Разбор самых типичных ошибок и отработка коммуникативных навыков позволили значительно уменьшить число испытуемых, не закончивших прохождение станции с положительным результатом - их количество сократилось в 4 раза (7 человек, 5%). Среди этой группы студентов лидирующие позиции занимали такие ошибки, как отсутствие зрительного контакта (71%), оповещение пациента о своих дальнейших действиях (57%). Скорее всего, это связано с особенностями личности испытуемых (неуверенность, стеснительность). Значительно выросло количество студентов, безошибочно выполнивших все пункты чек-листа, - 71%. Независимым экспертом ФАЦ были зафиксированы следующие коммуникативные ошибки: невнятность речи (10%), использование слов - заполнителей речи (29%).
В Федеральном аккредитационном центре ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России (ФАЦ КГМУ) разработан курс для будущих врачей "Коммуникативные навыки", целью которого выступает формирование коммуникативной компетентности врача. Курс представляет собой сочетание практической и теоретической формы обучения, что наиболее эффективно. Для обучения применяется методика "симулированный пациент", которая наиболее приближена к реальным условиям работы врача в трудовой деятельности. В ФАЦ КГМУ применяются не только готовые паспорта станций "Сбор жалоб и анамнеза" и "Консультирование", но и собственные методические разработки: прием врача-педиатра, прием врача-онколога, отработка навыка в приемном отделении больницы скорой медицинской помощи и др. Материально-техническое обеспечение ФАЦ КГМУ позволяет смоделировать условия, наиболее приближенные к реальным, что позволяет повысить уровень коммуникативной компетентности студентов.
Обсуждение
В систематическом обзоре, опубликованном A.I. Adnan в 2022 г., сравнивалась эффективность обучения коммуникативным навыкам студентов-медиков с использованием моделируемых пациентов и амбулаторных пациентов-добровольцев [15]. В ходе исследования авторы пришли к выводу, что использование симулированных пациентов наиболее оправдано в обучении студентов доклинических курсов. Однако имеющиеся вопросы к методологии некоторых исследований, включенных в обзор, не позволяют точно сравнить эффективность традиционных и симуляционных методик, что еще раз подчеркивает необходимость их сочетания в процессе обучения.
M. Berkhof и соавт., проанализировав 12 систематических обзоров, посвященных выявлению эффективных стратегий в обучении коммуникативным навыкам, пришли к выводу, что программы обучения должны включать активные, ориентированные на практику стратегии [16]. Эти же авторы обращают внимание на то, что устные выступления, письменная информация должны использоваться только в качестве вспомогательных стратегий.
При этом эффективность самой модели пациент-ориентированной коммуникации в настоящее время не вызывает сомнений. В современных реалиях врач должен быть ориентирован на партнерские взаимоотношения с пациентом, учитывать его коммуникативные потребности в процессе лечения, а конечной целью такого взаимодействия должно быть улучшение психоэмоционального состояния больного и повышение его приверженности лечению [17-19].
Данные выводы были подтверждены результатами исследования с помощью пакета программ VOSviewer на базе электронной медицинской библиотеки PubMed. Ключевыми словами для поиска были выбраны следующие: "doctor’s communication skills" (коммуникативные навыки врача). Первое упоминание проблемы коммуникации врача с пациентом датируется 1964 г. Итоговым результатом статистической обработки стала кластеризация смежных с этой темой слов. Общее число публикаций по запросу данных ключевых слов на базе PubMed составило 7304 (в том числе 640 публикаций за 2022 г.).
Библиометрическая сеть была визуализирована и построена с использованием 536 ключевых слов (порог встречаемости: 20), разбитых по смысловой взаимосвязи на 6 кластеров (табл. 3).
Основным кластером в библиометрической сети является красный, в основе которого лежат основные термины, подлежащие изучению и рассмотрению. "Отношение медицинского персонала" - довольно часто используемое сочетание слов на базе PubMed, которое в исследуемой выборке, как правило, связано со следующими терминами в рамках заданного запроса: "humans" (люди), "interdisciplinary communication" (междисциплинарная коммуникация), "patient care team" (команда по уходу за пациентами), "program evaluation" (оценка программы), "education" (образование), "leadership" (лидерство) (рис. 3).
Последнее десятилетие характеризуется ростом публикационной активности. При этом внимание исследователей также уделяется различным социально-возрастным группам (фиолетовый и синий кластер): "female" (женщина), "adolescent" (подросток), "young adult" (молодой взрослый), "adolescent" (подросток), "male" (мужчина), "adult" (взрослый), "middle aged" (среднего возраста), "aged" (в возрасте) (см. рис. 3), что свидетельствует об актуальности данной проблемы в любой возрастной период.
Зеленый кластер отражает проблему коммуникативной компетентности врача как учебной дисциплины в медицинском образовании. В публикациях чаще всего встречались термины: "clinical competence" (клиническая компетентность), "curriculum" (учебный план), "education medical" (медицинское образование).
Голубой кластер характеризует проблему смысловой нагрузки общения в диаде "врач-пациент". Особое внимание уделяется результату коммуникации: получение достоверной и полной информации о жалобах пациента (см. рис. 3).
Основные профессиональные компетентности врача характеризуются в желтом кластере, что свидетельствует о значимой роли формирования высокого уровня коммуникации.
Следует отметить, что между всеми кластерами наблюдаются взаимосвязи, а это свидетельствует о необходимости изучения проблемы коммуникативной компетентности врача в профессиональной медицинской деятельности в совокупности всех факторов, лежащих в основе профессионализма медицинских работников.
