ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПРИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ: ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Резюме

Статья содержит результаты исследовательского проекта.

Цель исследования - на основании анализа особенностей деятельности врачей - судебно-медицинских экспертов, работающих на месте происшествия совместно со специалистами других ведомств в составе следственно-оперативной группы, выявить навыки и умения, необходимые врачам - судебно-медицинским экспертам для эффективной работы в межведомственной команде. Обосновать необходимость включения в программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации врачей - судебно-медицинских экспертов обучение навыкам коммуникации и командной работы с использованием современных образовательных технологий, активных методов обучения.

Ключевые слова:эффективная коммуникация; межведомственная команда; врач - судебно-медицинский эксперт; навыки; умения; командное взаимодействие; активные методы обучения; взаимопонимание; согласованность; стиль руководства; психологические характеристики; поведенческие особенности; члены команды

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Крутий И.А., Владимиров В.Ю., Романенко Г.Х. Эффективная коммуникация при межведомственном взаимодействии судебно-медицинских экспертов и специалистов: общепрофессиональная компетенция // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 49-59. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-49-59

Современный врач (медицинский специалист, иной медицинский работник) существует в постоянно изменяющемся и очень насыщенном информационном пространстве, подразумевающем владение весьма разнообразными знаниями и умениями [1]. В рамках непрерывного медицинского образования совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков врачей - судебно-меди­цинских экспертов осуществляется на циклах повышения квалификации. Актуализация содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации проводится с опорой на изменения целей, содержания, технологии, нормативно-правового обеспечения и пр.

Часть того, что делают врачи - судебно-медицинские эксперты на работе, не требует командных усилий. Специалисты выполняют свои обязанности в пределах квалификационных требований, профессиональной, уголовно-процессуальной и иных форм ответственности за полученные результаты. В то же время определенная часть деятельности, например работа на месте происшествия, связана с необходимостью взаимодействия со специалистами других ведомств, что, по сути, предполагает включение в совместную командную работу и предусмотрено современным профессиональным стандартом. В профессиональном стандарте "Врач - судебно-медицинский эксперт", утвержденном приказом Минтруда России № 144н от 14 марта 2018 г. [2], к трудовым действиям специалиста относятся: "участие в осмотре трупа на месте обнаружения (происшествия), участие в уголовном, гражданском, административном судопроизводстве и следственных действиях в порядке, определенном законодательством Российской Федерации".

Врач - судебно-медицинский эксперт должен [4]:

· проводить осмотр трупа на месте его обнаружения с повреждениями различного происхождения (происшествия);

· оказывать содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке вещественных доказательств и объектов биологического и иного происхождения, а также в формулировке вопросов, которые могут быть поставлены перед судебно-медицинским экспертом, органом или лицом, назначившим судебно-медицинскую экспертизу;

· участвовать в производстве следственных действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

· оказывать консультативное сопровождение на этапе интерпретации результатов судебно-медицинской экспертизы;

· формулировать и обосновывать экс­пертные выводы в соответствии с требованиями процессуального законодательства Российской Федерации и нормативных правовых документов о государственной судебно-экспертной деятельности [3].

Игнорирование умения коммуницировать со специалистами иных ведомств и работать в команде может быть причиной несогласованности при выполнении общих задач. Поэтому важно, чтобы врачи - судебно-медицинские эксперты знали и владели навыками коммуникации, понимали стратегию и тактику действий в работе команды.

Спецификой команды, работающей на месте происшествия, является состав группы. В нее входят следователь, врач - судебно-медицинский эксперт, специалист-криминалист, пожарно-технический и взрывотехнический и иные специалисты.

Данная группа является межфункциональной командой. Для нее характерна низкая взаимозаменяемость специалистов, узкий диапазон функциональной деятельности каждого участника, ограниченные организационные возможности, четко определенная зона ответственности и зона принятия решений, система подчинения.

