ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Резюме

В настоящее время Всемирная организация здравоохранения считает оказание небезопасной медицинской помощи глобальной проблемой здравоохранения. Включение в программы подготовки врачей и средних медицинских работников вопросов обеспечения безопасности медицинской деятельности позволит выпускникам на основе полученных знаний предоставлять безопасные услуги в здравоохранении, уменьшать риски для медицинских организаций финансовых и репутационных потерь, привлечения к ответственности, в том числе уголовной. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере позволит оптимизировать как процессы обеспечения безопасности медицинской деятельности, так и образовательный процесс.

Ключевые слова:безопасность медицинской деятельности; организация здравоохранения и общественное здоровье; безопасность применения медицинских изделий; безопасность применения лекарственных средств; культура безопасности в медицинской организации; подготовка медицинских кадров; безопасность пациентов; образовательный стандарт

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Акулин И.М., Махова О.А. Преподавание основ безопасности медицинской деятельности как необходимый элемент подготовки медицинских кадров // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 3. С. 68-75. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-3-68-75

Активное внедрение в конце XX в. новых медицинских технологий, ускорение и автоматизация процесса оказания медицинских услуг, увеличивающие в том числе риск для жизни и здоровья пациентов и медицинских работников, обусловили необходимость использования инструментов риск-менеджмента, ставших к тому времени уже привычными в других наукоемких областях человеческой деятельности. Повышению внимания вопросам безопасности медицинской деятельности способствовало в том числе проведение ряда исследований десятков тысяч случаев оказания медицинской помощи, наиболее масштабным из которых является Harvard Medical Practice Study [1]. Было показано, что медицинская деятельность сопряжена с высоким риском наступления неблагоприятных событий. Даже в странах с высоким уровнем дохода при оказании медицинской помощи в стационарных условиях вред наносится приблизительно каждому десятому пациенту [2]. При этом в большинстве случаев риски наступления неблагоприятных событий, причинения вреда потенциально предотвратимы [1, 2]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая большое внимание уделяет этой проблеме, причинение вреда пациентам в результате неблагоприятных событий является одной из 10 ведущих причин смертности и инвалидности в мире, что сопоставимо по значимости с туберкулезом и малярией [3]. Всемирная ассамблея здравоохранения в 2019 г. приняла резолюцию о глобальных действиях по обеспечению безопасности пациентов, в которой призвала государства-члены признавать обеспечение безопасности одной из приоритетных задач здравоохранения [3]. По инициативе ВОЗ с 2019 г. ежегодно 17 сентября отмечается Всемирный день обеспечения безопасности пациентов. В то же время очевидно, что для получения значимых результатов необходимы системные меры, в том числе изменение традиционных подходов к организации лечебно-диагностического процесса, обеспечение безопасности всеми медицинскими работниками, формирование организаторами здравоохранения культуры безопасности, что закономерно ставит задачи перед системой медицинского образования.

Цель исследования - проанализировать потребности системы здравоохранения в необходимых профессиональных компетенциях медицинских работников для обеспечения безопасности медицинской деятельности на основе анализа действующего законодательства.

Материал и методы

Изучены нормативные акты ВОЗ, национальное законодательство в сфере здравоохранения, образования. Всего проанализировано 105 нормативных актов. Использовались методы анализа, синтеза, аналогии, индукции.

Результаты

В настоящее время термин "безопасность медицинской деятельности" (в англоязычной традиции чаще Patient safety - безопасность пациентов) принято понимать как систему мер, включая культуру, процессы, процедуры, модели поведения, технологии и среду в здравоохранении, которые последовательно и устойчиво снижают риски, уменьшают вероятность наступления предотвратимого вреда, снижают вероятность ошибок и уменьшают их последствия, когда они происходят [4].

В 2021 г. ВОЗ принят глобальный план действий на период 2021-2030 гг. по обеспечению безопасности пациентов, в котором представлен перечень мер, предлагаемых в том числе для правительств государств-членов, учреждений здравоохранения [5].

Анализ указанного документа показывает, что немалую роль ВОЗ отводит подготовке медицинских работников. Так, одной из стратегий стало включение вопросов обеспечения безопасности пациентов в учебные программы для студентов, а также в программы последипломного образования медицинских работников. При этом еще в 2009 г. ВОЗ опубликовано Руководство по безопасности пациентов для медицинских образовательных учреждений, охватывающее все аспекты безопасности медицинской помощи [6]. В последующем учебные материалы ВОЗ разрабатывались с учетом различной специализации и, соответственно, профессиональных компетенций обучающихся (для медицинских сестер, стоматологов и др.).

