СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ УПРАВЛЕНИЕ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ КОМАНДОЙ

Резюме

Актуальность. Возрастающий поток информации и эпидемиологическая обстановка последних лет вынуждают искать цифровые инструменты (ЦИ) для управления распределенной командой студенческого научного кружка (СНК). Хотим поделиться опытом поиска и тестирования ЦИ для решения подобной задачи.

Цель - подобрать ЦИ для организации продуктивной совместной работы распределенной команды СНК.

Материал и методы. Проведен сравнительный анализ 6 инструментов (Trello, Office365, Meister, Битрикс24, Asana, Google Workspace) для совместной работы студентов и кураторов СНК по 12 критериям. Каждый инструмент тестировался от 4 до 6 мес.

Результаты и обсуждение. Большой выбор инструментов для управления распределенной командой позволяет гибко организовать научную и практическую работу любой сложности для команды любого размера за короткий промежуток времени. Собрать набор инструментов можно полностью бесплатно или с минимальными затратами.

Заключение. Использование инструментов для совместной работы распределенной команды позволило нам упростить организацию работы студенческого научного кружка и не останавливать работу над проектами в условиях локдауна пандемии COVID‑19.

Ключевые слова:управление проектом; студенческий научный кружок; agile; kanban; медицинское образование

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Жакота Д.А., Мнихович М.В., Кущ Д.С., Малюгин Н.Г., Донченко Н.С. Студенческий научный кружок: как организовать управление распределенной командой? // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 3. С. 97-112. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-3-97-112

Студенческий научный кружок (СНК) кафедры патологической анатомии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, как большинство других, проводит лекции, мастер-классы, научные проекты и совместные заседания с другими кружками университета. Организацией работы СНК на постоянной основе занимаются 4 человека: 2 куратора по направлениям "Онкопатология" и "Педиатрия", староста и заместитель старосты.

Территориальная разобщенность команды (рис. 1) послужила поводом для поиска цифровых инструментов (ЦИ) для распределенной работы, который был начат в 2017 г. Занятия студентов начальных курсов проходят в основном здании университета на юго-западе Москвы. Начиная с III курса студенты выезжают на базы университетских клиник, которые могут находиться на существенном удалении от основного здания. Руководители направлений ведут постоянную практическую и научную работу в нескольких клиниках в разных концах города. Проводить очные совместные заседания нескольких кружков и работать над совместными проектами всегда было нетривиальной задачей. С началом пандемии новой коронавирусной инфекции COVID‑19 это стало почти невозможно.

Главная задача в организации работы распределенной команды - проектная работа, которая реализуется с помощью ЦИ. Под ЦИ понимается программное обеспечение (ПО) в виде самостоятельного ПО для персонального компьютера (ПК), облачное решение SaaS (англ. software as a service - программное обеспечение как услуга) для работы через браузер (Chrome, Safari, Edge и т. д.) или мобильное приложение для телефона/планшета. Все рассмотренные нами ЦИ и методы основаны на классических и современных методах проектного управления - waterfall [1, 2], agile [2-5], kanban [2, 6, 7], scrum [5, 8].

Кратко каждый метод можно охарактеризовать следующим образом.

· Классический/waterfall - последовательное прохождение этапов проекта от инициации до завершения.

· Agile - запуск нескольких этапов проекта одновременно с корректировками в процессе выполнения.

· Kanban - метод упорядочивания и визуализации работы в виде карточек задач.

· Scrum - объединяет в себе принципы классического метода и agile.

Эти методологии широко используются в разных отраслях [9] и постепенно проникают в медицинское образование [10-13].

Существует большой выбор ЦИ для продуктивной совместной работы. В своем поиске мы искали максимально простой ЦИ от одного производителя, чтобы снизить затраты на настройки и интеграции на ПК участника.

Основные цели подбора ЦИ, которые нужно достигнуть:

· Постановка и контроль выполнения задач (управление проектом).

· Графическое представление идеи (ментальная карта/белая доска).

· Совместная работа над документами (облачное хранение документов).

Материал и методы

C 2017 по 2020 г. были протестированы 6 ЦИ для организации совместной работы: Trello (Atlassian, Австралия), Office365 (Microsoft, США), Meister (Meister, Германия), Битрикс24 (Битрикс, Россия), Asana (Asana, США), Google Workspace (Google, США). Эти ЦИ были выбраны на основании типовых обзоров ЦИ для проектной работы [14] и личного опыта авторов. Каждый ЦИ тестировали от 4 до 6 мес и оценивали по 12 критериям.

