ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ОСНОВНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Резюме

Способность врачей проводить исследования и эффективно доносить их результаты, а также научные идеи в целом до различных аудиторий имеет решающее значение как для академической, так и для неакадемической карьеры. Однако, несмотря на растущую потребность студентов-медиков в курсах или семинарах по обработке и представлению медицинского контента, таких программ по-прежнему мало. Кроме того, отсутствуют убедительные доказательства в поддержку конкретных форматов и содержания курсов, которые улучшают необходимые для профессионалов-медиков навыки: критическое и логическое мышление, коммуникативность и др. В данной работе были проанализированы современные образовательные программы по академическому письму, представленные в научной литературе, размещенной в базе данных PubMed. В результате анализа выявлены и перечислены основные знания и навыки, необходимые для успешного участия студентов-медиков в продвижении медицинской науки; представлены основные соображения, которые важно учитывать при составлении образовательных программ, а также приведены примеры подобных курсов и семинаров, которые с успехом проводятся в медицинских институтах разных стран. Высказанные оценки, выводы и предложения могут дать преподавателям-медикам понимание того, как по-новому организовать образовательные и клинические программы для улучшения навыков поиска, чтения, письма, редактирования и презентации, улучшения критического мышления и способностей к логическому мышлению, а также получения глубоких знаний, необходимых для эффективной оценки и передачи медицинского контента.

Ключевые слова:академическая медицина; медицинская школа; публикации; учебный план; биомедицинские исследования; биомедицинские науки; навыки коммуникации; критическое мышление; научное письмо; написание грантов; рефлексивное письмо; образование студентов-медиков

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Грибкова И.В. Образовательная программа по академическому письму для студентов-медиков: основные соображения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 43-53. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-43-53

Академическое письмо является важным навыком биомедицинских исследователей и врачей-ученых [1, 2]. Как научное сообщество, так и широкая общественность могут извлечь выгоду из эффективного донесения научных концепций до широкой аудитории [2, 3]. Так, например, написание научных текстов, а также умение извлекать нужную информацию из научной литературы развивает у врачей компетенции, необходимые в их профессиональной деятельности. Эти навыки напрямую связаны с преподаванием, которое является неотъемлемым аспектом медицинской профессии, независимо от выбранной специальности: врачам часто приходится объяснять пациентам и их семьям процессы развития заболевания и методы лечения. А врачи-ученые, которые большую часть своей карьеры посвящают исследованиям, оказывают значительную помощь в интеграции результатов биомедицинских исследований в клиническую практику и в распространении медицинских инноваций.

Однако преподавание академического письма чаще всего носит неформальный характер и происходит в рамках культуры ученичества в отдельных лабораториях [1, 4]. Это отсутствие формального обучения привело к неравномерной подготовке профессиональных навыков письма и к сокращению количества врачей, стремящихся сделать карьеру в академических кругах [5, 6]. Это, в свою очередь, отразилось на показателях публикационной активности, снижении качества научных текстов, эффективности обмена клиническим опытом, а также на неуверенности врачей в руководстве начинающими исследователями [1, 4]. Данные анонимных опросов студентов-медиков указывают на высокую востребованность и в то же время на недостаток научных знаний, коммуникативных навыков, исследовательского опыта, чтения и понимания научной литературы [1, 2, 6, 7].

В зарубежной литературе представлены программы, которые знакомят студентов медицинских высших учебных заведений с аспектами академической медицины в начале их карьеры [3, 5, 6, 8, 9]. Они доказали свою эффективность в повышении уровня подготовленности в этой области. Обучение в таких программах привело к значительному улучшению преподавательских и исследовательских навыков учащихся, а также к их более активному участию в научной деятельности [1, 3, 5, 7, 10]. Однако отсутствуют убедительные доказательства в поддержку конкретных форматов и содержания курсов. Необходимо определить, какие именно знания и навыки необходимо развивать студентам для успешной научной деятельности, какие методы развивают те или иные компетенции, а также выявить наиболее сильные стороны подобных программ.

Цель работы - обзор и анализ современных образовательных программ по академическому письму, представленных в зарубежной научной литературе и предоставляющих доказательства своей эффективности.

