НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Резюме

Современные решения в области информационно-коммуникационных технологий, которые в настоящее время повсеместно используются для решения задач российского здравоохранения и оказания медицинской помощи, качественно меняют подходы к подготовке студентов в медицинских вузах и требуют развития новых компетенций и навыков в сфере использования информационных (ИТ) и телемедицинских технологий. Авторами проведено поисковое исследование с помощью опроса студентов Рязанского государственного медицинского университета в 2022 г. (n=128) и в 2023 г. (n=135) по авторской методике с применением GoogleForm. В статье приводится анализ необходимости развития компетенций в области применения новых решений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в медицине и изучено отношение студентов медицинского университета к вопросам использования ИКТ в оказании медицинских услуг в целом и отношение к телемедицине (ТМ) в частности. Большинство опрошенных готовы отдать на откуп ИТ в медицине часть рутинных операций, например предварительную запись на прием, выписку справок и больничных, проведение телеконсилиумов. Значительное число опрошенных студентов положительно оценивают возможность применения ИТ и ТМ в оказании медпомощи. Следуя формату активного переоснащения и изменения регламента работы первичного и вторичного звеньев здравоохранения, студенты понимают, что требуется изменить форматы обучения и получения новых компетенций в области ИКТ. В дальнейшем необходима реализация полномасштабного исследования по вопросам отношения и восприятия современным поколением "новых реалий" в области медицины и ИТ, которые связаны с повышением качества и эффективности оказания медицинской помощи, в формировании новых знаний у данных специалистов, создании востребованных направлений обучения и решения стратегических задач развития российской медицины.

Ключевые слова:телемедицина; компетенции; обучение студентов; новые способы преподавания; тренды экономики

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Медведева Е.И., Крошилин С.В., Авачёва Т.Г. Необходимость развития информационных компетенций при подготовке студентов в медицинских вузах // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 66-78. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-66-78

Введение

В условиях трансформации, реформирования и оптимизации российского здравоохранения все более актуальным становится вопрос о качестве подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров [1]. Активное внедрение информационных технологий (ИТ) во все отрасли народного хозяйства, в том числе и в медицину, принципиально меняют необходимый набор компетенций будущих специалистов [2]. Для эффективной работы с новейшими решениями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) каждому медику в настоящее время необходимо знать основы информатики, работы медицинских информационных систем, теории кибернетики, робототехники, технологий искусственного интеллекта (ИИ). Современные подходы к оказанию медицинской помощи на основе применения телемедицины (ТМ) и онлайн-коммуникаций требуют дополнительных практических знаний от будущих медиков в области ТМ-технологий. Медицинские организации (МО) в своей деятельности все чаще используют высокотехнологичную технику, которая также нуждается в специалистах.

На современном этапе развития области ИТ позволяют осуществлять диагностику и принимать решения на основе ИИ, использовать ТМ-технологии при лечении целого спектра заболеваний, реализовывать дистанционный биомониторинг, который востребован для оказания помощи по сопровождению пациентов с хроническими заболеваниями. Современное диагностическое оборудование - это высокотехнологичные аппараты, которые используют не только все новые достижения в области физики, химии, но и активно базируются на функционале ИКТ [3] для передачи и обработки всех результатов обследования, показателей жизнедеятельности и т. п. Все эти вызовы качественно меняют подходы к подготовке студентов медиков, требуют развития новых компетенций и навыков в сфере ИТ, ИКТ и ТМ.

Согласно Закону "Об образовании" в Российской Федерации предусмотрена реализация процесса профессионального обучения, позволяющего получать "знания, умения, навыки и сформировать компетенции, необходимые для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)" [6]. Ст. 37 данного Закона определяет, что "профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средст­вами-" - указано в редакции Федерального закона от 25.05.2020 № 158-ФЗ [6].

В настоящее время образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основе профессиональных стандартов (при наличии), и могут включать компетенции, которые относятся к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций [6].

