СТИМУЛЯЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ПЕДИАТРИИ

Резюме

Проблемно-ориентированное обучение в педагогике медицинского образования широко обсуждается и признается как активный подход к обучению.

Цель - ​поиск методов стимуляции познавательной активности обучающихся в образовательном процессе на занятиях по факультетской педиатрии.

Материал и методы. Приведен опыт применения онлайн-платформ на практических занятиях у обучающихся IV курса педиатрического факультета. С онлайн-платформами AMRbook и AMRmap можно ознакомиться на сайте AMRhub.

Результаты и обсуждение. На примерах описаны некоторые функциональные возможности онлайн-платформ при выборе эмпирической антибактериальной терапии у детей c внебольничными инфекциями мочевыводящих путей. Отдельные элементы анализа возможностей онлайн-платформ дополнены пояснениями и рисунками. При анализе содержания практического занятия установлено, что оно проводится в форме моделирования конкретных профессиональных ситуаций. Обучение проводится по заданным параметрам с созданием любого варианта ситуации. Создается возможность неограниченного повторения необходимого приема, а также отработка индивидуального и группового стиля работы.

Заключение. Педагогические приемы практико-ориентированного обучения, формирующие основу профессиональной компетентности, необходимо включать в образовательный процесс медицинского образования.

Ключевые слова:образовательный процесс; проблемно-ориентированное обучение; онлайн-платформы AMRmap и AMRbook; антибиотикорезистентность

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шангареева З.А., Файзуллина Р.М., Санникова А.В., Викторов В.В. Стимуляция познавательной активности студентов на занятиях по факультетской педиатрии // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 135-144. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-135-144

Нормативные документы высшего медицинского образования предъявляют высокие требования к организации процесса обучения будущих врачей-специалистов [1]. Проблемно-ориентированное обучение в педагогике медицинского образования часто обсуждается и широко признается исследователями как преимущественный активный подход к обучению [2-7]. Высокая познавательная активность обучающихся способствует лучшему усвоению материала и "добыче" новых знаний во время решения проблемных задач [2-4, 8]. Наиболее важную роль при активном обучении имеет организация проблемной ситуации, так как она должна имитировать ситуации из будущей профессии [2, 3]. Практико-ориентированное обучение позволяет ознакомить обучающихся с кейсами, отражающими реальные клинические случаи, повышая у студента удовлетворенность, уверенность и мотивацию к обучению [2, 4, 8].

Компетенции, вырабатываемые с помощью рабочей программы практико-ориентированного обучения на основе индивидуальной и групповой активности, критического мышления, являются ключом для плавного перехода к реальной клинической практике [2].

Цель - ​поиск методов стимуляции познавательной активности обучающихся в образовательном процессе на занятиях по факультетской педиатрии.

Материал и методы

Авторами приведен опыт применения онлайн-платформ на практических занятиях у обучающихся IV курса педиатрического факультета. С онлайн-платформами AMRbook и AMRmap можно ознакомиться на сайте AMRhub. В 2016 г. группой экспертов МАКМАХ и НИИАХ была создана интер­нет-платформа AMRmap (Anti Microbial Resistance map) (https://amrmap.ru) [9, 10]. В настоящее время AMRmap - ​база данных об антибиотикочувствительности более 45 тыс. клинических изолятов микроорганизмов из 52 городов РФ за 1997-2019 гг. (https://amrmap.ru).

Несколько позже сотрудники НИИАХ представили интернет-платформу AMRbook (AntiMicrobial Reference book) (https://amrbook.ru) [11]. Основные подстраницы платформы АMRbook: терапия, препараты, патогены, природная активность, антибиотикотерапия у беременных. Данная система производит построение схем и алгоритмов антимикробной терапии, учитывая характер патологии и возбудителя. Программа представляет результаты в виде интерактивных форм и позволяет воспроизвести результат на бумажном носителе [11].

На примерах описаны некоторые функциональные возможности онлайн-платформ при выборе эмпирической антибактериальной терапии у детей c внебольничными инфекциями мочевыводящих путей (ИМП).

