Разбор самых типичных ошибок и отработка коммуникативных навыков позволили значительно уменьшить число испытуемых, не закончивших прохождение станции с положительным результатом - их количество сократилось в 4 раза (7 человек, 5%). Среди этой группы студентов лидирующие позиции занимали такие ошибки, как отсутствие зрительного контакта (71%), оповещение пациента о своих дальнейших действиях (57%). Скорее всего, это связано с особенностями личности испытуемых (неуверенность, стеснительность). Значительно выросло количество студентов, безошибочно выполнивших все пункты чек-листа, - 71%. Независимым экспертом ФАЦ были зафиксированы следующие коммуникативные ошибки: невнятность речи (10%), использование слов - заполнителей речи (29%).
В Федеральном аккредитационном центре ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России (ФАЦ КГМУ) разработан курс для будущих врачей "Коммуникативные навыки", целью которого выступает формирование коммуникативной компетентности врача. Курс представляет собой сочетание практической и теоретической формы обучения, что наиболее эффективно. Для обучения применяется методика "симулированный пациент", которая наиболее приближена к реальным условиям работы врача в трудовой деятельности. В ФАЦ КГМУ применяются не только готовые паспорта станций "Сбор жалоб и анамнеза" и "Консультирование", но и собственные методические разработки: прием врача-педиатра, прием врача-онколога, отработка навыка в приемном отделении больницы скорой медицинской помощи и др. Материально-техническое обеспечение ФАЦ КГМУ позволяет смоделировать условия, наиболее приближенные к реальным, что позволяет повысить уровень коммуникативной компетентности студентов.
Обсуждение
В систематическом обзоре, опубликованном A.I. Adnan в 2022 г., сравнивалась эффективность обучения коммуникативным навыкам студентов-медиков с использованием моделируемых пациентов и амбулаторных пациентов-добровольцев [15]. В ходе исследования авторы пришли к выводу, что использование симулированных пациентов наиболее оправдано в обучении студентов доклинических курсов. Однако имеющиеся вопросы к методологии некоторых исследований, включенных в обзор, не позволяют точно сравнить эффективность традиционных и симуляционных методик, что еще раз подчеркивает необходимость их сочетания в процессе обучения.
M. Berkhof и соавт., проанализировав 12 систематических обзоров, посвященных выявлению эффективных стратегий в обучении коммуникативным навыкам, пришли к выводу, что программы обучения должны включать активные, ориентированные на практику стратегии [16]. Эти же авторы обращают внимание на то, что устные выступления, письменная информация должны использоваться только в качестве вспомогательных стратегий.
При этом эффективность самой модели пациент-ориентированной коммуникации в настоящее время не вызывает сомнений. В современных реалиях врач должен быть ориентирован на партнерские взаимоотношения с пациентом, учитывать его коммуникативные потребности в процессе лечения, а конечной целью такого взаимодействия должно быть улучшение психоэмоционального состояния больного и повышение его приверженности лечению [17-19].
Данные выводы были подтверждены результатами исследования с помощью пакета программ VOSviewer на базе электронной медицинской библиотеки PubMed. Ключевыми словами для поиска были выбраны следующие: "doctor’s communication skills" (коммуникативные навыки врача). Первое упоминание проблемы коммуникации врача с пациентом датируется 1964 г. Итоговым результатом статистической обработки стала кластеризация смежных с этой темой слов. Общее число публикаций по запросу данных ключевых слов на базе PubMed составило 7304 (в том числе 640 публикаций за 2022 г.).
Библиометрическая сеть была визуализирована и построена с использованием 536 ключевых слов (порог встречаемости: 20), разбитых по смысловой взаимосвязи на 6 кластеров (табл. 3).
&hide_Cookie=yes)
Основным кластером в библиометрической сети является красный, в основе которого лежат основные термины, подлежащие изучению и рассмотрению. "Отношение медицинского персонала" - довольно часто используемое сочетание слов на базе PubMed, которое в исследуемой выборке, как правило, связано со следующими терминами в рамках заданного запроса: "humans" (люди), "interdisciplinary communication" (междисциплинарная коммуникация), "patient care team" (команда по уходу за пациентами), "program evaluation" (оценка программы), "education" (образование), "leadership" (лидерство) (рис. 3).
&hide_Cookie=yes)
Последнее десятилетие характеризуется ростом публикационной активности. При этом внимание исследователей также уделяется различным социально-возрастным группам (фиолетовый и синий кластер): "female" (женщина), "adolescent" (подросток), "young adult" (молодой взрослый), "adolescent" (подросток), "male" (мужчина), "adult" (взрослый), "middle aged" (среднего возраста), "aged" (в возрасте) (см. рис. 3), что свидетельствует об актуальности данной проблемы в любой возрастной период.
Зеленый кластер отражает проблему коммуникативной компетентности врача как учебной дисциплины в медицинском образовании. В публикациях чаще всего встречались термины: "clinical competence" (клиническая компетентность), "curriculum" (учебный план), "education medical" (медицинское образование).
Голубой кластер характеризует проблему смысловой нагрузки общения в диаде "врач-пациент". Особое внимание уделяется результату коммуникации: получение достоверной и полной информации о жалобах пациента (см. рис. 3).
Основные профессиональные компетентности врача характеризуются в желтом кластере, что свидетельствует о значимой роли формирования высокого уровня коммуникации.
Следует отметить, что между всеми кластерами наблюдаются взаимосвязи, а это свидетельствует о необходимости изучения проблемы коммуникативной компетентности врача в профессиональной медицинской деятельности в совокупности всех факторов, лежащих в основе профессионализма медицинских работников.