Согласно действующему законодательству весь образовательный процесс должен быть построен с учетом изменения реалий времени, т.е. студенты медицинских вузов при обучении должны ориентироваться на существующие тренды социально-экономических запросов общества, которые, в свою очередь, формируются на основе влияния экзогенных факторов, таких как пандемия, новые тренды в производстве медицинской техники и т. д.

Именно новые тренды в условиях пандемии оказали решающее воздействие на ускоренный процесс перехода к ТМ-технологиям, удаленному формату обследований пациентов, использованию возможностей ИКТ и ИИ. Анализируя доминантные тенденции и факторы развития ТМ в мире и в России, необходимо вспомнить о вкладе в развитие данных процессов А.В. Владзимирского [8]. Уже несколько лет назад Н.А. Восколович [9] изучала и приводила данные своих исследований по вопросам оказания платных услуг при их реализации с помощью ТМ-технологий. Вопросами качества ТМ также занимались С.П. Морозов, С.С. Сименюра [10], что было особенно актуально в период пандемии.

В связи с этим встает вопрос о постоянном совершенствовании, с одной стороны, самого процесса преподавания, с учетом требований складывающихся реалий (пандемия, эпидемия, ограниченность присутствия специалистов на удаленных территориях), что предопределяет включение в курсы подготовки новых дисциплин, охватывающих перечисленные вопросы. С другой стороны, изучение желания и доверия со стороны обучающихся применять данные технические решения в дальнейшем в своей профессиональной деятельности.

С другой стороны, особую важность в настоящее время приобретает вопрос со стороны получателей образовательных услуг: "Готовы ли студенты/слушатели медицинских университетов страны изучать тренды развития ТМ-технологий [11], способных изменить формат оказания помощи пациентам [12], и каковы их прогнозы с точки зрения востребованности данных услуг у конечных потребителей?" Для ответа было проведено исследование, в котором приняли участие студенты медицинского вуза.

Цель статьи - изучить мнение будущих врачей (студентов медицинского вуза) о влиянии ИКТ и ТМ на процесс оказания медицинской помощи в современных условиях.

В связи с этим были поставлены следующие задачи: изучить мнение студентов о необходимости развития компетенций в области применения новых решений в области ИКТ в медицине, оценить степень доверия будущих врачей функционалу ИТ при оказании медицинской помощи, вы­яснить их отношение и восприятие ТМ в со­временных условиях развития российского здравоохранения.

Основная задача исследования - изучение отношения студентов медицинского университета к вопросам использования ИКТ в оказании медицинских услуг в целом и отношение к ТМ в частности. Учитывая, что все опрашиваемые студенты на тот момент изучили дисциплины, которые связаны с возможностями применения ИТ в медицине и спецкурсы с современными возможностями ТМ-технологий, полученные результаты исследования можно считать вполне релевантными для достижения задач исследования, поставленных в настоящей статье.

Материал и методы

Первичные данные получены с помощью пилотного (поискового) социологического опроса на основе разработанной авторским коллективом методики студентов Рязанского государственного медицинского университета. Анкетирование проводилось с применением платформы Google. Опросы проводились в 2022 и 2023 гг., что дало возможность сопоставить полученные результаты. Выборка была квотированная, характеризующаяся квотным распределением пропорционально возрастной структуре и половому составу. В первый год исследования было опрошено 128 человек (из них 36% респондентов мужского пола и 64% - женского), во второй - 135 человек (39 и 61% мужского и женского пола соответственно).

География исследования, учитывая тот факт, что Рязанский медицинский университет является одним из ведущих вузов не только региона, но и страны, достаточно обширная: Рязань, города Рязанской области (Рыбное, Ряжск), Московской области (Луховицы, Воскресенск, Коломна, Егорьевск, Жуковский), а также Тула, Тамбов, Владимир, Пенза, Венёв, Новомосковск. Для возможности сопоставления исследований 2022 и 2023 гг. выборка в географическом срезе была аналогичной и в долевой пропорции составила: Рязань (56% опрошенных), Рязанская область (22%), Московская область (8%), другие города (14%).

