РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО КРУЖКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

Резюме

В статье проанализирована роль студенческого научного кружка в профессиональной подготовке обучающихся в медицинском вузе. Анкетным методом изучены отношение студентов ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России к научно-исследовательской деятельности и уровень их активного участия в ней. Анализ результатов анкетирования выявил наличие у студентов значительной заинтересованности в работе в студенческом научном кружке. Сделан вывод, что студенческий научный кружок является оптимальной и доступной платформой для расширения кругозора будущего врача, приобретения новых практических и исследовательских навыков, реализации студентом своего личностного и научного потенциала. Научно-исследовательская деятельность студентов является важным фактором повышения качества профессиональной подготовки врача, что имеет большое значение в условиях возрастающих в современном обществе требований к уровню подготовки специалистов.

Ключевые слова:студенческий научный кружок; научное исследование; врач; навыки; конференция; доклад; публикация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Михайлова Е.А., Фатеева Т.А., Жеребятьева О.О., Махалова Г.О., Ляшенко И.Э., Фомина М.В., Соколова О.Я. Роль студенческого научного кружка в профессиональной подготовке врача. 2023. Т. 14, № 1. С. 80-89. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-80-89

Современная система высшего образования рассматривает научно-исследовательскую деятельность студентов как неотъемлемую часть образовательного процесса [1]. В целях кадрового обеспечения научных исследований и привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в Федеральном законе № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 заложена необходимость интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях. Признание научно-исследовательской деятельности одним из важнейших компонентов структуры профессиональной подготовки студентов медицинских вузов подтверждается Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования 3++, где одним из видов профессиональной деятельности для освоивших программу специалитета является научно-исследовательский. Научно-исследовательская работа представлена как один из типов учебных практик, а способность осуществлять научную деятельность установлена как одна из общепрофессиональных компетенций.

С начала своего образования и до настоящего времени студенческие научные общества прошли длительный путь развития и превратились в мощный инструмент для привлечения обучающихся к научно-исследовательской деятельности вуза. В Российской империи создание первого студенческого научного общества (СНО) относится к XVIII в. При поддержке одного из первых руководителей Московского университета М.М. Хераскова проф. И.Г. Шварц в 1781 г. организовал первое научное и просветительское студенческое сообщество для занятия наукой во внеучебное время. Оно носило название "Собрание университетских питомцев для упражнения в сочинениях и переводах" [2].

В 1880-х гг. проф. О.Ф. Миллер при поддержке главы Министерства народного просвещения России А.А. Сабурова основал в Санкт-Петербургском университете студенческое научно-литературное общество. Под руководством проф. О.Ф. Миллера был заложен фундамент традиций студенческого научного общества, сформированы принципы функционирования, которые в последующем легли в основу деятельности СНО не только Санкт-Петербургского университета, но и других учебных заведений нашей страны [3].

В последующем работа студенческих научных обществ превратилась в неотъемлемую часть жизни каждого университета царской России, переживая как периоды взлета, так и периоды спада. В Советском Союзе одной из важнейших задач молодого государства стала подготовка научных кадров, в связи с чем организации научно-исследовательской деятельности студентов вузов придавалось большое значение и даже осуществлялось ее государственное финансирование. В настоящее время стремительное развитие науки и техники диктует необходимость упрочения научного потенциала страны. Научно-исследовательскую деятельность студентов в современном мире можно рассматривать как неотъемлемую составляющую образовательного процесса в вузе, один из начальных этапов формирования специалистов высшей научной квалификации [4, 5].

Всем высшим организмам, способным к передвижению, свойственно так называемое исследовательское поведение (англ. exploratory behaviour), сутью которого является сбор необходимой информации при попадании в новую ситуацию с целью адекватного реагирования (рефлекс "что такое" по И.П. Павлову). Потребность в изучении окружающего мира свойственна, конечно же, и Homo sapiens. Стремление к поиску и приобретению новой информации, новых знаний, новых впечатлений, новых результатов и достижений является врожденным инстинктом человека, основой физиологии его нервной деятельности [6].

Студенческое научное общество как раз и является такой организацией, которая призвана помочь каждому студенту развить свой творческий потенциал, углубить профессиональные знания, приобрести навыки проведения научного исследования с последующим анализом, обобщением и представлением полученных результатов [7, 8].

В ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России студенческие научные кружки, объединяя единомышленников-энтузиастов, стали образовываться на кафедрах практически с момента создания в 1944 г. вуза (в то время - Чкаловский государственный медицинский институт). Среди первых были кафедры гистологии, микробиологии, общей хирургии. А уже спустя год первые научные кружки объединились в самостоятельную организацию - студенческое научное общество, что способствовало образованию новых студенческих научных кружков на других кафедрах. С целью координации их деятельности был создан Совет СНО, первым научным руководителем которого был заведующий кафедрой микробиологии С.Г. Миронов. С 1980 г. студенческое научное общество ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России с гордостью носит имя члена-корреспондента АМН СССР проф. Ф.М. Лазаренко, одного из организаторов вуза, первого заведующего кафедрой гистологии.

За прошедшие десятилетия СНО ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России проявило себя как настоящая кузница практикующих врачей, научных работников и кадрового потенциала нашего университета. Бывшие кружковцы зарекомендовали себя как состоявшиеся специалисты, многие пополнили ряды профессорско-преподавательского состава университета, занимают руководящие посты в медицинских и научных учреждениях области.

Студенческое научное общество ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России - это добровольное неполитическое и некоммерческое объединение студентов университета, стремящихся к совершенствованию своих профессиональных знаний в области изучаемых дисциплин и осваивающих методологию научно-исследовательской деятельности под руководством опытных сотрудников университета. СНО ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России имеет свою эмблему и страницу в Интернете на сайте университета. Университет располагает также собственным печатным изданием - "Альманах молодой науки", в котором могут разместить свои публикации студенты и другие молодые ученые - преподаватели, аспиранты, ординаторы.

Основная цель студенческого научного общества - раскрытие научно-исследовательского потенциала студентов и повышение качества профессиональной подготовки выпускников.

На кафедрах как основной элемент студенческого научного общества выступает студенческий научный кружок (СНК). СНК кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России возник в вузе одним из первых и существует со времени его образования.

Большое внимание сотрудниками кафедры уделяется выявлению и отбору студентов, интересующихся предметом и желающих заниматься научным исследованием. С этой целью преподаватели кафедры проводят собеседование, задача которого - выявить круг научных интересов кандидата, предшествующий опыт проведения научных исследований и его результаты. На данном этапе очень важным моментом является оценка уровня мотивации кандидата, ведь без достаточного уровня целеустремленности достигнуть значительных результатов в научном творчестве невозможно.

На втором этапе кружковца прикрепляют к определенному преподавателю, они совместно определяют тему предстоящей научной работы, намечают план научного исследования, обговаривают методики предстоящего эксперимента и необходимое для этого оборудование и расходные материалы. На этом этапе важно оценить наличие у студента возможности для проведения планируемой работы. Научное исследование, как правило, требует от студента много свободного времени, необходимо убедиться, что занятие наукой не скажется отрицательно на уровне подготовки и успеваемости обучающегося.

На третьем этапе происходит непосредственное выполнение научной работы с анализом и обобщением полученных результатов.

Заключительный этап - представление полученных результатов исследования на заседании студенческого научного кружка кафедры и студенческих научных конференциях разного уровня. Обязательным требованием является представление результатов проведенных исследований на ежегодной итоговой конференции СНО университета. Выступая с докладом, студент информирует своих коллег о проделанной им работе и достигнутых результатах, одновременно сравнивая уровень своей работы с результатами научно-исследовательской деятельности других студентов.

Обязательным направлением деятельности СНО ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России является взаимодействие с научными обществами других образовательных учреждений как в Российской Федерации, так и за рубежом. Подобное сотрудничество, позволяющее студентам обмениваться идеями и научным опытом, делиться возникающими проблемами и дальнейшими планами, стимулирует их научный рост, обогащает внутренний мир и с энтузиазмом воспринимается студентами-кружковцами.

Активное внедрение в последние годы онлайн-технологий в повседневную жизнь способствовало расширению географии научных контактов СНК кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии. Постоянной практикой стало применение дистанционных технологий в организации студенческих научных конференций, что облегчило участие в них молодых исследователей медицинских вузов как нашей страны, так и ближнего (Белоруссия, Казахстан) зарубежья. С целью вовлечения в обсуждение научных проблем большего числа студентов иностранного факультета (индусов) СНК кафедры имеет опыт проведения билингвальных (на русском и английском языках) конференций. Следует отметить активное участие в подобных мероприятиях отечественных студентов, многие из них активно задают вопросы и участвуют в обсуждении на английском языке, тем самым не только приобретая навыки ведения научной дискуссии, но и совершенствуя знания иностранного языка.

