ВЫБОР ТЕХНОЛОГИИ КЛИНИЧЕСКОГО СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Резюме

В статье представлен теоретический анализ технологий клинического ситуационного обучения студентов медицинского вуза и применение его на практике. Существует достаточно много активных и интерактивных методов и технологий обучения, но только некоторые из них формируют профессиональные компетенции, поэтому проведен выбор оптимальной технологии овладения практическими навыками в медицинском образовании студентов I курса.

Выбранная технология конкретной клинической ситуации требует создания профессиональной среды (ситуационный класс), определенной структуры и методического обеспечения занятия. Ее влияние оценивалось по результатам контроля овладения навыками обучающимися с применением технологии и без нее, как во время занятий, так и по оценочным ведомостям промежуточного контроля успеваемости после производственной практики.

Общая успеваемость студентов при применении технологии конкретной клинической ситуации повысилась (учитываются все оценки по 5-балльной системе). Также повысился качественный показатель освоения дисциплины (учитываются только оценки "отлично" и "хорошо"), сопричастность каждого студента при выполнении медицинских манипуляций. Данное обучение мотивировало студентов к активным действиям, самостоятельности и погрузило их в профессиональную среду уже с I курса.

Ключевые слова:медицинское образование; технология; выбор; клинические ситуации; студенты; эффективность

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Выбор технологии клинического ситуационного обучения студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 32-38. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-32-38

Проблема поиска и выбора технологий и методов обучения студентов является центральной в образовательном процессе любого вуза [1, 2]. Для развития профессиональных навыков и клинического мышления студентов в медицинском образовании РФ можно применять методы и технологии, учитывающие теорию/концепцию "поэтапного формирования умственных понятий и действий" по П.Я. Гальперину [3]. Согласно такому подходу, теоретические знания должны усваиваться одновременно с практическим освоением профессиональных норм и способов деятельности, а не отдельно. Отсюда возникает потребность выбора методов и технологий обучения студентов в медицинском вузе, которые должны способствовать определенной степени комфортности студентов на занятии (подразумевается социальная, психологическая, профессиональная и физическая адаптация студентов), чтобы они могли вдумчиво и грамотно осваивать воспроизводимые ими манипуляции.

К такой технологии, по нашему мнению, относится технология конкретной клинической ситуации (ККС), на которую указывал С.И. Двойников еще в 2006 г., отмечая ее универсальность в профессиональном обучении студентов. Он так же обратил внимание, что удельный вес конкретных ситуаций в учебных планах американских и западноевропейских медицинских колледжах, университетах составляет в среднем 25% [4].

В программах подготовки специалистов медицинского профиля требуется обязательное овладение конкретными клиническими навыками [5, 6]. И, как показывает практика обучения, это можно осуществить только при создании профессиональной образовательной среды, реальной и виртуальной, а также при применении не только классических, но и вариативных ситуационных технологий уже с I курса обучения будущих врачей [7, 8]. Поэтому разработка и применение клинических ситуаций соответствует мировым тенденциям практической направленности учебного процесса, органичного соединения теории и практики, приобретения клинических навыков студентами I курса [9, 10].

То, как складывается практика преподавания в конкретном вузе, зависит от множества условий, но все они используют тот или иной вариант ККС, применение которой специфично в основном для медицинского образования [11, 12].

Однако организация применения технологии ККС на I курсе в медицинском обучении студентов освещена недостаточно, не определены ее структура, методическое обеспечение, так как на I курсе студенты получают знания в основном по общеобразовательным дисциплинам. Основополагающей задачей преподавателей нашей кафедры в обучении студентов мы считаем - научить студентов пользоваться теоретическими знаниями при одновременном овладении практическими умениями младшего и среднего медперсонала, а также ознакомить студентов I курса с медицинской средой их деятельности. Учитывая разнообразие содержания технологий клинического ситуационного обучения студентов, возникла необходимость обозначить основные из них, а также подобрать те, которые можно использовать в обучении студентов на I курсе медицинского вуза.

Цель исследования - определить основные технологии ситуационного обучения студентов, выбрать и создать структуру применения клинической ситуационной технологии для обучения студентов-первокурсников медицинским манипуляциям и выявить ее влияние на освоение ими профессиональных навыков.