Результаты

Практически большинство опрошенных (86,5%) в 2023 г. готовы отдать на откуп ИТ предварительную запись на прием. На втором месте - выписка справок и больничных (79,9%). На третьем - проведение телеконсультаций и телеконсилиумов (72,2%). Причем последнюю возможность студенты указывали и как средство получения новых и востребованных компетенций для обучения, консультирования и получения знаний. Больше половины (59,5%) стало тех, кто согласен на первичные консультации с применением ТМ-технологий. В предыдущем исследовании их было меньше половины. Это свидетельствует о том, что год от года взгляды студентов становятся более прогрессивными по вопросам применения новых технологий в медицине и они готовы их использовать в своей практической деятельности.

Сопоставление данных за два периода исследований отражает позитивную динамику и рост уровня доверия применения ИТ в оказании медицинских услуг (рис. 1).

Одна из-за задач проведенного исследования включала определение отношения и оценки восприятия и уровня доверия молодого поколения к возможностям применения ТМ-технологий в оказании медицинских услуг населению, которые все чаще используются в современной медицине на уровне первичного звена приема пациентов (рис. 2).

В 2023 г. положительно оценивающих ТМ стало почти 50%. В 2022 г. таких было в 1,6 раза меньше (29,6%). Нейтральное отношение сохраняет чуть более 40% опрошенных, что на 12,4 пп. ниже, чем в предыдущем году. Отрицательно воспринимают ТМ 5,4% респондентов. Это в 2 раза меньше, чем в 2022 г. (12,5%).

При этом из тех, кто готов воспользоваться ТМ-технологиями, 64,3% готовы к онлайн-приему у терапевта или врача общей практики (рис. 3).

48,6% согласились бы на предварительную ТМ-консультацию (этот показатель уменьшился по сравнению с 2022 г. на 10,3 пп.). Общаться посредствам ИКТ с врачами узкой специальности на данный момент готовы 43,2% опрошенных студентов, а со средним медицинским персоналом согласен каждый пятый (20,3%). По сравнению с предыдущим этапом исследования предпочтения медицинских услуг, которые можно было бы оказывать с использованием ТМ-технологий, у респондентов практически не изменились.

Данные по вопросу о предпочтительных способах коммуникаций отражают, что лучше всего для пациента организовать современные способы коммуникации "врач-пациент" при организации современного медицинского обслуживания с помощью видеосвязи (82,4%). Отдельное приложение желают использовать 67,6% опрошенных (на 26,5 пп. больше, чем в 2022 г.). 1/3 согласны делать это исключительно по телефону и/или посредством мессенджеров (соцсетей). В меньшей степени (12,2%) молодежь предпочитает общение с помощью электронной почты (рис. 4).

Несмотря на то что молодежь более продвинута в использовании ИТ, лишь 46,3% опрошенных студентов готовы в настоящий момент на посещение терапевта с применением ТМ (рис. 5). Причем тенденция (результаты ответов студентов на данный вопрос в предыдущем исследовании) практически не изменилась: за год лишь на 5,2 пп. увеличилось готовых прибегнуть к ТМ-консультации у терапевта. 36,5% - не готовы "прямо сейчас" к онлайн-приему.

Анализируя возможности изучения и получения компетенций в новых направлениях развития медицинской помощи с использованием ИКТ и ТМ-технологий, студенты однозначно отметили как необходимость, так и желание получения таких знаний. Они настоятельно выбирали ответы подтверждающие актуальность разработки преподавателями новых дисциплин, в том числе с практическим использованием ИКТ, новой техники, медицинских информационных систем и программных продуктов.

