ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Резюме

Среди специальностей гуманитарного и естественно-научного профиля медицинское образование считается самым престижным и социально значимым. В то же время среди всех медицинских специальностей наблюдается наиболее высокий спрос на обучение по специальностям стоматологического профиля, это обусловлено и высоким уровнем дохода выпускников, и востребованностью специалистов на рынке труда. Стоимость обучения по программам стоматологического профиля высокая, обучение продолжительное и трудоемкое, а ставки при лечении пациентов высоки, поэтому чтобы снизить риски профессионального выгорания и дальнейшей несостоятельности как специалиста следует более тщательно подходить к профессиональному отбору кандидатов для обучения. Кроме стандартных результатов выпускных экзаменов после общего образования и результатов аккредитации после специалитета, для поступления в стоматологические вузы следует вводить оценку профессиональной пригодности и профориентационные мероприятия.

Ключевые слова:медицинское образование; стоматология; врач-стоматолог; профориентация; выбор профессии; мотивация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ханиев А.А., Гасанбеков И.М., Лопатин З.В. Профориентация и возможности абитуриентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 61-70. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-61-70

Выбор профессии врача - важное решение, которое принимает человек. Оно влияет на дальнейший профессиональный путь в сфере медицины, на саму систему здравоохранения и на общество в целом [1].

Профессия врача - одна из самых высокооцененных профессий среди студентов. В основном это связано со стабильностью отрасли, финансовыми перспективами, дефицитом врачей на рынке труда и высоким социальным статусом этой профессии [2]. При анализе системы медицинского образования обращает на себя внимание то, что требования к поступающим на обучение по образовательным программам специалитета по специальности "Стоматология" отличаются от других профилей (гуманитарных, технических и т. п.) только набором предметов для сдачи Единого государственного экзамена. Такая унифицированная система отбора абитуриентов не учитывает психологические и личностные особенности, что может негативно отразиться на качестве подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности [6-8]. Совершенствование системы подготовки специалистов в области медицины - это ключ к качественному образованию и квалифицированной медицинской помощи. В первую очередь совершенствовать ее необходимо еще на первых этапах, которые начинаются до непосредственного обучения, - на этапе проф­ориентационной работы с обучающимися как в выпускных классах, так и в средней школе [5].

Медицинские университеты несут социальную ответственность за выпускников медицинских вузов, за уровень их подготовки. Поэтому проведение профориентационных мероприятий является важным шагом к раннему отбору и правильному позиционированию профессии в среде абитуриентов. Именно университеты должны осуществлять работу по привлечению школьников в профессии, которые востребованы в системе здравоохранения [3]. Немалую роль в кадровом обеспечении занимают работодатели, в компетенции которых осуществлять как краткосрочное, так и стратегическое планирование для поддержания и развития кадрового потенциала организации и отрасли в целом.

Руководителям медицинских организаций следует планировать и определять будущий состав медицинских кадров, чтобы избежать нехватки и избытка различных медицинских специальностей [4].

Стоматология является одной из самых востребованных медицинских специальностей. В первую очередь это обусловлено тем, что врачи-стоматологи различного профиля в среднем по стране имеют уровень оплаты труда 91 413,00 руб. в месяц, по данным HR-портала Пропроф.ру. Эта цифра значительно больше, чем у других специалистов диагностического, лечебного и медико-профилактического профиля. Кроме того, количество вакансий для врача-стоматолога тоже больше, чем для многих других специальностей 1.

Соответственно, динамичный рост отрасли, высокая потребность работодателей в квалифицированных кадрах, размер заработной платы и высокий социальный статус создают предпосылки для спроса на обучение врачей-стоматологов. Как следствие отмечается рост числа медицинских и классических университетов, которые лицензируют образовательные программы уровней специалитета и ординатуры стоматологического профиля. Образовательные организации также заинтересованы в подготовке этих специалистов, несмотря на то что продолжительность обучения и стоимость образовательных программ выше в сравнении с другими специальностями. На основании анализа открытых интернет-источников количество абитуриентов, претендующих на обучение по стоматологическим специальностям, превышает наличие свободных мест в разы как за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, так и за счет внебюджетных средств. В настоящее время наблюдаемое количество обучающихся на программах стоматологического профиля достигло своего максимума по числу учащихся и выпускников [6-10].

Цель - определить необходимость профориентационных мероприятий для выпускников школ, планирующих обучение по программам специалитета по специальности "Стоматология" и выпускников специалитета - по программам ординатуры стоматологического профиля.

Материал и методы

Проведено анкетирование 100 абитуриентов стоматологических вузов Российской Федерации о причинах выбора профессии врача-стоматолога. Гендерное распределение респондентов: 38 мужчин и 62 женщины. Возраст респондентов от 16 до 35 лет. Дата проведения: с марта по октябрь 2022 г. Опросник составлен авторами статьи и согласован с участием фокус-группы экспертов.

