МЕТОДОЛОГИЯ И ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНЦЕПЦИИ LEAN-ПРОИЗВОДСТВА В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Резюме

В статье представлена методология оценивания сформированности инновационной компетентности у будущих специалистов сестринского дела с оптимальным контентом критериально-диагностического аппарата по оценке lean, коммуникативной и информационной компетенций. Описанные результаты применения индикаторов оценивания уровня сформированности у обучающихся lean-компетентности демонстрируют объективность оценки и эффективность предложенной модели.

Ключевые слова:оценка сформированности компетенций; медицинские сестры; студенты-медики; инновационные специалисты; lean-компетентность

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Пчелина Н.В., Поздеева Т.В. Методология и оценка сформированности у студентов медицинского колледжа компетентности по применению концепции lean-производства в будущей профессиональной деятельности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 3. С. 43-52. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-3-43-52

С внедрением на территории России проекта "Новая модель медицинской организации, оказывающая первичную медико-санитарную помощь" встала проблема подготовки квалифицированных медицинских кадров, способных с высокой отдачей работать в системе оптимизированного здравоохранения [1].

Подготовка инновационного специалиста и выполнение заказа учреждений здравоохранения на медицинских работников, компетентных в области применения технологий бережливого производства в своей трудовой деятельности, требуют от учреждений профессионального образования поиска новых подходов к обучению студентов-медиков и формирования инновационных моделей их подготовки.

Сестринский персонал занимает особое положение в когорте медицинских работников как профессионалы, оказывающие существенную долю медицинских услуг в сфере здравоохранения [2]. В настоящее время необходимо обеспечить высокий уровень подготовки специалистов сестринского дела и сформировать медицинскую сестру, способную, работая в условиях новой модели медицинской организации - бережливой поликлиники, генерировать собственные идеи решения производственных задач.

С этой целью в ГБПОУ НО "Арзамасский медицинский колледж" сконструирована Модель формирования компетентности медицинских сестер по применению концепции бережливого производства в профессиональной деятельности, в рамках которой определен перечень инновационных компетенций (по применению технологий бережливого производства в будущей профессиональной деятельности, коммуникативная, информационная), необходимых для работы сестринского персонала в системе lean-производства, а также разработаны приоритетные векторы модернизации образовательной деятельности при формировании lean-компетентности у студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 "Сестринское дело".

Совершенствование образовательного процесса у будущих сестринских кадров обеспечено за счет интеграции учебного курса "Lean-технологии в профессиональной деятельности медицинской сестры", объединяющего в себе разделы учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, как предусмотренных ФГОС СПО по специальности 34.02.01 "Сестринское дело", так и введенных за счет вариативного компонента. В рамках данного курса предусмотрено приобретение обучающимися знаний о бережливом производстве, lean-инструментах, о пилотном проекте "Бережливая поликлиника", об опыте внедрения методов бережливого производства в поликлиниках РФ и Нижегородской области, а также формирование навыков оптимизации процессов будущей профессиональной деятельности. Кроме того, учебный курс предусматривает развитие у студентов коммуникативной и информационной компетенций как важных составляющих профессионального образа инновационной медицинской сестры.

Однако оценить эффективность внедрения данной инновации и сформированность lean-компетентности у обучающихся довольно затруднительно, так как отсутствуют единые, научно обоснованные требования к ее диагностике. Исследования в данной области не проводились. Это обусловливает разработку приведенных в статье критериев и индикаторов оценивания инновационной компетентности у будущих медицинских сестер.

Цель работы - оценить эффективность разработанной методологии оценивания сформированности инновационной lean-компетентности у студентов медицинского колледжа, обучающихся по специальности 34.02.01 "Сестринское дело".

Материал и методы

Анализ разработанного критериально-диагностического аппарата "Оценочные листы формирования компетенций применения технологий бережливого производства в деятельности медицинской сестры" - 256 комплектов бланков (оценка сформированности lean-компетентности у студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 "Сестринское дело"), "Карта эксперта" - 7 бланков (оценка полноты охвата компонентов lean-компетентности разработанным диагностическим инструментарием).

Результаты и обсуждение

С целью достижения поставленной цели, опираясь на проведенный анализ научных публикаций в области оценки знаний и применения методов и инструментов lean-производства [3-6] и диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции [7, 8], на собственный опыт педагогической и методической деятельности, авторами была разработана "Модель оценивания сформированности инновационной компетентности у будущих специалистов сестринского дела" (см. рисунок), в рамках которой определен оптимальный контент критериально-диагностического аппарата: перечень показателей и оценочных средств для проведения диагностики сформированности указанной компетентности.

Предложенная модель объединяет в себе 3 модуля оценки (владение lean-компетент­ностью, сформированность коммуникативной и информационной компетенций) и насыщена методическими материалами, устанавливающими процедуру оценивания.

