УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОСТОРОННЕЙ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Резюме

Многосторонняя оценка коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе - важное условие формирования коммуникативной компетентности и повышения объективности ее оценки в процедурах контроля качества обучения. Однако недостаточная изученность потенциала такой оценки и условий проведения не способствует широкому внедрению данного метода оценки в медицинском образовании.

Цель исследования - выявить условия осуществления многосторонней оценки коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе.

Материал и методы. В многосторонней оценке коммуникативных навыков приняли участие 2 эксперта, 35 выпускников стоматологического факультета Северного государственного медицинского университета, 1 стандартизированный пациент, которые по адаптированным и валидированным нами методикам оценили коммуникативные навыки аккредитуемых после выполнения задания на станции "Разъяснение информации пациенту" в рамках процедуры первичной аккредитации специалистов.

Результаты. Установлено, что уровень надежности анкеты, используемой для экспертной оценки и самооценки коммуникативных навыков, превосходный (α=0,97). Определено, что уровни показателей отношения шансов при разных сочетаниях источников оценок (экспертов) достоверно различаются. Эксперт-стоматолог почти по всем блокам анкеты более строго оценивал коммуникативные навыки респондентов по сравнению с оценками эксперта-психолога и самооценками респондентов. Для большинства респондентов была типична неадекватно завышенная самооценка коммуникативных навыков в ситуации разъяснения информации пациенту. Стандартизированный пациент более высоко оценивал у респондентов навыки межличностного общения и более низко - коммуникативные навыки.

Заключение. Использование стандартизированного оценочного инструментария, участие обученных оценке экспертов, обучающихся, а также стандартизированных пациентов, наличие дополнительных временных и человеческих ресурсов - важные условия, обеспечивающие внедрение многосторонней оценки в учебный процесс медицинских вузов.

Ключевые слова:многосторонняя оценка; медицинское образование; коммуникативная компетентность; коммуникативные навыки; эксперты; преподаватели; обучающиеся; стандартизированный пациент; анкета

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Васильева Е.Ю., Кузьмина Л.Н., Цыбульская Е.Ю. Условия реализации многосторонней оценки коммуникативных навыков в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 55-64. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-55-64

Оценка коммуникативной компетентности обучающихся в медицинском вузе в процессах текущей, промежуточной, итоговой государственной аттестации, а также аккредитации специалистов - явление для российского медицинского образования и практического здравоохранения сравнительно новое и не получившее еще необходимого методологического обоснования [1, 2]. В основе лучших мировых практик такой оценки лежит идея применения многосторонней оценки, которая включает и учитывает мнение нескольких участников процедуры: экспертов (врачей, преподавателей), экзаменующихся (студентов, ординаторов, врачей) и реального/стандартизированного пациента, что позволяет минимизировать субъективизм оценок [3-5]. Эта модель предназначена для индивидуальных и групповых оценок, промежуточного контроля и аттестационных/лицензионных мероприятий. Возможно ли применение многосторонней оценки коммуникативных навыков обучающихся в медицинском образовании в РФ? В поисках ответа на данный исследовательский вопрос была сформулирована цель исследования.

Цель исследования - выявить условия осуществления многосторонней оценки коммуникативных навыков обучающихся в медицинском вузе.

Материал и методы

Многосторонняя оценка коммуникативных навыков была проведена в ходе процедуры первичной аккредитации специалистов - выпускников стоматологического факультета Северного государственного медицинского университета (СГМУ), на этапе оценки практических навыков на станции "Разъяснение информации пациенту" на базе Федерального аккредитационного центра (г. Архангельск) 2, 4 и 5 июля 2022 г.

Исследование проспективное, сравнительное. В электронную базу данных вносились сведения о результатах оценки коммуникативных навыков стандартизированным пациентом, экспертом-психологом (ЭП), экспертом - преподавателем-стоматологом (ЭС) и самооценки экзаменующихся (РЕСП) после выполнения ими задания на станции "Разъяснение информации пациенту". Выборка рандомная (35 респондентов). Все участники исследования заполнили формы оценки Gap-Kalamazoo, где навыки оцениваются по 5-балльной шкале Лайкерта: 1 - плохо; 2 - удовлетворительно; 3 - хорошо; 4 - очень хорошо и 5 - отлично [6]. Выбор методики обосновывается тем, что на русском языке в научной отечественной литературе стандартизированных анкет для многосторонней оценки коммуникативных навыков обучающихся в медицинских вузах мы не нашли. Были осуществлены межкультурный перевод и адаптация анкет на русский язык и проведено поперечное исследование, чтобы изучить психометрические свойства анкеты в соответствии с международными рекомендациями по кросс-культурной адаптации опросников: перевод, синтез, обратный перевод, рецензирование экспертом в области медицинского образования и проведение пилотного тестирования опросников [7]. В течение 2020-2021 гг. пилотные исследования были осуществлены в учебном процессе студентов и ординаторов СГМУ, чтобы оценить, была ли наша версия перевода понятна всем участникам многосторонней оценки. Поскольку пилотное анкетирование показало, что проблем в процессе перевода и понимания критериев оценки не было, нижеприведенная форма анкеты была признана окончательной и использовалась в исследовании.

