ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Резюме

В статье проанализирован опыт проведения практических занятий по микробиологии в медицинском вузе в дистанционном формате обучения. Выявлены проблемы в организации самостоятельной работы и методах контроля за выполнения заданий и усвоения материала студентами, обучающимися удаленно. Представлены возможные подходы для их решения: модификация учебной программы, разработка и внедрение в образовательный процесс целесообразных приемов донесения информации и способов объективного оценивания заданий, выполняемых студентами дистанционно.

Ключевые слова:клиническое мышление; учебная программа; методы контроля; списывание; тесты; ситуационные задачи; средний балл

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Подгрушная Т.С. Проблемы и возможности дистанционной формы преподавания микробиологии в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 102-109. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-102-109

В связи с переходом образовательных учреждений на дистанционный режим работы, обусловленным эпидемическим распространением коронавирусной инфекции, появилась серьезная проблема организации и осуществления дистанционного обучения. Отличительная особенность медицинского образования заключается в том, что большинство формируемых клинических компетенций будущего врача неразрывно связано с формами обучения, требующими личного присутствия, это в первую очередь коммуникативные навыки и практические манипуляции [1].

Живое общение в системе традиционного обучения, основанное на профессионализме преподавателя, его способности вызвать заинтересованность аудитории, мотивировать и поддерживать познавательную активность студентов, реализовывая принцип индивидуальности обучения и формирования коммуникативных способностей при коллективной работе, становятся неосуществимыми в дистанционном формате обучения; эмоциональная составляющая процесса обучения отсутствует, студенты воспринимаются как общая группа, что создает определенные психологические и тактические проблемы для достижения эффективности обучения. Отсутствие очного общения между студентом и преподавателем означает исключение всех моментов, связанных с индивидуальным подходом к воспитанию, так как рядом с обучающимся не оказывается человека, который мог бы эмоционально окрасить знания [2].

В настоящее время система вузовского образования претерпевает изменения в направлении личностно-ориентированного подхода, являющегося оптимальной моделью взаимодействия студента и преподавателя, учитывающего все особенности познавательной, мотивационной, личностной сферы обучаемого, создающего атмосферу психологической безопасности и комфорта [3]. Именно качество коммуникации и способность разных субъектов к взаимодействию является основой реализации интегрированной стратегии обучения [4].

Цель данной работы - обсуждение возможных подходов к решению проблем, выявленных при смене традиционного формата проведения практических занятий по микробиологии в медицинском университете на дистанционный. Переход на дистанционную форму обучения произошел быстро, неожиданно и на довольно длительный срок. В данных обстоятельствах именно преподаватели оказались в непростой ситуации, когда нужно было выполнять учебный план - обучать предмету, готовить студентов к экзамену, формировать утвержденные программами практические навыки, вносить в этот перечень коррективы в связи с эпидемией, развивать клиническое мышление, незамедлительно реагировать на затруднения и ошибки студентов.

Имеющиеся на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России методические рекомендации для преподавателей и методические указания для обучающихся разрабатывались для самостоятельной аудиторной работы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, где значительная часть времени отводится на практическую деятельность. Преподаватели столкнулись с техническими проблемами при налаживании взаимодействия с обучающимися, качества и стабильности связи, отсутствия современной компьютерной базы с доступом в Интернет у студентов, занимающихся удаленно, подбора и рекомендации эффективных и доступных ресурсов, с необходимостью быстрого размещения учебных материалов для студентов разных факультетов в соответствии с календарным планом занятий и лекций, имеющих существенные различия. Потребовались как срочные изменения хронокарты и дизайна занятий, так и коррекция практических заданий.

