АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Резюме

Современная система подготовки высококвалифицированных медицинских кадров, востребованных на рынке труда, требует разработки научно обоснованных педагогических подходов преподавания с учетом формирования высокого уровня мотивации обучающихся.

Цель - выявление и оценка факторов, оказывающих наибольшее влияние на поддержание высокого уровня мотивации студентов стоматологического профиля для оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов.

Материал и методы. В настоящем исследовании приняли участие 220 студентов стоматологического факультета ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России. Детальный мониторинг начального уровня мотивации с выявлением базовых критериев, влияющих на организацию учебного процесса, проводился с использованием метода социологического опроса на основе специально разработанной анкеты в виде google-формы. Дальнейшая экспертная оценка значимости компонентов мотивационной системы в контексте сравнительной динамики их развития для обучающихся бюджетной и внебюджетной форм осуществлялась с привлечением преподавательского состава стоматологических кафедр.

Результаты. Полученные в ходе анкетирования и статистической обработки данные в качестве основополагающих мотивационных направлений определили глубокую теоретическую базу обучающихся, ведение рейтинговой оценки, участие во внеаудиторной работе. Не менее важными компонентами мотивационной системы для обучающихся как бюджетной, так и внебюджетной форм обучения (73-75%) стали профессионализм педагога, высокий уровень его компетентности и умение заинтересовать предметом. Преобладающее большинство (95% студентов из 1-й группы и 97% студентов из 2-й) отметили важность создания благоприятного психологического климата.

Заключение. Расчетные показатели проведенного исследования позволяют в лучшей степени адаптировать методики профессионально-педагогической деятельности преподавателей стоматологического профиля, разработать индивидуальный подход в рамках обеспечения постоянного интереса обучающихся к процессу обучения и получения знаний.

Ключевые слова:факторы мотивации; высшее медицинское образование; успеваемость; профессиональные навыки, компетентность

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Денисова В.Ю., Журбенко В.А., Карлаш А.Е. Анализ факторов, влияющих на поддержание высокого уровня учебной мотивации студентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 72-79. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-72-79

В рамках непрерывного развития современной системы здравоохранения первостепенной является задача подготовки высококвалифицированных кадров, способных адаптироваться в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями [1]. Приоритетным становится мнение об исключительной важности осознания обучающимися способов познания, активации мышления [2]. К сожалению, часть студентов не обладает высокой мотивационной активностью к учебному процессу. В качестве причин называют несамостоятельность выбора и, как следствие, незаинтересованность в приобретении данной профессии, преимущественную ориентацию на положительную оценку, материальную нестабильность, бытовые проблемы, стресс, усталость, плохую академическую успеваемость [3, 4]. В связи с этим необходима разработка обоснованных научно-педагогических подходов преподавания с учетом формирования высокого уровня мотивации обучающихся, что определяет актуальность оценки критериев мотивационной системы для студентов и их использования в процессе приобретения профессиональной компетентности [5, 6].

Цель исследования - выявить факторы, оказывающие влияние на поддержание высокого уровня мотивации студентов, так как заинтересованность обучающихся является одним из наиболее эффективных способов улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов.

Материал и методы

Исследование проводили с 2018 по 2020 г. Для сравнительного анализа мотивационных факторов сформированы две группы студентов. В 1-ю группу включены обучающиеся IV-VI курсов бюджетной формы обучения - 125 человек. Во 2-ю группу включены обучающиеся IV-VI курсов внебюджетной формы обучения - 125 человек. Всего данные собраны от 250 студентов, обучающихся во ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России.

В ходе исследования проведен мониторинг факторов повышения мотивации студентов к обучению с помощью специально разработанной анкеты. В концепции анкеты представлены позиции, ориентированные прежде всего на студентов вузов, сформулированные на основе контент-анализа литературных данных, посвященных проблемам мотивационной составляющей образовательного процесса. Социологический опрос проводился в дистанционном формате с применением технологии google-формы посредством социальных сетей и электронной почты.

По мнению ведущих ученых-педагогов, психологов, в опросник включали вопросы, касающиеся факторов, максимально влияющих на повышение уровня мотивации.

· Обладаете ли вы, по вашему мнению, достаточным уровнем теоретических знаний для усвоения предмета?

· Заинтересованы ли вы в подготовке к занятиям и изучению рекомендованных учебных материалов?