В отношении студентов - активных членов СНО, применяются различные методы материального и морального поощрения. Студенты, регулярно докладывающие результаты своих исследований на научных конференциях, получают сертификаты участников и дипломы победителей. Работа в СНК учитывается при назначении повышенных стипендий, приеме в аспирантуру и ординатуру.

Цель исследования - проанализировать роль студенческого научного кружка в профессиональной подготовке обучающихся в медицинском вузе.

Материал и методы

Анализ научной литературы по теме исследования, анкетирование субъектов образовательного процесса, методы сопоставления, анализа, обобщения. Опрос осуществляли с помощью анкеты, специально разработанной преподавателями кафедры. Анкета была анонимной и включала следующие вопросы.

Занимаетесь ли вы в СНК?

Если вы не занимаетесь в СНК, то почему?

Если вы занимаетесь в СНК, то с какой целью?

Какова форма вашего участия в работе СНК?

На каких кафедрах вы занимаетесь в СНК?

Планируете ли вы заниматься наукой после окончания университета?

Первые 4 вопроса представляли собой вопросы закрытого типа и имели варианты ответов, которые должен был выбрать студент. В то же время респондент имел возможность предложить и свой вариант ответа. 5-й и 6-й вопросы были вопросами открытого типа.

Отбор студентов для анкетирования осуществлялся случайным образом. В исследовании участвовали 272 студента ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (148 - студенты II курса, 124 - студенты V курса) в возрасте 19-25 лет, из них 198 - граждане России, 74 - представители факультета иностранных студентов (граждане Индии).

Результаты

На основании анализа результатов анкетирования нами были изучены отношение студентов ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России к научно-исследовательской деятельности и уровень их активного участия в ней. Результаты анкетирования свидетельствуют, что в работе студенческих научных кружков принимают участие 68% опрошенных студентов, причем этот показатель возрастает по мере перехода студентов на старшие курсы. Так, среди студентов II курса, занимающихся в СНК,  - 57%, а среди студентов V курса - 92%.

Активность участия студентов в работе СНК была разной. Для большинства студентов (62%) участие в научно-исследовательской работе заключалось в эпизодическом присутствии на заседаниях СНК и участии в обсуждении представляемых докладов; присутствовали на заседаниях и сами выступали с докладами 26% студентов; проводили собственное научное исследование и регулярно докладывали о результатах своей научно-исследовательской деятельности 12% опрошенных студентов.

Иностранных студентов, занимающихся в СНК, по данным анкетирования, было больше (81%), чем отечественных студентов (57%). Данный факт мы объясняем желанием иностранных студентов активно интегрироваться в жизнь новой для них страны, чему в значительной мере способствует общение с российскими студентами и преподавателями во внеучебное время в рамках занятия научно-исследовательской деятельностью.

Среди причин, по которым они не принимают участие в работе СНК, большинство опрошенных студентов (80%) указали нехватку времени, подчеркнув при этом наличие желания заниматься научно-исследовательской работой. Часть анкетируемых (12%) указывали, что им заниматься в СНК неинтересно; небольшое количество студентов (5%) не видят для себя пользы от занятий в СНК; 3% респондентов указали причину, по которой они не принимают участия в работе СНК, - это стеснительность и неуверенность в собственных силах.

Анкетирование показало, что студенты в преобладающем большинстве случаев участвуют в СНК тех кафедр, на которых проходят обучение в данное время. Так, студенты II курса выбирали кафедры фундаментальных дисциплин, и среди анкетированных не было выявлено ни одного студента, который занимался бы в СНК клинических кафедр старших курсов. Членами одного СНК среди второкурсников были 81%, остальные 19% студентов совмещали работу в нескольких СНК. Среди студентов V курса большинство были участниками СНК клинических кафедр, лишь 6 из анкетированных студентов (5%) оставались членами СНК кафедр фундаментальных дисциплин (анатомии и биохимии). Среди 5-курсников один СНК посещали 62% респондентов, остальные 38% (на 19% больше, чем среди студентов II курса) занимались одновременно в нескольких СНК, что, вероятно, может свидетельствовать об активном поиске подходящей специальности для будущей врачебной или научной деятельности респондента.