Материал и методы

Особенность высшего медицинского образования - формирование профессиональных компетенций будущего врача на всех этапах обучения. В исследовании, проводимом с целью определения перспектив дистанционного формата изучения курса микробиологии и вирусологии в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России и качества приобретенных знаний и практических навыков приняли участие студенты 5 учебных групп лечебного и педиатрического факультетов (всего 62 человека, обучающиеся у автора на протяжении учебного года). В течение 2 мес при изучении 8 тем курса микробиологии в соответствии с календарным учебным планом II семестра в этих группах проводились подсчет среднего балла по всем видам работ, оцениваемых в ходе практических занятий по 5-балльной системе (тесты исходного уровня знаний, решение ситуационных задач, требующих теоретического обоснования, учет и оценка результатов микробиологического исследования), и сравнение их со средними баллами, полученными в этих же группах при традиционной форме обучения. Для статистической обработки результатов педагогического исследования использовался пакет программ Microsoft Excel 2007; для сравнения полученных результатов применяли критерий χ2.

Результаты и обсуждение

Дистанционные технологии обучения подвергаются медицинским сообществом серьезной и обоснованной критике. Медицинское образование в силу своей специфики не может проводиться дистанционно, потому что медики исконно получали образование у "постели больного" [5]. При изучении любой медицинской специальности визуализация играет ключевую роль в приобретении знаний врача [6]. Невозможно представить получение знаний по анатомии без работы в секционной, изучение гистологии без работы с микропрепаратами, изучение хирургии - без наблюдения за операциями и т. д. [7]. Можно множество раз прочесть в учебнике описание рентгенологической картины заболевания, но не запомнить его. Однако достаточно 1 раз увидеть рентгенограмму и запомнить ее на всю жизнь [8]. В профессии врача необходимы практические навыки, которые студент не может качественно освоить с помощью дистанционного образования, даже с использованием современных тренажеров [9]. Студенты дистанционного обучения становятся пассивными потребителями знаний, из-за того что отсутствуют активные методы обучения, уровень знаний студентов дистанционного образования ниже, чем у тех, кто учится очно. Огромный минус для студента-медика - отсутствие практических навыков, а в медицинском вузе веками складывалась традиция: тесный контакт с преподавателем, а затем и с пациентом [10]. Анализ критических замечаний требует осмысления и предложения конструктивных решений проблем дистанционного обучения в медицинском вузе.

В контексте становления профессиональной компетентности будущего врача задача формирования и укрепления межпредметных связей решается на всех базовых кафедрах. Микробиологические знания, умения, навыки относятся к необходимым при изучении 14 предметов, составляющих 35% дисциплин медицинского профиля ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России [11]. Специфика дисциплины, использование активных методов обучения, осмысление полученных результатов и самостоятельное формулирование выводов позволяет реализовывать практико-ориентированный принцип преподавания на занятиях по медицинской микробиологии, осуществляемых в рамках алгоритма микробиологической диагностики инфекционного заболевания у пациента, формировать основы клинического мышления и чувство ответственности у будущего врача.

Очное обучение при персональном взаимодействии дает преподавателю возможность максимально использовать индивидуальный подход к воспитанию и образованию каждого студента с учетом его личности и особенностей усвоения информации. Попытки осуществлять преподавание в онлайн-режиме по привычной схеме аудиторного занятия оказались малоэффективными в связи с отсутствием достаточного опыта проведения практических занятий по медицинской микробиологии в дистанционном формате. Потребовались модификации в учебной программе, в способах донесения информации студентам, методах контроля над выполнением заданий, в том числе включенных в перечень обязательных практических навыков и компетенций, формируемых при изучении предмета.

По результатам выполненной работы на каждом практическом занятии студенты всех специальностей, обучающиеся на кафедре микробиологии ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, оформляют отчет, отражающий суть проводимых исследований в виде протокола, содержащего для заполнения пункты: цель, материал, методы, результаты исследования и выводы. Выбор материала и метода исследования базируется на использовании теоретических знаний особенностей патогенеза, которые определяются биологическими свойствами конкретного возбудителя и прежде всего набором факторов патогенности.

