в группе медицина, готовность сохранить основные черты программы подготовки. Они только более склонны сохранить объемы преподавания стоматологии, а также травматологии, ортопедии и гигиены. Более активно они выступают за сокращение ряда дисциплин - математики и истории, медицинской информатики и медицинской статистики.

Студенты из группы наука являются сторонниками сохранения ряда дисциплин физико-математического цикла: биофизики, медицинской информатики, медицинской статистики, физики, математики, а также гуманитарного цикла - иностранного языка, философии, истории, латинского языка. Они готовы сохранять в программе предметы и естественно-научные (биология), и медицинские (анатомия, гистология, эмбрио­логия, цитология, психиатрия, медицинская психология, патологическая анатомия, патофизиология, анестезиология, реанимация, интенсивная терапия, неврология, нейрохирургия, акушерство и гинекология). Несмотря на явно облегченную мотивацию выбора профессии, они демонстрируют намерение получить высокую квалификацию и повысить в недрах университета свой профессиональный и культурный уровень.

Студенты из группы бизнес не очень активно отнеслись к данному блоку вопросов и продемонстрировали готовность сохранить предметы в той области, где можно заработать (дерматовенерология, стоматология, гигиена), значительно сократив целый ряд предметов. Это прежде всего предметы физико-математического цикла: физика, математика, химия. Им не нужны в процессе своей профессиональной подготовки философия и иностранный язык. Они готовы сократить предметы естественно-научного профиля: биологию и биохимию. Избыточными им кажутся базовые медицинские предметы: анатомия, терапия, хирургия, нормальная физиология. Эти студенты чаще всех придерживаются среднестатистического уровня оценок, хотя и среди них повышена доля тех, кто ратует за сокращение учебной нагрузки.

Известная противоречивость во взглядах студентов на свою будущую профессиональную деятельность просматривается в их ориентациях на направления профессионального выбора в программе подготовки медиков. Так, клинический тип подготовки чаще всего выбирают студенты, которые в будущем ориентированы не на медицинскую или клиническую, а на научную деятельность (см. табл. 10).

Ориентация на клинику в будущей профессиональной деятельности, связанная с некоторыми элементами престижности и элитарности, в программе подготовки более всех ориентирована на общенаучный и естественно-научный профиль подготовки. При этом клиники менее всех ориентированы на гигиенический тип подготовки, а ориентированные на медицинский профиль деятельности, напротив, предпочитают именно гигиенический тип подготовки, что, в общем, понятно: ориентированные на медицину чаще других намерены тянуть лямку в обыч­ных медицинских учреждениях. Следует напомнить, что представители группы клиника чаще всех встречаются в пересечениях разных групп в пересечении общенаучного и клинического типов.

Представители группы, ориентированной на бизнес, демонстрируют среднестатистический уровень ориентации на профиль профессиональной подготовки и здесь наряду с медициной и клиникой повышена доля неидентифицированных. Однако, в отличие от медицины и клиники, которые все же имеют выраженные ориентации в области профессиональной подготовки, ориентированные на бизнес, дают или среднестатистический, или слегка сниженный уровень ориентации на различные типы профессиональной подготовки.

Успеваемость студентов, принадлежащих к различным типам по среднему баллу, отличается мало, самый низкий средний балл - у неидентифицированных, то есть у людей, не сумевших достаточно системно описать свою будущую деятельность или проигнорировавших данный блок анкеты (табл. 11). Следует отметить, что самая высокая успеваемость у представителей группы, в будущем ориентированной на научно-педагогическую деятельность. Выше отмечалось, что их установки довольно неопределенные, но они ориентированы на более престижное положение в обществе. И это в целом понятно: здесь повышена доля отличников, хотя и доля троечников сравнительно высока, хотя ниже, чем в среднем по выборке. Здесь также снижена доля хорошистов, что указывает на известную поляризацию данной группы студентов.

Представители группы бизнес ближе всего расположены к среднестатистическому распределению, в том числе и по успеваемости. По многим признакам эта группа как бы не имеет собственного лица, но большинство признаков указывает на то, что эти студенты менее всех планируют в будущем заниматься медицинской деятельностью.

