АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Резюме

Одной из особенностей дополнительного профессионального образования является необходимость подстройки учебного процесса под постоянно изменяющиеся требования контингента обучаемых. В работе представлен анализ многолетнего опыта проводимых корректировок учебного процесса циклов последипломного обучения на кафедре медицинской информатики и физики ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Минздрава России. Показано, что важнейшим условием успешной адаптации учебного процесса является создание оперативных, надежных и правильно организованных каналов обратной связи, таких как предварительное собеседование со слушателями и их финальное анкетирование. Предложены возможные пути решения возникающих вопросов при общей и текущей организации обучения, связанные с выявлением и учетом предложений и пожеланий слушателей для адаптации учебного процесса к потребностям обучаемых и повышению его качества.

Ключевые слова:дополнительное профессиональное образование; медицинское последипломное обучение; учебный процесс; адаптация; контингент слушателей; обратная связь; финальное анкетирование

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. Адаптация учебного процесса в дополнительном профессиональном образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 2. С. 41-49. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-41-49

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Фе­­дерации" [1] дополнительное профессиональное образование (ДПО) является системообразующим фактором непрерывного профессионального образования. Согласно принципам непрерывного образования, дополнительное профессиональное образование, является одним из его этапов, имеющим свои отличительные черты. При этом специфика организации обучения обусловливается особенностями контингента обучающихся, а также целями, содержанием и условиями обучения [2-4]. Последипломное профессиональное образование предъявляет к учебному процессу ряд дополнительных требований, как к содержанию, формам и методам обучения, так и к его организации и управлению. Кроме того, образование взрослых налагает определенные условия на организацию обучения (временные рамки, необходимость совмещать работу и учебу, бóльшая требовательность, свое понимание процесса преподавания и др.) [5].

Поэтому возникает необходимость большей гибкости дополнительного образования по сравнению с додипломным обучением. В первую очередь система дополнительного образования должна быть максимально мобильной. С одной стороны, мобильность системы образования определяется непрерывным развитием технологий и изменяющимися потребностями рынка труда, предполагая управление процессом переподготовки специалистов в соответствии с постоянно расширяющейся сферой научных знаний. С другой стороны, в соответствии с быстро меняющимися условиями социальной жизни необходима адаптация учебного процесса к особенностям контингента слушателей [6], так как основная цель их обучения - удовлетворение конкретных и индивидуализированных образовательных потребностей, ориентированных на приобретение необходимых компетенций.

Соответственно, появляются потребность в обнаружении проблем и требующих решения задач, возникающих при организации учебного процесса в условиях дополнительного профессионального образования, их анализ и определение возможных путей решения этих проблем. Здесь одним из важнейших путей является использование каналов обратной связи, то есть выяснение предложений и пожеланий слушателей.

Пример непрерывного образования - повышение квалификации медицинских работников и специалистов здравоохранения через систему последипломного образования [7, 8] и, в частности, переподготовки в области современных информационных технологий [9].

Учет пожеланий слушателей дополнительного профессионального образования для адаптации учебного процесса к потребностям обучаемых и повышения его качества в научной литературе рассмотрен недостаточно. Поэтому тема работы представляется актуальной.

Цель работы - анализ практического опыта организации преподавания и проводимых корректировок учебного процесса с учетом тенденций развития окружающей ситуации, а также выявленных мнений слушателей для выработки предложений по обеспечению адаптации учебного процесса и повышению его качества на кафедре медицинской информатики и физики ФГБОУ ВО "СЗГМУ им. И.И. Мечникова" Мин­здрава России (СЗГМУ).

Материал и методы

Исследование основано: а) на анализе более чем 30-летнего коллективного опыта организации преподавания информационных технологий свыше 9000 медицинских работников в последипломном образовании [СЗГМУ, Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования (МАПО)]; б) анализе результатов анонимного анкетирования слушателей; в) анализе проводимых совещаний, бесед и обсуждений со слушателями; г) анализе научной литературы по организации учебного процесса ДПО.

Результаты и обсуждение

Структурные изменения. Существенные изменения в учебном процессе, связанные с переменами окружающих условий (развитие технологий, реорганизации в системе здравоохранения, эпидемия коронавируса и т. п.), как правило, инициируются кафедрой или вышестоящими органами управления медицинским образованием.

Текущая адаптация. Более частные изменения, связанные с адаптацией к потребностям слушателей, в первую очередь опираются на их предложения. Условно предложения и пожелания слушателей можно разделить на пожелания, позволяющие проводить изменения в оперативном порядке с каждой группой в отдельности, и системные предложения, требующие более серьезных корректировок в учебном процессе.