Биологические, поведенческие, эволюционные и экологические особенности каждой паразитарной системы "хозяин-патоген" определяют динамику заболеваемости, и их характеристики необходимы для разработки профилактических и противоэпидемических мероприятий и оценки их эффективности [12]. На занятиях по частной микробиологии эти вопросы детально обсуждаются не только с клинико-диагностической, но и с профилактической целью. Возможности специфической профилактики инфекционных болезней, наличие и эффективность имеющихся биопрепаратов - вакцин, сывороток, иммуноглобулинов, история их создания и практическое применение являются предметом обсуждения и выносятся отдельным пунктом в отчете-протоколе по теме.

Выполняя практическую работу в соответствии с методическими рекомендациями по теме, каждый студент должен самостоятельно учесть и оценить полученные результаты, отобразив их в отчете. Особое внимание акцентируется на формулировке выводов. Даже если студенты работают малыми группами, абсолютно одинаковых выводов обычно не встречается, так как большинство обучающихся усваивают суть выполняемой работы и понимают ее практическую значимость как часть своей будущей профессиональной деятельности. Анализ многолетнего опыта применения отчетов в форме протокола свидетельствует об эффективности его использования в качестве оценочного средства, позволяющего преподавателю адекватно оценить уровень усвоения практических навыков на занятии.

При переходе на дистанционную форму обучения коллегиально было принято решение о сохранении этой формы контроля над выполнением заданий, предлагаемых для самостоятельного учета и оценки результатов исследований по каждой теме. Качество написания отчетов все более формальное и поверхностное: одинаковые ошибки, повторяющиеся во всех группах, несоответствие выводов поставленным целям, отсутствие обоснований к выводам и предложений по уточнению диагноза и назначению этиотропной терапии, направлений в бактериологическую лабораторию и т. д., - резко снизилось. Средний балл во всех исследуемых группах за выполнение практических заданий составил 3,98; при очной форме обучения составлял 4,54. При сравнении результатов установлены достоверные различия качества выполнения практических заданий в соответствии с критерием достоверности χ2: р<0,05 (t=2,01).

По мнению автора, дефицит непосредственного взаимодействия и систематического контроля приводит к тому, что студенты перестают понимать смысл и осознавать значимость самостоятельного выполнения работы; у них появляется перспектива нерегулярного и несамостоятельного выполнения домашних заданий, что усиливается низким уровнем самодисциплины у определенной части студентов.

Для многих студентов действенным фактором, профилактирующим недобросовестное отношение к учебе, являются личный контакт и регулярный контроль преподавателя, демонстрирующего нетерпимое отношение к списыванию, к слабой подготовке, к пропускам, применяющего определенные меры поощрения и наказания [13]. При дистанционной форме обучения преподаватель не имеет возможности полного кон­троля, являющегося мощным побудительным стимулом особенно для студентов младших курсов [2].

На основании сравнения средних баллов за тестовые задания, выполненные дистанционно в отсутствие непосредствен­ного контроля преподавателя, 4,68 и средним баллом, полученным на аудиторных занятиях в присутствии преподавателя, 3,92 в соответствии с критерием достоверности χ2: р<0,01 (t=2,97), а также баллов за решение ситуационных задач по теме 4,61 и 4,02 соответственно, р<0,05 (t=2,19) доказана достоверность различий качественных показателей. Сомнений по поводу причин, повлекших за собой серьезное улучшение качества знаний студентов, не возникло. Четко обозначилась проблема несамостоятельного выполнения заданий.

