ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ПАЦИЕНТОВ

Резюме

Проблема разработки эффективных технологий обучения врачей коммуникативным навыкам не теряет актуальности на протяжении последних десятилетий, что подтверждается корпусом научно-исследовательских данных десятков зарубежных и российских авторов, проанализированных для данного исследования. Применение симуляционных технологий в данной области является инновационным подходом. В представленном исследовании описаны таксономия пригодных для обучения коммуникативным навыкам типов симуляций и критерии отбора того или иного типа в зависимости от обучающих целей и технических возможностей. Предметом исследования, таким образом, становится виртуальный пациент как методика обучения медицинских специалистов коммуникативным навыкам. Виртуальный пациент носит пропедевтическую функцию в подготовке будущего врача к встрече с реальным пациентом.

Авторы приняли участие в проектировании дизайна образовательной программы по специальности "Лечебное дело" и, учитывая отечественный и зарубежный опыт в данной сфере, разработали рабочую программу дисциплины "Коммуникативные навыки врача". В программу интегрированы виртуальные пациенты, сопровождающие их комплексы обучающих мероприятий для самостоятельной и аудиторной работы студентов, система оценивания. Виртуальные пациенты для данного курса были разработаны на основе реальных клинических случаев, при этом каждый случай был переработан согласно обучающим целям конкретного модуля.

Комплекс обучающих мероприятий был разработан на основе метода blue­printing и включал онлайн-лекции, самостоятельную работу студентов по подготовке презентаций в малых группах, работу с виртуальным пациентом, ролевые игры со стандартизированным пациентом, дискуссии, рефлективные эссе.

Сопоставительный анализ результатов входного и выходного тестирования (209 студентов) выявил высокий уровень удовлетворенности студентов и позволил определить перспективы и направления работы по интеграции виртуальных пациентов в процесс формирования коммуникативной компетенции врача.

Ключевые слова:виртуальный пациент; коммуникативные навыки врача; коммуникативная компетенция врача; общение "врач-пациент"; дизайн образовательной программы; blueprinting

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Королева Н.Г., Лопатин З.В., Воздвиженская А.В., Королев К.Ю. Формирование коммуникативной компетенции врача с использованием виртуальных пациентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 3. С. 8-18. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-3-8-18

Формирование компетенций врача - сложный комплекс обучающих и организационных мероприятий, лежащий в основе проектирования образовательных программ высшего образования. Особое место в них отводится практической подготовке будущих медиков: этому разделу отведено большое количество зачетных единиц в любом федеральном образовательном стандарте высшего образования по программам специалитета в области здравоохранения; регламентирована практическая подготовка на клинических базах; практический компонент также является частью дисциплин, зачетов, экзаменов и первичной аккредитации специалистов. Действительно, именно на практике можно оценить сформированность компетенций и уровень готовности специалиста к самостоятельной работе.

Медицинское образование в настоящее время предоставляет большой спектр педагогических технологий для обучения и оценки практических навыков студентов. Создание безопасной обучающей среды для отработки практических навыков является важной частью данных технологий. Доказано, что приобретение практического медицинского опыта под контролем преподавателя или тьютора, обучение на собственных ошибках без риска для пациента, получение быстрой оценки своим действиям и многократное повторение манипуляции позволяют обеспечить качественно более высокий уровень подготовки медицинского работника [1-3]. Будущему медицинскому специалисту предлагаются разнообразные форматы практических тренингов, которые позволяют студенту играть роль профессионала, отрабатывая навыки манипуляций, способы принятия решения, развивая клиническое мышление и т. п. [4].

Одним из этапов практической подготовки является обучение в симулированных условиях. Использование симуляционных технологий в медицинском образовательном процессе повсеместно распространено, но обычно ограничивается техническими навыками (выполнение манипуляций). При этом мягкие навыки (soft skills), такие как коммуникативные навыки, критическое мышление, эмпатия и т. д., также требуют интеграции симуляционных технологий.

