ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НАВЫКАМ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДИАГНОСТИКИ

Резюме

В статье рассматривается поэтапный подход приобретения навыков ультра­звуковой диагностики (УЗД) студентами медицинских вузов. УЗД не включена в качестве отдельной дисциплины в образовательную программу, но охотно выбирается студентами в качестве элективного предмета. Изучение нормальной ультразвуковой анатомии с помощью виртуального симулятора ультразвукового исследования при проведении самостоятельной работы обучающихся под контролем преподавателя эффективно при проработки многих тем топо­графической анатомии и физиологии. Введение в клиническую практику ультразвукового симулятора помогает приобрести навыки интерпретации эхо­грамм. Однако разбор клинических ситуационных задач необходимо дополнять практическими занятиями по освоению техники проведения УЗД в реальных условиях с клиническим наставником. В качестве эффективной оценки знаний предлагается письменная работа по формированию протокола ультразвукового исследования с заключением по представленным эхограммам, а также оценка практических навыков. Дальнейшее самосовершенствование по проведению ультразвуковых исследований может осуществляться в очной или дистанционной форме с использованием разнообразных отечественных и зарубежных интернет-ресурсов.

Ключевые слова:ультрасонографический симулятор; самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя; ультразвуковая диагностика

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ибраева Л.К., Рыбалкина Д.Х., Бачева И.В. Опыт обучения студентов медицинского вуза навыкам ультразвуковой диагностики // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 3. С. 114-123. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-3-114-123

В квалификационные характеристики многих медицинских специальностей в Казахстане включены навыки проведения ультразвуковых исследований (УЗИ), а также интерпретация результатов УЗИ органов и систем в рамках изучаемой специальности, в том числе допплерографии сосудов [1]. Большинство программ резидентуры также включают приобретение компетенции проведения и оценки УЗИ. Для успешного овладения методом проведения ультразвуковой диагностики (УЗД) в клинической практике необходимо освоить 3 ключевых навыка: получение изображения, его интерпретацию и клиническую интеграцию. Однако наработать хорошие технические навыки проведения УЗИ студентам медицинских вузов в условиях клиники порой затруднительно. Это обусловлено сложностью настройки аппарата для получения оптимального изображения у различных пациентов, визуальными артефактами при получении изображений, а также высокой востребованностью и дороговизной аппаратов для УЗИ. Учитывая вышесказанное, применение ультразвуковых (УЗ) симуляторов при обучении является обоснованным [2].

В настоящее время отмечается существенная интеграция симуляционных методов обучения в стандартные учебные программы медицинского образования. В моделированной системе сложно имитировать множество реальных пациентов, поэтому оборудование и программное обеспечение постоянно совершенствуются. Было отмечено, что включение УЗД в программы медицинского образования на младших курсах в последующем облегчает освоение диагностической и процедурной сонографии [3].

Использование УЗ в качестве дополнительного метода для изучения анатомии и физиологии позволяет получить комплекс­ное представление о строении и функционировании органов и систем [4]. Поскольку доклиническое медицинское образование в основном базируется на теоретических знаниях, внедрение смоделированного клинического сценария на УЗ-материале делает образовательный контент более интересным для изучения студентами и улучшает освоение знаний не только по УЗД, но и по самому предмету [5].

Большинство медицинских учебных заведений не имеют интегрированных учебных программ по УЗИ. При этом студенты охотно выбирают дисциплины по УЗД для элективного изучения. Учебная программа по УЗД для студентов медицинских вузов включает получение знаний о физических основах УЗИ и аппаратному сопровождению, а также изучение методик визуализации 8 систем органов (сердца и сосудов, почек, гепатобилиарной зоны, легких, органов малого таза, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата) [6].

Цель настоящей работы - освещение опыта внедрения обучения студентов V курса, интернов VI и VII курса Медицинского университета Караганды (Казахстан) навыкам проведения УЗД в рамках изучения элективных дисциплин "Основы ультра­звуковой диагностики", "Основы ультра­звуковой диагностики для врачей общей практики" и "Ультразвуковая диагностика неотложных состояний для врачей общей практики" с использованием в образовательном процессе УЗ-симулятора и работы с клиническим наставником как поэтапное приобретение навыков УЗД.