· Как активно вы вовлекаетесь в работу на семинарских занятиях?

· Стимулируют ли в дальнейшем знания, полученные на семинарских занятиях, дополнительное изучение предмета?

· Заинтересованы ли вы процессом получения знаний в ходе прослушивания лекционных курсов?

· Активно ли вы используете ИТ-техно­логии (интернет-форумы, онлайн-курсы)?

· Помогают ли вам в процессе обучения симулированные ситуации реальной жизни в процессе обучения (решение ситуационных задач), участие во внеаудиторной работе?

· Насколько важны компетентность педагога, уровень владения предметом, умение держать аудиторию, стимулировать студента на изучение предмета для повышения интереса к предмету?

· Есть ли влияние социально-психологического климата в группе и в общении с профессорско-преподавательским составом на общую успеваемость в вузе?

· Какова роль балльно-рейтинговой системы, возможность участия в публикации научных статей в раскрытии профессионально-личностного потенциала?

· Стимулирует ли вас расширение возможности самореализации к приобретению знаний по предмету?

В качестве основных методов для оценки обучающимися выделенных параметров использована комбинация рейтинговой шкалы Лайкерта, ранговых и открытых вопросов типа "да/нет". Анкетирование респондентов проводилось анонимно, на добровольной основе, что подтверждалось письмом с информированным согласием. 220 (88%) анкет были возвращены заполненными. С целью персонализации данных и возможности их структурирования по возрастному градиенту, половому признаку, форме обучения, уровню обучения, успеваемости, наличии академической задолженности каждой опросной форме был присвоен специальный цифровой код (номер идентификатора).

Экспертная оценка уровня мотивации студентов проводилась педагогами кафедры стоматологии детского возраста. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программного обеспечения Google Apps с использованием методов группировки, ранжирования, структурного и логического анализа.

Результаты

Все обучающиеся показали высокий стабильный уровень учебной мотивации студентов. Обучающиеся проявили большую заинтересованность в изучении предложенной учебной программы с целью приобретения профессиональной компетенции в дальнейшем. Сравнительный анализ результатов анкетирования выявил прямо пропорциональную взаимосвязь мотивации к учебному процессу и приобретению в дальнейшем высокого уровня компетентности в профессии. Так, 92% студентов 1-й группы и 83% студентов 2-й группы отметили у себя хорошую теоретическую подготовку, необходимую для дальнейшего изучения предмета. 95% обучающихся на бюджетной основе и 91% обучающихся на внебюджетной проявили заинтересованность к подготовке к занятиям и изучению рекомендованных учебных материалов. 96% студентов 1-й группы и 87% студентов 2-й группы отметили важность активного вовлечения в работу на семинарских занятиях. Заинтересованность в дальнейшем изучении предмета и необходимости использования дополнительных источников для расширения знаний по предмету проявили 89% респондентов из 1-й и 84% респондентов из 2-й групп. Решающее значение лекционных курсов для приобретения теоретической основы будущей профессии выявили 87% студентов 1-й и 85% студентов 2-й групп. Немаловажную роль студенты отвели возможности использования ИТ-техно­логий. Так, 87% учащихся из 1-й группы и 82% учащихся из 2-й группы положительно оценили возможность использования в подготовке к занятиям ИТ-технологий. Большим успехом у студентов пользуются интернет-ресурсы, применяемые в университете. Важную роль участия во внеаудиторной работе, разбор симулированных ситуаций из реальной жизни, решения ситуационных задач в формировании высокой мотивации к учебе отметили 87% респондентов из 1-й и 84% респондентов из 2-й групп. Причем все студенты понимают, что для решения ситуационных задач необходимо обладать хорошими теоретическими знаниями по предмету, что, несомненно, стимулирует более глубокое и осознанное изучение предмета.

Обсуждение

Оценка значимости информационно-дидактических источников и теоретической подготовки студентов двух исследуемых групп представлена на рис. 1.

Не менее важными компонентами мотивационной системы для 75% студентов из 1-й группы и 73% студентов из 2-й группы стали профессионализм педагога, высокий уровень его компетентности и умение заинтересовать предметом. 95% в студентов из 1-й группы и 97% студентов из 2-й группы отметили важность создания благоприятного психологического климата для развития личностных и профессиональных характеристик в процессе учебы. 80% студентов из 1-й группы и 76% студентов из 2-й группы отметили важность введения рейтинговой оценки студентов. А возможность самореализации положительно оценили 78% студентов из 1-й и 75% студентов из 2-й групп. 19% обучающихся из 1-й группы и 28% обучающихся из 2-й группы в качестве препятствия к приобретению знаний и навыков в профессии отмечают нестабильность материального положения, плохие жилищные условия и необходимость подработки, зачастую в ущерб учебе. Распределение в структуре социально-личностных факторов мотивации имеет следующий вид (рис. 2).