Основополагающая задача обучения коммуникативным навыкам заключается в формировании пациент-ориентированной модели оказания медицинской помощи. Пациент-ориентированный подход понимается как широкое взаимодействие между врачом и пациентом, в рамках которого учитываются психологические и социальные, объективные и индивидуальные характеристики пациента, его страхи, волнения и сомнения [5]. Переход от патерналистского к пациент-ориентированному подходу начался в 1970-1980-е гг. С тех пор ежегодно появляется большое количество публикаций, посвященных анализу основных отличительных черт данного вида взаимодействия в практике врача [6, 7]. Пациент-ориентированный подход отличается от других модальностью ведения диалога (врач стремится выстроить партнерские отношения со своим пациентом, что повышает приверженность и удовлетворенность консультацией), общей риторикой (медицинский работник - это гуманист, а медицина - гуманистическая наука), отношением "врач-пациент" (врач принимает пациента со всеми его тревогами, страхами и т. д.) и др.

Пациент-ориентированная коммуникация является одной из основных компетенций врача, необходимой для выполнения установок Правительства Российской Федерации от 2017 г. № 1640, которое ставит в качестве приоритетов развития системы здравоохранения на период до 2025 г. повышение удовлетворенности населения РФ качеством медицинской помощи до 54% и переход с патерналистской на пациент-ориентированную модель в медицинском консультировании [8].

Сдвиги в модели коммуникации пациента и врача влекут за собой реформирование методологии преподавания коммуникативных навыков будущим врачам. ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России в 2020 г. приступил к реализации гранта Erasmus+, цель которого - изучить и адаптировать лучшие европейские практики обучения медицинских студентов коммуникативным навыкам и гармонизировать методы преподавания и оценки основ пациент-ориентированного общения 1.

1 FOR 21 - "Fostering the doctor of the 21st century: education for patient-centered communication", Project number: 619037-EPP 1-2020-1-EL-EPPKA2-CBHE-JP, is a Joint Project co-funded by the European Commission within the ERASMUS+ 2020 Programme, Key Action 2 - Cooperation for innovation and the exchange of good practices - Capacity-Building projects in the field of Higher Education.

Результаты прошедших и текущих европейских исследований (в рамках международных проектов FOR 21, ePBLnet, TAME, eVIP) демонстрируют, что обучение общению "врач-пациент" на основе такой симуляционной технологии, как виртуальный пациент (ВП), способствует более быстрому развитию коммуникативных навыков, снимает психологический страх допустить ошибку, отвечает запросу современных студентов на интерактивность и техническую оснащенность занятия, развивает мягкие навыки, в частности умение демонстрировать эмпатию, следить за временны́ ми рамками приема и т. п. [9].

В целом валидность ВП для развития коммуникативной компетенции врача не оставляет сомнений. В публикации группы авторов Andrzej и соавт. представлена структура компетенций врача (клиническое мышление, работа в команде, процедурные навыки, коммуникативные навыки) и типы ВП, наиболее адекватно отвечающие запросам на развиваемые компетенции. В работе также высказывается опасение, что использование только ВП без сопроводительных педагогических методик может стать "инновацией ради инновации" [10].

Цель исследования - интегрировать технологию ВП в образовательную программу высшего образования уровня специалитета 31.05.01 "Лечебное дело" для совершенствования обучения врачей пациент-ориентированной коммуникации.

Задачи исследования - провести литературный обзор опыта применения различных технических вариантов ВП для обучения врачей, выявить оптимальную технологию обучения коммуникативным навыкам, интегрировать технологию в образовательную программу и оценить уровень удовлетворенности обучающихся выбранным методом подготовки.

Материал и методы

Выполнен анализ 136 зарубежных и отечественных публикаций, размещенных в базах данных elibrary, PubMed, Scopus, ResearchGate, EMBASE и других в интервале с 1990 по 2020 г., изучены отечественные и зарубежные источники, описывающие таксономию и применение ВП в целом, а также использование данной методики для обучения непосредственно коммуникативным навыкам врачей. Научные статьи были отобраны в базах данных через ключевые слова "виртуальный пациент", "медицинское образование", "коммуникативные навыки". Теоретические выводы исследования построены на валидных источниках, отобранных по инструкции PRISMA.