Вопрос списываний и плагиата не нов в образовании, но это явление значительно усугубляется с увеличением доли дистанционной формы обучения в высшей школе. О масштабах и следствиях усиления данного феномена свидетельствуют исследования последних лет, в которых оценивается опасность и предлагаются пути и механизмы решения проблемы на разных уровнях системы образования. Риски снижения качества образования вследствие распространения списывания как одного из видов нечестного академического поведения существенно возросли во время массового перехода университетов в онлайн-режим обучения из-за пандемии COVID‑19. Возник запрос на доступные и недорогие меры борьбы со списыванием, прежде всего такие, которые могут быть реализованы на уровне организации процесса обучения [14]. Студенты высших учебных заведений достаточно лояльно относятся к практике плагиата и использования его при выполнении работ. Каждый второй студент не считает плагиат серьезным мошенничеством, лояльно относится к его использованию и ожидает лояльного отношения преподавателя в случае обнаружения им плагиата в студенческих работах [15]. Практики нечестного поведения студентов - одна из значимых проблем высшего образования во всем мире. Поэтому руководители и администрации вузов стараются разрабатывать меры борьбы с нечестностью студентов, направленные как на наказание обучающихся, так и на формирование у них ценностей честного поведения [16].

По мнению автора, эффективным способом решения проблемы несамостоятельного выполнения заданий, стимуляции познавательной активности студентов и объективного оценивания их знаний стало незамедлительное введение в учебный процесс новых наборов тестов, содержащих безальтернативные и многовариантные задания; причем в течение дня-недели среди вопросов внутри вариантов производились их ротация, модификация, введение ранее не использованных тестов, что значительно уменьшало шансы списывания. Данный прием произвел предвиденный эффект - средний балл за тесты во всех группах достоверно снизился до 3,62, р<0,001 (t=3,94). Разбор ошибок в студенческих ответах показал, что наибольшую сложность для обучающихся вызвали многовариантные вопросы, требующие обобщения и систематизации учебного материала, то есть серьезной самостоятельной подготовки к занятию. Через 3 нед после принятых мер были проведены повторный анализ и подсчет среднего балла, составившего уже 3,87, при этом количество студентов, отвечающих на "хорошо" и "отлично", возросло, не­удовлетворительных оценок стало меньше.

При решении задач требовалась не простая констатация фактов, а обязательно пояснение, например, механизмов действия факторов патогенности с указанием мишени и патогенетического значения; устойчивость возбудителей к воздействию факторов среды в контексте применения определенных групп дезинфектантов; для назначения адекватной терапии осуществить выбор из антибиотических препаратов, к которым изучаемые возбудители имеют природную чувствительность, со ссылкой на документ, из которого получена информация к действию; самостоятельного изображения схем циклов развития микроорганизмов с указанием соответствующих жизненных форм, стадий развития и сопровождающих их процессов. Если решение задачи заключалось в учете результатов серологических реакций с целью серодиагностики заболевания или сероидентификации возбудителя, то ситуационные задачи были модифицированы по всем темам в 3-4 вариантах в каждой группе. Заменялись титры сывороток, титры реакций, количество обследуемых и результат исследования, предлагались недостоверные по контролям реакции; при использовании микроскопического метода диагностики производили замену фото объекта и т. д.

Например, исходный вариант задачи: обследуемой "А" выставлен диагноз "крас­нуха". Из анамнеза: беременность 7 нед, была в контакте с больным краснухой. Результаты иммуноферментного анализа (ИФА): сыворотка I IgG - 3,5 МЕ/мл; IgM - отрицательны; сыворотка II IgG - 201,0 МЕ/мл; IgM - положительны. Норма: IgG - 10 МЕ/мл; IgM - отрицательны. 1. Учтите и оцените полученные результаты. 2. С какой целью ставилась реакция? 3. Рекомендуемая тактика в отношении данной пациентки? 4. Напишите направление в вирусологическую лабораторию.

Модифицированные результаты исследований: а) результаты ИФА: сыворотка I IgG - 249,0 МЕ/мл; IgM - отрицательны; сыворотка II IgG - 250,5 МЕ/мл; IgM - отрицательны; б) результаты ИФА: сыворотка I IgG - отрицательны; IgM - отрицательны; сыворотка II IgG - отрицательны; IgM - отрицательны; в) результаты ИФА: сыворотка I IgG - 15,0 МЕ/мл; IgM - положительны; сыворотка II IgG - 69,7,5 МЕ/мл; IgM - положительны.

