ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫСОКОРЕАЛИСТИЧНОЙ СИМУЛЯЦИИ В ИЗУЧЕНИИ РЕДКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕРДЦА

Резюме

Подготовка студентов и врачей в симуляционных центрах становится все более востребованным педагогическим методом. Помимо содействия в усвоении практических навыков в рядовых и экстренных ситуациях, она формирует у обучающихся уверенность в себе и способность принимать решения в ограниченное время, нести ответственность за собственную эффективность в команде, свои умения и действия, коммуницировать с членами врачебной команды, позволяет выполнять манипуляции в безопасных для больного условиях.

В настоящее время в России и в мире накоплен большой опыт использования симуляции с целью предупреждающего обучения навыкам работы с неизвестными ранее заболеваниями, например с вспышками геморрагической лихорадки Эбола; получения практических навыков непосредственно во время пандемии (COVID‑19), когда медицине потребовались квалифицированные в определенной области кадры, подготовка которых с учетом темпов развития ситуации и ее эпидемиологических особенностей была возможна только в процессе клинической практики в условиях, приближенных к боевым, или с использованием возможностей симуляционных центров. Это позволяет предположить, что функции подобных подразделений далеко не исчерпаны.

В настоящей работе авторы делятся опытом организации и проведения деловой игры, целью которой стали диагностика и лечение некомпактной кардиомиопатии, которая не является распространенной патологией и может не встретиться студентам во время учебной курации больных, что, однако, не исключает контакт с такими пациентами в реальной профессиональной жизни.

Ключевые слова:некомпактная кардиомиопатия; аритмия; высокореалистичная симуляция; мультимедийная презентация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Вахненко Ю.В., Уразова Г.Е., Смородина Е.И. Позитивный опыт применения высокореалистичной симуляции в изучении редких заболеваний сердца // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 8-17. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-4-8-17

Цель исследования - анализ первоначального опыта проведения деловой игры "Диагностика и лечение некомпактной кардиомиопатии левого желудочка, осложненной нарушениями ритма" с использованием полнотелых высокореалистичных симуляторов со студентами старших курсов медицинских вузов, изучающих дисциплину "Госпитальная терапия".

Материал и методы

На базе Аттестационно-симуляционного центра Амурской государственной медицинской академии последовательно с несколькими клиническими студенческими группами выпускного курса проводились деловые игры по сценарию "Диагностика и лечение некомпактной кардиомиопатии левого желудочка, осложненной нарушениями ритма". Среднее количество участников в одной группе - 11 человек.

Для симуляции данной патологии и ее осложнений использовался симулятор К-плюс Cardiology Patient Simulator "K" ver 2, предоставляющий возможность полного физикального осмотра больного, в том числе выполнение аускультации сердца при относительной митральной и трикуспидальной недостаточности и различных нарушениях ритма, выявление признаков сердечной недостаточности, а также анализ соответствующих электрокардиограмм (ЭКГ), транслируемых на мониторе.

Помимо симулятора, в качестве наглядных материалов на занятии использовались презентации Power Point с результатами анализов, рентгенограммами, магнитно-резонансными томограммами (МРТ), ЭКГ реальных больных из собственных архивов авторов. По окончании обучения проводился опрос студентов для изучения их мнения о пользе подобных методов обучения.

Введение

Уже почти три десятилетия во всем мире наблюдается активное внедрение симуляции в медицинское образование. Обучение в области здравоохранения на ее основе имеет большой потенциал и используется на всех этапах образования различных медицинских работников - от новичков до экспертов в различных дисциплинах [1].

С высокой степенью достоверности доказано положительное влияние симуляторов на клиническое мышление студентов, кроме того, у студентов повышается уверенность в себе, они приобретают навыки общения с пациентом и членами врачебной команды, учатся принимать верные решения по тактике обследования и лечения больного [2].

В настоящее время симуляционные центры есть не только в медицинских вузах, но и в академических клиниках, где симуляция может выполняться в реальной и привычной для медиков рабочей среде (in situ) и нести не только обучающую функцию, но и помогать тестировать специалистов на их готовность к работе в зонах повышенного риска и в условиях высокого напряжения. В настоящее время этот метод уже доказал свою эффективность [3, 4], в том числе при работе в команде [5].

