СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: БАРЬЕРЫ НА ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Резюме

Введение. Коммуникативная компетентность - важная составляющая профессионализма врача и обязательное требование к результатам обучения выпускников медицинских вузов. Однако отсутствие согласованного подхода в обучении коммуникативным навыкам на всех уровнях медицинского образования в России не способно обеспечить устойчивых результатов в подготовке обучающихся к эффективному взаимодействию и общению с пациентами.

Цель исследования - определить барьеры на пути к реализации согласованного подхода в обучении коммуникативным навыкам студентов-медиков и обосновать шаги к их преодолению.

Материал и методы. В опросе приняли участие 47 человек, зарегистрированных в качестве участников круглого стола "Модели профессионального общения в клинической практике", организованного по инициативе Общероссийской общественной организации "Российское общество симуляционного обучения в медицине" (РОСОМЕД) 17 марта 2022 г. В ходе мероприятия проведено онлайн-анкетирование участников с использованием Google-формы для выявления их отношения к согласованному подходу и барьеров к его реализации.

Результаты. Выявлено, что абсолютное большинство респондентов (93%) не считают качество подготовки студентов-медиков к общению с пациентами удовлетворительным. Решение проблемы они связывают с разработкой и реализацией согласованного подхода, который должен стать альтернативой разрозненным практикам обучения студентов-медиков навыкам общения (98%). Установлено, что человеческий фактор и опыт преподавания являются основными барьерами на пути разработки и реализации согласованного подхода.

Заключение. Положительное отношение абсолютного большинства участников круглого стола к обоснованию и реализации согласованного подхода в обучении и оценке коммуникативных навыков студентов-медиков и врачей, их готовность и способность к активному участию в его разработке, адекватная оценка реальных и потенциальных барьеров, главным образом человеческого фактора, - важные условия для того, чтобы последовательно решать столь важную научно-практическую задачу на данном этапе развития российского медицинского образования.

Ключевые слова:согласованный подход; медицинское образование; обучение; оценка; коммуникативные навыки; барьеры; преподаватели; студенты-медики

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Васильева Е.Ю., Шубина Л.Б. Согласованный подход в обучении коммуникативным навыкам в медицинском образовании: барьеры на пути реализации // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 20-30. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-20-30

Тезис о необходимости обучения студентов-медиков, ординаторов и врачей коммуникативным навыкам на современном этапе развития медицинского образования уже ни у кого не вызывает сомнений. Между тем медицинские и образовательные организации на разных континентах планеты пришли к данному мнению не одномоментно, а в разное время. Так, например, за рубежом подходы к обучению и оценке коммуникативных навыков в медицинском образовании отражены в международных консенсусных заявлениях [1-3]. Это своеобразные руководящие принципы для медицинских школ по разработке стандартов профессиональной деятельности и образования, которые были приняты в 1999 г. руководителями медицинских школ, программ резидентуры, непрерывного медицинского образования, а также известных медицинских образовательных организаций Северной Америки и Канады в рамках конференции Байера-Фетцера [2]. Цель этого мероприятия состояла в том, чтобы определить и конкретно сформулировать способы облегчения обучения коммуникации и оценки навыков общения в медицинских школах. Участники конференции сосредоточили свое внимание на определении согласованного набора основных элементов (навыков) коммуникации между врачом и пациентом, чтобы: (1) содействовать разработке, внедрению и оценке ориентированных на коммуникацию учебных программ в медицинском образовании и (2) информировать медицинское сообщество о разработке конкретных стандартов в этой области. Группа использовала открытый итеративный процесс для определения и приоритизации тем для обсуждения. Основной темой обсуждения стало определение набора основных элементов в общении врача и пациента. Участники сформулировали три цели для обсуждения.

1. Достижение консенсуса по краткому списку навыков, которые характеризовали бы эффективную коммуникацию в клинической практике.

2. Описание профессиональных компетенций, которые были бы полезны для лицензирующих органов и организаций, занимающихся аккредитацией медицинских школ, программ резидентуры и других программ медицинского образования на всех уровнях.

3. Обеспечение того, чтобы продукт обсуждения, созданный группой, имел доказательную базу и был предназначен для обучения и оценки коммуникативных навыков будущих врачей.

Поскольку в состав группы входили авторы и представители пяти используемых в тот момент времени моделей коммуникации между врачом и пациентом, участники согласились с тем, что цели могут быть наилучшим образом достигнуты путем обзора и синтеза основных элементов моделей. С этой целью были сделаны краткие презентации по каждой из пяти моделей: Bayer Institute for Health Care Communication E 4 Model, Three Function Model/Brown Interview Checklist, The Calgary-Cambridge Observation Guide, Patient-centered clinical method, SEGUE Framework for teaching and assessing communication skills [2].

