ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННОГО ОНЛАЙН-КУРСА ПО ХИМИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Резюме

Особенности организации лекционных занятий проанализированы на примере базовой дисциплины "Химия" для иностранных студентов I курса ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (УГМУ), обучающихся по специальностям "Лечебное дело" и "Стоматология". Дистанционная форма занятия, англоязычное изложение материала обусловливают ряд особых организационно-методических подходов к процессу проведения лекции. Электронная среда УГМУ позволяет педагогу читать лекции в синхронном режиме (онлайн) на платформе MS Teams, используя все имеющиеся там технические возможности. Для иностранных студентов еженедельно размещались видеофайлы с записями лекций и pdf-презентации, доступ к которым был открыт на постоянной основе при использовании сети интернет. Слайды лекционных pdf-презентаций максимально наполнялись графической и текстовой информацией с лаконичными и четкими формулировками. Лектор соблюдал медленный темп, смысловые паузы и акценты в речи, эмоционально окрашенную интонацию. Для повышения уровня внимания студентов и вовлеченности в учебный процесс по окончании каждой лекции было введено дистанционное тестирование. Анализ результатов промежуточных контролей как на лекциях, так и на практических занятиях показал, что более 60% студентов выполняли задания на отличную оценку. Результаты тестирования по каждой теме лекции и результаты промежуточных контролей на практических занятиях по соответствующим темам коррелируют между собой, связь линейная, положительная (r=0,7).

Ключевые слова:лекционный курс; дистанционное синхронное обучение; иностранные студенты; методика обучения

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Катаева Н.Н., Наронова Н.А., Медведева О.М., Белоконова Н.А. Организационно-методические аспекты лекционного онлайн-курса по химии для иностранных студентов Уральского государственного медицинского университета // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 2. С. 51-61. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-51-61

Текущее десятилетие отмечено высоким темпом роста числа иностранных студентов в российской высшей школе. Международная активность российских университетов далеко не в последнюю очередь обусловлена стремлением найти дополнительные источники финансирования в условиях недостаточной государственной поддержки [1, 2]. Особенности обучения иностранных студентов изучают во всем мире, но подходы зарубежных и российских исследователей заметно отличаются. Если за рубежом рассматривают обучение вне родной страны как проблему взаимодействия культур, в аспекте изучения иностранных языков [3, 4], то для российских исследователей более характерен психолого-педагогический подход [5]. Многие университеты в настоящее время работают на основе образовательных программ для иностранных студентов в формате билингвального обучения, то есть с использованием языка-посредника, чаще всего английского. Преподавание как базовых, так и специальных дисциплин на иностранном языке имеет свою специфику и зависит от содержания курса и направления подготовки студентов [6-8]. Начиная с 2019 г. в Уральском государственном медицинском университете (УГМУ) реализуется образовательная программа обучения по специальности "Лечебное дело" для иностранцев с использованием языка-посредника, а с 2022 г. для билингвов была открыта специальность "Стоматология". На кафедре общей химии УГМУ студентам I курса, обучающимся по этим специальностям, преподается дисциплина "Химия" на английском языке.

Системообразующей основой преподавания любой дисциплины в высшем учебном заведении считается лекционный курс. Дидактические цели лекции - сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов [9]. Электронное обучение с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников активно внедряется в учебный процесс медицинского университета [10]. Представляет интерес обобщение педагогического опыта организации учебной деятельности иностранных студентов, в частности лекционных занятий в онлайн-формате, проводимых удаленно в синхронном режиме.

Цели исследования - проанализировать организационно-методические особенности онлайн-лекционного курса по химии для иностранных студентов; оценить влияние внедренных методических подходов на уровень усвоения теоретического материала для повышения качества преподавания дисциплины "Химия".

Материал и методы

Обобщены методические особенности организации лекционного курса "Химия", преподаваемого на английском языке, для иностранных студентов I курса УГМУ (г. Екатеринбург), обучающихся по специальностям 31.05.01 "Лечебное дело" и 31.05.03 "Стоматология". Химия - это дисциплина блока обязательной части основной образовательной программы для указанных специальностей, изучается в I семестре. Лекционный курс составляет 18 академических часов. Форма организации всех лекций - дистанционно на платформе Microsoft Teams в режиме онлайн.