Помимо традиционных клинических ситуаций, симуляционные технологии стали бесценным методом практической подготовки врачей и среднего медицинского персонала к действиям в условиях новых эпидемий и пандемий, в частности вспышек лихорадки Эбола и новой коронавирусной инфекции. В первом случае использовались экстренно разработанные сценарии сложной клинической ситуации, с которой доктор или команда специалистов могут никогда не встретиться, но должны быть готовы эффективно справиться с ней при необходимости.

Для этого впервые в полном объеме использовали специальное оборудование и особые помещения, проводили инструктаж по применению средств индивидуальной защиты, создавали оптимальные копии больных с данной патологией, разрабатывали алгоритмы коммуникации медиков "красной" и "чистой" зон, протоколы мониторинга безопасности окружающей среды [6]. Анализ этой работы был чрезвычайно полезен во время пандемии COVID‑19, когда симуляция была единственным методом обучения врачей работе с новым опасным инфекционным заболеванием. Активное участие в первичной подготовке персонала ковидных госпиталей принимали и сотрудники Аттестационно-симуляционного центра Амурской ГМА. В дальнейшем протоколы симуляции корректировались по мере приобретения практического опыта в реальных клинических условиях [7].

Симуляции давно используются в тех областях, где обучение и испытания в реальном мире слишком опасны (военные действия), очень дорогостоящи (авиация) или просто невыполнимы (освоение космоса). В медицине во главу угла ставится самая большая ценность - ​жизнь человека. Образовательные симуляции позволяют студенту, врачу, среднему медицинскому работнику подражать, исследовать, совершать ошибки, повторять определенные действия до полного усвоения алгоритма, использовать корректирующую обратную связь в качестве руководства для будущих действий. Отработка навыков на тренажерах в безопасной обстановке помогает избежать проблем при последующих аналогичных процедурах на пациентах [8].

Результаты

Одна из разновидностей обучения с помощью симуляторов - групповая деловая игра, в ходе которой последовательно реализуется несколько этапов: информирование обучающихся (брифинг), выполнение ими задания (тренинг), контроль усвоения материала и анализ результатов собственной деятельности (дебрифинг) [9, 10].

Авторы данной работы решили использовать высокореалистичную симуляцию при проведении деловой игры, целью которой было изучение алгоритма обследования больного для правильной диагностики и лечения редкого заболевания сердца - некомпактной кардиомиопатии (НКМ), осложненной нарушениями ритма. Процедура предусматривала все традиционные этапы симуляции в комбинации с мультимедийными иллюстративными материалами, поэтому мы не стали характеризовать подробно каждый из них.

Интерес к данному формату изучения этой патологии был обусловлен тем, что она не относится к числу самых распространенных и может не встретиться студентам во время учебной курации больных. Заболеваемость НКМ в общей популяции составляет 0,014-1,3% [11, 12], но с совершенствованием диагностической аппаратуры и улучшением информированности врачей об этой нозологии она продолжает расти, что не увеличивает вероятность контакта врача с такими больными в реальной профессиональной жизни. Актуальность изучения патологии обусловлена и высокой частотой осложнений НКМ, среди которых различные нарушения ритма и проводимости, тромбоэмболии, тяжелая сердечная недостаточность [13], а неблагоприятные сердечно-сосудистые события имеют 47,8% пациентов с изолированной НКМ [14].

Занятия проводились в Аттестационно-симуляционном центре Амурской ГМА, в специальном зале, оборудованном в соответствии с нормативными документами.

Создавая сценарий деловой игры "Некомпактная кардиомиопатия левого желудочка, осложненная нарушениями ритма", на кафедре госпитальной терапии с курсом фармакологии Амурской ГМА преследовали цель приблизить знакомство с этим достаточно редким заболеванием и его распространенными осложнениями к условиям, максимально близким к реальным. Это стало возможно с помощью симуляции на тренажере К-плюс Cardiology Patient Simulator "K" ver 2, позволяющем имитировать полный физикальный осмотр пациента, включая изучение характеристик пульса, артериального давления, аускультативной картины относительной митральной и трикуспидальной недостаточности, характерных для НКМ, и свойственных ей различных нарушений ритма (от экстрасистолии и фибрилляции предсердий до атриовентрикулярной блокады высокой степени) с параллельной демонстрацией на мониторе соответствующих ЭКГ. Тренажер также позволял симулировать сердечную недостаточность, увеличивая частоту дыхания и подключая функцию образования хрипов над нижними отделами легких.