Критерии оценки были выбраны исходя из сложившихся потребностей работы СНК и личного опыта организации работы каждого автора.

Обучение - простота регистрации/авторизации. Качество справочных материалов для неподготовленного пользователя и активность сообщества для решения проблем.

Управление проектом - удобство постановки и контроля работы над задачами.

Ментальные карты - наличие собственного сервиса или подключаемого от сторонних разработчиков. Возможность переводить узлы ментальной карты в задачи менеджера проектов.

Совместное редактирование - наличие общего хранилища, приложений, форматов документов и контроля ролей для работы над документами нескольких авторов.

Библиотечные менеджеры - удобство работы с ПО для хранения библио­графических данных, оформления ссылок и списков литературы.

Облачное хранилище - количество поддерживаемых сторонних облачных хранилищ менеджерами проекта и лимиты собственных.

Автоматизация - наличие и удобство автоматизации повторяющихся действий собственными средствами.

Интеграции - наличие и удобство автоматизации повторяющихся действий средствами сторонних разработчиков ПО.

Сложность настройки - необходимость специальных знаний для выполнения пунктов 2, 5, 7 и 8.

Общение - наличие собственных средств коммуникации для бесшовной работы команды в единой среде.

Платформы - поддержка работы ЦИ на ПК в виде самостоятельного приложения или через браузер, наличие мобильного приложения.

Стоимость - возможность начала работы на бесплатных тарифах и наличие скидок для образовательных/некоммерческих проектов.

В конце использования проводилось анкетирование субъективной оценки 5 участников проекта: 2 руководителя СНК, староста СНК, заместитель старосты СНК и координатор. Каждый критерий оценивался по полуколичественной шкале, где + - плохо, ++ - удовлетворительно и +++ - хорошо.

Критерии оценки

1. Обучение

Перед началом подбора ЦИ желательно провести опрос у команды и выяснить, какие аккаунты социальных сетей они уже используют. Создание дополнительных регистраций может стать незначительным субъективным барьером для быстрого выбора ЦИ. Ограничивают выбор способа регистрации Asana (Google или e-mail), Microsoft (e-mail, телефон или GitHub) и Google (e-mail). Это неудобство использования продуктов Microsoft и Google почти компенсируется широким спектром экосистем IT-гигантов и распространенность их продуктов. Если команда использует операционную систему Windows 10/11, можно настроить авторизацию с помощью Hello [15]. Это значительно упрощает авторизацию в продукты Microsoft (Windows 10/11 и/или Office365) в дальнейшем. У Trello и Meister выбор метода авторизации существенно шире (Google, Apple аккаунты и других социальных сетей).

Основной проблемой в начале работы всегда является время, затраченное на знакомство с ЦИ. Максимально комфортный ознакомительный тур и справочные материалы есть у Trello, Meister и Asana. В случае остальных ЦИ поиск решения задачи в справочном центре и его реализация могут занять существенное время. Более удобно обращение за решением к поисковым системам (yandex.ru, google.com и т. п.). В результатах поисковой выдачи можно найти видеоуроки и нестандартные решения использования ЦИ. Например, Google Sheets/Microsoft Excel как инструмент управления проектом, Google Docs/Microsoft Word как ментальную карту и т. п.

2. Управление проектом

Самый простой вариант организации работы - общий календарь со списком задач и мероприятий. Этот метод больше подходит для работы над утвержденными заранее типовыми задачами. Microsoft ToDo и Google Tasks обладают очень урезанным функционалом. Специализированные сервисы управления проектом позволяют создавать карточки задачи, группировать и перемещать их между проектами, использовать вложенные списки в карточке задачи (подзадачи), прикреплять файлы, назначать исполнителей, устанавливать сроки и т. п.

Для контроля над проектом можно использовать kanban-доски или диаграмму Ганта (рис. 2) [16, 17]. Диаграмма Ганта полезна, когда зависимости между задачами являются основными факторами формирования расписания. Иными словами, следующая задача начинается только после завершения предшествующей. Kanban-доски можно использовать для работ, которые не имеют жесткой зависимости между собой и карточки задач перемещаются внутри: как внутри группы по приоритету, так и между группами по мере выполнения. Диаграмма Ганта подходит, если есть предварительный план для всего содержания проекта. Kanban-доски больше подходят для случаев, когда весь план возникает и дорабатывается по мере развития проекта. Kanban-доски лучше подходят для повторяющейся работы (работы со схожими этапами), а диаграмма Ганта - для последовательных этапов или комбинации различных видов работ. Выбор зависит от концепции управления проектом (agile, scrum, waterfall). Отметим, что в изученных ЦИ есть функция "связать задачи". И тогда отдельные карточки на kanban-доске можно преобразовать в диаграмму Ганта. Такая возможность есть в Meistertask (тариф Business) и Битрикс24 (ограничения 3 связи на бесплатном тарифе). Этим достигается гибкое совмещение преимуществ kanban и диаграммы Ганта.