Применение симуляционных методик с целью повышения коммуникативной компетенции будущих специалистов, по нашему мнению, оправданно и эффективно. Этот факт находит подтверждение как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях. Особую значимость тренингов коммуникативной компетенции придают их использованию у врачей-специалистов в области онкологии (в том числе детской), педиатрии, неврологии, паллиативной медицины.
Заключение
Результаты, полученные нами в ходе проведения исследования, еще раз подчеркивают факт необходимости отработки практических навыков как в ходе общения с живыми пациентами, так и в симуляционных условиях. Процент студентов, готовых к успешной сдаче аккредитационной станции, значительно повысился, а знания и умения, полученные в ходе анализа типичных коммуникативных ошибок, помогут студентам выстраивать эффективный диалог с пациентом при выполнении непосредственной трудовой деятельности. Внедрение обучающих симуляционных курсов в программу подготовки студентов-медиков - необходимый инструмент подготовки высококвалифицированных кадров.
Литература
1.Барсукова М.И. Коммуникативная компетенция врача как фактор предупреждения рисков в общении с пациентом // Проблемы речевой коммуникации. 2014. № 14. С. 124-133.
2.Мадалиев С.Х., Асимов М.А., Ерназаров С.Т. Формирование и развитие коммуникативной компетенции врача // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 66-73.
3.Маджаева С.И., Касимцева Л.М. Речевое поведение врача при коммуникации с пациентом // Вестник Калмыцкого университета. 2019. № 2 (42). С. 46-52.
4.Ширинян М.В., Шустова С.В. Коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности врача // Язык и культура. 2020. № 50. С. 273-294.
5.Майборода С.В. Медицинский дискурс: современные теоретико-методологические подходы и перспективы исследования // Коммуникативные исследования. 2017. № 1 (11). С. 63-74.
6.Недуруева Т.В., Павлова Л.Е. Особенности коммуникативных установок и совладающего поведения врачей-педиатров в ситуации лечебного взаимодействия // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 1. С. 34-40.
7.Гринько Е.Н. Медицинская риторика в формировании коммуникативной компетентности врачей-педиатров // Вопросы современной педиатрии. 2017. № 16 (1). С. 12-15.
8.Макарова О.В. Анализ эффективности пациентоцентричных коммуникативных навыков врача // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020. № 12 (3). С. 108-121. DOI: 10.12731/2658-6649-2020-12-3-108-121
9.Fischer F., Helmer S., Rogge A. et al. Outcomes and outcome measures used in evaluation of communication training in oncology - a systematic literature review, an expert workshop, and recommendations for future research // BMC Cancer. 2019. Vol. 19, N 1. P. 808. DOI: https://doi.org/10.1186/s12885-019-6022-5
10. Manze M.G., Orner M.B., Glickman M. et al. Brief provider communication skills training fails to impact patient hypertension outcomes // Patient Educ. Couns. 2015. Vol. 98, N 2. Р. 191-198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2014.10.014
11. Moore P.M., Rivera Mercado S., Grez Artigues M. et al. Communication skills training for healthcare professionals working with people who have cancer // Cochrane Database Syst. Rev. 2013. Vol. 3. DOI: https://doi.org/10.1002/14651858.CD003751.pub3
12. Tavakoly Sany S.B., Behzhad F., Ferns G. et al. Communication skills training for physicians improves health literacy and medical outcomes among patients with hypertension: a randomized controlled trial // BMC Health Serv. Res. 2020. Vol. 20, N 1. P. 60. DOI: https://doi.org/10.1186/s12913-020-4901-8
13. Rising J.D. The practising physician’s approach to the evaluation of new drugs // Can Med Assoc J. 1964. Vol. 91, N 20. Р. 1046-50. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cgh.2022.01.025
14. Boissy A., Windover A.K., Bokar D. et al. Communication skills training for physicians improves patient satisfaction // J. Gen. Intern. Med. 2016. Vol. 31, N 7. Р. 755-761. DOI: https://doi.org/10.1007/s11606-016-3597-2
15. Adnan A.I. Effectiveness of communication skills training in medical students using simulated patients or volunteer outpatients // Cureus. 2022. Vol. 14, N 7. Article ID 26717. DOI: https://doi.org/10.7759/cureus.26717
16. Berkhof M., van Rijssen H.J., Schellart A.J. et al. Effective training strategies for teaching communication skills to physicians: an overview of systematic reviews // Patient Educ. Couns. 2011. Vol. 84, N 2. Р. 152-162. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2010.06.010
17. Eggenberger E., Heimerl K., Bennett M.I. Communication skills training in dementia care: a systematic review of effectiveness, training content, and didactic methods in different care settings // Int. Psychogeriatr. 2013. Vol. 25, N 3. Р. 345-358. DOI: https://doi.org/10.1017/S1041610212001664
18. Feraco A.M., Brand S.R., Mack J.W. et al. Communication skills training in pediatric oncology: moving beyond role modeling // Pediatr. Blood Cancer. 2016. Vol. 63, N 6. Р. 966-972. DOI: https://doi.org/10.1002/pbc.25918
19. Wittenberg E., Reb A., Kanter E. Communicating with patients and families around difficult topics in cancer care using the COMFORT communication curriculum // Semin. Oncol. Nurs. 2018. Vol. 34, N 3. Р. 264-273. DOI: https://doi.org/10.1016/j.soncn.2018.06.007