Студенты групп медицина и клиника имеют примерно одинаковое распределение успеваемости - они лидируют по числу хорошистов, но в группе медицина повышена доля хорошистов с тройками, и эти студенты ближе всех к среднестатистическому уровню успеваемости. Здесь в основном сгруппированы неплохо успевающие студенты, но еще не полностью вошедшие в напряженный ритм работы медицинского вуза.

Логично, что представители группы медицина чаще всего встречаются на двух факультетах - на лечебном и педиатрическом (табл. 12). Этот тип очень редко встречается на фармацевтическом факультете и совсем не встречается на медико-профилактическом факультете.

Студенты из группы клиника ориентированы на работу в сфере медицины, но они отличаются некоторой склонностью к элитарным медучреждениям, чаще всего учатся на стоматологическом и в значительной мере на лечебном факультетах. Этот тип несколько ниже представлен на медико-профилактическом и фармацевтическом факультетах.

Студенты из группы наука немного чаще встречаются на педиатрическом и в меньшей мере на лечебном факультете. Напомним, что это более успевающие студенты, пока не очень четко представляющие себе характер и специфику будущего профессионального функционирования. Представители этого типа реже встречаются на стоматологическом и на медико-профилактическом факультетах.

Группа бизнес рассыпана по всем факультетам, и только на педиатрическом снижена доля представителей этого типа. Она немного чаще встречается на стоматологическом факультете и чуть чаще - на лечебном. Следует отметить, что на фармацевтическом факультете снижена доля всех типов и слегка повышена доля неидентифицированных. Аналогичная ситуация отмечается и на медико-профилактическом факультете, на котором, однако, чуть повышена доля группы бизнес.

Более подробный анализ мотивации профессионального выбора [7, 8] показывает, что для медицинского типа ориентации характерны определенный романтизм и известный инфантилизм восприятия жизни. В этой среде заметно понижен случайный тип мотивации - выбор медицинского вуза сделан ими давно. Аналогичное распределение мотивов характерно и для группы типа клиника, где также несколько понижена случайная мотивация. Оба эти типа целенаправленно ориентировались на медицинский вуз и на медицинскую деятельность. Важно отметить, что эти типы ориентации на будущую деятельность, характеризующуюся повышенным интересом именно в сфере медицины, более всего проявляют себя на I курсе.

Для типа наука характерна прежде всего романтическая или случайная мотивация выбора вуза и профессии. Всерьез говорить об ориентации на научную деятельность едва ли правомерно: в их профессиональном выборе присутствуют незрелые представления о профессиональной деятельности, к моменту поступления они хотели пожить студенческой жизнью, а потом как-то устроиться в жизни. Парадокс этого типа заключается в том, что на I курсе он существует на уровне заметно ниже среднестатистического, но к старшим курсам значительно растет.

Для бизнес-ориентации характерна, с одной стороны, прагматичная мотивация профессионального выбора, а с другой - она связана с выбором, вытекающим из успехов в предметах школьной программы. В какой-то мере здесь присутствует и случайная мотивация, основанная на неосознанном выборе. Эти молодые люди поступили в вуз по ряду причин, не очень связанных с медициной: они хорошо успевали в школе по ряду предметов, востребованных медицинским вузом, у них были достаточно высокий балл ЕГЭ и необходимые для учебы в данном вузе. Поэтому собственно к медицине у них особого интереса нет, и они при случае готовы сменить полученную профессию на более доходную. Важно, что данный тип ориентаций на область профессиональной деятельности на первых курсах существует на среднестатистическом уровне, а затем растет начиная с IV курса.

