ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Резюме

В статье проанализирован опыт проведения практических занятий по микробиологии в медицинском вузе в дистанционном формате обучения. Выявлены проблемы в организации самостоятельной работы и методах контроля за выполнения заданий и усвоения материала студентами, обучающимися удаленно. Представлены возможные подходы для их решения: модификация учебной программы, разработка и внедрение в образовательный процесс целесообразных приемов донесения информации и способов объективного оценивания заданий, выполняемых студентами дистанционно.

Ключевые слова:клиническое мышление; учебная программа; методы контроля; списывание; тесты; ситуационные задачи; средний балл

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Подгрушная Т.С. Проблемы и возможности дистанционной формы преподавания микробиологии в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 102-109. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-102-109

В связи с переходом образовательных учреждений на дистанционный режим работы, обусловленным эпидемическим распространением коронавирусной инфекции, появилась серьезная проблема организации и осуществления дистанционного обучения. Отличительная особенность медицинского образования заключается в том, что большинство формируемых клинических компетенций будущего врача неразрывно связано с формами обучения, требующими личного присутствия, это в первую очередь коммуникативные навыки и практические манипуляции [1].

Живое общение в системе традиционного обучения, основанное на профессионализме преподавателя, его способности вызвать заинтересованность аудитории, мотивировать и поддерживать познавательную активность студентов, реализовывая принцип индивидуальности обучения и формирования коммуникативных способностей при коллективной работе, становятся неосуществимыми в дистанционном формате обучения; эмоциональная составляющая процесса обучения отсутствует, студенты воспринимаются как общая группа, что создает определенные психологические и тактические проблемы для достижения эффективности обучения. Отсутствие очного общения между студентом и преподавателем означает исключение всех моментов, связанных с индивидуальным подходом к воспитанию, так как рядом с обучающимся не оказывается человека, который мог бы эмоционально окрасить знания [2].

В настоящее время система вузовского образования претерпевает изменения в направлении личностно-ориентированного подхода, являющегося оптимальной моделью взаимодействия студента и преподавателя, учитывающего все особенности познавательной, мотивационной, личностной сферы обучаемого, создающего атмосферу психологической безопасности и комфорта [3]. Именно качество коммуникации и способность разных субъектов к взаимодействию является основой реализации интегрированной стратегии обучения [4].

Цель данной работы - обсуждение возможных подходов к решению проблем, выявленных при смене традиционного формата проведения практических занятий по микробиологии в медицинском университете на дистанционный. Переход на дистанционную форму обучения произошел быстро, неожиданно и на довольно длительный срок. В данных обстоятельствах именно преподаватели оказались в непростой ситуации, когда нужно было выполнять учебный план - обучать предмету, готовить студентов к экзамену, формировать утвержденные программами практические навыки, вносить в этот перечень коррективы в связи с эпидемией, развивать клиническое мышление, незамедлительно реагировать на затруднения и ошибки студентов.

Имеющиеся на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России методические рекомендации для преподавателей и методические указания для обучающихся разрабатывались для самостоятельной аудиторной работы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, где значительная часть времени отводится на практическую деятельность. Преподаватели столкнулись с техническими проблемами при налаживании взаимодействия с обучающимися, качества и стабильности связи, отсутствия современной компьютерной базы с доступом в Интернет у студентов, занимающихся удаленно, подбора и рекомендации эффективных и доступных ресурсов, с необходимостью быстрого размещения учебных материалов для студентов разных факультетов в соответствии с календарным планом занятий и лекций, имеющих существенные различия. Потребовались как срочные изменения хронокарты и дизайна занятий, так и коррекция практических заданий.

Материал и методы

Особенность высшего медицинского образования - формирование профессиональных компетенций будущего врача на всех этапах обучения. В исследовании, проводимом с целью определения перспектив дистанционного формата изучения курса микробиологии и вирусологии в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России и качества приобретенных знаний и практических навыков приняли участие студенты 5 учебных групп лечебного и педиатрического факультетов (всего 62 человека, обучающиеся у автора на протяжении учебного года). В течение 2 мес при изучении 8 тем курса микробиологии в соответствии с календарным учебным планом II семестра в этих группах проводились подсчет среднего балла по всем видам работ, оцениваемых в ходе практических занятий по 5-балльной системе (тесты исходного уровня знаний, решение ситуационных задач, требующих теоретического обоснования, учет и оценка результатов микробиологического исследования), и сравнение их со средними баллами, полученными в этих же группах при традиционной форме обучения. Для статистической обработки результатов педагогического исследования использовался пакет программ Microsoft Excel 2007; для сравнения полученных результатов применяли критерий χ2.