Оперативная коррекция. Для выявления пожеланий, позволяющих проводить оперативные изменения, обычно проводится предварительный опрос слушателей, как правило, на первом производственном собрании профессорско-преподавательского состава кафедры и слушателей или в ходе переговоров с организаторами, в случае выездных циклов. При этом уточняются периодичность занятий и дни их проведения, время начала и продолжительность занятия, необходимость и длительность перерывов, наиболее интересующие слушателей темы и т. п. При предварительном устном опросе также выявляется уровень подготовки по информационным технологиям каждого слушателя группы. Таким образом, можно оперативно решать как организационные, так и содержательные вопросы.

Решение системных проблем. Что касается системных проблем, они требуют более серьезных корректировок учебного процесса и могут быть реализованы только в последующей деятельности.

Важные пути выявления системных проблем и требующих решения задач - это беседы со слушателями и их финальное анонимное анкетирование, проводимое по завершении обучения на цикле.

Финальное анкетирование слушателей в дополнительном профессиональном образовании используется достаточно давно. На кафедре медицинской информатики и физики СЗГМУ (ЛенГИДУВ1, СПбМАПО2) такой метод использовался практически с момента ее основания в 1989 г. Накопленный многолетний опыт анализа финальных анкет слушателей позволяет сделать определенные выводы и дать ряд рекомендаций.

В учебном процессе в числе других можно выделить содержательные, организационные и технологические компоненты, предназначенные для обеспечения определенного уровня качества подготовки обучаемых.

При этом анкетирование должно учитывать особые требования слушателей ко всем элементам учебного процесса. В соответствии с этим были разработаны и используются анонимные анкеты слушателей для выявления и анализа мнения слушателей циклов по программам ДПО.

Коррекция содержания учебного процесса. С содержательной точки зрения анкетирование позволяет выявить, какие новые цик­лы необходимы, как улучшить содержание существующих учебных программ (введение новых дисциплин и тем, соотношение объема преподавания дисциплин и тем, соотношение теоретических и практических занятий, длительность цикла, объем в часах, детали представления материала и т. п.).

С учетом результатов содержательного аспекта проводимого анкетирования к настоящему времени признано целесообразной реализация двух видов циклов повышения квалификации для специалистов здравоохранения с высшим или средним профессиональным образованием: 1) не имеющих опыта работы на персональном компьютере (108 учебных часов); 2) имеющих опыт работы на персональном компьютере (36 ч). При этом для разных типов циклов (для начинающих, для продвинутых и для преподавателей) слушатели в анкетах высказывали отличающиеся требования.

Коррекция организации учебного процесса. Что касается результатов анкетирования, относящихся к организационной стороне учебного процесса, здесь рассматриваются вопросы о том, как улучшить организацию учебного процесса [длительность цикла, периодичность занятий, время начала и продолжительность занятия, перерывы, численность и однородность (по уровню подготовки) групп и т. п.].

Для обеспечения подбора относительно однородных по первоначальному уровню подготовки по информатике групп обучающихся [10] и создания возможностей для реализации индивидуальных траекторий обучения в ДПО необходимо ясно представлять возможный контингент слушателей. С этой целью нами проводится предварительный мониторинг компьютерной грамотности медицинских работников.

С точки зрения времени проведения занятий предпочтительнее, естественно, дневная форма обучения слушателей с отрывом от основной работы на непрерывном цикле. И, если в 1990-е годы это было нормой (организации относительно легко направляли слушателей на обучение), то в последующем ситуация стала изменяться, и это показали результаты анкетирования. Вечерние занятия существенно сложнее для слушателей ввиду снижения уровня внимания и работоспособности из-за их усталости после рабочего дня и высокой интенсивности курса обучения. Однако в настоящее время практически очень сложно обеспечить обучение с отрывом медицинских работников от основной работы. Для облегчения ситуации, и это было выявлено при анкетировании, вечерние занятия стали проводиться не в ежедневном режиме, а через день (3 раза в неделю).

Поскольку численность слушателей не должна превышать число компьютеров в компьютерном классе, общее количество одновременно обучаемых на цикле сравнительно небольшое (17-25 человек). Поэтому было признано целесообразно проводить занятия в групповой форме при фиксированном расписании.