Анализ официальных интернет-сайтов высших учебных заведений, осуществляющих реализацию образовательных программ специалитета и ординатуры по стоматологическим специальностям: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова" Минздрава России (далее - МГМСУ им. А.И. Евдокимова) и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова" (далее - КБГУ им. Х.М. Бербекова).

Результаты и обсуждение

Наиболее распространенной причиной выбора профессии врача-стоматолога абитуриентами стал уровень заработной платы: 41,18% респондентов ответили, что стоматологи хорошо зарабатывают. На 2-м месте по популярности - престижность профессии, учитывая высокий статус врача в обществе, - 17,65% ответов. Среди причин, набравших менее 10%, абитуриенты отмечают: желание родителей - 8,82%, в медицинский легко поступить - 8,82%, личный опыт общения со стоматологами - 5,88%, продолжить семейную династию - 2,94%. Однако 14,71% не смогли ответить, почему выбрали профессию врача-стоматолога (рис. 1).

В Российской Федерации подготовка медицинских и фармацевтических кадров осуществляется в 62-х образовательных организациях высшего медицинского образования, подведомственных Минздраву России, на 45 медицинских факультетах классических университетов, подведомственных Минобрнауки России, а также в частных образовательных организациях.

Согласно порталу "Карта вузов", 50 образовательных организаций осуществляют подготовку уровня специалитета по специальности "Стоматология" (рис. 2) [11].

Медицинское образование врачей-стоматологов в Российской Федерации представляет собой 5-летнее очное обучение. После завершения образовательной программы специалитета выпускник может сдать первичную аккредитацию по специальности "Стоматология", которая состоит из трех этапов: тестирование, выполнение практических заданий в симулированных условиях и решение ситуационных задач в формате электронных кейсов. После этого экзамена специалист может занимать долж­ность врача-стоматолога и осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом [12]. Выпускник также может продолжить свое обучение в ординатуре для освоения более узкой специальности. Подготовка кадров в ординатуре по стоматологическим специальностям осуществляется по 7 специальностям: детская стоматология, ортодонтия, ортопедическая стоматология, терапевтическая стоматология, стоматология общей практики, хирургическая стоматология, челюстно-лицевая хирургия [13].

На основании данных Российского статистического ежегодника, выпущенного в 2021 г. можно предположить тенденцию к увеличению количества врачей, завершивших обучение по программам ординатуры стоматологической направленности. При этом, как видно на рис. 3, наиболее популярной специальностью является стоматология ортопедическая, далее расположены ортодонтия, стоматология терапевтическая и стоматология хирургическая. Наименьшее количество выпускников наблюдается по стоматологии общей практики и детской стоматологии [14]. Такое распределение может зависеть как от уровня заработной платы, соответственно у стоматологии ортопедической она выше, чем у других специальностей, так и от востребованности специалистов на рынке труда и спросе пациентов на их услуги.

В настоящее время подготовка врачей любой специальности является массовой и практически не индивидуализирована. С одной стороны, это негативный фактор для выпускника: чтобы приобрести профессиональную индивидуальность, он вынужден проходить дополнительное обучение после основной образовательной программы в рамках повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования. С другой стороны, массовизация позволяет образовательным организациям создавать образовательные программы, которые удовлетворяют отрасль здравоохранения, и стоматологическое образование - не исключение. Стандартизация высшего стоматологического образования в нашей стране также обусловлена практикой поступления в вузы на основании результатов Единого государственного экзамена [15]. Указанные выше факторы способствуют увеличению количества организаций, осуществляющих подготовку специалистов стоматологического профиля, в то же время увеличивается и количество обучающихся. Несмотря на высокую стоимость обучения, абитуриентов, подающих документы в вузы, больше, чем мест, поэтому наблюдается тенденция к сокращению бюджетных мест и принятию студентов с низкими баллами на контрактную основу. Например, минимальная сумма проходных баллов на платной основе по образовательной программе "Стоматология" в МГМСУ им. А.И. Евдокимова и КБГУ им. Х.М. Бербекова - 166, при этом в единый государственный экзамен входят 3 предмета: русский язык, химия, биология. Согласно приемной кампании 2021 г., в МГМСУ им. А.И. Евдокимова на 111 бюджетных мест подали 2482 абитуриента, конкурс составил 22 человека на место, а на 450 мест за счет внебюджетных средств подали 1288 человек, внебюджетный конкурс составил 3 абитуриента на место. Согласно данным приемной кампании 2021 г., в КБГУ им. Х.М. Бербекова бюджетных мест не было выделено, прием абитуриентов осуществлялся на 120 мест за счет внебюджетных средств.