Материал и методы

В тематический план по элективной дисциплине "Основы ультразвуковой диагностики" на V курсе [36 академических часов (ак. ч) практических занятий (ПЗ), 24 - самостоятельной работы обучающихся под контролем преподавателя (СРОП), 48 - самостоятельной работы обучающихся (СРО), 12 - промежуточной аттестации (ПА)] вошли 17 тем по изучению УЗ-анатомии щитовидной и молочной железы, органов брюшной полости и малого таза у мужчин и женщин, почек в норме и при некоторых патологических состояниях.

В тематический план по элективной дисциплине "Основы ультразвуковой диагностики для врачей общей практики" на VI курсе (27 ак. ч ПЗ, 18 СРОП, 36 СРО, 9 ПА) вошли 7 тем по освоению мультипараметрических УЗ-критериев (исследования в режимах М, допплерографии, эластографии) наиболее частых заболеваний органов эндокринной, пищеварительной и мочевыделительной систем.

В тематический план по элективной дисциплине "Ультразвуковая диагностика неотложных состояний для врачей общей практики" на VII курсе (45 ак. ч ПЗ, 30 СРОП, 60 СРО, 15 ПА) вошла 21 тема по освоению УЗ-навыков по ургентной сонографии по протоколам FATE (Focus Assessed Transthoracic Echocardiography - сфокусированная трансторакальная эхокардио­графия), BLUE (Bedside Lung Ultrasound in Emergency - прикроватное УЗИ легких при неотложных состояниях), RUSH (Rapid Ultrasound in Shock - экстренная соно­графия при шоке) и eFAST (the Extended Focused Assessment using Sonography in Trauma - расширенная целенаправленная диагностика с использованием сонографии при травме). Также обучение навыкам проведения УЗИ проводилось для резидентов [7, 8].

Отработка навыка проведения УЗИ осуществлялась в Центре симуляционных обучающих технологий (ЦСОТ) на ультрасонографическом симуляторе SonoSim (США), а также при работе с клиническим наставником в кабинете УЗД поликлиники Медицинского университета Караганды. Первично студенты работали на манекенах в рамках СРОП, что было необходимо для выработки алгоритма проведения процедуры УЗИ и обучения навыку получения базовых ультрасонографических изображений. На следующем этапе обучения студент работал в паре с клиническим наставником, наблюдая за приемом пациентов.

Для теоретической подготовки по дисциплинам нами использовался ряд моно­графий по УЗД, в том числе Руководство по ультразвуковой диагностике, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. Дидактический материал, изложенный в руководстве, отражает все аспекты тематического плана [9]. Объем УЗИ по положению протокола может различаться в разных странах, при наличии иностранных студентов желательно придерживаться общих стандартизированных протоколов.

Цель изучения дисциплины - формирование компетенций, необходимых для назначения с диагностической целью и последующей интерпретации результатов УЗ-методов диагностики. Конечные результаты обучения формировались по блокам УЗД. Так, по окончании изучения тем кредита по основам УЗИ обучающийся получал знания об УЗ-анатомии органов и систем в норме и при патологических состояниях, при­обретал навык проведения УЗИ и осваивал единые принципы трактовки полученной визуальной информации. Большое значение уделялось формированию траектории самостоятельного обучения студента. Обучающиеся интерны в рамках СРО проходили обучение на дистанционном курсе "Инструменты ультразвуковой диагностики" со свободным доступом (https://www.lektorium.tv/philips, дата обращения 27.02.2022), организованном компанией Philips, одной из мировых лидеров в области инновационных решений для здравоохранения.

До пандемии, в 2019/2020 учебном году, обучение по элективной дисциплине "Основы ультразвуковой диагностики" на V курсе прошли 136 студентов (16,42% обучающихся на курсе). При этом 65% составили студенты, обучающиеся на английском языке.