Вся полнота ответственности за работу следственно-оперативной группы (СОГ) и принятия решений по организации деятельности лежит на следователе. Следователь непосредственно перед началом следственного действия разъясняет членам СОГ их права и обязанности, ставит общие и конкретные для каждого участника задачи, определяет порядок действий и организует согласованную работу.

Кроме того, полнота ответственности следователя как организатора деятельности СОГ подчеркивается тем, что на заключительной стадии фиксации результатов работы группы каждый из ее членов имеет право сделать запись в протоколе, которая содержит замечания по ходу проведения следственного действия. В процессе работы член команды может лишь рекомендовать следователю тот или иной вариант действий технико-тактического порядка.

Участники СОГ включаются в новую для себя команду, так называемый временный профессиональный коллектив. Первоначальным шагом действий временного профессионального коллектива является знакомство с участниками, установление соответствующих контактов, встраивание в систему команды и достижение взаимопонимания [5]. У членов данной команды двойное подчинение, т.е. они сохраняют линейное подчинение руководителям своих подразделений, в которых работают, но на время участия в деятельности СОГ подчиняются исключительно руководителю СОГ.

Взаимодействуя с коллегами иного профессионального профиля, на основе информации, предоставляемой следователем, специалисты получают возможность шире рассматривать и познавать следственную ситуацию в целом, видят в ней стороны, напрямую не связанные с их функциональными обязанностями. К сложностям, которые могут повлиять на слаженную работу команды и ограничить общение, можно отнести сосредоточенность каждого специалиста на решение узкопрофессиональных проблем, определяемых сферой их компетенций, как на носителе специальных знаний, реализуемых в уголовном судопроизводстве. В силу существующих понятийно-терминологических различий, объективно существующих в различных отраслях знаний, взаимопонимание по отдельным аспектам совместной деятельности между членами команды может оказаться на низком уровне.

Работая в данной команде, врачи - судебно-медицинские эксперты должны понимать специфику деятельности, владеть определенными практиками коммуникативного взаимодействия (поведение, информация, координация, организация).

Кафедрой судебной медицины Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (зав. каф. - д-р мед. наук. А.В. Ковалев) совместно с кафедрой медицинской педагогики, философии и иностранных языков факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (зав. каф. - д-р пед. наук, проф. Н.В. Шестак) Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования было проведено исследование, в котором приняли участие врачи, обучающиеся на цикле повышения квалификации и выступившие в нем в качестве экспертов. Одной из задач экспертов была разработка модели деятельности группы участников при осмотре трупа на месте происшествия с описанием действий каждого: следователя, врача - судебно-медицинского эксперта, криминалиста, понятых, родственников потерпевшего, придерживаясь следующего плана.

1. Ситуация (место происшествия).

2. Как происходит встреча специалистов для оценки ситуации на месте происшествия, передачи информации, координация действий?

3. Опишите позиции участников, их роли.

4. Что может пойти не по плану, вразрез с алгоритмом действий на месте происшествия и какова вероятность этого?

5. Каковы последствия подобных действий?

Очевидно, что на эффективность работы СОГ влияют квалификация и опыт вошедших в нее специалистов. Вместе с тем, когда речь идет о совместной работе команды, на первый план выходят групповые механизмы: вопросы коммуникации, психологической совместимости, конфликтов, сплоченности.

Врачам - судебно-медицинским экспертам было предложено описать ситуацию и действия каждого участника команды при обнаружении трупа в гаражном помещении.

1. Сосед, обнаруживший труп, сообщает о происшествии в дежурную службу полиции.

2. Дежурный полиции формирует оперативно-следственную группу, в состав которой входят следователь, специалист-криминалист, специалист в области судебной медицины, специалист-кинолог, формирующуюся из числа сотрудников дежурной смены следственного подразделения Следственного Комитета РФ (СК), территориального органа МВД России и местного Бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ).

3. Возглавляет СОГ следователь. Он собирает и анализирует данные о характере и особенностях происшествия, организует осмотр и фиксацию обстановки, выявление, сохранение, фиксацию и изъятие следов преступления, руководит работой оперативных работников по получению необходимых сведений у очевидцев и родственников умершего. В этой работе по общему плану и с учетом функциональных задач принимают участие все члены СОГ.