Знания, навыки и личностные качества, которые необходимо развивать студентам-медикам в рамках обучения академическому письму

Согласно современным исследованиям, программы обучения академическому письму направлены на улучшение навыков поиска научной литературы в онлайн-базах данных, чтения статей по медицинской тематике, научного письма, улучшения критического мышления и способностей к логическому мышлению, а также коммуникативных навыков студентов-медиков [1, 7]. Способность к рефлексии (к сознательному обращению внимания на свои мысли, эмоции и поведение, к переосмыслению, анализу) также рассматривается как важнейший и необходимый навык для всех врачей [11, 12], развитию которого посвящены специальные семинары. Обучение рефлексии способствует развитию таких ключевых качеств, как мораль, эмпатия и способность принятия клинических решений. Обучение исследовательским навыкам, устному и письменному общению, эффективным методам обучения и процессу публикации исследований в рецензируемых журналах также включено в образовательные программы [1, 5, 13]. В современном мире становятся очень популярны семинары по написанию грантов, так как они дают необходимые врачам-исследователям навыки для обеспечения внешнего финансирования [13, 14]. В Японии был организован и с успехом проведен курс по английской медицинской терминологии и тренировке способности выражения научных взглядов и обсуждения своей области медицинской специализации на английском языке, который рекомендован к проведению во всех неанглоязычных странах [7].

Подобные программы также знакомят студентов с новыми темами и методами исследований и создают сообщество внутри кафедры. Кроме того, обучение предоставляет студентам возможность отточить свои методы презентации и навыки публичных выступлений, которые необходимы для эффективного научного общения как с академической, так и с непрофессиональной аудиторией [13].

Основные моменты, которые необходимо учитывать при составлении образовательных программ

Программы могут проходить на добровольной основе [1, 7, 11] или могут быть включены в обязательные курсы [12, 13, 15]. Обучающиеся - это студенты старших курсов [7, 11, 12], выпускники медицинских институтов, аспиранты [1, 3, 13], а также профессорско-преподавательский состав [1]. Длительность программ может значительно варьировать: от 1,5-2-часового разового занятия [11] до годового курса [5].

Программы включают разные формы обучения: лекции экспертов [1], занятия в форме журнального клуба [13], практические занятия с обязательной обратной связью от сверстников и преподавателей [1, 3], обсуждения в больших и малых группах [3, 11].

Е. Barroga и соавт. в своей работе, посвященной академическому письму [7], рекомендуют при составлении обучающих программ для достижения наилучших результатов учитывать следующие соображения. Во-первых, обучение студентов должно быть больше ориентировано на практическое участие, а не на простое наблюдение или слушание. Это дает больше возможностей для развития критического мышления, возникновения собственных суждений, логических рассуждений, опыта решения проблем. Во-вторых, в процессе преподавания и обучения необходимо уделять достаточно внимания важности научных исследований, участия в академической и исследовательской деятельности, а также написания статей. При этом в неанглоязычных странах уместно преподавание медицинского английского языка учителями с медицинским образованием, что поможет студентам лучше понимать медицинскую литературу международного уровня, а также получать навыки синтеза, написания и редактирования медицинской информации и выражения своих мыслей на английском языке [7].

Педагоги-медики должны постоянно разрабатывать более совершенные подходы к обучению. Основными целями должны стать развитие мышления, улучшение способностей критического анализа медицинских ситуаций и связанной с ними медицинской информации, приобретение индивидуального опыта. Студентов также необходимо научить тому, как повысить свою продуктивность обучения, используя различные методы, а также как использовать эти методы для дальнейшего совершенствования своих знаний и навыков.

Примеры образовательных программ

Краткие сведения о программах по академическому письму, представленных в современной литературе, даны в табл. Более подробное описание некоторых программ представлено ниже.

Развитие навыков научного письма и презентации данных

Курс по развитию навыков академического письма на основе разбора статей из медицинских журналов описан в работе Е. Barroga и соавт. [7]. Данная программа направлена на улучшение навыков понимания статей из медицинских журналов, подготовки презентации и устного доклада по выбранной теме на основе синтеза информации из журнальных статей, создания обучающих видеоматериалов. Курс состоял из четырех последовательных этапов и проходил в течение 3 нед.

1. I этап (1-я неделя) включал определение темы медицинского исследования, поиск, чтение и понимание соответствующих статей из английских медицинских журналов. Этот этап был направлен на повышение навыков учащихся в чтении, понимании и интеграции информации из статей. Здесь рассматривали следующие вопросы: структура исследовательской статьи, базы данных для поиска научной литературы, выбор статей, чтение избранных статей, понимание статей, обобщение основных моментов и данных из прочитанных статей.