Результаты и обсуждение

Дистанционные технологии обучения подвергаются медицинским сообществом серьезной и обоснованной критике. Медицинское образование в силу своей специфики не может проводиться дистанционно, потому что медики исконно получали образование у "постели больного" [5]. При изучении любой медицинской специальности визуализация играет ключевую роль в приобретении знаний врача [6]. Невозможно представить получение знаний по анатомии без работы в секционной, изучение гистологии без работы с микропрепаратами, изучение хирургии - без наблюдения за операциями и т. д. [7]. Можно множество раз прочесть в учебнике описание рентгенологической картины заболевания, но не запомнить его. Однако достаточно 1 раз увидеть рентгенограмму и запомнить ее на всю жизнь [8]. В профессии врача необходимы практические навыки, которые студент не может качественно освоить с помощью дистанционного образования, даже с использованием современных тренажеров [9]. Студенты дистанционного обучения становятся пассивными потребителями знаний, из-за того что отсутствуют активные методы обучения, уровень знаний студентов дистанционного образования ниже, чем у тех, кто учится очно. Огромный минус для студента-медика - отсутствие практических навыков, а в медицинском вузе веками складывалась традиция: тесный контакт с преподавателем, а затем и с пациентом [10]. Анализ критических замечаний требует осмысления и предложения конструктивных решений проблем дистанционного обучения в медицинском вузе.

В контексте становления профессиональной компетентности будущего врача задача формирования и укрепления межпредметных связей решается на всех базовых кафедрах. Микробиологические знания, умения, навыки относятся к необходимым при изучении 14 предметов, составляющих 35% дисциплин медицинского профиля ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России [11]. Специфика дисциплины, использование активных методов обучения, осмысление полученных результатов и самостоятельное формулирование выводов позволяет реализовывать практико-ориентированный принцип преподавания на занятиях по медицинской микробиологии, осуществляемых в рамках алгоритма микробиологической диагностики инфекционного заболевания у пациента, формировать основы клинического мышления и чувство ответственности у будущего врача.

Очное обучение при персональном взаимодействии дает преподавателю возможность максимально использовать индивидуальный подход к воспитанию и образованию каждого студента с учетом его личности и особенностей усвоения информации. Попытки осуществлять преподавание в онлайн-режиме по привычной схеме аудиторного занятия оказались малоэффективными в связи с отсутствием достаточного опыта проведения практических занятий по медицинской микробиологии в дистанционном формате. Потребовались модификации в учебной программе, в способах донесения информации студентам, методах контроля над выполнением заданий, в том числе включенных в перечень обязательных практических навыков и компетенций, формируемых при изучении предмета.

По результатам выполненной работы на каждом практическом занятии студенты всех специальностей, обучающиеся на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, оформляют отчет, отражающий суть проводимых исследований в виде протокола, содержащего для заполнения пункты: цель, материал, методы, результаты исследования и выводы. Выбор материала и метода исследования базируется на использовании теоретических знаний особенностей патогенеза, которые определяются биологическими свойствами конкретного возбудителя и прежде всего набором факторов патогенности.

Биологические, поведенческие, эволюционные и экологические особенности каждой паразитарной системы "хозяин-патоген" определяют динамику заболеваемости, и их характеристики необходимы для разработки профилактических и противоэпидемических мероприятий и оценки их эффективности [12]. На занятиях по частной микробиологии эти вопросы детально обсуждаются не только с клинико-диагностической, но и с профилактической целью. Возможности специфической профилактики инфекционных болезней, наличие и эффективность имеющихся биопрепаратов - вакцин, сывороток, иммуноглобулинов, история их создания и практическое применение являются предметом обсуждения и выносятся отдельным пунктом в отчете-протоколе по теме.

Выполняя практическую работу в соответствии с методическими рекомендациями по теме, каждый студент должен самостоятельно учесть и оценить полученные результаты, отобразив их в отчете. Особое внимание акцентируется на формулировке выводов. Даже если студенты работают малыми группами, абсолютно одинаковых выводов обычно не встречается, так как большинство обучающихся усваивают суть выполняемой работы и понимают ее практическую значимость как часть своей будущей профессиональной деятельности. Анализ многолетнего опыта применения отчетов в форме протокола свидетельствует об эффективности его использования в качестве оценочного средства, позволяющего преподавателю адекватно оценить уровень усвоения практических навыков на занятии.