Разработан банк из 6 виртуальных пациентов, которые интегрированы в модули образовательной программы "Коммуникативные навыки врача". ВП, использовавшиеся в обучении, спроектированы с помощью открытой онлайн-платформы OpenLabyrinth. Все сценарии поведения ВП разработаны на основе реальных клинических ситуаций и имеют свои коммуникативные особенности.

Для оценки коммуникативных навыков студентов после обучения с использованием ВП был использован метод blueprinting, который заключается в последовательной оценке запланированных результатов обучения в каждой обучающей сессии [14].

Итоги анализа научной литературы, авторские педагогические разработки и результаты тестирования системы обучения на основе ВП были использованы при создании дидактических материалов дисциплины "Коммуникативные навыки врача" в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 31.05.01 "Лечебное дело", реализуемой в V и VI семестре III курса.

Для выявления ожиданий и впоследствии уровня удовлетворенности студентов использованием новой образовательной технологии в процессе обучения применен метод анкетирования, в котором приняли участие 209 студентов (35% общего числа обучающихся на курсе), завершивших обучение по образовательному модулю дисциплины "Коммуникативные навыки врача" с использованием ВП.

Перед началом реализации модуля студентам была предложена анкета, цель которой - определить ожидания респондентов и отношение студентов к предстоящему курсу. Данная анкета включала 5 вопросов закрытого типа (Считаете ли вы, что вам необходима дисциплина "Коммуникативные навыки врача"? Известна ли вам структура коммуникативной консультации? Считаете ли вы необходимым целенаправленное изучение основ пациент-ориентированной коммуникации? Ожидаете ли вы сложности в общении с пациентами в ходе диагностической практики в весеннем семестре? Можете ли вы сказать, что не ожидаете сложностей в общении с пациентами в будущем?) и 1 вопрос открытого типа (Оставьте комментарии, поясняющие ваш ответ на первый вопрос).

По завершении обучения студентам также была предложена анкета, цель которой - определение уровня удовлетворенности курсом и которая содержала 6 вопросов с вариантами ответов (Каково ваше отношение к введению в учебную программу курса "Лечебное дело" дисциплины "Коммуникативные навыки врача" после ее прохождения? Что вы думаете о структуре представленного курса - формат YouTube-лекций? Что вы думаете о структуре представленного курса - подготовка презентаций? Что вы думаете о структуре представленного курса - разыгрывание сценариев коммуникации "врач-пациент"? заинтересованы ли вы в продолжении изучения дисциплины "Коммуникативные навыки врача"? Оцените, насколько повысились ваши знания и умения в области общения "врач-пациент" по окончании курса?) и 1 вопрос открытого типа (Оставьте свои пожелания, комментарии по поводу курса, если таковые имеются).

Студенты для входного и завершающего анкетирования были отобраны случайным образом. Соотношение лиц мужского и женского пола составило 42 и 58% соответственно. Анкета была анонимной, данные для обезличенного анализа предоставлены с разрешения студентов, участвовавших в исследовании.

Результаты и обсуждение

Проведенный обзор литературы обнаружил многообразие терминологии и толкований терминов "виртуальный пациент" и "пациент-ориентированный подход" (см., например [11-13]). Нам удалось выделить 7 основных типов ВП: презентация кейса, сценарий с интерактивным пациентом, игра с виртуальным пациентом, симуляция с использованием программного обеспечения, симуляция со стандартизированным пациентом (живой человек), применение манекенов, симуляция с виртуальным стандартизированным пациентом. Каждый из этих типов имеет специфические технологии и форматы оценки навыка, допускает вариативность в уровне интерактивности, требует разных навыков от специалистов, разрабатывающих ВП. Вслед за Американской ассоциацией медицинских колледжей (AAMC) под ВП в данной работе мы будем понимать "особый тип компьютерных программ, которые симулируют реальные клинические сценарии, при этом обучающийся исполняет роль медицинского работника с целью сбора анамнеза, проведения физикального осмотра, принятия диагностических и терапевтических решений" [10].