В России обеспечение безопасности медицинской деятельности в настоящее время является неотъемлемой составной частью здравоохранения. Сформировано и развивается регулирование, совершенствуются 3 формы контроля качества и безопасности медицинской деятельности (государственный, ведомственный, внутренний).

Однако нужно отметить, что действующими нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [7], понятие "безопасность медицинской деятельности" не определено.

При этом понятие "медицинская деятельность", так же как и "медицинская услуга", является по сравнению с традиционным "медицинская помощь" относительно новым для отечественной системы здравоохранения. Оно вошло в употребление в связи с развитием в России страхования, лицензирования и других атрибутов рыночной экономики.

В настоящее время понятия "медицинское вмешательство", "медицинская услуга", "медицинская помощь", "медицинская деятельность" определены, структурированы и взаимосвязаны.

Медицинская деятельность заключается в том числе в оказании медицинской помощи, включающей предоставление медицинских услуг, которые, в свою очередь, представляют собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение [7].

Анализ положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и других актов показывает, что используются и определены понятия "качество медицинской помощи", "качество медицинской услуги", что закономерно, так как понятийный аппарат, связанный с качеством, проработан еще в условиях советского здравоохранения.

Понятие "безопасность" к медицинской деятельности либо к ее составляющим не применяется. В нормативных правовых актах только применительно к медицинской деятельности используется понятие "качество и безопасность". Таким образом, можно отметить неразрывность качества и безопасности в действующем законодательстве, что следует учитывать в образовательном процессе. При этом на данном этапе понятие "качество и безопасность медицинской деятельности" не определено. Суть понятия и элементы, его составляющие, можно выделить благодаря наличию в достаточной мере разработанной нормативной базы по контролю качества и безопасности медицинской деятельности, в первую очередь внутреннему контролю [8, 9].

Следует отметить, что требования к качеству и безопасности медицинской деятельности также не разделены, что во многом объяснимо, так как зачастую элементы, понимаемые как паттерн качества медицинской помощи, влияют на безопасность, и наоборот. В то же время отсутствие отдельных требований к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности [8] в утвержденных Минздравом России критериях оценки качества медицинской помощи [9] позволяет отнести такие требования, скорее, к сфере безопасности.

Таким образом, в ходе анализа требований к внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности [8] выделены 6 основных показателей, которые могут быть охарактеризованы как влияющие в первую очередь на безопасность медицинской деятельности.

Организация безопасной среды для пациентов и работников медицинской организации, соблюдение безопасных условий при транспортировке пациента.

Обеспечение эпидемиологической безопасности (технология проведения инвазивных вмешательств, профилактика внутрибольничных вмешательств и др.).

Обеспечение надлежащего ухода (оценка риска возникновения пролежней, активная профилактика, надлежащий уход за дренажами, стомами и др.).

Идентификация пациента (подтверждение соответствия на всех этапах оказания медицинской помощи личности пациента его персональным данным, содержащимся в том числе в документах, удостоверяющих личность, и в медицинской документации).

Обеспечение безопасного применения лекарственных средств.

Обеспечение безопасного применения медицинских изделий.

Данные показатели в целом соответствуют указанным в резолюции о глобальных действиях по обеспечению безопасности ВОЗ [3].

За несоблюдение указанных требований предусмотрена гражданско-правовая, административная, а также уголовная ответственность. Так, например, положениями статьи 238 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. К ответственности могут быть привлечены как руководитель медицинской организации, так и врач-специалист.

Важно отметить, что медицинская деятельность даже при соблюдении всех требований сопряжена с риском для пациентов. Принимая решение о медицинском вмешательстве, врач всегда идет на обоснованный риск для уменьшения более серьезных рисков для жизни и здоровья пациента в случае отсутствия лечения.

Анализ утвержденных Правительством Российской Федерации показателей риска работ (услуг) в здравоохранении, выраженных числовыми значениями [10], позволяет выделить направления медицинской деятельности, где риск наступления неблагоприятных событий максимален: акушерство и гинекология; анестезиология и реаниматология; онкология; детская онкология; нейрохирургия; сердечно-сосудистая хирургия; торакальная хирургия; травматология и ортопедия; хирургия; челюстно-лицевая хирургия; детская хирургия; неонатология; трансфузиология; гематология; инфекционные болезни; колопроктология; рентгеноэндоваскулярные диагностика и лечение; вакцинация.

ВОЗ также выделяет хирургическую безопасность, безопасность при переливании крови, подчеркивая значимость обеспечения безопасности по указанным направлениям медицинской деятельности [3].