4. По указанию следователя эксперт-криминалист фиксирует место происшествия специальными техническими средствами, осуществляет непосредственный поиск, выявление, фиксацию и изъятие следов, сопровождая свои действия необходимыми пояснениями следователю, понятым и, при необходимости, другим участникам следственного действия. Он изымает имеющиеся вещественные доказательства с места происшествия, содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминалистически значимой информации.

5. По указанию следователя и после разъяснения его прав и обязанностей специалист в области судебной медицины приступает к наружному осмотру трупа на месте его обнаружения. Он консультирует следователя и специалиста-криминалиста по вопросам, связанным с наружным осмотром, оказывает следователю помощь в обнаружении следов, похожих на кровь или других выделений человека, в поиске предполагаемых орудий и других объектов, содействует их изъятию и правильной упаковке, обращает внимание следователя на все особенности, которые имеют значение для данного случая, дает пояснения по поводу выполняемых действий. Он устно консультирует сотрудников СК и МВД по поводу давности наступления и характере смерти, имеющихся на трупе повреждений.

6. Свидетель места происшествия (сосед) дает показания оперативным работникам, работающим параллельно с проведением следственного действия в целях раскрытия преступления по горячим следам, а при необходимости следователю.

Эффективность работы команды при осмотре места происшествия зависит от слаженных и быстрых действий на месте происшествия, своевременной помощи другим участникам группы, раскрытия преступления по горячим следам, включая поимку преступника.

При прочих равных условиях эффективнее работает команда, члены которой дополняют друг друга по психологическим характеристикам и социальному поведению. Успешность такой команды зависит от следующих факторов.

1. Психологические и поведенческие особенности членов команды.

Психологические и поведенческие особенности членов команды, психотип каждого ее участника влияет на работу. Согласно признанной типологии Юнга, основу психотипа составляют следующие показатели [6]:

· источники энергии (экстраверт - ориентация на внешний мир, интроверт - в большей степени ориентация на внутренние факторы);

· стиль работы с информацией - наблюдение за конкретными объектами, чувство факта, концептуальное осмысление, установление внешних связей и возможностей;

· особенности принятия жизненно важных решений, основанных либо на логических выводах с опорой на доступные субъективные и объективные данные, внимательность к деталям, либо принятие решений, основанных на чувственном восприятии ситуации;

· организация деятельности с ориентацией на внешнюю оценку, планирование всех действий заранее либо гибкий стиль поведения в зависимости от ситуации.

С точки зрения экспертов, на работу команды влияют "умение диагностировать коммуникативную ситуацию, способность правильно интерпретировать события и распределять время, уметь поддерживать контакт и понимать позицию партнера" [7].

Взаимодействие в команде во многом зависит от гетерогенности психологических и поведенческих характеристик специалистов, и взаимодополнение членов команды друг другом даст оптимальную итоговую эффективность.

Слабыми сторонами деятельности гомогенной команды с одинаковыми психотипами становятся низкая скорость координации, согласования и принятия решений, потеря контроля над собственным поведением и исполнением надлежащих функций. Ситуации недопонимания могут возникнуть в последовательности действий: кто, когда, в какой очередности и что должен сделать. Подобных ситуаций возможно избежать, если члены команды дополняют друг друга по стилю работы с информацией, стилю принятия решения, ориентации на процесс или результат.

Именно поэтому важными для врачей - судебно-медицинских экспертов, работающих в составе оперативной группы, становятся в том числе знание и умение определения психотипа каждого участника команды и использование их при совместной работе.

2. Взаимопонимание и согласованность.

В ходе экспертной оценки участники исследования, стаж профессиональной деятельности большинства из них превышает 8 лет, отметили, что эффективность СОГ зависит от слаженной и быстрой работы на месте происшествия, своевременной помощи коллегам в осмотре места происшествия, в раскрытии преступления по горячим следам, включая поимку преступника. Разногласия могут возникнуть из-за агрессивной манеры поведения без склонности к улаживанию конфликтов, недостаточная информированность дежурной службой полиции при выезде на место происшествия, неточности сообщения времени о прибытии какого-либо специалиста, например руководителям данных специалистов. Возможны возникновение конфликта из-за перекладывания ответственности друг на друга, дезинформации и получения непроверенных данных, претензии личного характера, недоверие, отсутствие времени и сил на выполнение дополнительной работы, претензии по несуществующим обязанностям.