На рис. 4 и 5 представлена стоимость обучения за счет внебюджетных средств. Если в региональном классическом университете (КБГУ им. Х.М. Бербекова) на себя обращает внимание незначительная разница в стоимости обучения по медицинским специальностям, то в столичном профильном МГМСУ им. А.И. Евдокимова стоимость обучения по специальности "Стоматология" значительно выше и составляет 470 тыс. руб. [7, 8].

На рис. 6 и 7 представлена стоимость обучения в ординатуре по стоматологическим и другим клиническим специальностям. И в классическом, и в медицинском университете следует отметить, что в прейскуранте на оказание платных образовательных услуг самая высокая стоимость у образовательных программ по специальности "Ортодонтия". При этом разрыв стоимости между "Ортодонтией" и следующей по стоимости программой в МГМСУ им. А.И. Евдокимова составляет 50 тыс. руб., а в КБГУ им. Х.М. Бербекова - 86 тыс. руб.

Заключение

По результатам анализа причин выбора профессии и востребованности стоматологических специальностей у абитуриентов следует, что основным фактором выбора дальнейшей профессии является финансовая обеспеченность специалистов. Высокий конкурс на обучение по стоматологическим специальностям на уровне специалитета на примере приемной кампании в 2022 г. был зафиксирован в КБГУ им. Х.М. Бербекова и МГМСУ им. А.И. Евдокимова, что подтверж­дает стремление обучающихся работать в данной сфере. Высокий спрос на обучение, себестоимость реализации образовательных программ и потребность работодателей влияют на стоимость обучения, которая среди остальных специальностей выше по специальности "Стоматология", а среди специальностей ординатуры - "Ортодонтия". Кроме стандартных результатов выпускных экзаменов после общего образования и результатов аккредитации после специалитета, для поступления в стоматологические вузы следует вводить оценку профессиональной пригодности и профориентационные мероприятия. Стоимость обучения по программам стоматологического профиля высокая, обучение продолжительное и трудоемкое, а ставки при лечении пациентов высоки, поэтому, чтобы снизить риски профессионального выгорания и дальнейшей несостоятельности как специалиста, следует более тщательно подходить к профессиональному отбору кандидатов для обучения.

1 URL: https://proprof.ru/karera/statistika-i-reitingi/samye-vostrebovannye-professii-stomatologov-v‑2021-godu

Литература

1.Daud A., Matoug-Elwerfelli M., Du X. et al. A qualitative enquiry into dental students’ perceptions of dentistry as a career choice in the State of Qatar // BMC Med Educ. 2022. Vol. 22, N 1. P. 452.

2.Lal P., Malhotra C., Nath A., Malhotra R., Ingle GK. Career aspirations and apprehensions regarding medical education among first year medical students in Delhi // Indian J Community Med. 2007. Vol. 32. P. 217-218.

3.Clithero-Eridon A., Crandall C., Ross A. Future medical student practice intentions: the South Africa experience // BMC Med Educ. 2020. Vol. 434.

4.Avidan A., Weissman C., Elchalal U. et al. Medical specialty selection criteria of Israeli medical students early in their clinical experience: subgroups // Isr J Health Policy Res. 2018. Vol. 7, N 1. P. 20.

5.Адуева Т.П. Квалификация специалистов здравоохранения: допуск, номенклатура, аттестация: сб. нормативных документов. Москва: МЦФЭР, 2004. 480 с.

6.Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / под ред. Г.Э. Улумбекова, В.А. Медик. 2-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. 1144 с.

7.Официальный сайт МГМСУ им. А.И. Евдокимова. URL: https://www.msmsu.ru/ (дата обращения 30.11.2022)

8.Официальный сайт Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова. URL: https://kbsu.ru/ (дата обращения 30.11.2022)

9.Репринцева Е.В. Оценка Изменений В Кадровом Обеспечении Российского Рынка Стоматологических Услуг // АНИ: экономика и управление. 2020. № 1 (30).

10. Пост-релиз по итогам пресс-конференции Главного стоматолога МЗ РФ, ректора МГМСУ, Президента Общества Врачей России (ОВР), член-корреспондента РАН Янушевича О.О. и Президента СтАР, директора НИИАМС В.В. Садовского. URL: https://dentalcommunity.ru/common/1661/ (дата обращения 30.11.2022)

11. Интерактивный ресурс Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Карта вузов". URL: https://map.obrnadzor.gov.ru/ (дата обращения 30.11.2022)

12. Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 227н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог"" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2016 N 42399). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199094 (дата обращения 30.11.2022)

13. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/9/188 (дата обращения 30.11.2022)

14. Российский статистический ежегодник 2021 г., Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Москва. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения 30.11.2022)

15. Нурмухаметова В.В. Социально-философские аспекты образования как фактора обеспечения социальной мобильности в современном обществе. Казань: Издательство "Познание", 2019. 100 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»