НЕФОРМАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО "ХАСЭ ВРАЧЕЙ" КАК СПОСОБ ТРАНСЛЯЦИИ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРКЕССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЫХ ВРАЧЕЙ

Резюме

Изменения в медицинском образовании и в общественном здравоохранении актуализируют кадровые вопросы. Перспективным решением является развитие института наставничества. Рассмотрение и исследование положительных примеров помогут молодым врачам-специалистам в их профессиональном пути. Цель научного исследования - показать положительный опыт наставничества "Хасэ врачей" как пример профессионального развития, становления и адаптации молодых врачей посредством передачи ценностей черкесской культуры.

Материал и методы. Качественное социологическое исследование 10 молодых врачей, прошедших через наставничество.

Результаты и обсуждения. Все респонденты отмечают положительный опыт, улучшение коммуникативных навыков и общения, теоретической подготовки и профессиональных медицинских навыков.

Заключение. Наставничество может рассматриваться как модель образования, профессионального роста и развития молодых врачей в здравоохранении.

Ключевые слова:медицинское образование; клиническая ординатура; кадровая политика, наставничество; черкесы

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ханиев А.А., Губжокова Д.М., Гетигежева Е.А. Неформальное наставничество "Хасэ врачей" как способ трансляции ценностей черкесской культуры в профессиональном развитии молодых врачей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 2. С. 75-83. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-75-83

Концепция наставничества взята из греческого мифа: "Одиссей уходит, чтобы сражаться в Троянской войне, а его друг Ментор остается, чтобы направлять и развивать Телемаха, сына Одиссея, от юности к зрелости" [1].

Можно определить наставничество как процесс, при котором опытный, пользующийся большим уважением человек (наставник) направляет другого человека (наставляемого) в развитии, обучении, личном и профессиональном росте [2].

Та же тематика раскрывается в черкесском морально-этическом мировоззренческом кодексе "адыгагъэ" (адыгство), где ключевым элементом являются наставление и воспитание молодого человека на основе гуманизма и нравственности, развития ценностного сознания и социальной ответственности [3]. В этической системе адыгов пять неизменных ценностей: "цIыхугъэ" - человечность; "нэмыс" - уважение; "акъыл" - разум; "лIыгъэ" - благородство; "напэ" - совесть [4]. Cоблюдение черкесской этики и передача опыта старших младшим созвучна преемственности поколений медицинских работников [4, 5]. Поскольку культура является важным фактором, влияющим на поведение человека, культурное влияние на наставничество очевидно [6]. В системе черкесской культурной этики люди следуют общечеловеческим нормам, где ключевой является идея давать блага в поддержку общества и благополучия людей, не ожидая выгоды взамен [3, 4].

Характеристики и навыки, необходимые для эффективного наставничества, включают способность общаться с сочувствием, состраданием и уважением; честность и способность устанавливать и поддерживать доверительные отношения [7].

Наставничество может варьироваться от индивидуального до командного, от формального до неформального, от коллегиального до иерархического, от локализованного до дистанционного и др. [8].

Учитывая важность наставничества для врачей в условиях глобализации общества, понимание особенностей национальных культур помогает обеспечить культурно-эмоциональное наставничество и вносить вклад в развитие медицины и образования [6].

Развитие института наставничества в системе государственного здравоохранения представляет собой один из наиболее перспективных инструментов развития трудового потенциала сотрудников, поэтому ему уделяется все более пристальное внимание со стороны организаторов здравоохранения. Наставничество является составной частью кадровой политики, способом воспитания и обучения медицинских работников в медицинских организациях [9].

В последние годы Минздрав России уделяет большое внимание развитию различных систем наставничества, в частности была введена денежная надбавка медицинским работникам, осуществляющим функции наставника в отношении молодых специалистов [5]. Также в рамках пилотного проекта по апробации наставничества в отечественном здравоохранении с 2021 г. работает больше 500 врачей-наставников в 13 различных регионах. Минздрав России собирает и анализирует актуальную информацию о лучших практиках в стране [10].

Эффективное наставничество помогает подопечным полностью раскрыть свой потенциал, создавать и распространять новые знания, стимулировать позитивные институциональные изменения и наращивать местный потенциал. Преимущества эффективного наставничества распространяются на систему здравоохранения и могут привести к повышению качества клинической помощи в условиях ограниченных ресурсов [7].

Цель этого исследования заключалась в обзоре положительного опыта неформального наставничества "Хасэ врачей" как одной из эффективных практик профессионального развития молодых медицинских кадров через трансляцию ценностей черкесской культуры.

