В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" [1] дополнительное профессиональное образование (ДПО) является системообразующим фактором непрерывного профессионального образования. Согласно принципам непрерывного образования, дополнительное профессиональное образование, является одним из его этапов, имеющим свои отличительные черты. При этом специфика организации обучения обусловливается особенностями контингента обучающихся, а также целями, содержанием и условиями обучения [2-4]. Последипломное профессиональное образование предъявляет к учебному процессу ряд дополнительных требований, как к содержанию, формам и методам обучения, так и к его организации и управлению. Кроме того, образование взрослых налагает определенные условия на организацию обучения (временные рамки, необходимость совмещать работу и учебу, бóльшая требовательность, свое понимание процесса преподавания и др.) [5].
Поэтому возникает необходимость большей гибкости дополнительного образования по сравнению с додипломным обучением. В первую очередь система дополнительного образования должна быть максимально мобильной. С одной стороны, мобильность системы образования определяется непрерывным развитием технологий и изменяющимися потребностями рынка труда, предполагая управление процессом переподготовки специалистов в соответствии с постоянно расширяющейся сферой научных знаний. С другой стороны, в соответствии с быстро меняющимися условиями социальной жизни необходима адаптация учебного процесса к особенностям контингента слушателей [6], так как основная цель их обучения - удовлетворение конкретных и индивидуализированных образовательных потребностей, ориентированных на приобретение необходимых компетенций.
Соответственно, появляются потребность в обнаружении проблем и требующих решения задач, возникающих при организации учебного процесса в условиях дополнительного профессионального образования, их анализ и определение возможных путей решения этих проблем. Здесь одним из важнейших путей является использование каналов обратной связи, то есть выяснение предложений и пожеланий слушателей.
Пример непрерывного образования - повышение квалификации медицинских работников и специалистов здравоохранения через систему последипломного образования [7, 8] и, в частности, переподготовки в области современных информационных технологий [9].
Учет пожеланий слушателей дополнительного профессионального образования для адаптации учебного процесса к потребностям обучаемых и повышения его качества в научной литературе рассмотрен недостаточно. Поэтому тема работы представляется актуальной.
Цель работы - анализ практического опыта организации преподавания и проводимых корректировок учебного процесса с учетом тенденций развития окружающей ситуации, а также выявленных мнений слушателей для выработки предложений по обеспечению адаптации учебного процесса и повышению его качества на кафедре медицинской информатики и физики ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Минздрава России (СЗГМУ).
Материал и методы
Исследование основано: а) на анализе более чем 30-летнего коллективного опыта организации преподавания информационных технологий свыше 9000 медицинских работников в последипломном образовании [СЗГМУ, Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (МАПО)]; б) анализе результатов анонимного анкетирования слушателей; в) анализе проводимых совещаний, бесед и обсуждений со слушателями; г) анализе научной литературы по организации учебного процесса ДПО.
Результаты и обсуждение
Структурные изменения. Существенные изменения в учебном процессе, связанные с переменами окружающих условий (развитие технологий, реорганизации в системе здравоохранения, эпидемия коронавируса и т. п.), как правило, инициируются кафедрой или вышестоящими органами управления медицинским образованием.
Текущая адаптация. Более частные изменения, связанные с адаптацией к потребностям слушателей, в первую очередь опираются на их предложения. Условно предложения и пожелания слушателей можно разделить на пожелания, позволяющие проводить изменения в оперативном порядке с каждой группой в отдельности, и системные предложения, требующие более серьезных корректировок в учебном процессе.
Оперативная коррекция. Для выявления пожеланий, позволяющих проводить оперативные изменения, обычно проводится предварительный опрос слушателей, как правило, на первом производственном собрании профессорско-преподавательского состава кафедры и слушателей или в ходе переговоров с организаторами, в случае выездных циклов. При этом уточняются периодичность занятий и дни их проведения, время начала и продолжительность занятия, необходимость и длительность перерывов, наиболее интересующие слушателей темы и т. п. При предварительном устном опросе также выявляется уровень подготовки по информационным технологиям каждого слушателя группы. Таким образом, можно оперативно решать как организационные, так и содержательные вопросы.
Решение системных проблем. Что касается системных проблем, они требуют более серьезных корректировок учебного процесса и могут быть реализованы только в последующей деятельности.
Важные пути выявления системных проблем и требующих решения задач - это беседы со слушателями и их финальное анонимное анкетирование, проводимое по завершении обучения на цикле.
Финальное анкетирование слушателей в дополнительном профессиональном образовании используется достаточно давно. На кафедре медицинской информатики и физики СЗГМУ (ЛенГИДУВ1, СПбМАПО2) такой метод использовался практически с момента ее основания в 1989 г. Накопленный многолетний опыт анализа финальных анкет слушателей позволяет сделать определенные выводы и дать ряд рекомендаций.