Непосредственно перед симуляцией осуществлялся входной контроль знаний в форме тестирования по теме занятия. Его вопросы касались патогенеза, клинической картины, методов диагностики НКМ и их характерных данных, консервативной, малоинвазивной и хирургической тактики лечения. Полученные результаты позволили оценить подготовку каждого студента и выявить индивидуальные проблемы. Тесты для одного учащегося включали 10 вопросов. Средний удельный вес правильных ответов в группе составил 81%. Затем проводился брифинг по общепринятой схеме, в процессе которого в том числе распределялись роли между студентами группы.

Для ощущения максимальной достоверности и правдивости происходящего сценарий игры составлялся на основании случаев из клинической практики преподавателей, что побуждало участников действия отнестись к нему с полной ответственностью.

В процессе работы студенты должны были приобрести следующие практические навыки: 1) на основании опроса, физикального осмотра и дополнительного обследования пациента выделить синдромы НКМ, установить правильный клинический диагноз и распознать осложнения заболевания; 2) назначить адекватное лечение тематическому пациенту с учетом осложнений НКМ; 3) закрепить навыки идентификации нарушений ритма с помощью ЭКГ (поскольку для данной патологии характерны самые разные аритмии, с помощью симулятора воспроизводились желудочковые экстрасистолы, пароксизмальные тахикардии, фибрилляция предсердий, атриовентрикулярная блокада); 4) оказать экстренную помощь при конкретных аритмиях (пароксизмальных тахикардиях и фибрилляции предсердий), согласно общепринятым алгоритмам - ​чек-листам, утвержденным в симуляционном центре Амурской ГМА; 5) определить показания к инвазивному лечению основного заболевания, нарушений ритма и проводимости.

Обязательным участником деловой игры был преподаватель (эксперт), он же - автор сценария игры, определяющий ее цели, задачи и этапы, создающий базу данных пациента, проводящий брифинг и оценивающий действия студентов. В ходе тренинга из отдельной комнаты симулятором управлял оператор, который задавал и изменял параметры сердечной деятельности в соответствии со сценарием. Рядом с ним размещался студент, исполняющий роль больного. Он отвечал на вопросы студента - врача приемного покоя, который формулировал их, имея соответствующие знания по изучаемой теме, и находился у постели больного. Студент - лечащий врач проводил физикальное обследование и озвучивал его результаты, заостряя внимание на особенностях осмотра сердечно-сосудистой системы. После этого аускультацию сердца проводили остальные студенты группы. Последнее особенно важно потому, что митральная и трикуспидальная недостаточность и нарушения ритма являются частым следствием НКМ. Затем с помощью мультимедийного проектора на экран проецировались результаты анализов пациента, его рентгенограммы, ролики с анализом ЭКГ и МРТ сердца.

Студент-лаборант, студент-рентгенолог и студент - врач ультразвуковой диагностики последовательно комментировали данные дополнительных методов обследования. Студент - лечащий врач систематизировал полученную информацию в клинические синдромы и формулировал клинический диагноз, составлял план лечения пациента. Студент - заведующий отделением подтверждал его заключение или, при необходимости, вносил в него коррективы.

По сценарию у госпитализированного больного развивался пароксизм фибрилляции предсердий, который диагностировал студент - дежурный врач № 1 на основании характеристик пульса, данных аускультации сердца и ЭКГ-признаков аритмии, далее он купировал приступ с помощью лекарственных препаратов, предусмотренных общепринятым алгоритмом, а при отсутствии эффекта предлагал возможные варианты лечения аритмии. После купирования пароксизма на мониторе появлялась нормальная ЭКГ, а студент должен был аргументировать ее нормальность.