Результаты

Перед началом работы на УЗ-симуляторе студентов предварительно знакомили с интерфейсом программы, что обычно не вызывало затруднений. Стоит отметить, что программное обеспечение представлено на английском языке. Следовательно, для работы на ультрасонографическом симуляторе необходим достаточный уровень владения английским языком как профессорско-преподавательским составом (ППС), так и обучающимися. Введение полиязычной модели обучения в вузах Республики Казахстан, подразумевающей ведение образовательного процесса на 3 (русский, казахский, английский) языках, интегрированных в единой программе, является актуальным трендом в рамках глобализации образования.

Необходимо помнить, что без калибровки датчика и при неудовлетворительной работе интернета может возникнуть диссонанс между расположением датчика и отображаемой ультрасонограммой, что нивелирует ощущение реальности. Калибровку датчика иногда проводят несколько раз при разборе разных клинических случаев, удерживая зонд согласно необходимым параметрам, указанным на экране монитора. Ряд элементов управления, подсказывающих правильное расположение датчика на манекене, сопровождающего видеоматериал с объяснением УЗИ, при включении экзаменационного режима не функционирует. Повторная активация элементов управления программой возвращает исходные параметры, что также соответствует реальности управления сканером.

При виртуальном обследовании манекена каждому обучающемуся необходимо вывести базовые изображения органа с правильной фиксацией датчика, который меняет цвет с серого на зеленый. Движения датчиком должны выполняться плавно и медленно, что соответствует поиску необходимой визуализации в реальности. Желательно, чтобы каждый практический навык выполнялся в течение определенного времени (не более 15 мин). Нами отмечено, что студенты V курса, предварительно прошедшие занятие в ЦСОТ на УЗ-симуляторе по теме "Ультразвуковая анатомия почек", несколько быстрее (6,55±1,05 мин) выводили необходимые проекции для выполнения замеров почки при парной работе на УЗ-сканере, чем студенты, выполнявшие тот же навык (9,64±0,92 мин) без опыта работы в ЦСОТ по теме с изучением теоретических аспектов и наблюдавшие за проведением исследования почек клиническим наставником. Ряд экстренных протоколов, например FAST (Focused Assessment with Sonography for Trauma), требуют проведения исследования в течение 3-4 мин, поэтому оптимальная нагрузка на одного преподавателя при отработке навыка должна составлять не более 8 студентов или осуществляться при наличии 2 ультразвуковых симуляторов и более.

В начале практического обучения УЗ-сканированию (или при изучении УЗ-топографической анатомии и физиологии) из имеющихся в библиотеке клинических случаев выбирали варианты нормы обследования того или иного органа согласно изучаемой теме. Например, проводили сонографию почек у мальчика 7 лет, не предъявляющего никаких жалоб при медицинском обследовании. Поставленную задачу решали выполнением УЗИ на манекене. Студент должен было правильно зафиксировать датчик для исследования левой и правой почки по передней брюшной стенке, в положении на боку, вывести и зафиксировать продольный и поперечный срез почек на уровне их ворот, показать дифференциацию на слои (корковое и мозговое вещество), замерить длину, ширину и толщину почек и определить толщины их паренхимы.

Для изучения особенностей выполнения УЗИ при патологических состояниях студентам предлагались различные клинические задачи из библиотеки кейсов.

Например, при изучении билиарного тракта использовали следующий кейс: женщина, 57 лет, обратилась с жалобами на боль в правом подреберье, продолжающуюся в течение 12 ч. При проведении сонографии в правом подреберье на манекене с правильной фиксацией датчика необходимо было вывести продольный срез желчного пузыря с визуализацией желчного камня в шейке желчного пузыря и перихолецистической жидкостью; поперечный срез желчного пузыря на уровне шейки с камнем, имеющим акустическую дорожку и симптомом гало, обусловленным отеком; провести замеры желчного пузыря (диагностировать его расширение), стенки желчного пузыря [˃4 мм (утолщение)], камня (2 см), диаметра желчного протока (6 мм). По завершению исследования студент формулировал заключение с вынесением клинических рекомендаций ("Камень желчного пузыря. Эхопризнаки острого калькулезного холецистита. Консультация хирурга").