При рациональном выборе антимикробной терапии в качестве объекта исследования выбрана кишечная палочки (Escherichia coli), так как общая доля представителей порядка Enterobacterales у детей с внебольничными ИМП в Российской Федерации составила 93,8%, а частота выделения Escherichia coli - ​около 80% [12, 13]. Кроме того, в многоцентровом исследовании "ДАРМИС‑2018" было продемонстрировано этиологическое сходство внебольничных ИМП среди детей, взрослых, беременных [13].

Результаты

Профессиональные компетенции будущих врачей-специалистов формируются на основе профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" [14]. Трудовая функция "Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности" формируется через трудовые действия по оказанию медицинской помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; оценке эффективности и безопасности медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей [14].

Указанные компетенции будущего специалиста формируются благодаря знаниям современных методов медикаментозной терапии болезней и состояний у детей в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи [14], а также умениям составления плана лечения с учетом возраста ребенка, диагноза и клинической картины болезни и анализа действия лекарственных препаратов по совокупности их фармакологического воздействия на организм ребенка [14].

Сохраняющийся уровень заболеваемости ИМП среди детей [12, 13], повсеместно распространенная нерациональная антимикробная терапия пациентов обусловливают важность образовательных программ, в том числе с применением онлайн-платформ AMRbook и AMRmap.

При изучении раздела "Патология детей старшего возраста" и, в частности, темы "Пиелонефриты. Инфекция мочевой системы. Циститы" преподаватели акцентируют внимание обучающихся на актуальности разбираемых вопросов, ссылаясь на практический опыт ведущих специалистов в конкретной области медицины и на современные литературные данные, вызывающие глубокий интерес и желание принять участие в обсуждении проблемы. При изучении тактики ведения и медикаментозной терапии ИМП у детей заостряется внимание на этиологии и рациональном подборе антибактериальной терапии в условиях возрастающей антибиотикорезистентности, так как это актуальная проблема для врачей всех специальностей. Осознание обучающимися практической значимости выполняемой работы формирует основу будущей профессиональной компетентности.

В качестве примера представлен проект фрагмента практического занятия по дисциплине "Факультетская педиатрия".

Структура организации практического занятия

Тема занятия: "Пиелонефриты. Инфекция мочевых путей. Циститы".

Продолжительность занятия: 6 академических часов.

Время, отводимое на разбор проблемной задачи практического характера: 3 академических часа. Весь процесс происходит в учебном классе с наличием персональных компьютеров с доступом к сети Интернет.

Объект изучения: антибактериальная терапия у пациентов с внебольничной ИМП.

Формы обучения: индивидуальная и групповая.

План и ход занятия представлен в таблице.

Этапы занятия с разбором проблемной задачи практического характера

Для формирования и закрепления профессиональных компетенций у обучающихся на занятии используются вводная информация в виде мультимедийной лекции, самоподготовка кратких сообщений для обсуждения в группах, индивидуальная работа с интернет-платформами AMRbook и AMRmap с анализом результатов информационных ресурсов и подготовкой отчета по работе.

Обязательное условие решения проблемной задачи практического характера - ​предварительное теоретическое обсуждение ситуации до начала самостоятельной работы и последующий дебрифинг (разбор, обсуждение, работа над ошибками) по результатам работы в виде мини-конференции для обратной связи.

Ниже будут описаны некоторые возможности онлайн-платформ AMRbook и AMRmap по рациональному выбору антимикробной терапии.

Выбор строки меню "Инфекции мочевой системы" платформы AMRbook позволяет перейти на страницы с основными возбудителями и эмпирической антимикробной терапией баланопостита, перинефрального абсцесса, пиелонефрита, простатита, цистита, эпидидимоорхита. Например, основные возбудители пиелонефрита (острого неосложненного) представлены Enterobacterales, Escherichia coli, описана эмпирическая терапия пиелонефрита с учетом чувствительности указанных возбудителей.

При выборе эмпирической терапии стоит учитывать уровень резистентности возбудителей, которые описаны нами по результатам работы с платформой АМRmap.