Студент - старший смены комментировал или, при необходимости, корректировал действия дежурного врача. Студент - дежурный врач № 2 диагностировал следующее нарушение ритма - атриовентрикулярную блокаду высокой степени, перечисляя ее основные ЭКГ-признаки, и определял тактику лечения (медикаментозную и хирургическую). Студент - старший смены давал характеристику действиям этого дежурного врача. Позже посредством мультимедийной презентации демонстрировались ЭКГ с другими аритмиями, свойственными НКМ. Студенты по очереди идентифицировали их, обосновывали свои выводы и давали рекомендации по немедикаментозной и лекарственной терапии.

В данном случае мы практиковали дебрифинг во время выполнения сценария игры ("старт-стоп"), когда преподаватель и обучаемые, находящиеся в одном зале, обсуждали результаты работы и правильность действия участников процесса в случае их несоответствия общепринятым алгоритмам или при конфликтных ситуациях. После коррекции заключений/действий студентов сценарий продолжался дальше до полного завершения игры. По окончании тренинга студенты проводили дифференциальную диагностику НКМ с миокардитом, дилатационной и гипертрофической кардиомиопатией, пороками сердца. При этом использовалась презентация Power Point, содержащая информацию о дополнительных методах диагностики этих заболеваний.

Затем преподаватель обобщал результаты занятия и оценивал индивидуальные действия студентов, обращая особое внимание на то, что от знаний и адекватности каждого из них зависела эффективность работы всей команды. В таких виртуальных, но максимально приближенных к реалиям ситуациях осознание необходимости и важности собственной хорошей подготовки, прочных знаний и умений особенно ценно для будущих врачей.

В свою очередь, посредством анкетирования студенты тоже дали оценку новому методу изучения кардиологических заболеваний. Средняя оценка при ответе на вопрос: "На сколько баллов (от 1 до 5) вы оценивали свои знания по проблеме в начале занятия" - составила 4,07. По окончании занятия эта цифра составила 4,69, т. е. положительный результат обучения был достоверным. 93% участников игры оценили данную методику изучения редких заболеваний как более эффективную, нежели традиционное решение иллюстрированных клинических задач. 93% объяснили это тем, что симуляция помогает закрепить практические навыки общения с больным, физикального осмотра пациента и сопоставить их с данными дополнительных методов диагностики, а также способствует адаптации работе в команде (91%). Вместе с тем 4,4% испытывали некоторые затруднения в связи с непривычным форматом занятия и 1 (2,6%) участник - в связи с недостаточной теоретической подготовкой к нему.

Обсуждение

В целом существенных проблем в процессе выполнения сценария не зафиксировано. Однако, учитывая, что данная методика впервые внедрялась в практику работы кафедры, мы прогнозировали возможность развития ситуаций, способных повлиять на ее гладкое течение.

Как и предполагалось, в первую очередь была отмечена растерянность отдельных студентов при выполнении своей роли в связи с отсутствием опыта участия в подобных мероприятиях (2 участника). Однако при поддержке преподавателя и других участников процесса будущим докторам удалось быстро сориентироваться и достойно выйти из сложившейся ситуации. Подобная реакция наблюдалась и вследствие внезапных отклонений от сценария другими участниками игры (например, озвучивании лишних жалоб или фактов анамнеза студентом-больным, неверной интерпретации данных дополнительных методов обследования). Если студент самостоятельно находил выход, преподаватель поощрял его особо. По нашему мнению, эти ситуации имеют определенное положительное значение, так как морально готовят будущих врачей к нестандартным эпизодам в клинике, требующим концентрации внимания для поиска правильного решения.

Редко причиной затруднения выполнения сценария (1 участник) была недостаточная теоретическая подготовка студентов, на помощь которым приходили другие члены команды. Отдельным поводом для беспокойства был риск возможного несерьезного отношения учащихся к происходящему, так как роль больного выполнял неодушевленный манекен. Однако в нашем случае этого не наблюдалось. В то же время студент-больной был изначально проинструктирован о том, как восстановить деловую обстановку с помощью эмоционально окрашенных жалоб, критических комментариев к поведению медиков и призывов к последним отнестись к нему более внимательно и уважительно.