Каждая презентация включала в себя подробное описание модели, ее научной базы и структуры медицинской консультации. После обсуждения моделей представители Совета по аккредитации высшего медицинского образования (ACGME), проекта CanMEDS 2000, Комиссии по образованию для иностранных выпускников медицинских вузов (ECFMG) и Инициативы Macy Health Communication Initiative представили информацию о своих результатах по разработке критериев для обучения и оценки коммуникации между врачом и пациентом. Затем группа определила общие черты между моделями, а также базовые положения для согласованного заявления.

Все присутствующие приняли участие в обсуждении моделей и общих элементов (навыков) общения. Письменные материалы, подготовленные в ходе конференции, были доступны для рассмотрения и комментариев со стороны всех участников. Комитет по написанию текстов из 3 человек обобщил предложения и представил документ участникам конференции для окончательного утверждения, прежде чем он был опубликован. Группа определила 7 основных групп коммуникационных задач для врача: (1) построить отношения между врачом и пациентом; (2) открыть дискуссию; (3) собрать информацию; (4) понять точку зрения пациента; (5) поделиться информацией; (6) достичь согласия по проблемам и планам; (7) обеспечить закрытие диалога [2, 4]. Эти элементы (навыки общения) должны были стать важной основой для проектирования учебных программ и образовательных стандартов, ориентированных на коммуникацию и обеспечить согласованную основу для обучения и оценки коммуникативных навыков.

Содержание консенсусного заявления включает инструмент оценки коммуникативной компетенции, инструмент оценки удовлетворенности пациентов (ABIM) (Американский совет по внутренней медицине, штат Нью-Йорк), включающий оценки пациентами приветствия интервьюера, уважения, слушания, проявления интереса, ободряющих вопросов и использования простого языка [3-5].

Следует отметить, что взгляд участников конференции на основные элементы (навыки) общения согласуется с концепцией, которая была реализована в обучении коммуникативным навыкам с начала 1980-х гг. Так, было определено, что построение отношений между врачом и пациентом является фундаментальной коммуникационной задачей, а прочные, терапевтические и эффективные отношения остаются непременным условием общения врача и пациента. Группа одобрила ориентированный на пациента или ориентированный на отношения подход к оказанию медицинской помощи, который учитывает как болезнь пациента, так и его опыт болезни.

В РФ исторически сложилось так, что навыки общения не были предметом для обязательного изучения вплоть до 2020 г., то есть до тех пор, пока во ФГОС 3++ не появилась универсальная "Коммуникативная компетентность", которая была заявлена в качестве требования к результатам обучения выпускников медицинских вузов [6]. Однако единства в трактовке индикаторов данной компетентности в медицинском образовательном сообществе РФ пока не наблюдается. Деканы медицинских факультетов и преподаватели часто испытывают трудности с проектированием учебных планов, рабочих программ, с выбором методов обучения и оценки навыков общения, так как исторически они сами не были обучены преподаванию этой компетенции. Положение усугубляется введением станции "Сбор жалоб и анамнеза" в содержание первичной и первичной специализированной аккредитации, анализ результатов которой показал, что: 1) подготовка выпускников не соответствует передовой практике общения, ориентированного на пациента; 2) существует противоречие между мнением экспертов о лучшей практике общения и реальной врач-центрированной клинической практикой общения врача и пациента. Другими словами, несмотря на широкое декларирование пациент-центрированного подхода в научной литературе и профессиональной среде, большинство медицинских работников не принимают или не отдают приоритет коммуникации, ориентированной на пациента [7]. В этой ситуации согласованный подход в обучении и оценке навыков общения в медицинских вузах России смог бы стать определяющим условием "для создания в РФ единой методологии обучения, методического сопровождения в области преподавания и оценки навыков общения, включая процедуру аккредитации специалистов в соответствии с особенностями российского медицинского образования, практического здравоохранения, российского менталитета. Характерными особенностями такого подхода являются вовлечение в аналитическую работу заинтересованных сторон, критический анализ текущей ситуации, открытые и конструктивные дискуссии с целью достижения консенсуса. Реализация согласованного подхода предполагает выявление лидеров в области отечественной медицинской коммуникативистики на современном этапе, которые совместно с представителями ведущих медицинских образовательных и профессиональных организаций сосредоточили бы свое внимание на определении согласованного набора основных навыков общения между врачом и пациентом, чтобы, во‑первых, содействовать разработке, внедрению и оценке ориентированных на коммуникацию учебных программ в медицинском образовании, а во‑вторых, разработать конкретные стандарты в этой области" [8].

Цель исследования - определить барьеры на пути к реализации согласованного подхода в обучении навыкам общения посредством опроса представителей медицинских образовательных организаций России, занимающихся вопросами медицинской коммуникативистики, и обосновать шаги, направленные на их минимизацию.