Обсуждение

В условиях доминирующего воздействия внешних и внутренних факторов, влияющих как на процесс получения знаний, так и при применении своих компетенций на рабочем месте, - в настоящее время актуализируется вопрос об изменении форматов их классического применения на инновационный цифровой вариант. Новые способы реализации полученных навыков, знаний и компетенций оказания, например, медицинских услуг все больше акцентируются на использовании средств новейшей техники и технологий (табл.) [7].

Согласно представленным данным, 1/3 медицинских организаций (МО) в своей деятельности уже в 2021 г. использовали технологии сбора, обработки и анализа больших данных. За период пандемии данный показатель увеличился. У 15,4% МО на тот момент уже были собственные центры обработки данных, практически столько же внедрили у себя технологии, связанные с Интернетом вещей. Около 3% МО в 2021 г. пользовались ИИ при установке диагнозов [7]. Более продвинутыми в использовании ИИ являются МО Москвы: более 70% внедряют или планируют внедрять решения в данной области [2]. Меняются не только технологии медицинской помощи, но и стандарты обслуживания пациентов первичного звена.

В условиях значительных трансформаций в работе медицинских организаций и изменении парадигмы подготовки кадров для нужд отечественной экономики вопросы подготовки востребованных и необходимых специалистов приобретают все большую актуальность [2, 12]. Очевидно, что стремительное проникновение ИТ в здравоохранение не только как вспомогательного инструмента, но и на уровне систем принятия решений (постановки диагноза) с применением ИИ требует качественного изменения подготовки медицинских кадров [1, 3]. Полученные ответы в анализируемом опросе показали, что значительное число опрошенных студентов положительно оценивают возможность применения ИТ и ТМ в оказании медпомощи. Полученные результаты не противоречат проведенным исследованиям ИСЭПН РАН (2021) [4] и НИИОЗММ ДЗМ (2019) [13]. В этих исследованиях оценка отношения респондентов к ТМ показала, что 1/4 относится к данному способу оказания медицинской помощи положительно, больше половины - нейтрально и каждый десятый негативно. Наиболее приемлемый вариант оказания медицинских услуг в исследованиях ИСЭПН РАН - это выписка справок и листков нетрудоспособности, организация телеконсультаций и телеконсилиумов и предварительная запись на прием к врачу, получение электронных рецептов на лекарства. Данные в общем совпадают с авторскими результатами.

В целом результаты, полученные в проведенном пилотном исследовании, не противоречат обзору последних публикаций на рассматриваемую тематику. Так, социологическое исследование, которое проводил ВЦИОМ в 2020 г. [14], показало, что о существовании ТМ-технологий знали 62% опрошенных. Уже в 2020 г. имели опыт получения помощи посредством ТМ 8% опрошенных (консультация), больше половины 53% не против воспользоваться онлайн-консультаций для посещения, например, терапевта. На вопрос ВЦИОМа: "Для себя вы скорее допускаете или не допускаете, что в будущем можете обратиться за такой консультацией врача через Интернет, а не при личном визите?" - опрошенные респонденты аналогичной возрастной категории (18-24 года) более половины выбрали положительный ответ (57%). "Скорее не допускают" для себя такой медицинской услуги 42% опрошенных [14].

Данные исследований З.В. Лопатина, Д.Ф. Курбанбаевой, А.В. Мельцера и др. [15] показывают, что наиболее актуальными технологиями в рамках цифровой экономики, которыми должны владеть выпускники медицинских вузов, должны стать компетенции в области медицинских информационных систем, телемедицинских технологий, IT-инфраструктуры организации, информационной безопасности и кибербезопасности, облачных технологий.

Востребованность ИКТ значительно увеличилась в период пандемии COVID‑19. Дистанционное обучение, телеконсультации и телеконсилиумы стали повсеместно использовать в силу возможности их дистанционного проведения. ТМ-технологии нашли широкое применение в обслуживании и консультировании пациентов, когда ситуация стала критической, вследствие большого количества заболевших COVID‑19 врачей. Для сохранения работоспособности первичного звена часть поликлиник Москвы и Московской области перевели на дистанционное обслуживание заболевших [4]. Дистанционную форму обучения применили практически во всех вузах страны [5]. Все это стало возможно благодаря надлежащему уровню распространения и доступности ИКТ среди населения.