Проблемы в работе команды может создать ее участник, не желающий выполнять свои функции по незнанию или из-за упрямства. Мы не сталкивались с такими случаями, но полностью согласны с мудрыми рекомендациями А.А. Андреенко, который считает, что при таком развитии событий целесообразно дать возможность сценарию развиваться как в реальной жизни и позволить произойти всем осложнениям заболевания, виновником которых станет данный индивидуум. В результате все участники группы будут вынуждены проявлять свою сообразительность и инициативу, оценят негативные последствия непрофессионального поведения коллеги. Если деструктивное поведение ученика связано с его особым эмоциональным статусом, преподаватель должен сместить акцент с одной личности на оптимизацию действий всей команды, которая обычно старается поддержать своего расстроенного коллегу [15].

Деловая игра "Диагностика и лечение некомпактной кардиомиопатии левого желудочка, осложненной нарушениями ритма" прошла продуктивно. На основании опроса и осмотра виртуального больного, анализа результатов дополнительных методов обследования выставлен правильный клинический диагноз, назначено грамотное лечение. С помощью тренажера и мультимедийной презентации общими силами идентифицированы и обоснованы митральная и трикуспидальная регургитация, признаки сердечной недостаточности, все электрокардио­граммы, а вышеуказанные нарушения ритма купированы в соответствии с утвержденными алгоритмами. Определены показания к имплантации электрокардиостимулятора в связи с развитием полной атриовентрикулярной блокады. Обсуждены показания к установке кардиовертера-дефибриллятора, а также перспективы трансплантации сердца в конкретной клинической ситуации.

Несомненно, главной составляющей игры была работа студентов с симулятором, без которого процесс не был бы столь реалистичным. Все его участники (100%) оценили предложенную методику как интересную и более увлекательную, нежели решение ситуационных задач, полезную и перспективную, так как они могли не только обсудить, но и самостоятельно выполнить все практические манипуляции, имея тактильный контакт с виртуальным пациентом. Об этом свидетельствовали результаты анкетирования, проведенного в заключение занятия.

Заключение

В клинике внутренних болезней не всегда присутствуют пациенты с достаточно редкими заболеваниями, каковым является и НКМ. Это не позволяет изучить признаки патологии у постели больного. В такой ситуации на помощь приходит высокореалистичная симуляция с использованием полнотелых тренажеров, которая при наличии корректных сценариев помогает студентам приобрести практический опыт диагностики и лечения подобных заболеваний и их последствий, которыми в данном случае часто являются сложные нарушения ритма. При правильной организации симуляции, помимо конкретных знаний и навыков по теме занятия, ее участники приобретают опыт работы в команде, получают представления об этике отношений с коллегами и пациентами, осознают, насколько важен вклад каждого в эффективную борьбу за жизнь и здоровье человека, в которой нет места невежеству, халатности, лени и личным эмоциям.

Безусловно, работа у постели больного, в процедурных кабинетах, участие в дежурствах, консилиумах и клинических конференциях занимают основное место в подготовке будущих врачей в клинике внутренних болезней. Это однозначно и не подлежит обсуждению в среде практикующих врачей, каковыми являются большинство преподавателей клинических кафедр. Однако по прошествии многих лет с момента организации симуляционных центров изначальное неприятие работы с неодушевленным манекеном вместо доступных для общения живых пациентов сменилось признанием несомненной пользы этого вида деятельности для решения определенных задач при подготовке практических врачей. В данной работе эта польза прослеживается при изучении статистически редких заболеваний и их распространенных осложнений, которые характерны и для других нозологий и могут встретиться в профессиональной жизни каждого врача общей практики. Помимо этого, симуляционные технологии в настоящее время положительно оценены большинством студентов медицинских вузов, что является объективным фактором их пользы, актуальности и эффективности.