2. II этап (2-я неделя) состоял из создания презентации по теме исследования на основе выбранных медицинских статей, получения отзывов о презентации от научного руководителя и внесения первоначальных правок. Этот этап был направлен на улучшение навыков студентов в создании, написании, редактировании, пересмотре и представлении данных, собранных из статей.

3. III этап (3-я неделя) включал в себя получение отзывов о содержании презентации от приглашенных специалистов, внесение окончательных правок, разработку обучающих видеоматериалов. Этот этап был направлен на повышение навыков студентов в разработке учебных видеоматериалов.

4. IV этап (3-я неделя) включал представление учебных материалов с использованием презентации, а также подведение итогов курса. Этот этап направлен на повышение презентационных и коммуникативных навыков студентов.

Развитие рефлексии

В работах В.Н. Campbell [11] и соавт. и J.A. Dressler и соавт. [12] рассматриваются методы развития способности к рефлексии у студентов-медиков.

В программе, предложенной J.A. Dres­sler и соавт., студентам III курса в рамках обязательной программы давали задание написать 3 текста в виде короткого рефлексивного письма длиной 140 символов или больше. В качестве тем для размышлений были предложены следующие: взаимодействие с пациентом, медицинское образование, взаимодействие с коллегами-врачами и будущая карьера. Тексты могли содержать эмоциональные реакции на определенные переживания и отражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Далее эти материалы были проанализированы двумя независимыми экспертами и признаны рефлексивными (если они содержали размышление или критическое мышление) либо нерефлексивными (если в них было описано привычное или продуманное действие). Никакого предварительного формального обучения определению рефлексии или тому, как надо писать рефлексивное письмо, не проводили. Авторы отметили, что подобный формат позволяет развивать у студентов способность к рефлексии. Для улучшения упражнения ими было предложено введение предварительного определения рефлексии и поощрения студентов за наличие рефлексии при выполнении задания [12].

В исследовании В.Н. Campbell и соавт. рефлексивное письмо было дополнено групповыми обсуждениями [11]. Также в этой работе предложен другой формат образовательной программы. Здесь описано 1,5-2-часовое занятие, которое проводится для студентов III курса на добровольной основе. Занятие включает 5-минутную разминку, 15-20-минутное рефлексивное письмо, а также обсуждение в группах. В качестве разминки учащимся предлагают свободно писать в течение 5 мин, не редактируя и не беспокоясь о правописании. В качестве тем предлагаются простые и "веселые" сюжеты типа: "Мое самое раннее детское воспоминание..." или "Самое безумное, что случилось со мной в подростковом возрасте, это...". Упражнение на рефлексивное письмо, которое предлагается студентам, - это 15-20-минутное свободное письмо на тему их клинического опыта. Ведущий показывает студентам списки потенциальных тем и предлагает выбрать одну (или две) из них. После работы над текстами студенты участвуют в обсуждениях в малых группах. Их просят сосредоточиться на озарениях и не­ожиданностях, которые произошли в процессе написания. Обсуждаются вопросы типа "Что дал вам этот процесс для лучшего осознания вашего клинического опыта?", "Что вас удивило в этом подходе?", "Что вы могли бы изменить в результате этого упражнения?". Затем малые группы делятся своими мыслями со всем классом.

Журнальный клуб, знакомство студентов с новыми темами и методами исследований, развитие аналитических способностей и создание сообщества внутри кафедры

Описание обучения в форме журнального клуба представлено в работах А. Rogers и соавт. [13], R. Edwards и соавт. [16]. Журнальный клуб может быть исключительно эффективным подходом к обучению, требующим от студентов глубокого анализа научных статей, их оценки и синтеза новой информации с уже имеющимися знаниями. Данный формат также дает возможность учащимся развиваться сначала при значительной помощи преподавателя, а затем постепенно достигать независимости по мере устранения поддержки.