Тестовые контроли по содержанию каж­дой лекции проводили удаленно в электронной среде MS Teams. Анкетирование студентов для получения обратной связи по оценке качества организации обучения осуществляли на платформе дистанционного образования MedSpace (версия Moodle).

Статистическая обработка данных по результатам тестовых контролей проводилась в программе Microsoft Excel. Данные представлены в виде средних арифметических величин и стандартной ошибки среднего (М±m). Для установления достоверности различий использовался t-критерий Стьюдента. Различия считали достоверными при р<0,05. Рассчитан коэффициент корреляции Пирсона для поиска линейной зависимости между двумя величинами.

Результаты

Лекционный курс по дисциплине "Химия" состоит из двух разделов и соответствует тематическому плану, представленному в табл. 1.

По окончании каждой лекции было организовано онлайн-тестирование. Студентам (150 человек) предлагалось ответить на 5 вопросов, касающихся содержания лекционного материала. Результаты тестирования представлены в табл. 2, 3.

Для выявления уровня усвоения лекционного материала, то есть умения применять теоретические знания для решения задач и упражнений, были проанализированы результаты промежуточных контролей на практических занятиях по каждой теме (см. рисунок).

Для доказательства влияния уровня владения теоретическим материалом на умение применять его для решения практических задач и упражнений была найдена корреляция между исследуемыми показателями. Коэффициенты корреляции Пирсона между оценками за лекционные тесты и оценками за контрольные работы по темам биоорганической химии (БХ) составляет r=0,796, между оценками за лекционные тесты и оценками за контрольные работы по темам общей химии (ОХ) составляет r=0,706, связь положительная, сильная.

После окончания изучения дисциплины студенты участвовали в анонимном анкетировании для формирования обратной связи по оценке качества организации лекционных занятий. В опросе приняли участие 90 иностранных студентов двух факультетов, его результаты обобщены в табл. 4.

Обсуждение

Начиная с 2020/2021 учебного года (периода пандемии) в УГМУ практикуется проведение всех лекционных занятий дистанционно в режиме онлайн на платформе MS Teams. Для каждого зачисленного студента централизованно формируются его индивидуальные учетные данные (логин и пароль) для доступа к системе дистанционного обучения УГМУ. Организация лекционного курса начинается с того, что преподаватель создает так называемые команды в электронной среде MS Teams, в которые группируются студенты одного потока, обучающиеся по одной специальности. Для удобства и быстрой адаптации первокурсников к новым условиям обучения в расписании занятий размещается гостевая активная ссылка, позволяющая быстро переходить в виртуальный лекционный класс для изучения соответствующей дисциплины.

Электронная платформа MS Teams позволяет загружать и транслировать презентации Power Point, применять электронную указку и маркер для создания надписей поверх слайдов, все эти возможности были использованы во время проведения лекций для иностранных студентов. Важно отметить основные методические особенности подготовки и трансляции англоязычных презентаций. Слайды презентации наполнялись большим количеством текстовой информации, а для облегчения понимания сути текста продумывались лаконичные формулировки в форме простых предложений. Кроме того, для дополнительного пояснения материала во время онлайн-лекции активно использовался маркер, для этих целей оказалось очень удобно применять графический планшет, так как управление маркером с помощью мышки затруднительно в ходе продолжительного одномоментного использования. Увеличение доли наглядной графической информации обусловлено языковым барьером и, как следствие, сложностью восприятия информации на слух.

Среди прочих технических возможностей MS Teams востребованной оказалась функция "Запись собрания", что позволило делать видеозаписи каждой лекции. Видеофайлы автоматически сохранялись в папке "Команда" и были доступны студентам в любое время онлайн. Срок хранения видеоматериалов на электронной платформе - 2 мес. Кроме того, студенты имели возможность пользоваться pdf-файлами лекционных презентаций, которые размещались преподавателем на платформу MS Teams еженедельно и только после окончания соответствующей лекции.