Заключение

Специфика профессионального выбора студентов, ориентированных на медицину, характеризуется минимальными амбициями и готовностью к обыденному профессиональному функционированию. Студенты, ориентированные на клинику, как и представители группы медицина, связывают свое будущее прежде всего с медициной, но их амбиции значительно выше. Представителей группы наука в первую очередь отличает то, что они значительно чаще выбирают для себя преподавательскую и научную деятельность. Студенты, ориентированные на бизнес, не видят для себя разницы между государственной службой и бизнесом, они готовы делать свой гешефт где угодно. Однако уже на студенческой скамье они решили для себя не связывать свою судьбу с медицинским функционированием, медицинским служением. Для них менее чем для остальных возможна работа в районной больнице или в медицинском учреждении областного центра и крайне нежелательна работа в поликлинике. Некоторые из них готовы работать в частном медицинском или в престижном медицинском учреждении с научной составляющей. Если судьба сложится не совсем удачно, они допускают для себя научную или преподавательскую деятельность.

Показательно также изменение профессиональных ориентаций студентов от курса к курсу. На I курсе студенты имеют выраженную профильную профессиональную ориентацию. У студентов II курса специфика профессиональных ориентаций выражена очень слабо. На III и IV курсе существенно повышается интерес к коммерческой деятельности или к собственному бизнесу, а на V курсе - к государственному управлению, преподавательской и научной деятельности.

Уточнение профессиональных установок выделенных групп студентов позволило показать их отношение к программе подготовки врача. По большинству предметов отличия весьма значительны. Особо следует сказать о таких предметах, как математика и физика - по поводу них участники опроса больше всего высказываются в пользу сокращения часов по этим предметам. Основная причина этого, видимо, в том, что студенты медицинских вузов и факультетов, являясь очень мотивированными молодыми людьми на получение профессии врача, только на старших курсах вуза начинают понимать необходимость знаний в этой области, когда они уже преодолели (обычно с большим трудом) совокупность данных предметов на первых курсах.

1 Индекс привлекательности рассчитывается как среднее арифметическое оценок студентов с использованием шкалы: отталкивает (-1), совершенно не интересует (-0,5), вызывает интерес (+0,5), очень привлекает (+1), и да, и нет; зависит от обстоятельств (0).

Литература

1. Егорова М.С., Боженко Н.П., Пожарская О.Д. Медицина будущего, качество жизни и активное долголетие // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-7. С. 1085-1088. [Электронный ресурс]. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35012 (дата обращения: 01.04.2023).

2. Задворная О.Л. Проблемы и перспективы развития кадрового обеспечения системы здравоохранения в современных условиях // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2022. № 5. C. 528-545. DOI: https://doi.org/10.24412/2312-2935-2022-5-528-545.

3. Макаров С.В., Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю., Маевская И.В. Фактор развития кадрового потенциала системы здравоохранения // Сибирский медицинский журнал. 2019. Т. 157, № 2. С. 5-12. DOI: https://doi.org/10.34673/ismu.2019.156.1.001

4. Согомонян А. Эксперты: дефицит профессиональных кадров - одна из проблем здравоохранения и медицинского образования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/news/1118612/ (дата обращения: 01.04.2023).

5. Созарукова Ф.М. Кадровый дефицит специалистов здравоохранения: причины возникновения и пути решения // Вестник экспертного совета. 2018. Т. 15, № 4. С. 104-109.

6. Хасанов Р.Ш., Юсупова Н.З., Белоусова М.В., Марянина Ю.В. Практикоориентированность в системе дополнительного профессионального образования врачей // Педагогика профессионального медицинского образования. 2018. № 1/18. [Электронный ресурс]. URL: https://www.profmedobr.ru/articles/praktikoorientirovannost-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovanija-vrachej/ (дата обращения: 01.04.2023).

7. Денисова В.Ю., Журбенко В.А., Карлаш А.Е. Анализ факторов, влияющих на поддержание высокого уровня учебной мотивации студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 72-79. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-72-79

8. Золин И.Е., Иудин А.А., Иудин Д.И., Иудин А.И. Отношение студентов-медиков к изучению физико-математических дисциплин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15, № 2. С. 172-193. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.205.

9. Золин И.Е., Иудин А.А., Иудин Д.И., Иудин А.И. Отношение студентов-медиков к учебной программе подготовки врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 40-62. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-40-62

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»