На вопрос, с какой целью они занимаются в СНК и какую пользу в этом для себя видят, студенты давали несколько вариантов ответов. Существенных различий в особенностях мотивации для занятия научно-исследовательской деятельностью между студентами - представителями II и V курсов, не наблюдалось. Большинство студентов (84%) целью своего участия в работе СНК указали расширение кругозора по медицинским проблемам, получение дополнительной углубленной информации по изучаемому предмету, а также при­обретение и совершенствование практических навыков (среди студентов II курса - 79%, V курса - 86%). Для 39% респондентов мотивацией их участия в работе СНК является получение рекомендации и дополнительных баллов для поступления в аспирантуру или ординатуру (среди студентов II курса - 37%, V курса - 43%). В целях получения более высокой оценки на промежуточной аттестации по предмету занимаются в СНК 29% респондентов (среди студентов II курса - 32%, V курса - 26%). Совершенствование коммуникативных навыков и развитие организаторских способностей мотивируют на научно-исследовательскую деятельность 27% респондентов (среди студентов II курса - 36%, V курса - 21%).

Следует отметить, что довольно значительная часть студентов, не занимающихся в настоящее время в СНК, планируют заняться научными исследованиями в ближайшее время (23%), после окончания университета (14%) или принимать участие в научно-практических конференциях в качестве практического врача (42%). Среди студентов, являющихся членами СНК, продолжить научные исследования после окончания университета планируют 24%, участвовать в научно-практических конференциях в качестве практического врача - 46% респондентов.

Обсуждение

Проведение научного исследования требует от студентов более глубокого теоретического освоения предмета, способствует более качественному освоению практических навыков, что в настоящее время очень важно для выпускников медицинских вузов, большая часть которых после окончания вуза сразу пополняет первичное звено здравоохранения и приступает к самостоятельной работе [9].

СНК кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии реализует разные формы работы со студентами. В соответствии с выбранной формой участия среди членов СНК, как по наблюдению сотрудников кафедры, так и в соответствии с результатами анкетирования, можно выделить несколько основных групп.

1-я группа, самая многочисленная, включает студентов, которые регулярно присутствуют на заседаниях СНК, участвуют в обсуждении представляемых докладов, но сами самостоятельной научной работы не выполняют. 2-я группа состоит из студентов, которые занимаются теоретическими исследованиями - изучают научную литературу и представляют на заседаниях СНК доклады на актуальные темы микробиологии, вирусологии и иммунологии. 3-ю группу представляют студенты, непосредственно выполняющие научные исследования с последующим представлением полученных результатов как в виде публикаций в научных изданиях, так и в виде докладов на заседании СНК и конференциях различного уровня.

Следует отметить, что последние годы характеризовались увеличением количества студентов, чье участие в деятельности СНК кафедры сводилось лишь к присутствию на заседаниях, участию в обсуждении представляемых докладов и уменьшением числа студентов, самостоятельно выполняющих научное исследование. Так, например, если в 2015-2019 гг. количество студентов, присутствующих на заседаниях СНК кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии, колебалось в пределах 15-30 человек, то в 2020-2022 гг. увеличилось практически вдвое, составляя 25-50 человек. Количество выполняемых студентами практических научно-исследовательских работ сократилось с 5-6 в 2015-2019 г. до 1-2 в 2020-2022 гг. Вероятно, это можно объяснить особенностями функционирования СНК в период пандемии COVID‑19. На фоне существовавших коронавирусных ограничений заседания СНК были перенесены в дистанционный формат, что облегчало присутствие на них студентов, напротив, практическое выполнение научного исследования имело определенные трудности, связанные с соблюдением введенных во всей стране противоэпидемических мероприятий.

Существенных различий в причинах, побуждающих студентов заниматься научно-исследовательской деятельностью, между представителями II и V курсов не обнаружено. Анализ причин, побуждающих студентов заниматься в СНК, показал, что мотивация большинства из них (84%) - расширение кругозора по медицинским проблемам, получение дополнительной углубленной информации по изучаемому предмету, а также приобретение и совершенствование практических навыков. Значительно реже причиной работы в СНК были указаны возможность получения более высокой оценки на промежуточной аттестации по предмету (29% респондентов) и рекомендации/дополнительных баллов для поступления в аспирантуру или ординатуру (39% респондентов). Полученные данные в целом согласуются с результатами анкетирования студентов III-VI курсов педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, приведенными в статье Ю.Н. Федулаева и соавт., в соответствии с которыми основной мотивацией студентов-участников СНК является получение новой информации, навыков (94,1% респондентов), а желание получить дополнительные баллы/рекомендацию для поступления в аспирантуру или ординатуру в качестве цели посещения СНК указали лишь 8,8% респондентов [1].