Максимально дружелюбно для пользователя с минимальным опытом организована работа с проектом в Trello, Meistertask и Asana, так как эти сервисы созданы специально для такой работы. У Microsoft есть отдельные приложения Project [17] и Planner [18], но они не входят в пакет Office365 для физических лиц и требуют дополнительных финансовых расходов или доступны только для юридических лиц. Для решения этой проблемы мы рекомендуем использовать встроенные шаблоны Microsoft Excel и Google Sheets для ведения проекта на основе диаграммы Ганта, например в Битрикс24 есть все нужные компоненты, но они имеют ограничения на бесплатном тарифе и требуют времени на освоение.

Под наши цели мы выбрали работу с kanban-доской, так как она позволяла гибко вести работу и выводить на один экран все направления работы СНК (рис. 3). В карточках задач содержится информация о том, кому она назначена, кто наблюдает, основные тезисы к задаче, контрольные списки, прикрепленные файлы, связанные задачи и комментарии (рис. 4). Таким образом, вся информация по задачам собрана в одном месте и всегда видна общая картина, что упрощает контроль выполнения.

Наш опыт показал, что максимальный эффект при использовании связей между задачами можно достигнуть при интеграции в проект ментальных карт.

3. Ментальные карты

Для визуализации идей отлично зарекомендовала себя методология ментальных карт [19-21]. Использование этого метода для медицинского образования отражено в позитивных [22, 23] и сдержанных [24, 25] мнениях. Наша цель - фиксирование и развитие идей с переносом в задачи менеджера проекта (рис. 5), а не мнемотехника. Ментальные карты отлично подходят для создания шаблонов плана заседания СНК, дизайна исследования, плана статьи или доклада. Удобно сохранять на одной доске в формате заметок фрагменты информации, чтобы потом их структурировать. Максимальный эффект от ментальных карт получается, если элементы можно переводить в формат карточек задач и там же назначить исполнителя без перехода в менеджер проекта. В этом сценарии получается бесшовная работа между ментальными картами и менеджером проекта. Дополнительная выгода от такой связки - распределение прав доступа к информации без перехода на платные тарифы. Таким образом доступ к задачам и ментальной карте одного и того же проекта могут получать разные участники проекта. Из изученных нами инструментов в период 2017-2020 гг. только продукты Mindmeister и Microsoft Visio имели полноценную интеграцию задач и ментальных карт, основанную на собственных разработках. Отметим, что Microsoft Visio - это мощный профессиональный ЦИ для создания блок-схем и ментальных карт.

4. Совместное редактирование

Совместная работа над научной статьей - это неотъемлемая часть профессионального развития студентов, ординаторов и аспирантов. Организовать удобную совместную работу над документами очень важно для успешной научной работы [26]. Написать простые заметки непосредственно в карточке задачи позволяют все представленные ЦИ. Meisternote и Microsoft OneNote обладают расширенными функциями редактирования заметок, но их функционал малопригоден для полноценной работы над научной статьей. Для этих целей лучше пользоваться специализированными текстовыми процессорами. Вариант работы в Libre Office или Open Office мы не рассматривали на момент подбора ЦИ, так как давно пользуемся продуктами Microsoft и не нашли доводов отказываться от них. Использование бесплатных офисных продуктов может быть хорошим решением для минимизации расходов или при отсутствии альтернативного решения. Максимально эффективные ЦИ для совместной работы над документами (статья, презентация, таблица, фото и т. п.) из рассмотренных вариантов есть только у Microsoft и Google. Текстовые редакторы этих компаний поддерживают библиотечные менеджеры, и они интегрированы с собственными сервисами облачного хранения One Drive и Google Drive соответственно.