Анализ профессиональных стандартов врачей-специалистов, среднего медицинского персонала показывает, что в них в целом включены вопросы безопасности медицинской деятельности, необходимость обеспечения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Например, в профессиональном стандарте "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья", утвержденном в 2017 г., для руководителя медицинской организации включена трудовая функция "Менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации". Помимо прочего, указанная функция включает знания и умения, связанные с системным обеспечением внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Кроме того, отдельные элементы по обеспечению безопасности пациентов, организации и/или проведению мероприятий внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности отражены в трудовых функциях врачей-методистов, заведующих структурными подразделениями, заместителей руководителей медицинских организаций [11].

При этом в приказе Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", определяющем в том числе должностные обязанности и необходимые знания, вопросы безопасности медицинской деятельности включены избирательно, практически отсутствуют по врачебным должностям (например, врач акушер-гинеколог, врач - детский хирург и др.) [12].

В большинстве образовательных стандартах высшего медицинского образования (специалитет) вопросы безопасности медицинской деятельности обозначены.

В образовательных стандартах по программам подготовки кадров в ординатуре по различным врачебным специальностям, например "сердечно-сосудистая хирургия", "инфекционные болезни", в том числе в принятом в 2022 г. по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", указаны компетенции, связанные с качеством и безопасностью медицинской деятельности [13].

На кафедре организации здравоохранения и медицинского права СПбГУ в течение последних 3 лет вопросы безопасности медицинской деятельности включены в образовательные программы подготовки студентов V курса стоматологического факультета, VI курса лечебного факультета, а также в программу ординатуры по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", рассматриваются при проведении занятий как лекционного, так и семинарского типа, закрепляются в ходе производственной практики.

В процессе обучения используются Руководство по безопасности пациентов для медицинских образовательных учреждений ВОЗ, другие материалы ВОЗ, опубликованные на официальном сайте организации.

В 2021 г. авторским коллективом сотрудников кафедры организации здравоохранения и медицинского права издана моно­графия по одному из наиболее актуальных вопросов безопасности медицинской деятельности - безопасному применению медицинских изделий. В работе отражены в том числе практические вопросы безопасности ультразвуковых, лабораторных исследований, применения инвазивных медицинских изделий, приведены конкретные примеры по результатам контрольно-надзорной деятельности, судебной практики [14].

В настоящее время по данной теме подготовлено учебно-методическое пособие.

Большое значение в ходе преподавания вопросов безопасности медицинской деятельности уделяется ответственности юридических и должностных лиц за несоблюдение требований действующего законодательства.

В то же время вопрос учебно-методического обеспечения преподавания вопросов безопасности медицинской деятельности остается крайне актуальным.

Обсуждение

Таким образом, анализ нормативных правовых актов показал, что в целом как директивы ВОЗ, так и требования национального законодательства к организации работы медицинских организаций, профессиональным компетенциям специалистов здравоохранения обусловливают включение вопросов обеспечения безопасности медицинской деятельности (безопасного обращения лекарственных средств и медицинских изделий, идентификации пациентов, создание безопасной среды и др.) в программы обучения учреждений высшего и среднего медицинского образования, а также в программы последипломной подготовки врачей всех специальностей, в первую очередь хирургических. Для обеспечения безопасности медицинской деятельности, организации проведения внутреннего контроля, формирования культуры безопасности в медицинской организации необходимо проведение подготовки компетентных в указанных вопросах организаторов здравоохранения.

Крайне актуально дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы по определению и разграничению понятий "качество медицинской деятельности" и "безопасность медицинской деятельности". Необходимы выделение и научно-методическая проработка показателей, составляющих безопасность медицинской деятельности.

Повышению эффективности образовательного процесса, несомненно, будет способствовать разработка необходимых материалов (учебников, учебно-методических пособий, монографий), освещающих вопросы безопасности медицинской деятельности, изучение и адаптация соответствующих учебных руководств ВОЗ.

Заключение

В современных условиях при проведении подготовки медицинских кадров необходимо обучать слушателей выполнению трудовых функций в соответствии с действующими профессиональными стандартами, а также иными нормативными правовыми актами, отражающими требования по обеспечению безопасности медицинской деятельности. Это позволит снизить риски при проведении медицинских вмешательств, уменьшить вероятность наступления предотвратимого вреда жизни и здоровью пациентов и медицинских работников, снизить вероятность ошибок и уменьшить в случае наступления их последствия.