Заслуживает интереса тот факт, что значительная часть студентов, не являющихся на момент проведения анкетирования членами СНК, планируют заниматься научно-исследовательской деятельностью в ближайшее время (23%) или после окончания университета (14%), 42% респондентов планируют после окончания вуза участвовать в научно-практических конференциях в качестве прак­тикующего врача. Данное обстоятельство, по-видимому, подтверждает, что основной причиной, почему студенты не занимаются в СНК, является нехватка свободного времени, особенно выраженная на младших курсах. Несомненно, позитивным моментом является желание 24% участвующих в работе СНК студентов продолжить занятие научно-исследовательской деятельностью и после окончания университета.

Заключение

Принимая во внимание необходимость интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности в высших учебных заведениях, заложенную в Федеральном законе № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", было проведено исследование состояния научной познавательной активности студентов в настоящее время путем анализа их участия в работе студенческих научных кружков ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России. Несмотря на наличие у студентов значительной заинтересованности в работе в СНК (68% респондентов), продуктивное стремление заниматься самостоятельными научными исследованиями показали только 12% опрошенных. Эти данные подтверждают общее положение, что научный поиск является осознанным выбором лишь небольшой части обучающихся. При этом расширение и формирование общей познавательной активности студентов через привлечение к посещению заседаний кружка (62%), реферативной работе и участию в научных дискуссиях (26%) закладывают основы компетентностного роста будущих специалистов. Субъективный анализ мотивации студентов к работе в СНО выявил разные цели: от ожидаемого расширения и углубления знаний по предмету (84%) до прагматичного получения преференций на экзаменах (29%) или при решении вопроса о поступлении в аспирантуру/ординатуру (39%). Следует отметить, что около 1/3 (27%) опрошенных используют платформу СНК с целью формирования и совершенствования коммуникативных навыков и развития организаторских способностей, что является крайне важным этапом становления специалиста. Выявленный факт увеличения в 1,6 раза доли студентов, занимающихся в студенческих научных кружках, по мере их перехода на старшие курсы, вероятно, может свидетельствовать о возрастании профессионального интереса, накоплении необходимых базовых знаний и сформировавшейся способности к планированию времени. Полученный опыт приобщения к работе студенческого научного общества иностранных студентов показывает высокую степень их заинтересованности и активности (81%), превышающую даже активность отечественных студентов (57%).

Таким образом, представленные результаты свидетельствуют о высокой потребности обучающихся медицинского вуза в расширении и активизации своих познавательных способностей, стремлении освоить азы научно-исследовательской деятельности, создать основу для своего дальнейшего профессионального роста. В этом контексте студенческий научный кружок медицинского вуза рассматривается нами как оптимальная и доступная платформа не только для расширения кругозора будущего врача и освоения необходимых для будущей профессии практических навыков, но и для реализации студентом своего личностного и научного потенциала.

Литература

1. Федулаев Ю.Н., Орлова Н.В., Каминер Д.Д., Чупракова А.Ю., Савина Д.В., Ломайчиков В.В. и др. Роль студенческого научного кружка в структуре высшего медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 26-39. DOI: https://doi.org/10.24411/2220-8453-2020-12002

2. Один В.И. Студенческий научный кружок как форма тьюторского сопровождения // Вестник российской военно-медицинской академии. 2020. № 4 (72). С. 220-227.

3. Бочковар А.С., Тарасенко В.Н., Оришев А.Б. Студенческие научные общества как особая форма организации взаимодействия обучающейся молодежи // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 3 (23). С. 12.

4. Новгородова С.Д., Фельдблюм И.В., Алыева М.Х. Студенческий научный кружок как инструмент подготовки современного врача // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2018. № 3. С. 92-96.

5. Слепцова С.С., Гуляева Н.А., Петрова Л.И., Дьячковская П.С., Семенова В.К. Роль студенческих научных кружков в профессиональном становлении выпускников-медиков // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 32. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29816/

6. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. Москва : Джангар, 2012. 864 с.

7. Зорик В.В., Карипиди Г.К. Роль студенческого научного общества в формировании врача-хирурга // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-1. С. 114-116.

8. Свистушкин В.М., Морозова С.В., Савватеева Д.М. Роль студенческого научного кружка в формировании ценностных ориентаций личности будущего врача // Вестник оториноларингологии. 2017. № 1. С. 78-80. DOI: https://doi.org/10.17116/otorino201782178-80

9. Михайлова Е.А., Фатеева Т.А., Лискова Е.В., Бибарцева Е.В., Соколова О.Я., Укубаева Д.Г. и др. Научно-исследовательская работа студентов медицинских вузов как важный этап профессиональной подготовки врача // Материалы IV Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием "Медицинское образование. Пути повышения качества". Оренбург : Изд-во ОрГМУ, 2022. С. 214-218.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»