Материал и методы

Качественное социологическое исследование - 10 глубинных интервью молодых врачей с 1 февраля по 31 марта 2023 г., прошедших через наставничество.

Результаты и обсуждение

Российская Федерация включает 89 субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов [6, 11]. Наставники и молодые врачи были из трех регионов: Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея, - этнически близкие и имеющие одинаковые культурные черкесские (адыгские) ценности (рис. 1) [3, 4].

Врачи-наставники были ведущими специалистами в нейрохирургии, стоматологии, офтальмологии, хирургии, урологии, эндокринологии и др. Среди них 2 доктора медицинских наук, 4 кандидатов медицинских наук, 8 врачей высших категорий. Все наставники практиковали в ведущих медицинских организациях Москвы.

В процессе научного исследования была проведена серия глубинных интервью 10 молодых врачей с 1 февраля по 31 марта 2023 г., прошедших через наставничество. Респонденты отвечали на 8 вопросов.

На вопрос об опыте прохождения наставничества, о приобретенных компетенции и навыках респонденты ответили по-разному.

· Опыт наставничества очень помогает. Молодому врачу без опыта тяжело найти работу, программа дает возможность овладеть необходимыми навыками и избавиться от многих страхов. Мой наставник наглядно объяснял суть и последовательность проводимых манипуляций, объяснил важность налаживания коммуникации с пациентами.

· Мне очень понравилось взаимодействовать с моим наставником. Во время наставничества я посещала зуботехническую лабораторию и научилась отливать гипс, моделировать анатомию зуба из воска, увидела всю работу. Все приобретенные мною навыки в дальнейшем понадобятся в моей профессиональной деятельности.

· Я считаю, что мне очень повезло поучаствовать этом проекте, так как наставничество дало мне бесценный практический и теоретический опыт. Так­­же удалось организовать семинар-конференцию. Наставник помогла мне в подготовке моей темы для семинара, направляла меня на более интересное представление материала. Было много практической составляющей: утренние осмотры пациентов, изучение их истории болезни, функциональная диагностика, помощь медсестрам, общение с пациентами.

· Не бояться общаться с пациентом, пробовать использовать новое современное медицинское оборудование, спрашивать и взаимодействовать со старшими коллегами врачами-наставниками. Уникальность данного проекта заключается в создании условий для личностного и профессионального роста молодых участников. Отправляя заявку, не знала, что меня ждет, но была уверена, что опыт будет полезным и нужным для будущего.

· За время прохождения наставничества я увидел, что такое работа врача изнутри, как положительные, так и отрицательные аспекты данной работы. Уже подходит время, когда стоит назначить какой-то вектор развития и смотреть в его сторону, данный проект дал мне такую возможность, благодаря чему я оцениваю свой опыт, конечно же, положительно.

· Мне очень понравилось. Изучила особенности специальности на практике. Научилась работать с ангиографом, разобралась в инструментарии, технике катетеризации сосудов.

· Я думаю, проект интересен и уникален тем, что состоит из возможности бок о бок работать и учиться со специалистами высокого уровня, общаться с ними в неформальной обстановке, где можно изучить все интересующие тебя моменты и тонкости своей медицинской специальности.

· На вопросы "В чем положительные стороны?" респонденты ответили так:

· Появляется возможность поприсутствовать на клинических приемах. Для меня важно было научиться взаимодействовать с врачом и пациентом. Наставник объяснил мне базовые аспекты, необходимые для того, чтобы работать ассистентом. Я смогла преодолеть свой внутренний страх. Также было очень интересно присутствовать на различных операциях в смежной специальности - в хирургии. Мы взаимодействовали с пациентами с полной и частичной адентией. Устанавливали виниры, а также проводили терапевтическое лечение. Я разобрала и запомнила адгезивный протокол, что очень помогло мне, когда я устраивалась на работу.

· Положительные стороны в том, что есть практика для молодого врача. Возможность общения и поддержки от высокоспециализированного наставника, уникальность в индивидуальной работе с врачом-наставником с общими интересами.

· Возможность стать участником взаимодействия врача и пациента наяву, получить практические навыки.

· Есть возможность попробовать себя в разных специальностях, перенять опыт старших коллег, данный проект уникален тем, что он дает молодым врачам возможность познакомиться со специалистами своего дела, которые направят, помогут и поделятся своим опытом.

· Практика в отделении позволяет понять, насколько тебе близка та специальность, которую ты выбрал.