Индивидуальный характер заданий разной степени сложности, их практическая направленность и постоянное обновление обеспечивают инициативность, осмысленный поиск решения задач, сводя к минимуму пассивную форму приобретения знаний обучающимися.

Примеры практических заданий: согласно индивидуальному варианту по схемам антимикробной терапии (AMRbook), указать рациональную терапию при ИМП. Данные представить в виде отчета (со скриншотом выполненного задания и выводами).

Цистит: группа риска по инфекциям, передаваемым половым путем.

Цистит: дети (возраст <12 лет).

Цистит: острый неосложненный.

Цистит: после катетеризации.

Цистит: рецидивирующий (>3 раз в год).

Цистит: беременные. Бессимптомная бактериурия и острый цистит.

Пиелонефрит: осложненная ИМП.

Пиелонефрит: острый неосложненный.

Пиелонефрит: уросепсис.

Пиелонефрит: беременные.

На подстранице природная активность платформы AMRbook можно ознакомиться с природной чувствительностью 72 возбудителей к 80 препаратам. На рис. 1 представлена природная чувствительность Escherichia coli, Klebsiella pneumoniae, Pseudomonas aeruginosa, Serratia spp. к наиболее часто назначаемым антимикробным препаратам (АМП).

Рис. 1. AMRbook [11]: таблица природной чувствительности Escherichia coli, Klebsiella pneumoniae, Pseudomonas aeruginosa, Serratia spp. к антимикробным препаратам (https://amrbook.ru)

Примеры практических заданий: согласно индивидуальному варианту по схемам антимикробной терапии (AMRbook), указать природную активность АМП (список прилагается) к основным возбудителям (список прилагается) ИМП. Данные представить в виде отчета (со скриншотом выполненного задания и выводами).

При работе с платформой AMRmap по интересующим параметрам можно изучить региональную ситуацию уровня резистент­ности основных возбудителей ИМП к различным антимикробным препаратам, что необходимо учитывать при эмпирической терапии.

На примере детского населения с внебольничной ИМП (хирургический профиль отделения) г. Киров Кировской области на диаграмме (рис. 2) продемонстрирован высокий уровень резистентности Escherichia coli к ампициллину, амоксициллину + клавулановой кислоте и триметоприму/сульфаметоксазолу - ​по 57,14%; к цефотаксиму, цефиксиму и цефтибутену - ​по 47,86%, к цефтазидиму, цефепиму, гентамицину и тобрамицину - ​по 28,57% соответственно. Уровень резистентности к перечисленным АМП, к сожалению, очень высок, что следует учитывать при выборе эмпирической терапии.

Рис. 2. AMRmap [9, 10]: уровень резистентности Escherichia coli к антимикробным препаратам [детское население с ИМП (хирургический профиль отделения г. Кирова Кировской области) (https://amrmap.ru)]

При этом у Escherichia coli к фосфомицину отсутствует резистентность, а к нитрофурантоину уже повысилась до уровня 14,29%.

Для сравнения: у популяции детского населения с ИМП (хирургический профиль отделения) г. Казани Республики Татарстан (рис. 3) уровень резистентности Escherichia coli к ампициллину составил 30,77%, амоксициллину + клавулановой кислоте - ​23,08%, цефиксиму, цефотаксиму, цефтибутену, цефтазидиму, цефепиму, гентамицину, тобрамицину, нитрофурантоину, фосфамицину - ​по 7,69% соответственно.

Рис. 3. AMRmap [9, 10]: уровень резистентности Escherichia coli к антимикробным препаратам [детское население с ИМП (хирургический профиль отделения) г. Казани Республики Татарстан) (https://amrmap.ru)]

Данные онлайн-платформы AMRmap отражают рост устойчивости к АМП среди внебольничных штаммов Enterobacterales, и в частности Escherichia coli в различных регионах России.