Материал и методы

Выявление барьеров, препятствующих реализации согласованного подхода к обучению и оценке коммуникативных навыков, осуществляли методом онлайн-анкетирования с помощью Google-формы в ходе работы круглого стола "Модели профессионального общения в клинической практике", который был проведен по инициативе Общероссийской общественной организации "Российское общество симуляционного обучения в медицине" (РОСОМЕД) 17 марта 2022 г. Цель мероприятия заключалась в том, чтобы обсудить возможности создания экспертной рабочей группы при РОСОМЕД для решения следующих вопросов: проведение исследования и разработки модели общения врача и пациента в ходе медицинской консультации; определение единой методологии и подходов в обучении и оценке навыков общения в медицинском образовании России. Круглый стол проводился в формате онлайн-встречи, где обсуждались следующие темы: 1. Обзор зарубежных и отечественных моделей обучения коммуникации между врачом и пациентом. 2. Обсуждение вопроса о создании рабочей группы для разработки согласованного подхода в обучении навыкам общения в медицинских вузах РФ.

Все участники анкетирования были проинформированы о том, что полученная информация будет храниться конфиденциально и не раскрываться публично, а исследователи получают право анализировать полученные ответы и использовать при анализе научные данные по прямому назначению (изучение закономерностей и публикация полученных данных анализа). Продолжительность опроса составила от 5 до 10 мин. Разработанная нами анкета состоит из нескольких разделов: социодемографические данные (5 вопросов); отношение участников к согласованному подходу (5 вопросов) и барьеры для реализации согласованного подхода в обучении и оценке коммуникативных навыков (16 вопросов).

В опросе приняли участие 46 человек, в том числе 43 (93,48%) женщины и 3 (6,52%) мужчин, которые представили 5 медицинских колледжей, 9 медицинских аккредитационно-симуляционных центров, 10 учреждений дополнительного профессионального образования, 6 медицинских академий, 27 медицинских университетов, 1 центр медицинского образования, 4 медицинских института из следующих регионов РФ и зарубежных стран: г. Москва, Ивановская область, Ленинградская область, Пермский край, Забайкальский край, г. Санкт-Петербург, Омская область, Удмуртская Рес­публика, Тверская область, Красноярский край, Томская область, Республика Татарстан, Ульяновская, Свердловская, Иркутская, Тамбовская, Курская области, Хабаровский край, Нижегородская, Архангельская, Московская области, Республика Башкортостан, Тюменская, Саратовская, Ульяновская области, Республика Беларусь, Республика Казахстан. Средний возраст респондентов составил 45,5 года. В числе респондентов 25 (54%) кандидатов наук и 5 (11%) докторов наук, участников без ученой степени - 35%.

Исследование одномоментное, поперечное. Статистическая обработка данных выполнена с использованием пакета Google-таблицы.

Результаты и обсуждение

Разработку и внедрение согласованного подхода к обучению и оценке навыков общения можно рассматривать как инновационную технологию в работе медицинских образовательных организаций. Это означает, что инициаторы нововведения неизбежно столкнутся с проблемами, так как внедрение инновации всегда сопряжено с трудностями и возможными барьерами. При выделении видов барьеров мы исходили из того, что "главными барьерами, препятствующими внедрению инноваций в государственных структурах, являются бюрократия и неприятие инноваций со стороны немотивированного к изменениям персонала", то есть административные, технологические и субъективные [9].

Выделение в исследовании пяти видов барьеров по признаку возможной сферы возникновения: инфраструктурные, аттитьюдные, технико-экспертные, человеческий фактор, барьеры, связанные с уровнем образовательного опыта, - позволяет учесть специфику введения инновации в медицинской образовательной организации в рамках указанной проблемы с учетом необходимости включения информационно-технологического сопровождения в учебный процесс.

Результаты анализа отношения участников круглого стола к согласованному подходу показали, что они оценивают его как полезный инструмент, который может использоваться в медицинском образовании в целях улучшения качества подготовки студентов-медиков к общению с пациентами на данном этапе развития медицинского образования (83%), так как его потенциал значительно превышает возможности отдельно взятых разрозненных образовательных практик, построенных на эмпирическом опыте и субъективном представлении преподавателей о том, чему и как учить студентов в области общения с пациентами и их родственниками (98%) (табл. 1).

Анализ инфраструктурных барьеров для реализации согласованного подхода в обучении и оценке коммуникативных навыков показал, что первым из такого рода барьеров может быть недостаточное выделение дополнительных финансовых средств, которые необходимы для обучения и оценки коммуникативных навыков (63%); а вторым - недостаточное количество информации для развития согласованного подхода (43%). Респонденты при этом полагают, что барьеры, связанные с выделением средств на обучение и вовлечение в учебный процесс стандартизированных пациентов, на обновление образовательных материалов и информационно-технологических средств с доступом к ресурсам учебно-методической и научной литературы, в принципе, есть, но они не окажут существенного влияния на реализацию согласованного подхода (табл. 2).