Модуль оценки сформированности компетенции по применению инструментов и технологий бережливого производства в профессиональной деятельности медицинской сестры предусматривает использование преподавателем на теоретических аудиторных занятиях различных форм промежуточного контроля (тестирование, индивидуальный устный опрос или письменный ответ, подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций и пр.).

Практические навыки использования lean-инструментов и lean-технологий в профессиональной деятельности медицинской сестры проверяются в рамках аудиторных практических занятий путем оценки результатов решения ситуационных задач, а также методом наблюдения за поведением обучающегося при проведении сюжетно-ролевых игр на симуляционной площадке "Бережливая поликлиника". Результаты контроля заносятся преподавателем в Оценочный лист формирования компетенций применения технологий бережливого производства в деятельности медицинской сестры, который является диагностическим инструментарием, структурированным по темам практических занятий междисциплинарного курса (МДК) "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению", предназначенных для отработки навыков использования lean-технологий в рамках оптимизации ключевых процессов в поликлинике. Для каждой изучаемой темы обозначены ключевые точки результатов и определены методы их оценивания. Результатом контроля является распределение оценок ("отлично"- "не­удовлетворительно"), а также по сравнению с традиционной методикой преподавания МДК "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению" - рост доли оценок "хорошо" и "отлично" или доли студентов, получивших "зачтено" с первого раза.

Модуль оценки сформированности коммуникативной компетенции предполагает проведение диагностики всех ее составляющих (коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные навыки). Также подлежат оцениванию коммуникативная толерантность (конфликтоустойчивость) и коммуникативные способности личности (табл. 1).

Оценка сформированности коммуникативной компетенции в рамках сконструированной модели проводится путем текущего и итогового контроля успеваемости по дисциплине "Психология общения", в ходе которого преподавателем психологии оцениваются все составляющие коммуникативной компетенции, а также применяются тесты Томаса-Килмана и В.В. Бойко как средство оценки личностной предрасположенности к конфликтному поведению (коммуникативной толерантности). Защита индивидуального проекта по внедрению и использованию lean-технологий в профессиональной деятельности медицинской сестры как форма итогового контроля по завершению изучения данной дисциплины позволяет оценить коммуникативные способности обучающегося. По мере освоения студентом знаний, умений, навыков преподавателем регулярно заполняется Лист оценки коммуникативной компетентности обучающегося, который позволяет наглядно увидеть уровень сформированности данной компетенции и определить основные направления индивидуальной работы со студентом.

Модуль оценки сформированности информационной компетенции включает в себя диагностику умений будущей медицинской сестры решать профессиональные задачи посредством применения в своей деятельности компьютерной техники и проводится преподавателем дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" в рамках текущего и итогового контроля. Формами проверки теоретических знаний являются устный опрос, письменная проверочная работа, компьютерное тестирование.

Для оценки владения обучающимся системой электронного документооборота, практических навыков работы на автоматизированных рабочих местах, в медицинских информационных системах преподавателем используются чек-листы, которые представляют собой детализированный перечень операций (пошаговых действий), необходимых к выполнению, чтобы получить определенный результат. Составленные по каждой изучаемой программе или виду деятельности чек-листы оформляются преподавателем по мере получения навыков работы с различными видами информации с использованием информационных систем и технологий и служат инструментом для проверки умения пользователя задействовать функционал компьютерного продукта с целью достижения поставленных задач. Информация об объеме приобретенных навыков работы с информацией (по результатам заполнения чек-листов) переносится в Оценочный лист сформированности информационной компетенции студента.

С целью доказательства эффективности предложенной авторами модели оценки сформированности инновационной компетентности проведен анализ результатов применения критериально-диагностического аппарата, разработанного в рамках данной модели. Особый интерес представляет объективность оценивания уровня сформированности у обучающихся lean-компетент­ности, для чего были изучены Оценочные листы формирования компетенций применения технологий бережливого производства в деятельности медицинской сестры (всего 256). В пределах данного индикатора преподавателем МДК "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению" регистрировался объем выполненных процедур в рамках 6 процессов оптимизации: запись пациента на прием к специалистам, организация работы регистратуры, диспансеризации и профилактических осмотров, процесса работы медицинских специалистов (процедурной медицинской сестры, лаборанта, участковой медицинской сестры, медицинской сестры узкого специалиста, дневного стационара и кабинета неотложной медицинской помощи). Каждый успешно выполненный шаг чек-листа оценивался одним баллом, которые затем, суммируясь, трансформировались в определенный уровень развития компетентности в разрезе каждого процесса оптимизации и по оценочному листу в целом. Измерение проходило согласно 3-уровневой шкале (высокий уровень - 90% выполненных заданий и выше, средний - 80-89%, низкий - 70-79%, менее 70% - компетенция находится в стадии формирования).

Результаты проведенной диагностики показали, что в исследуемой группе превалирует средний уровень сформированности lean-компетентности - согласно оценочным листам, он выявлен у 43,2% (111/256) обучающихся. Высоким уровнем обладают 35,2% (90/256) будущих медицинских сестер, а низкий уровень обнаружен у 21,5% (55/256) студентов.