· Программа для меня получилась очень насыщенной, превзошла мои ожидания. Я попробовала и получила бесценный опыт и багаж новых знаний от своего наставника.

На вопрос "В чем отрицательные стороны?" респонденты ответили, что в целом нет отрицательных сторон, но есть некоторые ограничения со стороны руководства медицинских организации и возможные временные ограничения.

На вопрос о возможных изменениях для дальнейшего развития респонденты сошлись во мнении, что необходимо определить план активного взаимодействия молодых врачей, наставников и медицинских организаций, добавить больше направлений и специальностей, количество врачей-наставников и больше времени прохождения. Обобщенные результаты представлены в таблице.

Заключение

Наставничество способно изменить траекторию индивидуальной карьеры и сформировать профессиональную идентичность.

Наставничество полезно для наставников, подопечных и медицинских организаций, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, которые сталкиваются со сложным бременем болезней, нехваткой навыков и ресурсов.

В условиях ограниченных ресурсов наставничество может укрепить потенциал молодых врачей, повысить уверенность в будущей работе, а также привить культуру непрерывного обучения.

Национальная культура влияет на наставничество, неформальное наставничество представляет собой ценную альтернативу. Оно с большей вероятностью будет эффективным, если наставники и подопечные придерживаются схожих ценностных взглядов. Отношения наставничества способствуют эмоциональной, когнитивной и духовной трансформации при условии, что наставники и подопечные имеют общие убеждения и идеи.

Развитие института наставничества является успешной практикой и положительным трендом во многих странах, который можно будет использовать в Российской Федерации.

Авторы выражают благодарность и признательность: Агирбову Юрию Исуфовичу - д-ру эконом. наук, проф. РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, председателю совета старейшин черкесов г. Москвы; Кумпилову Мурату Каральбиевичу - главе Республики Адыгея; Хапсирокову Мурату Крым-Гериевичу - члену Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представителю от законодательного органа государственной власти Республики Адыгея, члену партии "Единая Россия"; Семеновой Жанне Борисовне - д-ру мед. наук, гл. внештатному детскому специалисту-нейрохирургу, руководителю отделения нейрохирургии и нейротравмы ГБУЗ "НИИ неотложной детской хирургии и травматологии ДЗМ".

Литература

1.Bauchner H. Mentoring clinical researchers // Arch. Dis. Child. 2002. Vol. 87, N 1. P. 82-84. DOI: https://doi.org/10.1136/adc.87.1.82 PMID: 12089136; PMCID: PMC 1751133.

2.Prasad S., Sopdie E., Meya D., Kalbarczyk A., Garcia P.J. Conceptual framework of mentoring in low- and middle-income countries to advance global health // Am.J. Trop. Med. Hyg. 2019. Vol. 100, N 1. Suppl. P. 9-14. DOI: https://doi.org/10.4269/ajtmh.18-0557

3.Кубашичева Л.Н. Человек и его воспитание в народной педагогике адыгов // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2014. № 8. С. 61-65.

4.Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик : Эльфа, 1999. 96 с.

5.Атлас лучших российских практик наставничества в сфере здравоохранения / О.А. Александрова, Н.В. Аликперова, Ю.В. Бурдастова и др. Москва : Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы", 2020. 40 с.

6.Obara H., Saiki T., Imafuku R., Fujisaki K., Suzuki Y. Influence of national culture on mentoring relationship: a qualitative study of Japanese physician-scientists // BMC Med. Educ. 2021. Vol. 21, N 1. P. 300. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-021-02744-2 Epub 2021 May 25.

7.Hamer D.H., Hansoti B., Prabhakaran D. et al. Global health research mentoring competencies for individuals and institutions in low- and middle-income countries // Am.J. Trop. Med. Hyg. 2019. Vol. 100, N 1. Suppl. P. 15-19. DOI: https://doi.org/10.4269/ajtmh.18-0558

8.Alidina S., Sydlowski M.M., Ahearn O. et al. Implementing surgical mentorship in a resource-constrained context: a mixed methods assessment of the experiences of mentees, mentors, and leaders, and lessons learned // BMC Med. Educ. 2022. Vol. 22, N 1. P. 653. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-022-03691-2 Epub 2022 Aug 31.

9.Ненахова Ю.С. Становление нормативно-правовой базы наставничества в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2021. № 1-2. С. 3-11.

10. Интернет сайт "Медвестник". URL: https://medvestnik.ru (дата обращения: 01.03.2023).

11. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.03.2023).

12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Москва. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2023).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»