Пункты формы оценки "Gap-Kalamazoo"

Пункт А. ВЫСТРАИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

А1. Приветствие и проявление интереса к пациенту.

А2. Использование слов, которые демонстрируют заботу о пациенте на протяжении интервью.

А3. Использование тона, темпа, зрительного контакта и позы, которые демонстрируют заботу о пациенте.

Пункт B. ОТКРЫТИЕ ОБСУЖДЕНИЯ

B1. Предоставление возможности пациенту завершить вступительное заявление без перебивания.

B2. Выявление полного набора проблем с помощью вопроса типа "Что-нибудь еще?".

B3. Объяснение и/или согласование повестки дня визита.

Пункт С. СБОР ИНФОРМАЦИИ

С1. Уточнение жалоб и вопросов пациента с использованием открытых вопросов.

С2. Уточнение деталей (по мере необходимости) с помощью более конкретных вопросов или вопросов, требующих ответов "да/нет".

С3. Логичный переход к дополнительным вопросам.

Пункт D. ПОНИМАНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАЦИЕНТА

D1. Вопросы о жизненных событиях, обстоятельствах, других людях, которые могут влиять на здоровье пациента.

D2. Выявление убеждений, опасений и ожиданий пациента/его семьи относительно болезни и лечения.

D3. Четкое реагирование на заявления пациента об его идеях и чувствах.

Пункт Е. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

Е1. Оценка понимания пациентом проблем и желания получить дополнительную информацию.

Е2. Объяснение с использованием слов, понятных пациенту.

Е3. Выявление наличия у пациента каких-либо вопросов.

Пункт F. ДОСТИЖЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

F1. Вовлечение пациента в процесс выбора и принятия решений в той мере, в какой он/она желает.

F2. Определение способности пациента следовать планам диагностики и/или лечения.

F3. Определение дополнительных ресурсов.

Пункт G. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКРЫТИЯ

G1. Уточнение, есть ли у пациента вопросы, опасения и другие проблемы.

G2. Просьба к пациенту обобщить план действий до следующего визита.

G3. Уточнение последующих действий или договоренностей о контактах.

G4. Выражение признательности пациенту за беседу и завершение контакта.

Пункт H. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭМПАТИИ

H1. Соответствие поведения врача характеру беседы.

H2. Проявление сострадания и заботы.

H3. Распознавание эмоциональных реакций пациента.

H4. Адекватность реакции на эмоциональные сигналы пациента.

Пункт I. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

I1. Точность доведения до пациента степени тяжести его состояния.

I2. Учет вклада других участвующих в процессе оказания помощи клиницистов.

I3. Четкость прогноза течения заболевания.

I4. Четкое представление и объяснение вариантов дальнейшего лечения/помощи/ухода.

I5. Предоставление достаточно четкой информации для расширения возможностей принятия решений.

Для проверки надежности внутренней согласованности анкеты использовался коэффициент альфа Кронбаха, значение которого выше 0,70 считается приемлемым [8].

Оценка коммуникативной компетентности специалистов стандартизированным пациентом осуществлялась сразу же после завершения работы экзаменующегося на станции путем заполнения в google-формах адаптированной и валидизированной нами методики, представленной в работе [9] и включающей 9 пунктов, внутренняя согласованность которых была проверена еще раз в ходе настоящего исследования и является хорошей (коэффициент альфа Кронбаха равен 0,87).

Пункты H и I из анкеты для экспертов и респондентов были исключены, исходя из предложенной экзаменующимся особенностей клинической коммуникативной ситуации и ограниченности времени, отводимого на выполнение задания.

Одной из задач исследования было определение зависимости значений оценки коммуникативных навыков экзаменующихся от специальности эксперта. Экспертную самооценку на основе видеорегистрации действий аккредитуемого осуществляли два эксперта: психолог-преподаватель (ЭП) и преподаватель-стоматолог (ЭС). ЭП - магистр психологии, преподаватель кафедры педагогики и психологии СГМУ. ЭС - канд. мед. наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, врач высшей квалификационной категории со стажем работы 48 лет, "Отличник здравоохранения", автор учебного пособия "Коммуникативные навыки в стоматологической практике" (Москва, 2021).

Привлеченные эксперты наблюдали за коммуникативными действиями экзаменующихся и одновременно и независимо друг от друга их оценивали, занося результаты в google-формы.