Заключение

Действенным средством предупреждения недобросовестного отношения к учебе становятся: реализация практико-ориентированного преподавания предмета и связь будущей профессии с получаемыми знаниями; индивидуализация и интерактивность предлагаемых для самостоятельного выполнения студентам заданий, их вариативность, постоянное пополнение и обновление, высокая интенсивность подготовки к занятиям, осознание практической целесообразности выполняемой работы.

Дистанционный формат обучения может быть широко применен для обучающихся, имеющих развитое чувство ответственности, самодисциплины и самостоятельности. Следовательно, в учебном процессе должны присутствовать приемы и методы преподавания, способные сформировать необходимые качества личности будущего врача. В противном случае дистанционное медицинское обучение эффективно использовать в качестве вспомогательного к традиционным формам обучения.

Литература

1.Алексеева А.Ю., Балкизов З.З. Медицинское образование в период пандемии COVID‑19: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 2. С. 8-24.

2.Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. 2014. № 1. С. 1-13.

3.Захарова Е.А. Эмоциональное состояние студентов в первый семестр обучения // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 3. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19687

4.Шалина Д.С., Степанова Н.Р., Новокрещенов С.А. Активизация образовательной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30535

5.Клименских М.В., Корепина Н.А., Шека А.С., Виндекер О.С. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 41-47.

6.Михеева Н.М., Лобанов Ю.Ф, Беседина Е.Б, Иванов И.В. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями // Успехи современного естествознания. 2012. № 7. С. 41-45.

7.Сергеев Н.С., Онбыш Т.Е., Сергеева А.В. Реализация дистанционной формы обучения в медицинском вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7. С. 127-131.

8.Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине // Фундаментальные исследования. 2012. № 3, ч. 3. С. 545-547.

9.Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID‑19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. № 2. С. 3-9.

10. Пенькова Л.В., Дилдабекова Н.Т., Асмагамбетова М.Т., Романова А.Р. Дистанционный метод образования в медицине - перспективы, достоинства и недостатки. Особенности в условиях самоизоляции и карантина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2020. № 5. С. 73-76.

11. Подгрушная Т.С. Практико-ориентированный подход к преподаванию микробиологии в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 107-114.

12. Брико Н.И. Теоретические обобщения в эпидемиологии: от истории к современности // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2018. Т. 17, № 5. С. 5-16.

13. Шмелева Е.Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 84-109. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-1-84-109

14. Сагитов Е.Б., Шмелева Е.Д. Как педагогические практики связаны со списыванием среди студентов российских вузов // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 138-159.

15. Кондрашова Е.В. Влияние дистанционного обучения на плагиат и списывание // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 3. С. 156-161. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38548

16. Дремова О.В. Политика российских вузов в отношении академического мошенничества студентов: наказание или воспитание? // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 30-45.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Вскрытие
Медицина сегодня
IV Российская Школа молодых ученых и врачей по детской психиатрии.

Итоги работы IV Российской школы молодых ученых и врачей по детской психиатрии С 22 по 24 марта 2023 года в Москве состоялась IV Российская Школа молодых ученых и врачей по детской психиатрии . Школа традиционно проходит в Российской медицинской академии непрерывного...

Ждем вас 13-14 апреля на Школе РОАГ в Перми!

Ждем вас 13-14 апреля на Школе РОАГ в Перми! Продолжается плодотворная работа образовательного проекта "Школы РОАГ". 13-14 апреля эксперты НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И. Кулакова встретятся со специалистами Перми, чтобы поделиться новыми...

Научно-практическая онлайн-школа РАРЧ "Секреты гормональной стимуляции в программах ВРТ: традиционные и инновационные подходы"

Научно-практическая онлайн-школа РАРЧ "Секреты гормональной стимуляции в программах ВРТ: традиционные и инновационные подходы" 14-15 апреля 2023 года Важным элементом программ ВРТ является гормональная стимуляция яичников, направленная на получение необходимого количества...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»