Актуальной задачей при составлении программ подготовки медицинских кадров является включение дисциплин (модулей), содержащих вопросы безопасного применения лекарственных средств, медицинских изделий, идентификации пациента, создания безопасной среды и др. Необходимо совершенствование нормативной правовой базы по вопросам безопасности медицинской деятельности, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Литература

1.Localio A.R., Lawthers A.G., Brennan T.A., Laird N.M., Hebert L.E., Peterson L.M. et al. Relation between malpractice claims and adverse events due to negligence - results of the Harvard Medical Practice Study III // N. Engl. J. Med. 1991. Vol. 325, N 4. P. 245-251. DOI: https://doi.org/10.1056/NEJM199107253250405

2.Slawomirski L., Auraaen A., Klazinga N. The economics of patient safety: strengthening a value-based approach to reducing patient harm at national level // OECD Health Working Papers No. 96. Paris : OECD Publishing, 2017. DO: https://doi.org/10.1787/5a9858cd-en

3.Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов. Всемирная организация здравоохранения, 2019. URL: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA72/A72_R6-ru.pdf (дата обращения: 19.02.2022)

4.Word Health Organization. URL: https://www.who.int/teams/integrated-health-services/patient-safety/about (date of access February 20, 2022)

5.Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов. Всемирная организация здравоохранения, 2021. URL: https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/EB148/B148_6-ru.pdf (дата обращения: 19.02.2022)

6.Walton M., Woodward H., Van Staalduinen S., Lemer C., Greaves F., Noble D. et al.; Expert Group convened by the World Alliance of Patient Safety, as Expert Lead for the Sub-Programme. Republished paper: the WHO patient safety curriculum guide for medical schools // Postgrad. Med. J. 2011. Vol. 87, N 1026. P. 317-321. DOI: https://doi.org/10.1136/pgmj.2009.036970rep PMID: 21459781.

7.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" : официальный текст. URL: https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 20.02.2022)

8.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности" : официальный текст. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74610282/ (дата обращения: 19.02.2022).

9.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 мая 2017 г. № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" : официальный текст. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71575880/ (дата обращения: 26.02.2022).

10. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1048 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) качества и безопасности медицинской деятельности" : официальный текст. URL: https://base.garant.ru/401422536/#block_1000 (дата обращения: 26.02.2022)

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2017 г. № 768н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья" : официальный текст. URL: https://base.garant.ru/71822794/ (дата обращения: 19.02.2022)

12. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (ред. от 09.04.2018) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”" : официальный текст. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_104261 (дата обращения: 19.02.2022)

13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 02 февраля 2022 г. № 97 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры по специальности 31.08.71 Организация здравоохранения и общественное здоровье" : официальный текст. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles//fgosvoord/310871_Organisation_heltf_system.pdf (дата обращения: 22.05.2022)

14. Акулин И.М., Махова О.А., Чеснокова Е.А. Обеспечение безопасности при применении медицинских изделий. Москва : Директ-Медиа, 2021. 280 с. ISBN 978-5-4499-2696-8.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий, доцент кафедры госпитальной хирургии ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава России, член Координационного совета по кадровой политике Минздрава России, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Ответственный секретарь Комиссии по аккредитации мероприятий НМО в Национальной медицинской палате, Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, Генеральный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе, Генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед
Вскрытие
Медицина сегодня
Уважаемые коллеги, до XI-го Национального конгресса с международным участием имени Н.О. Миланова "Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология" осталось 3 дня

Уважаемые коллеги, до XI-го Национального конгресса с международным участием имени Н.О. Миланова "Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология" осталось 3 дня! С 29 ноября по 1 декабря 2022 года в Москве пройдет XI Национальный конгресс "Пластическая хирургия,...

X конференция с международным участием "Креативная кардиология и кардиохирургия. Новые технологии диагностики и лечения заболеваний сердца"

6-7 декабря 2022 года состоится юбилейная X конференция с международным участием "Креативная кардиология и кардиохирургия. Новые технологии диагностики и лечения заболеваний сердца", которая будет проходить в очном и онлайн-формате в ФГБУ "НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева"...

Приглашаем 1 и 2 декабря в Москву на яркий профессиональный праздник - итоговую всероссийскую Школу РОАГ!

Приглашаем 1 и 2 декабря в Москву на яркий профессиональный праздник - итоговую всероссийскую Школу РОАГ! Школа в Москве занимает особое место в образовательном цикле Школ РОАГ. На ней подводятся итоги прошедшего сезона, обсуждаются темы, которые вызывают наибольший интерес...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»