Электронный каталог должен содержать достаточное количество клинических задач разной категории сложности и постоянно пополняться новыми актуальными кейсами. Интересным считаем разбор структур в сплит-изображениях совмещенных ультрасонограмм и сканов компьютерной томографии (КТ), двух широко используемых методов диагностики с разной возможностью разрешения, хотя диагностика КТ-сканов требует отдельного детального изучения, в том числе поэтапного, при обучении в медицинском вузе.

Большой интерес для обучающихся в дальнейшем представляют комплексные протоколы УЗИ, например протокол УЗИ при травме FAST, направленный на выявление свободной жидкости в брюшной, плевральной и перикардиальной полостях.

Актуальный пример ситуационной клинической задачи, подходящий для обучающихся в интернатуре: мужчина, 53 года, с множественными колотыми ранами в верх­ней части живота. При обследовании: температура тела - 36 °C, систолическое давление - 90 мм рт.ст., частота сердечных сокращений (ЧСС) - 122 в минуту, частота дыхательных движений (ЧДД) - 22 в минуту, сатурация кислорода - 94%. При проведении УЗИ в правом верхнем квадранте живота необходимо выявить гемоперитонеум в гепаторенальном кармане Морисона; в малом тазу - свободную жидкость, не позволяющую визуализировать мочевой пузырь; в левом верхнем квадранте живота - гемоперитонеум в виде анэхогенной свободной жидкости в спленоренальном пространстве; при сонографии сердца из субкостального доступа - тахикардию.

Для специалистов с высшим образованием, повышающих квалификацию на цикле "Неотложные состояния в терапии" рекомендуется изучение протокола RUSH (Rapid Ultrasound in SHock), который применяется для диагностики шоковых состояний с использованием УЗИ живота и сердца.

Актуальный пример ситуационной клинической задачи с отработкой навыков на УЗ-симуляторе: женщина, 40 лет, с онкологическим заболеванием в анамнезе, с метастазами, жалуется на повышение температуры тела, слабость и одышку. При обследовании: температура тела - 39 °C, систолическое давление - 70 мм рт.ст., ЧСС - 76 в минуту, ЧДД - 22 в минуту, сатурация - 93%.

При выполнении протокола RUSH необходимо провести УЗИ 12 зон манекена с визуализацией кармана Морисона, спленоренального пространства, надлобковой области (без наличия свободной жидкости), а также нижней полой вены (с измерением диаметра (2,1 см) и определением коллапса (˂50%) для соотнесения с давлением правого предсердия (5-10 мм рт.ст.) и аорты. В парастернальном, верхушечном и субкостальном доступах УЗИ сердца нужно визуализировать перикардиальный выпот, оценить фракцию выброса. При исследовании межреберных промежутков слева и справа определить нормальное движение легких, отсутствие пневмоторакса, очаговые артефакты "хвоста кометы". В правой и левой паховых областях надо выявить отсутствие признаков венозного тромбоза бедренных и подкожных вен с проведением пробы сдавления датчиком. В завершении УЗИ необходимо сделать заключение ("Перикардиальный выпот. Очаговые уплотнения левого легкого") в сопоставлении с клинической картиной септического шока как осложнения левосторонней пневмонии, требующей реанимационных мероприятий и лечения вазопрессорами, инфузионной терапией, инъекционным введением антибиотиков.

Для оценки эффективности усвоения пройденного материала обучающимся раздавали тематические эхограммы до начала и по окончанию занятия. В обоих случаях студентам предлагалось обозначить структуры на эхограммах и вынести заключение. Пакет эхограмм для первичного и повторного контроля был идентичен. Результаты ответов, полученные до начала практического занятия, показывали уровень владения теоретическими основами проведения УЗИ в рамках изучаемой темы. Результаты ответов, полученные после отработки практических навыков, позволили сформировать комплексную оценку эффективности изучения темы занятия. Положительным критерием было увеличение доли правильных ответов на 20-30%.