При переходе на дистанционную форму обучения коллегиально было принято решение о сохранении этой формы контроля над выполнением заданий, предлагаемых для самостоятельного учета и оценки результатов исследований по каждой теме. Качество написания отчетов все более формальное и поверхностное: одинаковые ошибки, повторяющиеся во всех группах, несоответствие выводов поставленным целям, отсутствие обоснований к выводам и предложений по уточнению диагноза и назначению этиотропной терапии, направлений в бактериологическую лабораторию и т. д., - резко снизилось. Средний балл во всех исследуемых группах за выполнение практических заданий составил 3,98; при очной форме обучения составлял 4,54. При сравнении результатов установлены достоверные различия качества выполнения практических заданий в соответствии с критерием достоверности χ2: р<0,05 (t=2,01).

По мнению автора, дефицит непосредственного взаимодействия и систематического контроля приводит к тому, что студенты перестают понимать смысл и осознавать значимость самостоятельного выполнения работы; у них появляется перспектива нерегулярного и несамостоятельного выполнения домашних заданий, что усиливается низким уровнем самодисциплины у определенной части студентов.

Для многих студентов действенным фактором, профилактирующим недобросовестное отношение к учебе, являются личный контакт и регулярный контроль преподавателя, демонстрирующего нетерпимое отношение к списыванию, к слабой подготовке, к пропускам, применяющего определенные меры поощрения и наказания [13]. При дистанционной форме обучения преподаватель не имеет возможности полного кон­троля, являющегося мощным побудительным стимулом особенно для студентов младших курсов [2].

На основании сравнения средних баллов за тестовые задания, выполненные дистанционно в отсутствие непосредствен­ного контроля преподавателя, 4,68 и средним баллом, полученным на аудиторных занятиях в присутствии преподавателя, 3,92 в соответствии с критерием достоверности χ2: р<0,01 (t=2,97), а также баллов за решение ситуационных задач по теме 4,61 и 4,02 соответственно, р<0,05 (t=2,19) доказана достоверность различий качественных показателей. Сомнений по поводу причин, повлекших за собой серьезное улучшение качества знаний студентов, не возникло. Четко обозначилась проблема несамостоятельного выполнения заданий.

Вопрос списываний и плагиата не нов в образовании, но это явление значительно усугубляется с увеличением доли дистанционной формы обучения в высшей школе. О масштабах и следствиях усиления данного феномена свидетельствуют исследования последних лет, в которых оценивается опасность и предлагаются пути и механизмы решения проблемы на разных уровнях системы образования. Риски снижения качества образования вследствие распространения списывания как одного из видов нечестного академического поведения существенно возросли во время массового перехода университетов в онлайн-режим обучения из-за пандемии COVID‑19. Возник запрос на доступные и недорогие меры борьбы со списыванием, прежде всего такие, которые могут быть реализованы на уровне организации процесса обучения [14]. Студенты высших учебных заведений достаточно лояльно относятся к практике плагиата и использования его при выполнении работ. Каждый второй студент не считает плагиат серьезным мошенничеством, лояльно относится к его использованию и ожидает лояльного отношения преподавателя в случае обнаружения им плагиата в студенческих работах [15]. Практики нечестного поведения студентов - одна из значимых проблем высшего образования во всем мире. Поэтому руководители и администрации вузов стараются разрабатывать меры борьбы с нечестностью студентов, направленные как на наказание обучающихся, так и на формирование у них ценностей честного поведения [16].

По мнению автора, эффективным способом решения проблемы несамостоятельного выполнения заданий, стимуляции познавательной активности студентов и объективного оценивания их знаний стало незамедлительное введение в учебный процесс новых наборов тестов, содержащих безальтернативные и многовариантные задания; причем в течение дня-недели среди вопросов внутри вариантов производились их ротация, модификация, введение ранее не использованных тестов, что значительно уменьшало шансы списывания. Данный прием произвел предвиденный эффект - средний балл за тесты во всех группах достоверно снизился до 3,62, р<0,001 (t=3,94). Разбор ошибок в студенческих ответах показал, что наибольшую сложность для обучающихся вызвали многовариантные вопросы, требующие обобщения и систематизации учебного материала, то есть серьезной самостоятельной подготовки к занятию. Через 3 нед после принятых мер были проведены повторный анализ и подсчет среднего балла, составившего уже 3,87, при этом количество студентов, отвечающих на "хорошо" и "отлично", возросло, не­удовлетворительных оценок стало меньше.