На первом занятии клуба преподаватель кратко знакомит участников с методами и формами критической оценки, затем студенты делятся на группы. Каждая группа выбирает статью из нескольких предложенных преподавателем работ из последних общих медицинских журналов или журналов общественного здравоохранения. Преподаватели выбирают статьи, описывающие оригинальные исследования, имеющие клиническое значение и значение для общественного здравоохранения. Учащиеся критически оценивают выбранную статью, используя ориентиры, данные преподавателем, и представляют свою оценку коллегам в журнальном клубе в виде небольшого доклада. После этого следует обсуждение в группе, во время которого анализируется научная ценность статьи и оценивается качество презентации.

Затем группы студентов могут подготовить письма в редакцию на основе их оценки статьи и совета наставника. По желанию студентов готовое письмо представляется для публикации.

А. Rogers и соавт. также сообщили, что эффективность обучения можно повысить, опрашивая студентов перед началом курса о темах, которые им наиболее интересны [13]. По результатам данного опроса можно организовать клубы, ориентированные на конкретные области, которые освещают проблемы, более знакомые нынешним участникам клуба и более актуальные для их исследований.

Обучение написанию гранта

Семинары по написанию грантов описаны в работах А. Rogers и соавт. [13], К.М. Kulage и соавт. [14].

Представленные программы включают сообщения от руководителей и приглашенных экспертов, групповые дискуссии, задания по написанию пробных вариантов заявок и заполнение профилей на соответствующих сайтах. Среди приглашенных докладчиков могут быть опытные рецензенты фондов и выдающиеся исследователи в области биомедицинских технологий. На семинарах даются обязательные материалы для самостоятельного изучения, которые потом обсуждаются в группе.

Примерный план такого семинара представлен в работе К.М. Kulage и соавт. [14]. Семинар проводится очно в течение 3 дней. В 1-й день руководитель семинара представляет обзор содержания заявки, возможностей для написания грантов, а также процесс рассмотрения и оценки гранта. День 2-й посвящен подробному изучению механизмов финансирования. В 3-й день рассматриваются процесс написания заявки на грант и ответы на комментарии рецензента. Проводится углубленный анализ образца гранта. Студентам, когда-либо подававшим заявки на грант, предлагается поделиться своим личным опытом. Предоставляются хорошие и плохие примеры написания грантов, чтобы студенты могли увидеть разницу между финансируемыми и нефинансируемыми заявками. Кроме того, руководитель описывает типичный подход к рассмотрению грантов, который применяют многие рецензенты, подчеркивая необходимость того, чтобы заявки были максимально четкими и краткими.

Чтобы сделать семинар более интерактивным и предоставить студентам возможность участвовать, делиться своей работой со сверстниками и получать от них отзывы, программа семинара включает как минимум одно интерактивное групповое занятие в день, а также небольшие задания до, во время и после семинара. Например, за неделю до семинара учащиеся заполняют лист-задание по теме своего научного направления. Во время прохождения семинара студентам даются "домашние задания", такие как заполнение своего профиля на сайте фонда и рассмотрение образцов заявок на грант.

Заключение

В целях приобретения необходимых навыков и компетенций медицинскими работниками, а также развития медицинской науки в целом рекомендуется дополнить образовательную программу в медицинских институтах обязательными или факультативными курсами по академическому письму. Помимо лекций о структуре и правилах написания исследовательских работ, такие занятия должны включать обсуждения в группах, практические занятия, а также приветствуется участие студентов в клинических исследованиях и написаниях статей по полученным данным. Непосредственное вовлечение студентов в научную работу гораздо лучше развивает необходимые качества и навыки по сравнению с простым слушанием лекций. Отдельные семинары необходимо посвятить таким вопросам, как развитие способности к рефлексии у будущих медиков, а также умению написания заявки на грант. Регулярные занятия в форме журнального клуба будут способствовать знакомству студентов с новыми темами и методами исследований, развитию аналитических способностей и созданию сообщества внутри кафедры.

Литература

1.Wortman-Wunder E., Wefes I. Scientific writing workshop improves confidence in critical writing skills among trainees in the biomedical sciences // J Microbiol Biol Educ. 2020. Vol. 21, N 1. P. 21.1.5. Published 2020 Feb 28. DOI: https://www.doi.org/10.1128/jmbe.v21i1.1843

2.Ratte A., Drees S., Schmidt-Ott T. The importance of scientific competencies in German medical curricula - the student perspective // BMC Med Educ. 2018. Vol. 18, N 1. P. 146. Published 2018 Jun 19. DOI: https://www.doi.org/10.1186/s12909-018-1257-4