Поскольку дистанционный формат лекции ограничивает эмоциональный контакт между участниками образовательного процесса, обязательным условием было включение преподавателем видеокамеры в начале и в конце лекции, чтобы студенты могли видеть мимику лица педагога и ощущать эффект его присутствия. При отключенной видеокамере эмоции могут передаваться только через интонацию речи, что обязывало лектора по ходу объяснения делать смысловые акценты, соблюдать размеренный и четкий темп изложения материала.

Для повышения уровня внимания студентов и вовлеченности в учебный процесс в ходе дистанционного занятия было внедрено тестирование по окончании каждой лекции. Тестовые задания создавались в электронном пространстве MS Teams, что позволяло регулировать время доступа к тесту и оперативно смотреть результаты. Анализ результатов тестирования (см. табл. 2, 3) показывает разный уровень усвоения материала. В зависимости от темы количество студентов, выполнивших тест на отлично, колеблется в интервале от 15 до 88%. Количество студентов, которые не решали тест по ОХ (максимум 20,0% студентов по теме 1 "Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов сильных и слабых электролитов"), в 1,6 раза больше, чем по БХ (максимум 12,75% по теме 4 "Аминокислоты. Белки"), что можно объяснить последовательностью прохождения тем (согласно плану лекций и практических занятий, сначала студенты проходят все темы ОХ, а потом по БХ), а также достаточным количеством новых видов познавательной деятельности, языковым барьером, особенностями процесса обучения в медицинском вузе, к которым необходимо адаптироваться. Для студентов лечебно-профилактического факультета наиболее простой темой для понимания по общей химии оказалась тема 3 "Протолитическая теория, буферные растворы", по биоорганической химии - тема 5 "Моносахариды". Для студентов стоматологического факультета наиболее простой темой для понимания по общей химии оказалась тема 5 "Гетерогенные равновесия в водных системах", по биоорганической химии - тема 7 "Нуклеиновые кислоты". Результаты тестирования на лекции учитывались преподавателями для методически правильного построения прак­тических занятий: повышенное внимание к вопросам, на которые студенты затруднились ответить во время тестирования на лекции, и быстрый разбор вопросов, с которыми студенты справились с легкостью.

Сравнивая результаты тестирования на лекции (см. табл. 2, 3) и результаты промежуточных контролей на практических занятиях (см. рисунок), можно отметить, что успеваемость в семестре в среднем по всем темам ОХ и БХ на 12-21% ниже, чем результаты тестирования на лекции. Это, безусловно, связано с разной формой контроля (на лекции - удаленное онлайн-тестирование, а на практическом занятии - аудиторная кон­трольная работа) и возможностью использовать дополнительные источники информации вовремя онлайн-тестирования на лекции. Также по некоторым темам до 22% студентов сдавали тест позже контрольного времени (см. табл. 2, 3).

Анализ анкетирования по оценке качества организации лекционных занятий показывает (см. табл. 4), что 56% студентов смотрят лекции с экрана мобильных телефонов, при этом почти у 23% возникают технические проблемы во время просмотра: сбой интернет-связи, медленно загружаются слайды, пропадает звук. Безусловно, это негативно влияет на качество восприятия лекции, поэтому 61% студентов предпочли бы аудиторную форму лекции. Большая часть студентов (58%) указали на необходимость видеть во время лекции видеоизображение преподавателя, то есть студенты ориентированы на восприятие информации от конкретного преподавателя, а не на абстракт­ный голос за кадром.

Традиционно на первой лекции часть времени отводится организационным вопросам, где лектор рекомендует студентам писать конспекты для лучшего усвоения материала дисциплины. По результатам анкетирования зафиксировано (см. табл. 4), что конспекты пишут 89% студентов, при этом во время лекции конспектируют только 22% студентов, остальные пишут конспекты после лекции, при этом 47% опирается на pdf-файл лекций, который преподаватель размещает после лекции, 10% - на сохраненную видеозапись лекции и 19% - на оба источника информации. Такой подход, характерный в основном только для иностранных студентов, с одной стороны, более длительный и трудоемкий, с другой - способствует более вдумчивому анализу полученной во время лекции информации. Студенты имеют возможность просматривать слайды в любом порядке при использовании лекции в формате pdf, а при просмотре видеофайлов могут останавливать и перематывать запись необходимое количество раз.