Во всех случаях приходится договариваться и принимать решения, согласовывать результат, сталкиваясь с противоположными точками зрения на выход из сложившейся ситуации. Разногласия, по мнению экспертов, нужно решать сразу (рис. 1).

В целом технологии командных переговоров можно объединить в две стратегии - позиционный торг и метод принципиальных переговоров.

При выборе позиционного торга команды занимают жесткую позицию, основная цель которого - отстоять свою позицию с минимальными уступками. Основной принцип - "все или ничего".

При выборе стратегии принципиальных переговоров стороны не торгуются, на что может пойти та или иная сторона, а исходят из сути дела и стремятся найти взаимовыгодные решения, где это возможно, а там, где их интересы не совпадают, добиваются такого результата, который был бы обоснован справедливыми нормами [9].

Как показали ответы экспертов, врачи - судебно-медицинские эксперты на практике используются обе стратегии (рис. 2, 3).

Выбор позиции принципиальных переговоров обоснован необходимостью "объяснить, что специалисты не обязаны быть приветливыми. Они должны быть профессионалами".

3. Стиль руководства.

Общее и непосредственное руководство деятельности СОГ, согласно уголовно-процессуальному законодательству, осуществляет следователь. Немалое значение имеет характерный для него способ осуществлять сбор и обработку информации, принимать решения, вести переговоры и разрешать возможные конфликтные ситуации в группе. Причиной несогласованных действий следователя и команды может, например, стать требование неопытного следователя осмотреть труп в очаге не прекратившегося пожара, отсутствие должной организации при эксгумации трупа, прибытие автомобиля для транспортировки тела в морг позже назначенного времени и т. д. Изменить стиль руководства следователя членам команды невозможно. Тем не менее, опираясь на знание выбранного способа управления, можно выработать оптимальную стратегию поведения всей команды в складывающейся ситуации.

Результаты проведенного исследования показали, что эффективная команда опирается и на квалификацию специалистов, и на знания социально-психологических аспектов и использует их в ходе своей профессиональной деятельности.

Включение в программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации врачей - судебно-медицинских экспертов обучение навыкам коммуникации и командной работы своевременно и соотносится с требованиями профессиональных стандартов и квалификационных требований.

Программа, включающая обучение эффективной коммуникации врачей - судебно-медицинских экспертов, должна быть интерактивной, рассчитана на активное участие обучаемых, предусматривать включение в арсенал обучения деловых игр, семинаров, дискуссий. Дискуссии, мозговые штурмы, дебаты создают возможность для осмысления обучаемым полученных знаний и увеличивают усвояемость учебного материала до 50%. Обучение практикой действия - ролевые и имитационные игры, коммуникативные тренинги позволяют усвоить 70% информации [10]. Если речь идет об усвоении большего количества информации, то реализация в данном случае возможна за счет интерактива, когда обучающийся сразу по ходу получения информации может задать вопросы, выразить свое мнение, закрепить полученные знания на практике, отработать новый навык [9].

Основой процесса познания в тренинге являются активная позиция участника и приобретение им собственного опыта. Например, проведение в процессе обучения деловой игры с использованием опросника Кейерси, направленного на оценку психотипа, дает возможность сформировать группу, члены которой дополняют друг друга по стилю работы с информацией, стилю принятия решения, ориентации на процесс или результат [10]. У группы появляется больше возможностей скоординировать свои действия и комплексно подойти к решению задач учебной ситуации. Врачи - судебно-медицинские эксперты, прошедшие обучение по данной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации, будут знать и понимать, как формировать команду в зависимости от задачи и предстоящей деятельности; вырабатывать механизмы принятия решений в условиях разнообразных, зачастую противоречивых мнений членов команды.