Литература

1.Motola I., Devine L.A., Chung H.S., Sullivan J.E., Issenberg S.B. Simulation in healthcare education: a best evidence practical guide AMEE Guide No. 82 // Med. Teach. 2013. Vol. 35, N 10. P. 511-530. DOI: https://www.doi.org/10.3109/0142159X.2013.818632

2.Bussard M.E. Self-Reflection of video-recorded high-fidelity simulations and development of clinical judgment // J. Nurs. Educ. 2016. Vol. 55, N 9. P. 522-527. DOI: https://www.doi.org/10.3928/01484834-20160816-06

3.Goldshtein D., Krensky C., Doshi S., Perelman V. In situ simulation and its effects on patient outcomes: a systematic review // BMJ Simulation & Technology Enhanced Learning. 2020. Vol. 6, N 1. P. 3-9. DOI: https://www.doi.org/10.1136/bmjstel-2018-000387

4.Kurup V., Matei V., Ray J. Role of in-situ simulation for training in healthcare: opportunities and challenges // Curr. Opin. Anaesthesiol. 2017. Vol. 30, N 6. P. 755-760. DOI: https://www.doi.org/10.1097/ACO.0000000000000514

5.Martin A., Cross S., Attoe Ch. The Use of in situ simulation in healthcare education: current perspectives // Adv. Med. Educ. Pract. 2020. N 11. P. 893-903. DOI: https://www.doi.org/10.2147/AMEP.S188258

6.Gaba D.M. Simulation as a critical resource in the response to Ebola virus disease // Simul. Healthc. 2014. Vol. 9, N 6. P. 337-338. DOI: https://www.doi.org/10.1097/SIH.0000000000000068

7.Pan D., Rajwani K. Implementation of simulation training during the COVID-19 pandemic: a New York hospital experience // Simul. Healthc. 2021. Vol. 16, N 1. P. 46-51. DOI: https://www.doi.org/10.1097/SIH.0000000000000535

8.Ogden P.E., Cobbs L.S., Howell M.R., Sibbitt S.J.B., Di Pette D.J. Clinical simulation: importance to the internal medicine educational mission // APM PERSPECTIVE. 2007. Vol. 120, N 9. P. 820-824. DOI: https://doi.org/10.1016/j.amjmed.2007.06.017

9.Ходус С.В., Олексик В.С. Аккредитация специалистов хирургического профиля. Роль аккредитационного центра в подготовке специалистов // Виртуальные технологии в медицине. 2022. Т. 2, № 32. С. 90-91. DOI: https://www.doi.org/10.46594/2687-0037_2022_2_1444

10. Юдаева Ю.А., Баталина М.В. Симуляционные технологии в цикле профессиональной переподготовки по специальности "Функциональная диагностика" // Виртуальные технологии в медицине. 2022. Т. 1, № 1. С. 10-15. DOI: https://www.doi.org/10.46594/2687-0037_2022_1_1420

11. Finsterer J., Stöllberger C., Schubert B. Acquired left ventricular noncompaction as a cardiac manifestation of neuromuscular disorders // Scand. Cardiovasc. J. 2008. Vol. 42, N 1. P. 25-30. DOI: https://www.doi.org/10.1080/14017430701744451

12. Голухова Е.З., Шомахов Р.А. Некомпактный миокард левого желудочка // Креативная кардиология. 2013. № 1. С. 35-45.

13. Доровских И.Е., Вахненко Ю.В., Шабанов В.В., Гордиенко Е.Н., Вереветинов А.Н. Случай диагностики и лечения кардиомиопатии "некомпактный миокард" с применением имплантированного кардиовертера-дефибриллятора // Патология кровообращения и кардиохирургия. 2016. Т. 20, № 3. С. 126-132. DOI: https://www.doi.org/10.21688-1681-3472-2016-3-126-132

14. Комиссарова С.М., Красько О.В., Ринейская Н.М., Севрук Т.В., Устинова И.Б. Факторы риска развития неблагоприятных сердечно-сосудистых событий у пациентов с изолированной некомпактной кардиомиопатией // Кардиологический вестник. 2022. Т. 17, № 1. С. 67-74. DOI https://www.doi.org/10.17116/Cardiobulletin20221701167

15. Андреенко А.А. Организация и проведение занятия с применением высокореалистичной симуляции // Виртуальные технологии в медицине. 2020. Т. 4, № 26. С. 32-44.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»