В многоцентровом исследовании "ДАРМИС‑2018" было продемонстрировано, что более половины изолятов Escherichia сoli при ИМП у детей в РФ приобрели устойчивость к ампициллину (51,0%), амоксициллину + клавулановой кислоте (47,1%) и котримоксазолу (триметоприму/сульфаметоксазолу) (31,4%) [12, 13].

Уровень резистентности кишечной палочки к цефиксиму, цефотаксиму, цефтазидиму, цефтибутену за последние годы вырос с 6,3 до 23,5% [12, 13].

Самые высокие показатели чувствительности Escherichia coli среди пероральных антибактериальных препаратов продемонстрированы для фосфомицина (97,83%) и нитрофурантоина (97,83%) [12, 13].

Примеры практических заданий: согласно индивидуальному варианту по карте антимикробной резистентности (AMRmap), указать уровень резистентности возбудителей к основным АМП при внебольничной ИМП у детей по разным регионам. Данные представить в виде отчета (со скриншотом выполненного задания и выводами).

Таким образом, в рекомендуемых схемах эмпирической терапии без возможностей достоверной микробиологической диагностики следует учитывать результаты регионального мониторинга чувствительности уропатогенов к основным АМП. Планируемый результат применения онлайн-платформы AMRmap подразумевает рациональный выбор эмпирической антибактериальной терапии у пациентов c ИМП.

Корректировка временного и содержательного аспектов изучаемой темы требует использования различных форм контроля. Учебный процесс не будет полноценным без информации о качестве усвоения материала обучающимися. Важно зафиксировать результаты оценочной деятельности в документах (журнал, рабочая тетрадь).

Формы оценочных средств

1. Индивидуальный отчет о проделанной работе (со скриншотом выполненного задания и выводами).

2. Оформленный лист назначения в истории болезни пациента - ​индивидуальный и групповой продукт совместных действий.

Указанные формы являются эффективным оценочным средством и позволяют адекватно оценить уровень сформированности компетенций.

Организация четкой обратной связи - ​необходимое условие для решения практических задач. Акцентируется усилие на дебрифинге (разбор, обсуждение, работа над ошибками) по результатам работы в виде мини-конференции, понимание которых способствует формированию клинического мышления будущего врача. Обсуждение с обучающимися предложенных ситуаций и приемов решения практических задач демонстрирует большую заинтересованность и ответственность за предлагаемые варианты действий. Помимо самих знаний, умений и навыков, обучающиеся получают опыт их приобретения и практического применения, осваивают пути и способы самостоятельного поиска решения.

Обсуждение

Нами накоплен опыт использования активных методов обучения, включающих индивидуальную и групповую работу обучающихся, направленную не только на овладение теоретическими знаниями, но и на формирование практических умений по конкретной клинической ситуации.

Постановка проблемной задачи практического характера, побуждение обучающихся к поиску недостающих знаний при выполнении заданий, оценочная деятельность являются основным направлением деятельности педагога при планировании занятия.

Максимальная вовлеченность и активность обучающихся в индивидуальной и групповой деятельности с самоорганизацией процесса рассматривается как планируемый результат обучения.

При разработке заданий разной степени сложности применяется личностно-ориентированный подход, обеспечивающий возможность реализации самостоятельности, инициативности, осмысленного поиска решения ситуационных задач, сводя к минимуму пассивную форму приобретения знаний обучающимися.

При анализе содержания практического занятия установлено, что оно проводится в форме моделирования конкретных профессиональных ситуаций. Имитация клинической ситуации позволяет подстроить ситуацию под потребности учебного процесса и возможности обучающихся. Обучение проводится по заданным параметрам с формированием любого варианта ситуации. Создается возможность неограниченного повторения необходимого приема, а также отработка индивидуального и группового стиля работы.

Такой подход к организации учебного процесса позволяет обучающимся успешно осваивать учебный материал и применять свои знания, умения, трудовые действия в профессиональной среде.