Статистический анализ проводили с помощью электронных таблиц Microsoft Excel с надстройкой Analysis ToolPak и встроенной программой анализа данных "AtteStat" (версия 13.2, автор И.П. Гайдышев) [11].

Для анализа и интерпретации полученных данных был выбран вариант анализа 4-клеточных таблиц, так как на базе таких таблиц возможно вычисление показателя отношения шансов (ОШ). В нашем случае этот показатель позволил сравнить шансы выставления высших отметок разными субъектами оценок.

Формирование 4-клеточных таблиц - результат дихотомизации спектра оценок, когда все они были разделены на две группы: 1) высшие ("4" и "5") и 2) прочие ("1", "2" и "3"). Далее оценки в таблицах были соотнесены с их источниками: респондентами (самооценка) и экспертами-преподавателями (психологом и стоматологом).

Проведена оценка информативности признаков [12]. В расчетах мы принимали во внимание число значимых связей. Для итогового вычисления необходимых рейтингов вместо величин ОШ использовались ранги их сумм, при этом наибольшее значение показателя получало ранг 1.

Результаты и обсуждение

Коэффициент внутренней согласованности (альфа Кронбаха) всех вопросов формы оценки (анкеты для экспертов и самооценки) оказался равным 0,97 (превосходный), что свидетельствует о высокой надежности используемого оценочного инструмента.

Анализ показателей отношения шансов отражен в табл. 1.

Таким образом, уровни показателей ОШ при разных сочетаниях источников оценок в целом достоверно различаются. Максимальная разница распространенности высших оценок отмечена при таких источниках оценок, как респонденты - эксперт-стоматолог, а минимальная при таких источниках оценок, как респонденты - эксперт-психолог.

Статистически незначимые показатели указывают на то, что, по сути, соответствующие источники оценок одинаково часто выставляют высшие отметки.

Анализ данных показал, что: 1) респонденты и эксперт-психолог одинаково часто выставляли высшие оценки по следующим подпунктам: А1, А2, А3, B1, С1, С3, D2, D3, Е1, Е2, Е3. По остальным подпунктам оценки респондентов были завышены по сравнению с оценками эксперта-психолога; 2) респонденты и эксперт-стоматолог одинаково часто выставляли высшие оценки по подпункту G4. По остальным подпунктам оценки респондентов были завышены по сравнению с оценками эксперта-стоматолога; 3) экс­перт-психолог и эксперт-стоматолог одинаково часто выставляли высшие оценки по следующим подпунктам: С1, D3, G1, G2, G3, G4. По остальным подпунктам оценки эксперта-психолога были завышены по сравнению с оценками эксперта-стоматолога.

Очевидно, что большинство респондентов отличала неадекватно завышенная самооценка коммуникативных навыков в ситуации разъяснения информации пациенту. Эксперт-стоматолог почти по всем вопросам анкеты более строго оценивал коммуникативные навыки респондентов по сравнению с оценкой эксперта-психолога и оценками респондентов.

Наряду с показателем ОШ нами был использован скорректированный (нормированный) коэффициент сопряженности Пирсона. Результаты (дисперсионный анализ, оценка информативности признаков) совпали с приведенными выше, что позволяет нам рекомендовать использование указанного коэффициента в случаях, когда это окажется более удобным.

В случае расхождения мнения экспертов требуется устное согласование для объективизации оценки. Однако в условиях экзамена или процедур аккредитации это вряд ли возможно, так как занимает много времени.

Предложенная форма оценки коммуникативной компетентности предназначена для клинических ситуаций на разных этапах медицинской консультации и не включает критерии для оценки клинической компетенции. Отсюда в роли эксперта при соответствующем обучении могут быть задействованы как эксперты-психологи, знакомые со спецификой медицинской деятельности, так и экс­перты - преподаватели-врачи. Предпочтение мы отдаем преподавателям-врачам.

Оценки стандартизированного пациента (СП) мы не сравнивали с экспертными оценками и самооценкой респондентов, так как СП работал с другой анкетой, переведенной и адаптированной нами ранее [9]. Данная анкета предназначена для пациента и включала 9 пунктов, где 1-5 вопросы направлены на оценку навыков межличностного взаимодействия, а вопросы 6-9 - на оценку коммуникативных навыков врача.

Как видно из табл. 2, количество высших отметок по вопросам 1-5 анкеты составило 156 (89,1±2,36%), по вопросам 6-9 - 71 (50,7±4,23%). Шансы на то, что СП выставит респондентам высшие отметки относительно вопросов 1-5 анкеты в 8,0±2,36 раза выше, чем шансы на то, что высшие отметки будут выставлены по вопросам 6-9. Таким образом, СП сравнительно высоко оценил навыки межличностного общения аккредитуемых и значительно ниже коммуникативные навыки, необходимые для разъяснения и обсуждения информации с пациентом.