Материал и методы

Осуществлен метод тематического анализа доступных публикаций по содержанию вариантов клинического ситуационного обучения студентов, сравнительный анализ их содержания для выбора варианта ситуационной технологии, доступной для обучения практическим навыкам студентов I курса ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. Для изучения ККС - овладения практическими навыками (табл. 1) - применялся метод сравнительного анализа промежуточного контроля по ведомостям первичной успеваемости студентов в указанной дисциплине. В исследовании участвовали студенты 36 групп I курса лечебного факультета. В 26 группах студенты обучались с применением технологии ККС, 10 групп проходили учебную практику в больницах г. Красноярска без применения технологии ККС.

Результаты

Анализ представленных в литературных источниках технологий, включающих студентов в профессиональную деятельность, позволил нам выбрать технологию ККС из известных вариантов ситуационного обучения. Однако следует отметить ее вариативность, как по содержанию, так и по назначению в зависимости от применения у студентов от I до VI курса обучения. Разнообразие технологий клинического ситуационного обучения студентов представлено нами в табл. 1.

Как видно из табл. 1, эти ситуационные технологии отличаются по структуре и целям назначения, а их применение зависит от зрелости студента и дисциплины, в которой они будут использованы. Следовательно, применение технологии ККС зависит от типа занятия (клиническое или симуляционное), темы, степени адаптации студентов и преподавателей к конкретной клинической ситуационной технологии.

По использованию в профессиональном обучении первокурсников мы определили 2 варианта ситуационных технологий: конкретная клиническая ситуация и учебные клинические ситуации. Эти технологии использовали в дисциплине учебной практики "Уход за терапевтическими больными" на лечебном факультете. В программе дисциплины много медицинских навыков (примерно от 43 до 50), с которыми студенты не только должны ознакомиться, но и овладеть ими, чтобы уметь использовать их во время прохождения летней производственной практики в лечебном учреждении в качестве младшего (санитарка) и среднего (медицинская сестра) медицинского персонала.

Обсуждение

Структура занятия по технологии ККС (мнение авторов) должна быть смоделирована преподавателем, приспособлена к разбираемой теме и выполняться по определенным этапам. В нашем понимании она должна иметь общую основу, которая должна включать следующее.

1. На каждое занятие должна быть определена схема его проведения.

2. В схеме учитываются все условия (класс с оснащением для клинической манипуляции или клиника), влияющие на обучение практическим навыкам, их тематика (личная гигиена больного, инфекционная безопасность, способы применения лекарственных средств и т. д.), количество манипуляций для усвоения студентами во время занятия по теме (может быть от 1 до 6).

3. Обязательное использование методического сопровождения, содержащего информацию об этапах манипуляции (алгоритмы, видеофильмы, инструкции). На кафедре преподавателями созданы алгоритмы, содержащие информацию об этапах выполнения навыка, и видеофильмы по конкретным манипуляциям, которые должны соответствовать подобным на других кафедрах, повторяющих эти навыки. Объяснение и показ манипуляции преподаватель может заменить видеофильмом, так как в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России есть файл с видеофильмами большинства осваиваемых практических медицинских навыков (по хирургии, педиатрии, терапии и т. д.).

4. Самостоятельная работа студентов по овладению практическими навыками в соответствии с содержанием методического сопровождения, которая может быть по времени различной в зависимости от сложности осваиваемой манипуляции (обычно 30-45 мин).

5. Контроль преподавателем усвоения практического навыка каждым студентом и выявления слабых сторон для усвоения навыка с его подробным разбором.

Влияние применения указанной технологии ККС на овладение профессиональными навыками студентами на различных базах представлено в табл. 2 (по результатам программного учета оценок экзаменационных ведомостей).

Из представленных показателей экзаменационных ведомостей видно, что наибольшее число групп обучалось по учебной практике в классах кафедры с соответствующим оснащением ККС - 72,2%, тем не менее, они посещали лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) при освоении темы "Виды и устройство ЛПУ". Остальные студенты, проходящие обучение на базе ЛПУ, сдавали дифференцированный зачет на кафедре. Снижение показателей общей успеваемости по базам ЛПУ от кафедральных отличается на 2,8-2,1% и от качественного показателя освоения практических навыков - от 6,8 до 4,9%.