5. Библиотечные менеджеры

Написание научной статьи требует активной работы с литературными источниками и оформление пристатейного списка литературы. Автоматизация оформления списка литературы - это важный этап в трудоемкой работе ученого над академическим текстом [27, 28]. К сожалению, только текстовый редактор Microsoft Word имеет интеграцию с большим списком библиотечных менеджеров (Mendeley, Zotero, EndNote и т. д.) [29]. Для комфортной работы библиотечного менеджера с Google Docs мы нашли только два продукта - Paparepile [30] и Zotero [31]. Zotero и Mendeley имеют расширения для текстовых процессоров из бесплатных офис­ных пакетов Libre Office и Open Office. Наш опыт показал, что это сочетание Microsoft Word и Mendeley работает стабильно, требует минимальных настроек и финансовых затрат. Подобрать удобное для себя решение можно, ознакомившись с ключевыми характеристиками библиотечных менеджеров на соответствующей странице Wikipedia [29].

6. Облачное хранение

Все рассмотренные инструменты для управления проектом предлагают свои услуги для хранения документов. Для успешной совместной работы рационально предусмотреть хранение документов в отдельном облачном хранилище, которое поддерживает менеджер проектов, иначе прикрепленный к задаче документ можно будет редактировать, только скачав себе на компьютер. После редактирования нужно опять прикрепить документ к задаче. При этом названия документов могут оставаться одинаковыми для пользователя. Иначе говоря, нужно в ручном режиме отслеживать версию документа. Хуже только пересылать копии документа соавторам по e-mail. Выбор полноценного облачного хранилища позволяет гибко настраивать права доступа к документам. Например, пользователь может видеть задачу, но не может редактировать прикрепленный документ. Функция ролей и администратора для обеспечения прав доступа есть только на платных тарифах в Trello, Meister и Asana. Облачные хранилища лишены этих недостатков. Дополнительно выбор стороннего облачного хранилища снижает внешние риски в случае недоступности ЦИ управления проектом.

Технология облачного хранения документов существенно упрощает совместную работу. Во-первых, эта технология позволяет получать доступ к документу в любой точке мира при наличии подключения к сети Интернет. Если соавтор работает без доступа к сети Интернет, то внесенные изменения тоже будут синхронизированы после подключения. Во-вторых, облачные хранилища позволяют редактировать документы в браузере без необходимости устанавливать дополнительное ПО. В-третьих, облачные хранилища оснащены функцией контроля версий, что минимизирует риски утраты документа или путаницы в правках соавторов.

У всех рассмотренных сервисов есть интеграции с большинством популярных облачных хранилищ (табл. 1).

Размер файлов для совместной научной работы (текст, таблица, презентация), как правило, не превышают 30-50 Мб. По этой причине имеющиеся ограничения начальных планов для Trello, Meister и Asana мало влияют на выбор ЦИ для совместной работы. Если размер файла превышает лимит, его можно загрузить в другое облачное хранилище (One Drive, Google Drive и т. п.). Подобрать удобное решение для хранения документов можно на основании обзоров в сети Интернет [32, 33].

По нашему опыту, совместно работать над документами лучше в стандартных форматах Microsoft Office, так как это максимально распространенный формат в научной среде медико-биологических дисциплин. В этом случае исключены ошибки форматирования стилей при передаче файла и упрощается работа с библиотечными менеджерами.

7. Автоматизация

Инструменты продуктивной работы всегда должны иметь встроенные механизмы автоматизации рутинных действий. Например, делать автоматические отложенные публикации в соцсетях с анонсом заседаний, создавать повторяющиеся задачи с кон­трольным списком подготовки к заседанию, назначать ответственных в зависимости от статуса задачи и т. п. Базовые средства автоматизации, не требующие навыков программирования, есть у всех ЦИ, кроме Google Workspace. Например, гибкую автоматизацию с широким спектром функций можно реализовать через специализированное приложение Microsoft Power Automate [34]. Несмотря на дружественный для пользователя интерфейс и шаблоны, настройка процессов может занять время. Если нет возможности использоваться Power Automate и не хватает встроенных ЦИ автоматизации в Trello, Meister и Asana, можно воспользоваться сторонними сервисами автоматизации. Более подробно ознакомиться с возможностями наиболее популярных сервисов можно в обзорах и руководствах для Zapier [35, 36] и IFTTT [37, 38].