Для того чтобы слушателям можно было заранее выбрать удобное время и форму обучения, годовое расписание циклов (план подготовки по программам ДПО), составленное с учетом равномерности нагрузки преподавателей, приводится на страницах кафедры сайта вуза и непосредственно распространяется по медицинским учреж­дениям. Учебный процесс по медицинской информатике в последипломном образовании в основном строится на аудиторной системе.

Коррекция технологии учебного процесса. С точки зрения технологической стороны учебного процесса речь в анкетах идет о том, как улучшить методику преподавания: скорость подачи материала, глубину и сложность изложения, обеспеченность и качество учебных материалов, включение элементов дистанционного обучения. Сюда же относятся пожелания и замечания слушателей к работе отдельных преподавателей [11].

Непосредственное обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебно-методическими материалами - достаточно важная задача. Эти материалы ранее были представлены в системе управления обучением (СУО) Moodle. В последние годы используется отечественная система управления обучением СЗГМУ (размещена по адресу: sdo.szgmu.ru). Кроме того, во время занятий необходимо обеспечить слушателей соответствующим раздаточным материалом и/или учебными пособиями в бумажном виде, позволяющими избежать сплошного конспектирования во время лекций и эффективно проводить практические занятия.

Кроме того, как показало анкетирование, у слушателей должны быть тщательно разработанные методические указания по проведению самостоятельной работы и, естественно, они должны иметь доступ к необходимым учебникам и учебным пособиям, в частности через Интернет, а также возможности дистанционного общения с преподавателями.

В анкетах высказывались также пожелания о необходимости внедрения элементов дистанционного образования.

Дистанционное обучение. Методологическое обеспечение учебного процесса с элементами дистанционного обучения - очень большая и трудоемкая задача. При разработке и совершенствовании методического обеспечения учебного процесса необходимо создание: учебных программ и учебно-методических комплексов; учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических указаний, дидактических и раздаточных материалов по проведению различных видов учебных занятий и выполнению слушателями самостоятельной работы, наглядных пособий, программных и информационных материалов, необходимых для компьютеризации учебного процесса.

Особые сложности возникли в связи с эпидемией коронавируса и полным переходом на дистанционное обучение [12]. Образовательный процесс на циклах кафедры стал осуществляться дистанционно, с использованием электронно-информационной образовательной среды университета. Этот электронный ресурс позволяет обеспечивать гибкость информационного сопровождения обучения слушателей в системе ДПО. В своей структуре он может содержать курсы для внеаудиторной подготовки слушателей к практическим занятиям, разделенным на модули в соответствии с тематикой рабочих программ. С учетом пожеланий слушателей в каждом разделе курса был представлен необходимый учебно-методический материал: учебное пособие по теме раздела, видеолекции, лекции-презентации, видеоролики учебных практических занятий и заданий для самостоятельного выполнения, контрольное задание и проверочные тестовые задания. При этом слушатели должны были самостоятельно ознакомиться с методическими материалами, выполнить учебные и кон­трольные задания, а также проверочный тест.

Принимая во внимание, что старшее поколение медицинских работников не изучало дисциплину "Информатика" в школе и/или вузе и осваивает информационные технологии в рамках ДПО, проблемы с использованием дистанционных образовательных технологий возникали чаще всего у слушателей старшего возраста [13]. Это нашло отражение в содержании анкет (добавились пункты, связанные с использованием дистанционной формы обучения) и ответах слушателей. В частности, в анкетах отмечалась сложность для начинающих пользователей освоения работы с системой управления обучением университета. Поэтому в последующем обучение работе в СУО стало проводиться в очном формате в начале цикла.

Трансформация запросов слушателей с течением времени. С течением времени происходили изменения требований к циклам в связи с развитием ситуации в стране (оптимизация здравоохранения, внедрение системы непрерывного медицинского образования, коронавирус, дистанционное обучение и т. п.). Поэтому и содержание анкет, и ответы слушателей претерпевали определенные изменения, что позволяло более адекватно учитывать текущие запросы слушателей. Например, из-за эпидемии коронавируса в анкетах добавились пункты, связанные с использованием дистанционной формы обучения.

К определенным изменениям привело внедрение "обновленного механизма целевой подготовки специалистов" в непрерывном медицинском образовании (НМО) [14]. Оно потребовало существенных структурных преобразований и фактически вызвало смену парадигмы в подходе к последипломной подготовке кадров. Переход к системе НМО представил собой кардинальный переход к новой системе обучения медицинских работников. При этом образовательные и аттестационные новации вводились постепенно и включали элементы существующей системы последипломного образования и аттестации кадров.