Детальный анализ обозначенных индикаторов (в разрезе процессов оптимизации) обнаружил следующее: выявлены те процессы, изучение которых позволило сформировать наибольшую долю обучающихся, владеющих высоким уровнем данной компетентности: оптимизация процесса работы медицинской сестры участковой и медицинской сестры узкого специалиста (47,2%, или 121/256), организация профессиональной деятельности медицинской сестры процедурной и лаборанта (43,7%, или 112/256), диспансеризация населения и профилактический осмотр (37,1%, или 95/256). Кроме того, определен раздел "Оптимизация процесса работы медицинской сестры дневного стационара и кабинета неотложной медицинской помощи", вызвавший у обучающихся затруднение при изучении и, следовательно, обусловливающий высокую долю студентов с низким уровнем сформированности lean-компетентности (32,4%, или 83/256) (табл. 2).

Проведена экспертная оценка полноты охвата компонентов lean-компетентности разработанным диагностическим инструментарием. В качестве экспертов привлекались преподаватели МДК "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению", работающие в медицинском колледже (7 человек - генеральная совокупность). Была разработана Карта эксперта, согласно которой проводилась экспертиза фонда оценочных средств, разработанного в рамках модели. Анализ результатов экспертного рецензирования показал, что 100% преподавателей-экспертов удовлетворены разработанной моделью оценивания lean-компетентности у обучающихся, подтверждают соответствие разработанного оценочного инструментария содержанию учебной дисциплины (МДК "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению"), подчеркивают полноту и практико-ориентированность контрольно-оценочных средств и рекомендуют данный критериально-диагностический аппарат к использованию в качестве средств оценки знаний по применению lean-технологий в профессиональной деятельности медицинской сестры.

Заключение

Разработанная методология оценивания сформированности инновационной lean-компетентности у студентов медицинского колледжа, обучающихся по специальности 34.02.01 "Сестринское дело", является эффективным средством оценки, позволяющим:

· объективно измерить уровень развития профессиональных качеств по применению инструментов бережливого производства в профессиональной деятельности, необходимых сестринскому персоналу при работе в оптимизированном здравоохранении;

· установить имеющиеся пробелы знаний у обучающихся и выявить недостаток навыков и умений по проведению мероприятий оптимизации будущей профессиональной деятельности с целью внесения корректив в дальнейший образовательный процесс;

· мониторировать процесс развития lean-компетентности у обучающихся и уровень ее выраженности посредством накопления обоснованной информации о качестве результатов интеграции в основную профессиональную образовательную программу по специальности 34.02.01 "Сестринское дело учебного курса lean-технологии в профессиональной деятельности медицинской сестры".

Исследование выполнено на базе ГБПОУ НО "Арзамасский медицинский колледж" (Арзамас, Российская Федерация).

Литература

1. Афонина Н.А., Федоськина А.К., Федоськина Л.А., Шилкина А.Т. Формирование бережливого мышления выпускников медицинских вузов // Профилактическая медицина. 2021. Т. 24, № 5. С. 22-28. DOI: https://doi.org/10.17116/profmed20212405122

2. Кашафутдинова Г.Т., Байсугурова В.Ю. Современное состояние сестринского дела в развитых странах: расширение сестринской практики // Вестник казахского национального медицинского университета. 2013. № 1. С. 303-306.

3. Орел В.И., Смирнова В.И., Гурьева Н.А., Орел А.В., Ченцов Д.В., Затулкин В.А. Опыт формирования системы знаний инструментов и методов бережливого производства, применяемых в реализации проектов по улучшениям в медицинских организациях // Медицина и организация здравоохранения. 2021. Т. 6, № 3. С. 20-28.

4. Карамушко Г.В., Маськова Н.Г. Управление персоналом на основе формирования компетентностной модели в сфере бережливого производства // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 2. С. 131-137. DOI: https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-2-131-137

5. Довгаль В.А. Имитация производственного процесса при обучении бережливому производству: опыт работы фабрики процессов в высшем учебном заведении // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании". Грозный, 2020. С. 54-62.

6. Курмангулов А.А., Решетникова Ю.С., Багиров Р.Н., Фролова О.И., Брынза Н.С. "Фабрика процессов" - новый формат организации образовательного процесса в высшем учебном заведении // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 5. С. 37-41.

7. Севостьянова Д.П. Значение уровня сформированности коммуникативных компетенций будущих педагогов за время прохождения практики, посредством проведения самодиагностики // Тенденции развития науки и образования. 2020. Т. 63, № 6. С. 183-187. DOI: https://doi.org/10.18411/lj-07-2020-238

8. Денисенко О.В. Из опыта организации контроля сформированности коммуникативных компетенций в решении профессиональных задач // Научный альманах. 2017. № 3-2. С. 49-52. DOI: https://doi.org/10.17117/na.2017.03.02.049

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»