Следующий этап отработки навыков проведения УЗИ - работа в паре с клиническим наставником на стационарном цифровом УЗ-сканере с цветовым и энергетическим допплером SA‑8000 Ex (Samsung Medison). При этом обучающиеся часто отмечали сложность проведения УЗИ органов брюшной полости (в частности поджелудочной железы), что было обусловлено пневматизацией кишечника и требовало от студентов владения навыками тонкой настройки аппаратного комплекса. Это отмечают и другие преподаватели аналогичных образовательных программ.

Например, курс "Ультразвуковое исследование органов гепатобилиарно-лиенальной системы", представленный на сайте системы дистанционного обучения (http://sdo.npcmr.ru/uzi-organov-brushnoy-polostigepato-biliarno-lienalnoysystemy) Государственного бюджетного учреждения Департамента здравоохранения г. Москвы "Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий", рассчитан на врачей УЗД с опытом работы не менее 3 лет. Обязательная составляющая работы с клиническим наставником - контролируемое заполнение разработанных шаблонов протоколов УЗИ в комплексной медицинской информационной системе, а также изучение протоколов в динамике наблюдения.

В настоящее время для самостоятельной работы доступно большое количество открытых, бесплатных образовательных интернет-ресурсов по УЗД как на английском, так и на русском языках [10]. Ссылки на актуальные электронные ресурсы тщательно подбираются ППС в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню образовательной программы, и включаются в силлабус по дисциплине. Так, одним из рекомендованных источников получения информации по УЗИ в рамках СРО являются видеолекции профессора Балтийского федерального университета им. И. Канта В.А. Изранова [11].

Обсуждение

Результаты обратной связи по завершении изучения дисциплины показали, что 85,6% обучающихся отдавали предпочтение проведению УЗ-сканирования в реальных условиях. При этом при выполнении УЗ-сканирования в реальных условиях при исследовании гепатодуоденальной зоны более 50% студентов не смогли получить оптимального изображения за фиксированное время, несмотря на успешно выполненные в полном объеме задания на УЗ-симуляторе. Самой трудной для восприятия, с большей когнитивной нагрузкой, превалирующее большинство (86,8%) студентов назвали тему по кардиоскопии (ЭхоКС). При проведении итоговой оценки по блоку "Основы ультра­звуковой диагностики" средний балл составил 79,34 (из 100). Студенты интерпретировали эхограммы, адаптированные к объему знаний в соответствии с содержанием дисциплины, с последующим описанием протокола исследования и формированием заключения.

Применение УЗ-симуляторов для получения навыков проведения УЗИ в рамках СРО и СРОП может рассматриваться как способ, дополняющий клиническое обучение. Однако первичный контакт обучающегося с УЗ-симулятором должен проходить под контролем преподавателя - это позволяет получить моментальную обратную связь от студента и мотивировать его к дальнейшему самосовершенствованию, развитию и формированию навыков УЗИ. При этом около половины исследователей применения моделированных систем обучения в медицинском образовании полагают, что именно качественная обратная связь является наиболее важным показателем успешности образования, основанного на симуляционных технологиях. Выбор УЗ-симулятора (Vimedix, SonoSim, Schallware, UltraSim, CompactSim, ScanTrainer) должен основываться на доступной функциональности (в том числе объем обучающего материала, доля геймификации) [12]. Оптимальным соотношением студентов и преподавателей является 6 : 1. В нашем случае на 1 преподавателя в среднем приходилось 9 студентов.

Учитывая, что УЗИ является оператор-зависимым методом исследования, целесообразно проводить поэтапное обучение навыкам проведения УЗИ начиная с базисных дисциплин (топографическая анатомия и физиология). Дальнейший опыт проведения УЗИ в клинической практике накапливается в рамках изучения таких дисциплин, как внутренние болезни (по модулям обучения по пищеварительной, эндокринной, мочевыделительной, сердечно-сосудистой системам), хирургия и травматология, акушерство и гинекология. Формой освоения навыка УЗИ могут выступать практическое занятие, СРОП и СРО. Последующее совершенствование осуществляется обучающимися в резидентуре и при повышении профессиональной квалификации специалистов с высшим уровнем образования в рамках различных специальностей.