8. Интеграции

На сайтах ЦИ можно ознакомиться со списком поддерживаемых интеграций со сторонними сервисами [39-43]. У всех рассмотренных продуктов внушительный список интеграций и/или эти задачи можно решить внутри экосистемы производителя. Для нас оказались максимально полезными интеграции через сервис Zapier [35], позволяющий автоматизировать большинство рутинных процессов. Например, можно создать задачу в менеджере проектов о предстоящем заседании СНК. После этого создание встречи в Zoom, публикация информации о заседании в соцсетях, добавление встреч в календарь или рассылка e-mail может происходить автоматически по цепочке настроенного процесса. Интеграция с календарем позволяет внести задачи в расписание каждого участника. Это дублирование e-mail и push-уведомлений помогает не пропустить задание при технических проблемах у пользователя или сервиса менеджера проектов.

Также рекомендуем обратить внимание на наличие у ЦИ API (англ. application programming interface - программный интерфейс приложения) - это специальный интерфейс (набор команд/элементов управления), который предназначен для взаимодействия разных программ между собой. Работа с API может помочь в интеграции ЦИ управления проектами с программным обеспечением, для которого нет готовых шаблонов интеграции.

9. Сложность настройки

Возможности настройки и разнообразие сценариев автоматизации и интеграции слишком разнообразны, чтобы их разобрать в рамках одной статьи. Для этих целей лучше обратиться к справочным материалам и поисковой выдаче. Все интеграции в Trello, Meister и Asana не требуют специальных знаний программирования. В сервисах Zapier и IFTTT настройки интуитивно понятны и снабжены пошаговыми подсказками по алгоритму "if this then that" (от англ. "если это, тогда то"). Microsoft Power Automate [34] можно использовать как в версии ПК, так и расширения для браузера. Для Google Workspace есть Apps Script [44], но он требует знаний программирования. Отметим, что автоматизацию для Google Workspace можно настраивать с помощью Zapier, IFTTT и т. п. Несмотря на большое количество модулей и расширений, для настройки Битрикс24 могут потребоваться платные тарифы и/или навыки программирования. Этот ЦИ больше ориентирован на бизнес-проекты.

10. Общение

Важной частью организации совместной работы является единая среда общения. Полноценные собственные средства для общения (мессенджер, звонки, видеочаты) есть только у Microsoft, Битрикс24 и Google. В Trello есть функция чата. В остальных случаях общение можно организовать привычным набором сторонних сервисов или ограничиться комментариями в карточке задачи. В большинстве сценариев взаимодействия хватает оповещений на почту или мобильное приложение. Более привычным ЦИ для быстрого общения является создание группы в каком-нибудь распространенном мессенджере или социальной сети (ВКонтакте, Telegram и т. п.), которым пользуются все участники команды. Отметим, что работа в отдельном приложении для проекта выгодна, так как оповещения в нем не путаются с личными чатами и группами.

11. Платформы

С нашей точки зрения, зависимость от платформы (ПК, браузер, мобильное приложение) важна, только если планируется много работать без доступа в Интернет и потом синхронизировать рабочий материал. В большинстве случаев достаточно облачной платформы для полноценной работы с использованием браузера на ПК и мобильного приложения для быстрых ответов в задаче, заметок или черновиков задачи. Отметим, что версия Meistertask для ПК на момент написания статьи не работает без Интернета. Таким образом целесообразность ее использования под большим вопросом. Для работы без доступа в Интернет с документами, таблицами и презентациями Google есть надстройки для браузера Chrome [45].

12. Стоимость

Безусловно, стоимость является ключевым фактором для выбора ЦИ. Сравнивать напрямую цену трудно, так как используются разные методы ограничения в тарифных планах. Одним будет важна подписка на 1 мес, другим - количество участников в тарифном плане. Дополнительная плата может взыматься за расширения (Битрикс24) или отдельные приложения (Microsoft). Для всех протестированных нами ЦИ есть бесплатные начальные тарифные планы. Их функционала достаточно для начала работы. По мере использования можно менять тарифный план или использовать расширения. Важно обратить внимание на систему скидок для образовательных и некоммерческих проектов, так как можно получить значительное снижение стоимости.

Результаты и обсуждение

Результатом нашей работы стал вывод, что не существует универсального решения для организации дистанционной работы распределенной команды. Это подтверждает субъективная оценка участников проекта, представленная в табл. 2. И, несмотря на то что мы исследовали только функции, которые понадобились нам на данный момент, потребности постоянно растут, и пути их реализации очень разнообразны.

Выбор между Trello и Asana больше основан на субъективных предпочтениях в дизайне, так как функционал и интеграции у этих ЦИ очень похожи. Плюсом продуктов Meister является хорошая экосистема с простой настройкой. В тарифном плане Microsoft Office365 для образования большая часть ЦИ уже есть для ведения проектной работы. Если организация не предоставляет такой опции, можно воспользоваться тарифными планами Office365 для семьи или персональным.