Коммуникативный характер дисциплины ограничил применение некоторых видов ВП, о которых говорилось выше. Для успешного обучения навыкам общения посредством технологии ВП студент должен либо принимать активное участие в беседе с "пациентом" (роль которого в соответствии со сценарием исполняет другой студент или приглашенное лицо), либо наблюдать за развертыванием коммуникативного сценария на экране, анализировать происходящее и выбирать ролики с верными, по мнению студента, коммуникативными тактиками. Поэтому нами были отобраны два подходящих вида ВП: сценарий с интерактивным пациентом и симуляция со стандартизированным пациентом (живой человек). С технической точки зрения более оправданным оказался сценарий с интерактивным ВП, так как он позволял одновременно задействовать большую группу студентов. Интерактивный ВП основан на системе записанных видео­роликов на платформе OpenLabirynth [15]. Успешно выполненной задача считалась в том случае, если студенты последовательно выбирали ролики, отражающие пациент-ориентированный стиль общения, а после завершения врачебной консультации пациент демонстрировал высокий уровень удовлетворенности от посещения доктора, не возникал конфликт, не прерывалась медицинская консультация, пациент демонстрировал комплаентность и т. д.

Разработка сценариев ВП осуществлялась группой методистов, состоящей из специалистов по психологии и коммуникации, на основании реальных и клинически достоверных ситуаций [16]. Клиническая достоверность - обязательное условие для коммуникативных сценариев ВП, так как для тренировки и отработки навыков общения с пациентами студенты не должны отвлекаться на не связанные с коммуникацией аспекты.

Согласно методу blueprinting, при проектировании сценариев ВП были сформулированы обучающие цели для последующего измерения достигнутых результатов. По завершению модуля студент должен уметь: распознавать общие характеристики пациента; создавать план выстраивания партнерских отношений "врач-пациент"; анализировать ответы пациента и задавать уточняющие вопросы по мере необходимости; распознавать отношение пациента к предлагаемому варианту лечения; использовать оптимальные коммуникативные стратегии для достижения высокой приверженности пациента; манипулировать ходом дискуссии так, чтобы добиться от пациента принятия необходимого медицинского вмешательства; сочетать вербальные и невербальные коммуникативные навыки для установления контакта с пациентом.

Как отмечалось ранее, существуют опасения, что интеграция ВП в курсы по коммуникативным навыкам без обширной сопровождающей методической базы может не дать ожидаемого эффекта. Чтобы этого избежать, в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России была разработана система обучающих сессий и заданий для самостоятельной работы, которые дополняют ВП и инкорпорируют обретенные навыки в структуру коммуникативной компетенции будущего врача.

При проектировании дизайна образовательной программы "Коммуникативные навыки врача" были учтены возможные риски, зарубежный и отечественный опыт. Рабочая программа дисциплины включает ряд последовательных образовательных мероприятий: перед разбором ВП обучающиеся должны самостоятельно посмотреть видеолекции, изучить ряд научных и практических исследований, размещенных в электронной образовательной среде университета, подготовить и представить в малых группах презентации, принять участие в дискуссии. По завершении комплекса учебных мероприятий студент готов приступить к работе с ВП. Например, на кейс с ВП по теме "Гипертензия - разговорчивый пациент" в учебном плане отводится 4 академических часа для внеаудиторной самостоятельной работы и 4 контактных часа. Перед взаимодействием с ВП студенты уже обладают достаточным объемом знаний по следующим обучающим целям: уметь распознать общие характеристики пациента и определить его коммуникативный тип, и составлять план выстраивания партнерских отношений "врач-пациент".

При реализации дисциплины "Коммуникативные навыки врача" работа с ВП осуществлялась в аудитории в присутствии тьютора, который не комментировал и не помогал студентам с выбором верного сценария. По итогам анализа попыток студентов (n=355), которое потребовалось для успешного прохождения кейса, было выявлено, что в среднем студенты совершали 1,7 попытки. Работа с ВП позволила тьютору проанализировать алгоритм выбора студентами коммуникативных навыков и оценить степень достижения обучающих целей конкретного модуля дисциплины.

В качестве оценочных средств работы с ВП использованы следующие инструменты и методы: рефлективное эссе, ролевая игра с участием стандартизированного пациента, дискуссия в малых группах, взаимная оценка, резюмирование тьютором. Объективации системы оценки способствует использование чек-листов для каждого инструмента или метода.