С появлением компактных переносных УЗ-сканеров появилась возможность проведения УЗД в рамках реализации неотложной медицинской помощи. Для обучения нами также применялась УЗ-система с возможностями Wi-Fi-передачи данных C 10T Beijing Konted, которая портативна (15,7×7×3 см, 227 г), работает в режимах В, М и цветового допплеровского картирования, энергетического и импульсного допплера, с возможностью проведения исследований в частотах конвексного (3,5-5 МГц), линейного (7,5-10 МГц) и векторного (2,5-5 МГц) трансдъюсеров [13]. Визуализация осуществлялась после установки программного обеспечения в свободном доступе (WirelessKUS) на Iphone, iPad, персональный компьютер. Необходимо учитывать, что использование приложения на мобильном устройстве, которое не соответствует требованиям (версия 8.0), может повлиять на производительность и качество изображения, а это в свою очередь может привести к неправильной диагностике. Программное обеспечение позволяет сделать замеры, сохранять изображения и видеопетли.

В настоящее время появляется множество комплексных протоколов, различающихся по приоритетности последовательности исследования [14], необходимых для изучения и отработки врачами ургентных специальностей.

Так, в период пандемии изучался протокол BLUE (Bedside Lung Ultrasound in Emergency) с исследованием легких при COVID‑19. При недифференцированных шоковых состояниях и острой сердечной недостаточности применяются протоколы ACES (Abdominal and Cardiac Evaluation with Sonography in Shock) с исследованием живота и сердца, FATE (Focus Assessed Transthoracic Echo), FEEL (Focused Echocardiography in Emergency Life Support) - детализированные эхокардиоскопические протоколы, CAUSE (Cardiac Arrest Ultra-Sound Exam) - УЗИ при неаритмогенной остановке сердца, FALLS (Fluid Administration Limited by Lung Sonography) и Extended FAST (eFAST) - расширенный протокол при тяжелой травме, POCUS (Point-of-Care Ultrasound) - УЗИ на месте оказания медицинской помощи.

Заключение

Таким образом, для освоения навыка проведения УЗД оптимальна поэтапная реализация обучающего процесса с изучением УЗ-анатомии внутренних органов студентами младших курсов, получением навыков УЗИ студентами V курса, закреплением и расширением теоретических и практических аспектов мультипараметрического УЗИ обучающимися на старших курсах и самостоятельным исследованием под контролем наставника в клиниках медицинского вуза резидентами. Изучение экстренных расширенных УЗ-протоколов со сканированием из различных точек доступа при ургентной УЗД помогает формировать интернам комплексный подход в оценке состояния организма. Применение УЗ-симуляторов в качестве дополнительного способа для клинического обучения готовит обучающихся к проведению исследования в реальных условиях.

Литература

1.Квалификационные характеристики медицинских и фармацевтических специальностей. МЗ РК. Приказ № 311 с изменениями от 11.04.2019. Нурсултан, 2019. 396 с.

2.Mackay F.D., Zhou F., Lewis D. et al. Can you teach yourself point-of-care ultrasound to a level of clinical competency? Evaluation of a self-directed simulation-based training program // Cureus. 2018. Vol. 10, N 9. P. e3320. DOI: https://doi.org/10.7759/cureus.3320.

3.Silva J.P., Plescia T., Molina N. et al. Randomized study of effectiveness of computerized ultrasound simulators for an introductory course for residents in Brazil // J. Educ. Eval. Health Prof. 2016. Vol. 13. Р. 16. DOI: https://doi.org/10.3352/jeehp.2016.13.16

4.Connolly K., Beier L., Langdorf M.I. et al. Ultrafest: a novel approach to ultrasound in medical education leads to improvement in written and clinical examinations // West. J. Emerg. Med. 2015. Vol. 16, N 1. P. 143-148. DOI: https://doi.org/10.5811/westjem.2014.11.23746