Анализ анкет. Анкеты - это отдельные либо печатные формы, заполненные вручную, либо в формате файла Word, заполненные в электронном виде. Поэтому анализ анкет осуществляется вручную (с использованием электронной таблицы Excel), и на основании его формируется отчет куратора конкретного цикла, который заслушивается на заседании кафедры, и, при необходимости, принимаются решения по корректировке учебного процесса. Все это фиксируется в протоколе кафедрального заседания.

Финальное анонимное анкетирование слушателей играет важнейшую роль при адаптации учебного процесса. Анализ анкетирования позволяет своевременно выявлять потребности слушателей и быстрее реагировать на их изменения. В анкетах слушатели высказывают свои замечания и предложения по улучшению учебного процесса, его организации и проведения. Эти замечания анализируются на заседаниях кафедры, в необходимых случаях приводят к последующей корректировке и дальнейшему совершенствованию организации учебного процесса.

Заключение

В работе проведен анализ более чем 30-летнего опыта проводимых корректировок учебного процесса циклов ДПО с учетом тенденций развития окружающей ситуации, а также выявленных мнений слушателей для выработки предложений по обеспечению адаптации учебного процесса и повышению его качества на кафедре медицинской информатики и физики СЗГМУ. Рассмотрены проблемы и задачи, требующие адаптации учебного процесса последипломного медицинского образования к особенностям обучаемого контингента слушателей, оперативного решения задач, влияющих на качество учебного процесса. Показано, что важнейшим условием успешной адаптации является создание оперативных, надежных и правильно организованных каналов обратной связи, таких как предварительное собеседование со слушателями и их финальное анкетирование. Предложены возможные пути решения возникающих вопросов при общей и текущей организации обучения, связанные с учетом предложений и пожеланий слушателей для адаптации учебного процесса к потребностям обучаемых и повышению его качества. Предлагая способы их решения, авторы статьи полагают, что реализация высказанных предложений позволит повысить эффективность организации процесса обучения в медицинском последипломном непрерывном образовании. При этом часть рекомендаций может быть полезна и для других кафедр, занимающихся последипломным образованием.

1 Ленинградский государственный институт усовершенствования врачей имени С.М. Кирова.

2 Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования.

Литература

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru›cons_doc_LAW_140174.

2.Мироненко Е.С. Дополнительное профессиональное образование в современной России: проблемы и тенденции развития // Образование и право. 2022. № 3. С. 164-173.

3.Татарникова А.А. Дополнительное профессиональное образование как составная часть непрерывного профессионального образования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 144-149.

4.Ключарев Г.А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффективность, перспективы // Социологические исследования. 2010. №. 2. С. 83-91.

5.Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Москва : Юнити-Дана. 2022. 497 с.

6.Шматко А.Д., Гельман В.Я., Сердюков Ю.П., Ланько С.В. Анализ изменений контингента слушателей дополнительных профессиональных программам повышения квалификации // Медицина. Электронный журнал. 2019. № 3. С. 121-131. DOI: https://doi.org/10.29234/2308-9113-2019-7-3-121-131

7.Хурцилава О.Г., Гончар Н.Т., Лила А.М., Буравцов В.И. Развитие последипломного образования врачей в Северо-Западном регионе России // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. 2011. Т. 3, № 2. С. 7-13.

8.Кудрина В.Г., Андреева Т.В., Комаров С.Г., Экажева П.С. Информационные ориентиры для развития системы целевой подготовки медицинских работников // Врач и информационные технологии. 2017. № 3. С. 121-127.

9.Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. Организация последипломного обучения информационным технологиям в условиях непрерывного медицинского образования // Современное образование. 2018. № 3. С. 41-50. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2018.3.24735.

10. Гельман В.Я. Оптимизация скорости преподавания при групповом обучении // Современное образование. 2017. № 2. С. 36-43. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2017.2.22865

11. Гельман В.Я. К вопросу о достоверности и точности студенческой оценки преподавания // Alma mater. 2019. № 9. С. 55-58. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.09-19.055

12. Гельман В.Я., Ланько С.В., Сердюков Ю.П. Дистанционное обучение информационным технологиям в дополнительном медицинском профессиональном образовании // Современное образование. 2021. № 3. С. 1-8. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-8736.2021.3.36133

13. Гельман В.Я. Непрерывное образование и старение населения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 38-47. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-12001

14. Материалы Заседания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 марта 2017 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54079/work

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»