Заключение

Таким образом, практико-ориентированный подход в обучении обеспечивает возможность полного освоения проблемной ситуации; рациональное сочетание индивидуальной и групповой деятельности; создание условий для творческой деятельности обучающихся; преемственность знаний и непрерывность профессиональной подготовки. Следовательно, педагогические приемы проблемно-ориентированного обучения, формирующие основу профессиональной компетентности, необходимо повсеместно включать в образовательный процесс медицинского образования.

Литература

1. Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Новый подход к взаимодействию преподавателя и студентов в образовательном процессе медицинского вуза через паттерны // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 8-14. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-8-14

2. Гулзода М.К., Махмудзода Х.Р., Абдуллозода С.М., Али-Заде С.Г. Роль проблемно-ориентированного обучения в медицинском образовании // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 55-64. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-55-64

3. Габдуллина Г.С., Адайбаев Т.А., Сулейменова Ф.М., Тажиметов Б.М., Сагимова Г.К. Применение проблемно-ориентированного обучения в медицинском вузе // Биология и интегративная медицина. 2021. Т. 47, № S1. С. 34-40.

4. Толмачева С.В., Видикер Р.В., Резникова Е.А. Проблемно-ориентированная среда в обучении студентов медицинского вуза // Advanced Science. Пенза, 2020. С. 215-217.

5. Подгрушная Т.С. Практико-ориентированный подход к преподаванию микробиологии в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 2. С. 107-114. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-2-107-114

6. Кузнецова О.Ю., Моисеева И.Е., Дегтярева Л.Н. Инновационные методы преподавания. Проблемно ориентированное обучение и дистанционные технологии // Российский семейный врач. 2019. Т. 23, № 2. С. 27-34. DOI: https://www.doi.org/10.17816/RFD2019227-34

7. Князева Л.И., Князева Л.А., Горяйнов И.И., Борисова Н.А., Степченко М.А., Мещерина Н.С., Безгин А.В., Хардикова Е.М., Вавилина Е.С., Мальцева Г.И., Понкратов В.И., Хлебодарова Е.В. Значимость приемов педагогического мастерства преподавателя при обучении клиническим дисциплинам в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 149-153.

8. Абдулдаева А.А., Досжанова Г.Н. Использование инновационных методов в медицинском образовании на примере НАО "Медицинский университет Астана" // Биология и интегративная медицина. 2021. Т. 47, № S1. С. 20-27.

9. Кузьменков А.Ю., Виноградова А.Г., Трушин И.В., Эйдельштейн М.В., Авраменко А.А., Дехнич А.В., Козлов Р.С. AMRmap - система мониторинга антибиотикорезистентности в России // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2021. Т. 23, № 2. С. 198-204. DOI: https://www.doi.org/10.36488/cmac.2021.2.198-204

10. Виноградова А.Г., Кузьменков А.Ю. Практическое применение AMRmap: элементы подхода "от общего к частному" на примере Klebsiella pneumoniae // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2019. Т. 21, № 2. С. 181-186. DOI: https://www.doi.org/10.36488/cmac.2019.2.181-186

11. Патент РФ на изобретение №RU 2019615001/25.02.2019 № заявки: 2019612184. Трушин И.В., Кузьменков А.Ю., Авраменко А.А. AMRbook (схемы антимикробной терапии) Тип: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39313917_97589547.PDF

12. Инфекции мочевых путей у детей. Клинические рекомендации. Москва : 2021. 82 с.

13. Палагин И.С., Сухорукова М.В., Дехнич А.В., Эйдельштейн М.В., Перепанова Т.С., Козлов Р.С., исследовательская группа "ДАРМИС-2018". Антибиотикорезистентность возбудителей внебольничных инфекций мочевых путей в России: результаты многоцентрового исследования "ДАРМИС-2018" // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2019. Т. 21, № 2. С.134-146. DOI: https://www.doi.org/10.36488/cmac.2019.2.134-146

14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017 г. № 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый".

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Балкизов Залим Замирович
Генеральный секретарь Российского общества специалистов медицинского образования, директор Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессор кафедры профессионального образования и образовательных технологий ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, генеральный директор компании ГЭОТАР-Мед, Советник Президента Национальной медицинской палаты, Москва, Российская Федерация

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»