В учебном процессе в числе других можно выделить содержательные, организационные и технологические компоненты, предназначенные для обеспечения определенного уровня качества подготовки обучаемых.
При этом анкетирование должно учитывать особые требования слушателей ко всем элементам учебного процесса. В соответствии с этим были разработаны и используются анонимные анкеты слушателей для выявления и анализа мнения слушателей циклов по программам ДПО.
Коррекция содержания учебного процесса. С содержательной точки зрения анкетирование позволяет выявить, какие новые циклы необходимы, как улучшить содержание существующих учебных программ (введение новых дисциплин и тем, соотношение объема преподавания дисциплин и тем, соотношение теоретических и практических занятий, длительность цикла, объем в часах, детали представления материала и т. п.).
С учетом результатов содержательного аспекта проводимого анкетирования к настоящему времени признано целесообразной реализация двух видов циклов повышения квалификации для специалистов здравоохранения с высшим или средним профессиональным образованием: 1) не имеющих опыта работы на персональном компьютере (108 учебных часов); 2) имеющих опыт работы на персональном компьютере (36 ч). При этом для разных типов циклов (для начинающих, для продвинутых и для преподавателей) слушатели в анкетах высказывали отличающиеся требования.
Коррекция организации учебного процесса. Что касается результатов анкетирования, относящихся к организационной стороне учебного процесса, здесь рассматриваются вопросы о том, как улучшить организацию учебного процесса [длительность цикла, периодичность занятий, время начала и продолжительность занятия, перерывы, численность и однородность (по уровню подготовки) групп и т. п.].
Для обеспечения подбора относительно однородных по первоначальному уровню подготовки по информатике групп обучающихся [10] и создания возможностей для реализации индивидуальных траекторий обучения в ДПО необходимо ясно представлять возможный контингент слушателей. С этой целью нами проводится предварительный мониторинг компьютерной грамотности медицинских работников.
С точки зрения времени проведения занятий предпочтительнее, естественно, дневная форма обучения слушателей с отрывом от основной работы на непрерывном цикле. И, если в 1990-е годы это было нормой (организации относительно легко направляли слушателей на обучение), то в последующем ситуация стала изменяться, и это показали результаты анкетирования. Вечерние занятия существенно сложнее для слушателей ввиду снижения уровня внимания и работоспособности из-за их усталости после рабочего дня и высокой интенсивности курса обучения. Однако в настоящее время практически очень сложно обеспечить обучение с отрывом медицинских работников от основной работы. Для облегчения ситуации, и это было выявлено при анкетировании, вечерние занятия стали проводиться не в ежедневном режиме, а через день (3 раза в неделю).
Поскольку численность слушателей не должна превышать число компьютеров в компьютерном классе, общее количество одновременно обучаемых на цикле сравнительно небольшое (17-25 человек). Поэтому было признано целесообразно проводить занятия в групповой форме при фиксированном расписании.
Для того чтобы слушателям можно было заранее выбрать удобное время и форму обучения, годовое расписание циклов (план подготовки по программам ДПО), составленное с учетом равномерности нагрузки преподавателей, приводится на страницах кафедры сайта вуза и непосредственно распространяется по медицинским учреждениям. Учебный процесс по медицинской информатике в последипломном образовании в основном строится на аудиторной системе.
Коррекция технологии учебного процесса. С точки зрения технологической стороны учебного процесса речь в анкетах идет о том, как улучшить методику преподавания: скорость подачи материала, глубину и сложность изложения, обеспеченность и качество учебных материалов, включение элементов дистанционного обучения. Сюда же относятся пожелания и замечания слушателей к работе отдельных преподавателей [11].
Непосредственное обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебно-методическими материалами - достаточно важная задача. Эти материалы ранее были представлены в системе управления обучением (СУО) Moodle. В последние годы используется отечественная система управления обучением СЗГМУ (размещена по адресу: sdo.szgmu.ru). Кроме того, во время занятий необходимо обеспечить слушателей соответствующим раздаточным материалом и/или учебными пособиями в бумажном виде, позволяющими избежать сплошного конспектирования во время лекций и эффективно проводить практические занятия.
Кроме того, как показало анкетирование, у слушателей должны быть тщательно разработанные методические указания по проведению самостоятельной работы и, естественно, они должны иметь доступ к необходимым учебникам и учебным пособиям, в частности через Интернет, а также возможности дистанционного общения с преподавателями.
В анкетах высказывались также пожелания о необходимости внедрения элементов дистанционного образования.