Оценка коммуникативных навыков экзаменующихся/обучающихся СП является важной составляющей в многосторонней оценке. Именно пациент, а не эксперт, может определить, удалось ли врачу в ходе медицинской консультации создать основу для конструктивных отношений, которые характеризуются появлением общих мыслей и чувств врача и пациента относительно характера имеющейся проблемы, целей лечения и самих отношений.

Организованная конструктивная обратная связь с СП после выполнения оценочного задания может существенно повлиять на самооценку экзаменующихся и улучшить качество подготовки к общению с пациентом.

Заключение

На основании анализа научной литературы и результатов исследования можно сделать следующие выводы относительно условий организации и содержания многосторонней оценки коммуникативных навыков в процессе обучения будущих врачей и процедурах текущего и промежуточного контроля, а также итоговой государственной аттестации и аккредитации специалистов.

1. Использование в контрольных процедурах многосторонней оценки должно быть обеспечено стандартизированным оценочным инструментарием, отвечающим таким требованиям, как надежность и валидность.

2. Организация многосторонней оценки коммуникативных навыков, несомненно, повышает ее объективность, но это затратный по времени и человеческим ресурсам процесс. Отсюда ее применение нерационально при итоговой государственной аттестации и аккредитации специалистов, где задействованы большие потоки экзаменующихся. Тем не менее этот метод будет эффективным в процессе обучения коммуникативным навыкам будущих врачей в малых группах, где возможно организовать обсуждение и согласование оценок, а также обратную связь.

3. Внедрению многосторонней оценки должно предшествовать обучение коммуникативным навыкам, как важной составляющей медицинского профессионализма, преподавателей-клиницистов, студентов и ординаторов.

4. Участники многосторонней оценки (эксперты, преподаватели, экзаменующиеся, пациенты/стандартизированные пациенты) для повышения ее объективности должны быть обучены методике оценивания. Функции экспертов могут выполнять как эксперты-психологи, так и врачи-преподаватели при условии, что они хорошо знают закономерности, принципы и специфику профессионального общения в медицинской практике, умеют различать профессиональное и непрофессиональное поведение врача.

5. Содержание многосторонней оценки коммуникативных навыков должно быть сопряжено с оценкой мануальных навыков обучающихся и навыков клинического мышления, что потребует разработки соответствующего контента для клинических ситуаций и стандартизированного инструментария для комплексной оценки медицинского профессионализма.

Литература

1.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/26/76

2.Приказ Минздрава России от 22.11.2021 г. № 1081н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" (зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 № 66115). URL: http://fmza.ru/docs/polozhenie-ob-akkreditatsii-spetsialistov/

3.Rider E.A. A model for communication skills assessment across the undergraduate curriculum // Med. Teach. 2006. Vol. 28, N 5. P. 127-134. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590600726540

4.Сalhoun A.W., Rider E.A., Meyer E.C., Lamiani G., Truog R.D. Assessment of communication skills and self-appraisal in the simulated environment: feasibility of multirater feedback with gap analysis // Simul. Healthc. 2009. Vol. 4, N 1. P. 22-29.

5.Calhoun A.W., Rider E.A., Peterson E., Meyer E.C. Multi-rater feedback with gap analysis: an innovative means to assess communication skill and self-insight // Patient Educ. Couns. 2010. Vol. 80, N 3. P. 321-326. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2010.06.027

6.Rider E.A. Interpersonal and communication skills // A Practical Guide to Teaching and Assessing the ACGME Core Competencies. 2nd ed. / E.A. Rider, R.H. Nawotniak. Marblehead, MA : HCPro, Inc., 2010. P. 1-137.

7.Beaton D.E., Bombardier C., Guillemin F., Ferraz M.B. Guidelines for the process of cross-cultural adaptation of self-report measures // Spine (Phila Pa 1976). 2000. Vol. 25, N 24. P. 3186-3191. DOI: https://doi.org/10.1097/00007632-200012150-00014

8.Как рассчитать альфу Кронбаха в Excel. Редакция Кодкампа. URL: https://www.codecamp.ru/blog/cronbachs-alpha-excel/

9.Васильева Е.Ю. Коммуникативные навыки (для медицинских вузов) : учебное пособие. Москва : КНОРУС, 2021. 218 с. (Специалитет и ординатура).

10. Васильева Е.Ю. К вопросу оценки коммуникативной компетентности в российском медицинском образовании // Вестник высшей школы. 2022. № 7. С. 100-104. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.07-22.100

11. Гайдышев И.П. Моделирование стохастических и детерминированных систем : руководство пользователя программы AtteStat. Курган, 2013. 490 с.

12. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ : учебное пособие для экономических вузов. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : ИНФРА-М; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2002. 241 с. (Высшее образование).

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»