3.O’Keeffe K., Bain R. ComSciCon-triangle: regional science communication training for graduate students // J. Microbiol. Biol. Educ. 2018. Vol. 19, N 1. P. 19.1.23. Published 2018 Mar 30. DOI: https://www.doi.org/10.1128/jmbe.v19i1.1420

4.Cameron C., Collie C.L., Baldwin C.D. et al. The development of scientific communication skills: a qualitative study of the perceptions of trainees and their mentors // Acad Med. 2013. Vol. 88, N 10. P. 1499-1506. DOI: https://www.doi.org/10.1097/ACM.0b013e3182a34f36

5.Granat L.M., Weinstein A., Seltzer E. et al. developing future academic physicians: the academic medicine scholars program // Med. Sci. Educ. 2020. Vol. 30, N 2. P. 705-711. Published 2020 Feb 14. DOI: https://www.doi.org/10.1007/s40670-020-00935-y

6.Gunn J.S., Ledford C.H., Mousetes S.J., Grever M.R. Biomedical science undergraduate major: a new pathway to advance research and the health professions // Teach. Learn. Med. 2018. Vol. 30, N 2. P. 184-192. DOI: https://www.doi.org/10.1080/10401334.2017.1361827

7.Barroga E., Mitoma H. Critical thinking and scientific writing skills of non-anglophone medical students: a model of training course // J. Korean Med. Sci. 2019. Vol. 34, N 3. P. e18. Published 2019 Jan 4. DOI: https://www.doi.org/10.3346/jkms.2019.34.e18

8.Arnold L., Cuddy P.G., Hathaway S.B., Quaintance J.L., Kanter S.L. Medical school factors that prepare students to become leaders in medicine // Acad. Med. 2018. Vol. 93, N 2. P. 274-282. DOI: https://www.doi.org/10.1097/ACM.0000000000001937

9.Sahoo S., Mohammed C.A. Fostering critical thinking and collaborative learning skills among medical students through a research protocol writing activity in the curriculum // Korean J. Med. Educ. 2018. Vol. 30, N 2. P. 109-118. DOI: https://www.doi.org/10.3946/kjme.2018.86

10. Svoboda M., Kamal Y., Pinto-Powell R. Science scholars: integrating scientific research into undergraduate medical education through a comprehensive student-led preclinical elective // MedEdPORTAL. 2021. Vol. 17. P. 11144. Published 2021 Apr 16. DOI: https://www.doi.org/10.15766/mep_2374-8265.11144

11. Campbell B.H., Treat R., Johnson B., Derse A.R. Creating reflective space for reflective and “unreflective” medical students: exploring seminal moments in a large-group writing session // Acad Med. 2020. Vol. 95, N 6. P. 882-887. DOI: https://www.doi.org/10.1097/ACM.0000000000003241

12. Dressler J.A., Ryder B.A., Connolly M., Blais M.D., Miner T.J., Harrington D.T. “Tweet”-format writing is an effective tool for medical student reflection // J. Surg. Educ. 2018. Vol. 75, N 5. P. 1206-1210. DOI: https://www.doi.org/10.1016/j.jsurg.2018.03.002

13. Rogers A., Toledano M., Hubbard E., Macchia D., Hui M., Beier K.T. A student-centered seminar course as a complementary approach to a traditional journal club // Adv. Physiol. Educ. 2022. Vol. 46, N 1. P. 77-83. DOI: https://www.doi.org/10.1152/advan.00145.2021

14. Kulage K.M., Stone P.W., Smaldone A.M. Supporting dissertation work through a nursing PhD program federal grant writing workshop // J. Prof. Nurs. 2020. Vol. 36, N 2. P. 29-38. DOI: https://www.doi.org/10.1016/j.profnurs.2019.08.001

15. Sawarynski K.E., Baxa D.M., Folberg R. Embarking on a journey of discovery: developing transitional skill sets through a scholarly concentration program // Teach. Learn. Med. 2019. Vol. 31, N 2. P. 195-206. DOI: https://www.doi.org/10.1080/10401334.2018.1490184

16. Edwards R., White M., Gray J., Fischbacher C. Use of a journal club and letter-writing exercise to teach critical appraisal to medical undergraduates // Med. Educ. 2001. Vol. 35, N 7. P. 691-694. DOI: https://www.doi.org/10.1046/j.1365-2923.2001.00972.x

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»