По мнению участников проекта, самым трудоемким в освоении был признан опыт работы с Битрикс24. Это сложный ЦИ для настроек без специальных знаний, ориентированный на бизнес-задачи. Использовать Битрикс24 имеет смысл, только если запланирован очень большой проект. Однако даже в этом случае часть функций может остаться незадействованной. Основной плюс Битрикс24 - огромное количество встроенных модулей и приложений в маркете: ведение работы с клиентами и контрагентами, разные варианты аналитики, создание сайта, IP-телефония, бухгалтерия, рассылки и т. п. Такое комплексное решение больше подходит для организации работы крупного подразделения (лаборатории, студенческого научного общества) или университета.

Итогом нашего исследования стал выбор таких ЦИ, как Office365, Meistertask и Mindmeister. Эта связка потребовала от нас минимального времени для настройки. Meisternote не используется нами активно, так как в текущем функционале он мало пригоден для написания научной статьи.

Разбирать подробно фактическую стоимость ЦИ лишено смысла, так как доступность и конечная стоимость будут сильно отличаться от региональных обстоятельств.

Все разобранные ЦИ являются типовыми решениями. Найти аналоги российского производства не представляет проблем. Для организации проектной работы можно использовать Kaiten [46], Week, Яндекс Трекер [47] и т. п. Для облачного хранения и совместной работы над документами - Яндекс Диск, Mail Облако, Сбер Диск. Относительным ограничением выбора ЦИ является работа с библиотечными менеджерами и пристатейным списком литературы. На момент написания статьи не удалось найти информацию о поддержке офисными приложениями российского производства библиотечных менеджеров. Для решения этой задачи наиболее перспективна, на наш взгляд, связка Libre Office и Zotero.

Текущие сложности в гибкой интеграции между собой отечественных сервисов - это вопрос времени, так как ЦИ используются бизнесом и решения придут вслед за потребностью. Готовые решения для автоматизации процессов на момент написания статьи нам известны только для Битрикс24.

Заключение

Использование ЦИ для совместной работы распределенной команды СНК позволило нам не останавливать работу над проектами в условиях локдауна пандемии COVID‑19 и повысить эффективность текущих проектов. Рассмотренные нами решения далеко не единственные. Ежегодно в сети Интернет появляются обзоры ЦИ для продуктивной работы с разбором обновлений. Можно подобрать начальное решение без финансовых затрат. Решить проблему совместной удаленной работы над проектами не составляет существенных проблем. С учетом сложившейся ситуации в 2022 г. концепция организации совместной работы не меняется и можно подобрать аналоги российского производства. Единственная проблема - нет единого простого в настройках комплексного решения, что потребует ресурсов на освоение нескольких сервисов.

Литература

1.George J.F. From waterfall to agile: A review of approaches to systems analysis and design // Computing Handbook, Third Edition: Information Systems and Information Technology. Ed. by Topi H., Tucker A. Chapman and Hall/CRC, 2014. P. 28-1-28-16.

2.Иванова Т.Н., Иванов Д.В. Классический и гибкие подходы к управлению проектами // Бюллетень науки и практики. Publishing Center Science and Practice, 2019. Т. 5, № 10. С. 168-175.

3.Ramesh G., Devadasan S.R. Literature review on the agile manufacturing criteria // J. Manuf. Technol. Manag. 2007. Vol. 18, N 2. P. 182-201.

4.Лозгачева Т.М., Табекина О.А., Федотова О.В. Agile и научная организация труда: практика применения гибких методов в России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5 (71), № 2. С. 48-59.

5.Чуланова О.Л. Технология управления проектами и проектными командами на основе методологии гибкого управления проектами Agile // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10, № 1. С. 37.

6.Lage J.M., Godinho F.M. Variations of the kanban system: literature review and classification // International Journal of Production Economics. 2010. Vol. 125, N 1. P. 13-21.

7.Котляр Е.В., Пушкарева Е.М. Система управления проектами Канбан // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. Т. 1, № 15. С. 57-59.

8.Al Qurashi S., Qureshi M.R.J. Scrum of scrums solution for large size teams using scrum methodology // Life Sci. J. Zhengzhou University. 2014. Vol. 11, N 8. P. 443-449.

