Симуляционные центры (СЦ), еще недавно бывшие музеями экзотических приспособлений в медицинских вузах, постепенно становятся подразделениями, необходимыми для повседневной работы. В последние годы мы наблюдаем рост площадей, занимаемых СЦ практически во всех медицинских вузах, а также растущее понимание специфичности архитектуры помещений, предназначенных для организации занятий и экзаменов с использованием симуляционных технологий. Так, с введением в Российской Федерации процедуры аккредитации специалиста, включающей объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), практически во всех вузах появились цепочки станций - помещений, где организовано наблюдение за выполнением заданий в симулированных условиях. Чаще всего эти помещения приходилось встраивать в здания старой постройки, с массивными стенами, зачастую они коридорного типа, и далеко не везде удалось разделить потоки: отделить односторонними окнами экзаменаторов от экзаменуемых, организовать обслуживание станций, минуя цепочку аккредитуемых, и т.п.
Помимо архитектурных особенностей при организации СЦ вузы сталкиваются с необходимостью проектирования и внедрения систем аудио- и видеонаблюдения, или, более глобально, систем управления СЦ, необходимых как для документирования экзаменов, так и для эффективной организации занятий.
Отдельный блок проблем связан с организацией текущего обслуживания и ремонта симуляционного и вспомогательного оборудования, а также помещений СЦ.
В этой статье мы постарались суммировать свой опыт в комплексном проектировании СЦ, начиная от архитектурного эскиза и заканчивая оснащением и внедрением систем управления СЦ. Кроме того, мы коснемся наиболее частых ошибок при проектировании и строительстве таких центров.
С чего начать?
На этапе проектирования СЦ важно тщательно продумать не только его сегодняшние задачи, но и развитие в течение последующих 5-10 лет, иначе неизбежны переезды с дорогостоящими монтажными работами.
На этом этапе необходимо ответить на ряд вопросов:
1. Помещения (существующие или планируемые), которые планируется использовать для СЦ - конфигурация и площадь, возможности подключения к водопроводу и канализации, отоплению, электрическим сетям, Интернету.
2. Бюджет для создания центра - сегодня и на следующие годы.
3. Какие образовательные программы/части программ/занятия будут проводиться в СЦ, будут ли проводиться экзамены в формате ОСКЭ, аккредитационные процедуры?
4. Какие подразделения/организации будут использовать СЦ?
5. Количество и категории учащихся/экзаменуемых, которые будут одновременно заниматься в СЦ на этапе открытия и в будущие годы по мере развития центра.
6. Преподаватели и экзаменаторы, привлекаемые для выполнения задач центра.
7. Персонал, необходимый для функционирования центра.
8. Регуляторные требования и рекомендации (СанПиН, СНиПы, лицензионные требования, требования пожарной безопасности и т.п.).
Для эффективного планирования на этом этапе в рабочую группу по проектированию СЦ важно привлечь все заинтересованные стороны:
· Внутренние (представители заказчика):
- административный и финансовый блок, отдел закупок;
- специалисты СЦ (если они уже есть в штате);
- преподаватели, которые будут вести занятия в СЦ;
- лица, ответственные за расписание занятий, составление учебных программ;
- IT-специалисты;
- хозяйственные службы
- менеджер проекта - лицо, ответственное за согласование и взаимодействие всех участников рабочей группы, своевременное выполнение этапов проекта. Как правило, это руководитель СЦ.
· Внешние:
- консультанты по проектированию СЦ;
- архитекторы и проектировщики;
- консультанты по аудио- и видеооборудованию, системам управления СЦ;
- представители генподрядчика;
- специалисты по симуляционному оборудованию.
Гибкое использование пространства
Чтобы оптимизировать использование помещений, лучше проектировать их как многоцелевые. Если помещения планируется использовать не только для обучения, но и для оценки клинических навыков, необходимо учитывать ряд конструктивных особенностей, которые облегчат универсальное использование:
· универсальные кабинеты, которые можно использовать как для групповых занятий, так и для дебрифинга;
· мобильная мебель - складные или штабелируемые стулья и столы со складными столешницами, их легко убирать для увеличения пространства;
· мобильные перегородки - складные стены, убирающиеся по рельсам к стене или потолочные. Некоторые виды мобильных перегородок могут обеспечить уровень звукоизоляции такой же и даже лучше, чем традиционные гипсокартонные перегородки.
Тепло- и шумоизоляция
Для контроля температуры и ослабления звука используются схожие материалы.
Теплоизоляцию обычно устанавливают на наружных стенах для поддержания комфортной температуры внутри помещения. Теплоизоляция между внутренними стенами - избыточная мера, если только это не нужно для обеспечения особого климата в одном из помещений, например в серверной.
Шумоизоляция. Стоит заранее продумать, какие помещения требуют шумоизоляции. Помещения, в которых планируется аудио- и видеозапись тренингов или диалогов с пациентами, нужно изолировать от фонового шума из других комнат, чтобы обеспечить чистую аудиозапись. Шумоизоляцию монтируют на внутренних стенах, а также поверх потолочной плитки, если комнаты объединены общим техническим потолком.