При решении задач требовалась не простая констатация фактов, а обязательно пояснение, например, механизмов действия факторов патогенности с указанием мишени и патогенетического значения; устойчивость возбудителей к воздействию факторов среды в контексте применения определенных групп дезинфектантов; для назначения адекватной терапии осуществить выбор из антибиотических препаратов, к которым изучаемые возбудители имеют природную чувствительность, со ссылкой на документ, из которого получена информация к действию; самостоятельного изображения схем циклов развития микроорганизмов с указанием соответствующих жизненных форм, стадий развития и сопровождающих их процессов. Если решение задачи заключалось в учете результатов серологических реакций с целью серодиагностики заболевания или сероидентификации возбудителя, то ситуационные задачи были модифицированы по всем темам в 3-4 вариантах в каждой группе. Заменялись титры сывороток, титры реакций, количество обследуемых и результат исследования, предлагались недостоверные по контролям реакции; при использовании микроскопического метода диагностики производили замену фото объекта и т. д.

Например, исходный вариант задачи: обследуемой "А" выставлен диагноз "крас­нуха". Из анамнеза: беременность 7 нед, была в контакте с больным краснухой. Результаты иммуноферментного анализа (ИФА): сыворотка I IgG - 3,5 МЕ/мл; IgM - отрицательны; сыворотка II IgG - 201,0 МЕ/мл; IgM - положительны. Норма: IgG - 10 МЕ/мл; IgM - отрицательны. 1. Учтите и оцените полученные результаты. 2. С какой целью ставилась реакция? 3. Рекомендуемая тактика в отношении данной пациентки? 4. Напишите направление в вирусологическую лабораторию.

Модифицированные результаты исследований: а) результаты ИФА: сыворотка I IgG - 249,0 МЕ/мл; IgM - отрицательны; сыворотка II IgG - 250,5 МЕ/мл; IgM - отрицательны; б) результаты ИФА: сыворотка I IgG - отрицательны; IgM - отрицательны; сыворотка II IgG - отрицательны; IgM - отрицательны; в) результаты ИФА: сыворотка I IgG - 15,0 МЕ/мл; IgM - положительны; сыворотка II IgG - 69,7,5 МЕ/мл; IgM - положительны.

Заключение

Действенным средством предупреждения недобросовестного отношения к учебе становятся: реализация практико-ориентированного преподавания предмета и связь будущей профессии с получаемыми знаниями; индивидуализация и интерактивность предлагаемых для самостоятельного выполнения студентам заданий, их вариативность, постоянное пополнение и обновление, высокая интенсивность подготовки к занятиям, осознание практической целесообразности выполняемой работы.

Дистанционный формат обучения может быть широко применен для обучающихся, имеющих развитое чувство ответственности, самодисциплины и самостоятельности. Следовательно, в учебном процессе должны присутствовать приемы и методы преподавания, способные сформировать необходимые качества личности будущего врача. В противном случае дистанционное медицинское обучение эффективно использовать в качестве вспомогательного к традиционным формам обучения.

Литература

1.Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID‑19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24.

2.Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. 2014. № 1. С. 1-13.

3.Захарова Е.А. Эмоциональное состояние студентов в первый семестр обучения // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 3. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19687

4.Шалина Д.С., Степанова Н.Р., Новокрещенов С.А. Активизация образовательной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30535

5.Клименских М.В., Корепина Н.А., Шека А.С., Виндекер О.С. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 41-47.

6.Михеева Н.М., Лобанов Ю.Ф, Беседина Е.Б, Иванов И.В. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями // Успехи современного естествознания. 2012. № 7. С. 41-45.

7.Сергеев Н.С., Онбыш Т.Е., Сергеева А.В. Реализация дистанционной формы обучения в медицинском вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7. С. 127-131.

8.Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. 2012. № 3, ч. 3. С. 545-547.

9.Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID‑19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. № 2. С. 3-9.

10. Пенькова Л.В., Дилдабекова Н.Т., Асмагамбетова М.Т., Романова А.Р. Дистанционный метод образования в медицине - перспективы, достоинства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 5. С. 73-76.

11. Подгрушная Т.С. Практико-ориентированный подход к преподаванию микробиологии в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 107-114.

12. Брико Н.И. Теоретические обобщения в эпидемиологии: от истории к современности // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2018. Т. 17, № 5. С. 5-16.

13. Шмелева Е.Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 84-109. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-84-109

14. Сагитов Е.Б., Шмелева Е.Д. Как педагогические практики связаны со списыванием среди студентов российских вузов // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 138-159.

15. Кондрашова Е.В. Влияние дистанционного обучения на плагиат и списывание // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 3. С. 156-161. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38548

16. Дремова О.В. Политика российских вузов в отношении академического мошенничества студентов: наказание или воспитание? // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 30-45.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»