5.Shah S., Tohmasi S., Frisch E. et al. A comparison of simulation versus didactics for teaching ultrasound to Swiss medical students // World J. Emerg. Med. 2019. Vol. 10, N 3. Р. 169-176. DOI: https://doi.org/10.5847/wjem.j.1920-8642.2019.03.007

6.Denny S.P., Minteer W.B., Fenning R.T.H. et al. Ultrasound curriculum taught by first-year medical students: a four-year experience in Tanzania // World J. Emerg. Med. 2018. Vol. 9, N 1. Р. 33-40. DOI: https://doi.org/10.5847/wjem.j.1920-8642.2018.01.005

7.Попова М.А., Бекенова О.А., Тусенова С.К. и др. Образовательная траектория обучения ультразвуковому исследованию легких для резидентов-пульмонологов // Сборник трудов международной научной конференции "Университетская наука: взгляд в будущее". Т. 1. Курск : Курский государственный медицинский университет, 2022. С. 323-328.

8.Рыбалкина Д.Х., Акашев Г.В. Применение ультразвукового сканирования в патологоанатомической практике // Сборник трудов международной научной конференции "Университетская наука: взгляд в будущее". Т. 2. Курск : Курский государственный медицинский университет, 2022. С. 29-32.

9.Buscarini E., Lutz H., Mirk P. Manual of Diagnostic Ultrasound. World Health Organization, World Federation for Ultrasound in Medicine and Biology, 2013. 959 р.

10. Ибраева Л.К., Рыбалкина Д.Х., Минбаева Л.С., Бачева И.В. Обзор образовательных ресурсов по УЗИ-мониторингу состояния легких у больных с COVID-19 // Астана медициналық журналы. 2020. № 3 (105). С. 86-90.

11. Изранов В.А., Гордова В.С., Изранов А.В. Воспитательные аспекты преподавания клинической анатомии // Материалы межрегиональной научно-практической конференции "Воспитательный процесс в медицинском вузе: теория и практика". Иваново, 29-31.01.2018. С. 86-90. URL: https://isma.ivanovo.ru/attachments/21277 (дата обращения: 27.02.2022)

12. Urban C., Galambos P., Gyorok G., Haidegger T. Simulated medical ultrasound trainers a review of solutions and applications // Acta Polytech. Hungarica. 2018. Vol. 15, N 7. Р. 111-131.

13. Wireless 3 in 1 ultrasound. Catalog. 16.09.2020. 6 p. URL: http://www.kontedmed.com/en/download.html (date of access February 27, 2022)

14. Seif D., Perera P., Mailhot T. et al. Bedside ultrasound in resuscitation and the rapid ultrasound in shock protocol // Crit. Care Res. Pract. 2012. Vol. 2012. Article ID е503254. DOI: https://doi.org/10.1155/2012/503254

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Вскрытие
Медицина сегодня
Уважаемые коллеги, до XI-го Национального конгресса с международным участием имени Н.О. Миланова "Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология" осталось 3 дня

Уважаемые коллеги, до XI-го Национального конгресса с международным участием имени Н.О. Миланова "Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология" осталось 3 дня! С 29 ноября по 1 декабря 2022 года в Москве пройдет XI Национальный конгресс "Пластическая хирургия,...

X конференция с международным участием "Креативная кардиология и кардиохирургия. Новые технологии диагностики и лечения заболеваний сердца"

6-7 декабря 2022 года состоится юбилейная X конференция с международным участием "Креативная кардиология и кардиохирургия. Новые технологии диагностики и лечения заболеваний сердца", которая будет проходить в очном и онлайн-формате в ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева"...

Приглашаем 1 и 2 декабря в Москву на яркий профессиональный праздник - итоговую всероссийскую Школу РОАГ!

Приглашаем 1 и 2 декабря в Москву на яркий профессиональный праздник - итоговую всероссийскую Школу РОАГ! Школа в Москве занимает особое место в образовательном цикле Школ РОАГ. На ней подводятся итоги прошедшего сезона, обсуждаются темы, которые вызывают наибольший интерес...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»