Таким образом, современные достижения в области ИТ находят все большее применение во всех отраслях народного хозяйства. Медицина не остается исключением. Вектор переоснащения и оптимизации российских медицинских организаций, повышение качества медицинской помощи населению, - вектор, который был задан еще 10 лет назад в современных условиях и вызовах, остается актуальным и востребованным. Активное переоснащение и изменение регламента работы (электронная запись к врачу, электронная очередь, электронные больничные листы, выписка рецептов, результатов анализов и т. п.) первичного и вторичного звеньев здравоохранения приводят к необходимости изменений к подготовке специалистов медиков.

В настоящее время практически все направления обучения в медицинских вузах включают в себя курсы/лекции/лабораторные и практические занятия, которые связаны с применением ИКТ в медицине. Задачи научно-педагогических работников - создание таких курсов, которые призваны реализовать не догоняющий формат обучения, а быть опережающим, стратегически ориентированным при разработке новых направлений подготовки, которые могли бы отвечать современным эндогенным и экзогенным вызовам современной социальной, экономической и политической обстановки в России. В связи с этим появляется важный вопрос: "Как и кого именно готовить для задач современной медицины?". Этот вопрос особенно актуален в настоящее время, так как вектор развития медицины все больше "склоняется" к высокотехнологичному оборудованию и требует все больше специалистов на стыке знаний области ИКТ и медицины.

Заключение

Изначально выдвинутая гипотеза подтвердилась: современное поколение действительно более лояльно относится к возможностям применения ИКТ в системе здравоохранения и оказания медицинской помощи. Изменения, происходящие в медицине, связаны с экзогенными и эндогенными условиями развития и повсеместным внедрением и использованием ИКТ/ТМ в работе медицинских организаций. Это приводит к необходимости развития новых компетенций и знаний при подготовке студентов в медицинских вузах.

У студентов существует внутренняя мотивация к изучению ИКТ, так как они их воспринимают как объективную реальность не только своей повседневной жизни, но и при осуществлении эффективной и востребованной в будущем профессиональной деятельности. Это необходимо учитывать преподавателям университетов для создания и адаптации курсов, связанных с применением ИТ в медицине. При разработке рабочих программ целесообразно ориентироваться на современные внутренние и внешние вызовы современной социальной, экономической и политической обстановки в России, а также на новые возможности ИТ и ИИ, которые за последние 10 лет стали все чаще применяться при решении медицинских задач.

Все опрошенные студенты единоглас­но сошлись во мнении, что им необходимы компетенций в области применения новых решений в области ИКТ для их дальнейшей деятельности. Уже на этапе подготовки они осознают перечень функционала, который целесообразно отдать на откуп ИКТ: формат предварительной онлайн-записи на прием к врачу, выписка справок и больничных, по их мнению, также не требует "очных и личных" коммуникаций, а также проведение телеконсультаций и телеконсилиумов.

Анализируя степень доверия будущих врачей функционалу ИТ при оказании медицинской помощи, более половины респондентов доверяют данным технологиям, и, что очень показательно, положительное восприятие за периоды исследования удвоилось. Нейтрально воспринимают данные тренды порядка 40%, не доверяют функционалу ИТ чуть более 5% студентов.

Интересно отметить, что с точки зрения форматов использования возможностей ТМ, по мнению опрашиваемых, лидирует предварительная консультация с помощью видеосвязи. Это схоже с общероссийским трендом, так как россияне, по данным исследовательской компании Ромир, знают о возможностях ТМ [16] и согласны применять возможный функционал [17] либо в форме использования "биосонсоров", либо "электронных медицинских записей". Необходимо отметить, что с 2017 по 2021 г. численность пользователей в России увеличилась в 10 раз и к концу 2021 г. составила 20,1 млн человек [16].