Необходимо отметить, что 82% студентов, обучающихся на бюджетной основе, уже с начальных курсов более мотивированы к изучению и приобретению навыков в выбранной профессии. В то время как 53% студентов, обучающихся на внебюджетной основе, приобретают интерес к профессии лишь на старших курсах (рис. 3).

Ведущую роль в приобретении профессиональных навыков студенты старших курсов отвели решению ситуационных задач, составленных из случаев, встречаемых на клиническом приеме врача в реальной жизни. При этом студенты старших курсов проявили большую заинтересованность учебным процессом. 72% высоко оценили введение рейтинговой оценки студентов. 77,3% студентов отметили положительное влияние на формирование учебных мотиваций при участии во внеаудиторной работе, направленной на формирование интереса к будущей профессии.

Заключение

Таким образом, при анализе результатов данного исследования выявлено, что большинство студентов заинтересованы в приобретении как теоретических знаний, так и практических навыков в рамках будущей профессии. Вместе с тем нужно отметить, что для поддержания высокого мотивационного уровня необходимо создание условий для достижения студентами более высоких показателей удовлетворенности учебным процессом, необходимости осознания обучающимися собственной включенности в процесс обучения [7]. Преподавателю следует учитывать личностные характеристики студентов, социальные и бытовые факторы, негативно влияющие на организацию учебного процесса [8, 9]. Необходим индивидуальный подход при разработке обучающих методик для поддержания высокого уровня учебной мотивации студентов для воспитания компетентных будущих специалистов и повышения качества высшего медицинского образования [10-18].

ЛИТЕРАТУРА

1.Надеждин Е.Н., Смирнова Е.Е. Исследование интегрированных систем управления качеством обучения: монография. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2016, 335 с.

2.Сабанов В.И., Грибина Л.Н., Дьяченко Т.С., Емельянова О.С. Готовность к профессиональной деятельности будущих врачей-стоматологов // Волгоградский научно-медицинский журнал. 2014. № 1 (41). С. 7-10.

3.Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 283-287.

4.Денисова В.Ю., Журбенко В.А., Карлаш А.Е. Анализ этапов формирования клинического мышления у студентов стоматологического факультета при организации внеаудиторной работы профилактической направленности среди населения // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 277.

5.Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность учащихся // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 37-39.

6.Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С., Бондарева А.Э., Ирышкова О.В. Интерактивное обучение - одно из важнейших направлений подготовки студентов в современном вузе // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 493.

7.Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С. Инновационное обучение в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования 2015. № 3-4. С. 582.

8.Рубцова Е.В. Повышение качества образовательного процесса (коммуникативной направленности обучения) иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 76-80.

9.Гасанова А.И., Парийский В.А., Грибков А.А. Искусственный интеллект в клинической медицине и стоматологии // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 38-4. С. 17-21.

10. Гнездилова Л.Б., Гнездилов М.А. Факторы, влияющие на развитие мотивации обучения студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2017. Т. 31. С. 1246-1250. URL: http://e-koncept.ru/2017/970264.htm

11. Дулинец Т.Г., Захарова А.С. Исследование учебной мотивации студентов. Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8). С. 4-6.

12. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 56-69.

13. Збанацкая А.Б. Некоторые аспекты проблемы стилевых особенностей обучения студентов ВУЗа // Прикладная психология. 2012. № 6. С. 28-37.

14. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 45-48.

15. Панова Н.В. Причины снижения уровня личностно-профессионального развития на разных этапах жизненного пути // Ученые записки. 2015. № 1. С. 68-73.

16. Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 227-244.

17. Ефремова Н.Ф. Повышение мотивации за счет объективной оценки достижений обучающихся // The Unity of Science: International Scientific Pereodical Journal. 2016. № 4-1. С. 27-30.

18. Чиркина С.Е. Мотивы учебной деятельности современного студента // Образование и саморазвитие. 2013. № 4 (38). С. 63-89.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»