Необходимо обратить внимание на систему вентиляции и кондиционеры. Потолочные или настенные вентиляционные отверстия сами создают гул, а также проводят фоновый шум из других помещений. Продумайте возможность перемещения или временного закрытия вентиляционных отверстий в комнате, где проводится аудиозапись, чтобы избежать шумового загрязнения из других помещений.
Также необходимо шумоизолировать санузлы или удалить их от симуляционных кабинетов. Как правило, туалеты создают много шума при смыве. Это может отвлекать от работы в смежных помещениях, а также отражаться на качестве аудиозаписи.
Для охлаждения серверной комнаты с большой вероятностью потребуется отдельный кондиционер, работающий круглосуточно. Помните, что для защиты оборудования от перегрева важно не только поддерживать температуру в помещении, но и создавать поток воздуха.
Электропитание и слаботочные сети
В зависимости от масштаба проекта может потребоваться протянуть новые или дополнительные кабели для электропитания и/или передачи данных. При проектировании электрических и слаботочных сетей следует учитывать следующие положения.
· Минимизация длины магистралей. При проектировании пространства важно минимизировать длину кабелей (например, от сервера до компьютера); это сэкономит деньги и обеспечит лучшее качество передачи данных. Общее правило - стараться, чтобы участки кабеля для передачи данных не превышали 150 м.
· Для защиты электроники от перегрузок и скачков напряжения в электрической сети необходимо предусмотреть защиту от перенапряжения. Защита от перегрузки может быть встроена в электрическую розетку или в электрический щиток. Это позволит избежать огромного количества сетевых фильтров и обеспечить защиту всей электроники. Для особо дорогой и чувствительной электроники (например, для виртуальных симуляторов) нужно предусмотреть электрические стабилизаторы, лучше инверторного типа, и даже, в случае частых перебоев в электрической сети, источник бесперебойного питания (ИБП).
· На этом этапе важно рассчитать примерную электрическую мощность оборудования, которое будет использоваться в СЦ, включая симуляционное и вспомогательное, а также коммутационное оборудование и системы вентиляции и кондиционирования.
· Размещение силовых и сетевых розеток. Их размещают на чертежах после того, как согласован эскизный макет и на нем размечены контуры мебели и медицинского оборудования. Для гибкости использования помещения желательно обеспечить избыточное количество электрических и сетевых (RJ-45) розеток.
· Лучше запланировать избыточную мощность на этапе ремонта, чем проводить дополнительные кабели после запуска проекта.
Водопровод
При проектировании санузлов необходимо учитывать возможность подключения к водопроводу и канализации, раковины также могут понадобиться и в симуляционных комнатах. Можно использовать мобильные муляжи раковин и унитазов, но при этом нужно иметь в виду: все, что выглядит как сантехника, рано или поздно будет использовано неосведомленными лицами "по назначению". Вот два способа сэкономить на стоимости сантехники:
· Если раковины в симуляционных кабинетах нужны только для имитации обработки рук, можно заменить их настенными диспенсерами для антисептика.
· Если раковины все же необходимы (имитация операционной, родильного зала, блока интенсивной терапии и т.п.), постарайтесь расположить "мокрые точки" ближе друг к другу, чтобы обеспечить эффективный доступ к водопроводным и канализационным трубам и минимизировать затраты.
Необходимо предусмотреть место для обслуживания и чистки оборудования, стирки одежды для манекенов и стандартизированных пациентов с подключением к воде и канализации.
Освещение
При проектировании необходимо согласовать размещение осветительных приборов и видеокамер. Источники света не должны быть расположены слишком близко к камерам, так как это может вызвать засветку видеозаписей. Для освещения симуляционных кабинетов, в которых планируется проведение сценариев и предусмотрен контроль размеров зрачка манекена, важно обеспечить возможность регулирования яркости освещения (диммирование). При этом необходимо обеспечить минимальное количество света для камеры, чтобы получить четкую видеозапись. Также диммирование пригодится в операторских, где необходим приглушенный свет. Осветительных приборы не должны препятствовать обзору видеокамер.
Некоторые виды светильников (например, лампы дневного света) могут создавать фоновый шум, неразличимый человеческим ухом, но хорошо фиксируемый микрофонами.
Операторские
При проведении групповых занятий или экзаменов в симуляционных помещениях лучше обеспечить прямое наблюдение из смежных помещений через зеркальные односторонние окна.
При выборе окон надо иметь в виду, что зеркальная пленка не обеспечивает хороший обзор, лучше использовать стекла со специальным напылением. Это позволит наблюдать за происходящим в помещении, не отвлекая учащихся/экзаменуемых. Стоит помнить, что данный оптический эффект срабатывает только при более низкой освещенности в операторской.
У окна должно быть расположено рабочее место оператора, которое может включать:
· гарнитуру (микрофон и наушники) для двусторонней коммуникации;
· компьютеры для управления симуляторами;
· компьютер(ы) или пульт для управления АВ-оборудованием;
· компьютер или планшет для документирования ОСКЭ.