В рамках самостоятельной резюмирующей работы студентам предлагалось написать рефлективное эссе, в котором они представили анализ собственной траектории коммуникации с ВП: обучающиеся обосновывают свой выбор того или иного коммуникативного действия и, если действие было неверным, описывают поиск правильного пути. Рефлективное эссе является продуктивным инструментом оценки коммуникативных навыков, так как оно дает возможность тьютору проследить алгоритм и мотивацию выбора линий ВП.

Участие в ролевой игре со стандартизированным пациентом позволяет отработать на практике усвоенные коммуникативные навыки для выстраивания пациент-ориентированной модальности медицинской консультации. Тьютор и сами студенты имеют возможность оценить уровень владения коммуникативным навыком благодаря применению чек-листа. Студент оказывается в обстановке, максимально приближенной к реальной, когда решение нужно принимать здесь и сейчас, уметь быстро прогнозировать результаты применения избранных коммуникативных навыков. Особенно важно, что использование стандартизированного пациента для оценки результатов обучения по ВП минимизирует риски, возникающие при первой встрече с пациентом.

Дискуссия в малых группах также является важной частью работы с виртуальным пациентом. После прохождения сценария обучающиеся совместно с тьютором разбирают эффективные и неэффективные действия врача. Тьютор предоставляет обратную связь и заключительные комментарии об особенностях общения с пациентами различного коммуникативного типа. Существенным для студентов является получение обратной связи как от тьютора, так и от своих коллег, так как таким образом они обучаются навыкам дискуссии и работы в команде.

Методом входного анкетирования мы выявили, что до начала обучения большинство (33,49%) студентов относились отрицательно либо нейтрально/безразлично (27,75%) к прохождению дисциплины. Лишь 1/3 (38,76%) из них действительно стремилась улучшить свои коммуникативные навыки для работы с пациентами в будущем и обоснованно аргументировала необходимость изучения основ пациент-ориентированной коммуникации и тренировки коммуникативных навыков до первой встречи с реальным пациентом. По итогам прохождения первого модуля дисциплины мнение студентов изменилось (выходное анкетирование): 79,76% респондентов отмечают необходимость данной дисциплины в предложенном формате, 66,99% студентов отмечают, что их коммуникативные навыки существенно улучшились, скептически к собственному прогрессу отнеслись 8,61% участников анкетирования.

Работа с ВП как методом обучения коммуникативным навыкам была положительно оценена 84% обучающихся: студенты отметили ее интерактивность, доступность, анимационность, приближенность к реальности, что, с нашей точки зрения, выполняет пропедевтическую функцию.

Как было отмечено ранее, для объективации системы оценки деятельности студента в процессе обучения коммуникативным навыкам на основе ВП в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России применялся метод blueprinting. На данный момент при использовании этого метода создаются ВП, которые будут применяться при подготовке к прохождению станции ОСКЭ, а уже на самой станции аккредитуемые будут оцениваться с участием стандартизированного пациента. Метод blueprinting подразумевает, что общение со стандартизированным пациентом на станции ОСКЭ будет требовать от аккредитуемого демонстрации освоения обучающих задач каждого из пройденных им в ходе обучения ВП. Студент-медик должен будет продемонстрировать как базовые коммуникативные навыки (приветствие, самопредставление, поддержание зрительного контакта и др.), так и продвинутые (например, особенности работы с "проблемными" пациентами, предупреждение конфликта и т. д.).

В этом свете в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России выполнена успешная попытка подготовить базу для тренировки не только студентов, но и будущих врачей к сдаче коммуникативной станции ОСКЭ, так как запущена и апробирована система разработки банка ВП с использованием метода blueprinting.