Во время деловой игры, направленной на приобретение опыта в принятии решения, врачи отрабатывают две принципиально разные стратегии переговоров: отстаивать свои и стремиться найти взаимовыгодные решения, где это возможно. В случае, где интересы партнеров не совпадают, нужно добиться такого результата, который был бы обоснован справедливыми нормами.

Организация дискуссии позволит совершенствовать коммуникативные навыки в части умения отграничивать людей от переговоров, вырабатывать разумное решение, обосновывать уместность выбора метода ведения переговоров на основании психологической конституции участника группы.

Организация группового взаимодействия в процессе проведения семинаров и практических занятий при реализации программы повышения квалификации основывается на применении методики "малых групп и групповой динамики", которая получила широкое распространение в медицинском образовании всех уровней: среднем, высшем и последипломном. Успешность применения методики "малых групп и групповой динамики" в медицинском образовании объясняется еще и тем, что принципы, положенные в ее основу, близки идеям коллегиальности, врачебного консилиума, принятых в медицине [11].

Реализуемые подобным образом дополнительные профессиональные программы повышения квалификации формируют представление о специфике межфункциональной команды, о ее возможностях и ограничениях. В ходе обучения врачи изучают условия эффективной деятельности команды, основные психологические факторы и механизмы, на них влияющие, значение групповой сплоченности и психологической совместимости. Одной из эффективных форм такого профессионального обучения, внедренной в практику, является организация проведения межвузовских семинаров, практических занятий и конференций со слушателями, студентами, обучающимися по специальностям, характерным для состава СОГ, следователи, специалисты-криминалисты, судебно-медицинские эксперты.

Таким образом, организация образовательных циклов с опытным высококвалифицированным составом педагогов-психологов, специалистов и врачей - судебно-медицинских экспертов позволит достигнуть планируемых результатов - формирование общепрофессиональной и совершенствование профессиональной компетенции - готовность к эффективной коммуникации при межведомственном взаимодействии судебно-медицинских экспертов и специалистов при осмотре места происшествия, а знания, умения и качество освоения практических компетенций при этом, вне сомнения, зависят от личностных характеристик обучающегося, его желания и стремления быть востребованным на рынке труда, заниматься активной, самостоятельной творческой познавательно-профессиональной деятельностью [12].

Литература

1.Романенко Г.Х., Стремоухов А.А. Обеспечение эффективности и качества современных программ повышения квалификации медицинских работников: опыт Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования // Доктор.ру. 2022. Т. 21, № 2. C. 10-14.

2.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.03.2018 № 144н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-судебно-медицинский эксперт" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.04.2018, регистрационный № 50642). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71916228/

3.Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12123142/

4.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022). [Электронный ресурс]. URL: https://upkod.ru/chast-2/razdel-8/glava-22/st-163-upk-rf

5.Коваленко А.В. Создание эффективной команды. Учебное пособие. Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 80 с.

6.Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов. Москва : Аспект Пресс, 2008. 320 с.

7.Эксакусто Т.В. Основы психологии малых групп и управления коллективом: учебное пособие. Южный федеральный университет. Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2016. 208 p.

8.Фишер Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод пер. с англ. Т. Новиковой. 7-е изд. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. 342 с.

9.Мусич О.Г., Раточка Л.А., Петухова О.В., Пешковская А.Г., Синдеева Н.Б., Солодовникова О.М. Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов. Методическое пособие. Томск : Изд-во ТПУ, 2012. 35 c.

10. Опросник Кейерси (типология Майерс-Бриггс). [Электронный ресурс]. URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/510715-test-kejrsi (дата обращения 19.09.2022)

11. Крутий И.А., Молчанова Г.В., Шестак Н.В. Групповое взаимодействие аспирантов-медиков в условиях дистанционного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 16-27.

12. Буромский И.В. Преподавание судебной медицины и подготовка экспертных кадров в современных условиях (концептуальная основа). Москва : ЗАО "Светлица". Москва, 2009. 216 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»