Для более детальной проработки вопросов, связанных с изучением трендов отношения и восприятия современным поколением новых реалий в области медицины и потребностей в ИТ, необходимо более широкоформатное исследование.

Литература

1.Александрова О.А., Медведева Е.И., Аликперова Н.В., Крошилин С.В. Анализ профессиональной подготовки и востребованности среднего медицинского персонала в условиях современной политики здравоохранения // Экономика и предпринимательство. 2020. Т. 121, № 8. С. 1148-1161. DOI: https://www.doi.org/10.34925/EIP.2020.121.8.230

2.Ярашева А.В., Александрова О.А., Медведева Е.И., Крошилин С.В., Аликперова Н.В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения московского здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 1, С. 174-190. DOI: https://www.doi.org/10.15838/esc.2020.1.67.10

3.Тихонова О. В., Авачева Т. В., Гречушкина Н. В. Тренды развития цифровых технологий в медицине // Медицинская техника. 2022. Т. 332, № 2. С. 43-47.

4.Медведева Е.И., Александрова О.А., Крошилин С.В. Телемедицина в современных условиях: отношение социума и вектор развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т.15, № 3. С. 200-222. DOI: https://www.doi.org/10.15838/esc.2022.3.81.11

5.Крошилин С. В. Цифровая трансформация российских ВУЗов в период пандемии // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 3. С. 93-110. DOI: https://www.doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.7

6.Федеральный закон от 29.12.2022 № 642-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212290147 (дата обращения: 09.02.2023)

7.Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". Москва : НИУ ВШЭ, 2023. С. 219-222.

8.Владзимирский А.В., Лебедев Г.С. Телемедицина: монография. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. 576 с.

9.Восколович Н. А. Экономика платных услуг. Москва : Юрайт, 2021. 441 с.

10. Морозов С.П., Владзимирский А.В., Сименюра С.С. Качество первичных телемедицинских консультаций "пациент-врач" (по результатам тестирования телемедицинских сервисов) // Врач и информационные технологии. 2020. № 1. С. 51-62.

11. Крошилин С.В. Развитие телемедицины в России // Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента : Сборник научных трудов / Под общей редакцией Е.И. Аксеновой. 2022. Т. 13, № 3. Москва : НИИОЗММ ДЗМ. 2022. С. 54-60.

12. Медведева Е.И., Виноградова К.В. Гендерные аспекты трудового поведения врачей учреждений здравоохранения города Москвы // Народонаселение. Москва : ИСЭПН ФНИСЦ РАН. 2020. Т. 23, № 2. С. 99-109. DOI: https://www.doi.org/10.19181/population.2020.23.2.9

13. Богдан И.В., Гурылина М.В., Чистякова Д.П. Перспективы и риски телемедицины: результаты социологического опроса // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.). Москва : РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 2543-2549. DOI: https://www.doi.org/10.19181/kongress.2020.307

14. Телемедицина в России: сегодня и завтра // ВЦИОМ. Аналитический обзор № 4246 (06.05.2020) [сайт]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/telemediczina-v-rossii-segodnya-i-zavtra (дата обращения: 09.02.2023).

15. Лопатин З.В., Курбанбаева Д.Ф., Мельцер А.В. и др. Анализ потребности медицинских организаций в работниках, обладающих компетенциями применения сквозных цифровых технологий // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2 (46). С. 91-102. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-91-102

16. Лишь четверть россиян доверяет телемедицине // Аналитические материалы Портала Ромир [сайт]. URL: https://romir.ru/studies/lish-chetvert-rossiyan-doveryaet-telemedicine (дата обращения: 10.12.2022)

17. Гребенюк А.Ю. Топ-10 цифровых решений в медицине и здравоохранении // Институт статистических исследований и экономики знаний. НИУ ВШЭ, 2022 [сайт]. URL: https://issek.hse.ru/news/691544400.html (дата обращения: 10.12.2022)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»