Снижение показателей успеваемости при обучении студентов на лечебных базах мы объясняем отсутствием условий применения технологии ККС и возможности проводить контроль освоения навыка у каждого студента. В условиях стационара в основном показывали манипуляции, но обучаемые не могли их воспроизвести, так как в группе по 12 студентов. Положительным при обучении студентов в ЛПУ являются погружение в профессиональную среду и четкое выполнение санитарно-гигиенического режима отделения.

При проведении занятия по технологии ККС у преподавателя кафедры была возможность выбора: подключаться к самостоятельной работе студентов или не принимать в нем участия, но в любой ситуации он должен был определить, что удалось усвоить к концу занятия студентам, а что представляет определенные сложности. Следует отметить, что технологию ККС можно применять только на тех занятиях, где предусмотрено овладение студентами-первокурсниками определенными клиническими навыками. В образовательном процессе студентов-медиков технология ККС, на наш взгляд, способствует преемственности в обучении медицинским манипуляциям на клинических кафедрах от I до VI курса, овладению практическими навыками уже с I курса, развитию профессиональной подготовки будущих врачей.

Выводы

1. Выделено 7 основных вариантов ситуационного обучения студентов медицинского вуза по доступным литературным источникам, определена наиболее целесообразная технология по освоению практических навыков студентами I курса. Сильной стороной применения технологии ККС являются ее связь с реальностью и то, что она - средство одновременного сочетания теории и прак­тики.

2. Определена структура технологии ККС при обучении студентов I курса, которая включает 5 этапов, способствующих освоению медицинских манипуляций и их преемственности на последующих курсах. Технология ККС представляет собой комплексный инструмент обучения действием, который определен не только методическим содержанием, но и включает симуляционную (имитационную) технологию, однако технология ККС значительно объемнее симуляции, так как необходимы дополнения в создании клинической среды, определение показания для манипуляции и ее оснащение.

3. Технология ККС требует изменения условий и средств обеспечения процесса обучения студентов, которые осуществляются в специально оборудованных классах, содержащих тематическое обеспечение манипуляции, что вызывает значительный интерес студентов к обучению, способствует качественному освоению навыков каждым студентом. Обучение студентов-медиков должно быть нацелено на приобретение ими навыков практической работы уже с I курса, чему способствует технология конкретной клинической ситуации.

Литература

1.Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С.71-77.

2.Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 2011. С. 41-45.

3.Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / Подг. к печати М.А. Степановой // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 1998. №2. С.3-8.

4.Двойников С.И., Лапик С.В. Ситуационное обучение в сестринском деле / Учебное пособие для студентов вузов. Москва : ГОУ ВИНИЦ МЗ РФ. 2004, 216 с.

5.Романцов М.Г., Храмцова Е.Г., Мельникова И.Ю. Формирование профессиональных компетенций и становление компетентностного подхода при обучении в медицинском вузе // Высшее образование сегодня. 2015. № 7. С. 2-10.

6.Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально - ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011.Т.2,№5.С. 155-157.

7.Мудрова Л.А., Зорина Е.В., Бахшиева С.А. Интеграция системы симуляционного обучения в действующую систему профессионального образования студентов первокурсников КрасГМУ // Педагогика и медицина в служении человеку: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (г. Красноярск, 01.12.2016).Красноярск, КрасГМУ.2016. С.105-109.

8.Зинченко О.В., Муравьева А.А., Владимирова О.В. Симуляционное обучение студентов медиков // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 166-168.

9.Лазаренко В.А., Никишина В.Б., Кузнецова А.А. Клинический случай как методическая форма преподавания в медицинском образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. Т. 33, № 1. С. 40-47.

10. Гладилина И.П. Соответствие компетенций выпускников вузов и потребностей рынка труда в условиях цифровой трансформации // Современное педагогическое образование. 2022. №1. С. 10-13.

11. UNESCO. Education for Sustainable Development Goals: learning objectives.2017. [Электрон­ный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org

12. Обзор рынка образовательных технологий // Пульс EduTech. 2020.Т. 13, № 2. [Элект­ронный ресурс]. URL:https://edutechclub.sberbank-school.ru/all/edutechpulgeb

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»