9.How to create an agile organization. McKinsey [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/how-to-create-an-agile-organization (дата обращения: 04.07.2021)

10. Stojanovic V. Trello (product review) // J. Can. Heal. Libr. Assoc. / J. l’Association des bibliothèques la santé du Canada. Canadian Health Libraries Association, 2021. Vol. 42, N 1. P. 94-97.

11. Goldman S. The educational kanban: promoting effective self-directed adult learning in medical education // Academic Medicine. Lippincott Williams and Wilkins. 2009. Vol. 84, N 7. P. 927-934.

12. Doherty I., Sharma N., Harbutt D. Learning to be Agile in Medical Teaching // Med. Sci. Educ. Springer. 2015. Vol. 25, N 3. P. 333-335.

13. Topps D., Ellaway R., Corral J. Agile writing for busy clinical educators. V1. Scholars Portal Dataverse. DOI: https://www.doi.org/10.5683/SP2/2HQGAU

14. Методы и инструменты для успешного управления проектами [Электронный ресурс]. URL: https://4dru.com/blog/default/view?slug=methodu_i_instrumentu_dlya-uspeshnogo-upravleniya-proektami (дата обращения: 11.06.2022)

15. Learn about Windows Hello and set it up [Электронный ресурс]. URL: https://support.microsoft.com/en-us/windows/learn-about-windows-hello-and-set-it-up-dae28983-8242-bb2a-d3d1-87c9d265a5f0 (дата обращения: 04.07.2021)

16. Gantt Charts vs. Kanban: what to use for your project management? Word Wow Studio [Электронный ресурс]. URL: https://wordwowstudio.com/2018/11/19/gantt-charts-vs-kanban-what-to-use-for-your-project-management/ (дата обращения: 27.06.2022)

17. Диаграмма Ганта vs Канбан доска. Хабр [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/472954/ (дата обращения: 27.06.2022)

18. Управление задачами для Teams с помощью решения на основе методологии канбан. Планировщик (Майкрософт) [Электронный ресурс]. URL: https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/business/task-management-software (дата обращения: 27.06.2022)

19. Eppler M.J. A comparison between concept maps, mind maps, conceptual diagrams, and visual metaphors as complementary tools for knowledge construction and sharing // In f. Vis. 2006. Vol. 5, N 3. P. 202-210.

20. Budd J.W. Mind maps as classroom exercises // J. Econ. Educ. 2004. Vol. 35, N 1. P. 35-46.

21. Farrand P., Hussain F., Hennessy E. The efficacy of the "mind map" study technique // Med. Educ. 2002. Vol. 36, N 5. P. 426-431.

22. Baliga S., Walvekar P., Mahantshetti G. Concept map as a teaching and learning tool for medical students // J. Educ. Health Promot. 2021. Vol. 10, N 1. P. 35.

23. Choudhari S.G., Gaidhane A.M., Desai P., Srivastava T., Mishra V., Zahiruddin Q.S. Applying visual mapping techniques to promote learning in community-based medical education activities // BMC Med. Educ. 2021. Vol. 21, N 1. P. 210.

24. D’Antoni A.V., Zipp G.P., Olson V.G., Cahill T.F. Does the mind map learning strategy facilitate information retrieval and critical thinking in medical students? // BMC Med. Educ. 2010. Vol. 10, N 1. P. 61.

25. Pudelko B., Young M., Vincent-Lamarre P., Charlin B. Mapping as a learning strategy in health professions education: a critical analysis // Med. Educ. 2012. Vol. 46, N 12. P. 1215-1225.

26. Lingard L. Collaborative writing: Strategies and activities for writing productively together // Perspect. Med. Educ. 2021. Vol. 10, N 3. P. 163-166.

27. Аксенов М.С., Родина А.Е. Совместная работа с документами в MS office 365 // Педагогическое образование на Алтае. 2017. № 1. С. 3-6.

28. Чорба Е.С. Инструменты экспорта библиографической информации издательств Elsevier, Wiley, Springer, Oxford university press: опыт работы библиотеки по естественным наукам Российской академии наук // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. Т. 75, № 9-2. С. 75-78.