Применение симуляционных методик с целью повышения коммуникативной компетенции будущих специалистов, по нашему мнению, оправданно и эффективно. Этот факт находит подтверждение как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Особую значимость тренингов коммуникативной компетенции придают их использованию у врачей-специалистов в области онкологии (в том числе детской), педиатрии, неврологии, паллиативной медицины.
Заключение
Результаты, полученные нами в ходе проведения исследования, еще раз подчеркивают факт необходимости отработки практических навыков как в ходе общения с живыми пациентами, так и в симуляционных условиях. Процент студентов, готовых к успешной сдаче аккредитационной станции, значительно повысился, а знания и умения, полученные в ходе анализа типичных коммуникативных ошибок, помогут студентам выстраивать эффективный диалог с пациентом при выполнении непосредственной трудовой деятельности. Внедрение обучающих симуляционных курсов в программу подготовки студентов-медиков - необходимый инструмент подготовки высококвалифицированных кадров.
Литература
1.Барсукова М.И. Коммуникативная компетенция врача как фактор предупреждения рисков в общении с пациентом // Проблемы речевой коммуникации. 2014. № 14. С. 124-133.
2.Мадалиев С.Х., Асимов М.А., Ерназаров С.Т. Формирование и развитие коммуникативной компетенции врача // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 66-73.
3.Маджаева С.И., Касимцева Л.М. Речевое поведение врача при коммуникации с пациентом // Вестник Калмыцкого университета. 2019. № 2 (42). С. 46-52.
4.Ширинян М.В., Шустова С.В. Коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности врача // Язык и культура. 2020. № 50. С. 273-294.
5.Майборода С.В. Медицинский дискурс: современные теоретико-методологические подходы и перспективы исследования // Коммуникативные исследования. 2017. № 1 (11). С. 63-74.
6.Недуруева Т.В., Павлова Л.Е. Особенности коммуникативных установок и совладающего поведения врачей-педиатров в ситуации лечебного взаимодействия // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 1. С. 34-40.
7.Гринько Е.Н. Медицинская риторика в формировании коммуникативной компетентности врачей-педиатров // Вопросы современной педиатрии. 2017. № 16 (1). С. 12-15.
8.Макарова О.В. Анализ эффективности пациентоцентричных коммуникативных навыков врача // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020. № 12 (3). С. 108-121. DOI: 10.12731/2658-6649-2020-12-3-108-121
9.Fischer F., Helmer S., Rogge A. et al. Outcomes and outcome measures used in evaluation of communication training in oncology - a systematic literature review, an expert workshop, and recommendations for future research // BMC Cancer. 2019. Vol. 19, N 1. P. 808. DOI: https://doi.org/10.1186/s12885-019-6022-5
10. Manze M.G., Orner M.B., Glickman M. et al. Brief provider communication skills training fails to impact patient hypertension outcomes // Patient Educ. Couns. 2015. Vol. 98, N 2. Р. 191-198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2014.10.014
11. Moore P.M., Rivera Mercado S., Grez Artigues M. et al. Communication skills training for healthcare professionals working with people who have cancer // Cochrane Database Syst. Rev. 2013. Vol. 3. DOI: https://doi.org/10.1002/14651858.CD003751.pub3
12. Tavakoly Sany S.B., Behzhad F., Ferns G. et al. Communication skills training for physicians improves health literacy and medical outcomes among patients with hypertension: a randomized controlled trial // BMC Health Serv. Res. 2020. Vol. 20, N 1. P. 60. DOI: https://doi.org/10.1186/s12913-020-4901-8
13. Rising J.D. The practising physician’s approach to the evaluation of new drugs // Can Med Assoc J. 1964. Vol. 91, N 20. Р. 1046-50. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cgh.2022.01.025
14. Boissy A., Windover A.K., Bokar D. et al. Communication skills training for physicians improves patient satisfaction // J. Gen. Intern. Med. 2016. Vol. 31, N 7. Р. 755-761. DOI: https://doi.org/10.1007/s11606-016-3597-2
15. Adnan A.I. Effectiveness of communication skills training in medical students using simulated patients or volunteer outpatients // Cureus. 2022. Vol. 14, N 7. Article ID 26717. DOI: https://doi.org/10.7759/cureus.26717
16. Berkhof M., van Rijssen H.J., Schellart A.J. et al. Effective training strategies for teaching communication skills to physicians: an overview of systematic reviews // Patient Educ. Couns. 2011. Vol. 84, N 2. Р. 152-162. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2010.06.010
17. Eggenberger E., Heimerl K., Bennett M.I. Communication skills training in dementia care: a systematic review of effectiveness, training content, and didactic methods in different care settings // Int. Psychogeriatr. 2013. Vol. 25, N 3. Р. 345-358. DOI: https://doi.org/10.1017/S1041610212001664
18. Feraco A.M., Brand S.R., Mack J.W. et al. Communication skills training in pediatric oncology: moving beyond role modeling // Pediatr. Blood Cancer. 2016. Vol. 63, N 6. Р. 966-972. DOI: https://doi.org/10.1002/pbc.25918
19. Wittenberg E., Reb A., Kanter E. Communicating with patients and families around difficult topics in cancer care using the COMFORT communication curriculum // Semin. Oncol. Nurs. 2018. Vol. 34, N 3. Р. 264-273. DOI: https://doi.org/10.1016/j.soncn.2018.06.007