Результаты анализа барьеров, связанных с отношением респондентов к реализации согласованного подхода, показывают, что барьеров, связанных с протестными настроениями преподавателей относительно единого подхода к преподаванию навыков общения, фактически нет (74%), так как они уверены, что именно этот подход является полезным и гарантирует устойчивые результаты в обучении (87%), к тому же у студентов-медиков есть интерес к овладению коммуникативными навыками (63%) (табл. 3).

При анализе ответов респондентов о возможных технико-экспертных барьерах выявлено, что они связывают их с низким качеством имеющегося методического обеспечения для обучения и оценки коммуникативных навыков (46%). Однако главный прогнозируемый барьер они видят в отсутствии дополнительной подготовки преподавателей, чтобы начать обучать студентов в рамках согласованного подхода (54%) (табл. 4).

Серьезные барьеры в реализации согласованного подхода респонденты связывают с человеческим фактором, то есть прогнозируются недостаточный интерес и поддержка со стороны преподавателей клинических кафедр в обучении навыкам общения (70%) и слабая административная поддержка по использованию симуляционного оборудования и стандартизированных пациентов для обучения и оценки этих навыков (табл. 5).

Сдержанно-оптимистический настрой респонденты продемонстрировали, когда высказали суждение о наличии достаточного количества подготовленных и мотивированных преподавательских и управленческих кадров для создания и реализации согласованного подхода в обучении и для оценки коммуникативных навыков (табл. 6).

Заключение

Таким образом, большинство участников круглого стола, изучив возможности и ограничения согласованного подхода, а также лучшие мировые и отечественные образовательные модели общения и практики обучения студентов-медиков навыкам общения, пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения согласованного подхода в российском медицинском образовании, то есть продемонстрировали положительное отношение к идее его разработки и реализации. Главные барьеры на пути внедрения согласованного подхода они связывают с человеческим фактором, то есть с недостаточной мотивацией и подготовкой преподавательских и управленческих кадров к решению этой научно-практической задачи. Полученные данные могут быть основанием для рекомендаций организаторам продвижения данной инновации в медицинском образовании России.

Создание координационного совета (или профильной комиссии) для обобщения лучших практик по обучению навыкам общения в медицинских вузах и выявления проблем внедрения согласованного подхода.

Проведение исследований в области обучения навыкам общения в медицинском образовании на основе пациент-центрированного подхода.

Разработка проекта обучения преподавательского состава медицинских вузов.

Обоснование и разработка понятийно-терминологического аппарата проблемы и индикаторов универсальной коммуникативной компетентности для студентов-медиков.

Разработка рекомендаций для проектирования и внедрения сквозных учебных программ по обучению навыкам общения на всех уровнях медицинского образования.

Благодарности. Авторы выражают благодарность М.Д. Горшкову, Е.В. Дьяченко, Д.М. Грибкову, В. Назаровой за помощь в организации и проведении круглого стола, ценные замечания и предложения при разработке анкеты для исследования.

Литература

1. Aspegren K. Beme Guide No. 2: Teaching and learning communication skills in medicine - a review with quality grading of articles // Med. Teach. 1999. Vol. 2. P. 563-570.

2. Makoul G. Essential elements of communication in medical encounters: the Kalamazoo consensus statement // Acad. Med. 2001. Vol. 76, N 4. P. 390-393.

3. Laidlaw A., Hart Jo. Communication skills: an essential component of medical curricula. Part I: Assessment of clinical communication: AMEE Guide No. 51 // Med. Teach. 2011. Vol. 33, N 1. P. 6-8.

4. Rider E.A. A model for communication skills assessment across the undergraduate curriculum // Med. Teach. 2006. Vol. 28, N 5. P. 127-134. DOI: https://doi.org/10.1080/01421590600726540 [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/ (date of access July 05, 2022)

5. Rider E.A. Interpersonal and communication skills //. A Practical Guide to Teaching and Assessing the ACGME Core Competencies. 2nd ed. / E.A. Rider, R.H. Nawotniak. Marblehead, MA: HCPro, 2010. P. 1-137.

6. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 12 августа 2020 г. № 988 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования-специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело" (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020.

7. Давыдова Н.С., Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В., Шубина Л.Б., Серкина А.В, Боттаев Н.А. Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста - 2018: результаты, итоги // Виртуальные технологии в медицине. 2018. № 2 (20). С. 61-62.

8. Васильева Е.Ю., Кузьминская Т.В. Оценка навыков общения с пациентами в процессе первичной специализированной аккредитации: реалии и возможности // Профилактическая медицина. 2022. Т. 25, № 2. С. 86-90.

9. Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Внедрение инноваций в сфере государственного управления: проблемы и факторы // Вопросы управления. 2014. № 4. C. 33-44.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»