29. Comparison of reference management software. Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Comparison_of_reference_management_software (дата обращения: 30.06.2021)

30. Paperpile: Modern reference and PDF management. Paperpile [Электронный ресурс]. URL: https://paperpile.com/ (дата обращения: 30.06.2021)

31. Google docs. Zotero Documentation [Электронный ресурс]. URL: https://www.zotero.org/support/google_docs (дата обращения: 30.06.2021)

32. 12 облачных хранилищ, которые помогут сохранить ваши данные. Хабр [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/click/blog/654945/ (дата обращения: 17.07.2022)

33. Best cloud storage in 2022. Tom’s Guide [Электронный ресурс]. URL: https://www.tomsguide.com/buying-guide/best-cloud-storage (дата обращения: 17.07.2022)

34. Process Automation with Power Automate. Microsoft Power Apps [Электронный ресурс]. URL: https://powerapps.microsoft.com/en-us/automate-processes/ (дата обращения: 04.07.2021)

35. Zapier. The easiest way to automate your work [Электронный ресурс]. URL: https://zapier.com/ (дата обращения: 30.06.2021)

36. Обзор Zapier: простой конструктор для автоматизации [Электронный ресурс]. URL: https://ya.zerocoder.ru/obzor-zapier-prostoi-konstruktor-stsienariiev-s-samym-bolshim-kataloghom-intieghratsii/ (дата обращения: 17.07.2022)

37. Explore - IFTTT [Электронный ресурс]. URL: https://ifttt.com/explore (дата обращения: 17.07.2022)

38. Как научить телефон варить тебе кофе и сохранять картинки без рук: обзор мешап-сервиса IFTTT. Хабр [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/company/banderolka/blog/405617/ (дата обращения: 17.07.2022)

39. Integrations available for Bitrix24 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bitrix24.com/integrations/ (дата обращения: 30.06.2021).\

40. Asana Apps and Integrations - Asana [Электронный ресурс]. URL: https://asana.com/apps (дата обращения: 30.06.2021)

41. Trello Integrations [Электронный ресурс]. URL: https://trello.com/en/integrations (дата обращения: 30.06.2021)

42. Integrations - MeisterTask [Электронный ресурс]. URL: https://www.meistertask.com/pages/integrations (дата обращения: 30.06.2021)

43. Microsoft 365 Products, Apps, and Services. Microsoft 365 [Электронный ресурс]. URL: https://www.microsoft.com/en-us/microsoft-365/products-apps-services (дата обращения: 30.06.2021)

44. Google Apps Script: Automate, integrate with, and extend Google Workspace. [Электронный ресурс]. URL: https://workspace.google.com/intl/en/products/apps-script/ (дата обращения: 04.07.2021)

45. Work on Google Docs, Sheets, & Slides offline - Computer - Docs Editors Help [Электронный ресурс]. URL: https://support.google.com/docs/answer/6388102?co=GENIE.Platform%3DDesktop&hl=en&oco=1 (дата обращения: 05.07.2021)

46. Как за 5 шагов перейти с Trello на российский аналог Kaiten и продолжить вести проекты без проблем с платежами - Сервисы на vc.ru [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/services/385640-kak-za-5-shagov-pereyti-s-trello-na-rossiyskiy-analog-kaiten-i-prodolzhit-vesti-proekty-bez-problem-s-platezhami (дата обращения: 17.07.2022)

47. 9 аналогов Trello, Asana из России. WEEEK. Блог. WEEEK [Электронный ресурс]. URL: https://weeek.net/ru/blog/rossijskie-analogi-trello-asana-notion-i-drugie (дата обращения: 17.07.2022)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Вскрытие
Медицина сегодня
Уважаемые коллеги, до XI-го Национального конгресса с международным участием имени Н.О. Миланова "Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология" осталось 3 дня

Уважаемые коллеги, до XI-го Национального конгресса с международным участием имени Н.О. Миланова "Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология" осталось 3 дня! С 29 ноября по 1 декабря 2022 года в Москве пройдет XI Национальный конгресс "Пластическая хирургия,...

X конференция с международным участием "Креативная кардиология и кардиохирургия. Новые технологии диагностики и лечения заболеваний сердца"

6-7 декабря 2022 года состоится юбилейная X конференция с международным участием "Креативная кардиология и кардиохирургия. Новые технологии диагностики и лечения заболеваний сердца", которая будет проходить в очном и онлайн-формате в ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева"...

Приглашаем 1 и 2 декабря в Москву на яркий профессиональный праздник - итоговую всероссийскую Школу РОАГ!

Приглашаем 1 и 2 декабря в Москву на яркий профессиональный праздник - итоговую всероссийскую Школу РОАГ! Школа в Москве занимает особое место в образовательном цикле Школ РОАГ. На ней подводятся итоги прошедшего сезона, обсуждаются темы, которые вызывают наибольший интерес...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»