При поступлении в УГМУ студенты проходят тестирование на знание английского языка, однако, судя по всему, их знаний не хватает для усвоения лекционного материала в полном объеме, поэтому 72% студентов указали, что для работы с pdf-файлами лекций используют переводчик на родной язык, как правило, на арабский. Видимо, по этой причине не все студенты, а только 73%, делают тест сразу после лекций, остальные выполняют его позже после дополнительного просмотра видео- или pdf-файла лекции, что подтверждает анализ времени онлайн-тестирования (см. табл. 2, 3).

Несмотря на высокий процент успевающих студентов по всем темам ОХ и БХ (см. табл. 2, 3), у 69% студентов онлайн-тестирование на лекции вызвало затруднения, что, скорее всего, связано с языковым барьером и отсутствием дополнительного времени на перевод материала лекции на родной язык.

Заключение

Работа в дистанционном формате позволяет решить проблему дефицита лекционного аудиторного фонда УГМУ на фоне ежегодного роста количества студентов-первокурсников, в том числе иностранцев, а также избежать скопления большого количества людей в ограниченном пространстве, что остается актуальным и в настоящее время в период распространения сезонных инфекций. Кроме того, дистанционная форма онлайн-обучения обусловливает возможность использования современных электронных ресурсов в образовательной деятельности англоязычных студентов. При этом электронная образовательная среда требует от студентов не только технической оснащенности, но, самое главное, высокого уровня самоорганизации, дисциплины, мотивации учиться в режиме реального времени. Методические подходы к организации онлайн-лекционного курса "Химия" позволили обеспечить не только эффективное изложение теоретического материала, но и контроль полученных знаний, что привело к высокому уровню усвоения студентами большинства тем курса. Полученные данные анкеты обратной связи ежегодно учитываются преподавателями для совершенствования методики обучения в контексте улучшения качества образовательного процесса.

Литература

1.Беленов О.Н. Международная активность как приоритетное направление деятельности вуза // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 132-137.

2.Козулина А.П. Современные проблемы подготовки иностранных студентов к обучению в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 141.

3.Ivanovska B. Learner autonomy in foreign language education and in cultural context // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 352-356.

4.Saddhono K. Cultural and social change of foreign students in Indonesia: The influence of Javanese Culture in Teaching Indonesian to Speakers of Other Languages (TISOL) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing. 2018. Vol. 126, N 1. P. 012091.

5.Подуруева-Милоевич В.Ю., Кривошеева Н.И. Психолого-педагогический аспект дистанционного обучения иностранных учащихся в медицинском ВУЗе // Материалы VIII международной науч.-практ. конф. с международным участием "Русский язык как иностранный в контексте регионального взаимодействия". Волгоград. 2022. С. 109-115.

6.Шлякова Е.В. Методические аспекты лекций по химии для иностранных военнослужащих // Научное отражение. 2020. Т. 20, № 2. С. 43-44.

7.Космодемьянская С.С., Матвеева Э.Ф. Изучение химии первокурсниками-иностранцами на основе элементов билингвальной системы обучения // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 160-165.

8.Изранов В.А., Гордова В.С., Изранов А.В., Коренев С.В. Оптимальный формат чтения лекций по анатомии для иностранных студентов-медиков первого курса, обучающихся на английском языке // Морфология. 2018. Т. 153, № 3. С. 122.

9.Горбунова Е.А., Красноплахтова Л.И. Дидактические методы обучения // Вопросы науки и образования. 2018. Т. 19, № 7. С. 197-199.

10. Медведева О.М., Катаева Н.Н., Белоконова Н.А. Из опыта дистанционного обучения химии студентов УГМУ в условиях самоизоляции // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2020. Т. 42, № 3. С. 7-12.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»