Заключение

Авторами интегрирована технология использования виртуальных пациентов в образовательный процесс студентов, обучающихся по программе "Лечебное дело" ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, для формирования коммуникативной компетенции в рамках дисциплины "Коммуникативные навыки врача". Для осуществления качественного образовательного процесса создан банк ВП с методическим сопровождением на основе метода blueprinting, который позволил гармонизировать цели обучения, методы аудиторной и самостоятельной работы, результаты обучения и систему оценивания. Эффективность предложенной методики была подтверждена сравнительным анализом входного и выходного анкетирования, а также положительной обратной связью от студентов и тьюторов. Метод ВП для формирования коммуникативной компетенции доказал свою валидность, так как все обучающие цели, предусмотренные курсом, были достигнуты. Перспективы методики ВП - создание банка ВП и сопровождающих методических разработок для подготовки к сдаче коммуникативной станции ОСКЭ, интеграции стандартизированного пациента в систему обучающих мероприятий для тренировки коммуникативных навыков, дальнейшего проектирования модулей учебных программ на основе метода blueprinting с применением виртуальных пациентов.

Образовательная программа дисциплины, методические и учебные материалы прошли апробацию и могут успешно использоваться в подготовке врачей-участковых терапевтов. Технология применения виртуальных пациентов и мультимедийный контент могут использоваться отдельными модулями в рамках реализации клинических дисциплин, а также в качестве отдельной дисциплины.

Литература

1.Ellaway R., Poulton T., Fors U., McGee J., Albright S. Building a virtual patient commons // Medical teacher. 2008. Vol. 30, N 2. P. 170-174.

2.Safari Y., Azizi S., Ziapour A. The virtual patient technology for medical education // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2018. Vol. 12, N 9. P. 1-2.

3.Риклефс В.П., Калиева Ш.С. Применение виртуальных пациентов на платформе открытого доступа для развития клинического мышления в условиях дистанционного обучения // Виртуальные технологии в медицине. 2020. № 3 (25). С. 77-79.

4.Karas S.I. Virtual patients as a format for simulation learning in continuing medical education (review article) // Bulletin of Siberian Medicine. 2020. Vol. 19, N 1. P. 140-149.

5.Асимов А., Багиярова Ф.А. Концепция пациент-центрированного подхода в медицине (основные принципы) // Вестник КазНМУ. 2019. № 2. С. 303-305.

6.Rider E., Kurtz S., Slade D., Iii H., Ho M., Pun J., Eggins S., Branch W. The international charter for human values in healthcare: an interprofessional global collaboration to enhance values and communication in healthcare // Patient Education and Counseling. 2014. Vol. 96, N 3. P. 273-280.

7.Cary J., Kurtz S. Integrating clinical communication with clinical reasoning and the broader medical curriculum // Patient education and counseling. 2013. Vol. 92, N 3. P. 361-365.

8.Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения". Электронный ресурс. URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/info (дата обращения: 21.07.2022).

9.Round J., Conradi E., Poulton T. Training staff to create simple interactive virtual patients: the impact on a medical and healthcare institution // Med Teach. 2009. Vol. 31, N 8. P. 764-769.

10. Kononowicz A., Zary N., Edelbring S., Corral J., Hege I. Virtual patients - What are we talking about? A framework to classify the meanings of the term in healthcare education // BMC medical education. 2015. Vol. 15. P. 11.

11. Midik O., Kartal M. The use of virtual patients in medical education // Marmara Medical Journal. 2015. Vol. 28, N 2. P. 63.

12. Юдаева Ю.А., Неволина В.В., Закризянова З.Ф. Использование технологии "виртуальный пациент" в медицинском образовании // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 38.

13. Robison D., Bridges-Catalano J., Matson C. The role for virtual patients in the future of medical education // Academic Medicine. 2017. Vol. 91, N 9. P. 1217-1222.

14. Guhan N., Sripad D., Chakraborty M., Siddiqui B., Nichenametla G., Supraja P., Ikkurthi S., Rao K. Blueprinting - a tool in enhancing the validity of an assessment tool // Journal of Research in Medical Education & Ethics. 2020. Vol. 10, N 2. P. 70.

15. Платформа OpenLabyrinth. Электронный ресурс. URL: https://openlabyrinth.ca (дата обращения: 21.07.2022).

16. Королева Н.Г., Воздвиженская А.В. Опыт использования виртуального пациента для обучения студентов-медиков коммуникативным навыкам // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 147-151.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»